Научная статья на тему 'Феномен наставничества: история становления и современные вызовы'

Феномен наставничества: история становления и современные вызовы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
наставничество / образование / общество / производство / рабочие / шефство / mentoring / education / society / production / workers / patronage

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алдошина Марина Ивановна, Фетисов Александр Сергеевич

В статье рассматривается актуальная проблема наставничества в образовании, в ней проведен анализ исторического развития наставничества, представлены дефиниции принципов и форм наставничества, а также современное состояние проблемы. Историографический обзор позволил детализировать развитие наставничества в XX в., актуализируя политические, социальноэкономические и педагогические тенденции развития страны и феномена наставничества. Авторами предлагаются некоторые аспекты актуализации и современного состояния наставничества в социокультурной ситуации первой четверти ХХI в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алдошина Марина Ивановна, Фетисов Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mentoring phenomenon: history of development and modern challenges

The article discusses the acute issue of mentoring in education and analyzes the historical development of mentoring, it provides definition of principles and forms of mentoring as well as the current state of the problem. The historiographic review made it possible to specify the development of mentoring in the 20th century, updating the political, socio-economic and pedagogical tendencies of the country’s development and the phenomenon of mentoring. The authors propose some aspects of updating and of the modern state of mentoring in the socio-cultural situation of the first quarter of the 21 century.

Текст научной работы на тему «Феномен наставничества: история становления и современные вызовы»

УДК 378 DOI: 10.31862/2218-8711-2023-5-106-113

ББК 74.03

ФЕНОМЕН НАСТАВНИЧЕСТВА: ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ

MENTORING PHENOMENON: HISTORY OF DEVELOPMENT AND MODERN CHALLENGES

Алдошина Марина Ивановна

Директор центра взаимодействия с Российской академией образования, и.о. заведующего кафедрой технологии и предпринимательства, ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева», доктор педагогических наук, профессор E-mail: maraldo57@mail.ru

Aldoshina Marina I.

Director of the Center for Interaction with the Russian Academy of Education, acting Head of the Department of Technology and Entrepreneurship, Orel State University named after I. S. Turgenev, ScD in Education, Full Professor E-mail: maraldo57@mail.ru

Фетисов Александр Сергеевич

Заведующий кафедрой социальной педагогики, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет», доктор педагогических наук, доцент E-mail: asfet@mail.ru

Fetisov Alexander S.

Head of the Department of Social Pedagogy of Voronezh State Pedagogical University, ScD in Education, Associate Professor

E-mail: asfet@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема наставничества в образовании, в ней проведен анализ исторического развития наставничества, представлены дефиниции принципов и форм наставничества, а также современное состояние проблемы. Историографический обзор позволил детализировать развитие наставничества

Abstract. The article discusses the acute issue of mentoring in education and analyzes the historical development of mentoring, it provides definition of principles and forms of mentoring as well as the current state of the problem. The historiographic review made it possible to specify the development of mentoring in the 20th century, updating

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Алдошина М. И., Фетисов А. С., 2023

в XX в., актуализируя политические, социально-экономические и педагогические тенденции развития страны и феномена наставничества. Авторами предлагаются некоторые аспекты актуализации и современного состояния наставничества в социокультурной ситуации первой четверти XXI в.

the political, socio-economic and pedagogical tendencies of the country's development and the phenomenon of mentoring. The authors propose some aspects of updating and of the modern state of mentoring in the socio-cultural situation of the first quarter of the 21 century.

Ключевые слова: наставничество, образование, общество, производство, рабочие, шефство.

Keywords: mentoring, education, society, production, workers, patronage.

Для цитирования: Алдошина М. И., Фетисов А. С. Феномен наставничества: история становления и современные вызовы // Проблемы современного образования. 2023. № 5. С. 106-113. DOI: 10.31862/2218-8711-20235-106-113.

Cite as: ALdoshina M. I., Fetisov A. S. Mentoring phenomenon: history of development and modern challenges. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2023, No. 5, pp. 106-113. DOI: 10.31862/22188711-2023-5-106-113.

