Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН ДЕЗИНФОРМАЦИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ: ДЕФИНИЦИИ И СИНОНИМИЧНЫЕ ПОНЯТИЯ'

ФЕНОМЕН ДЕЗИНФОРМАЦИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ: ДЕФИНИЦИИ И СИНОНИМИЧНЫЕ ПОНЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
12
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дезинформация / фейк / медиа / мисинформация / ложь / новость / misinformation / fake / media / lying / news

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Пахомова А.Ю.

В условиях глобализации, цифровизации, активного внедрения техники и технологий в жизни людей проблема появления и распространения дезинформации стала особо актуальной. Цель статьи – проведение анализа дефиниций дезинформации и синонимичных ей понятий (фейк, мисинформация, ложь) в контексте российских исследований. Проведен анализ определений отечественных авторов, сравнительный анализ понятий. Автором предложено определение слову «дезинформация». На основе общих черт в определениях авторов, субъективности оценок влияния информации на человека, временной протяженности обнаружения искажений в информации, единства понимания на уровне закона сделаны выводы о возможности взаимозаменяемости слов «дезинформация» и «фейковая новость».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHENOMENON OF MISINFORMATION IN DOMESTIC PRACTICE: DEFINITIONS AND SYNONYMOUS CONCEPTS

In view of globalization, digitalization, and the active introduction of technology in people's lives, the problem of the emergence and spread of disinformation has become particularly relevant. The aim of the article is to analyse definitions of disinformation and synonymous concepts (fake, misinformation, lying) in the context of Russian research. An analysis of the definitions of domestic authors, a comparative analysis of the concepts have been conducted. The author offers a definition of the word "disinformation". On the basis of common traits in the authors' definitions, the subjectivity of evaluations of the impact of information on the person, the time duration of the detection of distortion of information, the unity of understanding at the level of the law, conclusions about the interchangeability of the words "disinformation" and "fake news" have been made.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН ДЕЗИНФОРМАЦИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ: ДЕФИНИЦИИ И СИНОНИМИЧНЫЕ ПОНЯТИЯ»

МЕДИАКОММУНИКАЦИИ И ЖУРНАЛИСТИКА / MEDIA COMMUNICATIONS AND JOURNALISM

DOI: https://doi.org/10.18454/RULB.2023.40.17

ФЕНОМЕН ДЕЗИНФОРМАЦИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ: ДЕФИНИЦИИ И СИНОНИМИЧНЫЕ

ПОНЯТИЯ

Научная статья

Пахомова А.Ю.1' *

1 ORCID : 0000-0002-5270-0450;

1 Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Российская Федерация

* Корреспондирующий автор (n.tym[at]mail.ru)

Аннотация

В условиях глобализации, цифровизации, активного внедрения техники и технологий в жизни людей проблема появления и распространения дезинформации стала особо актуальной. Цель статьи - проведение анализа дефиниций дезинформации и синонимичных ей понятий (фейк, мисинформация, ложь) в контексте российских исследований. Проведен анализ определений отечественных авторов, сравнительный анализ понятий. Автором предложено определение слову «дезинформация». На основе общих черт в определениях авторов, субъективности оценок влияния информации на человека, временной протяженности обнаружения искажений в информации, единства понимания на уровне закона сделаны выводы о возможности взаимозаменяемости слов «дезинформация» и «фейковая новость».

Ключевые слова: дезинформация, фейк, медиа, мисинформация, ложь, новость.

PHENOMENON OF MISINFORMATION IN DOMESTIC PRACTICE: DEFINITIONS AND SYNONYMOUS

CONCEPTS

Research article

Pakhomova A.Y.1' *

1 ORCID : 0000-0002-5270-0450;

1 St. Petersburg State University, Saint-Petersburg, Russian Federation

* Corresponding author (n.tym[at]mail.ru)

Abstract

In view of globalization, digitalization, and the active introduction of technology in people's lives, the problem of the emergence and spread of disinformation has become particularly relevant. The aim of the article is to analyse definitions of disinformation and synonymous concepts (fake, misinformation, lying) in the context of Russian research. An analysis of the definitions of domestic authors, a comparative analysis of the concepts have been conducted. The author offers a definition of the word "disinformation". On the basis of common traits in the authors' definitions, the subjectivity of evaluations of the impact of information on the person, the time duration of the detection of distortion of information, the unity of understanding at the level of the law, conclusions about the interchangeability of the words "disinformation" and "fake news" have been made.

