ФЕНОМЕН ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Е.Ю. Бакалова, магистрант
Е.В. Гордиенко, канд. психол. наук, доцент
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева (Россия, г. Красноярск)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-8-2-88-93
Аннотация. В статье рассматривается проблема эмоционального выгорания у будущих учителей начальных классов. Авторы анализируют различные подходы к определению «эмоционального выгорания» и рассматривают факторы его вызывающие. В статье приводятся результаты исследования уровня эмоционального выгорания у 49 испытуемых на основании «Опросника психического выгорания» С. Джексона, К. Маслач в адаптации Н.Е. Водопьяновой, который позволяет уточнить степень выраженности симптомов эмоционального выгорания. Методика В.В. Бойко «Диагностика уровня эмоционального выгорания» дает подробное представление о выраженности симптомов эмоционального выгорания, так как позволяет оценить как фазу (стадию) выгорания, так и выраженность симптомов в этой стадии.
Ключевые слова: феномен эмоционального выгорания, факторы эмоционального выгорания, методики С. Джексона, К. Маслач в адаптации Н.Е. Водопьяновой; В.В. Бойко.
На наш взгляд важно определить дифференциацию в понятиях «синдром эмоционального выгорания», «профессиональное выгорание», «феномен эмоционального выгорания», «психическое выгорание», чтобы создать более прочную теоретическую основу исследования.
Понятие «эмоциональное выгорание» было впервые введено в научный оборот в середине XX века американским психиатром Х.Дж. Фройденбергером. Он обратил внимание на специфическое состояние утомления и истощения, характерное для специалистов, чья работа связана с интенсивным эмоциональным взаимодействием с другими людьми. Фройденбергер подчеркивал, что это состояние не является патологией, а скорее результатом длительного профессионального стресса [1, с. 1].
Первоначально ряд зарубежных исследователей рассматривали эмоциональное выгорание как феномен, а позднее как синдром: К. Маслач (1976 г.), А. Пайнсом и Е. Айронсоном (1988 г.), Е. Махер и К. Кондо, Б. Перлман и Е.А. Хартман, А. Лэнгле и др.
Исследователи Е. Хартман и Б. Перлман углубились в феномен профессионального выгорания и предложили комплексный
взгляд на это состояние. По их мнению, выгорание - это не просто усталость, а сложный синдром, включающий в себя истощение физических и эмоциональных ресурсов, снижение эффективности работы и отчуждение от профессиональной деятельности [8, с. 13].
Важно отметить, что не все исследователи выделяют одинаковые признаки эмоционального выгорания. Например, Х.Дж. Фройденбергер (1974 г.) делает акцент на истощении вследствие завышенных требований к собственным ресурсам. К. Маслач (1976 г.) и К. Чернис (1980 г.) подчеркивают роль хронических межличностных стрессоров на рабочем месте. С.Т. Мейер (1983 г.) видит в эмоциональном выгорании состояние ожидания наказания, а не вознаграждения за работу.
А. Широм (1989 г.) фокусируется на эмоциональном истощении как главном факторе. Д. Дирендонк и В. Шауфели (1994 г.) предлагают двухфакторную модель, включающую аффективные жалобы на здоровье и изменение отношения к себе или к клиентам. А. Лэнгле (2008 г.) рассматривает эмоциональное выгорание с позиции экзистенциального анализа, как разновидность депрессии.
Зарубежные исследователи отмечают, что эмоциональное выгорание - это состояние глубокого физического и эмоционального истощения, возникающее, когда человек длительное время испытывает чрезмерную нагрузку. Это состояние часто связывают с перенапряжением, вызванным высокими требованиями к себе и несоответствием между ожиданиями и реальными возможностями.
Некоторые отечественные исследователи использует термин «выгорание» (Н.В. Андрущенко, 2003; В.В. Бойко, 1996, 1999, 2004; С. Иевлева, 2003; М.М. Скуга-ревская, 2002; Е.Г. Чугина, 2003; Т. Шаталова, 2003; и др.), часть исследователей обращается к понятию «сгорание» (В.Н. Косырев, 2003; О.В. Крапивина, 2003; И.Н. Моховиков, 1999; Е.С. Романова, 2001; Т В. Форманюк, 1994) [6, с. 18].
