Оригинальная статья / Original Article
УДК 316.77, 659.11 doi: 10.11621/npj.2019.0110
Фелицитарная vs дистимная картина мира в современном англоязычном медиадискурсе
Актуальность. Развитие медийно-информацонных технологий, происходящее в последние десятилетия, неизбежно приводит к смене парадигмы научного знания. При этом интерес ученых фокусируется на изучении хранения, обработки и использования информации когнитивными структурами сознания человека. Гипермедийные средства коммуникации манипулируют сознанием своих реципиентов - синтезируют достоверные научные знания и «разбавляют» их мифологемами. Пытаясь расширить когнитивный потенциал своих публикаций, они изменяют представления о сформировавшейся картине мира. Целью данной работы является исследование представлений англоговорящих реципиентов медиадискурса о футуристическом будущем, представленном в выделенных автором концептосферах (КС): автоматизиация труда (Automated Labour), технология Облако (the Cloud), киборгизация (Cyborgs), умный город (Smart City), искусственный интеллект (Artificial Intelligence), 30-печать (3D Printing), иммерсивная и дополненная реальность (Immersive and Augmented reality), криптовалютная финансовая система (Cryptocurrency Finance).
Описание хода исследования. Проанализированы ведущие рубрики англоязычных медиа, которые включают новостные текстовые материалы и видеосюжеты онлайн-изданий современной качественной прессы (The Daily Telegraph, The Independent, The Economist, The Times, The Financial Times и др.), сетевых новостных порталов (Reuters, BBC, Euronews, CNN), новостных сайтов и блогов (Huffington Post), видеохостинговых сайтов (YouTube), кабельных и спутниковых теле- и радиоканалов (CNBC, Fortune и др.). Среди них: «World» (Мир), «Lifestyle» (Образ жизни), «Science and Technology» (Наука и технологии), «Culture» (Культура), «Sport» (Спорт), «Medicine and Health» (Медицина и здоровый образ жизни), «Business and Finance» (Бизнес и финансы). Методом сплошной выборки выделено 866 лексических единиц, характеризующих филицитарное/дистимное восприятие картины мира в упомянутых выше концептосферах (КС). Отобранные примеры лексического выражения концептосфер иллюстрируют определенное отношение к модели мира будущего, что позволяет разделить их на две категории. Первая категория содержит лексические единицы, отражающие позитивные или «светлые» ассоциации с теми технологическими достижениями, которые могут иметь место в человеческом обществе будущего. Лексические выражения второй категории формируют у реципиента материалов медиадискурса негативное отношение к реальности будущего. Результаты исследования. Футуристическая картина мира, отражающая функционирование концептов дискурсивного пространства, предлагаемых средствами гипермедиа, представляется автором в двух аспектах, указывающих либо на позитивное восприятие технологий будущего, либо на негативное - как имеющее отрицательное воздействие на антропоцентрические ценности человека. Соответственно, футуристические представления могут быть представлены в двух категориях: фелицитарная (позитивные представления о мире будущего) и дистимная (негативные представления о мире будущего). Выводы. Моделирование реальности потенциальных миров будущего в англоязычном медиадискусре является произведением с открытым финалом, которое ставит реципиента перед дуальным выбором добра и зла, что не является чем-то новым. Разграничение фелицитарной и дистимной картин мира помогает обществу наилучшим образом осознать свою сущность в потоке потенциальных технологических и культурных изменений, чтобы устранить общественную психопатию, связанную с возникновением новых технологий. Сдвиг парадигмы мышления критической массы населения от религиозно-философской к научно-футуристической меняет отношение людей к преобразованиям в социально-общественной жизни.Ментальные структуры с подчеркнутой национально-культурной спецификой в потоке гипермедиа, возникающие во взаимодействии реального мира и футуристических переживаний будущего, служат построению новых путей исследования сущности и разума человека, что является неоценимым вкладом в развитие науки и потенциала дальнейших исследований по заявленной тематике. Ключевые слова: фелицитарная картина мира, дистимная картина мира, медидискурс, гипермедиа, футуризм, футуристическая картина мира, антропоцентрическое знание.
Background. The development of media and information structures in the recent decades has changed the scientific paradigm of knowledge. The scientists get focused on studying how the information is stored, processed and decoded using certain cognitive structures of the human architecture. Hypermedia as a means of manipulating the minds of their recipients combine scientific knowledge and ancient and modern myths. The cognitive potential of media sources is expanded via replacing previous anthropocentric concepts presented in the philosophical, religious and scientific approaches to culture.
