Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН ДАУНШИФТИНГА КАК РЕАКЦИЯ НА КОНСЬЮМЕРИЗМ'

ФЕНОМЕН ДАУНШИФТИНГА КАК РЕАКЦИЯ НА КОНСЬЮМЕРИЗМ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
234
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАУНШИФТИНГ / ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ / КОНСЬЮМЕРИЗМ / "ПРОСТАЯ ЖИЗНЬ" / СУБКУЛЬТУРА / ПРОТЕСТ / ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кулаков И.Ф.

В статье предпринята попытка выявления связи дауншифтинга с духовно-нравственными и экономическими трансформациями, происходящими в «обществе потребления». Приводится краткий обзор истории развития термина «дауншифтинг» и характерных особенностей развития дауншифтинга на территории России. В заключении делается вывод о генетической связи субкультуры дауншифтеров и общества потребления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН ДАУНШИФТИНГА КАК РЕАКЦИЯ НА КОНСЬЮМЕРИЗМ»

ценностью, а вместе с этим перестало быть запретным стремление к красоте, привлекательности, индивидуальности. Человек начинает осознавать роль имиджа в общении и сознательно создавать свой образ. Наконец, окончательно оформляется мысль о роли внешнего облика в системе общественных связей.

Со временем роль имиджа и его влияние на распределение социальных ролей все больше осознается человеком и «конструирование образа» из стихийного процесса превращается в сознательно планируемое действие. Отчетным моментом в этом процессе следует считать эпоху Возрождения, когда понятия «престиж», «конкуренция», «личная инициатива», «слава», «успех» стали значимыми в жизни отдельного человека и общества в целом. Начинает формироваться новый тип человека и новый социальный характер.

Список литературы:

1. Асмус В.Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. - М.: Высшая школа, 1999.

2. Крапивенский С.Э. Социальная философия / С.Э. Крапивенский. -Волгоград: Изд. ВолГУ, 1996.

3. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения / А.Ф. Лосев. - М.: Мысль, 2001.

4. Макиавелли Н. История Флоренции / Н. Макиавелли. - Л.: Наука, 1973.

5. Макиавелли Н. Государь / Н. Макиавелли. - М.: Планета, 1990.

6. Маккаи Л. Мир Ренессанса / Л. Маккаи. - Будапешт: Корвина, 1980.

7. Мирандола Пико делла. Речь о достоинстве человека Пико дела Ми-рандоло // Человек, мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти, бессмертии. - М., 2008.

8. Шестаков В.П. Очерки по истории эстетики: От Сократа до Гегеля / В.П. Шестаков. - М.: Мысль, 2011.

ФЕНОМЕН ДАУНШИФТИНГА КАК РЕАКЦИЯ НА КОНСЬЮМЕРИЗМ1

© Кулаков И.Ф.2

Русская христианская гуманитарная академия, г. Санкт-Петербург

В статье предпринята попытка выявления связи дауншифтинга с духовно-нравственными и экономическими трансформациями, происходящими в «обществе потребления». Приводится краткий обзор исто-

1 Выполнено при поддержке РГНФ, проект № 16-03-00522.

2 Студент (магистр).

рии развития термина «дауншифтинг» и характерных особенностей развития дауншифтинга на территории России. В заключении делается вывод о генетической связи субкультуры дауншифтеров и общества потребления.

Ключевые слова дауншифтинг, общество потребления, консьюме-ризм, «простая жизнь», субкультура, протест, ценности.

Постоянно ускоряющиеся процессы глобализации и индустриализации оказали влияние на формирование протестных установок в различных слоях общества. Реализацией данных установок становится появление альтернативных стилей жизни, одним из которых является дауншифтинг. Исследование данного феномена необходимо для прогнозирования развития общества и разработки стратегии предотвращения урбанистического кризиса.

Идеология дауншифтинга базируется на отказе от плодов и ценностей общества потребления, таких как установка на карьерный успех и обогащение, ради обретения ощущения устойчивости и спокойствия. Термин «дауншифтинг», происходящий от слияния английских слов «dawn» и «shift», можно перевести как «скольжение вниз». Стиль жизни дауншифтера характеризуется снижением социальной активности, часто сопровождающейся переездом в отдаленную от городов местность.

