Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН МЕДИЦИНСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ И ЕГО ФИЛОСОФСКО-ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ'

ФЕНОМЕН МЕДИЦИНСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ И ЕГО ФИЛОСОФСКО-ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
141
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИКТОР ФОН ВАЙЦЗЕККЕР / МЕДИЦИНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / ЧЕЛОВЕК / БОЛЕЗНЬ / ЗДОРОВЬЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дамте Давид Соломонович

Рассматриваются философско-теологические основания медицинской антропологии Виктора фон Вайцзеккера (1886-1957 гг.). С помощью источников, многие из которых впервые вводятся в научный оборот, и исследовательской литературы показывается соотношение представлений Вайцзеккера о человеке, болезни и здоровье и соответствующих философско-теологических представлений. Раскрывается значение идей Вайцзеккера в контексте взаимодействия современных наук о человеке, философии и теологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF MEDICAL ANTHROPOLOGY AND ITS PHILOSOPHICAL AND THEOLOGICAL FOUNDATIONS

This paper examines the philosophical and theological foundations of the medical anthropology of Victor von Weizsäcker (1886-1957). Drawing on sources, many of which are being introduced into scholarship for the first time, and research literature, we show the relationship between Weizsäcker's ideas of man as a psychosomatic unity, illness as a life crisis, and health, on which the German thinker's theory is based, and the corresponding philosophical and theological conceptions. We reveal the significance of Weizsäcker's ideas in the context of the interaction of modern human sciences, philosophy and theology.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН МЕДИЦИНСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ И ЕГО ФИЛОСОФСКО-ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ»



Серия «Политология. Религиоведение»

2022. Т. 42. С. 135-141

Иркутского государственного университета

И З В Е С Т И Я

Онлайн-доступ к журналу: http://izvestiapolit.isu.ru/ru

Научная статья

УДК 215

https://doi.org/10.26516/2073-3380.2022.42.135

Феномен медицинской антропологии и его философско-теологические основания

Д. С. Дамте*

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация Российский православный университет святого Иоанна Богослова, г. Москва, Российская Федерация

Аннотация. Рассматриваются философско-теологические основания медицинской антропологии Виктора фон Вайцзеккера (1886-1957 гг.). С помощью источников, многие из которых впервые вводятся в научный оборот, и исследовательской литературы показывается соотношение представлений Вайцзеккера о человеке, болезни и здоровье и соответствующих философ-ско-теологических представлений. Раскрывается значение идей Вайцзеккера в контексте взаимодействия современных наук о человеке, философии и теологии.

Ключевые слова: Виктор фон Вайцзеккер, медицинская антропология, философская антропология, человек, болезнь, здоровье.

Благодарности. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 21-011-44082 «Болезнь и исцеление в богословско-антропологической перспективе» .

Для цитирования: Дамте Д. С. Феномен медицинской антропологии и его философско-теологические основания // Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. 2022. Т. 42. С. 135-141. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2022.42.135_

The Phenomenon of Medical Anthropology and Its Philosophical and Theological Foundations

D. S. Damte*

Russian Academy National Economy and Public Administration, Moscow, Russian Federation Russian Orthodox University of Saint John the Divine, Moscow, Russian Federation

Abstract. This paper examines the philosophical and theological foundations of the medical anthropology of Victor von Weizsäcker (1886-1957). Drawing on sources, many of which are being introduced into scholarship for the first time, and research literature, we show the relationship between Weizsäckers ideas of man as a psychosomatic unity, illness as a life crisis, and health, on which the German thinker's theory is based, and the corresponding philosophical and theological conceptions. We reveal the significance of Weizsäcker's ideas in the context of the interaction of modern human sciences, philosophy and theology.

Original article

© Дамте Д. С., 2022

*Полные сведения об авторе см. на последней странице статьи. For complete information about the author, see the last page of the article.

Keywords: Viktor von Weizsäcker, medical anthropology, philosophical anthropology, man, disease, health.

Acknowledgments. The reported study was funded by RFBR, project number 21-011-44082 "Disease and healing in the theological and anthropological perspective".

