SCIENCE TIME
ФЕНОМЕН ГРИМ-МАСКИ АРТИСТОВ ПЕКИНСКОЙ ОПЕРЫ
Федотова Нина Александровна, Красноярский государственный институт искусств, г. Красноярск
E-mail: snezhok_007@list.ru
Колпецкая Ольга Юрьевна, Красноярский государственный институт искусств, г. Красноярск
E-mail: okolpetskaya@mail.ru
Аннотация. Данная статья посвящена искусству грим-маски в традиционном китайском театре музыкальной драмы цзинцзюй, известной среди европейцев под названием Пекинская опера. Авторы подробно рассматривают специфику приёмов наложения грима, указывают на его цветовую символику, отмечают зависимость грим-масок от конкретных видов актёрских амплуа. В цзинцзюй искусство грима связано с костюмами, бутафорией, а также полумасками, к которым, в соответствии с китайской театральной эстетикой, относятся различные причёски, бороды и усы. Представленная в статье информация может быть востребована специалистами, занимающимися проблемами изучения восточных театральных традиций в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также на лекционных и практических занятиях в образовательных учреждениях по истории театрального искусства и мировой художественной культуре.
Ключевые слова: цзинцзюй (Пекинская опера), амплуа актёров, грим -маска, приёмы наложения грима, классификация видов грим-маски, цветовая символика грима.
В комплексе средств художественной выразительности Пекинской оперы (цзинцзюй), наряду с пением, декламацией, пант омимой, акробат ическими трюками, секретами боевых искусств, большое значение приобретает маска. Однако маску в цзинцзюй точнее было бы назвать гримом (или грим-маской) -своеобразной формой внешней характерности актёров, помогающей им создавать роль.
I
SCIENCE TIME
I
Грим присущ театру разных стран и эпох. Но в традиционной китайской музыкальной драме и её «наследнице» Пекинской опере сложился, закрепился и сохранился особый стиль грим-маски, корни которого уходят в древние формы сценического искусства восточного региона. Устойчивые типы грима цзинцзюй сформировались приблизительно во 2-й половине XIX столетия.
Национальная система масок Пекинской оперы многолика: каждый персонаж имеет определённую грим-маску, глядя на которую можно составить представление о его характере, внешних и внутренних качествах.
Символика грима на Востоке имеет давние традиции. На стадии формирования Пекинской оперы использование определенного цвета в гриме актёров было весьма однообразным. Обычно основу составляли подчёркнуто контрастные цвета: красный, белый, чёрный. Постепенно цветовая гамма расширялась: добавились жёлтый, зелёный и другие. Вслед за увеличением репертуара и количеством ролей в гриме исполнителей появились розовый, фиолетовый, серый, золотистый и серебристый цвета. Поскольку спектакли шли на открытых и часто огромных площадках, было необходимо сделать всё возможное для того, чтобы зрители хорошо видели лица персонажей.
Как известно, в большинстве сюжетов традиционной китайской драмы претворяются исторические события, действуют подлинные герои. Поэтому в гриме необходимо проявлять уважение и такт к внешней характеристике таких персонажей. Грим должен соответствовать определённому периоду истории, воспроизводить достоверный облик героев, характеризовать их истинные человеческие качества.
Различные цвета масок указывают на разнообразные характеры персонажей Пекинской оперы. Красное лицо у верного и преданного человека, отважного воина. Чёрная маска символизирует честного, прямого, бесстрашного, но грубоватого героя. Свирепый и бессердечный персонаж выходит на сцену в жёлтой маске. Синий и зелёный цвета грима присущи буйным, вспыльчивым, несдержанным и глупым людям. Белый цвет, как правило, указывает на подлого, нечестного, злого и склонного к предательству человека. Золотистый и серебристый цвета применяются для масок духов и богов (об этом: [3]). Если грим у разных персонажей имеет одинаковое цветовое решение и накладывается аналогичными приёмами, то это может выражать кровное родство героев. Использование масок необходимо для показа характеров персонажей и подчёркивания ярких черт их лиц, а также для определения пола. Эти особенности очень важны для сюжета спектакля. «Систематичность в использовании определенных цветов закрепила созданную систему и исключила несоответствие внутреннего внешнему в рамках создания конкретного образа, а также возможность непонимания или неузнавания персонажа зрителем» [10, ^160].
| SCIENCE TIME Щ
В Пекинской опере существует большое количество приёмов наложения грима, которые отличаются и цветовыми решениями, и методами исполнения. Символика отдельного вида грима способна устранить недостатки мимики актёра, а главное - выражать определённые особенности характера персонажа. Исследователи цзинцзюй указывают и на так называемую «гиперболизацию» грима [1, 2, 3, 7, 8, 9, 10].
