Научная статья на тему 'Феномен мифодизайна как объект философского анализа'

Феномен мифодизайна как объект философского анализа Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
380
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феномен мифодизайна как объект философского анализа»

Феномен мифодизайна как философские науки

объект философского анализа

Калиниченко С.С., Квеско Р.Б.

В настоящее время происходит два, на первый взгляд, противоречивых процесса. с одной стороны, основными тенденциями современного постиндустриального общества являются повышение значения научного знания и информации, творческих и интеллектуальных ресурсов, развитие средств массовой коммуникации, рационализация общества. с другой стороны, осуществляется мифологизация, ирраци-онализация массового сознания, возникают и распространяются новые современные мифы и новые методы по созданию современных мифов. Одним из таких проектных методов выступает мифодизайн.

Впервые исследуемое понятие было введено А.В. Ульяновским [1, 2]. Согласно определению автора, мифодизайн (от англ. design — интрига, умысел, проект; myth — миф) представляет собой «вид социально-культурной технологии, отличающийся применением особых системных процедур конструирования коммуникативного качества и коммуникативно-предметного поля какого-либо товара/услуги и особенным вниманием к поддержанию доверия целевых аудиторий» [2, с. 524].

В отечественной научной литературе более распространенным и изученным является процесс не мифо-дизайна, а мифотворчества. Однако единства мнений по поводу природы и даже отличительных черт данного явления среди современных исследователей не существует. с одной стороны, мифотворчество представляется процессом создания массовых мифов, общественных иллюзий в разных сферах общественной жизни для достижения различных целей (политических Э. Кассирер [3], социально-экономических и социальных Г.В. Осипов [4]). с этой точки зрения, мифотворчество выступает в качестве философ-ско-методологического приема и непосредственно соотносится с понятием «мифодизайн». с другой стороны, мифотворчество рассматривается в качестве бессознательного процесса формирования мифов обыденного сознания, будь то архаически древние времена или современное общество. Согласно этой концепции, мифотворчество — это «специфическая деятельность человеческого сознания, результатом которой выступают мифологии» [5, с. 8]. и в процессе мифотворчества, и в мифодизайне субъект познания воспринимает за реальность наглядно-чувственные образы, которые либо создаются бессознательно в качестве непреложной особенности сознания самим субъектом (мифотворчество), либо умышленно, сознательно производятся посредством различных технологий (мифодизайн). Именно в наличии бессознательного либо сознательного элемента при создании мифов проявляется главное, принципиальное различие между мифотворчеством и мифодизайном.

Таким образом, мифодизайн — это социокультурная целенаправленная, рационализированная технология по проектированию современных мифов, воспринимаемых потребителями в качестве реаль-

ности их жизненного мира, благодаря использованию архетипических и других мифологических структур при создании и распространении тех или иных сообщений.

Исследовательская проблема заключается в том, что среди немногочисленных работ, посвященных проблемам феномена мифодизайна, превалируют исследования прикладных направлений, рассматривающих данный феномен с технологической точки зрения: мифодизайн управления [6], вырабатывающий специальные технологии в области организационного развития и управления; мифодизайн рекламы [1], посвященный вопросам использования мифологических структур и элементов в качестве основной технологии при построении рекламных сообщений.

Однако технологическая составляющая — это лишь одна из граней мифодизайна. в целях более полного понимания рассматриваемого феномена, предвидения его негативных и положительных тенденций необходимо изучать мифодизайн в качестве многоаспектного явления, выявляя его междисциплинарные связи и характер.

Одним из первых исследовал проблему мифотворчества французский философ первой половины XX в., представитель интуитивизма и философии жизни,

A. Бергсон [7], согласно которому мифотворчество является важнейшим средством для противостояния интеллекту как разрушительной силе общества и культуры. Отечественным ученым, разрабатывающим философский аспект мифа, явился А.Ф. Лосев [8].

