Научная статья на тему 'Феномен альтернативного киноплаката'

Феномен альтернативного киноплаката Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1287
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИНО / КИНОАРТ / КИНОПЛАКАТ / КИНОПОСТЕР / АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ КИНОПЛАКАТ / ИЛЛЮСТРАЦИЯ / РОК-ПЛАКАТ / ПАРАТЕКСТ / КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ / ТИРАЖНАЯ ГРАФИКА / ГАЛЕРЕИ / ПОПУЛЯРНАЯ КУЛЬТУРА / CINEMA / FILM ART / FILM POSTER / ALTERNATIVE FILM POSTER / ILLUSTRATION / ROCK POSTER / PARATEXT / COLLECTING / CIRCULATION GRAPHICS / GALLERIES / POPULAR CULTURE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Баричко Ярослав Борисович

Художественный феномен альтернативного кинопостера зародился в начале нулевых годов как ответ на угасание эстетики рекламного киноплаката в современной индустрии кино, увеличение уровня его клишированности. Исследуемый феномен возникает на базе сообщества поклонников культовых фильмов и известных телесериалов, с одной стороны, и художников-плакатистов с другой. На основании анализа литературы и визуального материала альтернативный киноплакат определяется как цифровая или напечатанная графическая работа по мотивам фильма, мультфильма или телесериала, созданная в качестве оммажа режиссеру, актеру, самой ленте или какому-то событию, с ними связанному. Обращаясь к сущности рассматриваемого явления, мы относим альтернативный кинопостер к так называемым паратекстам феноменам, сопровождающим исходный текст (термин введен в медиадискурс американским исследователем Джонатаном Греем). Анализ истоков данного явления позволяет увидеть эстетическую связь альтернативного киноплаката с рок-постерами США 1960-2000-х гг. Далее в тексте рассматривается актуальное состояние альтернативного киноплаката, выходящего из «подполья» и проникающего в художественные галереи и мировые арт-аукционы. В заключении мы приходим к выводу о том, что альтернативный киноплакат важный, быстро развивающийся и требующий специальных исследований тренд современной художественной культуры, который в будущем будет влиять как на киноиндустрию, так и на арт-рынок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF ALTERNATIVE FILM POSTER

The artistic phenomenon of the alternative film poster originated at the beginning of the zero years as a response to the extinction of the aesthetics of the advertising film posters in the modern film industry, and the increase in the level of its cliché. The investigated phenomenon arises on the basis of fan community of cult films and well-known TV-serials, on the one hand, and poster artists on the other. Based on the analysis of literature and visual material, an alternative film poster is defined as a digital or printed graphic work based on a film, cartoon or TV serials created as a homage to the director, actor, tape itself or some event associated with them. Turning to the essence of the phenomenon under consideration, we refer an alternative film poster to the so-called paratexts, the phenomena accompanying the original text (the term was introduced into the media discourse by the American researcher Jonathan Gray). The analysis of the origins of this phenomenon allows us to see the connection between the alternative film poster and rock posters of the USA in the 1960-2000s. Further in the text, the actual state of an alternative film poster, emerging from the “underground” and penetrating into art galleries and world art auctions, is considered. In conclusion, we come to the conclusion that an alternative film poster is an important, rapidly developing and demanding special research trend of contemporary art culture, which will influence in the future both the film industry and the art market.

Текст научной работы на тему «Феномен альтернативного киноплаката»

УДК 76.01

Я. Б. Баричко

канд. культурологии, Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет), E-mail: barislav87@gmail.com

ФЕНОМЕН АЛЬТЕРНАТИВНОГО КИНОПЛАКАТА

Художественный феномен альтернативного кинопостера зародился в начале нулевых годов как ответ на угасание эстетики рекламного киноплаката в современной индустрии кино, увеличение уровня его клишированности. Исследуемый феномен возникает на базе сообщества поклонников культовых фильмов и известных телесериалов, с одной стороны, и художников-плакатистов - с другой. На основании анализа литературы и визуального материала альтернативный киноплакат определяется как цифровая или напечатанная графическая работа по мотивам фильма, мультфильма или телесериала, созданная в качестве оммажа режиссеру, актеру, самой ленте или какому-то событию, с ними связанному. Обращаясь к сущности рассматриваемого явления, мы относим альтернативный кинопостер к так называемым паратек-стам - феноменам, сопровождающим исходный текст (термин введен в медиадискурс американским исследователем Джонатаном Греем). Анализ истоков данного явления позволяет увидеть эстетическую связь альтернативного киноплаката с рок-постерами США 1960-2000-х гг. Далее в тексте рассматривается актуальное состояние альтернативного киноплаката, выходящего из «подполья» и проникающего в художественные галереи и мировые арт-аукционы. В заключении мы приходим к выводу о том, что альтернативный киноплакат - важный, быстро развивающийся и требующий специальных исследований тренд современной художественной культуры, который в будущем будет влиять как на киноиндустрию, так и на арт-рынок.