The Objective of the study is to look into the futuristic ideas implied in the media discourse and presented in the following conceptual spheres: Automated Labor, Cloud Technology, Cyborgs, Smart City, Artificial Intelligence, 3D Printing , Immersive and Augmented reality, Cryptocurrency Finance.
Design. The following sections of English media are analyzed: World, Lifestyle, Science and Technology, Culture, Sport, Medicine and Health, Business and Finance. They include news, features, editorials, columns, etc., videos and even memes. The online quality papers such as The Daily Telegraph, The Independent, The Economist, The Times, The Financial Times, etc. Network news portals (Reuters, BBC, Euronews, CNN), news websites and blogs (Huffington Post), video hosting sites (YouTube), cable and satellite television and radio channels (CNBC, Fortune, etc.) are in the focus of the research. The sample includes 866 lexical units that shape either felicitous or dismal perception of the conceptual spheres identified within the media discourse. The lexical expression of the concept spheres allow to shape the world of the future, which makes it possible to divide them into two categories. The first category contains lexical units that reflect positive associations with the technological advances that may occur in the human society of the future. The lexical expressions of the second category form a negative attitude towards the reality of the future in the recipient of media discourse materials. Results. The futuristic worldview as a reflection of discursive concepts suggested and perceived via hypermedia is presented in two aspects either a positive perception of the advent of technologies and technological advance at a fast pace in the future, or a negative impact on humans and their values.
Conclusion. Shaping the view of potential worlds of the future in the English media discourse is a work with an open ending, which makes the recipient choose between good and evil. The split of the felicitous and dismal worldview helps the recipients to better understand its essence in the stream of potential technological and cultural changes in order to eliminate the social psychopathy associated with the emergence of new technologies. The shift from the religious and philosophical paradigm to the scientific and futuristic worldview the attitude of people towards changes in social and public life. Mental structures in the flow of hypermedia perceived through the futuristic concepts are to bring about new ways to explore the human nature and human intelligence, which contributes a lot to the development of science and are liable for further research. Keywords: felicitous worldview, dismal worldview, media discourse, hyper media, futurism, futuristic worldview, anthropocentric-based concepts.
Для цитирования: Темнова Е.В. Фелицитарная vs дистимная картина мира в современном англоязычном меди- ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online
адискурсе // Национальный психологический журнал. - 2019. - № 1(33). - С. 109-121. doi: 10.11621/npj.2019.0110 © Lomonosov Moscow State University, 2019
Е.В. Темнова
МГИМО МИД России, Москва, Россия
Поступила 24 октября 2018/ Принята к публикации: 18 марта 2019
Felicitous vs dismal worldview in modern English media discourse
Elena V. Temnova
MGIMO Russia, Moscow, Russia
Received October 24, 2018 / Accepted for publication: March 18, 2019
Не лгать о будущем невозможно, и поэтому каждый волен лгать о нем так, как ему заблагорассудится.
Наум Габо
Введение
В последние десятилетия на фоне развития медийно-информацонных структур происходит смена научной парадигмы знания. При этом интерес исследователей фокусируется на области изучения кластеров хранения, обработки и использования информации когнитивными структурами человека. Ког-нитивистика как новое явление второй половины ХХ века позволяет, отринув лингводидактику, морализаторство и софистику, сосредоточиться на антропоцентрическом знании в системе медиа Возможности когнитивного подхода приблизили разрешение одной из самых невероятных задач науки - постижении человеческого сознания
На основании категоризации, которая заложена в концепции когнитивного моделирования (cognitive architecture) человеческого разума (Fodor, Zenon, 1988), при соотнесении предметов или явлений окружающей действительности с той или иной категорией ориентиром выступает так называемый прототип или «концепт, лежащий в основе формирования категории и определяющий ее содержание» (Болдырев, 2004, С. 32) . При этом в качестве прототипа/концепта выступает некая идеализированная когнитивная модель,
посредством которой возможна концептуализация окружающей действительности (Темнова, 2004б, С. 40) .
В культурологическом понимании, концепт - это «основная ячейка культуры» в познании человека (Арутюнова, 1987; Степанов, 2007), а культура представляет собой «совокупность концептов и отношений» между ними (Маслова, 2008, С . 46) . Согласно социокультурной модели В .В. Красных, «концепт» - это «максимально абстрагированная идея «культурного предмета», не имеющего визуального про-тотипического образа, хотя и возможны визуально образные ассоциации, с ним связанные» (Красных, 2003, С . 272) .