Связь мифодизайна с социологией, впервые выявленная французским философом первой половины XX в., Л. Леви-Брюлем [9], и получившая дальнейшую разработку в исследованиях современного отечественного ученого, Г.В. Осипова [4], выражается во взаимовлиянии мифодизайна и социальной структуры и социальных процессов, происходящих в обществе. При построении технологий мифодизайна ведется учет особенностей различных социальных групп, а применение технологий мифодизайна оказывает в свою очередь влияние на процессы социализации и социальной адаптации, направлено на изменение социальной активности населения, общественных ценностей и ориентиров.

Социально-психологические грани мифодизайна рассмотрены в трудах зарубежных исследователей:

B. Вундта [10], З. Фрейда [11], К. Юнга [12], посвященных исследованию бессознательной стороны мифологического мышления и являющегося методологической базой при выработке технологий современного мифотворчества, изучению последствий и способов его воздействия на индивидуальное и общественное сознание.

Социокультурные проблемы мифодизайна нашли свое отражение в работах Н.А. Бердяева [13], где выявляются процессы взаимного влияния мифодизайна и культуры.

Проблема манипуляции общественным сознанием средствами социального мифотворчества на междисциплинарном уровне раскрыта в трудах французского ученого, Г. Шиллера [14], и современного отечественного исследователя, С.Г. Кара-Мурзы [15].

Таким образом, мифодизайн — это многоаспектный социокультурный феномен. Объединенное рассмотрение вышеописанных подходов, позволяющее расширить представления о мифодизайне и по-иному взглянуть на лежащий в его основе и задающий ему контекстуальные рамки феномен современного мифа, возможно при социально-философском подходе, являющемся методологической основой данного исследования. При этом особую важность приобретает изучение философских аспектов мифодизайна.

Во-первых, мифодизайн как проектная технология оперирует философскими категориями, такими как:

♦ бытие и пространство, участвуя в их организации и оформлении посредством различных символов;

♦ истина и ложь, объективная и субъективная реальность, связанная с мифом, основным свойством которого является слияние реального и идеального, и особенностями его восприятия разными субъектами.

Следовательно, мифодизайн представляет собой деятельность по производству или искусственному созданию внешней и внутренней реальности, конструированию иллюзорных представлений, наглядно-чувственных образов.

Во-вторых, мифодизайн, находясь в контекстуальном поле отдельных разделов философии: онтологии и аксиологии, реализует соответствующие функции. Онтологическая сущность мифодизайна выражается в формировании мировоззрения, системы представлений личности о бытии, о принципах и законах ее строения. Аксиологическая функция мифодизайна выражается в транслировании духовных ценностей посредством обращения к культурным традициям, хранящихся в мифах, в формировании творческой личности и стимулировании творческой активности.

В-третьих, в основе мифодизайна лежит миф, который наделяет данный феномен философским содержанием и значением.

В связи с тем, что миф является базисным коллективным представлением любого типа общества и культуры [16, с. 59], что проявляется в бытовании мифологического мышления, мифодизайн оказывает воздействие на массовое сознание, а технологии мифодизайна ориентированы не на конкретного человека, а на общество и среду в целом и затрагивают иррациональность и интуитивность индивида.

Такое обращение к мифологическому мышлению и коллективному бессознательному, обеспечивающее легкость и естественность восприятия сообщений, прогнозирование и проектирование реакций, приво-

дящее к опасности манипулирования общественным сознанием, актуализирует в рамках феномена мифодизайна этико-философские проблемы.

Однако одновременно с этим благодаря мифу, придающему любому биологически нейтральному объекту смысл, вызывающему интерес человека к этим объектам, провоцируя его на познавательную активность, наполняющему человеческую жизнь смыслом, что означает установление многоуровневой взаимосвязи в картине мира, мифодизайн носит смыслообразующий характер и представляется в качестве технологии по надстраиванию новых смыслов.

Наряду с понятием «миф» в основе рассматриваемого социокультурного феномена лежит метод дизайна, который имеет не только конструктивно-предметное начало, связанное с проектированием и формообразованием. Экзистенциально-символическое начало дизайна, выражающееся в оформлении границ между человеком и вещью, между профанным и сакральным, между повседневной и неповседневной реальностью, развивают в основном философы постмодерна Ж. Деррида [17] и другие. Кроме того, в работах К.М. Кантора [18] выделяется гуманитарно-антропологическое начало, когда дизайн рассматривается как особая сфера социокультурного проектирования, ориентированного на оформление и заботу об окружающем мире человека.

