Научная статья на тему 'Эпоха перемен - новый этап отчуждения'

Эпоха перемен - новый этап отчуждения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1109
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
отчуждение / гуманизм / духовность / экономика / глобализация / экзистенциализм / научно-техническая революция (НТР) / alienation / humanism / spirituality / economy / globalization / existentialism / scientific and technical revolution

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Аза Давидовна Иоселиани, Нелли Викторовна Цхададзе

Дается социально-философский анализ духовного развития человека и общества на современном этапе. В результате глубоких изменений, вызванных различными причинами политического, экономического, социального и духовного характера, в мире происходит рост негативных явлений: отчуждение, ухудшение социального здоровья, политическая апатия и утрата доверия к общественным институтам, невозможность реализации человеком своего творческого потенциала. По мнению авторов, социокультурные, религиозные, психологические компоненты духовного развития выступают детерминантами становления духовного мира личности и, возможно, элементами вывода человека из состоянии отчуждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The era of change - a new stage of alienation

This article gives a socio-philosophical analysis of the spiritual development of man and society in the modern era. As a result of profound changes caused by various reasons of political, economic, social and spiritual nature, the world is experiencing an increase in negative phenomena: alienation, deterioration of social health, political apathy and loss of trust in public institutions, the inability of people to realize their creative potential. According to the authors, socio-cultural, religious, psychological components of spiritual development serve as determinants of formation of spirituality of an individual, and possibly as elements of pulling a person out of the state of alienation.

Текст научной работы на тему «Эпоха перемен - новый этап отчуждения»

УДК ББК

DOI 10.24411/2414-3995-2019-10124

© А.Д. Иоселиани, Н.В. Цхададзе, 2019

ЭПОХА ПЕРЕМЕН — НОВЫЙ ЭТАП ОТЧУЖДЕНИЯ

Аза Давидовна Иоселиани,

доктор филосовских наук, профессор Финансовый университет при Правительстве РФ (125993, Москва, Ленинградский просп., д. 49)

E-mail: aza-i@yandex.ru;

Нелли Викторовна Цхададзе, доктор экономических наук, профессор Финансовый университет при Правительстве РФ (125993, Москва, Ленинградский просп., д. 49)

E-mail: nelly-vic@mail.ru Рецензент: А.В. Деникин, доктор философских наук, профессор

Аннотация. Дается социально-философский анализ духовного развития человека и общества на современном этапе. В результате глубоких изменений, вызванных различными причинами политического, экономического, социального и духовного характера, в мире происходит рост негативных явлений: отчуждение, ухудшение социального здоровья, политическая апатия и утрата доверия к общественным институтам, невозможность реализации человеком своего творческого потенциала.

По мнению авторов, социокультурные, религиозные, психологические компоненты духовного развития выступают детерминантами становления духовного мира личности и, возможно, элементами вывода человека из состоянии отчуждения.

Ключевые слова: отчуждение, гуманизм, духовность, экономика, глобализация, экзистенциализм, научно-техническая революция (НТР).

THE ERA OF CHANGE — A NEW STAGE OF ALIENATION

Aza D. Ioseliani,

Doctor of Philosophy, Professor

Financial University under the Government of the Russian Federation (125993, Moscow, Leningradsky Prosp., d. 49);

Nelli V. Tskhadadze, Doctor of Economics, Professor

Financial University under the Government of the Russian Federation (125993, Moscow, Leningradsky Prosp., d. 49)

Abstract. This article gives a socio-philosophical analysis of the spiritual development of man and society in the modern era. As a result of profound changes caused by various reasons of political, economic, social and spiritual nature, the world is experiencing an increase in negative phenomena: alienation, deterioration of social health, political apathy and loss of trust in public institutions, the inability of people to realize their creative potential.

According to the authors, socio-cultural, religious, psychological components of spiritual development serve as determinants of formation of spirituality of an individual, and possibly as elements of pulling a person out of the state of alienation.