Т.В. Форманюк (1985 г.) делает акцент на ощущении утраты смысла деятельности и обесценивании своих усилий. Б.Г. Ананьев (1986 г.) подчеркивает негативные последствия эмоционального выгорания для здоровья и профессиональной деятельности. А.А. Рукавишников (2001 г.) предлагает трехкомпонентную модель, включающую психоэмоциональное, когнитивное и поведенческое истощение.
Бойко В.В. обращает наше внимание на то, что термин «эмоциональное выгорание», хотя и не имеет строго научного определения, отражает глубокие психологические и физиологические процессы, происходящие в человеке [2, с. 25]. Так же В.В. Бойко подчеркивает, что эмоциональное выгорание можно рассматривать как своего рода энергосберегающий механизм психики. В условиях хронического стресса, когда ресурсы организма истощаются, психика включает защитные функции, ограничивая эмоциональную вовлеченность. Это позволяет индивиду сохранять энергию для выполнения жизненно важных задач.
Г.А. Макарова (2011 г.) делает акцент на физическом утомлении, возникающем в результате хронического стресса на работе. Т.И. Ронгинская, М.М. Скугаревская (2010 г.) видят в эмоциональном выгорании результат неблагоприятного разреше-
ния стресса на рабочем месте. Н.В. Гришина (2005 г.) подчеркивает необходимость экзистенциального подхода к анализу эмоционального выгорания.
Отечественные исследователи, исследуя феномен эмоционального выгорания, пришли к выводу, что это не просто усталость, а сложный психологический механизм. Он проявляется в истощении эмоциональных и психических ресурсов, что приводит к снижению профессиональной эффективности. Примечательно, что такое состояние, по мнению отечественных исследователей, напрямую связано с профессиональной деятельностью и является своего рода защитной реакцией организма на перегрузку.
Исследуя различные определения и характеристики данных понятий, мы обнаружили, что в отечественной психологии термины «профессиональное выгорание» и «синдром эмоционального выгорания» часто используются как синонимы. Оба термина описывают схожий комплекс симптомов, связанный с хроническим стрессом на работе.
Сам феномен эмоционального выгорания рассматривается как более широкое явление, охватывающее не только профессиональную сферу, но и другие области жизни. Делает акцент на психологических и эмоциональных аспектах выгорания, таких как истощение эмоциональных ресурсов, снижение эмпатии, деперсонализация.
Принято считать, что эмоциональному выгоранию больше других подвержены категории граждан, имеющие достаточный трудовой стаж и работающие по профессии системы «человек - человек». Однако проблема эмоционального выгорания в современном обществе становится все более популярной, а по результатам научных исследований ей подвержены и будущие учителя.
У студентов, подверженных учебному стрессу возникают проблемы с получением, переработкой и применением полученных знаний, что снижает академическую успеваемость и посещаемость занятий. Комплекс трудностей в учебной деятельности, имея устойчивый характер, дестабилизирует личность и ее внутренний мир,
вызывает внутриличностные противоречия между желаниями и возможностями, требованиями общества и собственными желаниями, вызывает напряжение и дискомфорт. Все это составляет основу возникновения эмоционального выгорания.
Согласно исследованиям Ю.В. Щербатых, причины студенческого стресса многообразны и взаимосвязаны. С одной стороны, это объективные факторы, такие как учебная нагрузка, финансовые трудности и проблемы в общении с окружающими. С другой стороны, это субъективные переживания, связанные с самооценкой, будущим и личной жизнью [7, с. 609].
Согласно исследованиям С.В. Чербие-вой, именно учебная деятельность в студенческие годы становится основным источником стресса. Это связано с высокой значимостью учебного процесса для будущего студента и напряженностью, которую он испытывает по отношению к различным аспектам обучения.
Например, первокурсники могут испытывать стресс из-за больших изменений в жизни. Это самый сложный этап обучения в профессиональном учреждении. На первом курсе студент приобретает новый статус, приспосабливается к новым отношениям, новому окружению и новой среде.
Второй курс - это начало специализации, которое повышает внимание к научным трудам, к научной работе как отражение углубления профессиональных интересов обучающегося.
Третий курс можно охарактеризовать началом формирования ясных указаний для практики будущего вида деятельности; у студента «прорастают» новые материальные и гражданские ценности, связанные с финансами, будущей занятостью, местом работы [7, с. 610].
