Научная статья на тему 'Феномен инкультурации личности в теории и практике вузовского образования'

Феномен инкультурации личности в теории и практике вузовского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
562
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКУЛЬТУРАЦИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВУЗА / СТРУКТУРА ИНКУЛЬТУРАЦИИ / СУБЪЕКТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / СПОСОБЫ И ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНКУЛЬТУРАЦИИ / ENCULTURATION OF FUTURE TEACHERS / HIGH-SCHOOL EDUCATIONAL PROCESS / STRUCTURE OF ENCULTURATION / SUBJECTIVE PERSONALITY CHARACTERISTICS / PEDAGOGICAL ENVIRONMENT / WAYS AND MEANS OF ENCULTURATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирова Марина Юрьевна

В настоящей статье рассматривается сущность феномена инкультурации личности, исследуется ее структура, а также механизмы, способы и формы осуществления инкультурации личности будущего учителя иностранных языков, реализующиеся в совокупности педагогических условий, создаваемых в образовательной среде вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The phenomenon of enculturation in the theory and practice of high-school education

This article treats the phenomenon of enculturation in the theory and practice of high-school education. It describes the structure and some possibilities of the realization of this process during the training of future teachers of foreign languages at pedagogical universities.

Текст научной работы на тему «Феномен инкультурации личности в теории и практике вузовского образования»

3. Браже Т. Г. Соотнесение объективного и субъективного эталона профессионализма как одно из направлений работы с учителем в системе повышения квалификации // Современные адаптивные системы образования взрослых. СПб., 2002. С. 25-30.

4. Введенский В. Н. Компетентность педагога как важное условие успешности его профессиональной деятельности // Инновации в образовании. 2003. № 4. С. 21-31.

5. Введенский В. Н. Совершенствование ключевых компетентностей педагога в системе повышения квалификации // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. Челябинск: Образование, 2003. Вып. 3. С. 108-121.

6. Митина Л. М., Вачков И. В. Профессиональное развитие педагога: психологические факторы и условия // Magister. 1996. № 1. С. 86-95.

7. Сластенин В. А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры // Управление современной школой. Завуч. 2009. № 6. С. 79-94.

8. Чернилевский Д В., Морозов А. В. Креативная педагогика и психология. М.: МГТА, 2001. 301 с.

уДК 378.14 + 370.153 ББК 4 481 + Ю 937

М. Ю. Кирова

г. Чита

Феномен инкультурации личности в теории и практике вузовского образования

В настоящей статье рассматривается сущность феномена инкультурации личности, исследуется ее структура, а также механизмы, способы и формы осуществления инкультурации личности будущего учителя иностранных языков, реализующиеся в совокупности педагогических условий, создаваемых в образовательной среде вуза.

Ключевые слова: инкультурация личности будущего учителя, образовательный процесс вуза, структура инкультурации, субъектные характеристики личности, педагогические условия, способы и формы осуществления инкультурации.

M. Y. Kirova

Chita

The phenomenon of enculturation in the theory and practice of high-school education

This article treats the phenomenon of enculturation in the theory and practice of high-school education. It describes the structure and some possibilities of the realization of this process during the training of future teachers of foreign languages at pedagogical universities.

Key words: enculturation of future teachers, high-school educational process, structure of enculturation, subjective personality characteristics, pedagogical environment, ways and means of enculturation.

В меняющихся социально-экономических и политических условиях значительно возрастает влияние человеческого фактора, что нашло отражение в модернизации образования, ориентированной на построение новой ценностной системы общества, важнейшими компонентами которой являются: открытость общества и личности, духовность, культурная насыщенность и способность к диалогу, в том числе с представителями иной социокультурной среды.

Одним из приоритетов образовательной политики является совершенствование системы профессионального образования, направленного на выпуск специалистов, обеспечивающих реализацию вышеупомянутых целей. Особая роль отводится подготовке

высококвалифицированных педагогических кадров, способствующих формированию подрастающего поколения, адаптированного к современным жизненным требованиям. Это отражает одну из актуальных проблем современного профессионального образования - повышение качества подготовки специалистов гуманитарного направления в системе вузовского образования.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 620100 Лингвистика и межкультурная коммуникация специальности 022600 Теория и методика преподавания иностранных языков и культур (п. 7.1.) выпускник, получивший квалификацию «Лингвист-преподаватель»,

Гуманитарный вектор. 2010. № 2 (22)

должен «...владеть системой представлений о связи языка, истории и культуры народа, о функционировании и месте культуры в обществе, национально-культурной специфике стран изучаемого языка и своей страны, владеть системами изученных иностранных языков и принципами их функционирования применительно к различным сферам речевой коммуникации, понимать особенности межличностной коммуникации и речевого воздействия».

Таким образом, квалификационная характеристика специалиста преподавателя иностранных языков и культур предполагает наличие у выпускника педагогического вуза не только высокого уровня общепредметной теретической и практической подготовки, но в равной степени духовного и культурного потенциала специалиста, приступающего к самостоятельной профессиональной деятельности.

