Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН ГЛОБАЛЬНЫХ ГОРОДОВ И АГЛОМЕРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ФЕНОМЕН ГЛОБАЛЬНЫХ ГОРОДОВ И АГЛОМЕРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
99
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНЫЕ ГОРОДА / ГОРОДСКИЕ АГЛОМЕРАЦИИ / УРБАНИЗИРОВАННЫЕ ТЕРРИТОРИИ / АГЛОМЕРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВА / СЕТЕВОЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Метелева Елена Растиславна

В статье рассмотрено современное восприятие феномена глобальных городов. Изучение проекта закона «О городских агломерациях», дополненное анализом статистических данных о распределении экономических и человеческих ресурсов между городами и регионами России, позволило сделать вывод о недостаточности усилий государства для формирования новых глобальных городов, кроме существующей Московской агломерации. Современная агломерационная политика России не может считаться эффективной и должна быть скорректирована с учетом идей сетевого подхода, который нацеливает на формирование полицентрических агломераций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF GLOBAL CITIES AND THE AGGLOMERATION POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION

The contemporary perception of the global cities phenomenon is reviewed within the paper. of The bill about urban agglomerations’ research, supplemented by the analysis of the statistic data about the economic and human resources’ allocation among Russian cities and regions, enabled us to conclude that the State’s efforts are insufficient for formation new global cities beside the existing Moscow agglomeration. A contemporary agglomeration policy of Russia can’t be considered as effective and is to be corrected, taking into account the network approach ideas, which sight at formation of polycentric agglomerations.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН ГЛОБАЛЬНЫХ ГОРОДОВ И АГЛОМЕРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ФЕНОМЕН ГЛОБАЛЬНЫХ ГОРОДОВ И АГЛОМЕРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

THE PHENOMENON OF GLOBAL CITIES AND THE AGGLOMERATION POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION

DOI: 10.38197/2072 -2060- 2021- 230-4-356-362

МЕТЕЛЕВА Елена Растиславна

Заведующая кафедрой государственного управления и управления человеческими ресурсами ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет», д.э.н., доцент

Elena R. METELEVA

Head of Public Administration and Human Resource Management Department ofthe Baikal State University, Doctor of Economic Science, Assistant Professor

В статье рассмотрено современное восприятие феномена глобальных городов. Изу -чение проекта закона «О городских агломерациях», дополненное анализом статистических данных о распределении экономических и человеческих ресурсов между городами и регионами России, позволило сделать вывод о недостаточности усилий государства для формирования новых глобальных городов, кроме существующей Московской агломерации. Современная агломерационная политика России не может считаться эффективной и должна быть скорректирована с учетом идей сетевого подхода, который нацеливает на формирование полицентрических агломераций.

The contemporary perception ofthe global cities phenomenon is reviewed within the paper. The bill about urban agglomerations' research, supplemented by the analysis of the statistic data about the economic and human resources' allocation among Russian cities and regions, enabled us to conclude that the State's efforts are insufficient for formation new global cities beside the existing Moscow agglomeration. A contemporary agglomeration policy of Russia can't be considered as effective and is to be corrected, taking into account the network approach ideas, which sight at formation of polycentric agglomerations.

Глобальные города, городские агломерации, урбанизированные территории, агло -мерационная политика, национальные государства, сетевой подход.

Аннотация

Abstract

Ключевые-слова

Keywords Global cities, urban agglomerations, urbanized areas, agglomeration policy, nation

states, network approach.

Введение

Особую роль в привлечении внимания к феномену глобальных городов сыграли работы С. Сассен, которые не только «спровоцировали» многочисленные научно -исследовательские разработки в разных сферах знаний (урбанистика, градостроительство, социология, юриспруденция, экономика, психология, политология и т.д.), но и вызвали интерес представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также медиаресурсов и даже широкой общественности [1]. Глобальные города - это места, где как в профессиональном, так и в географическом смысле концентрируются огромные объемы информации и знаний, прежде всего в сфере экономики и бизнеса, а уже затем - во всех прочих сферах.