For citation: Damte D. S. The Phenomenon of Medical Anthropology and Its Philosophical and Theological Foundations. The Bulletin of Irkutsk State University. Series Political Science and Religion Studies, 2022, vol. 42, pp. 135-141. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2022.42.135 (in Russian)

Одной из характерных особенностей исследований в современных науках о человеке является их междисциплинарный характер. Широкое распространение все чаще получают подходы, сочетающие в себе результаты работы в рамках отдельных направлений и дисциплин. Благодаря этому обеспечивается большая полнота и целостность представлений о человеке и в конечном счете открывается перспектива преодоления разрыва между естественными и гуманитарными науками [3, с. 19-63]. Поскольку изменения, сопровождающие процессы конвергенции, затрагивают основания наук, возрастает значение более широкого, философского, взгляда на мир и пересматриваются некоторые базовые соотношения, в частности между научным и религиозным пониманием жизни, человека, здоровья и болезни. В этом смысле показательным является развитие медицинской науки начиная с первой половины XX в., когда в ней формируются несколько интегративных моделей: общими для них оказываются признание связей между биологическим, психологическим и социальным началами в человеке, идея многофакторного происхождения болезней и понимание здоровья как относительной характеристики, определяемой в зависимости от обстоятельств жизни и особенностей конкретного человека [1, с. 33-36]. Поворотным моментом в отношениях медицины с другими науками о человеке и с философией и теологией становится инте-гративная модель, предложенная немецким врачом-физиологом и философом В. фон Вайцзеккером.

Исходным пунктом размышлений Вайцзеккера были опыт, который он получил в годы Первой мировой войны, и наблюдения 1920-1940-х гг., когда он заведовал неврологическим отделением клиники при Гейдельбергском университете. К этому периоду относится разработка понятия гештальт-круга, которым обозначается взаимосвязь субъективного (психического) и объективного (физического) в человеке. Вайцзеккер показывает ее на примере отношения между восприятием и движением: эти процессы не являются параллельными или каузально взаимосвязанными, а представляют собой единое целое, уникальный акт, в котором они взаимно представляют и объясняют друг друга [10, p. 23-26]. Продолжение работы в этом направлении привело Вайцзеккера к общему выводу, что в отношениях организма с окружающей средой прослеживается связь и взаимное соответствие и невозможно сказать, что одна из сторон является определяющей. Главная особенность живого заключается в сложном переплетении внутреннего и внешнего, в котором обе составляющие оказывают влияние друг на друга. Развитие живого представляет собой непрерывный ряд изменений, каждое из которых не является следствием влияния со стороны внешнего мира или чем-то независимым от него, но неотъемлемой

Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. 2022. Т. 42. С. 135-141 The Bulletin of Irkutsk State University. Series Political Science and Religion $udies, 2022, vol. 42, pp. 135-141

частью перемен в нем самом. Жизнь раскрывается как непрерывное переопределение отношений между живым существом и средой [Там же, р. 252], разворачивающееся во времени.

Единство жизни, обнаруживающееся в человеке и во всем живом, согласно Вайцзеккеру, не укладывается в рамки объяснительных схем, основанных на разграничении внешних и внутренних процессов, которые получили широкое распространение в науках о человеке в Новое время. Все то, что было отнесено к сфере внутренних, недоступных для наблюдения процессов, считалось вторичным, внимание уделялось преимущественно внешним параметрам. В медицине следствием этого стало понимание болезни (в самом общем виде) как отклонения от нормального состояния, определяющегося по совокупности проявлений, и представление о лечении как серии манипуляций, имеющих своим результатом полное возвращение к норме. Эти взгляды вполне соответствовали критериям точности и наблюдаемости, но на практике приводили к тому, что субъект, человек, оказывался как бы исключенным из терапевтического процесса, а усилия врача были направлены в основном на то, чтобы устранить симптомы болезни. Такой подход был неэффективным, например, при функциональных нарушениях без явных соматических оснований, с которыми имели дело Вайцзеккер и его коллеги. Клиническая практика и наблюдения [6], а также последовательная разработка идеи о единстве физического и психического в человеке привели немецкого ученого к новому пониманию болезни и лечения.

В работах 1930-х гг. и в обобщающих сочинениях более позднего времени [11; 13, р. 246-263] Вайцзеккер предлагает рассматривать болезнь в контексте биографии человека как кризис, нарушение привычного ритма жизни. Болезнь не случайна, и ее причины не всегда можно открыть путем наблюдений. Во многих случаях истоки проблем лежат в прошлом пациента, в области непознаваемых переживаний, которые поначалу остаются скрытыми от врача, как и от самого нуждающегося в помощи человека. Прошлое - это не ряд некогда случившихся событий, оно затрагивает настоящее человека и его будущее. Столкновение с вызовами, на которые по разным причинам не находится ответа, в дальнейшем может стать исходной точкой кризиса. Тем самым болезнь вписывается в сложную картину человеческой жизни.

