Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН ДОМИНИРОВАНИЯ И СИТУАЦИЯ КАК ВНЕШНИЙ КОМПОНЕНТ РЕЧЕВОГО АКТА'

ФЕНОМЕН ДОМИНИРОВАНИЯ И СИТУАЦИЯ КАК ВНЕШНИЙ КОМПОНЕНТ РЕЧЕВОГО АКТА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
118
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИТУАЦИЯ / РЕЧЕВОЙ АКТ / ДОМИНИРОВАНИЕ / РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АДРЕСАНТ / АДРЕСАТ / КОНФРОНТАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / КООПЕРАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Зюбина Ирина Анатольевна, Ковтуненко Инна Викторовна

Цель статьи - провести анализ ситуации как внешнего компонента речевого акта и проследить актуализацию доминирования в речевом поведении индивида. Понятие ситуации возникло для обозначения сложного денотата, передаваемого в высказывании. Количество компонентов ситуации может колебаться за счет раскрытия ее элементов. В структурной организации высказывания отражаются языковые и интеллектуальные навыки автора. Следовательно, речевые структуры несут информацию о соответствующих навыках социального взаимодействия и чертах характера личности, а ситуативные факторы коммуникативной деятельности ограничивают организацию этих структур. Например, выбор варианта речевой единицы в ситуации доминантного речевого поведения осуществляет сам отправитель в соответствии со своей оценкой ситуации общения, но прежде всего - с оценкой предполагаемого реципиента. Более того, для актуализации отправителем его интенциональных задач при порождении высказывания большое значение имеет влияние, оказываемое на него получателем и не осознаваемое самим адресантом. Если такое влияние приводит к актуализации адресантом доминирования, то в ситуации, характеризующейся наличием враждебного отношения к адресату, адресант в результате использует конфронтационные стратегии воздействия. Доминирование же адресанта в ситуации, связанной с проявлением дружественности, влечет за собой кооперативные формы стратегий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHENOMENON OF DOMINANCE AND SITUATION AS EXTERNAL COMPONENT OF SPEECH ACT

Purpose: The relevance of the problem lies in the fact that topics related to the anthropocentric approach are of great importance nowadays. The purpose of this article is connected with such an approach, so, the aim of the study is to analyze the idea ‘situation’ as an external component of a speech act and to trace the actualization of the phenomenon ‘dominance’ in the speech behavior of an individual. Discussion: The concept of a situation arose to designate a complex denotation conveyed in an utterance. The number of components of a situation can fluctuate due to the disclosure of the elements of a situation. The structural organization of an utterance reflects the language and intellectual skills of an author. Consequently, speech structures carry information about the corresponding skills of social interaction and personality traits, and situational factors of communication and activity limit the organization of these structures. For example, the choice of a variant of speech units in the situation of generating dominant speech behavior is carried out by a sender him/herself in accordance with his/her assessment of the communication situation and, above all, with the assessment of the intended recipient. Moreover, for the sender's actualization of his/her intentional tasks when generating an utterance, the influence that is unconscious and exerted on him/her by the recipient is of great importance. Results: If such unconscious influence leads to the expression of dominance, then in a situation of a hostility attitude, as a result the sender actualizes confrontational strategies of influence. Dominance in a situation associated with the manifestation of friendliness entails cooperative forms of strategies.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН ДОМИНИРОВАНИЯ И СИТУАЦИЯ КАК ВНЕШНИЙ КОМПОНЕНТ РЕЧЕВОГО АКТА»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ

MODERN PROBLEMS OF THEORY AND PRACTICE OF TEACHING

УДК 811.161.1

DOI 10.18522/2072-0181-2022-110-101-106

ФЕНОМЕН ДОМИНИРОВАНИЯ И СИТУАЦИЯ КАК ВНЕШНИЙ КОМПОНЕНТ РЕЧЕВОГО АКТА

И.А. Зюбина, И.В. Ковтуненко

PHENOMENON OF DOMINANCE AND SITUATION AS EXTERNAL COMPONENT OF SPEECH ACT

I.A. Zyubina, I.V. Kovtunenko

Актуальность изучения заявленной проблемы заключается в том, что темы, связанные с антропоцентрическим подходом, в центре которого находится человек со всеми своими личностными характеристиками и его речевое поведение, в настоящее время привлекают внимание многих ученых [1-10], и поэтому исследование доминантных и субординантных особенностей индивида, проявляющихся в речевых актах, становится важным и необходимым.