Keywords: alienation, humanism, spirituality, economy, globalization, existentialism, scientific and technical revolution.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Иоселиани А.Д., Цхададзе Н.В. Эпоха перемен — новый этап отчуждения. Вестник экономической безопасности. 2019;(2):368-73.

Глубокие изменения, происходящие в современном мировом сообществе, обусловлены различными причинами политического, экономического, социального и духовного характера. Среди детерминантов следует также отметить быстрый темп развития информационного общества, затрагивающего процессы всеобщей глобализации. Это влечет за собой изменение процесса обретения личностью собственной идентичности. Прежде всего, это связано с очень значимой в жизни человека информацией, которая становится все более инди-

видуализированной, персонализированной, отображающей особенности личностного восприятия мира.

Затрагивая основные проблемы современного глобального общества, следует отметить проблему вторжения техники в межличностные отношения, которая создает качественно новые формы в общественной коммуникации, затрагивает глубокие духовные, психологические, личностные, этические, политические, экономические, научные и другие сферы бытия человека.

До середины XX века период развития философии техники отражал эпоху массового производства и потребления. После бума 1960-х гг. и всплеска внимания в 1990-х гг. снова стал пробуждаться интерес, связанный с проблемой отчуждения.

С 60-х гг. XX в. вместо оптимизма в отношении НТР появилась тревога в связи с отчуждением техники, с «выдавливанием» человека как субъекта, создателя и потребителя культуры из технизируемой социальной реальности. Для постиндустриализма характерны индивидуализированные производство и потребление.

Глобализация — это многогранное явление, оказывающее влияние на жизнь каждого человека через систему образования, искусство, культуру, информационную систему, науку, социально-экономическое развитие, экологические проблемы и технико-технологические процессы, а также непосредственно — на образ жизни людей и нравственно-моральную атмосферу социума.

Если рассматривать конструктивные и деструктивные компоненты глобализации, то последние, к сожалению, преобладают. В современных условиях глобализация больше способствует развитию в мире негативных тенденций, нежели позитивным и прогрессивным изменениям.

С одной стороны, глобализация и способствует распространению человеческого прогресса и общечеловеческих ценностей. Со знаком плюс можно назвать, например, такие тенденции, как распространение идей и принципов демократии, гуманизма, свободы, прав личности, защиты прав детей, равноправия женщин и мужчин, отход от тенденции эксплуатации человека человеком, приобщение широких масс к культуре и искусству. Также очевидно, что без глобализации для большинства стран мира сегодня не были бы общедоступными такие плоды цивилизации как мобильная связь, всеобщая компьютеризация, интернет, современная бытовая техника, автомобили и т.п.

Но с другой стороны глобализация является нестабильным положением человека в мире, отчуждением системы духовных ценностей и человеческих связей, развитием различных человеческих пороков, деградацией и вызывающей социальной апатии. На фоне гигантского роста информации, происходит оскудение духовного бытия. И это свидетельствует

о наличии противоречий, о которых не знали предшествующие эпохи.

Основная проблема заключается в том, что интернет-паутина не имеет определенной ценностной ориентации. И потому сложно определить — насколько объем полезной, позитивной и практически нужной информации преобладает над информацией дестабилизирующей, отрицательной, демотивиру-ющей. Опасность состоит в том, что без должного воспитания духовно-нравственных и этических норм, человек может стать пассивным потребителем некачественной и деструктивной информации. Тем более, что подавляющее большинство людей не имеет должного уровня критического мышления. Ведь наряду с информацией полезной для социального и культурного развития, а также для научной деятельности, человек в киберпространстве вынужден сталкиваться с информацией, не имеющей никакой культурной, духовной и практической ценности, более того он сталкивается с засильем порнографической информации, демонстрацией сцен насилия и жестокости. Тратя свое время, а иногда и деньги на бесполезные и деструктивные информационные сайты, интернет-пользователь тем самым пассивно поддерживает рейтинги данных ресурсов.