Объектом нашего рассмотрения были выбраны процессы достижения урбанизированной территорией позиций и влиятельности глобального города. В качестве предмета исследований нами определена стратегическая деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по содействию этим процессам, в частности направления и меры поддержки городских агломераций. Целью же исследований является выработка рекомендаций, которые могли бы лечь в основу поддержки процессов развития глобальных городов в экономическом пространстве России.

Глобальные города versus Национальные государства: мифы и реалии

Тенденция мифологизации феномена глобальных городов не только в научно -популярных публикациях, но даже в научных работах требует здравой критики. До 1980-х годов национальное государство являлось доминирующей единицей в области экономической организации и регулирования. Правительства многих стран сознательно стремились предотвратить чрезмерную концентрацию объектов промышленности и коммерческой недвижимости в крупных городах, реализуя в этих целях «региональную политику». Однако растущая открытость национальных экономик и их связанность в рамках глобализированной экономики в период после 1985 г. привела к тому, что в крупных и крупнейших городах стали концентрироваться не только национальные, но и транснациональные компании. Национальные государства, по мнению ряда исследователей, оказались не в состоянии с помощью методов и инструментов традиционной «региональной политики» противостоять явлениям и процессам глобализации. Как отмечают Л.Е. Стровский и Е.Д.Фролова, «транснацио -нальные экономические структуры постоянно перекраивают зоны экономического влияния», т.е. действуют поверх любых административных границ и политических юрисдикций [2]. На лидирующие позиции среди административно -территориальных образований выдвинулись глобальные города, в которых концентрируются управляющие центры упомянутых транснациональных экономических структур.

Мы полагаем, что нужно сохранять некий баланс при рассмотрении глобальных городов, не преувеличивая их влияния, но и не отрицая их существенной роли в развитии национальных экономик. Поскольку в условиях рыночной экономики одним из негативных, но неизбежных процессов является конкуренция территорий за жителей, бизнес, визитеров, инвестиции, то глобальные города, безусловно, обладают мощным потенциалом для развития национальной экономики, в границах

которой они расположены, открывая пути для повышения ее производительности и укрепления международных связей [3].

Однако мы полагаем необходимым напомнить, что глобальные города зависят от национальных государств и правительств, прежде всего в том, что касается управления последствиями глобальной интеграции. Кроме того, национальные государства создают условия для жизни и деятельности в глобальных городах. Также национальные государства организуют деятельность по устранению побочных эффектов (в частности, экологических) функционирования глобальных городов.

В условиях пандемии новой коронавирусной инфекции стало очевидным, что в чрезвычайных ситуациях именно национальные государства выступают безальтернативными субъектами управления, способными организовать противодействие угрозам, возникающим в условиях (а часто и вследствие) неограниченного доминирования глобальных бизнес- структур. Как отмечает Я.М. Миркин, пандемия показала, что общества «большего дирижизма» смогли лучше с ней справиться, что те государства, которые играют более существенную роль в экономике, смогли более эффективно организовать деятельность системы здравоохранения, процессы профилактирования и вакцинирования, что в итоге позволило их национальным экономикам пережить данный кризис с меньшими потерями [4].

И все же стоит признать, что развитие глобальных городов помогает укрепить связи национальной экономики с мировыми инфраструктурами, привлечь потоки инвестиций и человеческого капитала. Они открывают доступ на международные рынки, стимулируют развитие предпринимательства и обеспечивают преимущества кластеризации для компаний и секторов экономики [5]. Поэтому национальным государствам необходимо уделять особое внимание поддержке существующих и становлению новых глобальных городов на территории страны.

Развитие городских агломераций и перспективы формирования глобальных городов в России

Мы попробовали оценить, насколько современная политика российского государства принимает во внимание тему глобальных городов, ориентирована на цели развития подобных структур в пространстве страны. Нам представляется, что агломерационная политика государства более всего приближается к рассматриваемой проблематике.

Развитие городских агломераций - один из ключевых приоритетов государственной региональной политики, закрепленный в Стратегии пространственного развития Российской Федерации [6]. Попытка практического воплощения данной целевой установки реализуется в проекте федерального закона «О городских агломерациях», подготовленном Министерством экономического развития РФ с целью формирования механизма объединения ресурсов смежных муниципальных образований и выстраивания институтов межмуниципальной кооперации [7].

