DOI: 10.24412/cl-37114-2023-1-205-208 Луценко Александр Михайлович, ст. МТИ
v.a.
Яковлева Елена Михайловна, доц.каф. АПиОП
тштш, тт№тт(шт)тт^тщш(шш)ы v.a.
Ларионова Александра Германовна, к.п.н., доц.каф.КИТМ
шштшш-^штт-шшттшш
mrnnrnrnrnA, v.a.
sтттжшштж^тжтштжш
Феномен артистизма, его профессиональная значимость у музыкантов-исполнителей
Аннотация. Артистизм как важный компонент профессиональных компетенций представляет собой выдающиеся способности творческой направленности, позволяющие с легкостью преображаться. В статье рассматривается сущность и структура изучаемого понятия, компоненты профессионального мастерства музыканта-исполнителя.
Ключевые слова: музыкант, артистизм, профессиограмма, коммуникация, история. Annotation. Artistry, as an important component of professional competencies, represents outstanding creative abilities that allow one to transform oneself with ease. The article examines the essence and structure of the concept being studied, the components of the professional skill of a performing musician.
Key words: musician, artistry, professionogram, communication, history.
Феномен артистизма в музыкальном искусстве выступает как важнейшее средство коммуникации исполнителя и аудитории. Взаимодействие артиста с публикой предполагает вовлеченность слушателей в процесс эмоционального переживания. Эффективность эстетического воздействия неразрывно связана с артистизмом музыканта, его способностью выстраивать свое поведение в соответствии с законами сценического действия, принципами сценической драматургии. Слушатель (зритель) становится тем объектом, на которого направлены творческие усилия (выступающего артиста), а исполнитель не только должен выполнять свои художественные задачи, но и чувствовать публику, вырабатывать в себе умение общаться с аудиторией. В истории музыкального искусства есть немало известных исполнителей, чей артистический облик стал олицетворением подлинного художественного мастерства, приобрел оттенок эпохальности, грандиозности, легендарности. Среди таких музыкантов можно упомянуть Ференца Листа, Федора Шаляпина, Святослава Рихтера, Леонида Собинова и др... Выделение исполнительства в специфический вид музыкально-творческой деятельности потребовало постижения результатов художественной деятельности автора музыкального произведения в процессе публичного выступления.
Анализ и осмысление научной литературы, показывает, что данная проблема исследуется в трудах Л.Л. Бочкарева, Е.Г. Гуренко, Г.Г. Нейгауза, Г.Г. Коломиец, Д.К. Кирнарской, A.B. Малинковской, Ю.Цагарелли и др.). Особую значимость имеют исследования, в которых рассматривается проблема становления творческой лич-
ности для разных профессиональных сфер на основе сопоставления специфики профессиональной деятельности с профессией актера (Т.А. Баренбойм, В.М. Бука-тов, О.С. Булатова, П.М. Ершов, П.В. Симонов и др.).
Артистизм как важный компонент профессиональных компетенций представляет собой выдающиеся способности творческой направленности, позволяющие с легкостью преображаться, «менять маски». Артистизм помогает расположить к себе окружающих, настроить на положительную волну восприятия, поэтому он необходим всем людям, которые вовлечены в сферу активного взаимодействия с другими представителями социума. Стратегия профессиональной подготовки в специальном вузе должна направляться на формирование профессионально значимого свойства - артистизма, необходимость которого обусловлена синкретичностью музыкально-исполнительской деятельности. Принципиально важным является доказательство того, что при определении структуры артистизма музыканта-исполнителя следует базироваться на функциональном подходе, что позволяет соотносить ее компонентный состав с функциями музыкально-исполнительской деятельности (когнитивный компонент - со творческая функция; эмоционально-волевой компонент - интерпретационная функция; поведенческий компонент - воспроизводящая функция). Стратегия профессиональной подготовки в специальном вузе должна направляться на формирование профессионально значимого свойства - артистизма, необходимость которого обусловлена синкретичностью музыкально-исполнительской деятельности.