Нередко при использовании данного термина исследователи вкладывают в него свои значения. Козлова О.П. понимает под термином «дауншиф-тинг» ситуацию «трансформации мировоззренческих установок и ориентиров, системы ценностей у наемных работников, в результате чего они осознанно отказываются повышать свою трудовую активность, делать дальнейшие шаги по карьерной лестнице» [7, с. 1-2]. Отказ от карьеры является не только осознанным, но и вынужденным выбором индивида. Это связано с тем, что при восходящем движении по карьерной лестнице возрастает уровень конкуренции и снижается количество вакантных должностей. Таким образом, рано или поздно работник достигает плато карьеры, что негативно сказывается на уровне его профессиональной мотивации.

Бутонова Н.В., давая определение дауншфитинга, делает акцент на конечной цели, преследуемой людьми, выбравшими этот стиль жизни. По ее мнению, при отказе от высоких должностей достигается «освобождение времени досуга и посвящение его другим, не связанным с работой видам деятельности» [3, с. 208]. Попов М.А. в статье «Условия развития цепей поставок как новой формы хозяйственных связей предпринимательских структур» дает дауншифтингу узкое определение, понимая под ним работу по индивидуальному графику вне офиса [11]. Это определение нельзя считать исчерпывающим, однако, оно достаточно точно характеризует одну из основных особенностей стиля жизни дауншифтеров. Как отмечает Н.Ю. За-рицкая, фриланс становится доминирующей стратегией перехода к даун-шифтингу. По мнению С.Н. Ермаковой главная цель дауншифтинга заклю-

чается в достижении психологической стабильности [5]. Выводы, к которым пришли данные исследователи, позволяют предположить, что даун-шифтеры не могут влиться в существующие социальные и карьерные рамки, либо испытывают высокую психологическую нагрузку при исполнении своих социальных функций.

Моляренко О.А., придерживаясь классификации, данной А. Этциони в статье «Voluntary Simplicity: Characterization, select psychological implicatios, and social consequences», выделяет три вида приверженцев дауншифтинга: классические дауншифтеры, карьерные дауншифтеры, приверженцы «simple live» [9]. К первой категории относятся богатые люди со стабильным уровнем доходов, отказавшиеся от предметов роскоши. Во вторую категорию входят люди, предпочетшие нисходящее движение по вертикальной карьерной лестнице. В третью категорию входят люди, отнесенные Я.В. Овечкиной к разряду пассивных «легких» дауншифтеров.

Овечкина Я.В. выработала типологию дауншифтинга, основанную на степени социальной активности индивида [10]. Прежде всего, она выделила два вида дауншифтинга: активный и пассивный. Для пассивного дауншиф-тинга характерна ориентация на отказ от ценностей урбанистического социума за счет удовлетворения личных потребностей. При этом исключается социальная активность, такая как участие в акциях протеста. Внутри пассивного дауншифтинга также выделяются два направления: лёгкий даун-шифтинг и глубокий дауншифтинг. Для легкого дауншифтинга характерен переход к свободному рабочему график с миграцией в сельскую местность и страны третьего мира. Для глубокого дауншифтинга характерно радикальное снижение социального статуса и отказ от благ цивилизации, а в результате - полная люмпенизация и маргинализация дауншифтера. Активный дауншифтинг, как правило, является инструментом для манифестации какой-либо идеологии. Высокая социальная активность - отличительная черта данного направления. Овечкина Я.В. отмечает, что «в рамках данного типа дауншифтер бросает вызов обществу своим асоциальным поведением, выражает протест призывами к уменьшению уровня потребления, борьбы с международными корпорациями и возвращению человечества к вечным ценностям» [10, с. 171]. Именно этот вид дауншифтинга представляет наибольший интерес в контексте исследования. Протестное поведение уже не показатель несогласия со своим местом в социуме или навязанной социальной ролью, но индикатор осмысления дауншифтером кризиса, постигшего культуру.