Слияние онлайн информационных источников, медиаресурсов, компьютерных технологий и телекоммуникаций
в единое коммуникативное пространство, именуемое гипермедиа (Барбрук, Камерон, URL: http://programming-lang.com/ ru/computers/ladlou/0/j51 ■ html), позволяет выделять в качестве инструментов манипулирования общественным сознанием не только тексты, но и размещаемые в сетевом пространстве интернета видеоматериалы и, даже, мемы .
Дискурс как «процессуальное, динамичное явление, посредством которого осуществляется процесс синхронизированного порождения текста и его вос-
приятия» может способствовать влиянию на «мыслительные процессы, постоянно изменяя и обновляя уже имеющуюся базу ментальных репрезентаций» (Темнова, 2004, С. 32) . Таким образом, можно предположить, что медиадискурс как отдельный вид дискурса отражает окружающую действительность с учетом идеологических и культурно-детерминированных установок, принятых в обществе, что выражается в «маркерах дискурса» . Под маркерами дискурса понимается отбор информации для конкретного издания, что оказывает влияние на формирование характера заголовков, определенным образом структурирует контент статьи, что создает своего рода дискурсосферу, предполагающую охват всего комплекса ди-скурсообразующих факторов, маркеров дискурса, текстов и всю совокупность условий осуществления коммуникации, в данном случае в массмедийной сфере (Менджерицкая, 2017, С. 48) .
Согласно Т. ван Дейку, дискурс представляет собой «трансдисциплинарное» явление (Dijk, 2007) и включает точки зрения социологов (Х . Закс, Э . Шеглофф, Гейл Джефферсон), этнографов (Д. Хаймс), психологов (У. Кинтш, М. Гернсба-кер), литературоведов, лингвистов (А.А. Кибрик, В .А. Плунгян). Если в лингвистике дискурс понимается как совокупность текстов с учетом их экстралингвистических параметров, то в других областях знания его понимают как вид речевой коммуникации, при которой необходимо рациональное критическое рассмотрение ценностей, норм и правил социальной жизни (Habermas, 1986), (Миронова 1997, С. 42, 47), либо делают акцент на общении как способе реализации определенных дискурсивных практик (Foucault, 1972) .
Принимая во внимание все вышеупомянутые аспекты понимания дискурса, в настоящем исследовании будут использованы знания лингвистики, психологии, философии и логики
Дискурсивные стратегии затрагивают, прежде всего, представителей так назы-
Елена Владимировна Темнова -
кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры английского языка №2 Московского государственного института международных отношений (Университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО МИД России) E-mail: elena.temnova@gmail.com https://mgimo.ru/people/temnova/
В последние десятилетия на фоне развития медийно-информацонных структур происходит смена научной парадигмы знания. При этом интерес исследователей фокусируется на области изучения кластеров хранения, обработки и использования информации когнитивными структурами человека
Для цитирования: Темнова Е.В. Фелицитарная vs дистимная картина мира в современном англоязычном меди-адискурсе // Национальный психологический журнал. - 2019. - № 1(33). - С. 109-121. doi: 10.11621/npj.2019.0110
ваемого поколения Y (родившиеся между 1981 и 2000 гг.), которое получило статус Digital Natives или «цифровое поколение». Их способ мышления и процессы обработки информации принципиально отличаются от тех, которые использовали предыдущие поколения . Формализующими концептами современной медийной культуры этих людей являются такие способы передачи информации, которые содержат минимальное количество текста и большое количество видео, в большинстве случаев воплощенное в мемах (термин Ричарда Докинза) (Dawkins, URL: http://www.rubinghscience . org/memetics/ dawkinsmemes .html) .