Физиологические и психологические признаки дезадаптации соответствуют признакам стресса. Бабанов С.А. подчеркивает, что стресс сопровождается выделением значительного количества энергии. Если эта энергия не находит выхода в конструктивных действиях, она начинает разрушать организм изнутри. Невозможность реализовать накопившийся потенциал может привести к серьезным психологиче-
ским и физиологическим проблемам [4, с. 112].
Таким образом, эмоциональное выгорание у студентов представляет собой комплекс психофизиологических реакций организма, возникающих в ответ на условия профессионального обучения и способствующие негативным изменениям в здоровье, общении и самоощущении личности [5, с. 355].
В период 2024 года на базе КГА ПОУ «Канского педагогического колледжа» г. Канска нами было проведено исследование 49 студентов второго курса педагогической специальности «Преподавание в начальных классах» с целью выявления степени выраженности симптомов эмоционального выгорания.
Для изучения степени выраженности симптомов эмоционального выгорания (эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личностных достижений) был использован «Опросник психического выгорания» С. Джексона, К. Маслач в адаптации Н.Е. Водопьяновой.
Методика В.В. Бойко «Диагностика уровня эмоционального выгорания» дала подробное представление о выраженности симптомов эмоционального выгорания, так как позволила оценить как фазу (стадию) выгорания, так и выраженность симптомов в этой стадии.
По результатам исследования, проведенного с использованием «Опросника психического выгорания» С. Джексона и К. Маслач в адаптации Н.Е. Водопьяновой, сформированные симптомы эмоционального выгорания у будущих учителей представлены следующим образом [3, с. 120]:
Наиболее выражен симптом «эмоциональное истощение». Он характеризуется чувством опустошенности, утомления, апатии, безразличия к работе или учебе и наблюдается у 57% (28 чел.). Это указывает на то, что больше половины студентов испытывают значительные трудности в эмоциональной сфере, связанные с их учебой или профессиональной деятельностью.
Высока степень выраженности симптома «деперсонализация» у 50% (24 чел.). Данный симптом проявляется в цинизме, негативном отношении к людям, чувстве
отстраненности от происходящего. Испытуемые могут испытывать чувство недоверия или враждебности к окружающим. Это может привести к проблемам в общении, как в личной, так и в профессиональной сфере. Студентам может быть сложно поддерживать здоровые отношения с друзьями, семьей и преподавателями.
Симптом «редукция личностных достижений» относительно менее распро-
странен, чем первые два симптома, но все же встречается у 50% (24 чел.). Может проявляться в занижении оценки своих достижений и способностей; снижении мотивации и интереса к учебе или в пессимистичном взгляде на будущее.
Результаты «Опросника психического выгорания» С. Джексона и К. Маслач в адаптации Н.Е. Водопьяновой представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Распределение студентов по степени выраженности симптомов эмоционального
выгорания в %
Если говорить об общей выраженности симптомов эмоционального выгорания по опроснику К. Маслач, то процентное соотношение по уровням распределилось следующим образом: высокий уровень эмоционального выгорания выражен у 8%
(4 чел.); средний уровень имеют 55% (27 чел.); низкий уровень 37% (18 чел.).
Результаты уровней «Опросника психического выгорания» С. Джексона и К. Маслач в адаптации Н.Е. Водопьяновой представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Распределение студентов по уровням эмоционального выгорания на основании анализа результата по трем компонентам, в %
В целом, полученные результаты свидетельствуют о том, что проблема эмоционального выгорания является актуальной для данной группы студентов.
По результатам исследования, проведенного с использованием методики В.В. Бойко «Диагностика уровня эмоционального выгорания» сформированные симптомы у будущих учителей представлены следующим образом [3, с. 139]:
Фаза «Напряжение» сформирована у 43% (21 чел.) это указывает на то, что половина испытуемых испытывает значительный уровень стресса в связи с учебно-профессиональной деятельностью. Это может быть обусловлено высокой учебной нагрузкой, например, необходимостью усваивать большой объем информации, справляться с экзаменами и зачетами. Так и личностными особенностями: некоторые студенты более чувствительны к стрессу, чем другие и им сложнее адаптироваться к напряженным условиям учебы.
