УДК 37.013.42 Новикова Э.Р., Цилюгина И.Б.
Новикова Э.Р.
студент
Башкирский государственный педагогический университет
им. М. Акмуллы (г. Уфа, Россия)
Цилюгина И.Б.
к.п.н., доцент
Башкирский государственный педагогический университет
им. М. Акмуллы (г. Уфа, Россия)
ФЕНОМЕН КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА В СЕМЬЕ
Аннотация: в статье обоснована важность развития коммуникативной культуры родителей, так как это является условием психологической безопасности личности ребёнка в семье. Кроме того, в статье представлены критерии сформированности коммуникативной культуры родителей.
Ключевые слова: детско-родительские отношения, психологическая безопасность, психологическое здоровье, коммуникативная культура, эмоциональная культура, речевой культура, когнитивный культура, соционормативный опыт.
Проблематика детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в
поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье.
Безопасность — это явление, без которого не могут нормально развиваться ни личность, ни социальная организация, ни общество в целом.
Понятие «психологическая безопасность» чаще всего раскрывается через категории «психическое здоровье» и «угроза» и трактуется как такое состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие личности и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы ее психическому здоровью.
Так, например, под психологической безопасностью образовательной среды понимается такое ее состояние, которое свободно от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствует удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создает референтную значимость среды и обеспечивает психическое здоровье включенных в нее участников [1].
На наш взгляд, эти характеристики можно в полной мере использовать и при раскрытии сущности понятия «психологическая безопасность семьи».
Современная семья, как и любой другой социальный институт, может быть рассмотрена как объект высокого риска, поскольку основная ее задача -воспитание психологически здоровой личности. Соответственно, весьма актуальным является вопрос о психологической безопасности или культуре психологической безопасности во взаимодействии между всеми членами семьи
[2, 3].
Каждый ребенок испытывает потребность в безопасном, наполненном поддержкой контакте с родителями, стремится к диалогу и способен найти свое место в сложной, постоянно меняющейся семейной и социальной обстановке. Соответственно, часто наблюдается проблема искажений в передаче
родителями информации, знаний, чувств, мнений ребенку, что связано с отсутствием у родителей коммуникативных навыков и умений.
Самое первое погружение в коммуникативную культуру происходит в родительской семье, где есть определенные, сложившиеся в нескольких поколениях традиции и формы общения, правила эмоционального взаимодействия. Не всегда они бывают конструктивны, но в основе своей они создают надежную основу для развития личности и индивидуальности ребенка. Нарастающие темпы технического прогресса не оставляют времени обществу для плавной и более осознанной интеграции технических достижений в коммуникативную культуру, усиливая и без того высокий уровень проявления коммуникативного стресса [3, с. 128].
Коммуникативная культура родителей - это та часть общечеловеческой культуры, которая все же способна сохранить и передать новому поколению накопленный родом за всю его историю опыт взаимодействия с детьми в семье.
Одним из важнейших критериев сформированности коммуникативной культуры родителей является степень их готовности к организованному, осознанному процессу воспитания в семье, опирающемуся на знания и умения конструктивного, развивающего взаимодействия с ребенком, с учетом особенностей его психического развития, соответствующего возрасту и стремлении включить его в культурные традиции семьи и общества. В свою очередь, коммуникативная культура родителей определяется их образованностью, воспитанностью, индивидуальностью и жизненным опытом.
Ведущим средством включения ребенка в коммуникативную культуру является общение. Следует отметить, что процесс включения осуществляется не односторонне (только усилиями взрослых), это двухстороннее взаимодействие, к которому ребенок стремится не меньше, чем родители. Реализуя свою потребность в общении, ребенок получает уникальный социальный опыт и вырабатывает наиболее эффективные модели поведения, которые помогут ему самоутвердиться, почувствовать себя уверенно, получить
внимание, любовь и уважение окружающих, и, впоследствии, обеспечат ребенку психологически безопасную окружающую среду.
Понятие «коммуникативная культура» содержит множество составляющих, среди которых чаще всего подразумеваются, общительность, вежливость, уважение, тактичность, интеллигентность, культура речи, эрудиция, этика взаимодействия.
Среди критериев развитости коммуникативной культуры исследователи называют:
- соответствие взаимодействия установленным в обществе нормам взаимоотношений,
- способность к эмоциональной саморегуляции в отношениях с окружающими,
- совокупность знаний, умений и навыков в области средств общения и законов межличностного взаимодействия,
- морально-нравственная направленность отношений личности,
- качественный уровень используемых средств, форм, способов общения,
Таким образом, коммуникативная культура личности - это множественность знаний, умений и навыков, обеспечивающих целенаправленное и эффективное межличностное взаимодействие на основе естественного выбора и использования средств общения, а также умения предполагать воздействие высказываний на собеседников, извлекать информацию в условиях устного и письменного общения.