Анализ медийного пространства современных источников информации, в числе которых онлайн издания англоязычной качественной прессы (The Daily Telegraph, The Independent, The Economist, The Times, The Financial Times, The New York Times, The Wall Street Journal, The Washington Post, The Times, The New Yorker и других), сетевых новостных порталов (Reuters, BBC, Euronews, CNN, Bloomberg), новостных сайтов и блогов (Huffington Post), видеохос-тинговых сайтов (YouTube), кабельных и спутниковых теле- и радиоканалов (CNBC, Fortune и др.), позволяет сделать вывод о том, что данный материал широко использует образы научно-фантастической реальности Формированию этих образов способствуют несколько факторов
Во-первых, цитирование авторами медийных материалов произведений научной фантастики, основополагающие концепты которой были сформулированы представителями зарубежной классики Реем Бредбери, Робертом Шекли, Айзеком Азимовым, Станиславом Лемом, Аркадием и Борисом Стругацкими и др Многие онлайн издания англоязычных газет размещают материал о пророчествах писателей научной фантастики, которые уже сбылись. Например, широко цитируются предсказания Рэя Бредбери: наушники («ракушки»), телевизоры с плоским экраном, банкоматы, социальная сеть, автомобили c искусственным интеллектом и многие другие ('Ray Bradbury: 10 of his most prescient predictions', The Washington Post, 2017).
Во-вторых, использование журналистами и колумнистами различных рубрик (News, Technology, Business, Entertainment,
и другими) онлайн изданий зарубежной прессы образов фантастических произведений кинематографа, таких как «Я робот» (2004) ('What Isaac Asimov Taught Us About Predicting the Future', The New York Times, 2018), трилогия «Матрица» (1999, 2003) ('How Our Capitalist Society Is Like 'The Matrix'', Huffington Post, 2017; 'From red pills to red, white and blue Brexit: how The Matrix shaped our reality', Guardian, 2019), «Ex Machina» (2014) ('Robots will never rise up against humans because they will be part of the family, AI expert says', The Telegraph/News, 2018; 'Deus ex machina: former Google engineer is developing an AI god', The Guardian/Technology, 2017) «Амелия 2 .0» (2017) ('Intelligent machines: Meet Watson and Amelia', BBC, 2017), «Сфера» (2018) ('In 'The Circle,' Click Here if You Think You're Being Watched', NY Times, 2017) и многих других, изображающих искусственный интеллект в интерактивном общении с человеком либо в сингулярном единстве с ним
В-третьих, активное цитирование авторами медийных материалов предсказаний философов, футурологов, технических гениев ХХ века, таких как Маршалл Маклюэн ('MacLuhan: Now the medium is the Massage', NY Times, 2018), Рэймонд Курцвейль ('Human 2 .0 Is Coming Faster Than You Think . Will You Evolve With The Times?' Forbes, 2018), Герд Леонгард ('Futurist Gerd Leonhard talks to Business Insider about cryptocurrency, the professions that will disappear over the next 20 years, and why he quit Facebook', Business Insider, 2018), Илон Маск (интервью с Ило-ном Маском: Elon Musk and the frontier of Technology - interview, 2018. https://www. pbs.org/thinktank/transcript1292.htm; Elon Musk interview transcript - How to Build the Future, 2018. https://ru.scribd.com/ document/324130713/Elon-Musk-interview-transcript-How-to-Build-the-Future)
Таким образом, вышеозначенные факторы влияют на сознание реципиента медийных материалов в определенном ключе, формируя определенно социаль-
но-исторический контекст, в котором этот реципиент себя ощущает и воспринимает
Футуристическая картина современных медиа
Если рассматривать дискурс как единое внешнее пространство, в котором размещается сеть различных (временных и пространственных) характеристик (Темнова, 2004), то наполненность ментального пространства гипермедиа концептами научной фантастики можно воспринимать как эволюционное восхождение социально-психологического знания, т к используются все новые механизмы воздействия на социально-психологические качества личности современными средствами гипермедиа Обсуждение достижений научно-технического прогресса в ключе потока нарождающихся квантовых технологий,
так активно обсуждаемых в гипермедиа (не только в текстовой виде, но и в форме видео материалов), явно отсылает к образам футуристической модели будущего . Илон Маск именует такое использование модальности будущего «играми с футуристическим огнем» (Matyszczyk, URL: https://www.cnet .com/news/elon-musk-im-afraid-of-the-terminator/).
Футуристическая модель восприятия будущего подобна образу жизни того, кто мучительно ищет новые пути, побуждаемый внутренней потребностью движения вперед (Тойнби, 1991). При этом движение вперед отнюдь не подкреплено устоявшимися нормами социального поведения как отдельного индивида, так и общности людей в целом, что ведет к отрицанию культурно-исторических ценностей. Так, в манифесте Т.Ф . Маринетти (Manifesto du Futurisme, URL:https://gaüica. bnf.fr/ark:/12148/bpt6k2883730/f1 .image) подобное отрицание опыта прошлого выражается в его критике. Он пишет, что «у
Для цитирования: Темнова Е.В. Фелицитарная vs дистимная картина мира в современном англоязычном меди-адискурсе // Национальный психологический журнал. - 2019. - № 1(33). - С. 109-121. doi: 10.11621/npj.2019.0110
Футуристическая модель восприятия будущего подобна образу жизни того, кто мучительно ищет новые пути, побуждаемый внутренней потребностью движения вперед. При этом движение вперед отнюдь не подкреплено устоявшимися нормами социального поведения как отдельного индивида, так и общности людей в целом, что ведет к отрицанию культурно-исторических ценностей.