На западе проблема дауншифтинга вошла в поле общественного дискурса в 1960-1970 годах. Это связано с контркультурными процессами, протекающими в западном социуме того периода. Л. Мамфорд в книге «The Si-ty in History» (1961 год), Д. Райзман, Л. Глазер, Р. Деннери в «The Lonely

Crowd» (1950), С. Миллс в книге «The White Collar» (1951) выступили с резкой критикой в адрес идеалов среднего класса. Осмыслению контркультуры 60-х годов XX века была посвящена монография Д. Элгина «Добровольная простота» (1981 год), который впервые использовал в ней термин «простая жизнь». В 1990 году термин «дауншифтинг» впервые фигурирует в газете «Washington Post». Важными факторами, которые поспособствовали распространению дауншифтинга в США, являются отсутствие ощущения социальной защищенности и ощущение потери духовных ориентиров. Согласно данным, предоставленным Бюро переписи населения США, за период с 1996 по 1999 годы 11 % населения Америки находилось за чертой бедности, а 34,2 % находились у этой черты. Согласно данным социологических исследований, проведенных Гамильтоном в 2003 году, 25 % британцев прибегали к дауншифтингу. Повторный опрос, проведенный в 2005 году, показал, что процентная составляющая дауншифтеров достигла 28 % [12].

Дэниэл Дж. Брустин, анализируя истоки формирования общества потребления, склоняется к мысли, что основным, объединяющим людей, фактором становится не схожесть интересов или характеров, а приверженность к определенным брендам: «Как никогда раньше, люди стали пользоваться похожими вещами одних и тех же марок. Место братства по ремеслу заняла демократия звонкой монеты» [2, с. 231].

Фромм Э., одним из первых использовавший термин «общество потребления», условно разделил историю человечества на два этапа. Первый этап, продолжавшийся с эпохи античности и до конца XIX века, по мнению философа, отличался установкой на активный образ жизнь индивида («модус бытия»). В противоположность первому, второй период, начавшийся с буржуазной революции и продолжающийся по настоящее время, характеризуется выходном на первый план концепции обладания, напрямую связанной с пассивностью человеческой личности. Определив «активность» как основной аспект бытия, а «пассивность» как основной аспект обладания, Фромм дает подробную характеристику этим терминам. По мнению философа, истинная активность проявляется в осмысленной деятельности, направленной на саморазвитие; в то время как пассивность может проявляться в бурной, но неосмысленной (автоматической) деятельности, основным мотивом которой является приобретение и сохранение материальных благ. Сложившаяся в современном мире экономическая ситуация провоцирует конфликт между индивидуальностью и идеалами современного общества [14].

Бодрияр Ж. отметил, что именно крупные города являются главным центром развития потребительской культуры. Это связано с особенностями городской инфраструктуры, в частности с обилием магазинов разной направленности. Бодрияр считает, что совершение покупок, приобретение то-

варов и услуг становится для человека «тотальной организацией повседневности» [1, с. 11].

Выводы философов коррелируются с результатами современных социологических исследований. К примеру, О.Ю. Корниенко считает, что приверженность принципам «простой жизни» является для населения России не столько добровольным выбором, сколько необходимостью, обусловленной дефицитом качественной продукции, а также нежеланием брать на себя ответственность за сделанный выбор. При этом основным ореолом появления дауншифтеров становятся крупные города-миллионеры [8].