По Вайцзеккеру, болезнь и связанные с ней страдания, о которых часто забывала медицина прошлого, имеют экзистенциальный смысл. Преодолевая трудности, человек приобретает новый опыт и вместе с тем начинает лучше понимать самого себя. Человеческое существование, неотъемлемыми частями которого являются болезни и страдания, претерпевание и преодоление, открытое миру, ориентированное на будущее и, как следствие, подверженное угрозам, Вайцзеккер называет патическим [13, р. 60-86]. Его развитие напоминает движение по спирали. Кризисные точки, болезни, выступают как рубежи: преодолевая их, человек входит в новый этап, который продолжается до тех пор, пока человек снова не столкнется со своими границами. Движение патического существования никогда не останавливается. Человек приходит к относительному равновесию, но быстро теряет его и снова устремляется к

нему. В этом причина беспокойства, неустойчивости, непроясненности человеческого существования [9, р. 19-20].

В практическом плане биографический подход предполагает сбор и анализ максимально подробной информации об образе жизни и окружении пациента, к которой затем добавляются результаты обследований и наблюдений, и на основании этих данных складывается общее представление о болезни. Перед врачом стоит непростая задача: из отдельных жалоб и имеющихся данных он должен вывести нечто общее, показать их смысл, т. е. по сути провести герменевтическую процедуру [6, р. 187-189]. Началом и одной из главных движущих сил процесса лечения является диалог между врачом и пациентом, в котором они участвуют как партнеры. В теории медицины Вайцзеккера врач относится к пациенту не с позиции знатока, дающего рекомендации, но как человек, который, опираясь на полученные сведения, на свои знания и опыт, приходит к пониманию того, что стоит за переживаниями больного, предлагая ему свой взгляд на проблему. В диалоге между врачом и пациентом проявляется неоднозначность конкретной ситуации: это, в свою очередь, помогает преодолеть установку на превосходство первого, ведущего, по отношению ко второму, ведомому, поскольку оба они, обмениваясь информацией и опытом, приобретают новое видение проблемы. Возникает доверительное отношение обеих сторон друг к другу - принципиально важный момент для проекта медицины, ориентированной на человека [13, р. 242-243, 343-345].

В ходе взаимодействия врача и пациента формируется не только определенное видение существующих проблем, но и представление о подходах к их решению, о тех путях, которые могли бы привести к здоровью. В системе Вайцзеккера, основанной на идее о неустойчивости и противоречивости человеческого существования, представление о здоровье меняется: оно выступает не как некий абстрактный показатель, которого в результате лечения должен достичь пациент, но как относительная величина, определяемая исходя из возможностей больного. При этом принимаются во внимание не только физические факторы, но и условия жизни, окружение человека, характер его связей с людьми и т. д. Это особенно важно в сложных случаях, таких как, например, неврозы, психозы, хронические и неизлечимые болезни, различные функциональные нарушения. Анализ таких ситуаций, по Вайцзеккеру, показывает, что лечение не будет иметь эффекта без изменений в отношении человека к самому себе и к окружающим, без осознания им своих целей и формирования у него готовности воплощать их в жизнь [12, р. 68-72]. Болезнь и связанные с ней переживания ставят человека перед проблемами, о которых он ранее не задумывался, побуждают его по-новому взглянуть на свое прошлое и настоящее, благодаря чему становится возможной серьезная внутренняя работа, приводящая к жизненным переменам. Вайцзеккер говорит, что иногда лечение продолжается длительное время, по разным причинам оказывается незавершенным или в принципе незавершимым. Поэтому если врачу удастся удержать болезненный процесс в определенных границах и придать ему нужное направление, то это можно считать успехом [12, р. 67-68; 13, р. 260-263].

Концепция Вайцзеккера была воспринята современными исследователями в области психотерапии, биоэтики, отношений медицины и теологии. Прежде всего они обращают внимание на представление Вайцзеккера о взаимосвязи внешнего и внутреннего, физического и психического в человеке, подчеркивая, что оно согласуется с базовыми положениями христианской антропологии о человеке как психосоматическом единстве [4, р. 281, 320, 341; 8, р, 386]. Момент, когда эта взаимосвязь проявляется особенно отчетливо, -болезнь, кризис [2]. Вайцзеккер рассматривает кризисы на нескольких уровнях. На самом глубоком из них, подчеркивает С. Эмондтс, жизненные кризисы вписаны в эсхатологическую перспективу, рассматриваются в горизонте кризиса последних времен и Страшного суда [5, р. 46-48]. Вместе с тем, хотя «протестантское происхождение Вайцзеккера явно отражается в артикуляции религиозного измерения кризиса, он не придает жизненным кризисам никакого предвосхищающего значения по отношению к кризису последних времен» [Там же, р. 50], по наблюдению С. Эмондтса, отклоняясь в этом от лютеранской традиции.

