Научная статья на тему 'Феномен материнства: проблема принятия и непринятия ребёнка'

Феномен материнства: проблема принятия и непринятия ребёнка Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
791
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИНСТВО / ПРАВО МАТЕРИНСТВА / СЕМЬЯ / НЕРОЖДЕННЫЙ РЕБЕНОК / АБОРТ / ПРИНЯТИЕ / НЕПРИЯТИЕ / ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО РЕБЁНКА / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баринова Галина Викторовна

В работе основное внимание уделено проблемам нерождённых детей и правовой защиты жизни и здоровья ребёнка на пренатальной стадии развития. Рассматривая баланс «принятости» и «непринятости», автор считает, что прерывание беременности не только оказывает негативное влияние на физическое и психическое здоровье женщины, но и является неизлечимой раной для семьи и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF MOTHERHOOD: THE PROBLEM OF ACCEPTANCE AND REJECTION OF THE CHILD

The article is devoted to the issue of abortion and legal protection of life and health of the child at the prenatal stage of development. Considering the balance of «acceptance» and «rejection», the author believes that abortion has a negative impact not only on the physical and mental health of women, but also on the family and society.

Текст научной работы на тему «Феномен материнства: проблема принятия и непринятия ребёнка»

УДК

DOI: 10.18384/2310-7227-2019-1-33-42

ФЕНОМЕН МАТЕРИНСТВА:

ПРОБЛЕМА ПРИНЯТИЯ И НЕПРИНЯТИЯ РЕБЁНКА

Баринова Г. В.

Российский университет транспорта (МИИТ)

127994, г. Москва, ул. Образцова, д. 9, стр. 9, Российская Федерация

Аннотация. В работе основное внимание уделено проблемам нерождённых детей и правовой защиты жизни и здоровья ребёнка на пренатальной стадии развития. Рассматривая баланс «принятости» и «непринятости», автор считает, что прерывание беременности не только оказывает негативное влияние на физическое и психическое здоровье женщины, но и является неизлечимой раной для семьи и общества.

Ключевые слова: материнство, право материнства, семья, нерожденный ребенок, аборт, принятие, неприятие, человеческое достоинство ребёнка, демографическая ситуация.

THE PHENOMENON OF MOTHERHOOD:

THE PROBLEM OF ACCEPTANCE AND REJECTiON OF THE CHiLD

G. Barinova

Federal State Institution of Education «Russian University of Transport» 9, bld.9, Obraztsova st., Moscow, 127994, Russian Federation

Abstract. The article is devoted to the issue of abortion and legal protection of life and health of the child at the prenatal stage of development. Considering the balance of «acceptance» and «rejection», the author believes that abortion has a negative impact not only on the physical and mental health of women, but also on the family and society.

Keywords: motherhood; the right of motherhood; family; unborn child; abortion; acceptance; rejection; human dignity of the child; demographic situation.

Одним из проявлений человеческой индивидуальности является возраст человека, отражающий не только количество прожитых лет, но и неповторимое, индивидуальное переживание своего времени бытия. Точнее определить понятие «возраст» возможно через единство количества (прожитых лет) и качества (неповторимой индивидуальности жизни) [2].

Глубинный экзистенциальный смысл человеческого возраста заключается в его ограниченности и в конечном итоге смертности. Человек, рождаясь в сущностном плане как бы «из ничего», через определённый промежуток времени уходит в небытие, где смысл возраста теряется. Человеческая жизнь в своей за-вершённсоти абсолютна так же, как она абсолютна не была до рождения.

© CC BY Баринова Г. В., 2019.

Взаимосвязанные возрастные периоды могут «поддерживать» или отрицать друг друга, но каждый из них имеет свою ценность. Если старость считается финальным периодом человеческого возраста, где «все в последний раз», то исходный период, когда «все в первый раз», - это детство.

Новый человек, появляющийся на свет, - это новая жизнь, пришествие нового мира. И нового человека в существующем мире могут либо принимать, либо не принимать. Рассматрив ая баланс «принятости» и «непринято-сти», можно говорить о том, что, с одной стороны, подлинно социокультурный мир принимает каждого ребёнка с распростёртыми объятиями. Желанного ребёнка ждут родители, бабушки и дедушки, ребёнок придаёт смысл их жизни. С другой стороны, малыш появляется в мире, неподготовленном к его рождению, как незваный гость, помимо своей воли. И в этом скрытая трагедия ребёнка, который не может её выразить, в полной мере осознать и пережить. И не всегда равнодушный мир хочет принимать новую жизнь. Как холодно и случайно «равнодушная природа» порождает жизнь, так холодно и случайно её уничтожает. Доктор философских наук К. С. Пигров считает, что «контрацептивы, аборты, смерть младенцев, ещё фактически не начавших жить человеческой жизнью, - всё это обнаружение эксцессов возраста, когда возраст человеческого существа даже и не начинался» [7].