Keywords: misinformation, fake, media, lying, news.

Введение

История возникновения дезинформации уходит в глубину веков и неразрывно связана с историей развития журналистики. Массовый характер дезинформация приобрела с изобретением в 1436 году И. Гутенбергом печатного станка. Максимальное развитие явление приобрело с появлением современных технологий, глобализацией и цифровизацией.

В настоящее время нет общепринятого определения понятию «дезинформация». Без дезинформации сегодня невозможно представить современный процесс массовой коммуникации. Моментальное распространение информации, доступность, возможность стать автором любому человеку - все это не только позитивно влияет на жизнь современников, но также влечет риски появления и тиражирования непроверенных и заведомо ложных новостей. Вышесказанное определяет актуальность темы.

Целью исследования является проведение анализа дефиниций дезинформации и синонимичных ей понятий (фейк, мисинформация, ложь) в контексте отечественных исследований. Теоретическая значимость заключается в систематизации и обобщении научных знаний и работ исследователей на тему дезинформации. В статье автор предлагает собственное определение дезинформации.

Методы и принципы исследования

На основе изучения источников и литературы отечественных исследователей проводится анализ и синтез информации, обобщение, сравнение дефиниций.

Основные результаты

Слово «дезинформация» в английском язык выглядит как «disinformation», этимология слова происходит от латинской приставки dis-, означающей «изменение, удаление информации». От французского des- приставка в значении «от-, раз-», informer - «сообщать, извещать» [16].

Проследим эволюцию определения дезинформации.

В «Большой советской энциклопедии» 1972 г. под дезинформацией понимается «заведомо ложная или искаженная информация», предоставляемая оппоненту (конкуренту) для осуществления боевых действий, сотрудничества, прочих действий (бездействия) адресата информации [5]. В определении выделяются военная и деловая области деятельности, что ограничивает сферу влияния дезинформации.

В «Российской социологической энциклопедии» 1998 г. дезинформация - это «искаженное отражение различных сторон социальной действительности, процесс распространения подобных искаженных сообщений» [13]. Дезинформация здесь представлена как процесс, который характеризуется исключительно как искаженное (то есть частично), но не полностью ложное явление. Также определение не отражает цель распространения.

Согласно «Словарю русского языка» 1999 г. дезинформация - это распространение (в прессе, по радио и т.п.) ложных сведений с целью ввести кого-либо в заблуждение [16]. Определение не изобилует подробностями и уточнениями.

Современное понимание дезинформации стало обширнее, не ограничивается конкретными сферами, раскрывает причины, цель, существенные характеристики феномена.

В.Н. Коновалов под дезинформацией понимает «распространение искаженных или заведомо ложных сведений для достижения пропагандистских, военных (введение противника в заблуждение) или других целей» [15]. В.Н. Коновалов не уточняет, намеренно ли сведения были искажены. Эта деталь видится нам важной для дальнейшего анализа дезинформации и фейка.

А.В. Гадаев под дезинформацией понимает попытку «создать ложное впечатление» с целью побудить человека (группу людей) к действиям (бездействию) [7].

А.А. Грабельников фактически ставит знак равенства между преднамеренной дезинформацией и низким профессионализмом журналиста [8, С. 31]. Готовность журналиста распространять ложную информацию идет вразрез с понятиями этичности в профессии.

До наступления цифровой эпохи понятие «дезинформация" ограничивалось конкретными сферами (политической, деловой и другими). В настоящее время термин «оброс" схожими понятиями. Рассмотрим основные из них.

Существует созвучное дезинформации понятие «мисинформация». Мисинформация - это неумышленное распространение ложной информации [3]. Когда автор из-за недостаточной верификации фактов, неточного перевода распространяет недостоверную информацию [14]. Соответственно, «мисинформация» и «дезинформация» не являются полностью взаимозаменяемыми понятиями. На практике же крайне сложно доказать непосвященность автора в правдивость материала.

В философии выделяют две категории: ложь и истина. Истина - цель процесса познания. Аристотель под истиной понимал знание, верное суждение о предмете, равенство между мыслью и реальностью. Соответственно, ложно все то, что истиной не является. Медиа нуждаются в истине, она - катализатор прогресса. Принцип некоторых СМИ «ложь во благо» не является безобидным [4]. Граница между гласностью и необходимость сокрытия информации для общественного порядка не предполагает появление дезинформирующих публикаций.