Еще одной проблемой, подталкивающей личность к отчуждению, является проблема самоидентификации, поскольку человек не может связать себя, идентифицировать с какой-либо конкретной культурой. Это происходит в результате смешивания в интернете культурных форм и бессистемности информации.

Раньше человек более четко осознавал свой путь развития, свои цели и идеалы. В аграрные и индустриальные эпохи идентичность человеческой личности определялась его положением в обществе, культурным и социальным окружением, религиозным вероисповеданием его семьи. Также личность могла идентифицировать себя с различными целями и идеалами. Но этот процесс носил скорее индивидуальный характер. Происходящие глобальные изменения в обществе в информационной эпохе приводит к кризису идентичности и это становится массовым явлением.

В современных условиях, человек дезинтегрирован у него отсутствуют жизненные планы и наступает кризис идентичности. В результате чего по-

является апатия, депрессия, жестокость, агрессии, различные формы комплексов и зависимостей, и даже психические расстройства.

Решение проблемы видится в комплексном развитии целостной личности на основе интеграции таких компонентов духовного развития личности и ее идентичности как социальный, религиозный, культурный техногенный и психологический компоненты [7, с. 161—169]. Все они выступают детерминантами становления духовного мира личности, и возможно элементами вывода человека из состоянии отчуждения. Мы считаем, что наиболее эффективными детерминантами и регуляторами развития человечества являются такие духовно-нравственные императивы как социальный, морально-этический, экологический, а также императив ответственности.

Актуальность исследования обусловливается тенденциями роста негативных последствий отчуждения — девиантного поведения, ухудшения социального здоровья, политической апатии и утраты доверия к общественным институтам, невозможности реализации человеком своего творческого потенциала [10, с. 9].

Общество на современном этапе своего развития характеризуется высокими темпами развития технологий. Однако развитие технологий приводит к разобщению индивидов — отчуждению.

Прорыв техногенного характера, который мы сегодня наблюдаем, безусловно приводит к изменениям во всех сферах человеческого бытия — в экономическом, социальном, духовном плане, а также в менталитете. Меняется личность, ее потребности, меняются привычные этико-эстетические установки, меняется пирамида ценностей. Все это создает предпосылки для очередного витка отчуждения человека. Негативными последствиями отчуждения являются девиантное поведение, ухудшение социального здоровья, политическая апатия и утрата доверия к различным общественным институтам [10, с. 10].

Проблема отчуждения имеет ряд концептуальных решений (экзистенциализм, марксизм, диалектическая теология, постмодернизм).

Отчуждение возникает в нескольких системах: в системе «человек — результаты деятельности» (марксизм, классическая немецкая философия, тео-

рия общественного договора); в системе отношений между людьми, и между людьми и общественными институтами (экзистенциализм), в результате, согласно психологической концепции, нарушаются связи «личность — Я-образ» и «личность — другие личности» [14].

Способы преодоления отчуждения зависят от точки зрения, с которой рассматривают отчуждение различные философские, социологические и психологические теории. Справиться с отчуждением возможно путем изменения ситуации и общества, например, революционными социальными преобразованиями (марксизм), созданием демократического строя, преодолением социального неравенства (теории общественного договора) или с помощью бунта человека против тотального отчуждения (А. Камю, Маркузе), или же путем активизации духовной жизни человека (Н.А. Бердяев, Э. Фромм,). В преодолении отчуждения особая роль отводится развитию субъектности, которая происходит и в процессе познания (Гегель, И. Кант,) и во всех остальных видах деятельности (В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн).

Э. Фромм в рамках экзистенциализма, использовал понятие «отчуждение» как такое состояние, при котором человек утрачивает контакт с внутренним миром [13].

Отчуждение проявляется в виде утраты чувства собственной значимости. «Отчуждение, каким мы видим его в современном обществе, носит почти всеобщий характер; оно пронизывает отношение человека к своей работе, к потребляемым им вещам, к государству, к своим ближним и к самому себе» [12].

