Научная статья на тему 'Гений: попытки идентификации'

Гений: попытки идентификации Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1268
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНИЙ / СПОСОБНОСТИ / ОДАРЁННОСТЬ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / GENIUS / ABILITY / TALENT / CREATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Аронов Аркадий Алексеевич

Статья посвящена уникальному явлению в истории мировой цивилизации гению, гениальной личности как социокультурному феномену. В статье предпринята попытка определить наиболее существенные, объективно значимые черты, в своей совокупности характеризующие феноменально одарённых людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article focuses on a unique phenomenon in the history of world civilization the genius person as a socio-cultural phenomenon. The article attempts to identify the most and objectively significant features, which taken together characterize a phenomenally talented people.

Текст научной работы на тему «Гений: попытки идентификации»

культурный контекст

творчества

ГЕНИИ: ПОПЫТКИ ИДЕНТИФИКАЦИИ

Аркадий Алексеевич АРОНОВ,

доктор культурологии, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой истории, истории культуры и музееведения МГУКИ agkazakova@yandex.ru

Статья посвящена уникальному явлению в истории мировой цивилизации - гению, гениальной личности как социокультурному феномену. В статье предпринята попытка определить наиболее существенные, объективно значимые черты, в своей совокупности характеризующие феноменально одарённых людей.

Ключевые слова: гений, способности, одарённость, творческая деятельность.

The article focuses on a unique phenomenon in the history of world civilization - the genius person as a socio-cultural phenomenon. The article attempts to identify the most and objectively significant features, which taken together characterize a phenomenally talented people.

Key words: genius, ability, talent, creative activity.

История развития цивилизации постоянно сопряжена с появлением вопросов, на которые непременно должны быть найдены ответы. И надо признать, что на многие вопросы ответы действительно поступают, происходят, порой вопреки всему, позитивные перемены во всех областях целостного культурного процесса, цивилизация постепенно претерпевает известную эволюцию, и вновь, как и всегда, появляются новые вопросы, ожидающие своего разрешения. Можно с большой уверенностью утверждать, что одним из тех вопросов, на которые цивилизация до сих пор не может дать исчерпывающего, однозначного и окончательного ответа, является вопрос, а точнее, комплекс вопросов о гении, гениальности, природе этого уникального, из ряда вон выходящего явления и его предпосылках.

Феноменальность гениальных достижений, внезапность и, вместе с тем, известная закономерность и обусловленность их появления, очевидная внешняя

схожесть гениев с людьми, их окружающими, - всё это, вместе взятое, оставляет открытым вопросом о том, кто же такой гений, что его порождает, что же, всё-таки, отличает его от «простых смертных», в частности, от весьма одарённых, талантливых, людей, достижения которых также могут быть достаточно весомыми. Тайна гения во многом подогревалась и тем устойчивым обстоятельством, что жизнь многих из них (Моцарт, Паганини, Гойя, Рембрандт, Бетховен, Пушкин и др.) была связана с трагическими обстоятельствами и в большинстве случаев просто не могла быть продолжительной.

Так, земная жизнь русского гения - Александра Сергеевича Пушкина - завершилась на взлете - в 37 лет. Великий Моцарт прожил еще меньше - 35 лет и был похоронен в Вене в общей могиле для нищих и бездомных.

Гениальный скрипач Паганини прожил 58 лет. Он умер в Ницце. Церковь запретила хоронить «безбожника». Прах великого итальянца долго перевозился с места на место и лишь спустя много лет был погребен в Парме.

