PEDAGOGICAL SCIENCES
PHENOMENON OF SPIRITUAL EMERGENCY IN THE CONTEXT OF SOCIO-CULTURAL SPACE: THEORETICAL ASPECT Kuchkarova F.M. (Republic of Uzbekistan) Email: [email protected]
Kuchkarova Feruza Makhammatkosimovna - Doctor of Philosophy of Pedagogical Sciences PhD,
Head of the Department, DEPARTMENT OF PRE-SCHOOL, PRIMARY AND SPECIAL EDUCATION, REGIONAL CENTER FOR RETRAINING AND ADVANCED TRAINING OF TEACHERS OF PUBLIC EDUCATION IN THE ANDIJANREGION, ANDIJAN, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: virtualization of space contributes to alienation from traditional cultural values, the emergence of spiritlessness. The purpose of the article is to explore the phenomenon of spiritual alienation in sociocultural reality. Based on the analysis, the author comes to the conclusion that globalization significantly aggravates the process of sociocultural alienation, which in these conditions takes on different forms. It is substantiated that cultural alienation leads to changes in the moral and spiritual foundations of the individual. It is emphasized that in overcoming cultural alienation, moral progress plays an important role, the main indicator of which is the strengthening of the moral component in all spheres of society.
Keywords: alienation, cultural alienation, moral progress, spirituality, morality, socioculture.
ФЕНОМЕН ДУХОВНОГО ОТЧУЖДЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
АСПЕКТ
Кучкарова Ф.М. (Республика Узбекистан)
Кучкарова Феруза Махамматкосимовна - доктор философии педагогических наук PhD,
заведующая кафедрой, кафедра методики дошкольного, начального и специального образования, Региональный центр переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров народного образования Андижанской области, г. Андижан, Республика Узбекистан
Аннотация: виртуализация пространства способствует отчуждению от традиционных культурных ценностей, появлению бездуховности. Цель статьи - исследовать феномен духовного отчуждения в социокультурной реальности. Основываясь на проведенном анализе, автор приходит к выводу, что глобализация существенно обостряет процесс социокультурного отчуждения, которое в данных условиях приобретает различные формы. Обосновано, что культурное отчуждение ведет к изменениям нравственных и духовных основ личности. Подчеркнуто, что в преодолении культурного отчуждения большую роль играет нравственный прогресс, главным показателем которого является усиление нравственной компоненты во всех сферах жизнедеятельности общества. Ключевые слова: отчуждение, культурное отчуждение, нравственный прогресс, духовность, нравственность, социокультура.
УДК 37.013
В современную эпоху в связи с глобализационными процессами наблюдается нарастание отчуждения, которое выражается в утрате способности к самоопределению личности в обществе, чувстве бессмысленности существования, неустроенности. В информационном мире отчуждение только возрастает, поскольку вхождение человека в мир виртуальный отодвигает от него мир реальных общественных отношений. Процессы информатизации и
глобализации ставят под сомнение возможность межкультурного взаимодействия, нивелируют культурную самобытность стран и народов.
Начиная со второй половины XX века в связи с переходом общества в информационную стадию своего развития и доминированием в нем информационных технологий, принципиально меняется характер деятельности человека, трансформируются способы коммуникативного взаимодействия. Е.Э. Сурова указывает на то, что сформировавшаяся глобальная «идентификационная модель», обладающая высокой динамичностью, дает возможность человеку свободно выбирать способы самопрезентации, сформировать собственный образ и сохранять тот облик, который он сконструировал [1, с. 61].
По мнению А.Б. Мурашова, основными формами отчуждения молодежи являются: социальное, межгенерационное, культурное. Социальное отчуждение связано с позиционированием молодежи как «стороннего наблюдателя» в отношении событий политического или социального характера; стремление противопоставить себя предшествующему поколению характерно для межгенерационного отчуждения; культурное отчуждение раскрывается в отрыве молодежи от всего культурного наследия [2, с. 267].
В гуманитарном знании сформированы различные модели преодоления отчуждения. Например, Й. Хейзинга, концентрируя внимание на преодолении отчуждения в культуре, сконструировал игровую модель, основу которой составляет понимание культуры как игры, как действия, протекающего «в определенных рамках места, времени и смысла» и сопровождающегося праздником, радостью, разрядкой. В игре Хейзинга видит отсутствие авторитарности, свободу выбора, гармонию, что, в свою очередь, должно составлять ядро любой культуры. Поэтому игра обладает культуротворчеством и культуросозиданием, которые позволяют человеку ощутить душевное равновесие и чувство причастности к прекрасному и духовному.
Другая модель - «элитоцентрическая» - предложена испанским философом Х. Ортегой-и-Гассетом, в ней автор противопоставляет «многочисленную толпу» малочисленной культурной элите, полагая, что именно она может стать спасителем культуры, поскольку обладает эстетическими задатками и является наиболее одаренной. Находясь в меньшинстве, элита всегда должна противопоставлять себя «культуре толпы», мотивируя массы к самообразованию, приобщению к культурным ценностям. В контексте современных тенденций социокультурного развития данная модель может быть востребована для преодоления культурного отчуждения.
Таким образом, отчуждение можно охарактеризовать как сложное социокультурное явление, в котором отражены объективные и субъективные аспекты, связанные с изменениями на уровне индивидуального и общественного сознания и деформацией духовной и нравственной основы личности.
Список литературы /References
1. Сурова Е.Э. Идентичность, идентификация и идентификационные модели // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6, 2008. Вып. 3. С. 61.
2. Мурашов А.Б. Амбивалентность отчуждения в современной культуре // Дефиниции культуры: сб. трудов участников Всероссийского семинара молодых ученых. Томск: ТГУ, 2011. С. 267.