Отчуждение затрагивает все стороны жизни человека: потребности в связях со своей семьей, другими людьми, потребности в самоидентичности и созидательном творчестве.

По мнению Э.Фромма, человек старается преодолеть противоречие между безопасностью и свободой «бегством от свободы», человек имеет стремление иметь свой управляемый маленький мир: «...Я есть то, чем я обладаю и что я потребляю» [13, с. 56]. Следовательно, активность человека направлена на решение проблемы выбора стратегии.

В концепции «отчуждении» Маркса, люди становятся «чужими» друг для друга, на производстве они заменяются машинным трудов, другими слова-

ми люди становятся востребованными не для общества, а только для производства. Они выключаются из духовной и социальной жизни [8]. У работников возникало ощущение отчуждения, выражающееся в постепенной утрате личности и превращения в придаток рабочего места. В рамках марксизма отчуждению придается характер объективного процесса, который играет важную роль в общественной действительности. В марксизме ярко выражен гуманизм, т.е. ценностно-аксиологический аспект.

С точки зрения диалектики, влияние отчуждения на творчество носит как негативный, так и позитивный характер и это влияние должно рассматриваться в каждом конкретном случае.

Потребительское отношение человека к миру, пропагандирует только личное благосостояние, приводит к дегуманизации личности, в результате чего человек безразличны другие люди и порой — безразличен сам себе. Его жизнедеятельность направлена лишь на удовлетворение своих потребностей, без оглядки на общечеловеческие ценности. Человек утрачивает эмоциональную связь с миром и другими людьми.

Для современного технологического уклада характерна особая цифровая культура, которая является порождением и компьютерной революции и глобальной информатизации конца XX в. [6].

Через Интернет идет навязывание системы ценностей общества потребления, свойственное западной культуре [3, с. 62].

Сегодня, в эпоху постмодернизма, особую угрозу представляют собой массовое распространение социальных сетей. С одной стороны, социальные сети позволяют людям найти друг друга, общаться на расстоянии. Но с другой стороны, в подобном общении не задействованы многие личностные факторы и поэтому оно отдаляет людей. Многие не видят смысла в личной встрече, когда формально именно это можно сказать по средствам виртуального общения. Такая тенденция настораживает: люди теряют интерес друг к другу и живому общению.

Несмотря на то, что наблюдаются явные тенденции к всеобщему отчуждению через технизацию человека, однако духовные ценности способны противостоять напору технизации.

Духовность является деятельностью сознания. Духовность направлена на поиск смысла жизни,

на определение критериев добра и зла в поведении людей. Духовность позволяет личности управлять своим поведением, осмыслено действовать и достигать нравственные цели. Для процветания страны необходимо чтобы духовность была смыслом жизни большинства людей, а реформы должны быть созвучными интересам людей с учетом особенностей национального характера.

Мощным потенциалом духовной культуры, необходимым для психического, физического и душевного здоровья, является мораль, искусство, религия, экология, философия и правосознание. Так, предметом исследования В. Франкла являлся ряд смысловых конфигураций философии, рассматриваемый им как понятия «Бог» и «вера». Помимо принципа историзма, он использовал также подходы и методы философско-антропологического исследования. Заслугой В. Франкла является не только то, что он обозначил проблемы экзистенциального вакуума, но и выявил позитивные пути для его преодоления [4].

По мнению С.Л. Франка, личность не способна познать себя без веры в Бога как трансценденции за свои пределы с постоянным обращением к Нему. У Франка понятия «личность», «Бог», «культура», «человечество» представляют одно целое, раскрывающееся только во внутреннем взаимодействии между собой. Отрыв одной из частей влечет за собой «отчуждение», провоцирующее ослабление духовных сил для оказания противостояния нарастающему злу в современном мире [11].

Таким образом, суть религии — это отношения между человеком и сакральным, Божественным, и может быть обозначена как методология восстановления связи с Богом [1].