Не менее трагичной была жизнь немецкого гения - Бетховена (1770-1827). Уже начиная с 1798 года, он страдал прогрессирующей глухотой. Поражает, ошеломляет, удивляет, что абсолютное большинство своих сочинений гений создал, будучи глухим. Уникальный пример того, что истинный гений способен творить и создавать в совершенно экстремальных условиях. Таков потенциал гениальной личности. Лирико-драматические образы 14-й («Лунной») и 17-й сонат отразили отчаяние композитора в самый тяжелый период его жизни, когда Бетховен был близок к самоубийству из-за потери слуха. Но кризис был преодолен; появление «Третьей симфонии» (1804 г.) ознаменовало победу человеческой воли (5, с. 59). К концу жизни Бетховен испытал тяжелую нужду. В эти годы он не слышал даже самых громких звуков оркестра и для общения с собеседниками использовал тетради. Однажды в тетради очередной собеседник гения спросил его: «Почему ко многим своим сочинениям он не предпослал никакой программы?» Когда Бетховен прочитал запись, то тотчас ответил просто и гениально: «Если бы об этом я мог бы сказать словами, я бы не писал музыку». Получается так, что, когда замолкает слово, когда слово бессильно, начинает звучать музыка.

Конец жизни великого нидерландского живописца Рембрандта был печален. Ушли из жизни все, кто любил его, ученики предали мастера, соотечественники о нем забыли. На заре своей жизни и творчества Рембрандт интуитивно уже осознавал масштабы своего дарования, своей миссии: «То, что я хочу и пытаюсь сделать, настолько выходит за рамки обычного, что я либо велик, либо смешон. Либо я новый Микеланджело, либо осел. Середины быть не может» (10, с. 104). Так радужно, с осознанием своего предназначения, начиналась жизнь гения, и так печально она закончилась.

Оборвалась в расцвете лет жизнь Пушкина, затравленного «высшим светом» по всем законам подлости. Финал был предрешен, на месте Дантеса мог оказаться любой другой.

Жизнь великого испанского живописца Гойи (1746-1828) оказалась продолжительнее, чем жизнь уже упомянутых нами сверхталантов, и составила 82 года. Но назвать эту жизнь спокойной и безмятежной никак нельзя. «Тяжелая болезнь (страшные шумы и головные боли, нарушение равновесия) отрывают художника на два года от работы. Только в начале 1794 года он берется за кисть, но слух по-

терян, и потерян навсегда. Отрезанный от мира, замкнувшийся в себе, сорокавосьмилетний мастер начинает остро чувствовать, глубже понимать, вдумчивее работать» (8, с. 92).

В годы войны Испании и Франции (1808-1814), когда наполеоновские войска вторглись в страну - родину Гойи, художник уединенно жил в загородном доме, который расписал фресками, полными чудовищных образов. Так он говорил о своих разочарованиях ходом политических событий в Испании во время и после войны, не оправдавших его свободолюбивые надежды. В 1824 году в возрасте 78 лет он был вынужден эмигрировать во Францию, спасаясь от реакции Фердинанда VII. Художник жил в добровольном изгнании в Бордо, до самой смерти не расставаясь с кистью и гравировальной иглой (6, с. 165-166).

Ореол тайны вокруг Гения сохранился и сохраняется до сих пор в связи с тем, что сами гениальные личности в абсолютном большинстве случаев никогда и нигде не идентифицировали себя как гении, они делали и делают свое дело, которое составляет их земное предназначение.

Тайны и загадки, связанные с гениальными личностями, во многом объясняются и тем, что в подавляющем большинстве гении «стартовали» по времени как все; феноменально ранний старт, т.е. ранее проявление профессиональных способностей, характеризует немногих. В этой связи вспомним Моцарта, Паганини, Шопена, И.С. Баха и еще буквально нескольких деятелей отечественной и мировой культур. Не случайно в работе Владимира Николаевича Дружинина «Психология общих способностей» читаем: «Вундеркинд (Wunderkind - с нем. яз. - чудо-ребенок) - термин, который использовали в XVIII-XIX веках для характеристики детей, проявлявших исключительную одаренность (например, В.А. Моцарт). В настоящее время в научной литературе не упоминается» (4, с. 347). В полном соответствии с приведенными положениями находится высказывание Николая Гавриловича Чернышевского: «Гений - ум, развивающийся совершенно здоровым образом». В самом деле, творческие профессиональные способности проявились у Пушкина в 9 лет, у Лермонтова - в 10, у Байрона и Шиллера - в 16 лет, у Микеланджело - с 13 лет.