Работы, посвященные поведению индивида в той или иной речевой ситуации, чаще всего носят дискурсивно-аналитический характер [11-13]. Что касается доминирования, то даже среди физиологов не существует единого понимания и определения данного термина. Авторы

Зюбина Ирина Анатольевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации Института филологии. журналистики и профессиональной коммуникации Южного федерального университета, 344000, г. Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 93, e-mail: iazyubina@sfedu.ru, т.: 8(863)2370372;

Ковтуненко Инна Викторовна - кандидат филологических наук, доцент кафедры прикладной конфликтологии и медиации Института социологии и регионоведения Южного федерального университета, 344000, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 160, e-mail: ivkovtunenko@sfedu.ru, т.: 8(863)2370372.

по-разному называют и сам термин «поведенческое доминирование» (например, домены социальных рангов [14], иерархические домены [15] или система силы [16]). Несомненно, на современном этапе развития научной мысли требуют освещения механизмы актуализации доминирования и в речевом поведении индивида.

Цель данной статьи - провести анализ ситуации как внешнего компонента речевого акта и проследить актуализацию феномена доминирования в речевом поведении индивида.

Говоря о феномене доминирования человека, целесообразно обратить внимание на те речевые ситуации, в которых оно проявляется. Прежде всего обратимся к самому понятию ситуации, которое возникло для обозначения сложного денотата, передаваемого

Irina Zyubina - Southern Federal University, 93 Univer-sitetsky Lane, Rostov-on-Don, 344006, e-mail: iazyubina@ sfedu.ru, tel.: 8(863)2370372;

Inna Kovtunenko - Southern Federal University, 160, Pushkinskaya Street, Rostov-on-Don, 344006, e-mail: ivkovtunenko@sfedu.ru, tel.: 8(863)2370372.

в высказывании. Определение понятия ситуации можно найти в работе В.Г. Гака, в которой под ситуацией понимается «совокупность элементов, присутствующих в сознании говорящего и в объективной действительности в момент "сказывания" и обусловливающих в определенной мере отбор языковых элементов при формировании самого высказывания» [17, с. 358].

К. Бюлер нашел в акте речи три компонента: отправителя, получателя и предмет речи [18]. Дальнейшие изыскания в рамках социолингвистики уже учитывали эти основные компоненты [19]. Анализируя работы Б. Малиновского, Дж. Ферса, М. Грегори, Р. Белл отмечает, что хотя вначале факторы контекстной ситуации были сформулированы у них недостаточно четко, достоинство этих исследований в том, что они явились толчком к изучению ситуативно обусловленного рассмотрения языка. При этом делались попытки выявления корреляции между языковыми формами, содержащимися в тексте, и различного рода ситуативными переменными. В этой концепции впервые конкретизировались компоненты коммуникативной ситуации.

Однако и до сих пор по вопросу о количестве и составе компонентов актов ситуации нет единого мнения. Например, Д. Хаймс раскладывает ситуацию на компоненты, у которых первые буквы названия образуют акроним SPEAKING: Setting, Participant, Ends, Act sequence, Key, Instrumentantes, Norms, Genres, т.е. «Обстановка и сцена», «Участники - говорящий (отправитель, адресант) и слушающий (получатель, публика, адресат)», «Эффект: исход, т.е. предполагаемый и непредвиденный результат, и цели - индивидуальные и общие», «Ход действия - форма и содержание», «Ключ», «Инструментарий: каналы, форма речи», «Норма», «Жанры» [20].

Количество компонентов может колебаться за счет раскрытия элементов ситуации. Например, предлагалось выделить шесть участников ситуации - трех активных и трех пассивных, которые, в свою очередь, делятся на инициальные, медиальные и финальные актанты [21]. В. Дресслер вслед за Д. Вундерли-хом перечисляет следующие элементы акта общения: «...отправитель, получатель, время и место отправления, само высказывание, когнитивное содержание, предвосхищаемость знаний и способностей получателя, место восприятия, предвидение социальных отно-

шений между отправителем и получателем, интенция отправителя и интерреляция между отправителем и получателем, понимание предыдущего высказывания» [22]. Эти конститутивные факторы акта речи целесообразно рассматривать как условия акта общения, которые образуют исходную «этическую» систему. Однако в конкретном акте речи не все они обязательно реализуются.