Ключевые слова: кино, киноарт, киноплакат, кинопостер, альтернативный киноплакат, иллюстрация, рок-плакат, паратекст, коллекционирование, тиражная графика, галереи, популярная культура

Для цитирования: Баричко, Я. Б. Феномен альтернативного киноплаката /Я. Б. Баричко // Вестник культуры и искусств. - 2018. - № 1 (53). - С. 102-108.

В последние несколько десятилетий понятие альтернативности и связанные с ним термины приобрели флер «трендовости» в современной культурной действительности. Такие явления, как альтернативная наука, альтернативные источники энергии, альтернативная медицина, альтернативная музыка, альтернативные концовки фильмов, сериалов и компьютерных игр и т. д., уже давно на слуху. Возможно, подобный интерес к «другому» и «инаковости» показывает нелинейность, неоднородность и многослойность современной культуры в целом. Также это может говорить о назревших социальных проблемах современности и поиске способов их разрешения. Помимо этого процесса поиск альтернатив отражает развитый культ свободы выбора, а также нежелание отдельных социальных

групп мириться с существующим положением вещей в той или иной сфере общественной жизни. Именно на этом последнем основании и возникло явление, которое мы рассмотрим и обозначим и которое до настоящего момента не входило в область научного интереса отечественных исследователей.

Относительно недавно - в начале нулевых годов заявил о себе новый художественный феномен, получивший название альтернативного киноплаката. Зародившись как арт-субкультура и форма фан-арта, сегодня, спустя чуть более десяти лет, он на наших глазах становится значимой частью популярной культуры, искусства и даже мирового художественного рынка.

Говоря об изучающих данный феномен, можно назвать всего несколько имен (пока

102

только зарубежных). Мэтью Чойнаки (Matthew Chojnacki) - самый известный исследователь альтернативных кинопостеров и коллекционер, на данный момент опубликовавший уже два полноценных альбома работ художников со всего мира. Также упомянем Эрин Пирсон (Erin Pearson), Дженнифер О'Мира (Jennifer O'Meara), Твэна Зийлстра (Twan Zijlstra), Джонатана Грея (Jonathan Gray), которые изучают данную тему с разных сторон. Кроме того, в 2016 г. вышла документальная лента «24х36: Фильм о кинопостерах»1 режиссера Кевина Бурке (Kevin Burke). Помимо работ этих авторов в Сети можно найти еще несколько десятков публикаций, рассказывающих о данном феномене на «бытовом» уровне, не рассматривая его с научной точки зрения.

Итак, что такое альтернативный кинопостер, когда и почему он появляется? Альтернативными киноплакатами называют цифровые или напечатанные работы по мотивам фильмов, мультфильмов и телесериалов, создаваемые современными художниками-иллюстраторами, графическими дизайнерами или творческими студиями в качестве оммажей режиссеру, актеру, самой ленте или какому-то событию, с ними связанному (например, ретроспектива работ какого-либо режиссера). Эти плакаты изготавливаются авторами как для самих себя, так и по заказу частных лиц (коллекционеров, ценителей кино и изобразительного искусства) и профессиональных институций - художественных галерей, кинотеатров, фестивалей, а в последние несколько лет и киностудий [4, с. 4-5], т. е. данный феномен включен в мировой арт-рынок и киноиндустрию, о чем будет сказано ниже.

Альтернативный плакат по сути - это художественная интерпретация образов киноленты, ее героев, атмосферы и т. д. Коллекционеры и зрители ценят в таких работах не только авторское видение и стиль, но и узнаваемость образов. Хотя крайнее обобщение также может иметь место, например, в мини-малистических киноплакатах, имеющих популярность в арт-блогах и социальных сетях.