Жизнь человека начинается в момент его зачатия. Жизнь ребёнка (и не важно, какие термины используются -«эмбрион», «плод») в утробе матери -это этап жизни и развития индивида.

Конституция РФ определяет основные права и свободы человека неотчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения. Но согласно Основному закону нашего государства, правами человек обладает только с момента рождения1, хотя, с точки зрения биологии, как биологический индивидуум человек формируется сразу после слияния родительских половых клеток, когда образуется неповторимый набор генов. Поэтому плод, растущий в утробе матери, есть человеческое существо, обладающее правом на жизнь с момента зачатия. Медицина, руководствуясь критерием начала самостоятельного дыхания, считает, что именно в этот момент ребенок приобретает гражданскую правоспособность.

Очевидно, что жизнь ребёнка до и после рождения существенно различается. В то же время нерождённый ребенок, впрочем, как и новорождённый, сам не в состоянии заявить о своих правах и защитить свои законные интересы. Но права и интересы являются реальными и действующими в силу факта начала жизни ребёнка, с изначально присущим ему человеческим достоинством.

Интересен факт признания на международном уровне человеческого достоинства у ребёнка на прена-тальной стадии развития. В рекомендациях Парламентской Ассамблеи Совета Европы отмечается, что «человеческий эмбрион и плод должны рассматриваться при любых обстоя-

1 Конституция Российской Федерации. Ст. 17. П. 2: Права и свобода человека и гражданина [Электронный ресурс] // Гарант: [сайт]. URL.: http://ivo.garant.ru/#/document/10103000/ paragraph/105:0 (дата обращения: 01.11.2018).

тельствах с уважением человеческого достоинства»1.

Таким образом, естественное право на жизнь ещё нерождённого ребёнка, как любого другого человека, должно признаваться государством высшей ценностью, которая не может быть отменена законодательно. Следовательно, на государственном уровне существует потребность признания необходимости правовой защиты жизни и здоровья ребёнка на пренатальной стадии развития и установления законодательных гарантий права такого ребёнка на жизнь, нормальное развитие и охрану его здоровья.

Российское законодательство до настоящего времени не регулирует вопросов, связанных с защитой прав человеческого эмбриона. Хотя можно назвать страны, в которых жизнь ребёнка охраняется законодательно ещё до его рождения: в Словацкии2 и Чешской Республике3 с начала 90-х гг. признано, что «человеческая жизнь достойна охраны ещё до рождения». Особо строгим считалось законодательство Ирландии, где до 2013 г. прерывание беременности было запрещено даже в случае изнасилования, кровосмешения

1 Recommendation 1046 (1986) «Use ofhuman embryos and foetuses for diagnostic, therapeutic, scientific, industrial and commercial purposes» [Электронный ресурс] // Parliamentary Assembly: [сайт]. URL: http://assembly.coe. int/nw/xml/XRef/Xref-XML2HTML-EN. asp?fileid=15080&lang=en (дата обращения: 15.01.2019).

2 Конституция Словакии (Словацкой Республики). Гл. 1. Ст. 15 [электронный ресурс] URL: https://legalns.com/download/books/cons/ slovakia.pdf (дата обращения: 26.01.2019).

3 Zâkladni lidskâ prâva a svobody [Электрон-

ный ресурс] // Istina zâkladnich prâv a svobod.

Гл. 2. Ст. 6. URL: http://www.psp.cz/docs/laws/ listina.html (дата обращения 26.01.2019).

и обнаружения смертельно опасных отклонений в развитии плода. Конституция Ирландии признаёт право на жизнь матери и ребёнка одинаковыми по своей юридической силе: «Государство признает право на жизнь нерожденного и, имея в виду равное право на жизнь матери, гарантирует в своих законах уважение и, насколько это возможно, защищает и поддерживает своими законами это право»4. Но на референдуме 2018 г. большинство граждан проголосовало за легализацию абортов, и в настоящее время готовятся изменения в действующее законодательство.