В кризисных ситуациях проявляется патическое как основание человеческого существа. Страдание, по Вайцзеккеру, не является следствием внешних влияний или внутренних факторов, но как глубинная движущая сила, нерв жизни обнаруживается человеком в узловых точках трансформаций, сопровождающих его развитие [10, р. 184]. Страдание и кризисы неискоренимы. Более того, они нужны для того, чтобы человек мог подойти к высшей истине о самом себе: «Необходимо преодолеть все еще сохраняющийся языческий взгляд на болезнь как на нечто злое, чуждое, случайное, как на то, что послано «богом» необходимости или магом случая: вместо этого болезнь должна представляться не чем иным, как «вздохом твари... состоянием творения, необходимым, лишь поскольку оно обращено к Богу, мыслится в перспективе Бога, не выводимым ни из мира в целом и ни из какого закона природы. Неверно, что мы должны были болеть, чтобы научиться, как и то, что плод дерева познания был причиной болезни. На самом деле болезнь есть совершающееся в каждом отдельном случае предложение (АпегЫеШ^) познания истины» [цит. по: 5, р. 166].

Страдание - фундаментальная антропологическая характеристика. С одной стороны, это означает, что страдание неустранимо с помощью технических средств [13, р. 40-41]. С другой стороны, признавая это, мы не можем игнорировать проблемы других, сознавая свою солидарность с ними [7, р. 103]. Отсюда Вайцзеккер приходит, в частности, к переосмыслению роли врача, показывая его как человека, вовлеченного в ситуацию больного [Там же, р. 113-115], и рассматривая как идеал заботы о человеке евангельский образ Христа - врачевателя тела и души [12, р. 74], и по-новому раскрывает значение социальных факторов и окружения в развитии заболеваний и в процессе лечения.

В сфере практической теологии, подчеркивает У. Костка, значимым является разработанное Вайцзеккером понимание здоровья как некоторого индивидуально определяемого оптимума, позволяющего человеку продолжить жизненный путь, в более широком плане - продвигаться в познании себя и

своего назначения и осуществлении высших целей. Задача врача - оказать поддержку больному на конкретном этапе этого пути. Цели терапевтического процесса в соотнесении с жизненными ориентирами предоставляется определить самому пациенту. Тем самым подчеркивается ответственность человека за свою жизнь, самостоятельность, автономию [8, p. 389]. Определяя значение взгляда на болезнь и здоровье как относительные величины, ступени жизни, в контексте проблем теологической этики, У. Костка отмечает, что этот подход противостоит дискриминации людей, не соответствующих общепринятым представлениям о норме здоровья и патологии, в том числе хронически и тяжело больных [8, p. 390].

В целом медицинская антропология Вайцзеккера содержит в себе потенциал, важный для дальнейшего развития диалога медицины и богословия, а также в плане взаимодействия между теологами, врачами, людьми, нуждающимися в помощи, и их близкими [8, p. 391; 5, p. 487-488]. Обстоятельное изучение подхода Вайцзеккера как синтеза глубоких философско-религиозных размышлений и обширных познаний в области естественных наук остается интересной и актуальной исследовательской задачей.

Список литературы

1. Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина. М. : ГЭОТАР Медицина, 1999. 376 с.

2. Лаврентьев А. В. Философско-медицинский и теологический ракурсы осмысления феномена болезни // Христианское чтение. 2022. № 4. С. 167-179.

3. Медикус Г. Быть человеком. Преодоление разрыва между науками о теле и науками о душе. М. : Языки славян. культур, 2020. 244 с.

4. Beck M. Seele und Krankheit. Psychosomatische Medizin und theologische Anthropologie. Paderborn; München; Wien; Zurich : Schöningh, 2003. 409 p.

5. Emondts S. Menschenwerden in Beziehung. Eine religionsphilosophische Untersuchung der medizinischen Anthropologie Viktor von Weizsäcker. Stuttgart : Bad Cannstatt, 1993. 542 p.

6. Geisthövel A. Aktenführung und Autorschaft: Ärztliches Schreiben in der Subjektmedizin Viktor von Weizsäckers (1920er bis 1950er Jahre) // Medizinhistorisches Journal. 2016. Vol. 51, N 3. P. 180-208.

7. Köpcke-Duttler A. Fragile Solidarität. Zu Viktor von Weizsäckers anthropologischer Medizin // Zeitschrift für philosophische Forschung. 1983. Vol. 37, N 1. P. 102-119.

8. Kostka U. Der Mensch in Krankheit, Heilung und Gesundheit im Spiegel der modernen Medizin. Eine biblische und theologisch-ethische Reflexion. Münster : Lit, 2000. 488 p.

