Научная статья на тему 'Феминизм в общественно-политической жизни: история появления и развития'

Феминизм в общественно-политической жизни: история появления и развития Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1236
304
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕМИНИЗМ / ЖЕНЩИНА / МЭРИ ЭСТЕЛЛ / ПРАВО ГОЛОСА / FEMINISM / WOMAN / MARY ASTELL / VOTING RIGHT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Павленко Надежда Романовна

В данной статье представлен анализ появления и развития феномена феминизма в общественно-политической жизни. Определяются ключевые периоды в истории развития феминизма. Большое внимание уделяется определению отличительных черт выделенных периодов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Feminism in social and political life: the history of emergence and development

The article gives an analysis of the emergence and development of the phenomenon of feminism in social and political life. The key periods in the history of feminism are determined. Much attention is given to determining the distinctive features of these periods.

Текст научной работы на тему «Феминизм в общественно-политической жизни: история появления и развития»

Феминизм в общественно-политической жизни: история появления и развития Feminism in social and political life: the history of emergence and development

Павленко Надежда Романовна

Студентка 4 курса Направление подготовки: Зарубежное регионоведение Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В.Ломоносова

Россия, Архангельск e-mail: nadya.pavlenko. 99@mail. ru

Pavlenko Nadezhda Romanovna

4th-year student Direction of training: Foreign regional studies Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov

Russia, Arkhangelsk e-mail: nadya.pavlenko. [email protected]

Аннотация.

В данной статье представлен анализ появления и развития феномена феминизма в общественно-политической жизни. Определяются ключевые периоды в истории развития феминизма. Большое внимание уделяется определению отличительных черт выделенных периодов.

Annotation.

The article gives an analysis of the emergence and development of the phenomenon of feminism in social and political life. The key periods in the history of feminism are determined. Much attention is given to determining the distinctive features of these periods.

Ключевые слова: феминизм, женщина, Мэри Эстелл, право голоса.

Key words: feminism, woman, Mary Astell, voting right.

Существует несколько версий о времени возникновения термина «феминизм».

- некоторые отечественные исследователи (О. Воронина, М. Соколова, В. Успенская) считают, что понятие «феминизм» было введено Шарлем Фурье (французский социалист-утопист) в XVIII веке;

- большая часть историков утверждают, что термин был введен в XIX веке в период активного продвижения тендерного равенства на Западе;

- Г. Айвазова, Н. Уолтер предполагают, что понятие было введено А.Дюма-сыном в романе «Дама с камелиями»;

- Т. Клименкова считает, что термин «феминизм» был введен Элис Росси в 1895 году в журнале «The Athenaeum».

Несмотря на то, что сам термин, по мнению большинства исследователей, введен не раньше XVIII-XIX вв., обсуждение женского вопроса имело место и в более ранний период. «Предвестники» феминизма появлялись уже в XV веке.

Первой женщиной, писавшей о правах и обязанностях женского пола, является француженка Кристина де Пизан (1364-1430). Она на своем примере доказала, что женщина может добиться значительных успехов в образовании. Среди ее работ особо выделяются трактаты по важным общественным проблемам того времени, в т.ч. о расколе церкви, внешней политике Франции, военных реформах и т.д. С точки зрения феминистской политической теории, в ранних работах интересны не столько детали, поднятые в работах, сколько сам факт, что поднятие женского вопроса относится к более раннему периоду, чем принято считать.

XVII век стал первым сильным «всплеском» феминистского протеста. К этому времени относится деятельность Мэри Эстелл (1666-1731), которую принято считать первой английской феминисткой. Она также поднимала вопрос образовательных прав для женщин. Дискуссии XVII века отличались от тех, которые существовали ранее: во-первых, из-за довольно высокого уровня участия в них женщин, во-вторых, по причине того, что они происходили в условиях быстрых экономических, политических и социальных изменений.