От конститутивных условий зависят те функции речи, которые необходимы, чтобы текст как коммуникативная единица превратился в речь. И именно функции акта речи составляют экстралингвистическое содержание прагматики текста. «Под словом "функция" в данном случае мы понимаем то воздействие, которое оказывают на отправителя его же собственные действия... язык, рассматриваемый своем социальном проявлении, может квалифицироваться как оперантное поведение, воздействующее на говорящего через посредство слушающего» [23, с. 340-341].

Такая интеракция может быть и позитивной, и негативной. Данное наблюдение относится и к ситуации, при которой происходит процесс доминирования адресанта над адресатом. «Что касается самого определения поведения доминирования в исследованиях, то у людей, как правило, оно шире, чем в этологии зоосоциального поведения. Многие авторы выделяют две оси в этой системе: доминирование/подчинение и дружественность/враждебность. Доминирование в сочетании с враждебностью может приводить к асоциальным стратегиям для получения материальных и социальных ресурсов: угрозы подчиненным, манипулятивное поведение, запугивание, а также социальная или физическая агрессия. Доминирование в сочетании с дружественностью приводит к просоциальным формам взаимоотношений, таким как сотрудничество и создание союзов, реципрокный обмен ресурсами, вовлечение в социально значимое поведение, лидерство и соучастие в деятельности группы» [24].

Тема и функция различаются как манифестируемый и латентный смыслы. При этом речь идет о функциях в плане внутренней лингвистики. Д. Хаймс предлагает семь широких типов функций, соответствующих семи факторам речи: с отправителем связана Экспрессивная (эмотивная) функция; с получателем - Директивная (Конативная, Прагматическая, Риторическая, Побудительная); с

референтом - Референционная; с каналом связи - Контактная, с кодом - Метаязыковая; с сообщением - Поэтическая; с обстановкой -Контекстуальная (Ситуационная) [25, с. 67]. Обратим внимание на то, что прагматическая функция в таком распределении понимается в узком смысле как побуждение и связана лишь с одним элементом ситуации - получателем.

Но в структурной организации высказывания отражаются языковые и интеллектуальные навыки и автора высказывания. Речевые структуры несут информацию о соответствующих навыках социального взаимодействия и чертах характера личности, а ситуативные факторы коммуникации и деятельности ограничивают организацию этих структур.

Навыки социального взаимодействия связаны с обширной сферой неосознаваемого психического. Считается, что содержание подсознания - это средство защиты сознания от лишней работы и перегрузок. Подсознание консервативно: оно стоит на страже добытого и хорошо усвоенного. Сфера неосознаваемого психического влияет на проявление доминантного речевого поведения. Так, индивиды с высокой степенью проявления доминирования зачастую предпринимают попытки контроля не только своего ближайшего окружения, но и других людей [26]. Они проявляют такие личностные качества, как решительность, авторитарность и властность [27]. При этом сверстники их оценивают как более способных занимать лидерские позиции [28]. Все еще недостаточно изучена проблема влияния на доминирование индивидуально-личностных качеств. Доминанты обладают исходными специфическими психофизиологическими чертами, которые не обязательно зависят от социального окружения, в котором они находят свое проявление, но при этом помогают таким доминирующим личностям в достижении большого влияния в обществе [29, с. 429]. Возможно, в человеке изначально существует глубоко укорененная в психике склонность к доминированию, иерархии и подчинению авторитету.

Поскольку язык многофункционален, в конкретной ситуации существует «предпочтительное» прочтение функций высказывания. Р. Белл иллюстрирует это положение таким примером: если полицейский, обращаясь к водителю, говорит: «Не пройдете ли вы со мной в полицейский участок?», то это вопросительное высказывание следует интер-

претировать и понимать в соответствии с его функцией. Функция же здесь повелительная -не просьба, не вопрос, а приказ [19, с. 271]. Следовательно, функция доминирования не всегда может быть эксплицитно выражена. В результате маскировки функций могут возникать функциональные двусмысленности. Возможность неоднозначного толкования иногда приводит к коммуникативной неудаче из-за различий в понимании высказанного адресатом и адресантом. И этот факт еще раз доказывает необходимость исследования речи с точки зрения ее прагматических функций. Один из способов выявления скрытых функций состоит в анализе реакции адресата. В условиях актуализации доминирования она с особой очевидностью проявляется в перлокутивном эффекте, заключающемся в желании реципиентов подчиниться (в ситуации доминирования-враждебности) или сотрудничать (в ситуации доминирования-дружественности).

