Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРУПНЫХ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ В СВЕТЕ ПРИНЯТИЯ ЗАКОНА О ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЯХ В РОССИИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРУПНЫХ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ В СВЕТЕ ПРИНЯТИЯ ЗАКОНА О ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЯХ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

67
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
городская агломерация / пространственная социально-экономическая система / мегалополис / мегагородской регион. / urban agglomeration / spatial socio-economic system / megalopolis / megacity region.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Метелева Елена Растиславна

В статье рассматриваются перспективы формирования в России крупных пространственных социально-экономических систем, таких как мегалополисы или мегагородские регионы, с целью повышения глобальной конкурентоспособности российских урбанизированных территорий. Анализируется попытка принятия законопроекта о городских агломерациях, в результате которой ожидается интенсификация процессов объединения ресурсов и повышения глобальной конкурентоспособности пространственных социально-экономических систем в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF THE LARGE-SCALE SPATIAL SOCIO-ECONOMIC SYSTEMS FORMATION IN THE LIGHT OF PASSING AN URBAN AGGLOMERATIONS BILL

Prospects of the formation of large-scale spatial socio-economic systems in Russia, such as megalopolises or megacity regions, with the aim of raising the global competitiveness of Russian urban territories, are reviewed in the paper. The attempt of passing an urban agglomerations bill, which is expected to be followed by the intensification of processes of joining up the resources and raising the global competitiveness of spatial socio-economic systems in Russia, is analysed.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРУПНЫХ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ В СВЕТЕ ПРИНЯТИЯ ЗАКОНА О ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЯХ В РОССИИ»

VII Международная научно-практическая конференция

УДК 332.1

Метелева Елена Растиславна Meteleva Elena Rastislavna

Доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой Doctor of Economics, Head of Department Байкальский государственный университет

Baikal State University

ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРУПНЫХ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ В СВЕТЕ ПРИНЯТИЯ ЗАКОНА О ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЯХ

В РОССИИ

PROSPECTS OF THE LARGE-SCALE SPATIAL SOCIO-ECONOMIC SYSTEMS FORMATION IN THE LIGHT OF PASSING AN URBAN

AGGLOMERATIONS BILL

Аннотация: В статье рассматриваются перспективы формирования в России крупных пространственных социально-экономических систем, таких как мегалополисы или мегагородские регионы, с целью повышения глобальной конкурентоспособности российских урбанизированных территорий. Анализируется попытка принятия законопроекта о городских агломерациях, в результате которой ожидается интенсификация процессов объединения ресурсов и повышения глобальной конкурентоспособности пространственных социально-экономических систем в России.

Abstract: Prospects of the formation of large-scale spatial socio-economic systems in Russia, such as megalopolises or megacity regions, with the aim of raising the global competitiveness of Russian urban territories, are reviewed in the paper. The attempt of passing an urban agglomerations bill, which is expected to be followed by the intensification of processes of joining up the resources and raising the global competitiveness of spatial socio-economic systems in Russia, is analysed.

Ключевые слова: городская агломерация, пространственная социально-экономическая система, мегалополис, мегагородской регион.

Key words: urban agglomeration, spatial socio-economic system, megalopolis, megacity

region.

В 2020 г. Министерство экономического развития Российской Федерации

представило научному сообществу и практикам публичного управления проект федерального закона о городских агломерациях. В пояснительной записке к проекту обозначены цель и актуальность появления данного законопроекта. Минэкономразвития ссылается на стратегию пространственного развития Российской Федерации, в которой развитие городских агломераций признано одним из основных приоритетов государственной региональной политики. В обосновании справедливо отмечается, что городские агломерации в настоящее время оказывают существенное влияние на процессы в глобальной экономике, поскольку в них концентрируются значительные интеллектуальные и финансовые ресурсы, производятся инновации, запускаются процессы экономического роста и развития [1].

Вслед за признанием важности разворота фокуса внимания федеральных органов власти в сторону городских агломераций как драйверов экономической динамики разработчики законопроекта весьма своеобразно определяют основные ограничения на пути формирования агломераций. По мнению разработчиков, возможности развития городских агломераций в России ограничены ввиду недостатков правового регулирования вопросов их формирования и функционирования — отсутствия терминологической базы и единообразия подходов при определении границ, масштабов, размеров агломерации, недостатка или отсутствия правовых оснований для формирования институтов и механизмов управления сопряженными урбанизированными территориями.