В настоящее время исследователи стремятся увязать возникновение феминистской теории непосредственно с социальным положением женщин. Вероятнее всего, повышенный интерес к обсуждению женского вопроса в XVII веке был следствием того, что в этот ранний период капиталистического развития была поставлена под сомнение традиционная модель женщины в обществе: был создан класс наемных рабочих, разделение труда усложнялось, происходило укрупнение производств, и старая система семейного производства стала уходить в прошлое. Обозначилось различие между общественной сферой занятости и частной сферой семьи и дома, и женщины постепенно вытеснялись из сфер производства, в которых были широко задействованы ранее (например, медицина, печатное производство). Кроме того, Реформация ограничила возможность женщин находить убежище в монастырях, и, как следствие, проявилась экономическая необходимость брака и возросла зависимость от мужей. Обозначилась такая демографическая проблема, как преобладание женского населения над мужским; и незамужние женщины (как Мэри Эстелл) были вынуждены искать способы обеспечения существования вне брака. В данном контексте неудивительно, что возник вопрос о роли женщин и о подходящей для них сферы деятельности.

XVII век стал эпохой больших потрясений в политическом смысле. В условиях Английской революции и периода ослабления монархии многие женщины были политизированы наряду с мужчинами. Помимо форм «закулисного влияния» женщин имеются свидетельства об их участии в различных демонстрациях, восстаниях и обращениях с петициями к парламенту. К тому же, в этот период времени впервые был поднят вопрос о священнических постах для женщин.

В историческом контексте важно отметить, как были рассмотрены вопросы о власти в государстве и в семье в политической теории XVII вв. Консерваторы утверждали, что власть государя установлена Богом и природой, как установлен авторитет отца в семье. Таким образом, «патриархат» в семье использовался как оправдание такой же «отцовской» власти в государстве. Оппоненты же, отстаивающие позицию, что власть в государстве не имеет божественного происхождения и должна основываться на согласии и разуме, вынуждены были в таком случае пересматривать принципы власти в семье. Данные убеждения послужили поводом образования нового течения - анархо-феминизма, рассматривающего патриархат как главную проблему общества, но сформулировавшего свои основные идеи гораздо позже.

Несмотря на либеральные воззрения первых феминисток, их взгляды не были лишены консервативной составляющей, так как большинство из них не принимали либеральную идею политических прав помимо образовательных (данная позиция находит отражение в работах Мэри Эстелл - сторонницы Консервативной партии). Не было создано конкретной политической программы для продвижения прав женщин. Тем не менее, именно Мэри Эстелл стала наиболее радикальной феминисткой своего времени, и к началу XVIII века широко установилось представление о женщинах как о социальной группе, чье положение в обществе нуждалось в изменении и улучшении. Были выдвинуты более широкие требования изменений. Именно это понимание отделяет авторов того периода от их предшественников.

Несмотря на достижения XVII века, середину XVIII века можно описать как период угасания интереса к женскому вопросу. Идеи Мэри Эстелл перестали быть популярными, и доводы в пользу женской

рациональности обсуждались реже, нежели мнение, что женщины по природе слабы и зависимы от мужчин. Одним из немногих феминистских достижений данного периода можно отметить существование таких организаций, как «Синий чулок» и «Салон интеллектуалок», которые, по сути, не являлись феминистскими, но в которых многие женщины смогли опубликовать свои труды, что способствовало продвижению их права голоса.

Последняя четверть XVIII века ознаменовалась следующим «всплеском» феминизма. В этот период обозначились идеи связать идеи Просвещения с женским вопросом (ранее особое влияние уделялось вопросу разума, однако в работах Вальтера, Мотескье и др. женщина провозглашалась творением эмоций, и, следовательно, идеи рационального индивидуализма на нее не распространялись). Конец XVIII века стал периодом деятельности таких фигур, как Мэри Уоллстоункрафт, Кондорсе, Абигайль Адамс, Кэтрин Маколей, Олимпия де Гуж. Эти авторы придерживались мнения, что либеральные права универсальны и, следовательно, применимы к женщинам. Различия между полами, как они считали, являлись не природной данностью, а следствием образования и окружающих условий. Авторами выдвигались требования, чтобы женщине было предоставлено право на образование, оплачиваемый труд, собственность, защиту закона.