Традиционно понятие «ребёнок» связывается с возрастным критерием. Согласно Конвенции о правах ребёнка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г., «ребёнком признаётся каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону оно не достигает совершеннолетия ранее»5.

В России число детей до 18 лет за последние 30 лет катастрофически уменьшилось. Если в 1989 г. в общей возрастной структуре населения численность детей составляла более 40 млн. человек, то в 2010 г. - всего 27 млн. На протяжении десятилетия количество детей колеблется в диапазоне 26-29 млн человек и составляет 16-18% от общего числа насе-

4 Конституция Ирландии. Ст. 40.3.3 [Электронный ресурс] URL: https://legalns.com/ download/books/cons/ireland.pdf (дата обращения: 26.01.2019).

5 Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций: [сайт]. URL: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения: 01.12.2018).

ления РФ1. Можно говорить о самом существенном признаке самоуничтожения - падении рождаемости. «Неслышимый стон России», «плач нерождённых детей» - так образно, но очень точно охарактеризовал данную ситуацию председатель правления Российского детского фонда Альберт Лиханов2.

Практически во всех религиозных конфессиях мира аборт считается убийством. Многие духовные практики утверждают, что разрушение связи «мать-дитя» (в случае принятия решения избавиться от того, кому дали жизнь) может повлиять на жизни не только родителей, но и других членов семьи. Даже в эпоху высоких технологий учёные не могут ни подтвердить, ни опровергнуть этого факта. Но сверхчувственная связь матери с ребёнком существует и не нуждается ни в каких доказательствах.

С системной точки зрения, семья состоит из взаимосвязанных между собой представителей, которые воздействуют друг на друга вне зависимости от того, живы они или нет. Бесспорно, что одна из самых прочных и устойчивых связей - это связь между родителем (особенно мамой) и ребёнком. Как мама девять месяцев носит под сердцем малыша, так и каждый ребёнок носит в своём сердце семью. Ребёнок с момента зачатия вплетён в со-

1 Демографический ежегодник России. 2010: стат. сб. M., 2010. C. 40-41. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/doc_2010/DEMO. pdf (дата обращения: 27.01.2019).

2 Лиханов А. А. Трагедии детства не видно конца [Электронный ресурс] // Правда: 2010. № 99 (29586). https://kprf.ru/media/filestorage/ pravda_issues/issue_29586.pdf (дата обращения: 26.01.2019).

бытия, судьбы и переживания людей, о которых может даже не знать.

Гипотетическая совокупность наследственных реакций, передаваемых индивиду через поколения посредством генов, называется генетической памятью. Европейские учёные пришли к выводу, что в утробе матери ребёнок начинает видеть сны приблизительно на восьмой неделе беременности параллельно с развитием зрительных органов [12]. С точки зрения профессора С. П. Расторгуева, именно так проявляется генетическая память: мозг считывает, записывает и хранит родовую информацию. Подтверждением данной теории может служить навык плавания под водой, который можно поддержать и сформировать, подкрепляя с рождения, опираясь на временный рефлекс задержки дыхания, которым обладает каждый новорождённый, но который утрачивается на втором -третьем месяце жизни. Таким образом, генетическая память - способность человека помнить то, чего не было в его непосредственном опыте [8, с. 28]. Поэтому ребёнок может не знать своей умершей бабушки, но именно с ней он имеет прочную связь, отдавая её долги или повторяя её судьбу. И соответственно, судьба искусственно исключённого из жизни может отразиться на членах семьи в других поколениях.

По статистике общее количество абортов в XXI в. по сравнению с прошлым значительно снизилось. Но, если рассмотреть соотношение операций с общей численностью населения, данное заявление может быть весьма спорным. По данным ВОЗ, ежегодное число случаев прерывания беременности в мире (включая нелегальные) со-

ставляет около 50 млн1. Это значит, что более 20% беременностей заканчиваются абортом, или 28 потенциальных матерей на 1000 женщин отказываются от рождения ребёнка. Печально то, что основными причинами прерывания беременности являются в 40% «собственное желание», а в 23% - «социальные проблемы»2.

Приоритетность решения зачать или не зачать ребёнка, родить или не родить принадлежит женщине. Гораздо реже - желание обоих родителей. Но в таком случае нарушаются права не только нерождённого ребёнка, но и права отца. Даже обстоятельство рождения больного или искалеченного ребёнка не может оправдать отстранение от защиты его жизни. Слабость оправдания аборта становится более очевидной с увеличением возможности исправлять некоторые отклонения неродившегося ребёнка ещё в чреве матери. Почему женщина-мать для одних детей выбирает аборт, а для других - лечение? На чем основывается принятие или непринятие женщиной своего будущего ребёнка? Ответы на эти вопросы не просты.