Введенное в законопроекте определение городской агломерации должно позволить избежать волюнтаризма в определении границ городской агломерации, который наблюдался в рамках усилий «сверху» по формированию агломераций в 2010 -х гг. (проекты «создания агломераций» вокруг Самары, Новосибирска, Екатеринбурга, Красноярска, Иркутска и т.д.).

В законопроекте предложены критерии отнесения территорий муниципальных образований к городским агломерациям. Разработка данных критериев

представляется своевременной и обоснованной, т.к. они должны помочь избежать не научного, а сугубо административного подхода к установлению территориальной базы формируемой агломерации, а также смогут предотвратить стремление чиновников искусственно «сконструировать» агломерацию в тех случаях, когда для нее не имеется достаточных оснований, но есть желание получить финансирование из федерального бюджета под цели развития новой административной структуры.

Факт появления данного законопроекта можно расценивать как положительный шаг в направлении продвижения темы глобальных городов, создания условий и мотивации для интеграционных процессов на территории России. Однако обеспечение административно -правовой базы для данного процесса представляется необходимым, но недостаточным условием успешной реализации политики и проектов поддержки глобальных городов. Гораздо более важными факторами можно считать демографическую ситуацию, локализацию ключевых экономических акторов национальной экономики (крупнейших бизнес- структур) и распределение экономической активности в пространстве страны.

Весьма схематично экономический ландшафт России может быть визуализирован с помощью такого показателя, как оборот розничной торговли (https://gks.ru/ bgd/regl/b20_14t/Main. htm) (рис. 1).

Рисунок 1.

Оборот розничной торговли в крупных и крупнейших городах России в 2019 г., млрд руб.

Как видно из рис. 1, среди 35 крупных и крупнейших городов страны (в расчет были приняты только города с численностью населения свыше 500 тыс. чел.) «одиноко возвышается» показатель федеральной столицы. Позиции второго города страны выглядят значительно скромнее, а показатели всех прочих крупных городов вообще формируют своего рода экономическое плато. И только суммарный объем розничного товарооборота всех крупных городов России, включая Санкт-Петербург, оказывается сопоставим с показателями столицы - 5189,93 млрд руб. против 5102 млрд руб.

Рисунок 2.

Количество головных офисов кредитных организаций в федеральных округах России на 01.01.2021, ед.

Следуя подходу к идентификации глобальных городов по критерию размещения на ихтерритории офисов финансовых организаций, а также опираясь на идеи сетевого подхода, согласно которому глобальный город может быть конституирован не одним, а несколькими урбанистическими центрами, мы рассмотрели статистику территориального присутствия действующих кредитных организаций в федеральных округах России (https://gks.ru/bgd/regl/b20_14t/Main. htm) (рис. 2).

Даже без индивидуального рассмотрения ситуации отдельных городов или регионов достаточно проанализировать данные о распределении офисов банков между федеральными округами страны, чтобы еще раз убедиться, что все экономические ресурсы сконцентрированы в столичном макрорегионе (который в деятельност-ном плане совпадает с Центральным федеральным округом). Это в очередной раз подтверждает, что в России сложилась ситуация, в которой функционирует только один (суб) глобальный город, составляемый Московской городской агломерацией (г. Москва и ее мегагородский регион).

Также это не позволяет чересчур оптимистично оценивать рассмотренный законопроект. Предлагаемые в нем меры могут создать правовое поле для интеграции ресурсов урбанизированных территорий и обеспечить определенную поддержку со стороны органов власти регионов, однако представляются совершенно недостаточными в плане формирования глобальных городов на территории страны.

Заключение

Тезисно сформулируем положения, касающиеся предполагаемого содержания политики развития глобальных городов, а также желательной корректировки традиционных видов политики в отношении урбанизированных территорий: 1. Политика регионального развития должна осуществляться с учетом того, что города -центры являются драйверами экономики регионов.

2. Политика городского развития должна проводиться с учетом того, что вложения в развитие города с потенциалом формирования на его базе глобального города будут иметь значительный мультипликативный эффект в экономике не только региона, но и страны в целом (или по крайней мере макрорегиона).