Существует также схожее с дезинформацией понятие - фейковая новость. Рассмотрим дефиниции понятия «фейк», отличительные черты фейка от дезинформации по мнению исследователей. Далее приведем аргументы в пользу синонимичности понятий.

Члены Европейской службы парламентских исследований (EPRS) определяют понятия «фейк» и «дезинформация» как взаимозаменяемые [2].

Ю.М. Ершов среди синонимичных слов фейку выделяет дезинформацию или «вброс фальшивки» [9]. Среди ученых со схожим мнением выделим также С.С. Распопову [12], А.О. Третьякова, О.Г. Филатову, Д.В. Жук, Н.Н. Горлушкину и А.А. Пучковскую [17], Н. Муратову, Н. Тошпулатову, Г. Алимову [11] и других.

Ю.М. Ершов [9] считает, что «фейк» стали использовать «очень расширительно»: от фотографий и страниц в социальных сетях до ложных новостей в информационном поле.

На государственном уровне не закреплены понятия «фейк» и «дезинформация». Существует понятие ложной информации как «недостоверной общественно значимой» [1].

О.Е. Воронова, А.С. Трушин среди отличительных черт между дезинформацией и фейком выделяют характер информации, жанр, подачу материала, сферы применения, время появления и целевую аудиторию [6]. На практике же дезинформация и фейк слились в единое понятие, о чем свидетельствует не только взаимозаменяемость слов среди обывателей, но также в профессиональной среде.

Обсуждение

На сегодняшний день нет единого определения дезинформации. Дезинформация - полностью или частично ложные сведения, призванные ввести человека в заблуждения для достижения определенных целей дезинформатора. Дезинформатором будем считать в рамках исследования человека (группу лиц, организацию), заинтересованного в появлении и тиражировании ложной информации.

Как говорили, дезинформация и фейк не имеет четких границ в различиях.

Во-первых, оба понятия в своих определениях имеют схожие черты. А.В. Манойло отмечает, что фейк может включать изначально ложную информацию, также истинную, но вырванную из контекста [10]. Упомянутые ранее В.Н. Коновалов [15], А.В. Гадаев [7] пишут об искаженных или заведомо ложных сведениях при распространении дезинформации.

Во-вторых, суждения о подаче материала являются субъективными. Это вопрос психологии восприятия информации, склонности к оценочному суждению, влиянии внешних факторов.

В-третьих, время обнаружения информации конечным потребителем не зависит от желания ее распространителя. Неправдоподобная статистика, ложные комментарии, отредактированные фотографии могут быть замечены сразу или по прошествии времени.

В-четвертых, если исходить из отсутствия градации понятий на уровне закона, то, вероятно, можно считать синонимами слова «дезинформация» и «фейк», оба из которых являются «недостоверной общественно значимой» информацией. Также обратимся к категориям «истина-ложь» в философии, в которой также нет дальнейшей дифференциации понятий. Соответственно, дезинформации, фейковая новость, недостоверность представлены общим понятием «ложь».

В связи с вышесказанным видим возможным считать термины «дезинформация» и «фейк» взаимозаменяемыми.

Заключение

Дезинформация - сложное социальное явление, которое получило массовое распространение (иногда неконтролируемое) с развитием научно-технического прогресса, цифровизацией и глобализацией.

Близкими слову «дезинформация» по значению являются слова «фейк», «мисинформация» (не является полностью взаимозаменяемым понятием), «ложная новость». Изначально различия между словами были более определенными, но массовость явления (появление и распространение ложной информации) стерла существенные различия между словами не только в обиходе, но также в профессиональном сообществе. Схожесть черт в определениях различных авторов, субъективность в оценке влияния информации на человека, время обнаружения искажений в информации, единство понимания на уровне закона позволяют судить о дезинформации и фейках как о взаимозаменяемых понятиях.

Конфликт интересов

Не указан.

Рецензия

Все статьи проходят рецензирование. Но рецензент или автор статьи предпочли не публиковать рецензию к этой статье в открытом доступе. Рецензия может быть предоставлена компетентным органам по запросу.

Conflict of Interest

None declared.

Review

All articles are peer-reviewed. But the reviewer or the author of the article chose not to publish a review of this article in the public domain. The review can be provided to the competent authorities upon request.

Список литературы / References

1. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СПС КонсультантПлюс.