1 Название фильма отсылает к стандартному размеру киноплакатов в США - 24х36 дюймов (61х91 см).

Однако если образ не распознается или угадывается с трудом, такой киноплакат, скорее всего, вызовет меньший резонанс среди поклонников фильма и будет менее популярным, а соответственно, менее продаваемым. Говоря о продаже этих плакатов, в дальнейших исследованиях имеет смысл затронуть вопрос авторских прав и лицензий, в область которых вступают как художники, так и прочие институции при заказе, приобретении и реализации подобного рода фан-арта. Однако данная тема выходит за рамки настоящей статьи и будет разработана более подробно в специальных публикациях.

Визуальная структура альтернативных кинопостеров схожа с официальными прокатными киноплакатами: помимо самого изображения на них присутствуют название фильма, тэглайн (слоган фильма), выходные данные, логотипы киностудий, спонсоров и т. д.2

Альтернативный кинопостер - частный случай ответвления фан-арта, которое можно обозначить как киноарт (т. е. работы по мотивам фильмов, не обязательно в формате киноплакатов - например, портретное или стилизованное изображение персонажа). Таким образом, любой альтернативный киноплакат является киноартом, но не любой киноарт -альтернативным постером к фильму.

Далее, разобравшись с понятием, обратимся к природе данного феномена. В медиаиссле-дованиях существует понятие так называемого паратекста, пришедшее из литературного дискурса и издательской деятельности, где им обозначалось всё, что «сопровождает» основной текст опубликованной работы: имя автора, название, предисловие, введение или иллюстрации [10, с. 1]. Позднее американский культуролог Джонатан Грей переносит это понятие в медиа-дискурс и сферу изучения современной популярной культуры, а именно такой ее части, как фильмы, мультфильмы, телесериалы, видеоигры и т. п. Грей называет паратекстами феномены, которые комментируют основной

2 Хотя сами спонсоры могут и не иметь отношения к данному плакату, это делается для большей аутентичности работы и похожести ее на официальный кинопостер.

103

текст и расширяют пространство его функционирования. В книге «Шоу, продаваемое по частям» (Show Sold Separately) он говорит, что благодаря СМИ, социальным сетям, блогам, подкастам и т. п. мы узнаем о грядущих премьерах фильмов и телесериалов задолго до того, как они выпускаются в прокат или выходят в эфир. Дополнительные материалы (так называемые extras или паратексты), окружающие и предваряющие наш зрительский опыт, во многом формируют наше восприятие и влияют не только на выбор того, что смотреть, но и на то, как смотреть [5, с. 48].

Киноплакат и другие промоматериалы в соответствии с таким подходом также являются паратекстами. Во все времена постеры были частью кинособытия, как и рекламные флаеры или лобби-карточки1, а позднее - трейлеры и т. д. Изначально все это служит цели рекламы фильма, но с течением времени получает статус истории, артефактов, особенно ценных, если фильм, режиссер или актер становятся культовыми. Соответственно альтернативные кинопостеры, как и другие формы фан-арта, тоже можно отнести к паратекстам, ведь они имеют в своей основе конкретный исходный текст - фильм, мультфильм или сериал, который интерпретируется автором и с которым он вступает в творческое взаимодействие, диалог. Они показывают, как зритель понимает этот текст и какими смыслами его наполняет. Одни постеры могут демонстрировать, как выглядела бы реклама фильма, если бы мы жили в другой реальности2, другие играют с образами и смыслами (например, упомянутые выше минималистические плакаты, достойные отдельного исследования), третьи -в действительности служат рекламой мероприятия (в частности, ретроспективы работ режиссера и пр.). Таким образом, данный феномен имеет множество форм проявления.

Когда и почему возникают альтернативные кинопостеры? Исследователи называют основной причиной тот факт, что примерно до середины 1980-х гг. киноплакат создавался

1 Были распространены в США.

2 Например: http://hartter.blogspot.ru/2009/11/misc.html.

вручную, и постер к каждому фильму был своеобразным произведением искусства, который многие хотели бы повесить дома или иметь в своей коллекции. С приходом же эры компьютеров в 1980-е гг. (и особенно с их распространением в последующие десятилетия вплоть до наших дней) киноплакат по многим причинам превращается в обычный фотоколлаж, чаще всего изображающий главных героев фильма.