Национальный психологический журнал № 1(33) 2019 [Медиапсихология ]
National Psychological Journal 2019, 12(1)
http://npsyj.ru
нас нет жизни, есть только одни воспоминания о более славном прошлом ... Мы живем в великолепном саркофаге, в котором плотно привинчена крышка, чтобы не проник свежий воздух» . Современные медиа приоткрывают крышку саркофага Ма-ринетти и ставят под сомнение высказанную им более 100 лет назад идею.
Анализ современных медийных онлайн изданий (тексты статей, видеосюжеты, заголовки, мемы) говорит о том, что прошлое забыто, и человечество
устремлено в будущее . Авторами онлайн публикаций активно используются цифры 2030 и 2050 как обозначение рубежных лет техногенных и научных достижений. Принимая во внимание то, что медиадискурс, будучи динамичным явлением, вносит изменения в ментальную базу человека и способствует ее постоянному обновлению (Темнова, 2004, С . 32), постоянно напитывается понятиями не только существующей окружающей действительности, но также возможных потенциальных миров и становится вместилищем футуристических образов Учитывая вышесказанное, можно предположить, что медиадискурс является вместилищем репрезентаций не только существующей окружающей
действительности, но также возможных потенциальных миров . Таким образом, вывод о том, что медиакартина мира формируется сквозь призму футуристического мировосприятия и служит формированию футуристической картины мира (Темнова, 2018), уже не кажется столь притянутым
В картине мира как неотъемлемом явлении языковой личности (Виноградов, 1980) выражено национально-специфическое видение мира. Картина мира по-
нимается как «отображение в психике человека предметной окружающей действительности» (Леонтьев, 1993, С. 18; Красных, 2003, С . 61) . При этом научная картина мира призвана отражать объективное знание человечества и является результатом познавательной деятельности человека как ученого, в отличии от так называемой наивной картины мира, порожденной обыденным сознанием (Любимова, Бузальская, 2011) .
Становление и развитие человеческого
знания о мире формируют определенный подход к извлечению и существованию этого знания, что позволяет сформулировать основные этапы развития представления человека о себе и мире в философской, религиозной и научной картине мира (Арутюнова, 1987) .
Антропоцентрическое знание в рамках подхода, изучающего картину мира как систему представлений человека о самом себе в окружающем его мире, обычно формулируется в следующих категориях: знания о происхождении вселенной, принципах функционирования окружающей действительности, поступках о человека о существовании социального общества, роли познания и когнитивной деятельности человека,
противопоставлении человека высшему разуму и др . Философская картина мира складывается на основе представления философов от Гераклита до наших дней . Знания философов обусловлены метафизическими характеристиками окружающей действительности, здесь важную роль играет представление о материи и идее, которые находятся в дуальной противоположности
Футуристическая картина мира, наряду с мифологической, религиозной, фило-
софской, научной формами мировоззрения как один из способов представления человека о развитии жизни и потенциала человека и сообщества людей в целом, представляет синкретическую совокупность научных теорий, предсказаний научных фантастов, а также различных мифологий, где теория струн смешана с легендами о ясене Игдрассиль, технические достижения, экранизированные в фантастической эпопее «Звездные войны», сосуществуют с предсказаниями Рея Брэдбери с примесью эсхатологических последствий существования человека в сингулярном единстве с машиной и тп . Так, в пространстве медиадискурса реципиент ощущает себя в плавильном котле постмодернисткого пространства. Гипермедиа манипулируют сознанием своих реципиентов: синтезируют научные данные и разбавляют их мифологемами . Пытаясь расширить когнитивный потенциал своих публикаций, они на самом деле подменяют ими понятия уже сложившего антропоцентрического знания, представленного в других картинах мира.