Фаза «Резистентность» сформирована у 78% (39 чел.) это указывает на то, что
больше половины испытуемых испытывают значительное эмоциональное истощение; чувствуют себя раздраженными, апатичными, усталыми; теряют интерес к учебной деятельности; снижается их мотивация и продуктивность и им сложно концентрироваться на заданиях и принимать решения. Эти эмоции могут негативно влиять на отношения студентов с преподавателями, одногруппниками и близкими.
Фаза «Истощение» сформирована у 69% (34 чел.). Это самая тяжелая фаза эмоционального выгорания, для которой характерны следующие проявления: полное эмоциональное и физическое истощение; чувство безнадежности и беспомощности; отчуждение от окружающих людей; снижение самооценки и уверенности в себе; ухудшение состояния здоровья. Во всех трех случаях необходима коррекция симптома.
Результаты методики В.В. Бойко «Диагностики уровня эмоционального выгорания» представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Распределение студентов по уровням выраженности факторов эмоционального (частота встречаемости в %)
Необходимо отметить, что по симптомам «Эмоциональное истощение» в методиках К. Маслач и В.В. Бойко преобладают высокие уровни (57% и 69%).
Полученные данные подтверждают актуальность проблемы эмоционального выгорания в студенческой среде. Для эффек-
тивной профилактики этого явления требуется разработка и внедрение специальных программ, направленных на укрепление психологического благополучия студентов и создание условий, способствующих снижению уровня стресса.
Библиографический список
1. Алимова В.В. Симонова Л.Б. Исследование и профилактика эмоционального выгорания у студентов // сборник научных статей 2-й Всероссийской молодежной научной конференции. В 4-х томах. Том 2. Отв. Редактор А.А. Горохов. Курск, 2021. - Курск: Юго-западный государственный университет, 2021. - С. 13-17.
2. Бажан Т., Жунисбекова Ж.А., Киякбаева У.К., Керимбекова Р.А., Керимбеков М.А. Краткий аналитический обзор психологических концепций синдрома профессионального эмоционального выгорания // Международный студенческий научный вестник. - 2017. -№6. - С. 25-30.
3. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практическое пособие / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2022. - 299 с.
4. Сидоров Д.Г., Большев А.С., Сидорова О.В. Влияние синдрома эмоционального выгорания на показатели качества жизни студентов // Гуманитарные науки. - 2019. - №3. -С. 112.
5. Кондратенко И.В. Эмоциональное выгорание у студентов помогающих профессий помогающие профессии: научное обоснование и инновационные технологии / под общей редакцией проф. З.Х. Саралиевой. - Н. Новгород: изд-во НИСОЦ, 2016. - 865 c.
6. Удовик С.В. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности. - «Левъ», 2018. - С. 18.
7. Чербиева С.В. Особенности влияния учебного стресса на студенческую жизнь обучающихся разных курсов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. -№ 4 (206). - С. 609.
8. Чердымова Е.И., Чернышова Е.Л., Мачнев В.Я. Синдром эмоционального выгорания специалиста. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://repo.ssau.ru/handle/Monografii/Sindrom-emocionalnogo-vygoraniya-specialista-Elektronnyi-resurs-monografiya-79346 (дата обращения 19.08.2024).
THE PHENOMENON OF EMOTIONAL BURNOUT IN FUTURE PRIMARY SCHOOL
TEACHERS
E.Y. Bakalova, Graduate Student
E.V. Gordienko, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev (Russia, Krasnoyarsk)
Abstract. This article examines the phenomenon of emotional burnout among future elementary school teachers. The authors analyze various approaches to defining "emotional burnout" and consider the factors that contribute to its development. The article presents the results of a study on the level of emotional burnout in 49 subjects based on the Maslach Burnout Inventory, adapted by N.E. Vodopyanova, which allows for a more precise assessment of the severity of burnout symptoms. The Boyko method for diagnosing the level of emotional burnout provides a detailed overview of the severity of burnout symptoms, as it allows for an assessment of both the phase (stage) of burnout and the severity of symptoms at this stage.
Keywords: burnout phenomenon, burnout factors, S. Jackson's and C. Maslach's methods adapted by N.E. Vodopyanova; V.V. Boyko.