Scientist
Scientist, 2023, 4(26), 252-254._
ФЕНОМЕН АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ В СИТУАЦИИ ОСТРАКИЗМА
Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул Зенкова А. А.
Научный руководитель: к. фил. н., доцент Алпеева Н. Н. Кафедра клинической психологии
Проблема установления причин, провоцирующих проявление агрессивности в подростковом возрасте, в течение последних десятилетий является распространённым предметом для обсуждения в научных работах отечественных и зарубежных психологов, что напрямую может быть связано с повышением уровня агрессии и насилия среди подростков.
Согласно «Модели остракизма на основе нарушенных потребностей и с учетом времени воздействия» К. Д. Вильямса, в процессе остракизма у индивида нарушается одна или несколько базовых потребностей: в контроле, принадлежности, самоуважении и осмысленном существовании. Это в конечном итоге может детерминировать у остракируемого проявление радикальных реакций: агрессию, замещенную агрессию, аутоагрессию, акты проявления физического насилия и скулшутинга, решение вступить в экстремистские организации.
Целью нашей работы является проведение анализа феномена агрессивности подростков в ситуации остракизма, понятия, включающего в себя явления социального исключения, отвержения и игнорирования человека другим человеком.
Материалы и методы
Для проведения исследования нами использовался комплекс взаимодополняющих методов: Шкала субъективного остракизма -Подростки (ШСО-П), (модиф. Ostracism Experience Scale-Adolescents (OES-A), Gilman R. et a., 2012 г., адаптация Бойкиной Е.Э 2019 г.), Шкала нарушенных
253
Феномен агрессивности подростков в ситуации остракизма
потребностей - Остракизм (ШНП-О), (модиф. Need Threat Scale, van Beest I., Williams K.D., 2006 г., адаптация Бойкиной Е.Э 2019 г.), Опросник уровня агрессивности Басса-Перри (BPAQ-24), 1992 г. (адаптирован Ениколоповым С.Н и Цибульским Н.П., 2002-2004 гг.), для сравнения средних значений зависимых и независимых выборок - коэффициент корреляции Спирмена и оценки достоверности различий между выборками - U-критерий Вилкоксона Манна-Уитни.
Результаты и обсуждение
Проведенное нами эмпирическое исследование показало следующие результаты: у большинства респондентов наблюдается умеренный уровень склонности к проявлению агрессивности (64% ср. зн.). Данный показатель может быть связан с использованием агрессивности как способа защиты от воздействия остракизации.
У остракированных подростков уровень проявления субъективного исключения (21,7 ср. зн.) значительно выше, чем субъективного игнорирования (7,5 ср. зн.), что говорит о тенденции избегания современными подростками прямого контакта конфронтации и включение во взаимодействие третьих лиц или социальные сети.
У респондентов все значения, характеризующие четыре базовые потребности, находятся в пределах нормы: потребность в принадлежности - 7,9, в контроле - 8,3, самоуважении - 7,4, осмысленном существовании -7,6. При этом у подростков, составляющих выборку, наиболее удовлетворенной является потребность в контроле, а выраженное нарушение проявляется по субшкале «Потребность в самоуважении».
Наблюдаются отличия по гендеру: у девушек есть выраженность нарушения по субшкале «Потребность в контроле» (Д - 7,9, М - 9 ср. зн.) и высокий уровень значений по шкалам, характеризующим проявление форм агрессивности - гнева (19,9 ср. зн.) и враждебности (21,3 ср. зн.). Это свидетельствует о проявлении агрессивности у девушек как вида защитной реакции на неудовлетворенность потребности в контроле и способе её восстановления.
Scientist
254
Сниженные показатели по шкалам «Проявление гнева» и у юношей «Враждебности» (16,1 ср. зн.) объясняется подавлением данного способа проявления эмоций (ощущение несправедливости, ущемленности, неудовлетворенности желаний) как следствия высокого давления общества и определением этих чувств как социально-неприемлемых для данного пола. При этом результаты средних значений по шкале «Проявление физической агрессии» не имеют значимых гендерных различий.
По результатам эмпирического исследования с применением коэффициента корреляции Спирмена было установлено, что шкалы, выражающие формы потенциального проявления агрессивности - гнева и враждебности, имеют связь с субъективизацией игнорирования (p<0). Была обнаружена корреляционная связь между шкалами нарушенной вследствие воздействия остракизма потребностью в контроле и проявлением агрессивности - враждебности (p<0,002) и гнева (p<0).
Полученные показатели позволили установить процесс возникновения агрессивности у подростков: воздействие социального остракизма - нарушение базовых потребностей - агрессивная реакция.
Список литературы:
1. Williams K.D. Ostracism: A temporal need-threat model. In M.P. Zanna (Ed.), [Электронный ресурс]. Advances in experimental social psychology, 2009; 41: 275-314. Elsevier Academic Press. https://doi.org/10.1016/S0065-2601(08)00406-1.
2. Buss A.H. The Psychology of Agression. Buss. N.Y.: Wiley and Sons, 1961. 406 p.
Как цитировать:
Зенкова А. А. Феномен агрессивности подростков в ситуации остракизма. Материалы IX итоговой конференции НОМУИС. Барнаул. Scientist. 2023; 4 (26): 252-254.