С точки зрения киностудий и киноиндустрии в целом такой поворот выглядит вполне логичным.

Во-первых, производство плакатов штатными дизайнерами занимает гораздо меньше материальных, человеческих и временных ресурсов.

Во-вторых, здесь открывается большой простор для использования различных визуальных клише, таких как «парящие головы» (жанр мелодрамы), «герой со спины в полоборота» (экшн, боевик, фантастика) или же «глаз крупным планом» (фильмы ужасов)3. Такие клише помогают людям в доли секунды понять, какого рода фильм рекламируется, и определить, интересен ли он им. Но в то же время они делают плакат менее интересным с точки зрения эстетики [1, с. 138]. Существуют даже специальные шаблоны и сервисы для создания киноплакатов, где любой человек, даже мало смыслящий в графическом дизайне, может создать свой кинопостер .

В-третьих, как показали исследования фокус-групп, сегодня зритель привык именно к киноплакату-фотоколлажу, и если в его основе лежит графическая иллюстрация, то он, скорее всего, будет восприниматься в сознании обычного зрителя как постер к мультфильму5. Обратимся к легенде рекламы Д. Огилви (Б. Ogilvy), который в книге «Огил-ви о рекламе» пишет, что фотографии лучше привлекают внимание, кажутся более досто-

3 Например: http://www.businessinsider.com/movie-poster-с1к^-2016-5.

4 Например, сервис Posterini (www.posterini.com).

5 Одно из таких исследований было продемонстрировано в уже упомянутом документальном фильме «24х36: Фильм о кинопостерах».

104

верными и быстрее запоминаются по сравнению с иллюстрациями [3, с. 77].

В целом такой поворот к коммерциализации и отход от художественности киноплаката не мог не вызвать чувства ностальгии киноманов по «утраченному искусству» и желания вернуть его. «Альтернативный киноплакат -это ответ Голиафу, Голливудским студиям, которые виновны в убийстве искусства кинопостера» - возможно, с излишним пафосом замечает Эрин Пирсон [9, с. 132]. Вероятно, именно в этом кроется главная причина появления исследуемого нами художественного феномена, ставшего сегодня более интересным, нежели официальные постеры к фильмам. Как пишет публицист «Нью-Йорк Таймс» Роберт Ито, ссылаясь на Мэтью Чойнаки, в статье, посвященной этому вопросу, обычно фан-арт не блещет креативностью, однако в случае с альтернативными киноплакатами мы видим, что они зачастую лучше оригиналов [7].

Родиной альтернативного кинопостера считается город Остин (штат Техас, США), который с 1960-х гг. приобрел также и неофициальный статус музыкальной столицы Штатов. В те годы параллельно с возникновением и развитием рок-н-ролла зародилась потребность в визуальных образах, способных адекватно отражать новую музыкальную культуру с ее громким, ярким и порой безумным стилем жизни. Самыми популярными и доступными формами воплощения таких образов стали обложки конвертов для грампластинок и афиши к рок-концертам (так называемые рок- или гиг-постеры1) [2]. Стилистика, образность и техника создания рок-постеров очень схожи с альтернативным киноплакатом, более того -именно из афиш и плакатов, рекламировавших музыкальные события, впоследствии он и появился. В силу этого здесь имеет смысл уделить внимание и гиг-постерам.

Рок-плакаты в основной массе печатались и тиражировались тремя способами: методами высокой печати, шелкографии или обычной

1 От англ. Gig — 'выступление, концерт' (особенно рок-концерт или концерт джазовой музыки); 'мероприятие' (Abby Lingvo Dictionary).

ксерографии (ксерокопирования)2. Первый получил распространение в еще одном «музыкальном» городе, на родине музыки кантри -Нашвилле (штат Теннесси). Там до сих пор существует мастерская братьев Хэтч (Hatch show print), специализировавшаяся в основном на текстовых афишах к различным мероприятиям (концерты, выставки, театральные и цирковые представления и т. д.). Метод высокой печати был довольно затратным, поскольку требовал дорогостоящего оборудования (печатные прессы, наборные литеры и т. д.), и позволить себе печатать такие афиши могли не все. Напротив, метод ксерокопирования, взятый на вооружение панк-группами в 1970-1980-х гг., более чем бюджетен, но в то же время и наименее эстетичен. Самой же востребованной техникой печати стала шелкография (или сериграфия), сочетающая в себе простоту, относительно невысокую цену печати и эстетическую выразительность. Шелкография является одним из самых древних способов нанесения краски на поверхность с помощью трафаретов. До 1950-х гг. этот метод печати использовался преимущественно в промышленности, а со второй половины ХХ в. уверенно вошел в историю мирового искусства. Одним из популяризаторов данной техники был Энди Уорхол, чьи самые известные и дорогие работы (к примеру, «Бирюзовая Мэрилин», 1964 г.) выполнены именно сери-графией.