В своих исследованиях коммуникативную культуру А.Г. Самохвалова рассматривает через совокупность культурообразующих компонентов, таких как [4, с. 122]:
- эмоциональная культура, представляющая собой адекватное реагирование на условия коммуникативной ситуации,
- речевая культура, понимаемая как совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих незатрудненное построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения,
- когнитивная культура, представляющая собой специфические формы познавательной деятельности, направленные на порождение высказываний, соответствующих замыслу и достоверно отражающих действительность.
Обобщая итоги исследования коммуникативной культуры, А.Г. Самохвалова утверждает, что коммуникативная культура, интегрируясь в психические структуры, интериоризируясь, постепенно становится для человека своеобразной системой координат в сфере межличностного взаимодействия, определяющей меры адекватности, успешности, стилевой уникальности, обеспечивающей соответствующую степень самоуважения, стимулирует саморазвитие личности в коммуникативной диапазоне [4, с.124].
Как отмечает В.Н. Белкина и М.Г. Криулева «на сегодняшний день нет однозначного ответа на вопрос: «Что лежит в основе коммуникативных проявлений личности?» Общим в различных научных позициях является то, что коммуникативные проявления личности определяют синтез индивидуальных коммуникативных особенностей человека, которые напрямую зависят от особенностей вербального развития ребенка. Речь занимает центральное место в коммуникативных действиях ребенка» [5, с. 8-9].
Важность изучения влияния коммуникативной культуры родителей на состояние психологической безопасности ребенка, обусловлена несколькими причинами.
Во-первых, коммуникативная культура родителей выступает как базисная по отношению к другим ее аспектам - социальному, образовательному и т.д., в связи с этим необходим ее анализ.
Во-вторых, становится возможным определить этапы ее становления и тот уровень, который должен быть достигнут родителями ребенка определенного возраста и который обеспечит их полноценное включение в гармоничное общение с ним.
В-третьих, необходимо выявление возрастных особенностей становления коммуникативной культуры ребенка для разработки коррекционных и развивающих программ, учебно-методических пособий для различных возрастных периодов на научной основе.
Коммуникативная культура личности формируется в процессе жизнедеятельности и социализации человека, его общения. Основными источниками приобретения коммуникативной культуры являются:
- опыт народной культуры (соционормативный),
- опыт межличностного общения,
- знание языков общения, используемых народной культурой.
Соционормативный опыт - это основа когнитивного компонента
коммуникативной культуры личности как субъекта общения. Реальное существование различных форм общения, которые чаще всего опираются на соционормативный «конгломерат» (произвольная смесь норм общения, заимствованных из разных национальных культур), вводит личность в состояние когнитивного диссонанса. А это в свою очередь рождает конфликт между присвоенными нормами общения в разных его формах и предлагаемым реальной действительностью способом в конкретной ситуации взаимодействия. Зачастую диссонанс выступает источником индивидуально-психологического торможения активности личности в общении. Личность как бы «выключается» из поля общения. Возникает состояние внутреннего психологического напряжения, что создаёт препятствия на пути человеческого взаимопонимания.
Опыт межличностного общения играет особенную роль в структуре коммуникативной культуры личности. С одной стороны, он социален и включает интериоризированные нормы и ценности культуры, с другой -индивидуален, поскольку основывается на психологических событиях, связанных с общением в жизни личности и ее уникальных, присущих только ей, коммуникативных способностях. Динамический аспект этого опыта составляют процессы социализации и индивидуализации, реализуемые в
общении, обеспечивающие социальное развитие человека, а также адекватность его реакций на ситуацию общения и их своеобразие.
В структуре коммуникативной культуры можно увидеть коммуникативные способности, коммуникативные умения, коммуникативные знания, адекватные коммуникативным задачам и достаточные для их решения. При этом коммуникативная способность может трактоваться двояко: как природная одаренность человека в общении и как коммуникативная производительность. Коммуникативное знание представляет собой знание о том, что такое общение, каковы его виды, закономерности развития, знание о том, какие существуют коммуникативные методы и приемы, какое действие они оказывают, каковы их возможности и ограничения. Это также знание о том, какие методы оказываются эффективными в отношении разных людей и разных ситуаций, и знание о степени развития у себя тех или иных коммуникативных умений.