Мы придерживаемся мнения В.А. Сапрыкина, который считает, что на современном этапе феномен отчуждения охватывает собой полное отчуждение от труда и результатов труда, от собственности, от власти, отчуждение от морали и культуры. Рушится ценностная общественная система: традиционные духовные ценности замещаются суррогатными, навязанными массовой культуры. Труд утратил свое значение основной ценности общества. В постсоветском обществе происходит поголовный процесс дегуманизации и «обесчеловечивание» личности [9, с. 57—58].

Проблему отчуждения невозможно решить без комплексного подхода. Если психология ищет ответы на вопросы определения сущности социального субъекта, а также процесса отчуждения на уровне личности, то социология решает задачи: как отчуждение проявляется на социальном уровне (уровне социальных ситуаций) и что является причиной отчуждения.

Отчуждения многомерно и проявляется в различных формах. Феномен отчуждения характеризуют различные степени отчуждения, которые следует рассматривать в их взаимосвязи и исследовать комплексно, т.е. — в целом.

Также следует отметить, что в настоящее время формируется эпоха, связанная с производством на основе возможностей КВГС-технологий, то есть гипотетического ядра шестого технологического уклада, который основан на объединении Нано-, Био-, Информационных и Когнитивных технологий. Они вселяют определенный оптимизм, поскольку могут преодолеть отчуждение человека, техники и природы, на новом, более высоком уровне — в форме молекулярного производства [5].

Причиной возникновения отчуждения, к примеру, для экзистенциалистов является конфликт интуитивного и рационального познания. Для экзистенциалистов преодоление отчуждения достигается посредством любви, свободы, творчества, религии, то есть всего того, что позволяет человеку обрести осмысленность своего существования [2].

Это является индивидуальной экзистенциальной задачей каждого конкретного субъекта. Поэтому никакая стадия общественного развития не гарантирует полного освобождения от отчуждающего характера деятельности человека.

Ощущение нестабильности и разрушение привычного уклада жизни, связанные, в первую очередь, со стрессом и психологическими нагрузками, провоцируют наступление разрывов и кризисов в обществе, ведущих к отчуждению. Одной из главных причин такого кризиса является традиционная парадигма развития, где приоритетами являются соперничество и личная выгода. В данной парадигме необходимо отметить то обстоятельство что, во-первых, техногенные принципы накладываются на этно-национальные; во-вторых, немаловажно, что культурные условия существования общества, а

также геоэкономическое и политическое пространство претерпевают трансформации, являющиеся своеобразной реакцией на возникающие вызовы, угрозы и разрывы, в том числе и отчуждения.

Основными социальными разрывами, порождаемыми глобализацией экономики и культурой современного общества являются следующие:

1. Разрыв между человеком и технологиями, порождающие новые потребности человека. Причем уровень удовлетворения потребностей снижается. Как ни парадоксально, но потребности становятся одним из главных факторов отчуждения человека. Самым наглядным примером является случай, когда китайский студент продал свою почку, для того чтобы купить себе новый айфон [см.: 15]. Социальные сети и виртуальный мир замещают потребности в реальном общении. То есть на практике мы наблюдаем растущее отчуждение между людьми в реальном мире, который сейчас заменяют социальные сети.

2. Разрыв между институтами и ценностями. Институты меняются чересчур быстро, и не учитывают изменений ценностных критериев. Вновь создаваемые институты вынуждены вытеснять старые и охватывать те социальные сегменты, которые не нуждаются в этих институтах, и даже не предполагают никакой институциональной регламентации (это, например, сфера религиозной свободы и сфера семейных взаимоотношений).

3. Разрыв между технологиями и институтами. Повышенная способность современных технологий к рыночной диффузии не позволяет достаточно эффективно контролировать их оборот посредством имеющихся правовых и рыночных механизмов. Напротив, прослеживается тенденция к развитию нерыночного и внеправового форм контроля при помощи спецсредств, а также — тенденция ужесточения наказаний миллионов людей, поведение которых не выходит за рамки привычных потребительских и рыночных форм. Поэтому в США, которая является одной из самых технологически развитых стран мира, наиболее высокий процент сидящих в тюрьмах.

