Научная статья на тему 'Феномен гениальности в контексте соотношения биологического и социального факторов'

Феномен гениальности в контексте соотношения биологического и социального факторов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
790
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ГЕНИАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ / GENIUS / ОДАРЁННОСТЬ / TALENT / ТВОРЧЕСТВО / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Аронов Аркадий Алексеевич

В основе статьи объективно лежат два взаимосвязанных феномена: одарённость (в данном случае гениальность) и творчество. Ведущий метод исследования, к которому постоянно обращается автор, сравнительно-сопоставительный, прежде всего, в варианте контент-анализа. На сегодняшний день имеются известные публикации по интегративной проблеме одарённости, и настоящая работа вносит посильный вклад в разработку и осмысление вечно актуальной теоретической и практической проблемы. Анализ имеющихся публикаций, связанных с областью гениальности, в полной мере убеждает в абсолютном превалировании позиции, утверждающей исключительный приоритет биологического фактора в появлении феноменально одарённой личности. Многолетние исследования автора свидетельствуют скорее о паритете биологического и социального. Больше того, автор склоняется к мысли об исключительной роли социального фактора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF GENIUS IN THE CONTEXT OF THE CORRELATION OF BIOLOGICAL AND SOCIAL FACTORS

The core of the article objectively, there are two interrelated phenomena: genius (in this case, the genius and creativity). Leading research method, which is constantly referred to by the author, crosscountry, first of all, in the variant content analysis. Despite the fact that today are known publications on integrative problems of gift, however, the real picture is real work is contributing to the development and conceptualization of ever actual theoretical and practical problems. Analysis of the available publications related to the field of genius, fully confirms the absolute dominance of position, claiming exclusive priority of biological factor in the emergence of a phenomenally gifted person. Years of research the author testify more likely parity biological and social. What is more, the author is inclined to think about the exceptional role of the social factor.

Текст научной работы на тему «Феномен гениальности в контексте соотношения биологического и социального факторов»

(Ф^ЕНОМЕН ГЕНИАЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СООТНОШЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО ФАКТОРОВ

УДК 008:1-027.21 А. А. Аронов

Московский государственный университет культуры и искусств

В основе статьи объективно лежат два взаимосвязанных феномена: одарённость (в данном случае гениальность) и творчество. Ведущий метод исследования, к которому постоянно обращается автор, сравнительно-сопоставительный, прежде всего, в варианте контент-анализа. На сегодняшний день имеются известные публикации по интегративной проблеме одарённости, и настоящая работа вносит посильный вклад в разработку и осмысление вечно актуальной теоретической и практической проблемы. Анализ имеющихся публикаций, связанных с областью гениальности, в полной мере убеждает в абсолютном превалировании позиции, утверждающей исключительный приоритет биологического фактора в появлении феноменально одарённой личности. Многолетние исследования автора свидетельствуют скорее о паритете биологического и социального. Больше того, автор склоняется к мысли об исключительной роли социального фактора.

Ключевые слова: личность, гениальная личность, одарённость, творчество.

A. A. Aronov

Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406

THE PHENOMENON OF GENIUS IN THE CONTEXT OF THE CORRELATION OF BIOLOGICAL AND SOCIAL FACTORS

The core of the article objectively, there are two interrelated phenomena: genius (in this case, the genius and creativity). Leading research method, which is constantly referred to by the author, crosscountry, first of all, in the variant content analysis. Despite the fact that today are known publications on integrative problems of gift, however, the real picture is real work is contributing to the development and conceptualization of ever actual theoretical and practical problems. Analysis of the available publications related to the field of genius, fully confirms the absolute dominance of position, claiming exclusive priority of biological factor in the emergence of a phenomenally gifted person. Years of research the author testify more likely parity biological and social. What is more, the author is inclined to think about the exceptional role of the social factor.

Keywords: personality, genius, talent, creativity.