Введение

Стремительное развитие современного общества предопределяет обновления требований рынка труда к будущим профессионалам, что отображается на особенностях образовательной системы. Современная образовательная парадигма характеризуется рядом аспектов: сменой системы ценностей, социально-экономических и политических установок (социальных и личностных); стремительной эволюцией информационного общества; изменением статуса всех субъектов образовательных отношений; изменением функций труда педагога; наметившимся разрывом между потребностями современного социума и качеством профессионально-педагогического образования.

При подготовке молодых кадров как в образовательных организациях, так и в реальном секторе экономики важную роль играет наставничество. Рассматривая современную позицию науки и образовательной практики, мы отмечаем повышенный интерес в отношении феномена наставничества. В 2013 г. Президент РФ В. В. Путин на заседании Государственного совета обозначил необходимость в эффективной моти-вационной системе наставников, впоследствии на федеральном уровне реализовавшейся в разработке и утверждении методологии наставничества, а на региональном уровне конкретизировавшей целевую модель в различных планах и отдельных программах [1].

Основное содержание

Во многих областях деятельности человека наставничество является важной составляющей становления личности. Несмотря на повышенный интерес к наставничеству

в последнее время, отметим, что данный тип взаимодействия и передачи опыта известен с первобытных времен, с практики инициаций. С целью выживания более опытные члены сообщества должны были передавать свой навык (разжигание огня, изготовление и использование орудий труда, поиск съедобной растительной и животной пищи) младшему поколению.

М. И. Махмутов утверждал, что одним из основополагающих условий существования и развития человеческого общества является усвоение предыдущего опыта людьми нового поколения. Воспитание является важнейшей функцией общества, представляющей собой процесс передачи общественно-исторического опыта от поколения к поколению [2]. В условиях отсутствия разнообразных информационных источников передача знаний и навыков осуществлялась наглядным способом. На протяжении всего эволюционирования человечества (от эпохи первобытности до современной фазы цивилиза-ционного развития) наставничество закономерно проходило путь развития и модификации в современную форму [3].

Рассмотрим феномен наставничества, который впервые был описан в текстах Древней Греции. Великие мыслители того периода раскрывали основные направления наставничества. Так, древнегреческий философ Сократ в процессе диалектического спора подводил ученика к осмыслению истины через продуманные вопросы. Анализируя внутренние силы человека, Сократ пробуждал внутренние душевные резервы ученика, что способствовало зарождению истины и актуализировало личностный потенциал. Наставничество в данном контексте стоит определить как процесс побуждения учителем мыслительной активности и деятельности ученика. В трудах Платона отмечается мысль о том, что наставником должен быть человек с жизненным опытом, который приступает к воспитанию ребенка с раннего возраста, для постепенного погружения его в мир идей и сопровождения.

В русской культуре с середины XVII в. слово «наставник» употребляется в значении 'учитель' или 'воспитатель'. В XVIII в. традиция наставничества сложилась в ремесленном деле, где роль наставника выполнял мастер. Являясь примером, наставник демонстрировал мастерство, а ученик, в свою очередь, терпеливо и настойчиво работал над изделием. В начале XIX в. в Российской империи наставник занимал особую нишу в учебных заведениях, в соответствии с которой не только реализовывал роль наблюдателя за учениками, но и нравственно воспитывал молодое поколение [4].

К. Д. Ушинский в своих работах, отражая влияние опыта наставника на профессиональную деятельность молодого педагога, считал, что теоретические знания и практический опыт должны дополнять друг друга, и подчеркивал важную профессиональную роль наставников и педагогов - воспитателей гимназистов [5].

В XX в. на смену ремеслу приходит машинное производство, индустриализация, в процессе которой нарастает значимость промышленного труда и опыта работы с механизированным оборудованием. Данное обстоятельство расширило значимость наставничества для молодых работников вследствие тонкости и сложности выполняемых профессиональных функций. С выходом на работу молодым рабочим требовалась профессиональная и социальная адаптация к условиям организации

и осуществления непосредственных трудовых действий, актуализируя идею включения производственной практики еще в учебных заведениях, а затем ее распространяя и на предприятия.