Мотивы рождения ребёнка можно классифицировать по виду потребностей: социальные, экономические, психологические, - а также по установкам личности: конструктивные и декон-

1 Совместный выпуск новостей ВОЗ и Института Гутмахера [Электронный ресурс] // Всемирная организация здравоохранения. URL: https://www.who.int/ru/news-room/ detail/28-09-2017-worldwide-an-estimated-25-million-unsafe-abortions-occur-each-year (дата обращения 26.01.2019).

2 Демографический ежегодник России. 2010: стат. сб. [Электронный ресурс] URL: http:// www.gks.ru/doc_2010/DEM0.pdf. (дата обраще-

ния 27.01.2019).

структивные [2, с. 140]. К сожалению, статистика показывает, что движущие силы, побуждающие родителей к рождению малыша в современном обществе, - это достижение разного рода целей и личностной реализации через рождение ребенка. Конечно, выраженные мотивы рождения ребёнка у мужчин и женщин неодинаковы, но деструктивные мотивации, связанные с социальными ожиданиями семьи, стремлением сохранить отношения и удержать супруга в браке, воплощением своих нереализованных стремлений через ребёнка, замещение умерших родственников, получения материальной выгоды и др., у женщин выражены в большей степени, чем у мужчин [5, с. 256]. При этом не всегда будущая мама понимает, что ребёнок -это не объект, а субъект, ценный сам по себе. Если родители осознают, что воспитание ребёнка требует не только материальных и физических ресурсов, но и терпения, эмоциональной включенности, они готовы любить своего малыша, заботиться о нём, общаться с ним и относиться к нему как к личности. В этом случае и ребёнок сможет выполнить свою социальную роль -расти и развиваться.

По данным исследований об отношении россиян к искусственному прерыванию беременности, проведённых учёными, а также Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ)3, весомой причиной прерывания беременности является социально-экономический фактор: уровень

3 ВЦИОМ: отношение россиян к запрету абортов // mResearcher: новостной портал. URL: https://mresearcher.com/2016/10/vtsiom-otnoshenie-rossiyan-k-zapretu-abortov.html (дата обращения: 26.01.2019).

доходов семьи, жилищные проблемы, уровень образования, социальное положение, сфера трудовой деятельности, семейное положение, количество детей в семье и т. д. [6; 10]. Женщиной или семьей данный фактор чаще всего принимается как основная причина в решении будущей жизни. Да, существуют обстоятельства в жизни, при которых аборт может рассматриваться как способ достижения желательных целей: при планировании семьи, «нежелательной беременности», для уменьшения случаев страдания детей от неправильного обращения, создания возможности женщине продолжить карьеру, облегчения бремени, лежащего на семье, имеющей финансовые и другие трудности и т. д. Но даже эти цели не являются оправданием убийства человеческого существа.

Аборты совершаются во всём мире, и их количество растёт вне зависимости от закона и мнения общественности. Наиболее лояльными в отношении к абортам признаны США, Китай, Канада и Северная Корея, где процедуры избавления от плода законны по любой причине и на любых сроках. Россия признаёт право женщины отказаться от рождения ребёнка по собственному желанию только на ранних стадиях (до 12 недель) беременности, что также позволительно на большей части Восточной Европы, в странах бывшего СССР, а также ещё в 55 государствах из 194 [1; 9].

Медицина, как, впрочем, и право многих стран, трактует аборт в пользу спасения материнской жизни или защиты её от бедствий или неисправимых положений, если речь идёт о выборе между её жизнью или жизнью ребёнка. В случае запрещения абортов,

что, на мой взгляд, является нецелесообразным выбором, увеличится число криминальных абортов, самостоятельных медикаментозных вмешательств, а это приведёт к увеличению инвалидности и смертности женщин. В любом обществе женщина должна иметь право выбора. Аборт должен быть именно выбором, при котором никто не чувствует, что его заставляют или заманивают это сделать. Многие женщины, оказавшиеся под давлением родственников, мужей, иногда и медицинских работников, действуют иррацианаль-но, оставаясь наедине с собой и своей проблемой. Т. е., испытывая внешнее давление, женщины принимают решение прервать беременность против своей воли, которое выглядит как требование ответственного материнства. Французский врач Поль Шошор (Paul Chauchard) утверждал, что если бы отцы детей приняли на себя полноту ответственности за ребёнка, ни одна женщина в мире не согласилась бы на аборт [11].