4. Разрыв между реальной информацией (структурой мира) и интерпретацией (субъективной картиной мира). Структура мира связана не столько с ценностями, сколько технологиями и ресурсами.

А что касается картины мира, то для субъекта она является отображением ценностей этого субъекта. Поведение, основанное на картине мира, отчуждает человека от изменений происходящих вокруг него. Таким образом, наблюдается значительный разрыв между структурой и картиной мира. Этот разрыв можно преодолеть посредством взаимного приспособления картины и структуры мира.

5. Разрыв между свободой человека и регламентацией. В том случае, когда у человека внутренний потенциал его индивидуальной свободы меньше чем сила регламентирующих институтов, которые давят на него, то возможна деградация человека, снижение его способностей и упрощение потребностей. Ответом на это является социализация.

Вышеперечисленные разрывы — неизбежны, поскольку являются следствием разнонаправленных и разноскоростных изменений. Разрывы означают рост отчуждения, расширение зоны хаоса и неопределенности. Это отражается на эффективности использования ресурсов и уровне реализации ценностей. В настоящее время технологическое развитие является фактором человеческого отчуждения, институты носят репрессивный характер. Ценности не способствуют социализации индивидуализироваться, поскольку утратили свойство всеобщности.

В условиях усиления попыток переформатировать ценности, возрастает роль социализации. Декларируемые общечеловеческие ценности оказались неспособны устранить ограничения на антигуманные направления технологического прогресса, на повестке дня актуальной становится стратегия изменения ценностей. Альтернативой традиционным ценностям становится снятие ограничений на выбор человека и на беспрепятственное конструирование им своих ценностей. Новое устройство цивилизации таково, в нем нет места для традиционных ценностей, хотя, в то же время, декларируется терпимость к любым идеологиям и взглядам.

Однако, подчеркнем, что именно социальным ценностям придается фундаментальная роль в развитии общества.

Литература

1. Аринин Е.И. «Религия» как слово и концепт в истории культуры // Свеча: Религия, religio и рели-

гиозность в региональном и глобальном измерении. Владимир, 2013. Т. 23.

2. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994.

3. Валитов И.О. Влияние экологии на демографический рост народонаселения: (социокультурный аспект) // Вестник Башкирского университета. Т. 21. 2016. № 2.

4. Верба Ю.В. Смысловые конфигурации философии Виктора Франкла. // Психология и Психотехника. 2016. № 9.

5. Внутских А.Ю., Скоморохов М.В. Конвергенция технологий и синтез исследовательских программ гуманитаристики. Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет. 2016.

6. Денисков А.В. Философские предпосылки проектирования взаимодействий в техногенном мире: цивилизационный подход в работах А.В. Солдатова // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2017. Т. 8, № 2.

7. Иоселиани А.Д. Антропология техногенного мира. Пермь, 2018.

8. Родин Е.О. Риски в технологически сверхразвитом обществе. Саратов: Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю.А. 2017.

9. Сапрыкин В.А. Марксизм, социальный прогресс и будущее цивилизации // Марксизм и современность. 2005. № 1—2.

10. Смолева Е.О. Социальное отчуждение: анализ теоретических подходов // Вопросы территориального развития. Вологда: «Издательство Вологодский научный центр Российской академии наук». 2016. № 4.

11. Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992.

12. Фромм Э. Здоровое общество. М.: Аст, Хранитель, 2006.

13. Фромм Э. Иметь или быть? М.: АСТ, 2016.

14. Шетулова Е.Д. Методологические аспекты исследования отчуждения в контексте современности. Н.Новгород: Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева. 2016.

15. http://yablyk.eom/17-letnij-student-prodal-pochku-radi-iphone-i-ipad-zloumysЫenшkam-zachitali-prigovor/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.