Однако в действительности, задача подготовки специалистов такого уровня в системе высшего профессионального образования оказывается нередко труднореализуемой на практике. Как следствие, встречается профессиональная несостоятельность и неудовлетворенность начинающих учителей-предметников. Отсутствие естественной языковой среды, деятельность учителя и учащихся вне социокультурного контекста и, как следствие, недостаточный уровень развития иноязычной коммуникативной компетенции - эти и некоторые другие факторы не способствуют достижению цели обучения иностранным языкам на современном этапе: овладению языком как средством социальной коммуникации между представителями разных социально-культурных общностей.

В связи с этим особую актуальность приобретает проблема инкультурации личности будущего учителя иностранных языков в образовательном процессе вуза. Учебновоспитательный процесс как система организованного обучения призван не столько обогатить студентов знаниями, сколько научить способам их эффективного усвоения, творческого использования в практической деятельности нетрадиционных оригинальных решений возникающих проблем и задач. Цель нашего исследования состоит в выявлении сущности и возможностей инкультура-ции личности будущего учителя в образовательном пространстве вуза и необходимости создания педагогических условий, способствующих данному процессу.

Под педагогическими условиями инкультурации личности будущего учителя иностранных языков мы понимаем совокупность мер, направленных на поэтапное моделирование и эффективное функционирование процесса овладения иноязычной культурой и готовность к осуществлению педагогической деятельности, направленной как на приобщение учащихся средней школы к осуществлению межкультурной коммуникации, так и на непрерывный процесс их саморазвития и самосовершенствования. Таким образом, инкультурацию можно рассматривать как процесс и как результат культуросообразного воспитания и развития.

Наукой накоплен значительный потенциал исследования феномена инкультура-ции. Проведенный анализ первоисточников свидетельствует о существовании большой теоретико-методологической базы для исследования данной проблемы.

Термин «инкультурация» впервые появился в зарубежной культурной антропологии и обозначал, согласно определению М. Херсковица, «процесс включения в конкретную национальную культуру» [1, с. 195]. В работах других культурных антропологов понятие «инкультурация» в основном отождествляется с понятием «социализация» и рассматривается как культурная трансмиссия, т. е. процесс передачи культуры от предшествующих поколений к последующим через научение: наиболее часто встречающийся в определениях английский глагол to learn имеет значение «учиться, познавать посредством изучения».

Этимологически английское сущ. «encul-turation» восходит к слову "си1Шге" - «культура»; входящий в его состав суффикс с абстрактным значением "ation" указывает на процессный характер существительного; префикс "en" (произносится «эн», либо «ин») служит для образования глаголов, придавая им значение: a) включения внутрь чего-либо и б) приведения в какое-либо состояние. Глагол "to enculturate" в буквальном переводе обозначает «окультуривать», т. е. приобщать к культуре, передавать культуру или вводить в культуру (приставка «ин» в русскоязычном варианте слова «инкультурация» наиболее наглядно отражает семантику данного слова).

В отечественной педагогической мысли понятие «инкультурация» прочно закрепилось в связи с признанием культурологического подхода основой личностноориентированного образования, разработанного Е. В. Бондаревской, Н. Б. Крыловой,

В. В. Сериковым [4], Л. А. Степашко и др. Заслугой данных ученых явилось введение в категориальный оборот гуманитарного знания понятия «инкультурация личности», определяемого ими как целостный и постоянно продолжающийся процесс становления личности в культуре.

Для педагогики понятие «личность» является смыслообразующим. Личность имеет сложную структуру, в которую принято включать такие ее субъектные характеристики, как: потребности, интересы, цели,

идеалы, черты характера и т. д. Личность выражает себя в продуктивной деятельности, через которую воплощаются ее творческие возможности, умения, навыки. Особое значение приобретает система ценностей, ведь именно их совокупность и является культурой, поэтому духовное измерение личности неразрывно связано с ней. Инкультурацию личности, таким образом, можно определить как целостный непрерывный процесс самопознания и самосовершенствования индивида, направленный, в конечном итоге, на «продвижение вперед вечно развивающейся цивилизации».

Выявление сущности понятия «инкультурация личности» позволяет представить структуру инкультурации, отражающую ее основные составляющие компоненты. Для этой цели мы использовали общенаучные категории, применимые к описанию любых объектов - материальных предметов и идеальных образований, в том числе и для описания феномена инкультурации.

Основными элементами структуры ин-культурации в нашем исследовании выступают: поле личности как самореализующейся целостной системы, поле культуры, поле образования. Наиболее значимые субъектные характеристики личности, такие как нормы, ценности, стремления, убеждения, характер человека, его творчество и др. распределяются, так или иначе, между пятью основными сферами существования человека: физической, эмоциональной, интеллектуальной, деятельностной и духовно-нравственной.