Выбор варианта речевых единиц при порождении доминантного речевого поведения осуществляет сам отправитель в соответствии со своей оценкой ситуации общения, и прежде всего - с оценкой предполагаемого реципиента. Говоря об адресантах, актуализирующих речевое доминирование, следует акцентировать внимание на проявлении стабильно высокого уровня социальной мотивации; их поведение так или иначе постоянно направлено на подавление других субъектов [30]. При коммуникации люди, склонные к доминированию, говорят увереннее и больше [31], часто перебивая собеседников [32]. Они же чаще всего являются и инициаторами социального взаимодействия, проявляя подобное поведение уже в детстве [33]. Хотя в общении используются разнообразные стратегии и тактики (например, стратегия создания престижа) для повышения своего социального статуса с точки зрения иерархии [34], тем не менее уровень проявления доминантного поведения - это один из самых важных и точных критериев, по которым прогнозируют внешнюю оценку компетентности. Это происходит даже в ситуациях с недостаточной компетентностью [35, 36]. По наличию или отсутствию выраженного доминирования судят о проявлении и лидерских качеств индивида в той или иной группе [37], даже в большей степени, чем по интеллектуальным способностям [38].

Итак, на современном этапе исследований в центре внимания ученых находится человек

как созидатель языковой деятельности и речевого общения. Успешность речевого акта или коммуникативная неудача во многом обусловлены условиями речевой ситуации, а также способностью адресанта правильно использовать инструменты вербального общения. В ходе анализа ситуации как внешнего компонента речевого акта мы выяснили, что понятие ситуации возникло для обозначения сложного денотата, передаваемого в высказывании. Количество компонентов ситуации может колебаться за счет раскрытия элементов ситуации. В структурной организации высказывания отражаются языковые и интеллектуальные навыки автора. Речевые структуры несут информацию о соответствующих навыках социального взаимодействия и чертах характера личности, а ситуативные факторы коммуникации и деятельности ограничивают организацию этих структур [39]. Для актуализации отправителем его интенциональных задач при порождении высказывания большое значение имеет влияние, оказываемое на него получателем и неосознаваемое самим адресантом. Если такое влияние приводит к выражению доминирования отправителя текста в ситуации негативного отношения к реципиенту, то адресант актуализирует конфронтационные стратегии воздействия. Доминирование же в ситуации, связанной с проявлением позитивного настроя, влечет за собой кооперативные формы стратегий. Результаты исследования, представляющие отражение степени разработанности заявленной проблемы в имеющихся научных трудах, могут найти практическое применение в качестве лекции по проблеме изучения коммуникативного поведения в рамках комму-никативистики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Linguopragmatic aspect of modern communication: main political media speech strategies and tactics in the USA and the UK / M.R. Zheltukhina [et al.] // XLinguae. 2018. Vol. 11, iss. 2. Р. 639-654.

2. Zyubina I.A., Dzyubenko A.I. Speech behavior of politicians (on the speeches in the British Parliament devoted to Brexit) // Актуальные проблемы современной лингвистики и гуманитарных наук: сб. статей XI Всероссийской науч.-метод. конф. с международным участием (Москва, 15 марта 2019 г.). М.: РУДН, 2019. С. 665-674.

3. Галимова Х.Н., Паньков А.В. Речь и социальный статус человека // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 8, № 3. С. 324-326.

4. Матвеева Г.Г., Зюбина И.А. Речевая привычка как основа речевого портрета говорящего (на материале британского политического дискурса) // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 2. Языкознание. 2016. Т. 15, № 4. С. 63-68.

5. Хакиева З.У., Усманов Т.И., БаштыговаА.У. Коммуникативные тактики и стратегии англоязычного дискурса переговоров // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 2. С. 322-326.