Так или иначе шелкография стала самым популярным способом печати рок-плакатов, которые сразу же привлекали внимание поклонников рок-музыки и коллекционеров своей яркостью и психоделической образностью. Среди наиболее известных художников, создававших рок-постеры в 1960-1990 гг., можно назвать Рика Гриффина (Rick Griffin), Виктора Москосо (Victor Moscoso), Уэса Уилсона (Wes Wilson), Алтона Келли (Alton Kelly), Стенли Мауса (Stanley Mouse) и др.

В то время, когда киноплакат начал постепенно «увядать» в 1980-х гг. как искусство, рок-постеры продолжали вдохновлять и по-

2 Сегодня также распространены офсетная и цифровая печать.

105

ражать своей эстетикой. И в момент, когда усталость синефилов от однообразных кинопостеров дошла до предела, в среде ценителей популярной культуры, киноманов и художников появляется идея того, как могли бы выглядеть кинопостеры к современным и классическим фильмам, если бы они были выполнены в стилистике рок-плакатов. Первые подобные работы начали появляться в начале нулевых сначала в Интернете на форумах любителей кино, а затем - на фестивалях Flatstock, организуемых Американским институтом плаката (American Poster Institute). Эта зарождающаяся тенденция имела достаточно спонтанный характер, поэтому сейчас очень сложно сказать, кто создал первый альтернативный кинопостер. Однако первой институцией, которая начала создавать плакаты к своим кинособытиям - фестивалям, ретроспективам, кинопоказам, был кинотеатр «Аламо Драфтхаус» (Alamo Drafthouse) в Остине. Во время и после данных мероприятий эти плакаты продавались как сувениры, а когда владельцы поняли, что спрос на них превышает предложение, они решили заняться этим делом более основательно. Так возникает ставшая сегодня культовой галерея и студия Mon^». Сегодня Mondo сотрудничает с самыми известными иллюстраторами мира, заказывая у них работы по фильмам и печатая их шелкографией с ограниченными тиражом (обычно 100-300 экз.). Галерея работает с крупнейшими киностудиями, и на каждый плакат приобретается лицензия у правообладателей. Новые релизы Mondo, появляющиеся на их официальном сайте, раскупаются в считанные секунды и буквально в тот же день выкладываются на аукцион Ebay и другие торговые интернет-площадки по цене, в несколько раз выше изначальной.

Практически в одно время с галереей Mondo открывается схожая площадка в Лос-Анджелесе, получившая название Gallery 1988 (G1988) и ставшая к настоящему моменту не менее значимой институцией в американской поп-культуре, чем первая. Gallery 1988 не ограничивается только киноплакатами, но рабо-

тает с киноартом в целом, периодически устраивая выставки и другие мероприятия. В течение последующих лет в разных частях США и мира появляются такие галереи, как Spoke Art (Сан-Франциско), Grey Matter Art (Нью-Йорк), Dark City Gallery (Лондон), «АК Галерея» (Санкт-Петербург, Россия) и др. Создаются также интернет-ресурсы, посвященные киноарту и альтернативным кинопла-катам1, которые время от времени проводят международные конкурсы среди художников на создание постеров к разным фильмам. Таким образом, феномен альтернативного киноплаката превратился из субкультуры в важную часть современной культуры. Для подкрепления данного тезиса имеет смысл привести еще несколько фактов.

Во-первых, несколько лет назад ранние постеры студии Mondo появились на мировых художественных аукционах Christie's и Sotheby's, что показало востребованность авторских киноплакатов на мировом арт-рынке, наряду с официальными промопостерами. Подобные лоты там появляются до сих пор2.