Сам термин «дауншифтинг» пришел в Россию в 2004 году и до 2006 употреблялся преимущественно в узкоспециализированных кругах, но к 2007 году обрел массовую популярность. Я.В. Овечкина, проведя мониторинг социальной сети «LrveJoшrml», отметила, что в 2013 году наибольшей популярностью среди дауншифтеров пользовалась тема переезда в сельскую местность. На втором месте оказалась тема эко-поселений. Третье место заняла тема изменения существующего миропорядка: отказ от идеи глобализации и идеалов общества потребления. На четвертом месте оказались темы авторов, делящихся собственным опытом дауншифтинга [10, с. 170]. В 2016 году Г.Н. Дончевский, Л.В. Клименко и А.В. Ермишина презентовали результаты анализа новых форм организации и деятельности сообществ людей на территории России. Данные формы жизнеустройства были названы авторами исследования постурбанистическими. По их мнению главным мотивом для отказа от устоявшихся стандартов жизнедеятельности и идеалов консюмеризма стала потребность в свободе и самореализации, которые в условиях индустриальной занятости становятся все более труднодоступными. Кроме того, к кардинальному изменению модели поведения и среды обитания дауншифтеров подталкивают и внешние факторы, такие как плохая экология, постоянно ускоряющийся ритм жизни и даже плотность построек в городах. Согласно данным этого исследования, респонденты старшего возраста испытывали давление урбанистического стиля жизни в большей степени, нежели более молодые интервьюеры. Для представителей молодежи доминирующим становится желание обрести свободу, методом достижения этой цели в подавляющем большинстве случаев был выбран фриланс [4].

Таким образом, на западе и в России интерес к идеям простой жизни и отказу от благ урбанистического мира все еще не угас. В современном обществе консюмеризм становится объектом критики и причиной формирования стратегий сопротивления. Человек оказывается перед выбором между потребительской моделью поведения и творческой самореализацией. Вместе с тем, субкультуры, демонстрирующие протест против общества потребления, такие как хиппи и дауншифтеры, сами являются продуктом кон-сьюмеризма, и в этом смысле служат примером «диалектического единства». Такое явление как дауншифтинг возможно только в рамках общества

потребления. Тем не менее, альтернативные консьюмеризму стратегии жизнеустройства могут стать фундаментом для формирования новых общественно-экономических формаций.

Список литературы:

1. Бодрияр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. - М.: Культурная революция, Республика, 2006. - 269 с.

2. Брустин Д. Сообщества потребления // Thesis - 1993. - Вып. 3. -С. 231-254.

3. Бутонова Н.В. Досуговые практики в современной культуре // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2012. - Вып. 1. - С. 201-210.

4. Дончевский Г.Н. Ценностные основания институциализации / Г.Н. Дон-чевский, Л.В. Клименко, А.В. Ермишина // Journal of Institutional Studies. -2016. - Вып. 1. - С. 72-84.

5. Ермакова С.Н. Дауншифтинг: социально-психологический феномен // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2012. - Вып. 6. - С. 97-107.

6. Зарицкая Н.Ю. Альтернативные стилежизненные практики в украинском обществе (на материалах кейс-стади в г. Киеве) // Лабиринт. Журнал социально--гуманитарных исследований. - 2014. - Вып. 2. - С. 78-86.

7. Козлова О.П. Организованный дауншифтинг преподавателей высших учебных заведений // Интерэкспо Гео-Сибирь. - 2013. - Вып. 1. - С. 1-6.

8. Корниенко О.Ю. Историко-социологический анализ феномена даун-шифтинга как нового движения в карьере успешного человека // Вестник КемГУ - 2014. - Вып. 1. - С. 92-95.

9. Моляренко О.А. Распределенный образ жизни и контрурбанизацион-ные процессы как факторы развития сельских и городских поселений // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2013. - Вып. 1. -С. 48-68.

10. Овечкина Я.В. Дауншифтинг как проявление социального ретретиз-ма // Социально-экономические явления и процессы. - 2012. - Вып. 8. -С. 168-172.

11. Попов М.А. Условия развития цепей поставок как новой формы хозяйственных связей предпринимательских структур // Проблемы современной экономики. - 2010. - Вып. 3 - С. 478-479.

12. Смакотина Н.Л. Протестные процессы общества потребления в контексте социокультурного анализа / Н.Л. Смакотина, С.В. Семко // Ценности и смыслы. - 2012. - Вып. 5. - С. 106-119.

13. Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: АСТ. - 2015. - 288 с.

14. Фромм Э. Забытый язык. Иметь или быть? - М.: АСТ. - 2009. -442, [6] с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.