6. Зюбина И.А., Тищенко А.Д. Манипулятивная стратегия на повышение в предвыборном дискурсе США // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7, № 3. С. 38-40.

7. Матвеева Г.Г., Зюбина И.А. Скрытое значение, скрытый смысл и нюансы смысла в коммуникации // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 2. С. 85-92.

8. Матвеева Г.Г., Зюбина И.А. Письменный текст: подходы к выявлению скрытой прагматики // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 2. Языкознание. 2018. Т. 17, № 2. P. 26-32.

9. Zheltukhina M., Zyubina I. Individual speech behavior of Russian-speaking prosecutors in the 19-20th centuries: A case study in implicit pragmatics // Lege artis. Language yesterday, today, tomorrow. 2018. Vol. 3, № 2. Р. 251-306.

10. Implicit linguopragmatic strategies of speech behavior of English speaking prosecutors / I.A. Zyubina [et al.] // XLinguae. 2019. Vol. 12, № 4. Р. 92102.

11. The threat and fear of war: the state and politics in American mass media / D.O. Baigozhina [et al.] // Media Watch. 2020. Vol. 11, № 3. Р. 439-446.

12. Synchronous personal method of language studying speech behavior in implicit pragmalinguistics / I.A. Zyubina [et al.] // XLinguae. 2020. Vol. 13, № 4. Р. 81-90.

13. Кусоцкая Е.С. Типология и языковая репрезентация коммуникативных реакций на оскорбления в контексте американского общественно-политического дискурса // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2017. Т. 14, № 4. C. 583-598.

14. Steps toward an evolutionary personality psychology: individual differences in the social rank domain / D.C. Zuroff [et al.] // Canadian Psychology. 2010. Vol. 51, № 1. P. 58-66.

15. Bugental D.B. Acquisition of the algorithms of social life: a domain-based approach // Psychotogical Bulletin. 2000. Vol. 126. № 2. P. 187-219.

16. Shaver P.R., SegevM.A., Mikulincer M. A behavioral systems perspective on power and aggression // Human aggression and violence: causes, manifestations, and consequences / Ed. by P.R. Shaver, M. Mikulincer. Washington, DC: American Psychological Association, 2011. P. 71-87.

17. Гак В.Г. Высказывание и ситуация // Проблемы структурной лингвистики 1972. М.: Изд-во АН СССР, 1973. С. 349-372.

18. Вühler K. Die Darstellungsfunktion der Sprache. Jena: Verlag von Gustav Fischer, 1934. 224 p. Р. 28-30.

19. Белл Р. Социолингвистика: цели, методы и проблемы. М.: Международные отношения, 1980. 318 с.

20. Hymes D. Foundations of sociolinguistics: an ethnographic approach. Philadelphia: University of Pennsylvania, 1974. 260 p. Р. 55-62.

21. Théban L. Aspects nouveaux de la théorie de la syntaxe // Revue Roumaine de Linguistique. 1971. Vol. 16, № 2. P. 179-194.

22. Dressler W. Einführung in die Textlinguistik. Tübingen: Niemeyer, 1973. 290 p. Р. 93.

23. Эрвин-Трипп С.М.Язык. Тема. Слушатель. Анализ взаимодействия // Новое в лингвистике. Вып. 7. Социолингвистика. М.: Прогресс, 1975. С. 336-362.

24. Муртазина Е.П. Взаимосвязи характеристик системы поведенческого доминирования и психопатологических состояний человека // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=28328.

25. Xаймс Д.Х. Этнография речи // Новое в лингвистике. Вып. 7. Социолингвистика. М.: Прогресс, 1975. С. 42-95.

26. Jackson D.N. Personality research form manual. Goshen, NY: Research Psychologists Press, 1974. 61 р.

27. Buss D.M., Craik K.H. The frequency concept of disposition: dominance and prototypically dominant acts // Journal of Personality. 1980. Vol. 48, № 3.

P. 379-392.

28. Bateman T.S., Crant J.M. The proactive component of organizational behavior: a measure and correlates // Journal of Organizational Behavior. 1993. Vol. 14, № 2. P. 103-118.