В Большом энциклопедическом словаре читаем: «Гениальность, наивысшая степень проявления творческих сил человека. Связана с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. Исторические воззрения на природу гениальности определялись общим пониманием творческого процесса. От античности идет взгляд на гениальность как на род иррационального вдохновения, "озарения" свыше (Платон, неоплатонизм и др.). С эпохи Возрождения получил распространение культ гения как творческой индивидуальности, достигший апогея в эпоху романтизма. В XIX-XX вв. осуществляются психологические, а также социологические исследования различных аспектов гениальности и творчества» (3, с. 263).

Во многом близкое толкование гениальности находим в «Кратком психологическом словаре»: «Гениальность (от лат. яз. genius - дух) - высший уровень развития способностей - как общих (интеллектуальных), так и специальных. О наличии гениальности можно говорить лишь в случае достижения личностью таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры» (7, с. 61). Знакомство с этим определением позволяет сделать несколько выводов. Во-первых, изначально гениальность тракто-

валась как проявление божественного начала, высокой духовности. Во-вторых, справедливо подчёркнуто, что только гению подвластно открывать новую эпоху в жизни общества, в развитии культуры.

Определение гениальности в уже упоминавшейся работе В.Н. Дружинина «Психология общих способностей» аналогично уже приведённым: «Гениальность - высший уровень проявления творческих способностей, является общественной оценкой достижений личности» (4, с. 348).

Один из крупнейших исследователей феномена гениальности Владимир Павлович Эфроимсон в своей работе «Генетика гениальности» приводит примеры религиозного толкования феномена гениальности разными авторами.

Так, по Бюффону, гениальность заключается в необычайной мере выдержки.

Вордсворт определяет гениальность как «акт обогащения интеллектуального мира каким-то новым элементом».

Гёте утверждал, что исходной и завершающей особенностью гения является любовь к истине и стремление к ней.

По Шопенгауэру, «сутью гения является видеть общее в частном» и беспрестанно влекущее вперёд изучение фактов, чувство подлинно важного.

По Эмерсону, особенность гения составляет «вера в собственную мысль, в то, что важное для вас и вашего сердца важно и для всего человечества».

По Карлейлю, гениальность - это способность, прежде всего, необычайная способность преодолевать трудности.

По Рамон-и-Кахалю, это - способность в период созревания идеи абстрагироваться от всего, не относящегося к поднятой проблеме, и доходящая до транса способность к концентрации.

По В. Освальду, это - самостоятельность мышления, затем способность наблюдать факты и извлекать из них правильные выводы (11, с. 22).

Суммируя позиции, можем констатировать нечто устойчивое и повторяющееся:

- гений всегда в поиске, в творчестве;

- гений - достояние всего человечества, благо для всего общества;

- трудности существуют и для гения, который обладает удивительной способностью их постоянно и успешно преодолевать.

Эфроимсон ссылается ещё на одну позицию, которая, не повторяя предыдущих, представляется нам принципиально значимой и важной при всей очевидности и определённой аксиоматичности. Приведём эту позицию Е. Люка: «Если оценивать продуктивность объективно, а именно, как превращение налично существующего в ценность, как превращение временного в вечное, то гениальность идентична наивысшей продуктивности, гений - продуктивен непрерывно, потому что именно творчество является его сущностью, именно превращение слова в дело» (А.А. - курсив наш). Этот вывод Е. Люка подтверждает прямыми примерами: «Бетховен чувствовал себя беспредельно могучим, даже умирая. Гёте был продуктивен и в повседневных беседах. Бах оставил труды, которые по своему объёму представляются непостижимыми. И это определение распространяется на всё, что нам непосредственно, помимо всякой теории, представляется гениальным» (См. 2, 11, с. 22).

Продолжим рассмотрение подходов к понятиям: гений, гениальность.

По Эдисону: «Гений - это на один процент вдохновение, в на 99% потение».

По Бальзаку: «Для толпы гениальность подобна безумию».

По Канту: «Гений - это талант создавать то, для чего нельзя дать никаких определённых правил».

По Жозефу Жуберу: «Гений - это способность видеть невидимое, двигать неосязаемое, созидать то, что не имеет формы».

По Ф. Кернану: «Гений: человек, способный решать проблемы, о которых вы и не знали, способом, который вам не понятен».

