Научная статья на тему 'Феномен идентичности в контексте субъективного имиджа студента вуза'

Феномен идентичности в контексте субъективного имиджа студента вуза Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
168
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / ВИДЫ ИДЕНТИЧНОСТИ / СУБЪЕКТНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / СУБЪЕКТНЫЙ ИМИДЖ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феномен идентичности в контексте субъективного имиджа студента вуза»

А.И. Белкин Ф.Г. Мухаметзянова А.Р. Насыбуллин

ФЕНОМЕН ИДЕНТИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СУБЪЕКТИВНОГО

ИМИДЖА СТУДЕНТА ВУЗА

Ключевые слова: идентичность, виды идентичности, субъектная идентичность, идентификация, субъектный имидж.

Одним из феноменов психологии является загадочность такого явления, как идентичность. Данный феномен формирует не только поле новых изысканий, но и создает, как считает В.С. Малахов, множество неудобств в науке в контексте его изучения, интерпретации и прогнозирования [3]. В самом широком смысле, как считает Л.Б. Шнейдер, идентичность - это сложный феномен, сложная психическая реальность, включающая в себя мифологические и современные уровни сознания, индивидуальные и коллективные, онтогенетические и социогенетические основания [8]. При этом обращение понятия идентичности включает в себя и такие явления, как защита личного, соответствие образа Я его жизненному воплощению, состояние принадлежности индивида некоторому надиндивидуальному целому, охватывающему и субъективное время, и личностную деятельность, и национальную культуру и т.д. Это мегакатегория человечности, так как человек становится вполне человеком, когда осознает свою идентичность. Идентичность есть психический компонент самосознания, формирующийся и существующий в мире человека. Мы знаем, кто мы, осознаем свою идентичность в мире людей, профессий, наций. Однако разработанного и достаточно завершенного онтологического, аксиологического и гносеологического поля не сложилось потому, что по мере развития научного познания с основополагающим принципом объективности самость, собственное Я всемерно изгоняется из этого процесса, а идентичность становится психологическим феноменом, ускользающим от четкого определения. Чем строже выступал принцип объективности, тем глубже становилось расхождение между научно-техническим и гуманитарным знанием. Этот парадокс оборачивается сегодня тем, что человек изменяет окружающий мир быстрее, чем себя, свое сознание, а потому не успевает вписываться в этот мир. Современный человек стал целиком и полностью проблематичным в силу его нарастающей субъектности, касающейся его свойства быть полноправным субъектом жизнедеятельности и адекватно распоряжаться своими физическими, душевными и духовными силами.

Изучение феномена идентичности реализуется по нескольким направлениям. Первую линию анализа составляет изучение особенностей феномена идентификации и идентичности, вторую - анализ подходов известных специалистов к данным феноменам.

Значение понятий «идентификация», «идентичность» и, тем более субъектная идентичность, входят в составе философского и психологического знания. Однако воззрения относительно феномена идентичности видоизменяются в зависимости от того, в русле какого концептуального подхода они рассматриваются. Как логическая категория идентичность означает отношение, члены которого тождественны друг другу. Тогда субъектная идентичность выступает как свойство субъекта деятельности в определенном социокультурном пространстве. В качестве категории метафизики идентичность (тождество)

© Белкин А.И., Мухаметзянова Ф.Г., Насыбуллин А.Р., 2013

- это, прежде всего, характеристика бытия и более фундаментальная категория, чем различие.

Впервые понятие «идентичность» стали анализировать философы Д. Локк и Д. Юм. В Америке этот термин завоевал особую популярность и стал широко использоваться в попытках установить феномен того, кем на самом деле является некто данный. В социологии, философии, психологии выделяют различные виды идентичностей (расовая или родоплеменная, культурная, профессиональная, идеологическая, религиозная и др.). Обратимся к размышлениям относительно дефиниций различных идентичностей, прибегнув к использованию языка метафор.