3. Политика развития (поддержки) глобальных городов должна разрабатываться на базе идеи сетевого подхода о том, что глобальные города необязательно являются моноцентрическими агломерациями, но вполне могут быть полицентрическими мегалополисами [8].

В любом случае, российское правительство должно стратегически подходить к развитию всех городов страны и оптимизации агломерационных процессов, осо -знавая важность роли городов и, шире, урбанизированных территорий в повышении конкурентоспособности экономики страны. Поддержка становления новых глобальных городов обязательно должна стать одним из приоритетов национальной политики.

Библиографический список

1. Sassen S. The Global City. 2nd édition. Princeton: Princeton University Press, 2001.447p.

2. Стровский Л. Е., Фролова Е.Д. Взаимодействие крупных и средних городов в глобальном геоэкономическом пространстве (на примере Уральского индустриального района) //Научные труды Вольного экономического общества России. 2007. Т. 82. С. 253-262.

3. Прохорова О.К. Роль и место интеграции в муниципальном управлении // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2012. № 3. С. 113-116.

4. Миркин Я.М. Новые реальности глобальной экономики и их влияние на Россию // Научные труды Вольного экономического общества России. 2020. Т. 223. № 3. С. 106-110.

5. Манюшис А.Ю., Барсуков И.Е. Регулирование устойчивого развития крупного города: управление по интересам и стратегический территориальный маркетинг // Научные труды Вольного экономического общества России. 2014. Т. 183. С. 210-243.

6. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 13 февраля 2019 г. № 207-р. URL: https://www.economy gov.ru/materiafile/a3d075aa813dc01f981d9e7fcb97265f/130219_207-p. pdf

7. Проект Федерального закона «О городских агломерациях» (подготовлен Минэкономразвития России. ID проекта 01/05/09-20/00107906) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 04.09.2020). URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc&base=PRJ&n=199079#0949215080685583

8. Метелева Е.Р. Методология управления развитием городов на основе сетевого подхода. Новосибирск: Издательство СибАГС, 2011.408 с.

References

1. Sassen S. The Global City. 2nd edition. Princeton: Princeton University Press, 2001.447p.

2. Strovskii L.E, Frolova E.D. Vzaimodeistvie krupnykh i srednikh gorodov vglobal'nom geoekonomicheskom prostranstve (na primere Ural'skogo industrial'nogo raiona) //Nauchnye trudy Vol'nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii. 2007. T. 82. S. 253-262.

3. Prokhorova O.K. Roi i mesto integratsii v munitsipal'nom upravlenii// Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii. 2012. № 3. S. 113-116.

4. Mirkin Ya.M. Novye real'nosti global'noi ekonomiki i ikh vliyanie na Rossiyu // Nauchnye trudy Vol'nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii. 2020. T. 223. № 3. S. 106-110.

5. Manyushis A. Yu, Barsukov I.E. Regulirovanie ustoichivogo razvitiya krupnogo goroda: upravlenie po interesam i strategicheskii territorial'nyi marketing // Nauchnye trudy Vol'nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii. 2014. T 183. S. 210-243.

6. Strategiya prostranstvennogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda. Utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 13 fevralya 2019 g. № 207-r. URL: https://www.economy.gov.ru/ material/file/a3d075aa813dc01f981d9e7fcb97265f/130219_207-p. pdf

7. Proekt Federal'nogo zakona «O gorodskikh aglomeratsiyakh» (podgotovlen Minekonomrazvitiya Rossii. ID proekta 01/05/09-20/00107906) (ne vnesen v GD FS RF, tekstpo sostoyaniyu na 04.09.2020). URL: http:// www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc&base=PRJ&n=199079#0949215080685583

8. Meteleva E.R. Metodologiya upravleniya razvitiem gorodov na osnove setevogo podkhoda. Novosibirsk: Izdatel'stvo SibAGS, 2011.408 s.

Контактная информация / Contact information

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Байкальский государственный университет»

Российская Федерация, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11.

Federal State Budgetary Institution of Higher Education «Baikal State University»

11, Lenin Str., Irkutsk, 664003, Russia.

Метелева Елена Растиславна / Elena R. Meteleva

elenameteleva@ya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.