В настоящее время аборты стали наиболее «распространённым методом контроля рождаемости в мире»1, но процесс деторождения, являясь закономерным результатом супружеских отношений, не всегда подлежит планированию. Понятия «желательная» или «нежелательная беременность» являются своего рода индикатором продуктивных намерений, отношения к деторождению, а возможно, и психоэмоционального состояния женщины. Беременность, не запланированная за-

1 National Security Study Mémorandum 200: Implications of Worldwide Population Growth for U. S. Security and Overseas Interests (NSSM 200) [Электронный ресурс] URL: https://www. bibliotecapleyades.net/sociopolitica/esp_sociopol_ depopu19.htm (дата обращения: 30.01.2019).

ранее, далеко не всегда бывает нежелательной, особенно, если семьи настроены на материнство и многодетность. А также если женщины и говорят, что беременность «нежелательная», это совсем не означает, что не желателен сам ребенок.

По свидетельству врача-гинеколога профессора Дж. А. Стелуорти, женщине никогда до конца не понять, желанный ребёнок или нет. Профессор опровергает мнения тех, кто считает, что дети, рождающиеся в результате якобы нежеланной беременности, нелюбимы. Из 207 женщин, исследованных в Швеции (Арен), 95% изменили решение относительно прерывания беременности после того, как почувствовали движение ребёнка, а после рождения малыша большинство из них прониклись к нему нежностью и любовью [3, с. 183]. Рождение ребёнка, радость материнства перевешивают горечь проблем и тяжесть изменения жизненных планов. Таким образом, различного рода страхи, эмоционально-психологическая неготовность к рождению «нежеланного» ребёнка проходят довольно быстро, особенно если будущие родители могут надеяться на поддержку близких и государства, чего нельзя сказать о состоянии и чувствах женщины, решившейся на аборт. Убивая ребёнка, она убивает часть себя, что бесследно пройти не может [4].

Семья является важной составляющей культуры любого общества. В современном обществе такой сущностный момент, как рождение или не рождение ребёнка, - это даже при благоприятный обстоятельствах, ответственный шаг для всех членов семьи. И если принято утверждать, что

семья первичная ячейка общества, по логике, рождающийся малыш - центр общества. Материнство не может рассматриваться как исключительно личное дело каждой женщины, это - дело общественно-государственной значимости, требующее полноценного правового сопровождения, носящего прежде всего характер защиты материнства. Поэтому на уровне законодательства следует предусмотреть максимально полную финансовую поддержку семьи, возможность продолжения профессиональной деятельности женщин в связи с материнством, включение в трудовой стаж периодов ухода за каждым ребёнком, не ограничивая сроки социально значимых периодов. Возможно, имеет смысл государству пересмотреть вопросы социальной поддержки, в частности медицинской, расширив спектр услуг в рамках программы обязательного медицинского страхования матери и ребёнка, предоставив пожизненную медицинскую страховку при рождении женщиной двух и более детей. Важным является и вопрос организации в женских консультациях работы перинатальных психологов для консультирования беременных женщин, с целью коррекции их внутреннего состояния.

Материнство - это важнейшая духовная деятельность женщины, смыслом которой является не только обновление семьи, но и преображение общества. Признание за каждой женщиной приоритетного права быть мамой с созданием экономических и социальных программ, направленных на сочетание личной, профессиональной и общественной жизни, возможны только путём популяризации ценностей материнства на уровне

государства. Поэтому, если в современном российском социуме звучит «нет» материнству, это означает «да»

индивидуализму, что изначально не свойственно ценностным основаниям нашего общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аборт как метод регулирования рождаемости / Е. В. Митковская и др. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Медицина. Акушерство и гинекология. 2012. № 5.

2. Апробация опросника «Репродуктивные мотивы» / И. С. Морозова и др. // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. № 3(3).

3. Белобородов И. И. Узаконенное убийство: роль и последствия абортов в контексте демографической деградации // Проблемы национальной стратегии. 2016. № 3(36).

4. Бёрк Т. Запрещенные слезы. О чем не рассказывают женщины после аборта. СПб.: Каламос, 2010. 352 с.

5. Биктина Н. Н., Соколова Д. У Особенности мотивации рождения ребенка-первенца у мужчин и женщин // Азимут научных исследований: Педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1(18).