2. Bentzen N. Understanding Disinformation and Fake News / N. Bentzen // European Parliamentary Research Service. — 2017. — URL: http://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/ATAG/2017/599408/EPRS_ATA(2017)599408_EN.pdf (accessed: 10.01.2023).

3. Lewandowsky S. Misinformation and Its Correction: Continued Influenceand Successful Debiasing / S. Lewandowsky, U.K.H. Ecker, C.M. Seifert [et al.] // Psychological Science in the Public Interest. — 13 (3). — 2012. — P. 106-131.

4. Антюшев И.И. Проблема истины в медиапространстве современности / И.И. Антюшев // Поиск истины в пространстве современной культуры. — 2017. — № 3. — С. 76-84.

5. Большая Советская Энциклопедия / под. ред. А.М. Прохорова. — 3. — М.: Советская Энциклопедия, 1972. — 592 с.

6. Воронова О.Е. Функции фейков в современных информационных войнах / О.Е. Воронова, А.С. Трушин // История.РФ. — 2022. — URL: https://histrf.ru/magazine/article/funkcii-feykov-v-sovremennyh-informacionnyh-voynah? ysclid=l5gn7ma73a93848965 (дата обращения: 15.12.2022).

7. Гадаев А.В. Дезинформатор и дезинформация / А.В. Гадаев. —2013 —URL: https://proza.ru/2013/09/10/435? ysclid=l56saccon6289614905 (дата обращения: 01.12.2022).

8. Грабельников А. А. Средства массовой информации в постсоветской России / А. А. Грабельников. — М.: Изд-во Росс. Университета дружбы народов, 2008. — 341 с.

9. Ершов Ю.М. Феномен фейка в контексте коммуникационных практик / Ю.М. Ершов // Вестник Томского государственного университета. Филология. — 2018. — № 52. — С. 245-256.

10. Манойло А.В. Цепные реакции каскадного типа в современных технологиях вирусного распространения «фейковых новостей» / А.В. Манойло // Вестник МГОУ — 2020. — №3. — С. 75-106.

11. Муратова Н. Fake news: дезинформация в медиа: пособие / Н. Муратова, Н. Тошпулатова, Г. Алимова. — Ташкент: Innovatsion rivojlanish nashriyot-matbaa uyi, 2020. — 104 с.

12. Распопова С.С. Фейковые новости: природа происхождения / С.С. Распопова // Вестник Челябинского государственного университета. — 2017. — № 11 (407). — С. 48-53.

13. Российская социологическая энциклопедия / под общей редакцией академика РАН Г.В. Осипова. — М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА, 1998. — 672 с.

14. Самошкин Е.А. Институт борьбы с дезинформацией и мисинформацией в СМИ / Е.А. Самошкин // Вестник Московского университета. Серия 10. — С. 176-190.

15. Словарь по политологии / под ред. проф. В.Н. Коновалова. — Ростов н/Д.: Изд-во РГУ 2001. — 285 с.

16. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. Исследований; под ред. А.П. Евгеньевой. — 4-е изд. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999.

17. Третьяков А.О. Метод определения русскоязычных фейковых новостей с использованием элементов искусственного интеллекта / А.О. Третьяков, О.Г. Филатова, Д.В. Жук [и др.] // International Journal of open Information technologies. — 2018. — № 12. — URL: https://cyberleninka.rn/article/nmetod-opredeleniya-russkoyazychnyh-feykovyh-novostey-s-ispolzovaniem-elementov-iskusstvennogo-intellekta (дата обращения: 20.12.2022).

Список литературы на английском языке / References in English

1. Federal'nyj zakon ot 27.07.2006 № 149-FZ «Ob informacii, informacionnyh tekhnologiyah i o zashchite informacii» [Federal Law of July 27, 2006 No. 149-FZ "On Information, Information Technologies and Information Protection"] // SPS Konsul'tantPlyus [in Russian].

2. Bentzen N. Understanding Disinformation and Fake News / N. Bentzen // European Parliamentary Research Service. — 2017. — URL: http://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/ATAG/2017/599408/EPRS_ATA(2017)599408_EN.pdf (accessed: 10.01.2023).

3. Lewandowsky S. Misinformation and Its Correction: Continued Influenceand Successful Debiasing / S. Lewandowsky, U.K.H. Ecker, C.M. Seifert [et al.] // Psychological Science in the Public Interest. — 13 (3). — 2012. — P. 106-131.