Таким образом, мифодизайн выступает в качестве метода дизайна системы представлений о мире, основанного на художественно-научном подходе, в качестве способа освоения действительности через деятельность, оформляющую социальное пространство и обеспечивающую социальное наследие и воспроизводство культуры, а также в качестве формы познания и осмысления.

Исходя из вышесказанного, мифодизайн, представляя собой многогранное социокультурное явление, лежащее в междисциплинарном поле и затрагивающее ряд вопросов социально-философского значения, включает в себя ряд сущностей философского характера:

♦ гуманистичес ко-антропологическую сущность в связи с тем, что данный феномен функционирует в социокультурной сфере и связан с оформлением окружающего мира человека;

♦ экзистенциальную сущность, состоящую в определении посредством мифодизайна бытия человека, наделении смысловой нагрузкой человеческого существования, бытийном устройстве и формировании социальной реальности;

♦ феноменологическую сущность мифодизайна, заключающуюся в опоре при функционировании на внеопытные и внетеоретические структуры сознания, в уделении особого внимания бессознательной составляющей человеческого сознания;

♦ проектно-деятельностную составляющую, так как рассматриваемый феномен организует и про-

Философские науки

ектирует деятельность общества, регулирует его поведение;

♦ гносеологическую сущность, связанную с познавательной деятельностью, созданием объяснительных и смысловых моделей;

♦ коммуникативную сущность, так как мифодизайн является коммуникативной системой и способствует установлению коммуникативных связей через систему символов и знаков.

Выявленные сущности феномена мифодизайн, необходимость их дальнейшего рассмотрения для более глубокого понимания феномена мифодизайна подтверждают важность исследований мифодизайна в философском аспекте, включении дефиниции «ми-фодизайн» в контекстуальное поле философии.

Список использованных источников:

1. Ульяновский А.В. Мифодизайн рекламы. - СПб.: Институт личности, 1995. - 300 с.

2. Ульяновский А.В. Мифодизайн : коммерческие и социальные мифы. - СПб. : Питер, 2005 - 544 с.

3. Кассирер Э. Техника политических мифов // Октябрь. -1993. - № 7. - С. 153-164.

4. Осипов Г.В. Социальное мифотворчество и социальная практика. - М.: Изд-во НОРМА, 2000. - 543 с.

5. Найдыш В.М. Философия мифологии. XIX - начало XXI в. -М. : Альфа-М, 2004. - 544 с.

6. Реут Д.В. Способы конструирования мифа // Корпоративная культура. - 2005. - № 4. - С. 12- 15.

7. Бергсон А. Творческая эволюция. - М.: Кучково поле, 2006. - 384 с.

8. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. - М. : Мысль, 2001 - 558 с.

9. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. — М.: Изд-во МГУ, 1980. - С. 130-140.

10. Вундт В. Проблемы психологии народов. - М.: КД Либро-ком, 2010. - 132 с.

11. Фрейд З. Введение в психоанализ : Лекции. - М. : АСТ, 2008. - 607 с.

12. Jung C.G. The archetypes and the collective unconscious. -Princeton, N.J.: Princeton University Press, 2009. - 451 p.

13. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: в 2 т. — М.: Искусство; Лига, 1994.

14. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. - M.: Мысль, 1980. -326 с.

15. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. - М.: Изд-во ЭКСМО, 2007. - 864 с.

16. Пашинина Д.П. Миф как основание и феномен культуры (миф - совокупность базисных бессознательных, коллективных представлений) // Мир психологии. - 2003. - № 3.

- С. 57-62.

17. Деррида Ж. Письмо и различие. — М.: Академический проект, 2007. — 495 с.

18. Кантор К.М. Опыт социально-философского объяснения проектных возможностей дизайна // Вопросы философии.

- 1981. - № 11. - С. 84—96.

Информация об авторах:

• Калиниченко С.С. // аспирант кафедры философии ТПУ, г. Томск.

• Квеско Р.Б. // д.фс.н., доцент кафедры философии ТПУ, г. Томск.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.