Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН "ЧАЙЛДФРИ" В СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ'

ФЕНОМЕН "ЧАЙЛДФРИ" В СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
237
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕНОМЕН / ЧАЙЛДФРИ / СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ СРЕДА / ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА / АНКЕТИРОВАНИЕ / PHENOMENON / CHILDFREE / MODERN YOUTH ENVIRONMENT / QUESTIONING / HISTORICAL BACKGROUND

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Килиджан С.

Статья посвящена исследованию феномена «чайлдфри» в современной молодежной среде России. В статье, на основе проведенного анкетирования, были проанализированы основные причины распространения данной позиции среди молодых людей, а так же дана небольшая историческая справка по данной теме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHENOMENON OF CHILDFREE IN THE MODERN YOUTH ENVIRONMENT

The article is devoted to the investigation of «childfree» phenomenon in the modern youth environment of Russia. On the base of the questioning the main reasons of this position’s proliferation among young people have been analyzed. Also a small historical background on this topic is given here.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН "ЧАЙЛДФРИ" В СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ»

УДК 003.316.3/.4

Килиджан С. магистратура 3 курс, направление «Социальная работа» факультет «Управления и психологии» Кубанского государственного университета

Россия, г. Краснодар ФЕНОМЕН «ЧАЙЛДФРИ» В СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ

СРЕДЕ

Аннотация: Статья посвящена исследованию феномена «чайлдфри» в современной молодежной среде России. В статье, на основе проведенного анкетирования, были проанализированы основные причины распространения данной позиции среди молодых людей, а так же дана небольшая историческая справка по данной теме.

Ключевые слова: феномен, чайлдфри, современная молодежная среда, историческая справка, анкетирование.

Kilidzhan Sofya, 3rd year of master's degree programme,

Study Field «Social Work» Department of Management and Psychology

Kuban State University Russia, Krasnodar PHENOMENON OF CHILDFREE IN THE MODERN YOUTH

ENVIRONMENT

Abstract: The article is devoted to the investigation of «childfree» phenomenon in the modern youth environment of Russia. On the base of the questioning the main reasons of this position's proliferation among young people have been analyzed. Also a small historical background on this topic is given here.

Key words: phenomenon, childfree, modern youth environment, questioning, historical background.

Термин «чайлдфри» является транскрипцией двух английских слов «child (ребенок) + free (свобода)» и обозначает добровольно бездетных людей. Приверженцы данной позиции, а для них это не иначе как просто жизненная позиция, отвергают такие определения «чайлдфри» как движение, субкультура, течение или идеология. У них нет лидера и иерархии, они не выходят на митинги с целью отстаивания своих прав, у них нет общественной программы, все их действия ограничиваются общением в интернете в специализированных группах и иногда живыми встречами для общения на схожие по интересам темы. Также они особое внимание уделяют тому факту, что не все бесплодные люди по медицинским показателям являются чайлдфри, и наоборот. Однако, по их глубокому убеждению, бесплодный человек может стать чайлдфри, так же, как и чайлдфри, окончательно убедившийся в непоколебимости своего выбора, может стать бесплодным с помощью медицинского вмешательства, однако сохранит половые органы и

сможет дальше заниматься сексом. Среди чайлдфри выделяются несколько групп людей, в зависимости от степени выражения своего отношения к детям. К первому типу относятся люди, которые испытывают отвращение к малышам и не переносят их присутствие рядом с собой. Таких людей принято называть «чайлдхейт», они более радикальны в своих убеждениях. Вторая группа относится к детям нейтрально, не испытывает ненависти, но считает, что жить счастливо можно и без них: «Девочек с ранних лет приучают к материнству, будто для другой роли они непригодны. Но наша матка не определяет нашу судьбу, а личные интересы превыше демографических требований государства».

В последние несколько десятилетий феномен «чайлдфри» набирает все большую популярность, являясь одной из форм самовыражения молодежи. Впервые появившись в зарубежных странах, если быть точнее, то в США, это явление достаточно быстро получило мировую огласку и с развитием интернета проникло в российское молодежное пространство.

В современном российском обществе растет негативное восприятие феномена чайлдфри, связанное с популяризацией консервативных взглядов на семью и семейные ценности. Одной из фундаментальных и наиболее цитируемых работ по данной теме является монография канадского социолога Дж. Э. Виверс «Бездетные по собственному выбору» [1]. В ней она приходит к выводу о том, что одной из важнейших причин возникновения феномена чайлдфри является так называемая «контрацептивная революция» - процесс распространения дешевых, доступных обратимых способов контрацепции. В своей знаменитой работе Дж. Э. Виверс выделила два типа чайлдфри: реджекторы и аффексьонадо. Первые в принципе испытывают отвращение ко всему, что связано с деторождением, грудным вскармливанием и т.д. Вторых же просто привлекает бездетный образ жизни. Их не отвращают дети, но рожать и воспитывать их они не хотят.

Несмотря на то, что люди, добровольно отказывающиеся от детей, были всегда - возможно, они боялись себе в этом признаваться или решали проблему другими более или менее радикальными методами - само явление под названием «чайлдфри» существует относительно недавно. Впервые, этот термин появился на свет в США в начале 1970-х годов XX века . Появление его было связано с сексуальной революцией 1960-1970 гг., когда настал пик раскола между старыми нормами морали, табуирующими тему секса в общественности, и новыми, согласно которым важным фактором теперь было появление хороших средств контрацепции, что спасало от преждевременной беременности и давало возможность заниматься сексом ради удовольствия. В связи с этим потребность в скором замужестве ушла на второй план, женщины стали более самостоятельными.