В качестве цели продекларировано создание правовых и экономических условий для развития городских агломераций и межмуниципального сотрудничества.

Таким образом, содержание пояснительной записки объясняет основной посыл разработчиков законопроекта — они ориентированы преимущественно на создание правовых условий с целью урегулирования юридических казусов, обеспечения правовых оснований для оформления договорных отношений,

VII Международная научно-практическая конференция легализации юридических действий при выстраивании экономического

сотрудничества муниципальных образований.

Однако, по нашему мнению, вне фокуса внимания разработчиков остались главные предпосылки формирования конкурентоспособных в глобальном масштабе городских агломераций, и эти предпосылки далеко не правовые, а демографические и экономические. Эти факторы являются ключевыми не только для малонаселенных регионов восточной части страны, но и для достаточно густонаселенной европейской части Российского государства.

Действительно, в России существует насущная потребность в концентрации ресурсов и усилении интеграционных процессов ввиду угрозы пространственной дезинтеграции страны и недостаточной конкурентоспособности крупных городских агломераций на глобальных рынках. Однако для решения подобной стратегической задачи целью государственной региональной политики должно стать формирование крупных пространственных социально-экономических систем, которые намного превышают масштабы наличных российских агломераций. Особенно это критично для территорий за Уралом.

Органы государственной власти Российской Федерации четко осознают характер проблем, стоящих перед страной, и принимают во внимание специфические особенности социально-экономической и геополитической ситуации. Так, в Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28.12.2009 г. № 2094-р, заявлено, что стратегической целью развития Дальнего Востока и Байкальского региона является реализация геополитической задачи закрепления населения на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе, а в качестве одной из задач для достижения поставленной цели определено «формирование устойчивой системы расселения, опирающейся на региональные зоны опережающего экономического роста с комфортной средой обитания человека» [2]. В документе отмечено, что «гигантские расстояния и суровые природные условия» обусловливают наличие

«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований» изолированных локальных систем расселения. Также определено, что главными

центрами, опорными пунктами, которые скрепляют, связывают огромную

территорию, обеспечивают ее единство, являются города.

Однако попытки, например, сибирских городских агломераций конкурировать самостоятельно, не принимая во внимание те препятствия, которые затрудняют включение в глобальные сети городов, обречены на неудачу. Эти препятствия заключаются в малом размере самих городов и их зон влияния, недостаточной транспортной доступности и связанности, малой емкости внутреннего рынка, малой известности имени (низкой коммуникационной доступности).

Агломерационные процессы вокруг крупнейших городов Сибири неоднократно подвергались анализу. Российские исследователи В.В. Владимиров и Н.И. Наймарк в 1997 г. диагностировали наличие следующих сибирских агломераций, а мы дополнили их анализ современными данными (табл. 1):

Таблица 1. Прогнозные и фактические размеры агломераций

в Сибири

Наименование агломерации Площадь агломерации, тыс. км2 Численность городского населения, тыс. чел.

Всего В городском центре В ядре агломерации

1997 г. 2019 г. 1997 г. 2019 г. 1997 г. 2019 г. 1997 г. 2019 г.

Новосибирская 3,4 51,0 1715 2070 1430 1618 1578 1964

Омская 4,1 45,0 1237 1261 1167 1165 1176 1182

Красноярская 3,0 24,0 1024 1389 919 1092 942 1258

Иркутская 2,5 37,0 974 1084 631 624 692 897

Барнаульская 3,2 40,0 722 865 597 697 715 771

Кемеровская 2,0 12,0 641 666 515 556 532 604

Томская 2,3 57,0 535 788 500 598 508 711

Разработано на основе [3]

Сравнение с современными данными показывает, что советские исследователи включали в состав агломераций преимущественно городские населенные пункты, а современные практики агломерационных процессов,

VII Международная научно-практическая конференция находясь под впечатлением от масштабности размеров зарубежных

пространственных социально-экономических систем и опираясь на китайский

опыт, стремятся максимальным образом укрупнить российские агломерации,

включая в их границы обширные сельские территории.