Расовая или родоплеменная идентичность строится на констатации изначальных качеств той или иной расы, рода или племени и/или же следования традициям той или иной расы/рода/племени и дает способность воспринимать друг друга в некоторых начальных смыслах либо «идентифицировать от», работать на удержание как, например, конкретной территории, так и некоторой информации, передаваемой из поколения в поколение. Также она может действовать как универсальный разделитель, где функция объединения скорее будет зеркальным отражением или даже побочным эффектом от разъединения, обособления от представителей иной расовой/родовой/племенной идентичности, живущими по соседству. Кроме всего прочего, расовая/родоплеменная идентичность, будучи возведенной в степень высшего объекта поклонения, не способствует, а нередко и мешает прогрессу.

Культурная идентичность как поле для взаимодействия допускает пересечения культур, так как в культурную среду может быть принят человек иной расовой идентичности, показавший достаточный культурный или же профессиональный уровень. Однако утрата культурной или иной идентичности ради обретения новой общей, универсальной, интернациональной в долгосрочной перспективе себя все же не оправдывает, так как за выработкой модернистских культур неизбежно следует откат назад, вынуждающий искать иные способы идентификации.

Профессиональная идентичность - это своего рода вещь в себе для каждого из участников общего процесса, тем больше, чем выше профессиональная специализация, при этом распределение внутренних ролей (равно как и владение результатом деятельности) скорее будут отличать и разделять, чем идентифицировать и объединять. Идентификация субъекта будет происходит сверху вниз, когда человек получает свою роль, не всегда будучи согласным как с ней самой, так и с тем, что она ему принесет в обозримом будущем. Идеологическая идентичность как принадлежность к какой-либо партии или нации, которые являются идеологическими продуктами, изготовляемыми под конкретные нужды согласно запросам конъюнктуры правящих элит, находящихся в тени (просьба не путать с клоунами, которых обычно показывают на заседаниях различных правительств, парламентов, съездов, советов и президиумов). При этом существование устойчивых национальных идентификаторов возможно и без сторонней идеологической политики, но подобные определения носят слишком общий характер. Например, когда называют некую общность словами «русские», «китайцы» или «норвежцы», то даже без детального рассмотрения особенностей каждой из них в сознании субъекта восприятия возникает самодостаточный образ, но лишь только начинаются попытки манипуляции им, как он нередко обрастает массой лишних, балластных смыслов. Нация, построенная на принципах субъектности и далее сама становящаяся субъектом отношений на более высоком уровне, может представлять из себя как динамически устойчивую, так и успешную с точки зрения прогрессивного развития систему.

Религиозная идентичность объединяет сходные идентичности персональной веры или ориентации на один эгрегор, при этом разделяя с другими идентичностями, имеющими иную точку приложения силы. Индикатором религиозной идентичности выступает Бог как творец или Субъект, оставляя другим микросубъектам роль лишь зависимого, ведомого, раба божьего, а нередко и агнца на заклание.

Субъектная идентичность рассматривается как принадлежность к некоторым высшим внешним категориям, но при этом определяемым и принимаемым исключительно внутренне каждым отдельным Субъектом согласно его воле и направленности внутреннего стержня, духа. Субъектная суперпозиция по отношению к окружающим Субъектам, существам, явлениям, средам и пространствам. В настоящее время взаимодействие Субъектов происходит, как правило, путем информационного обмена. Формирование субъектных структур идет по схеме подобия структур или Субъекта более высокого порядка. Прогрессивное объединение и взаимодействие Субъектов строится по принципам сетевого конструктивизма, т.е. практически без потерь для субъектной идентичности каждого из них, как составляющего единое целое Субъекта более высокого уровня (объединения), при этом высшие устремления рядовых Субъектов могут как бы объединяться для решения определенных тактических задач, так и дифференцироваться в зависимости от их индивидуальных особенностей.

