Научная статья на тему 'Феномен "фейк" новостей в современной информационной войне'

Феномен "фейк" новостей в современной информационной войне Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1738
390
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОРУЖИЕ / ФЕЙК / ФЕЙК-НЬЮЗ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Орешко М.Н.

В статье анализируется информационная война на современном этапе развития общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феномен "фейк" новостей в современной информационной войне»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК32

Орешко М. Н.,

магистрант ЮЗГУ г. Курск

ФЕНОМЕН «ФЕЙК» НОВОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЕ

Аннотация

В статье анализируется информационная война на современном этапе развития общества.

Ключевые слова: информационная война, информационное оружие, фейк, фейк-ньюз.

В настоящее время, понятие «информационная война» является довольно древним. Оно давно вошло в обиход и без него трудно представить решение каких-либо политических или военных задач. Информационная война - это распространение ложной или завуалированной информации по средствам различных каналов распространения информации для манипуляции общественным мнением или формирования социальной реальности выгодной для объекта манипуляции. Понятие «информационная война» долгое время тщательно изучается большим количеством ученых. Так, например, Панарин И.Н. рассматривает информационную войну как тайну или явную манипуляцию информационными потоками для выполнения определённых задач. По его мнению, организаторами информационной войны может выступать как само государство, так отдельные лица, заинтересованные в манипуляции общественным сознанием. Преследуемые ими цели могут быть абсолютно разнообразны и варьироваться от ослабления позиции конкурента на различных уровнях социальной или политической жизни до геополитической экспансии [2].

Информационная война может быть сформирована из совокупности различных факторов, нацеленных на манипуляцию информацией: психологическая операция, направленная на воздействие на человеческое сознание; электронная война; информационные атаки; фишинговые атаки; дезинформация. В последнее время средства массовой информации столкнулись с относительно новым понятием «фейк ньюз» (анг. fake news), которое можно расшифровать ка фальшивая новость, утка или ложное сообщение. Такие новости являются действенны оружием при противостоянии нескольких сторон. Таким образом, доступ к информации является закрытым для противоположной стороны, так как вследствие информационных атак информация проходит через определенные манипуляции, а ее суть искажается. Лица ответственные за защиту интересов государства должны принимать ряд мер нацеленных на укрытие своих планов, намерений и возможностей [1].

«Фейк» можно охарактеризовать как разновидность информационного оружия точечной направленности. С развитием сети Интернет и социальных сетей, аудитория которых исчисляется десятками тысяч, а порой и миллионами, распространение «фейковых» новостей превращается в эпидемию . В последнее время пользователи социальных сетей предпочитают узнавать новости именно по средствам сети интернет, социальных сетей и различных мессенджеров. Такие новости распространяются от человека к человеку, из одной социальной сети в другую, а их правдивость редко интересует читателей и воспринимается «на веру». Специфика «фейковых» новостей определяется ее направленностью на определенные, конкретные группы людей и внедрение конкретных психологических установок, для манипуляции общественным мнением и настроением. Потенциальная опасность такого оружия заключается в дестабилизации политического положения государства и создания отрицательного имиджа страны.

Для распространения «фейковых» новостей применяются различные виды передачи информации,

такие как фото, видео, аудио, текстовые и графические сообщения. Чем выше процент достоверности в представленной информации, тем выше его эффективность и результативнее его воздействия на целевую аудиторию, в зависимости от задачи, которую необходимо решить, и какие эмоции вызвать у целевой аудитории. Поэтому в соответствии с поставленной задачей отбирается определенный вид передачи информации для точечного воздействия на реципиентов.

Таким образом, можно отметить что основной целью информационной войны является контроль над информационным пространством с целью формирования определенного общественного мнения или настроения. В последнее время достижение этой цели намного упростилось благодаря сети Интернет, социальным сетям и мессенджерам, которые упрощают массовость распространения информации, но усложняют контроль ее качества.

Список использованной литературы:

1. Dice Mark. The True Story of Fake News: How Mainstream Media Manipulates Millions. The Resistance Manifesto, 2017

2. Панарин, И.Н. Информационная война: крепкий щит и острый меч [Электронный ресурс].: http://www.panarin.com/comment/16111/?sp hrase ^=9391(дата обращения 05.01.2019).

© Орешко М. Н., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.