В период 1920-1930-х гг. начинает развиваться систематическая шефская работа с молодежью, занятой на фабрично-заводских предприятиях, разработаны нормативы и обоснована база фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) как меры объединения труда рабочих и обучения подрастающего поколения - системы труда и ученичества, поддержанной со стороны партии и правительства [6]. Созданные бригады высококвалифицированных рабочих на предприятиях занимались обучением молодых работников, опыт их взаимодействия обобщался и распространялся, рекомендовался к диссе-минации, принимая в дальнейшем повсеместный характер в форме шефства [7].

Таким образом, в первой половине прошлого века наставничество становится широкой системой профессиональной адаптации и подготовки рабочих. Шефство как форма наставничества распространяется повсеместно и приобретает учебно-методическую поддержку [11].

В период 1950-1960-х гг. появляются научные работы по производственной педагогике, которые, как отмечает М. И. Махмутов, стали предшественниками педагогики наставничества: «Из опыта работы по повышению квалификации мастеров производственного обучения», «Инструктор производственного обучения» (С. Я. Батышев); «Подготовка новых рабочих методом индивидуального ученичества» (М. М. Свадковская), «Комсомольцы-производственники в помощь школе» (В. М. Шепель).

В 1975 г. издаются работы С. С. Витченко с обобщенным опытом воспитания рабочей молодежи (основным трудом является «Слово наставника»), которые в историографии феномена считаются базовыми. Именно с этого периода наставничество признается социальным явлением, сформировавшимся на практическом и теоретическом опыте шефства [цит. по: 2]. Данный период характеризуется началом развития и активного изучения наставничества, его теоретических основ, форм и методов распространения, подкрепляясь накопленным опытом профессиональной подготовки рабочих, созданием нормативных документов, а также педагогическими и методическими исследованиями.

В 1970-1990-е г. XX в. обобщаются результаты углубленного научного изучения социального явления наставничества (А. С. Батышев, А. В. Измайлов, М. И. Махмутов, Н. М. Таланчук). Если в 1970-е гг. наставничество характеризовалось «как социально-педагогическая система воздействия со стороны передовых рабочих на волю и сознание молодых работников с целью формирования коммунистического мировоззрения, развития профессионального интереса, выработки морального удовлетворения от трудового производства, а также воспитания жизненной позиции» [8], то 1980-е гг. характеризуются как период расцвета наставничества: присуждаются правительственные награды в виде нагрудных знаков; осуществляется разработка методических рекомендаций по подготовке наставников, а также их апробация; проводятся педагогические исследования и диссертационные работы; появляются учебные планы и курсы обучения наставников на предприятиях по воспитанию молодых рабочих.

В этот период особняком стоит разворачивание движения педагогов-новаторов и анализ его влияния на массовую образовательную практику и педагогическую науку, хотя «не стоит забывать, что деятельности педагогов-новаторов советской школы 1970-1980-х гг. предшествовал очень значимый и плодотворный период массового инновационного педагогического творчества, который охватывает время 1950-х - первой половины 1960-х гг.» [9, с. 8].

Изменение политического режима в стране в начале 1990-х негативно повлияло на систему наставничества. Развитие частного предпринимательства в экономической сфере разрушительно сказалось на выстраиваемой многолетней системе наставничества «предприятие - вуз - профессиональные учебные заведения». Произошедшая стагнация системы образования, промышленности и всего экономического блока, социальных институтов и общественного сознания деструктивно отразилась на общественном мировосприятии в целом. Упал престиж рабочих профессий, утратились социальные и профессиональные ориентиры профессиональной подготовки кадров рабочих профессий без особого внимания власти и общественных институтов, хотя профессиональные образовательные учреждения продолжали подготовку специалистов рабочих профессий.

Однако единично опыт наставничества существовал, привычно развивался, на предприятиях оставались опытные рабочие, осуществляющие наставническую функцию на добровольной основе, без общественного поощрения и признания. Также приостановились научные исследования наставничества, в лучшем случае переиздавалась изданная в конце прошлого века литература. Можно с уверенностью отметить, что конец XX в. характеризуется затуханием наставничества как педагогического явления.