По А. Шопенгауэру: «Гений среди других голов то же, что карбункул между драгоценными каменьями: он сияет собственным светом, тогда как другие только отражают падающий на них свет».

По Д. Дидро: «Гениальный человек не только моральное существо, подобное прочим людям: он носитель интеллекта целого мира и многих столетий».

По Ф. Ницше: «Человеческие ценности реализуются в высших экземплярах человеческого рода, которые только и могут поддерживать в человечестве веру в человека».

Анри Бергсон: «Только сила гения способна победить инерцию человечества».

Петер Альтенберг: «Бог мыслит в гениях, мечтает в поэтах и дремлет в остальных представителях рода человеческого».

Анатоль Франс: «Гений - это совесть прошлого и мозг будущего».

Даниил Гранин: «Гений всегда заканчивающий, ему приходится завершать то, над чем трудились умы предтеч».

Моисей Сафир: «Гений для людей науки то же, что полководец для армии».

Оноре де Бальзак: «Гений ответственен лишь перед самим собой; ибо он единственный судья своих действий, ибо он один знает их конечную цель».

Георг Лихтенберг: «Великий гений редко делает открытия, следуя чужому пути. Если он делает открытие, то он обычно открывает и пути, ведущие к нему».

Виссарион Белинский: «Оригинальность суть не случайное, но необходимое свойство гениальности».

Фёдор Достоевский: «Гений выше всего, ибо он уже высший плод».

Томас Хиггинсон: «Великие люди редко бывают изолированными горными пиками. Обычно это вершины горных хребтов» (1, с. 662-664).

И вновь суммируем позиции. Здесь устойчиво повторяются уже озвученные ранее мысли:

• гений - явление исключительного порядка во всей истории цивилизации;

• гений решительно раздвигает горизонты познания, успешно решает задачи, о которых прежде не было известно, либо задачи считались неразрешимыми;

• гении бесконечно настойчивы и одержимы в преодолении трудностей и достижении цели; они верят в себя и свои возможности, поэтому феноменально развитая интуиция их редко подводит;

• гений в большинстве случаев трудоголик, «лёгкость» получения грандиозных результатов на самом деле иллюзорна; гений постоянно пребывает в поиске, его творческий процесс непрерывен, интенсивность и продуктивность творчества у гения не иссякают практически до конца жизни.

Мы уже обращались к словарям. «Философский словарь»: «Гений (от лат. genius) - высшая степень творческой одарённости; человек, которому присуща такая одарённость. Учитывая известную относительность различия меду

гением и талантом, можно отметить, что творения гения характеризуются исключительной новизной и самобытностью, особым историческим значением для развития человеческого общества, в силу чего они навсегда сохраняются в памяти человечества. Гений не мистическое существо, не сверхчеловек (как полагают некоторые философы-идеалисты), а человек, сумевший в силу своих выдающихся способностей и огромного труда продвинуть вперёд развитие человечества» (9, с. 87).

По Оксфордскому словарю, гений - это «природная интеллектуальная сила необычайно высокого типа, исключительная способность к творчеству, требующему выражения, оригинального мышления, изобретения или открытия» (11, с. 22).

Список источников

1. Антология мудрости / сост. В.Ю. Шойхер. - М.: Вече, 2005.

2. Аронов А.А. Загадки творчества / А.А. Аронов. - М., 2004.

3. Большой энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова. - М.: Большая Российская энциклопедия: Норинт, 2004.

4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2000.

5. Комарова И.И. Музыканты и композиторы / И.И. Комирова. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002.

6. Комарова И.И., Железнова Н.Л. Художники: краткий биографический словарь / И.И. Комарова, Н.Л. Железнова. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2001.

7. Краткий психологический словарь / сост. Л.А. Карпенко; под. общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985.

8. Мытарева К.В. Франсиско Гойя / К.В. Мытарева. - Л., 1968.

9. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1986.

10. Шмит Г. Рембрандт / Г. Шмит. - М.: Искусство, 1970.

11. Эфроимсон В.П. Генетика гениальности / В.П. Эфроимсон. - М.: Тайдекс Ко, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.