Видные деятели театральной педагогики, актеры, режиссеры, драматурги К. С. Станиславский, М. А. Чехов, Е. Б. Вахтангов, М. О. Кнебель, Б. Брехт, Б. Шоу и многие другие в своих трудах предложили интересные подходы, способствующие формированию человека-творца. Г. В. Кристи, Л. П. Новицкая, С. В. Гиппиус, В. А. Петров определили роль и значение тренинга как формы занятия, стимулирующего активность студентов, играющего важную роль в развитии их профессионально-личностных качеств. Свой вклад в понимание роли и значения элементов театрального мастерства в деятельности исполнителя внесли Ю. П. Азаров, В. М. Бу-катов, П. М. Ершов, А.П.Ершова, И. А. Зязюн, Ю.Л.Львова, В. А. Кан-Калик, В. Ф. Моргун, Е. А. Ямбург и др. Артистизму нельзя обучить. Но можно научиться понимать его проявления, осознавать и по достоинству оценивать его значимость в педагогическом процессе. Можно развить некоторые качества личности (образное мышление, наблюдательность, воображение, эстетику речи, пластическую культуру), напрямую связанные с артистизмом. Творчески одаренный человек может если захочет раскрыть, а затем усовершенствовать свои природные данные.
Феномен артистизма в музыкальном искусстве выступает как важнейшее средство коммуникации исполнителя и аудитории. Взаимодействие артиста с публикой предполагает вовлеченность слушателей в процесс эмоционального переживания. Труд исполнителя имеет много общих признаков с театральным творчеством: представители обеих профессий работают с людьми, имеют общую цель - возбудить мысли и чувства аудитории. Поэт, композитор и исполнитель - вот триединство, рождающее выразительную форму звучания. В нем нас интересует роль исполнителя, который должен быть чутким интеллектуально, чтобы служить проводником мыслей поэта и композитора, зафиксированных в текстах литературном и музыкальном [5,178].
Рассматривая сущность и структуру изучаемого понятия, мы опирались на компоненты профессионального мастерства музыканта-исполнителя, разработанные Ю. А. Цагарелли. В профессиограмме музыканта-исполнителя и музыканта-педагога исследователь определил такие основные компоненты: знания, умения, профессионально важные качества музыканта и музыкально-исполнительскую направленность. Он определяет артистизм, как «способность коммуникативного воздействия на пуб-
лику путем внешнего выражения артистам внутреннего содержания художественного образа на основе сценического перевоплощения» [5, с.264].
Заметим, что структуру исполнительского мастерства В. П. Белоус рассматривает как систему элементов, которая обеспечивает исполнение музыкального произведения на высоком техническом и художественном уровне [10]. В современном исполнительстве наблюдается тенденция к расширенному использованию интонационно-выразительных средств и эффектов, что способствует повышению требований к уровню исполнительского мастерства, которое часто ассоциируют с исполнительской техникой. По мнению В.Д. Иванова, исполнительская техника (от греч. techne -искусство, мастерство) представляет собой «совокупность сформированных специальных навыков и умений, а также согласованных слухомоторных действий, необходимых в процессе звукоизвлечения для воссоздания художественного интонирования» [5,с. 39]. В свою очередь Г.М.Цыпин характеризует исполнительскую технику с эстетико-философских позиций и указывает на возможность воплотить свой замысел в звуках [6].
Актеров учат играть роли, воспитывают умение выражать себя в образе. При анализе драматургического материала, стремлении понять, зачем и как надо исполнителю произнести те или другие слова пьесы, в театре давно пользуются термином К. С. Станиславского задача персонажа. Актер, исполняющий роль, определяет цепочку задач своей роли, ищет «приспособления» для воплощения задач персонажа, которые скрыты за словами пьесы и определяют необходимость произнесения именно этих слов. Причем работа артиста над ролью движется от простых и нехитрых задач к сложным, не укладывающимся в словесные определения. А когда роль «не идет», артист делит ее на все более мелкие кусочки, пытаясь сыграть все задачи так, чтобы они сложились в сверхзадачу роли (то есть образ). Такой синтез мелочей приводит артиста к победе.
В работе над художественным образом можно выделить три этапа. Первый -освоение нотного материала, второй включает техническую вокальную работу, третий этап - работа над художественным воплощением образа. Сущность музыки - в мелодии. Каждый звук произведения сам по себе и в соотношении с другими должен иметь перспективу, нести характер, настроение. Нельзя забывать, что в условиях интонации мелодии певца тянет к речевому произношению слова, что может легко нарушить правильность образования певческого тона. Все исполнительские эмоции должны быть выражены в прекрасной вокальной форме. Только когда исполнитель будет свободно владеть своим голосом, он окажется способным к проникновению в художественный музыкальный образ. Для создания такого образа помогает ассоциативный метод: необходимо вспомнить какой-либо эпизод из жизни, вызывающий ассоциации, соответствующие образам произведения. Такие воспоминания помогут быстро пробудить фантазию. Передача содержания исполняемого произведения всеми средствами артистического воздействия: свободный жест, выразительная мимика, умение непринужденно держаться на сцене, пластичность и ритмичность движений - заставит аудиторию воспринимать художественную ценность музыкального произведения.