Очевидно, что сексуальная революция была тесно связана с развитием «второй волны» феминизма, в рамках которой женщины боролись за социальное и юридическое равенство с мужчинами. Первыми, кто заговорил о добровольной бездетности и ввел термин «сЫШйее», как раз и были

феминистки Ширли Радл и Элен Пек. В 1972 году в Калифорнии было создано Национальное объединение добровольно бездетных под названием «National Organization for Non- Parents» [2] . Последователи данного сообщества пытались убедить современников в том, что процесс деторождения и воспитания оных не является необходимым процессом.

Что касается ситуации в России, то в настоящее время люди, которые определили для себя позицию чайлдфри, группируются только в социальных сетях (Вконтакте, Facebook, LiveJournal) и общаются там либо на отвлеченные темы, либо объединятся против тех, кто их осуждает, и вступают в споры. На данный момент в соответствии с опросом ВЦИОМ, 6% россиян сегодня вообще не хотят иметь детей, а 79% - с учетом жизненных обстоятельств не планируют в будущем еще одного ребенка[3] . Процент маленький, однако устойчивый. Приверженцев позиции чайлдфри, судя по числу подписчиков разных групп чайлдфри во Вконтакте, с каждым годом все больше.

Исходя из теоретического исследования литературы и интернет-источников по данной проблематике, мы пришли к выводу, что уровень осведомленности молодежи высок, однако уровень вовлеченности достаточно средний, но стабильный. Для того, чтобы более глубоко изучить эту проблему мы провели анкетирование среди молодежи г. Краснодара в возрасте 20-25 лет в количестве 22 человек.

Анкета состояла из трех блоков вопросов. Первый включал в себя вопросы осведомленности и личного отношения респондентов к данному феномену, второй блок включал в себя вопросы, касающиеся жизненных приоритетов и отношения к созданию семью и рождению ребенка, а также вопросы взаимоотношения респондентов с родителями в детстве. В третьем блоке заключалась информация о возрасте, поле и уровне образования респондентов.

Анализируя результаты проведенного практического исследования, основанного на анкетировании группы молодежи в возрасте от 20 до 25 лет, можно сделать вывод о том, что больше половины опрошенных предпочитают свободу и саморазвитие семье. Они считают, что рождение ребенка ограничит их возможность тратить время на собственные развлечения и личную жизнь. Однако, немало тех, кто еще придерживается традиционных семейных ценностей и планирует создать семью в возрасте от 25 до 30 лет, при этом, осознавая, что рождение и воспитание ребенка - это большая ответственность, которая требует огромного количества сил и времени. Тем не менее, среди тех, кто относится к нежеланию иметь детей более или менее положительно, испытывали дискомфорт во взаимоотношениях с родителями, что в будущем повлияло на их мировоззрение и предопределило дальнейшее формирование личности. Немалую роль так же сыграл тот факт, что современный мир требует от человека самовыражения, самореализации, а также транслирует богатый образ жизни, подчеркивая важность наличия большого количества денег. Все это влияет на умы молодежи, вытесняя понятие ценности семьи на второй план.

Использованные источники:

1. Джейн Э. Виверс. Бездетные по собственному выбору. URL: https://postnauka.ru/longreads/75296 (дата обращения: (27.05.2018);

2. Исупова О. Добровольно бездетные или "свободные от детей". URL: http://polit.ru/article/2010/10/15/childfree/ (дата обращения: 22.05.2018);

3. Социологи узнали, сколько в России «чайлдфри». URL: http://doctorpiter.ru/articles/18716/ (дата обращения: 26.05.2018);

УДК 338

Кирш А. В. студент магистратуры кафедры "финансовая экономика " Тюменский Государственный Университет

Россия, г.Тюмень

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ВНУТРИФИРМЕННОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ПАО «АВИАКОМПАНИЯ

«ЮТЭЙР»

Аннотация: в публикации представлен анализ эффективности системы внутрифирменного бюджетирования в условиях финансово-хозяйственной деятельности конкретной коммерческой организации.

Ключевые слова: управление финансами, бюджетирование, финансовая структура компании, центр финансовой ответственности, процессно-ориентированное бюджетирование.

Kirsh Anna Vladimirovna The master student of the department of "financial economy " Tyumen State University Russia, Tyumen

ESTIMATION OF THE EFFICIENCY OF THE INTERNAL BUDGETING SYSTEM ON THE EXAMPLE OF "UTAIR AVIATION"

Abstract: the article provided an analysis of the effectiveness of the system of internal budgeting in the conditions of financial and economic activity of a particular commercial organization.

Keywords: financial management, budgeting, financial structure of the company, financial responsibility center, activity based budgeting.

ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» — российская авиакомпания, образующая вместе со своими многочисленными дочерними структурами один из крупнейших в стране авиахолдингов — Группа «Ютэйр», занимающимся выполнением пассажирских и грузовых авиарейсов по России и за рубежом, а также техническим обслуживанием воздушных судов (самолётов и вертолётов) и подготовкой персонала.

Последствия экономического кризиса 2014 г. оказались для компании тяжелыми, ее финансовое положение находилось на грани банкротства. За

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.