Для оценки мощности сибирских агломераций мы сравнили их с

крупнейшими мегалополисами мира (табл. 2).

Таблица 2. Крупнейшие мегалополисы мира (2005 г.)

Наименование Количество Население, Площадь,

мегалополиса агломераций млн чел. тыс. км2

Бостон - Вашингтон 40 45 100

Чикаго - Питтсбург 35 35 160

Сан-Диего - Сан-Франциско 15 18 100

Токио - Осака 20 55 70

Лондон - Ливерпуль 30 30 60

Рандстад - Рейн-Рур - Рейн- 30 30 60

Майн

Источник [3"

Со времени разработки данной таблицы решением китайского руководства были созданы огромных размеров мегагородские регионы (урбанизированные территории, включающие в себя как классические городские агломерации, так и значительных размеров сельские территории). Однако даже сравнение с крупнейшими мегалополисами развитых стран-членов Организации экономического и социального развития (ОЭСР) позволяет оценить, что масштабы сибирских агломераций не идут ни в какое сравнение с крупнейшими мировыми надагломерационными формами расселения. Главное расхождение — высокая плотность населения в мегалополисах мира. Российским территориям в целом хронически не хватает населения. Каждая отечественная агломерация в отдельности не имеет шансов конкурировать на равных с крупнейшими мегалополисами мира.

Выполненный нами анализ тенденций развития урбанистических систем приводит к выводу об отсутствии предпосылок формирования в среднесрочной перспективе хотя бы одного конкурентоспособного в глобальном смысле

«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований» мегалополиса. Специфическими особенностями стратегической ситуации в

России в целом и особенно ее восточной части является сочетание

малонаселенности и значительной дистанцированности крупных городов друг от

друга.

В отличие от разделяемого разработчиками законопроекта исключительно юридического подхода к процессам создания городских агломераций, мы придерживаемся сетевого подхода в отношении перспектив и возможностей формирования крупных пространственных социально-экономических систем. В свете данного подхода мы полагаем, что сетевая природа городских связей позволяет организовывать экономическую связность пространственных социально-экономических систем поверх любых административных границ. Поэтому особых административных решений или нормативно-правовых актов о создании конкурентоспособных в глобальном масштабе крупных пространственных социально-экономических систем по большому счету принимать не требуется.

Стратегические соображения национальной безопасности привели нас к выводу о необходимости выстраивания урбанистической сети центров субъектов Российской Федерации, на базе которой могут формироваться мегагородские регионы. Сетевые связи позволят объединять и увязывать между собой крупные города, расположенные на значительных расстояниях. Сетевые взаимодействия позволяют сочетать конкуренцию и кооперацию отдельных узловых пунктов, хабов урбанистической сети, сопрягать усилия и укреплять преимущества отдельных центров городской сети с целью их объединенного представительства в глобальной сети городов.

Модель же создания городских агломераций, предлагаемая в анализируемом законопроекте, основывается на организации межмуниципального сотрудничества в рамках исторически сложившихся урбанизированных территорий, не исключая возможности их кооперации с муниципальными образованиями, имеющими сельскую природу. Мы не подвергаем сомнению необходимость осуществления такого нормотворческого

VII Международная научно-практическая конференция шага в государственном строительстве, однако полагаем, что предусмотренных

в нем мер категорически недостаточно для достижения заявленной

разработчиками цели.

Библиографический список:

1. Проект Федерального закона «О городских агломерациях» (подготовлен Минэкономразвития России 02.09.2020) // СПС «Гарант».

2. Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года [Электронный ресурс] // Министерство Регионального развития Российской Федерации. - 2009. - Режим доступа:

http://www.minregion.ru/activities/territorial_planning/strategy/federal_development/ 346/ (дата обращения: 21.10.2020).

3. Перцик Е.Н. Районная планировка (территориальное планирование): учеб. пособие для студентов вузов / Е.Н. Перцик. - М.: Гардарики, 2006. - 398 с.

© Е.Р. Метелева, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.