В создании музыкального образа заметную роль играет музыкальная фраза. Известно, что речь и музыкальный язык схожи по своему строению и другим параметрам. Слову в музыке соответствует мотив, фразам - мелодии или музыкальные фразы. В каждой речевой и музыкальной фразе есть высшая точка развития - кульминация. В каждом такте существуют слабые и сильные доли, сами по себе создающие динамическую основу музыкальной фразы, есть ритмический рисунок мелодии, интонации каждой мелодии, но все должно быть подчинено кульминационным моментам, подчеркивающим смысловую сторону музыкальной фразы. Паузы в музыке выступают в качестве знаков препинания. Для создания ярких художественных
образов необходимо грамотно и логично организовать речевой и музыкальный поток, разделяя его на отдельные элементы - мотивы, фразы - и соединяя в целостные конструкции. Точное использование музыкальной фразы, расстановка эмоциональных акцентов помогают художественному образу раскрыться во всей полноте.
Чтобы быть убедительным и правдивым на сцене во время исполнения произведения, певец должен овладеть не только вокальной, но и сценической техникой. Она не менее важна, ее надо вырабатывать, развивать. Чтобы выражать, надо знать «что?» и уметь «как?». Не обладая достаточной техникой, поющий актер бывает беспомощным на сцене. Вот почему нужно не только знать, но и умело использовать средства сценической выразительности, которые помогают певцу на сцене правдиво раскрыть, эмоционально выразить образ.
Певцу в реальной ситуации приходится совершать множество как простых одиночных, так и сложных пространственных движений. При выполнении стабильных обычных простых и сложных операций может возникнуть неожиданно новый сигнал. Новая ситуация потребует мгновенной перепланировки, нового действия. При многократных или пространственных действиях строится план их реализации, программа для каждого отдельного участка движения. Структура таких движений зависит от внутренних и внешних условий, она непостоянна, неустойчива и способна трансформироваться не только во временные, но и функциональные действия.
В оперном искусстве необходимы масштаб звучания голоса и драгоценный дар артиста драматического искусства. Трудно бывает, но нужно уметь ходить по сцене, не глядя под ноги. На оперной сцене царит непреложный закон: когда певец поет, и не только арию, но даже важную музыкальную фразу, все остальные артисты должны его слушать. Певцу необходимо управлять своим поведением на сцене, постоянно наблюдать за собой, не позволяя темпераменту «перехлестывать» пределы актерского наполнения, реализм и естественность не должны переходить в натурализм. Даже чувствуя самые сильные порывы страсти, певец должен сохранять чувство меры, чтобы анализировать внешние формы, посредством которых эти порывы выражаются. Певец должен уметь не только ясно донести до слушателей свой замысел, а сделать так, чтобы его художественное мироощущение стало понятным для зрителей. «Пусть сердце горит, а голова должна оставаться холодной».[12, 234] Исполнение же романсов, песен требует умения быстро перевоплощаться. По сравнению с оперным искусством пения, камерный стиль исполнения требует большей детальности, филигранности и гибкости нюансировки.
На основании изученной научно-педагогической литературы мы можем сделать вывод о том, что структура сценического мастерства будущих специалистов вокалистов музыкально-исполнительского искусства базируется на таких компонентах, составляющих его сущность, как исполнительское мастерство, психологическое мастерство, артистическое мастерство.
Ссылки на источники
1. Актерский тренинг: Мастерство актера в терминах Станиславского. - Москва АСТ, 2010 - (Золотой фонд актерского мастерства).
2. Альшиц Ю.Л. Тренинг forever! - Москва: РАТИ -ГИТИС, 2009
3. Бажанова Р.К. Феномен артистизма и его театральные разновидности. // Обсерватория культуры. - 2010 - №4. - С. 42-49.
4. Боровик Л.Г. Научные основы постановки голоса. - Челябинск, 2013.
5. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера: учебное пособие. - 5-е изд. - Москва: РА-ТИ-ГИТИС, 2008
6. Станиславский К.С. Актерский тренинг. Работа актера над собой в творческом процессе переживания: Дневник ученика. - Москва: АСТ, 2009 - (Золотой фонд актерского мастерства)