Человек существует одновременно в разных средах: в мире вещей и предметов - как физическое тело, в мире живой природы -как живое существо, в мире людей - как член общества или как единица определенной общности; еще одной сферой существования личности предстает ее духовное бытие. Фундаментальной основой, на которой зиждется каждая из этих сфер человека, является культура, «растящая и питающая личность» [3,

с. 5]. Образование, подразумевающее воспитание и развитие, как социокультурный феномен выступает фактором инкультурации личности и осуществляется не как процесс передачи знаний, а как способ трансляции ценностей культуры, в результате чего происходит становление нового человека - человека внутренней культуры. Инкультурация личности, осуществляясь в культуре, «опоясывает» поля личности, культуры и образования, направляя свой вектор на субъектные характеристики личности. В педагогике субъектность понимается как активность самого действующего субъекта. Благодаря субъектности индивид постигает духовные ценности, творит свою внутреннюю культуру, осваивает ее смыслы и становится тем самым созидателем культуры внешней [5, с. 74]. Субъектные характеристики личности в нашем понимании - это интериоризован-ные в процессе инкультурации ценностные ориентиры личности.

Внутреннее содержание личности, ее субъективный мир - это итог внутренней работы самой личности, в процессе которой внешнее, пройдя через субъективность личности, ее сознание перерабатывается, осознается и экстериоризируется, т. е. применяется ею в практической деятельности.

Сложившаяся система воспитанных и самостоятельно выработанных индивидом качеств проявляется в субъективной форме в виде идей, ценностей, интересов, направленности и т. д., отражающей взаимодействие личности с окружающим объективным миром.

Исходя из понимания личности как са-мопознающей, саморазвивающейся системы инкультурации, следовательно, можно рассматривать как системообразующий элемент, некую связующую сущность, которая осуществляет взаимодействие и взаимораз-витие всех элементов системы.

Таким образом, постижение сущности понятия «личность», изучение ее структуры и основных характеристик позволяет педагогу более объективно оценивать индивидуальные качества личности учащихся - объектов педагогического воздействия, и на этой основе более успешно решать проблему обучения и воспитания, поиска оптимальных методов и средств взаимодействия, создания педагогических условий.

Опираясь на концептуальные положения теории инкультурации, собственные исследования и личный педагогический опыт, мы, наряду с выявлением условий, опреде-

Гуманитарный вектор. 2010. № 2 (22)

лили способы и формы инкультурации личности будущего учителя французского языка, реализуемые в совместной деятельности преподавателя и студентов на факультете иностранных языков Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета.

Способ в нашем понимании - это путь осуществления инкультурации в различных типах деятельности: учебно-

познавательной, практической в качестве педагога-практиканта и внеучебной деятельности, направленной на реализацию творческих способностей личности в сфере искусства. Под организационной формой мы понимаем определенные виды данной деятельности, реализующиеся в повседневных делах, конкретных мероприятиях. Каждому типу деятельности соответствует своя организационная форма. Так, содержание учебно-познавательной деятельности составляют учебные занятия, лекции и семинарские занятия, сдача экзаменов международного образца на знание французского языка и культуры DELF/DALF, защита курсовых и дипломных работ по филологии и методике преподавания французского языка, участие в международных конкурсах, проектах и олимпиадах по линии Министерства образования РФ, Посольства Франции в России и Альянс Франсез, стажировки в учебных центрах Франции, участие в межвузовском конкурсе переводчиков.

Практическая деятельность представлена педагогической практикой студентов 4-5 курсов, где наряду с осуществлением учебной деятельности студенты организуют внекласс-

ные воспитательные мероприятия: классные часы, викторины, КВН, Дни Франкофонии, направленные на приобщение школьников к культуре Франции.

Компонентами внеучебной деятельности студентов являются: организация и проведение фонетических конкурсов, участие в ежегодном театральном фестивале «Играем классику», организация встреч французских творческих коллективов и др.

Данные способы и формы инкульту-рации личности студентов - будущих учителей, реализуются при определенных педагогических условиях, созданных преподавателем, который, будучи субъектом учебно-воспитательного процесса, оказывает направленное воздействие на личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие студента, одновременно выступающее как основа саморазвития и самосовершенствования.

Таким образом, продуктом педагогической деятельности выступает формируемый у студента индивидуальный опыт во всей совокупности аксиологических, нравственноэтических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих, а результатом педагогической деятельности как выполнения ее основной цели является инкультурация личности будущего учителя, выраженная в личностном интеллектуальном, культурном, духовно-нравственном совершенствовании, которое служит необходимым условием его профессиональной деятельности, направленной, в свою очередь, на становление личности учащихся.

Список литературы

1. Кравченко А. И. Культурология: словарь. Изд. 2-е. М.: Академический Проект, 2001. 672 с.

2. Крылова Н. Б. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования // Народное образование. 2005. № 2. С. 113-121.

3. Сенько Ю. В., Фроловская М. Н. Учитель - Ученик: возможности понимания: учеб. пособие. Барнаул: АГУ, 2005. 50 с.

4. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: ИК «Логос», 1999. 272 с.

5. Рогова А. В. Идеи становления человека культуры в философско-педагогической мысли России и русского зарубежья (вторая половина XIX - начало XX вв.). Чита, 2003. 146 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.