9. Weizsäcker V. von. Anonyma. Bern: A. Franke, 1946. 65 p.

10. Weizsäcker V. von. Der Gestaltkreis. Theorie der Einheit von Wahrnehmen und Bewegen. Stuttgart: Thieme, 1940. 179 p.

11. Weizsäcker V. von. Der kranke Mensch: eine Einführung in die medizinische Anthropologie. Stuttgart: K.F. Koehler Verlag, 1951. 372 p.

12. Weizsäcker V. von. Menschenführung. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1964. 84 p.

13. Weizsäcker V. von. Pathosophie. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1956. 405 p.

References

1. Bräutigam W., Christian P., Rad M. Psihosomaticheskaya medicina [Psychosomatic Medicine]. Moscow, GEOTAR Medicina Publ., 1999, 376 p. (in Russian)

2. Medicus G. Byt chelovekom. Preodolenie razryva mezhdu naukami o tele i naukami o dushe [Being Human: Bridging the Gap between the Sciences of Body and Mind]. Moscow, Jazyki slavjan-skih kultur Publ., 2020, 244 p. (in Russian)

3. Lavrentiev A.V. Filosofsko-medicinskij i teologicheskij rakursy osmyslenija fenomena bolezni [Philosophical-Medical and Theological Perspectives of Understanding the Phenomenon of Disease]. Scientific Journal Saint Petersburg Theological Academy Russian Orthodox Church, 2022, no. 4, pp. 167-179. (in Russian)

4. Beck M. Seele und Krankheit. Psychosomatische Medizin und theologische Anthropologie. Paderborn; München; Wien; Zurich, Schöningh, 2003, 409 p.

5. Emondts S. Menschenwerden in Beziehung. Eine religionsphilosophische Untersuchung der medizinischen Anthropologie Viktor von Weizsäcker. Stuttgart, Bad Cannstatt, 1993, 542 p.

6. Geisthövel A. Aktenführung und Autorschaft: Ärztliches Schreiben in der Subjektmedizin Viktor von Weizsäckers (1920er bis 1950er Jahre). Medizinhistorisches Journal, 2016, vol. 51, no. 3, pp. 180-208.

7. Köpcke-Duttler A. Fragile Solidarität. Zu Viktor von Weizsäckers anthropologischer Medizin. Zeitschrift für philosophische Forschung, 1983, vol. 37, no. 1, pp. 102-119.

8. Kostka U. Der Mensch in Krankheit, Heilung und Gesundheit im Spiegel der modernen Medizin. Eine biblische und theologisch-ethische Reflexion. Münster, Lit, 2000, 488 p.

9. Weizsäcker V. von. Anonyma. Bern, A. Franke, 1946, 65 p.

10. Weizsäcker V. von. Der Gestaltkreis. Theorie der Einheit von Wahrnehmen und Bewegen. Stuttgart, Thieme, 1940, 179 p.

11. Weizsäcker V. von. Der kranke Mensch: eine Einführung in die medizinische Anthropologie. Stuttgart, K.F. Koehler Verlag, 1951, 372 p.

12. Weizsäcker V. von. Menschenführung. Göttingen, Vandenhoeck & Ruprecht, 1964, 84 p.

13. Weizsäcker V. von. Pathosophie. Göttingen, Vandenhoeck & Ruprecht, 1956, 405 p.

Сведения об авторе

Дамте Давид Соломонович

кандидат философских наук,

редактор издательского дома «Дело»

Российская академия народного хозяйства

и государственной службы при Президенте

Российской Федерации

Российская Федерация, 119571, г. Москва,

проспект Вернадского, 82

доцент, кафедра теологии и религиоведения

Российский православный университет

святого Иоанна Богослова

Российская Федерация, 109012, г. Москва,

Новая площадь, 12, стр. 3

e-mail: damte_d@mail.ru

ORCID: 0000-0002-9480-694X

Information about the author

Damte David Solomonovich

Candidate of Sciences (Philosophy), Editor of the Publishing house "Delo" Russian Academy National Economy and Public Administration 82, Vernadskiy av., Moscow, 119571, Russian Federation Associate Professor, Department of Theology and Religious Studies Russian Orthodox University of Saint John the Divine

12, bldg 3, Novaya Ploschad, Moscow, 109012, Russian Federation e-mail: damte_d@mail.ru ORCID: 0000-0002-9480-694X

Статья поступила в редакцию 25.10.2022; одобрена после рецензирования 11.11.2022; принята к публикации 30.11.2022 The article was submitted October, 25, 2022; approved after reviewing November, 11, 2022; accepted for publication November, 30, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.