6. Гряниченко Н. А. Медико-социальные факторы искусственного прерывания беременности: дис. ... канд. мед. наук. Волгоград, 2006. 138 с.

7. Пигров К. С. Введение в философию возраста // Онлайн-университет третьего возраста. URL: http://u3a.ifmo.ru/filosofy-cours (дата обращения: 20.03.2018).

8. Расторгуев С. П. Философия информационной войны. М.: Радио и связь, 1999. 416 с.

9. Сакевич В. И. В каких странах разрешено искусственное прерывание беременности [Электронный ресурс] // Демоскоп Weekly. 2007. № 297-298. URL: http://www. demoscope.ru/weekly/2007/0297/reprod01.php (дата обращения: 29.01.2019).

10. Семикина Н. А., Трошина Г. К. Изучение мнений женщин о причинах искусственного прерывания беременности // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. 2013. Т. 3. № 12.

11. Chauchard P. L'avortement / «Revie Thomiste». 1973. P. 33-46.

12. Hobson А. Dreaming: A Very Short Introduction. New York Oxford University Press, 2002. 154 р.

REFERENCES

1. Mitkovskaya E.V. et al. [Abortion as a method of birth control]. In: Vestnik RUDN. Seriya: Meditsina. Akusherstvo i ginekologiya [Bulletin of RUDN University. Series: Medicine. Obstetrics and Gynecology], 2012, no. 5.

2. Morozova I.S. et ol. [Testing the questionnaire «Reproductive Motives»]. In: Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Kemerovo State University] 2014, no. 3 (3).

3. Beloborodov I.J. [Legalized murder: the role and consequences of abortion in the context of demographic degradation]. In: Problemy natsional'noi strategii [Problems of National Strategy], 2016, no. 3(36).

4. Berk T. Zapreshchennye slezy. O chem ne rasskazyvayut zhenshchiny posle aborta [Forbidden Tears. What Women After Abortion Do Not Tell About]. St. Petersburg, Kalamos Publ., 2010. 352 p.

5. Biktina N.N., Sokolova D.J. [Men and women's motivation of the birth of the firstborn]. In: Azimut nauchnykh issledovanii: Pedagogika i psikhologiya [The Azimuth of Research: Pedagogy and Psychology], 2017, vol. 6. no. 1(18).

ViV

6. Gryanichenko N.A. Mediko-sotsial'nye faktory iskusstvennogo preryvaniya beremennosti: dis. ... kand. med. nauk [Medical and social factors of abortion: PhD thesis in Medical Sciences]. Volgograd, 2006, 138 p.

7. Pigrov K. [Introduction to the Philosophy of Age]. In: Onlain-universitet tretego vozrasta [Online University of the Third Age]. Available at: http: //u3a.ifmo.ru/filosofy-cours (accessed: 20.03.2018).

8. Rastorguev S.P. Filosofiya informatsionnoi voiny [Philosophy of Information War]. Moscow, Radio and Communication Publ., 1999. 416 p.

9. Sakevich V.J. [In what countries abortion is permitted]. In: Demoskop Weekly, 2007, no. 297298. Available at: http://www.demoscope.ru/weekly/2007/0297/reprod01.php (accessed: 29.01.2019).

10. Semikina N.A., Troshina G.K. [Studying the opinions of women on the reasons of abortion]. In: Byulleten meditsinskikh Internet-konferentsii [Bulletin of Internet Conferences on Medicine], 2013, vol. 3, no. 12.

11. Chauchard P. L'avortement. In: Revie Thomiste. 1973, pp. 33-46.

12. Hobson A. Dreaming: A Very Short Introduction. New York Oxford University Press, 2002. 154 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Баринова Галина Викторовна - доктор философских наук, доцент, заведующая кафедрой философии, социологии и истории Российского университета транспорта (МИИТ); e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Galina V.Barinova -Doctor of Philosophy, Head of the Department of Philosophy, Sociology and History at Federal State Institution of Education «Russian University of Transport»;

e-mail: [email protected]

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Баринова Г. В. Феномен материнства: проблема принятия и непринятия ребёнка // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2019. № 1. С. 33-42. DOI: 10.18384/2310-7227-2019-1-33-42

FOR CITATION

Barinova G. The Phenomenon of Motherhood: The Problem of Acceptance and Rejection of the Child. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Philosophy, 2019, no. 1, pp. 33-42. DOI: 10.18384/2310-7227-2019-1-33-42

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.