АРОНОВ АРКАДИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ — доктор педагогических наук, доктор культурологии, профессор, заведующий кафедрой истории, истории культуры и музееведения Московского государственного университета культуры и искусств

ARONOV ARKADII ALEKSEEVICH — Full Doctor of Pedagogical Sciences, Full Doctor of Cultural Studies, Head of Department of history, cultural history and museology, Moscow State University of Culture and Arts

e-mail: [email protected] © Аронов А. А., 2014

Выдающийся исследователь феномена гениальности Владимир Павлович Эфроимсон в своей книге «Генетика гениальности» приходит к однозначному категоричному выводу: «Изучение биографий и патографий гениев всех времён и народов приводит к неумолимому выводу: гениями рождаются». Может быть, именно поэтому Эфроимсон относит к числу гениальных личностей:

• Августа Сильного;

• Амурата II (султана);

• Баязида I (султана);

• Баязида II (султана);

• Генриха IV Бурбона;

• Генриха VII Тюдора;

• Генриха VIII Тюдора;

• Бориса Годунова (царя);

• Иоанна Безземельного;

• Иоанна Грозного (царя-убийцу);

• Кристиана Злого;

• Магомета II (султана);

• Нестерова М. В.;

• Тамерлана;

• Фридриха II Прусского;

• Хубилай-хана;

• Чингисхана.

В перечне под вопросом у Эфроимсона стоит Александр Сергеевич Пушкин (?).

Попробуем и мы проанализировать проблемы, связанные с появлением гениев: они рождаются или становятся ими?

В своей работе мы отталкивались от 30 гениальных личностей, конкретных обстоятельств их жизни и деятельности. Мы полагаем, что отобранные нами персоналии действительно являются гениальными, они объективно соответствуют высочайшим критериям Гения. В наш список вошли:

1. Вольфганг Амадей Моцарт (1756 — 1791).

2. Микеланджело Буонаротти (1475 — 1564).

3. Никколо Паганини (1782—1840).

4. Альберт Эйнштейн (1879—1955).

5. Фёдор Иванович Шаляпин (1873—1938).

6. Иоганн Вольфганг Гёте (1749—1832).

7. Александр Сергеевич Пушкин (1799— 1837).

8. Людвиг ван Бетховен (1770—1827).

9. Оноре де Бальзак (1799—1850).

10. Леонардо да Винчи (1452—1519).

11. Константин Эдуардович Циолковский (1857—1935).

12. Джузеппе Верди (1813—1901).

13. Рихард Вагнер (1813—1883).

14. Лев Николаевич Толстой (1828—1910).

15. Огюст Роден (1840—1917).

16. Родригес де Сильва Веласкес (1599— 1660).

17. Франсиско Гойя-и-Лусьентес (1746 — 1828).

18. Рафаэль Санти (1483—1520).

19. Рембрандт Харменс ван Рейн (1606 — 1669).

20. Фридерик Францишек Шопен (1810— 1849).

21. Пётр Ильич чайковский (1840—1893).

22. Исаак Ньютон (1643—1727).

23. Лев Давыдович Ландау (1908—1968).

24. Эрнест Резерфорд (1871—1937).

25. Иоганн Себастьян Бах (1685—1750).

26. Иоганн штраус (сын) (1825—1899).

27. Джоаккино Антонио Россини (1792— 1868).

28. Владимир Иванович Вернадский (1863—1945).

29. Джакомо Пуччини (1858—1924).

30. Анна Павловна (Матвеева) Павлова (1881—1931).

Таким образом, наша когорта охватывает несколько веков — от XV до XX.

Здесь представлены Россия, Германия, Италия, Испания, Австрия, Франция, Англия, Голландия.

Среди тридцати феноменально одарённых личностей — естествоиспытатели, физики, математики, основоположник космонавтики, композиторы, литераторы, певцы, танцовщики, скульпторы, художники.

В составе 30 гениев, фактически, представлена только Европа, но нет представителей СшА, азиатских стран. Такой отбор имеет под собой некоторые основания.

Во-первых, Европа действительно лидирует по числу сверхталантов.

Во-вторых, и это не секрет, достижениями США в науке, например, во многом обязаны выходцам из других стран и, в частности, из России:

• Василию Васильевичу Леонтьеву (Нобелевская премия за 1973 год);

• Семёну Кузнецу (Нобелевская премия за 1971 год);

• Алексею Алексеевичу Абрикосову (Нобелевская премия за 2003 год);

• Владимиру Николаевичу Зворыкину («отец» телевидения);

• Владимиру Николаевичу Ипатьеву (один из основоположников каталитического органического синтеза);

• Игорю Ивановичу Сикорскому (выдающийся авиаконструктор, создатель первых в мире четырёхмоторных самолётов) и др.