В единстве и гармонии с ролью грим органически связан с театральным костюмом, бутафорией. Искусство наложения грима постигается в процессе длительного обучения и производится только самим актёром. По времени каждый артист гримируется не меньше часа, на сложную грим-маску может быть затрачено около трех часов. Особая трудность наложения грима заключается в том, что сначала подготавливается основа, своего рода грунтовка, на которую накладывается собственно грим.
Основные приёмы наложения грима: «трение лица», «мазанье лица», «гримировка лица» [3, с.25-28]. Приём «трение лица» (также называется «окрашивание лица») заключается в том, что артист обмакивает палец в краску, затем равномерно растирает её на лице, после чего обмакивает кисть в другой цвет и гримирует область бровей и глаз. Если руками на лицо накладывается слой белого тона, затем обмакивается кисть в чёрную краску, которая подчёркивает линию бровей, глаз, губ и овала лица, то такой приём называется «мазанье лица». Когда кисть обмакивается в разные краски и на лице рисуются гиперболизированные брови, глаза, нос и уголки рта, а затем на щёки, лоб и другие части лица, накладывают нужные узоры и рисунки, то этот приём именуется «гримировкой лица». В конце на оставшиеся незагримированными участки лица добавляют главный цвет. Обычно «гримировка лица» используется в сложной грим-маске.
В китайской традиционной драме сложилась типизация образов и в связи с этим возникла классификация видов грима [1, c.58-60]:
- «красивый грим» используется для положительных мужских и женских персонажей;
- «некрасивый грим» - для комических ролей;
- «особенный грим» - для героев-воинов или воительниц.
В «красивом гриме» актёры совершенно отказались от показа сугубо индивидуальных черт персонажа. В Пекинской опере «красивый грим» имеет общие признаки для характеристики всех положительных героев. Эти признаки предполагают: акцент на бровях, глазах, губах. Возраст героев обычно подчёркивается не морщинами и тенью, а цветом краски.
Грим военных и комических персонажей принадлежит к гиперболизированному типу. Такой грим направлен на увеличение масштаба лица и должен накладываться актёром до середины черепной коробки.
| SCIENCE TIME Щ
Сущность грима комических персонажей заключается в том, что артистам необходимо подчеркнуть яркий контраст между комиками и положительными серьёзными героями. Принимая область середины носа за центр грима, грим-маска комических персонажей должна накладываться ниже, чтобы визуально сократить размеры головы и придать лицу забавное выражение. Общей особенностью «некрасивого грима» является то, что он выполняется в белом цвете, акцент делается на участке лица с центром на переносице.
Основными цветами «красивого грима» являются телесный, красный и чёрный. Цель такого сочетания состоит в том, чтобы выразить серьёзность и очарование героев. Телесный тон в гриме молодых мужчин и женщин имеет светлый оттенок, красный цвет плотнее, что можно определить выражением «кровь с молоком». В гриме мужчин и женщин среднего возраста телесный тон плотнее, красный цвет светлее. В гриме старушек и старцев красный цвет не используется, что указывает на увядание героев, преклонные года. Если гримируются дети, то ставится одна или две точки между бровями.
Грим молодых женщин должен подчёркивать выразительность глаз. На контуры век накладывается плотный чёрный цвет, значительно вытягивающий форму глаз к виску; губы красятся алым цветом, чётко очерчивающим их линию. В мужском гриме обязательным является проведение вертикальной красной линии от переносицы до середины лба.
«Подъём бровей» («растяжка грима» Т. Будаева) является общей особенностью «красивого грима» положительных героев. «Подъем бровей» производится после наложения всего основного грима: волосы подбирают сеткой и затем стягивают лентой с такой силой, что височная область подтягивается вверх, волосы прячут под чёрной материей, имитирующей причёску. После всех этих операций уголки глаз поднимаются, создается эффект более выразительного взгляда.
Маска развивалась на всём протяжении становления Пекинской оперы. Первоначальным её предназначением было укрупнение черт лица актёра, но в дальнейшем она приобрела более сложную технику наложения. В наши дни возросло и количество масок, и необычайная искусность их исполнения.
Как отмечают исследователи китайского традиционного театра, наряду с грим-маской в Пекинской опере постоянно используются полумаски: усы и бороды [1, 3, 8, 9]. Когда-то для изготовления усов использовалась шерсть яка или человеческие волосы, сегодня широко применяются нейлоновые волокна. Для крепления усов использовались дужки как у очков, изготовленные из латуни. Из зрительного зала усы воспринимаются как часть маски, они закрывают нижнюю половину лица от носа, и обозначают мужской пол персонажа, т.к. в цзинцзюй мужчины могут исполнять и женские роли (например, амплуа «мужской Дань»). Вместе с тем, тканевая часть маски
| SCIENCE TIME Щ
покрывает рот поющего героя. Вид широко открытого рта в китайской эстетике считается неприличным.