Развитие феминистской теории нашло свое отражение и в социалистической идеологии. Социалисты рассматривали отношения между полами как ключевые аспекты для предпосылок трансформации общества, призывали к тому, чтобы женщине было предоставлено право участвовать в общественном производстве, а также к разделению обязанностей по дому между мужчинами и женщинами. Все это должно происходить в условиях уничтожения частной собственности, а для того, чтобы это произошло, нужно устранить источник индивидуализма - семью. Таким образом, либеральные требования равноправия были помещены в социально -экономическую сферу. Развитие феминистской теории в контексте социализма связано с такими именами, как Оуэн, Фрэнсис Райт, Анна Уилер, и др.

В течение XIX века феминистские требования все больше трансформировались в политические акции, доходя до массовых кампаний за право голоса. Феминизм этого периода был довольно радикальным. Главными деятелями эпохи являлись Элизабет Кэйди Стэнтон, Маргарет Фуллер, Гарриет Мартино, Люси Стоун др. Многие из авторов связывали идею феминизма с движением за отмену рабства, проводя аналогии в положении женщин и рабов. В этот период создана «Декларация позиций и резолюций» (1848 год), которая может рассматриваться как прямое требование применения к женщинам принципов республиканского либерализма. Кроме того, в 1895 году Элизабет Стэнтон опубликовала «Женскую Библию» - критический феминистский комментарий, утверждавший, что мужчина манипулирует религией, чтобы узаконить свою власть; однако лидеры церкви не приняли ее работу всерьез. К 50-м гг. интерес к феминизму спал, однако в 60-м гг. снова возрос, и ключевой темой стало требование права голоса. Распространялись дискуссионные организации, различные клубы, в которых обсуждались феминистские проблемы.

К концу XIX века и в Британии, и в Америке многие требования феминисток раннего периода были достигнуты. Право на образование для женщин все больше распространялось в обществе. Но улучшение образования не отразилось на традиционной роли женщин в обществе, т.к. образование, которое они могли получить, акцентировалось на домашних навыках и семейных обязанностях. К концу века женщины Британии и Америки добились выполнения требований и в правовой сфере, а также юридической самостоятельности: например, замужняя женщина отныне имела право оставлять себе заработанные деньги и владеть собственностью, а также в некоторой мере была защищена от физического насилия со стороны мужа. К 1900 году женщины, несомненно, не были полностью равноправны с мужчинами, но самые несправедливые

нарушения их прав были устранены Женщины стали широко включаться в общественную жизнь. Потребности женщин-работниц стали вноситься в политическую повестку дня.

Дальнейшее развитие феминистской теории традиционно разделяется на три волны: первая - это период конца XIX - начала XX вв. Он характеризуется борьбой женщин за право голоса и берет свое начало со съезда в городе Сенека-Фоллз, где была принята «Декларация чувств». «Вторая волна» феминистского движения данного периода начала развиваться с 1960-х годов и характеризовалась выступлениями за полное юридическое и социальное равенство женщин и мужчин. «Третья волна» - это 90-е гг. XX века.

В начале XX века усилия были сосредоточены на кампании за право голоса. К началу XX века на северо-западе Англии возник «Женский социально-политический союз», лидерами которого являлись Эммелин и Кристабель Пэнкхерст, провозгласивший себя демократической и про-лейбористской организацией, целью которой было достижение всеобщего избирательного права и имущественного ценза; однако постепенно этот союз стал недемократической организацией. Это выразилось во враждебности по отношению к мужчинам и презрением к рабочему классу. В Америке антидемократическое течение было распространено еще в большей мере. Американское женское движение зародилось в рамках борьбы против рабства, однако основатели борьбы за равноправие использовали расовые предрассудки в собственных целях. В 1903 году главным требованием стало «образованное голосование» - распространение избирательного права на большинство женщин и лишение данного права «неподходящих» мужчин, т.е. рабочих или афроамериканцев. Кроме этого, довольно редкие группы феминистского движения стремились включить женщин-представительниц рабочего класса, чернокожих и иммигранток.

Первой страной, предоставившей женщинам право голоса, стала Новая Зеландия в 1894 году. Финляндия и Норвегия предоставили такое право накануне 1914 года, а после войны этому примеру последовали и другие страны. В 1928 года британские женщины уравнялись в правах с мужчинами. В Америке в 1920 году была принята поправка к конституции, дающая избирательное право женщинам. Таким образом, уже к началу XX века главное требование феминисток было выполнено - им было предоставлено избирательное право. Этот шаг дал мощный толчок к дальнейшему развитию феминисткой теории и включению женщин во все сферы жизни.