В-третьих, отсутствие в списке представителей стран Азии, конечно же, нельзя рассматривать как некую дискриминацию по отношению к азиатским странам. В самом деле, все народы рождают способных, одарённых, талантливых и сверхталантливых людей. Но статистика свидетельствует о том, что на протяжении многих столетий (XV—XX века) именно Европа становится родиной уникумов, феноменально одарённых личностей. В связи с этим обратимся к статистке присуждения самой престижной международной премии — Нобелевской. Так, в частности, по физике обладателями этой награды за период с 1901 по 2003 годы, то есть за сто с лишним лет, стали 101 человек. Из этого числа лишь три представителя Азии стали лауреатами Нобелевской премии: в 1930 году — представитель Индии, в 1949 году — представитель Японии, в 1957 году — представитель Китая.

Поставим первый вопрос: сколько гениев родилось в семьях не бедных, с определённым достатком?

И оказалось следующее:

• 83% (!) гениев (25 из 30) родились в семьях не бедных, с определённым достатком;

• 10% гениев родились в бедных семьях (3 из 30: Шаляпин, А. Павлова, Паганини).

В двух случаях из 30 (7%) однозначно сказать о достатке гениев, а точнее, их семей проблематично (Верди, Роден).

Так, в случае с Д. Верди мы знаем, что его отец был трактирщиком. Для уточнения ситуации обратимся к книге Джузеппе Та-роцци «Верди» (М.: Молодая гвардия, 1984. ЖЗЛ). Оказывается, в Ле Ронколе, где в октябре 1813 года родился великий композитор, у его отца не было конкурентов, трактир приносил некоторый доход. Родители, Пеппино-Карло Верди и Луиджа Уттини, были в состоянии купить мальчику, проявлявшему интерес к музыке, старый спинет. Были средства у родителей, чтобы сын окончил в Ле Ронколе начальную школу, а в Буссето — гимназию и городскую музыкальную школу. В судьбе великого композитора принимал участие богатый и благородный человек, очень любящий музыку, — Ан-тонио Барецци.

Что касается Огюста Родена, то известно, что отец его был мелким служащим, мать — горничной. Это верно: семья не была нищей, но и особого достатка не было. А когда великому скульптору исполнился 21 год, у него на руках была вся семья: отец-пенсионер, мать, младшая сестра.

Совершенно очевидно, что достаток в семье — это фактор социальный. В соответствии с нашими исследованиями получается так, что у абсолютного числа гениев (25 из 30) семьи были с достатком, а значит, были условия для полноценного детства, оптимального воспитания, образования и развития.

Лишь три гения (Шаляпин, А. Павлова, Паганини — все трое — исполнители, артисты) происходили из бедных семей.

Ранее, в 2003—2004 годах, мы проводили во многом аналогичное исследование и в этих целях отобрали когорту из 54 человек, куда входили и гении, и таланты: Моцарт, Бетховен, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Роден, Шопен, Веласкес,

Джотто, Рембрандт, Халс, Тициан, Эль Греко, Шаляпин, Карузо, Бальзак, Гюго, Гёте, Л.Толстой, Пушкин, Паганини, А.Павлова, Вагнер, шекспир, шоу, В. Серов, И. Штраус

(сын), Кальман, Верроккьо, Челлини, Голь-бейн Ханс Младший, Доре, Дюрер, Жирардон, А. Иванов, Канова Антонио, Крамской, В. Васнецов, Кранах Лукас Старший, Мазач-чо, Бунин, Цветаева, Ахматова, Пастернак, Драйзер, золя, Жюль Верн, Ибсен, Лондон, Ремарк, Хемингуэй, Чехов.

Как видим, в этой когорте нет ни одного учёного, здесь только представители художественной культуры.

Другим цветом мы выделили фамилии из когорты в 30 человек, здесь их — 19.

Оказалось, что в когорте из 54 человек достаток в семье наблюдался в 31 случае (более 57%). Отсюда молено сделать достаточно корректный вывод: фактор материального благополучия ещё более важен для гениев (83% против 57%). Безусловно, это весьма серьёзный вывод и ещё раз заметим: речь идёт о социальном факторе.

Рассмотрим и ещё один очень важный фактор социального характера: присталь-ное внимание родителей к воспитанию своих детей. По когорте гениев (30) этот показатель равен 86,6%. По когорте из 54 человек аналогичный показатель был обнаружен в 23 случаях (43%). Отсюда можно сделать только один вывод: пристальное внимание родителей к воспитанию своих детей — архиважный социальный фактор, и особенно — для воспитания будущего гения.