Во-вторых, все более явно прослеживается тенденция возвращения рисованных плакатов в киноиндустрию, о чем пишет Мириам Харрис в статье «Как возвращаются иллюстрированные кинопостеры». Плакаты к таким фильмам, как «Малыш на драйве» (автор плаката Rory Kurz), «Мама!» (автор James Jean), к сериалу «Странные вещи» (автор Kyle Lambert), а также плакаты, выпускаемые специально для кинотеатров IMAX, - это не только рекламные постеры, но художественные работы, за которыми стоят имена известных графических дизайнеров современности [6].

И в этом заключается отличие данных плакатов от официальных безымянных поделок последних десятилетий - в них присутствует и играет важную роль фигура автора со своим уникальным стилем и подходом, с авторскими идеями и решениями, как это было раньше [9].

1 Например, www.repostered.com;www.posterposse.com; www.alternativemovieposters.com и др.

2 Например, плакат Лорена Дюри к фильму «Челюсти» на онлайн-аукционе Christie's (www.onlineonly.christies.com/s/vintage-film-posters/jaws-19/7243).

106

О постерах для релизов фильмов в формате IMAX стоит сказать отдельно, поскольку именно с них в 2015 г. начинается возвращение иллюстрированного киноплаката. А конкретно -с плакатов к VII эпизоду «Звездных воин: Пробуждение Силы», рисунок к которому создал Dan Mumford (Дэн Мамфорд), один из самых востребованных иллюстраторов современности.

Таким образом, мы видим, что альтернативный киноплакат - важный и быстро развивающийся феномен популярной художествен-

ной культуры, требующий научного внимания исследователей. В частности, имеет смысл проследить и уточнить, является ли такой интерес действительно возрождением иллюстрированного кинопостера или же просто кратким увлечением киноиндустрии? Станет ли он большим бизнесом и важной частью массовой культуры или скоро снова уйдет в подполье? Как бы то ни было, сегодня в среде коллекционеров и на арт-рынке альтернативный киноплакат обрел достаточно прочные позиции.

1. Баричко, Я. Б. Современные тенденции развития киноплаката / Я. Б. Баричко // Экономический вектор (Санкт-Петербург). - 2015. - № 4 (3). - С. 135-138.

2. Ганкин, Л. А. Дизайн рок-музыкальных альбомов 1960-1970-х гг.: семантика, стилистика, структура [Электронный ресурс] / Л. А. Ганкин - Режим доступа : http://www.zvuki.ru/R/P/22772/. - Опубликовано : 17.05.2010. - Дата обращения : 02.02.2018.

3. Огилви, Д. Огилви о рекламе / Дэвид Огилви ; [пер. с англ. А. Гостева и Т. Новиковой]. - Москва : Экс-мо, 2006. - 232 с., ил.

4. Chojnacki М. 2013. Alternative Movie Posters: Film Art from the Underground. Pennsylvania : Schiffer Publishing. 207 р.

5. Gray J. 2010. Show Sold Separately: Promos, Spoilers, and Other Media Paratexts. NY : New York University Press. 247 р.

6. Miriam H. 2017. How illustrated movie posters are making a comeback [Electronic resource]. DigitalArts. Available from : https://www.digitalartsonline.co.uk/features/illustration/how-illustrated-movie-posters-are-making-come-back/#1 (accessed : 2.02.2018).

7. Ito R. 2017. Alternative Movie Posters: Fan Art We Love [Electronic resource]. The New York Times. Available from : https://www.nytimes.com/2017/09/22/movies/alternative-movie-posters-fan-art-we-love.html (accessed : 2.02.2018).

8. O'Meara J. 2016. Reimagined Film Posters as Participatory Digital Paratexts [Electronic resource]. The Journal of Digital Media Arts and Practice. Vol. 9. No 2. Available from : http://www.idmaajournal.org/2016/01/reimagined-film-posters-as-participatory-digital-paratexts/ (accessed : 2.02.2018).

9. Pearson E. 2013. Resurrecting the one-sheet: Alternative movie posters and the "secretive of film art" [Electronic resource]. Intensitie: The Journal of cult media. No 6. P. 129-140. Available from : https://intensitiescultmedia.files.wordpress.com/2014/02/e-pearson-resunecting-the-one-sheet.pdf (accessed : 2.02.2018).

10. Genette G. 1997. Paratexts. Thresholds of interpretation. Translated from French by Jane E. Lewin. Cambridge : CUP. 456 p.