Посредством разных видов усов актёр получает возможность создавать больше разнохарактерных образов: усы различной формы указывают на темперамент и возраст героя, а также его участь и судьбу. Усы чаще всего бывают трёх цветов: пепельные, белые и чёрные. Если требуется показать необычное фантастическое существо или странное поведение, грубость, то усы могут быть синими, красными или фиолетовыми. Т. Будаева в диссертационном исследовании [1] сообщает, что в Пекинской опере существуют и специальные названия усов, которые обусловлены образом, характером, возрастом персонажа, а также формой и цветом самих усов.
Помимо масок и полумасок особое место в цзинцзюй отведено причёскам, имеющим различные украшения.
Благодаря тому, что большая часть репертуара цзинцзюй основана на исторических древнекитайских сюжетах, причёски героинь проектировались на основе памятников художественной культуры - произведений изобразительного искусства. Это подчёркивало и исторический характер повествования, и традиционность музыкальной драмы. Последнее ценилось особенно высоко [2].
Причёски героинь дополняются цветами. Для ролей молодых добродетельных женщин не используется большое количество цветов. Причёски легкомысленных служанок, напротив, украшает обилие цветов ярких оттенков.
Окраска цветов также имеет свою символику: красные цветы указывают на радостные события, свадьбу; белые цветы обозначают трагическую ситуацию, похороны.
Смысловую нагрузку в цзинцзюй несут и головные уборы, шлемы. Их форма также зависит от образа героя: для создания положительных мужских ролей (наряду с «красивым гримом») требуется покрытие головы до линии лба, чтобы все черты лица персонажа были отчётливо различимы. У отрицательного героя головной убор полностью закрывает лоб, что символизирует духовную приземлённость, недостаточность душевной широты.
В грим-маске также используются эффекты густых бровей, больших глаз, раздутых ноздрей и пухлых губ. Исходя из всех этих атрибутов, и формируется внешний облик героев. Артист должен всё знать о своём герое, в совершенстве владеть техникой внешнего преображения [1, 3, 5, 7, 8].
Таким образом, в традиционной Пекинской опере исполнительское искусство и способы раскрытия содержания в спектакле во многом отличаются от всего того, что утвердилось на музыкальной сцене западного театра. Цзинцзюй основывается на детальной системе условных символов, которые пронизывают все составляющие актёрского мастерства, и их гораздо больше, чем у исполнителей европейской оперы. Грани мастерства в китайском
| SCIENCE TIME Щ
традиционном театральном искусстве отличаются невероятной технической сложностью, обилием специфических приёмов и умений, необходимых для постижения роли, овладение которыми требует длительного и очень непростого в физическом плане обучения, регулярных тренировок на протяжении всей творческой деятельности артистов (об этом см.: [5]). Вместе с тем, все слагаемые актёрского мастерства, включая методы создания грим-маски, подчиняются целостной художественной системе воплощения амплуа.
Литература:
1. Будаева Т.Б. Музыка традиционного китайского театра цзинцзюй (Пекинская опера): дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. - М., 2011. - 253 с.
2. Гао Син. Становление Пекинской оперы. - Шанхай, 2006. - 191 с.
3. Жуань Юнчэнь. Пекинская опера как синтетическое сценическое действо: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.01. - М., 2013. - 177 с.
4. Жуань Юнчэнь Символика и условность в искусстве Пекинской оперы // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2012. - № 9 (23): в 2-х ч. Ч. I. - C. 84-88.
5. Колпецкая О.Ю., Федотова Н.А. Профессиональная подготовка актёров Пекинской оперы: страницы истории творческого образования в Китае // Культурно-образовательное пространство: новые задачи - новые решения: материалы II Всероссийской (с международным участием) заочной научной конференции, 5-6 октября 2015 г. - Красноярск, 2015. - С. 201-207.
6. Серова С.А. Пекинская музыкальная драма (середина XIX в. - 40-е гг. XX века). - М., 1970. - 195 с.
7. Сюй Чэнбэй. Пекинская опера. - Пекин, 2003. - 136 с.
8. Сян Чэнь, Шао Хуа. Хризантема у восточной ограды: Азбука Пекинской оперы (на китайск. языке). - Пекин, 1999. - 187 с.
9. У Тунбин. Руководство по Пекинской опере (на китайск. языке). - Тяньцзинь, 2001. - 594 с.
10. Фу Шуай. Роль костюма и маски в Пекинской опере // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2012. - № 152. - С. 157-163.