Логично предположить, что наследственность, определённая генетическая программа передаётся в том числе (а может быть, прежде всего) через наличие в той или иной семье династий, через наследование профессии. Каков этот показатель для когорты в 30 человек? Наши исследования свидетельствуют:

• в той или иной степени наследовали профессии, интересы своих родителей лишь 40% из когорты в 30 человек (Моцарт, Эйнштейн, Пушкин, Бетховен, Вернадский, Ваг-

нер, Гойя, Рафаэль, И.-С. Бах, И. штраус (сын), Россини, Пуччини);

• не наследовали профессии, интересы своих родителей 60% из когорты в 30 человек (Микеланджело, Паганини, Шаляпин, Гёте, Бальзак, Леонардо да Винчи, Циолковский, Верди, Л.Толстой, Роден, Веласкес, Рембрандт, Шопен, Чайковский, Ньютон, Ландау, Резерфорд, А. Павлова; всего — 18 человек).

Для сравнения приведём данные по когорте из 54 человек. здесь лишь 9 человек (16%) продолжили семейную профессиональную династию.

Сопоставляя данные по двум когортам: 40% из 30 человек и 16% из 54 человек — заметим, что фактор, во многом преломляющий наследственность, в обеих когортах не является доминирующим.

Родословная большинства гениев (10 из 30; 60%) не стала решающей предпосылкой для появления в дальнейшем феноменально одарённых людей. Однако, объективности ради, надо признать и другое: для когорты гениев (30 человек) этот показатель оказался более весомым, чем для когорты из 54-х человек (40% против 16%). И, конечно же, когда все три показателя (достаток в семье, внимание родителей, наследование профессии) положительные, это создаёт благоприятные предпосылки для появления в будущем уникумов. В когорте из 30 к таковым относятся:

• Моцарт;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Эйнштейн;

• Пушкин;

• Бетховен;

• Вернадский;

• Вагнер;

• Гойя;

• Рафаэль;

• И.-С. Бах;

• И. штраус;

• Россини;

• Пуччини.

Итого — 12 человек (40%). В этом списке двое учёных, 7 композиторов, два художни-

ка, один литератор. Интересно посмотреть, как совпадение трёх показателей отразилось на продолжительности жизни:

• Моцарт — 35 лет (по-видимому, был отравлен);

• Эйнштейн — 76 лет;

• Пушкин — 37 лет (смертельно ранен на дуэли);

• Бетховен — 57 лет (тяжело болел многими болезнями);

• Вернадский — 82 года;

• Вагнер — 70 лет;

• Рафаэль — 37 лет (безвременная, внезапная смерть);

• И.-С. Бах — 65 лет;

• И. штраус — 74 года;

• Россини — 76 лет;

• Пуччини — 66 лет.

Если выявить по этой малой когорте среднюю продолжительность жизни (за исключением убитых в расцвете лет Моцарта и Пушкина), то здесь показатель будет следующий: 68,5 лет. Если учесть, что сред-

няя продолжительность жизни когорты из 30 человек чуть выше 65 лет, надо признать, что малая когорта, состоящая фактически из 10 человек (здесь мы отвели Моцарта и Пушкина по известным причинам), имеет некоторое, правда — не совсем большое, предпочтение перед большой когортой: 68,5 лет против 65.

А это значит другое: даже при стечении самых благоприятных обстоятельств гении в массе своей долгожителями не являются : ни один (из 30) не дожил до 90 лет, до 80 и более лет дожили 7 человек. Молено предположить, что феноменальная, фактически непрерывная творческая деятельность гениев, конечно же, влияет на их здоровье. При этом творческий потенциал гениев у большинства не иссякает, они созидают, творят до могилы; истощается физический потенциал. Творческое и физическое долголетие характеризует немногих, и среди них: Микеланджело, Гёте, Вернадский, Верди, Л.Толстой, Гойя.

Примечания

1. Аронов А. А. Загадки творчества. Москва, 2004.

2. Ларина О. В., Гиптун Т. В. и др. Лауреаты Нобелевской премии. Москва : Дом Славянской книги, 2006.

3. Музыканты и композиторы. Москва, 2002.

4. Сто великих скульпторов / автор-сост. С. А. Мусский. Москва : Вече, 2002. References

1. Aronov A. A. Zagadki tvorchestva [Riddles of creativity]. Moscow, 2004.

2. Larina O. V., Giptun T. V., etx Laureaty Nobelevskoi premii [Nobel Laureates]. Moscow, Dom Slavianskoi knigi Publ. [House of Slavic books Publ.], 2006.

3. Muzykanty i kompozitory [Musicians and composers]. Moscow, 2002.

4. Musskii S. A. Sto velikikh skulptorov [One hundred great sculptors]. Moscow, Veche Publ., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.