Период между войнами был временем особых дискуссий и требований особых прав женщин. В Англии таким требованием стало протекционистское законодательство, ориентированное на защиту женщин от занятости в сфере опасных и вредных для здоровья производств. В Америке этого мнения придерживалась немногочисленная Женская партия, которой с 1923 года удавалось ежегодно контролировать введение поправки о равных правах. К 1919 году некоторые женщины уже называли свою позицию «пост-феминистской». Довольно радикальные идеи сменялись кампаниями за улучшение условий жизни и социальные гарантии, в которых не находили отражения изменения традиционной роли женщин. Во времена Великой депрессии довольно многие активистки феминистского движения согласились с тем, что сохранение работы для мужчин должно быть приоритетным, а у женщин должна сохраняться традиционная роль. Данный период также стал временем кампаний за улучшение обеспечения здоровья матерей и младенцев, включение женщин в систему национального страхования, экономическую помощь женщинам в виде пособий роженицам и детских пособий. Кампания за семейные пособия связывается с именем Элинор Рэтбоун, избранной в 1929 году членом парламента и представлявшей, по ее заявлениям, «новый феминизм». Она настаивала, чтобы семейное пособие выплачивалось непосредственно женщине, т.к. труд матери должен материально компенсироваться. После Второй мировой войны были введены пособия на второго и последующих детей.

К 1945 году на большей части Европы и Америки женщины добились значительных успехов в отношении политического и юридического равенства с мужчинами. Они уже не были исключены из участия в политике, сферы образования и занятости, к тому же, не лишались автономии после замужества. В Америке особо влиятельной фигурой того времени была Элеанор Рузвельт, которая внесла важный вклад в разработку «Нового соглашения», провозглашавшего равенство мужчин и женщин. В Англии новая система социального обеспечения была основана на «Отчете Бевериджа», который устанавливал выплату пособий за второго и последующих детей.

Таким образом, к окончанию «первой волны» феминизма у большинства женщин сложилось ощущение, что началась новая эра, где многие женщины имели возможность заниматься профессиональной карьерой, если они предпочли эту стезю. Однако женщины до сих пор представляли меньшинство на всех уровнях политической жизни, редко состояли на высоких должностях и т.д.

В 60-е гг. началась «вторая волна» феминизма. Она концентрировалась на всех аспектах юридического и социального равенства и ликвидации дискриминации женщин как таковой. В Америке был принят «Закон о равной оплате», а к 1964 году к «Закону о гражданских правах» была добавлена статья, запрещающая дискриминацию по признаку пола. В 1966 году под руководством Бетти Фридан была основана Национальная организация женщин, которая стала крупнейшей в мире феминистской организацией. Главным требованием было присоединение женщин к экономической, общественной и политической жизни наравне с мужчинами. К авторам этого периода можно отнести Жанет Рэдклифф Ричардс и Сюзан Моллер Окин. В этот период развивается теория радикального феминизма, которая сосредотачивается на теории патриархата - системы власти, которая организует общество в систему отношений, основанных на утверждении, что мужское превосходство угнетает женщин. К началу 70-х гг. новые идеи нашли отражение в многочисленных трудах, среди которых «Сексуальная политика» Кейт Миллет, «Диалектика пола» Суламифи Файерстоун, «Патриархальные установки» Евы Файджес и др.

Период феминизма «третьей волны» (неофеминизма) начинается с 90-х годов XX века и продолжается до настоящего времени. В 1992 году Ребекка Уолкер опубликовала в феминистическом журнале «М»> статью «Становясь третьей волной», которая стала своеобразным манифестом этого направления. Работа Р. Уолкер «Быть настоящим. Поговорим о сущности и изменение лица феминизма» (1995) стала своеобразной декларацией этого направления в США. Особенность феминизма «третьей волны» заключается в том, что он не пришел на замену предыдущего направления, а существует параллельно с ним. Его появление трактуют как критическую реакцию молодого поколения женщин на радикальный феминизм. Феминизм «третьей волны» стремится объединить опыт, накопленный феминистками разных сообществ. Признаком данного периода являются противоречивость и разнообразие. В рамках феминизма «третьей волны» сформулированы следующие цели: во-первых, борьба со всеми возможными причинами, которые порождают общественную несправедливость, и не только в отношении женщин; во-вторых, развитие образования женщин.