В настоящее время большинство исследователей соглашаются между собой в том, что феномен идентичности следует изучать в контексте объективно фиксируемого развертывания Я, углубленного исследования и понимания смысла самого процесса развития Я человека и далее субъекта деятельности, прежде всего, как реализации заложенной в нем сущностного определения самости или даже субъектности, которая объективно позиционируется в его многоуровневой представленности обществу и глубинного переживаемого в нем самом. В.С. Малахов и другие подчеркивают, что идентичность проявляется как отношение индивида к себе самому, его самопринадлежности, тогда как в другом контексте идентичность характеризует принадлежность индивида к некоторому коллективу [3]. Впервые в истории психологии понятие идентичности было введено З. Фрейдом. В то время как в истории науки впервые заговорил об идентичности как феномене Хай-деггер [8]. Э. Эриксон рассматривал идентичность как особый образовательный феномен, который состоит из двух компонентов: групповой идентичности (принадлежность к тому или иному Мы) и эгоидентичности (самотождественности, переживания постоянного наличествующего Я). Э. Эриксон вводит понятие психосоциальной идентичности, обозначающего потенциальные направления познания динамичности, активности Я [9]. Многие исследователи подчеркивают историческую специфику феномена идентичности, считая, что процесс формирования идентичности ограничен и реализуется в пределах действия исторических сил и культур [2-6].

В психологической науке под идентичностью часто понимается определенное чувство непрерывности своего бытия как сущности, отличной от всех других. Под идентификацией соответственно понимается непрерывный процесс постепенного обретения или изменения идентичности. Большинство психоаналитиков считают, что Я-идентичность и Другой принципиально неотделимы друг от друга [2-6]. Особую роль в понимании специфики феномена идентичности сыграли работы Д. Мида, Э. Фромма, С. Холла, Э. Эриксона и др. Классическое понимание идентичности предложено С.Холлом, согласно которому, так называемые идентичности своеобразно конституируются в рамках репрезентации, а не за ее пределами [7]. При этом подчеркивается отсутствие сущностного Я, которое впоследствии подвергается выражению или репрезентации. Напротив, субъ-

ективность и идентичность конструируются в рамках дискурса. При этом культурные идентичности претерпевают постоянные изменения и нужно говорить скорее не об идентичности как о чем-то законченном, а об идентификации, рассматривая ее как постоянный процесс. Особый взгляд на сущность и истоки идентичности и идентификации дает нам символический интеракционизм Дж. Мида, согласно которому Я субъекта утверждается только в процессе социального взаимодействия с другими людьми, а идентификация - это процесс называния себя и помещения себя среди социально сконструированных категорий.

Э. Фромм рассматривает потребность в идентичности как одну из важнейших человеческих потребностей [3]. По мнению Э. Эриксона, идентичность можно определить как субъективное вдохновенное ощущение тождества и целостности. Идентичность является процессом, локализованным в ядре не только индивидуальной, но и общественной культуры. Идентичность представляет собой характеристику переживания самопринадлежности, уникальности собственного бытия субъекта, которая определяется историческими факторами и формируется через его отождествление с определенными социальными группами.

При этом идентичность и идентификация не всегда наполнены содержанием и смыслом. В определенном смысле идентификация - это механизм, с помощью которого идентичность приобретается субъектом или переносится им на другие объекты. Тогда идентичность (англ. Identity) - свойство человека, связанное с его ощущением собственной принадлежности к определенной группе (политической партии, народу, религиозной конфессии, расе и пр.). Идентичность - свойство индивида оставаться самим собой в изменяющихся социальных ситуациях и является результатом осознания индивидом самого себя в качестве человеческой личности, субъекта деятельности и социальных отношений.

Данные размышления особенно касаются феномена субъектной идентичности, зачатки проявления которой мы наблюдали изучая граффити субъектов нелигитимиро-ванной деятельности [1]. Граффити - это любая надпись, знак, изображение, нанесенные на предметы частной и общественной собственности, выполненные от руки и носящие неинституциолизированный характер. Правомерно также выделить функции граффити, которые отражают то, для чего предназначена деятельность объекта, а также последствия этой деятельности и ее связь с другими субъектами. При этом сами функции граффити отражают субъектные смысловые особенности надписей и рисунков, а также особенности существования высказываний-граффити в рамках всей психосемиотической системы граффити. Идентификация субъекта граффити - это механизм, с помощью которого идентичность приобретается субъектом, она, как правило, представляет собой отождествление с каким-либо социальным объектом или группой в процессе деятельности граффити. При этом психосоциальная субъектная идентичность конструируется в рамках определенного дискурса, а конкретные формы ее конструирования определяются историческими социокультурными факторами и проявляются в социальном взаимодействии субъектов, проигрываемых ими социальных ролях. При этом потребность в субъектной идентичности является одной из базовых потребностей личности.