Начало XXI в. знаменует острую необходимость в рабочих кадрах, ликвидацию нехватки которых начинают реализовывать через обучение на предприятиях. Это приводит к появлению учебных центров, к работе в них необходимо было привлекать опытных обучающих сотрудников и специалистов для обучения и переобучения сотрудников с целью повышения конкурентоспособности предприятия. В данный период возобновляется научный интерес исследователей к феномену наставничества, его личности, сущности и содержанию деятельности наставника и условиям развития его потенциала (К. В. Колеснеченко, Д. А. Красило, И. В. Круглова, А. Р. Масали-мова, Е. Н. Фомин, Е. В. Чарина), что выступает иллюстрацией актуальности феноменологии наставничества, путей его теоретического, методического и практического развития.

В современной России, в условиях санкционного давления, разрушения привычных экономических связей и крушения единого мирового рынка, дефицит работников на предприятиях и снижение интереса к рабочим профессиям побуждают власть, реальный сектор экономики и современное общество вновь обратиться к наставничеству (как феномену профессионального и мировоззренческого взаимодействия мастера и молодого рабочего) и идее объединения промышленных предприятий с учебными заведениями (как механизму практико-ориентированной профессиональной подготовки и повышения имиджа рабочих профессионалов младшего и среднего звена).

Роль наставника на сегодняшний день активно обсуждается на различных мероприятиях государственного уровня, в частности, Президент РФ В. В. Путин неоднократно в своих выступлениях подчеркивает важность возрождения института наставничества в современных формах [10].

Анализ современного состояния проблемы наставничества показывает, что в Российской Федерации наблюдается рост общественного и профессионально-педагогического внимания к феномену наставничества, выражающийся в: формировании нормативного и методического обеспечения для различных форм наставничества; разработке и реализации Национальных проектов, в основе которых заложены механизмы развития наставничества; привлечении современных руководителей предприятий и бизнеса (работодателей) к профессиональной подготовке еще на периоде профессионального образования; внедрении программ объединения предприятий и образовательных организаций (сопряженных и сквозных программах, целевом приеме в вузы, создании и функционировании базовых кафедр, технопарков, кванториумов, бизнес-инкубаторов и т. п.); обновлении методической и материально-технической базы образовательных организаций, электронной образовательной среды и личных кабинетов для обучения, программ общего и дополнительного образования по подготовке кадров для осуществления наставнической деятельности.

Вывод

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что наставничество является сложным феноменом, понимаемым как процесс взаимодействия, обучения, руководства, поддержки, сопровождения и влияния на наставляемого с целью качественного становления профессионала и специалиста в любой сфере деятельности. Историческое становление наставничества начинается с первобытных времен, видоизменяется и трансформируется из наставлений подрастающему поколению в опыте выживания до изменений в подготовке соответствующих специалистов, вследствие развития различных сфер жизнедеятельности человека, из чередующихся периодов расцвета в 1970-1980 гг. и периодов полного забвения, преобразуется в самостоятельное, развиваемое государством и образовательными организациями движение с запущенными механизмами обновления и самодетерминации как самостоятельной системы педагогической деятельности и педагогический феномен.

Список литературы

1. Целевая модель наставничества педагогических работников в образовательных организациях: методические рекомендации. URL: https://nastavnik.apkpro.ru/ tselevayamodelnastavnichestva/ (дата обращения: 15.02.2023).

2. Махмутов М. И. Педагогика наставничества. М.: Советская Россия, 1981. 191 с.

3. Щербакова Т. Н., Щербакова Е. В. Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога // Теория и практика образования

в современном мире: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). СПб.: Свое изд-во, 2015. С. 18-22.

4. Якушкина М. С. Неформальные образовательные практики в пространстве непрерывного образования педагогов // Человек и образование. 2020. № 1 (62). С. 9-15.

5. Ичетовкина Н. М. Историко-педагогический анализ развития системы воспитательной деятельности: от классного наставника к классному руководителю // Учен. зап. Крымского федерального ун-та им. В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2020. Т. 6 (72), № 1. С. 25-36.