Феминистки данного периода акцентируют внимание на вопросах распределения сил и власти для проведения такой трансформации, при которой каждая женщина могла реализовать свою женственность в полной мере и как угодно: в работе или в семье. Показательно, что организации, которые идентифицируют себя как феминистские «третьей волны», объединяют не только женщин, но и мужчин и представителей различных меньшинств. Основные представители «третьей волны» феминизма: Ребекка Уолкер, Лили Энн Тейлор, Наоми Вульф и др.

В настоящее время многие задаются вопросом: нужен ли феминизм в XXI веке? В чем его актуальность? Такие вопросы возникают на основе мнения, что женщины уже добились равноправия (либо ситуации, очень близкой к равноправию) с мужчинами на всех уровнях, и все требования, которые могли выдвинуть феминистки, уже выполнены. Однако мы можем наблюдать, что в парламентах большинства стран мира женщины представляют меньшинство, заработная плата женщин меньше, чем мужчин, на высоких должностях мужчины представлены гораздо чаще, чем женщины, и другие примеры тендерного неравенства. Это порождает возникновение новых направлений феминизма, отражающих требования феминизма нов] го времени.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, как различные вехи развития феминизма отличаются друг от друга. XVII век стал периодом первой активности, в котором впервые было обозначено участие женщин в дискуссиях, касающихся политической и общественной сфер. В это время большинство требований феминисток сводилось к образовательным правам и независимости в браке. В XVIII веке к требованиям в сфере образования прибавились такие вопросы, как труд, собственность, защита закона; таким образом, феминистские воззрения значительно углубились. Именно в этот период возникли новые направления - например, социалистический феминизм, и в рамках данного феномена требования феминисток были перемещены в социально-экономическую сферу. XIX век в истории феминизма был ознаменован первыми серьезными достижениями в сфере гендерного равенства - благодаря повышенной суфражистской активности и многочисленным политическим акциям, к концу XIX века женщины постепенно стали получать избирательные права, что стало отличительной чертой первой волны феминизма. Сторонники феминизма второй волны продолжили борьбу за социальное равенство, в частности - в вопросах оплаты труда. Стоит отметить, что с каждым новым периодом требования феминисток становились все более радикальными, однако третья волна, во-первых, включила мужчин в феминистское движение, и, во-вторых, обозначила проблему реализации женственности в условиях достигнутого уровня равноправия, что в некоторой мере помещает ее в контекст консервативного направления феминизма.

Список используемой литературы:

1. Виноградова, С. М. Гендерный мировой порядок: проблемы и перспективы формирования [Электронный ресурс] / С. М. Виноградова, К. А. Панцерев // Гуманитарный вектор. Серия: история, политология. - 2015. - №3. - С. 90-97. - Режим доступа : HTTPS://CYBERLENINKA.RU/ARTICLE/V/GENDERNYY-MIROVOY-PORYADOK-PROBLEMY-I-PERSPEKTIVY-FORMIROVANIYA, свободный (дата обращения : 10.10.2019). - Загл. с экрана.

2. Воронина, О. А. Феминизм и гендерное равенство [Электронный ресурс] / О. А. Воронина // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3. Философия: Реферативный журнал. - 2004. - №4 - С. 124-133. - Режим доступа : https://cvberleninka.ru/article/n/politika-gendernogo-ravenstva-v-skandinavskih-stranah, свободный (дата обращения : 10.10.2019). - Загл. с экрана.

3. Королева, Т. А. Женское движение: генезис и эволюция [Электронный ресурс] / Т. А. Королева // Вестник Томского государственного университета. - 2013. - №368. - С. 44-50. -Режим доступа : https://cvberleninka.rU/article/v/zhenskoe-dvizhenie-genezis-i-evolvutsiva, свободный (дата обращения : 16.10.2019).

4. Bryson, V. Feminist Political Theory. An Introduction [Text]. - V. Bryson. - Palgrave macmilan, - 293 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.