Представляет также интерес изучение идентичности в контексте субъектного имиджа студента вуза. В современной психологической литературе нет однозначного определения понятий «имидж». Рассмотрим сначала понятие «имидж личности» в целом, безотносительно к студенческому возрасту, и только затем сделает экстраполяцию к особенностям студенчества, и в особенности студентов негосударственного вуза.

Во-первых, субъектный имидж личности - это система различных (объективных и субъективных) представлений, впечатлений и мнений, возникающих в процессе восприятия субъекта деятельности другого субъекта как объекта в условиях активного взаимодействия с социумом. Во-вторых, имидж является продуктом социальной перцепции и обладает социальной значимостью для воспринимающего его объекта, и возникает только тогда, когда его объект - носитель имиджа становится публичным, то есть когда он становится уже субъектом деятельности его непосредственного или опосредованного восприятия. В-третьих, имидж является знаковым заменителем социально-психологического портрета человека в условиях нехватки объективной информации, следовательно, это актуальный запрос как к личности, так и социуму, как к индивидуальному, так и коллективному субъекту деятельности. В-четвертых, имидж личности, а студента современного вуза - тем более, складывается из его внешних признаков, поступков и личностных характеристик как объективного, так и субъективного содержания и смыслов.

Рассмотрим восприятие понятия имиджа студента негосударственного вуза. На практике это означает, что слово «студент вуза» будет вызывать у человека целый комплекс образов: это внешний вид студента, т.е. стиль одежды и ее внешний вид (бренд, качество); коммуникационные компетенции - манера говорить, коммуникативные умения; навыки, уровень профессионализма; индивидуально-типологические особенности (темперамент, индивидуальность); поведенческие особенности (манеры поведения, ценностные ориентиры, личностные качества, определяющие уровень поступков); компетенции в различных жизненных аспектах; личное отношение опрашиваемого и т.д.

Субъектный имидж личности в отличие от стереотипов или просто мнений - это специально конструируемый образ современного мира и представлений о нем. Поэтому чем больше внимания студент будет уделять созданию и поддержанию необходимого ему имиджа, тем больше это будет способствовать его успешной самореализации, так как роль межличностного общения и эмоциональной составляющей в момент принятия решений очень высока. Иными словами, в современных социально-экономических и социально-психологических условиях у студента, имеющего положительный имидж и сложившуюся субъектность, существенно больше шансов и возможностей для профессиональной или научной карьеры. Субъектный имидж является продуктом социальной перцепции, его становление и развитие возможны только в том случае, когда вуз способствует развитию субъектности студента, взращиванию абсолютно индивидуальной, автономной личности, звезды, как продукта в единственном экземпляре. С другой стороны, субъектность студента в определенной мере определена его имиджем, поэтому здесь налицо ситуация взаимного детерминирования этих двух явлений и процессов.

В результате наших исследований имиджа студента вуза и проявления его субъ-ектности явно просматривается следующая тенденция: если вуз смещает акцент с приоритетности академической успеваемости студента на приоритетность его субъектности, то это способствует появлению и развитию желаемого студентом имиджа профессионала или деятеля науки. И наоборот, акцентирование вузом особого внимания на развитии имиджа студента приводит к развитию его субъектности. Степень, в которой вуз справляется с задачей развития субъектности студента, является индикатором инновационности образовательной среды и высокой идентичности. Бесспорно, это означает, что все более увеличивающаяся роль имиджа современного студента будет оказывать влияние на парадигму деятельности вузов. При этом психолого-педагогическое сопровождение развития субъектного имиджа студентов приобретает еще большую актуальность. В первую очередь закономерно будет отметить, что психолого-педагогическое сопровождение развития социально-психологического субъектного имиджа студента должно основываться на

четкой, ясной, детально проработанной концепции идентичности студента. На сегодняшний день как таковой не существует, что позволяет нам пока только размышлять на эту тему. Для начала психолого-педагогический состав вуза сам должен иметь четкое представление и понимание социально-психологического феномена субъектного имиджа студента негосударственного вуза, после чего развитие субъектного имиджа студента будет представляться осуществимой задачей. Для этого необходимо осуществить донесение до самого студента основных концепций, понятий и смыслов, понимаемых под словом «имидж» и описанных выше.