6. Батышев А. С. Педагогическая система наставничества в трудовом коллективе. М.: Высшая школа, 1985. 272 с.

7. Крупская Н. К. Педагогические сочинения. М.: АПН СССР, 1960. Т. 8. 751 с.

8. Вершловский С. Г., Ходаков А. И. Педагогика приходит в цех: О проблемах воспитания молодых рабочих. Л.: Лениздат, 1977. 143 с.

9. Богуславский М. В. Феномен массового педагогического новаторства в отечественном образовании 1950-х - первой половине 60-х годов // Наука. Управление. Образование. РФ. 2023. № 1 (9). С. 7-14.

10. Материалы совместного заседания Государственного совета и Комиссии при президенте по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития России от 23 дек. 2013 года // ГосМенеджмент. 2018. № 8. URL: https:// www.gosman.ru/politics?news=33753 (дата обращения: 17.02.2023).

11. Богуславский М. В., Куликова С. В. Исторический контекст модернизационных процессов в российском и зарубежном образовании // Психолого-педагогический поиск. 2014. № 3 (31). С. 128-133.

References

1. Tselevaya model nastavnichestva pedagogicheskikh rabotnikov v obrazovatelnykh organizatsiyakh: metodicheskie rekomendatsii. Available at: https://nastavnik.apkpro.ru/ tselevayamodelnastavnichestva/ (accessed: 15.02.2023).

2. Makhmutov M. I. Pedagogika nastavnichestva. Moscow: Sovetskaya Rossiya, 1981. 191 p.

3. Shcherbakova T. N., Shcherbakova E. V. Istoricheskiy aspekt nastavnichestva kak forma professionalnoy adaptatsii molodogo pedagoga. In: Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire. Proceedings of the VIII International scientific-practical conference (St. Petersburg, Dec. 2015). St. Petersburg: Svoe izd-vo, 2015. Pp. 18-22.

4. Yakushkina M. S. Neformalnye obrazovatelnye praktiki v prostranstve nepreryvnogo obrazovaniya pedagogov. Chelovek i obrazovanie. 2020, No. 1 (62), pp. 9-15.

5. Ichetovkina N. M. Istoriko-pedagogicheskiy analiz razvitiya sistemy vospitatelnoy deyatelnosti: ot klassnogo nastavnika k klassnomu rukovoditelyu. Uchen. zap. Krymskogo federalnogo un-ta im. V. I. Vernadskogo. Sotsiologiya. Pedagogika. Psikhologiya. 2020, Vol. 6 (72), No. 1, pp. 25-36.

6. Batyshev A. S. Pedagogicheskaya sistema nastavnichestva v trudovom kollektive. Moscow: Vysshaya shkola, 1985. 272 p.

7. Krupskaya N. K. Pedagogicheskie sochineniya. Moscow: APN SSSR, 1960. Vol. 8. 751 p.

8. Vershlovskiy S. G., Khodakov A. I. Pedagogika prikhodit v tsekh: O problemakh vospitaniya molodykh rabochikh. Leningrad: Lenizdat, 1977. 143 p.

9. Boguslavskiy M. V. Fenomen massovogo pedagogicheskogo novatorstva v otechestvennom obrazovanii 1950-kh - pervoy polovine 60-kh godov. Nauka. Upravlenie. Obrazovanie. RF. 2023, No. 1 (9), pp. 7-14.

10. Materialy sovmestnogo zasedaniya Gosudarstvennogo soveta i Komissii pri prezidente po monitoringu dostizheniya tselevykh pokazateley sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Rossii ot 23 dek. 2013 goda. GosMenedzhment. 2018, No. 8. Available at: https://www. gosman.ru/politics?news=33753 (accessed: 17.02.2023).

11. Boguslavskiy M. V., Kulikova S. V. Istoricheskiy kontekst modernizatsionnykh protsessov v rossiyskom i zarubezhnom obrazovanii. Psikhologo-pedagogicheskiy poisk. 2014, No. 3 (31), pp. 128-133.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2023, № 5

Статья поступила в редакцию 05.06.2023 The article was received on 05.06.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.