4. Antyushev I.I. Problema istiny v mediaprostranstve sovremennosti [The Problem of Truth in the Media Space of Modernity] / I.I. Antyushev // Poisk istiny v prostranstve sovremennoj kul'tury [The Search for Truth in the Space of Modern Culture]. — 2017. — № 3. — P. 76-84 [in Russian].

5. Bol'shaya Sovetskaya Enciklopediya [Great Soviet Encyclopedia] / ed. by A.M. Prohorov. — 3. — M.: Sovetskaya Enciklopediya [Soviet Encyclopedia], 1972. — 592 p. [in Russian]

6. Voronova O.E. Funkcii fejkov v sovremennyh informacionnyh vojnah [Functions of Fakes in Modern Information Wars] / O.E. Voronova, A.S. Trushin // Istoriya.RF [History.RF]. — 2022. — URL: https://histrf.ru/magazine/article/funkcii-feykov-v-sovremennyh-informacionnyh-voynah?ysclid=l5gn7ma73a93848965 (accessed: 15.12.2022) [in Russian].

7. Gadaev A.V. Dezinformator i dezinformaciya [Disinformation and Disinformation] / A.V. Gadaev. —2013 —URL: https://proza.ru/2013/09/10/435?ysclid=l56saccon6289614905 (accessed: 01.12.2022) [in Russian].

8. Grabel'nikov A. A. Sredstva massovoj informacii v postsovetskoj Rossii [Mass media in post-Soviet Russia] / A. A. Grabel'nikov. — M.: Publishing House of the Peoples' Friendship University of Russia, 2008. — 341 p. [in Russian]

9. Ershov YU.M. Fenomen fejka v kontekste kommunikacionnyh praktik [Fake Phenomenon in the Context of Communication Practices] / YU.M. Ershov // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya [Bulletin of Tomsk State University. Philology]. — 2018. — № 52. — P. 245-256 [in Russian].

10. Manojlo A.V. Cepnye reakcii kaskadnogo tipa v sovremennyh tekhnologiyah virusnogo rasprostraneniya «fejkovyh novostej» [Cascade-type Chain Reactions in Modern Technologies for the Viral Spread of "Fake News"] / A.V. Manojlo // Vestnik MGOU [Bulletin of MSOU]. — 2020. — №3. — P. 75-106 [in Russian].

11. Muratova N. Fake news: dezinformaciya v media: posobie [Fake News: Disinformation in the Media: a Guide] / N. Muratova, N. Toshpulatova, G. Alimova. — Tashkent: Innovatsion rivojlanish nashriyot-matbaa uyi, 2020. — 104 p. [in Russian]

12. Raspopova S.S. Fejkovye novosti: priroda proiskhozhdeniya [Fake News: Nature of Origin] / S.S. Raspopova // Vestnik CHelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University]. — 2017. — № 11 (407). — P. 48-53 [in Russian].

13. Rossijskaya sociologicheskaya enciklopediya [Russian Sociological Encyclopedia] / ed. by G.V. Osipov. — M.: Publishing Group NORMA - INFRA, 1998. — 672 p. [in Russian]

14. Samoshkin E.A. Institut bor'by s dezinformaciej i misinformaciej v SMI [Institute for Combating Disinformation and Misinformation in the Media] / E.A. Samoshkin // Vestnik Moskovskogo universiteta [Bulletin of Moscow University. Series 10]. — P. 176-190 [in Russian].

15. Slovar' po politologii [Dictionary of Political Science] / ed. by prof. V.N. Konovalov. — Rostov n/D.: RSU Publishing House, 2001. — 285 p. [in Russian]

16. Slovar' russkogo yazyka [Russian Dictionary]: In 4 vol. / RAS. Institute of Linguistics Research; ed. by A.P. Evgen'eva. — 4th ed. — M.: Rus. yaz.; Poligrafresursy, 1999 [in Russian].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Tret'yakov A.O. Metod opredeleniya russkoyazychnyh fejkovyh novostej s ispol'zovaniem elementov iskusstvennogo intellekta [Method for Detecting Russian-language Fake News Using Elements of Artificial Intelligence] / A.O. Tret'yakov, O.G. Filatova, D.V. ZHuk [et al.] // International Journal of open Information technologies. — 2018. — № 12. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-opredeleniya-russkoyazychnyh-feykovyh-novostey-s-ispolzovaniem-elementov-iskusstvennogo-intellekta (accessed: 20.12.2022) [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.