29. Муртазина Е.П., Матюлько И.С., Журавлев Б.В. Система поведенческого доминирования: обзор психофизиологических особенностей и ней-робиологических маркеров // Журнал медико-биологичсеских исследований. 2020. Т. 8, № 4. С. 427-441.

30. HallJ.A., CoatsE.J., LeBeauL.S. Nonverbal behavior and the vertical dimension of social relations: a metaanalysis // Psychotogical Bulletin. 2005. Vol. 131, № 6. P. 898-924.

31. Schmid M.M. Dominance as expressed and inferred through speaking time // Human Communication Research. 2002. Vol. 28, № 3. P. 420-450.

32. Ferguson N. Simultaneous speech, interruptions and dominance // British Journal of Clinical Psychology. 1977. Vol. 16, № 4. P. 295-302.

33. Johnson S.L., Leedom L.J., Muhtadie L. The dominance behavioral system and psychopathology:

evidence from self-report, observational, and biological studies // Psychological Bulletin. 2012. Vol. 138, № 4. P. 692-743.

34. Maner J.K., Case C.R. Dominance and prestige: dual strategies for navigating social hierarchies // Advances in Experimental Social Psychology. 2016. Vol. 54. P. 129-180.

35. Wiggins J.S. A psychological taxonomy of trait-descriptive terms: the interpersonal domain // Journal of Personality and Social Psychology. 1979. Vol. 37, № 3. P. 395-412.

36. Anderson C., Kilduff G.J. Why do dominant personalities attain influence in face-to-face groups? The competence-signaling effects of trait dominance // Journal of Personality and Social Psychology. 2009. Vol. 96, № 2. P. 491-503.

37. Guinote A. How power affects people: activating, wanting, and goal seeking // Annual Review of Psychology. 2017. Vol. 68, № 1. P. 353-381.

38. Personality and leadership: a qualitative and quantitative review / T.A. Judge [et al.] // Journal of Applied Psychology. 2002. Vol. 87, № 4. P. 765-780.

39. Interview as a genre of new media communication: rhetorical relations and pragmatic effects / I.V. Kovtunenko [et al.] // XLinguae. 2018. Vol. 11, iss. 2. P. 95-105.

REFERENCES

1. Zheltukhina M.R. et al. XLinguae, 2018, vol. 11, iss. 2, pp. 639-654.

2. Zyubina I.A., Dzyubenko A.I. Speech behavior of politicians (on the speeches in the British Parliament devoted to Brexit). In: Aktualnyye problemy sovremennoy lingvistiki i gumanitarnykh nauk: sb. statey XI Vserossiyskoy nauch.-metod. konf. s mezhdunarodnym uchastiyem [Actual problems of modern linguistics and the humanities: a collection of articles of the XI All-Russian scientific and methodological conference with international participation]. Moscow, RUDN, 2007, pp. 665-674.

3. Galimova Kh.N., Pankov A.V Baltiyskiy gumanitar-nyy zhournal, 2020, vol. 8, no. 3, pp. 324-326.

4. Matveyeva G.G., Zyubina I.A. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 2. Yazykoznanie, 2016, vol. 15, no. 4, pp. 63-68.

5. Khakieva Z.U., Usmanov T.I., Bashtygova A.U. Baltiyskiy gumanitarinyy zhournal, 2020, vol. 9, no. 2, pp. 322-326.

6. Zyubina I.A., Tishchenko A.D. Baltiyskiy gumanitar-inyy zhournal, 2018, vol. 7, no. 3, pp. 38-40.

7. Matveyeva G.G., Zyubina I.A. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogiche-skogo universiteta, 2019, no. 2, pp. 85-92.

8. Matveyeva G.G., Zyubina I.A. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 2. Yazykoznanie, 2018, vol. 17, no. 2, pp. 26-32.

9. Zheltukhina M., Zyubina I. Lege artis. Language yesterday, today, tomorrow, 2018, vol. 3, no. 2, pp. 251-306.

10. Zyubina I.A. et al. XLinguae, 2019, vol. 12, no. 4, pp. 92-102.

11. Baigozhina D.O. et al. Media Watch, 2020, vol. 11, no. 3, pp. 439-446.

12. Zyubina I.A. et al. XLinguae, 2020, vol. 13, no. 4, pp. 81-90.

13. Kusotskaya YE.S. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Yazyk i literatura, 2017, vol. 14, no. 4, pp. 583-598.