Получено 15.02.2018

Ya. Barichko

Candidate of Culturology, St. Petersburg State Technological Institute (Technological University) E-mail: barislav87@gmail.com

THE PHENOMENON OF ALTERNATIVE FILM POSTER

Abstract. The artistic phenomenon of the alternative film poster originated at the beginning of the zero years as a response to the extinction of the aesthetics of the advertising film posters in the modern film industry, and the increase in the level of its cliché. The investigated phenomenon arises on the basis of fan community of cult films

107

ft. 5. Bapuwo

0eHOMeH апbтернативного KUHonnaKama

and well-known TV-serials, on the one hand, and poster artists on the other. Based on the analysis of literature and visual material, an alternative film poster is defined as a digital or printed graphic work based on a film, cartoon or TV serials created as a homage to the director, actor, tape itself or some event associated with them. Turning to the essence of the phenomenon under consideration, we refer an alternative film poster to the so-called paratexts, the phenomena accompanying the original text (the term was introduced into the media discourse by the American researcher Jonathan Gray). The analysis of the origins of this phenomenon allows us to see the connection between the alternative film poster and rock posters of the USA in the 1960-2000s. Further in the text, the actual state of an alternative film poster, emerging from the "underground" and penetrating into art galleries and world art auctions, is considered. In conclusion, we come to the conclusion that an alternative film poster is an important, rapidly developing and demanding special research trend of contemporary art culture, which will influence in the future both the film industry and the art market.

Keywords: cinema, film art, film poster, alternative film poster, illustration, rock poster, paratext, collecting, circulation graphics, galleries, popular culture

For citing: Barichko Ya. 2018. The phenomenon of alternative film poster. Culture and Arts Herald. No 1 (53) : 102-108.

References

1. Barichko Ya. 2015. Modern trends of the movie posters evolution. Ekonimicheskiy vector [Vector economy] (St. Petersburg). No 4 (3) : 135-138. (In Russ.).

2. Gankin L. 2010. Dizayn rok-muzykalnykh albomov 1960-1970-h gg: semantika, stilistika, struktura [Design of rock and musical albums of the 1960-1970th: semantics, stylistics, structure] [Electronic resource]. Available from : http://www.zvuki.ru/R7P/22772/ (accessed : 2.02.2018). (In Russ.).

3. Ogilvy D. 2006. Ogilvy o reklame [Ogilvy on advertising]. Transl. by A. Gostev, T. Novikova. Moscow : Eksmo. 232 p. (In Russ.).

4. Chojnacki M. 2013. Alternative Movie Posters: Film Art from the Underground. Pennsylvania : Schiffer Publishing. 207 p. (In Eng.).

5. Gray J. 2010. Show Sold Separately: Promos, Spoilers, and Other Media Paratexts. NY : New York University Press. 247 p. (In Eng.).

6. Miriam H. 2017. How illustrated movie posters are making a comeback [Electronic resource]. DigitalArts. Available from : https://www.digitalartsonline.co.uk/features/illustration/how-illustrated-movie-posters-are-making-come-back/#1 (accessed : 2.02.2018). (In Eng.).

7. Ito R. 2017. Alternative Movie Posters: Fan Art We Love [Electronic resource]. The New York Times. Available from : https://www.nytimes.com/2017/09/22/movies/alternative-movie-posters-fan-art-we-love.html (accessed : 2.02.2018). (In Eng.).

8. O'Meara J. 2016. Reimagined Film Posters as Participatory Digital Paratexts [Electronic resource]. The Journal of Digital Media Arts and Practice. Vol. 9. No 2. Available from : http://www.idmaajournal.org/2016/01/ reimagined-film-posters-as-participatory-digital-paratexts/ (accessed : 2.02.2018). (In Eng.).

9. Pearson E. 2013. Resurrecting the one-sheet: Alternative movie posters and the "secretive of film art" [Electronic resource]. Intensitie: The Journal of cult media. No 6. P. 129-140. Available from : https://intensitiescultmedia.files.wordpress.com/2014/02/e-pearson-resurrecting-the-one-sheet.pdf (accessed : 2.02.2018). (In Eng.).

10. Genette G. 1997. Paratexts. Thresholds of interpretation. Translated from French by Jane E. Lewin. Cambridge : CUP. 456 p. (In Eng.).

Received 15.02.2018

108

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.