Следующим этапом работы необходимо сформировать у студентов понимание важности имиджа для их профессиональной и личной жизни. Как показывает практика, достаточно эффективным в этом плане получаются беседы на эту тему, в которых затрагиваются статистические данные, аналитика, общая информация о тенденциях в современном деловом мире. Обычно большинство студентов гуманитарного вуза обладают зачатками субъектности, которая и позволяет им активизироваться в плане работы над собственным имиджем.

Когда студенты осознают значение субъектного имиджа, начинается следующий этап - этап создания, формирования, корректировки их социально-психологического имиджа. Для этого, естественно, необходимо сначала сделать первый срез - замер ключевых критериев, составляющих имидж.

Пилотажное исследование представлений об имидже студента вуза было проведено у студентов негосударственного вуза на основе разработанной нами экспресс-методики «Мой имидж». Результаты исследования позволили нам выявить в первую очередь внутренние и внешние компоненты, его составляющие. Внутренние - это: а) внешность (90 % участников исследования выявили субъективную важность одежды и внешних аксессуаров, в том числе и в качестве показателя социального статуса); б) бренд института (по мнению 86 % студентов, бренд института имеет огромное значение в трудоустройстве и профессиональном становлении); в) корпоративная культуры вуза (более 67 % студентов включают в первую очередь организацию в вузе развлекательных мероприятий; г) качество обучения в вузе (на нее указали 45 % респондентов); д) культура преподавателей (указали 33 %).

Внешние составляющие субъектного имиджа студента: 1) самостоятельность (отметили более 50 % респондентов); 2) коммуникативная компетентность (78 %); 3) мотивация к достижению целей (41 %); 4) творческость, креативность (51 %); 5) индивидуализированная активность (56 %); сочувствие или коопертивное поведение (эмпатия) (указало 89 %).

После оценки студентов по этим ключевым критериям психолого-педагогическое сопровождение выходит на стадию непосредственного влияния на имидж. В зависимости от каждой конкретной составляющей влияние на имидж можно осуществлять с помощью различных психологических инструментов. На сегодняшний день тема корректировки и формирования социально-психологического субъектного имиджа студента негосударственного вуза является довольно новой прикладной частью социальной науки, и инструментарий, в основном, находится на стадии разработки. Не говоря уже об условиях создания субъектного имиджа студента гуманитарного вуза - в этом направлении работа еще не велась. Несмотря на недостаточную изученность и проработанность вопроса, уже сегодня можно сказать, что для корректировки субъектного имиджа студента негосударственного вуза вполне эффективно можно использовать лекционные, тренинго-вые и практические занятия, предварительно адаптировав их под имеющуюся задачу. Так как имидж и субъектная идентичность студента находятся во взаимной зависимости, то

можно говорить о том, что развивая субъектность студента, вуз также способствует проявлению и развитию субъектного имиджа студента. Субъектность студента - чуть более изученная тема, и здесь уместны ставшие уже традиционными методы психологического влияния, такие как социально-психологический тренинг личностного роста. Важной частью психолого-педагогического сопровождения является создание инновационной образовательной среды, которая будет полностью способствовать развитию субъектности студента и далее субъектного имиджа студента негосударственного вуза. Для этого необходимо разработать и внедрить новую концепцию, парадигму работы негосударственного вуза, которая своей моделью функционирования будет транслировать студентам идею о важности социально-психологического имиджа. Ввиду все более увеличивающейся значимости социально-психологического субъектного имиджа, этому направлению необходимо уделить большое внимание уже сегодня. Что требуется от психолого-педагогического состава негосударственного (да и любого другого) вуза? Для начала: 1) ППС вуза усвоить понятие, значимость и место субъектного имиджа студента в современной образовательной и далее в деловой профессиональной среде; 2) помочь студентам негосударственного вуза осознать важность и значимость субъектности студента в развитии его имиджа; 3) создать в образовательной среде негосударственного вуза условия для становления субъектного имиджа, что включает в себя замеры, срезы начального состояния (первый срез), составление плана развития имиджа (на основании выработанной и принятой теоретической концепции), деятельность по коррекции, изменению, доработке имиджа (тренинги, лекции, практические занятия и т.д.), регулярный замер изменений наряду с получением обратной связи от студентов.