14. Zuroff D.C. et al. Canadian Psychology, 2010, vol. 51, no. 1, pp. 58-66.

15. Bugental D.B. Psychological Bulletin, 2000, vol. 126, no 2, pp. 187-219.

16. Shaver P.R., Segev M.A., Mikulincer M. A behavioral systems perspective on power and aggression.In: Human aggression and violence: causes, manifestations, and consequences / Ed. by P.R. Shaver, M. Mikulincer. Washington, DC, American Psychological Association, 2011, pp. 7187.

17. Gak V.G. Vyskazyvanie I situatsiya [Statement and situation]. In: Problemy strukturnoy lingvistiki [Problems of structural linguistics]. Moscow, Publishing House of the Academy of Sciences of the USSR, 1973, pp. 349-372.

18. Bühler K. Die Darstellungsfunktion der Sprache [The representational function of language]. Jena: Published by Gustav Fischer, 1934, 224 p., pp. 2830.

19. Bell R. Sotsiolingvistika: tseli, metody i problemy [Sociolinguistics: goals, methods and problems]. Moscow, Mezhdunarodnye otnosheniya, 1980, 318 p.

20. Hymes D. Foundations of sociolinguistics: an ethnographic approach. Philadelphia: University of Pennsylvania, 1974. 260 p., pp. 55-62.

21. Théban L. Revue roumaine de linguistique, 1971. vol. 16, no. 2, pp. 179-194.

22. Dressler W. Einführung in die Textlinguistik [Introduction to text linguistics]. Tübingen: Niemeyer, 1973. 290 p., p. 93.

23. Ervin-Tripp S.M. Yazyk. Tema. Slushatel. Analiz vzaimodeystviya [Language. Subject. Listener. Interaction analysis]. In: Novoye v lingvistike. Vyp.7.

Sotsiolingvistika [New in linguistics. Iss. 7. Sociolinguistics]. Moscow, Progress, 1975, pp. 336-362.

24. Murtazina Ye.P. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya, 2018, no. 6. Available at: https:// science-education.ru/ru/article/view?id=28328.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Hymes D. Etnografiya rechi [The ethnography of speaking]. In: Novoye v lingvistike. Vyp.7. Sotsiolingvistika [New in linguistics. Iss. 7. Sociolinguistics]. Moscow, Progress, 1975, pp. 42-95.

26. Jackson D.N. Personality research form manual. Goshen, NY, Research Psychologists Press, 1974, 61 р.

27. Buss D.M., Craik K.H. Journal of Personality, 1980, vol. 48, no. 3, pp. 379-392.

28. Bateman T.S., Crant J.M. Journal of Organizational Behavior, 1993, vol. 14, no. 2, pp. 103-118.

29. Murtazina YE.P., Matyulko I.S., Zhuravlev B.V. Zhurnal mediko-biologicheskikh issledovaniy, 2020, vol. 8, no. 4, pp. 427-441.

30. Hall J.A., Coats E.J., LeBeau L.S. Psychological Bulletin, 2005, vol. 131, no. 6, pp. 898-924.

31. Schmid M.M. Human Communication Research, 2002, vol. 28, no. 3, pp. 420-450.

32. Ferguson N. British Journal of Clinical Psychology, 1977, vol. 16, no. 4, pp. 295-302.

33. Johnson S.L., Leedom L.J., Muhtadie L. Psychological Bulletin, 2012, vol. 138, no. 4, pp. 692743.

34. Maner J.K., Case C.R. Advances in Experimental Social Psychology, 2016, vol. 54, pp. 129-180.

35. Wiggins J.S. Journal of Personality and Social Psychology, 1979, vol. 37, no. 3, pp. 395-412.

36. Anderson C., Kilduff G.J. Journal of Personality and Social Psychology, 2009, vol. 96, no. 2, pp. 491-503.

37. Guinote A. Annual Review of Psychology, 2017, vol. 68, pp. 353-381.

38. Judge T.A. et al. Journal of Applied Psychology, 2002, vol. 87, no. 4, pp. 765-780.

39. Kovtunenko I.V. et al. XLinguae, 2018, vol. 11, iss. 2, рp. 95-105.

Поступила в редакцию 21 апреля 2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.