На наш взгляд, наиболее точно сущность ядра коммуникативной культуры отражает коммуникативная компетентность.
Коммуникативная компетентность представляет индивидуальный уровень межличностного опыта, т. е. обученности взаимодействию с окружающими, который требуется личности, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в обществе [6, с.205].
Элементарными единицами коммуникативной культуры могут быть коммуникативные знания, умения, навыки. Долгова В.И. указывает на то, что общение как умение - сложный феномен, так как представляет собой целую систему умений разного порядка и характера. Именно поэтому умение общаться понимается как «системно-интегративное». Умения, необходимые для эффективного общения, условно разделяются на семь групп: -речевые умения,
-социально-психологические умения, -психологические умения,
-умение использовать в общении нормы речевого этикета в соответствии с конкретной коммуникативной ситуацией,
-умение использовать различные средства общения, -умение общаться в различных организационно-коммуникативных формах делового общения,
-умение воздействовать на партнера по общению.
Ещё ближе к специфике обсуждаемого феномена расположена структура коммуникативной компетентности.
Многообразие составляющих коммуникативной компетентности объясняет не только сложность и взаимосвязанность овладения ею, поскольку нужно осваивать множество элементов, но и создает основу для применения комплексного подхода к её формированию. Кроме того, становится понятной широкая вариативность различий между уровнями сформированности общения как умения у родителей как представителей различных коммуникативных традиций, принятых в их семьях.
Таким образом, культура общения, или коммуникативная культура -сложное явление, которое не только существует само по себе. Оно входит в состав как общей, так и профессиональной культуры личности. Значимым компонентом коммуникативной культуры является коммуникативная компетентность. Коммуникативная компетентность, как и коммуникативная культура в целом, развивается, формируется под влиянием многих факторов, одним из которых является образование.
Коммуникативная культура родителей - совокупность знаний, умений и коммуникативных качеств личности родителя, оказывающая конструктивное формирующее воздействие на ребенка и позволяющая наиболее результативно организовывать процесс общения и регулировать коммуникативную деятельность в процессе решения педагогических задач.
В модели формирования коммуникативной культуры родителей как условия обеспечения психологической безопасности личности ребенка все основные процессы и взаимосвязи, а также компоненты (эмоциональный,
мотивационный и поведенческий) и блоки (диагностический, формирующий, аналитический и прогностический) представлены во взаимосвязи и взаимозависимости в виде динамической системы, построенной по иерархическому принципу.
Современные родители развивают познавательные процессы, а про эмоциональное развитие ребенка забывают, часто предпочитают психологически небезопасные стратегии поведения, а именно: подавление воли ребенка, лишение его инициативы в поведении, практикуют запреты и ограничения в общении с ребенком, зачастую сами затрудняются выстраивать диалог с ребенком, не желая видеть проявление агрессии и негативизм.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Всеобщая декларация прав человека. Резолюция 217(Ш) от 10 декабря 1948 г. // Шр:/М.сошиН:ап1ги;
2. Конвенция о правах ребенка // Шр:/М.сошиН:ап1ги;
3. Долгова В.И., Василенко Е.А. Пять важнейших стрессов субъектов образования - экономический, политический, коммуникативный, информационный, экологический: Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2018;
4. Самохвалова А.Г. Деловое общение. Секреты эффективных коммуникаций. Учебное пособие. СПб.: Изд-во «Речь», 2017. - 333 с;
5. Белкина В.Н., Криулева М.Г. Структура коммуникативного потенциала детей предшкольного возраста. // Ярославский педагогический вестник - 2018 -№1 - Том II. - С. 7-11;
6. Долгова В.И., Мельник Е.В. Эмпатия и коммуникативная компетентность. Челябинск: Изд-во «Атоксо», 2007. - 252 с.
Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ» № 11 (80) Том 1. НОЯБРЬ 2024 г. Novikova E.R., Tsilyugina I.B.
Novikova E.R.
Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla
(Ufa, Russia)
Tsilyugina I.B.
Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla
(Ufa, Russia)
PHENOMENON OF PARENTS' COMMUNICATIVE CULTURE AS CONDITION FOR ENSURING PSYCHOLOGICAL SAFETY OF CHILD'S PERSONALITY IN THE FAMILY
Abstract: the article substantiates the importance of developing the communicative culture of parents, as this is a condition for the psychological safety of the child's personality in the family. In addition, the article presents criteria for the formation ofparents' communicative culture.
Keywords: child-parent relations, psychological safety, psychological health, communicative culture, emotional culture, speech culture, cognitive culture, socionormative experience.