Таким образом, субъектный имидж студента вуза, а негосударственного вуза - в особенности, это имидж его развивающейся идентичности личности. Это система его различных (объективных субъективных и далее субъектных) представлений, впечатлений, мнений, концепций, моделей, возникающих в процессе восприятия его как субъекта учебно-профессиональной деятельности или как объекта в условиях активного взаимодействия с социумом. Субъектный имидж студента вуза, являясь продуктом социальной перцепции, обладает социальной значимостью для воспринимающего его объекта и возникает только тогда, когда его объект - носитель имиджа - становится публичным, т.е. когда он становится уже субъектом деятельности его непосредственного или опосредованного восприятия в контексте его идентичности. Субъектный имидж студента вуза является знаковым заменителем социально-психологического портрета личности студента в условиях нехватки объективной информации. Имидж студента вуза как субъекта деятельности складывается из его внешних и внутренних признаков, поступков и личностных характеристик как объективного, так и субъективного содержания и смыслов. Изучение феномена субъектного имиджа студента следует осуществлять в контексте изучения его идентичности.

Библиографический список

1. Белкин А.И., Мухаметзянова Ф.Г. Субъектность студентов нелигитимированной изобразительной деятельности // Казанский педагогический журнал. - 2012. - № 2. - С. 138-142.

2. Деррида Ж. О почтовой открытке от Сократа до Фрейда и не только / Ж. Деррида. -Минск: 1999. - 310 с.

3. Малахов В.С. Идентичность // Современная западная философия. - М.: ТОН-Остожье, 1998.- С. 161.

4. Малахов В.С. Неудобства с идентичностью // Вопросы философии. - 1998. - № 2. - С. 43-54.

5. Фромм Э. Ситуация человека - ключ к гуманистическому психоанализу // Проблема человека в западной философии. - М.: Прогресс, 1988. - 234 с.

6. Фуко М. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности / М. Фуко. - М.: Касталь, 1996. - 345 с.

7. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: монография / Л.Б. Шнейдер. - М.: МОСУ. - 2001. - 272 с.

8. Хайдеггер М. Идентичность и дифференциация / М. Хайдеггер. - М., 1957. - 456 с.

9. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. - М.: Прогресс, 1996. - 128 с.

10. Hall S. Introduction: Who Needs Identity // Hall S., Gay P (eds.). - Questionsof Culturall-dentity. - London, 1996. - 234 р.

И.В. Вачков

УРОВНЕВАЯ ТИПОЛОГИЯ ТРЕНИНГОВЫХ ГРУПП

Ключевые слова: субъект, субъектность, типология, тренинговая группа, познание, отношение, преобразование.

Существуют три важнейшие реальности, в которых проявляется субъект: познание (мира, себя, других), отношение (к миру, к себе, к другим), преобразование (мира, себя, других). Тогда можно предложить следующие критерии.

Первый критерий, относящийся ко всем субъектным ипостасям, - это центра-ция субъекта. При разных типах взаимодействия центрация происходит на совершенно разных вещах: на прагматических аспектах текущей ситуации - рассыпанная, на себе и личных интересах - замкнутая, на соответствии своих характеристик имеющимся образцам - шаблонная, на взаимодействии с другими - объединяющая. Этот критерий отражает субъектную направленность в целом. Следующие три критерия определяют характеристики субъекта в указанных трех сферах - познания, отношения и преобразования. Связь здесь такова: способность к рассмотрению себя и общности как целостности - реальность познания; придание субъектной ценности себе и другим - реальность отношений; совместность деятельности - реальность преобразования [1].

При описании каждому типу группы даны метафорические названия космической тематики (см. табл.).

Таблица

Характеристика типов тренинговых групп

Типы тренинговых групп Основные критерии развития группы (характеристики участников)

Центрация Способность к рассмотрению себя и общности как целостности Придание субъектной ценности Направленность деятельности на совместность

«Галактический совет» На взаимодействии с другими -объединяющая Рассматривает как целостность и себя, и свою общность, и другие общности Видит самоценность себя и партнера Деятельность, направлена на саморазвитие и помощь в развитии другому

© Вачков И.В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.