Важно то, что футуристическая картина мира как отражение функционирования концептов дискурсивного пространства, предлагаемых средствами гипермедиа, представлена в дихотомии положительного («+») и отрицательного («-»), указывающих либо на позитивное восприятие технологий будущего, либо как на имеющие негативное воздействие на развитие антропоцентрических ценностей человека
На основе функционирования дискурса современных медиа можно выделить следующие особенности футуристической картины мира в сравнении с представлениями человека о себе и окружающем мире на предыдущих этапах социально-исторического прогресса в философской, религиозной и научной картинах мира, которые могут быть представлены с учетом указанных характеристик в сводной таблице 1.
Фелицитарность vs дистимность восприятия будущего современными медиа
Характеристики антропоцентрического знания, представленные в положи-
Дляцитирования: Темнова Е.В. Фелицитарная vs дистимная картина мира в современном англоязычном меди-адискурсе // Национальный психологический журнал. - 2019. - № 1(33). - С. 109-121. doi: 10.11621/npj.2019.0110
Анализ современных медийных онлайн изданий (тексты статей, видеосюжеты, заголовки, мемы) говорит о том, что прошлое забыто, и человечество устремлено в будущее. Авторами онлайн публикаций активно используются цифры 2030 и 2050 как обозначение рубежных лет техногенных и научных достижений
Гипермедиа манипулируют сознанием своих реципиентов: синтезируют научные данные и разбавляют их мифологемами. Пытаясь расширить когнитивный потенциал своих публикаций, они на самом деле подменяют ими понятия уже сложившего антропоцентрического знания, представленного в других картинах мира
Табл. 1. Антропоцентрическое знание в картинах мира (КМ).
Антропоцентрическое знание КМ
Философская Религиозная Научная Футуристическая
Вселенная происхождение вселенной, понятие атома, материализм окружающий мир и вселенная созданы Богом научные теории происхождения вселенной (большой взрыв и т.п), космогония, физические основы материального мира (механика, физическая, химическая и биологическая субстанция существования тел) человек - создатель технического прогресса
Происхождение сущего материализм (пространство, время) У5 идеализм (сознание, мышление, бессознательное) человек создан по «образу и подобию Божьему» научный прогресс; существование биологического тела регулируется законами физики, химии и других естественных наук «+» мир, в котором правит искусственный интеллект, является творением человека; замещение человеческого труда автоматизированным для выполнения монотонных операций или на вредном производстве; «-» искусственный интеллект эволюционирует и начинает управлять человеком, не исключено порабощение человека машинами
Познание познание как проявление диалектического взаимодействия материального и духовного; самопознание (по5се Ге ¡р5ит) высший промысел непостижим и не подвергается сомнению; знание «нисходит» на человека свыше познавательная когнитивная деятельность и некоторые аспекты человеческой психики «+» расширение когнитивного потенциала людей за счет сращения мозга человека с компьютером, интеграция человека и машины (сингулярность); «-» чипизация, тотальный контроль власти над индивидом, зомбирование; нежелание и невозможность что-то изменить, чувство опустошенности и апатия
Поступки человека и социальное существование судьба определяется поступками человека (кармическое исцеление либо воздаяние как частный случай обретения судьбы) человек греховен по своей сути, наказание следует за содеянный поступок человек сам управляет своей жизнью с помощью современного знания о мире «+» технические изобретения (Эй печать органов и т.п.) избавят людей от страданий; иммерсивная реальность поможет избежать психологических проблем посредством погружения в иную реальность; переход к неорганическим формам жизни; расширение физических способностей людей (имплантаты, микрочипы, наноботы); «-» киборгизация требует финансовых затрат; усугубление социального неравенства и имущественного расслоения общества; социальные, юридические, человеческие права и свободы киборгов не определены, их положение в обществе маргинально
Представления о завершении существования не исключена возможность переселения душ (метемпсихоз как частный случай продления существования) будущее видится как избавление от греховного существования и победа над злом частичное корректирование с помощью собственных сил и использованием технологий и научных достижений (например, в области медицины) «+» человек будем жить вечно (трасгуманизм); освоение жизненного потенциала других планет; переход человека к неорганическим формам жизни «-» существование человека в информационном потоке квантовых технологий не избавит человечество от страданий; элиминирование человеческой самоидентичности; социальная тревожность и депрессия усугубятся; духовное развитие будет приостановлено
тельном и негативном влиянии на адресата, могут быть классифицированы как дискурсообразующие элементы в системе картины мира. Подобное противопоставление концептов положительного и негативного восприятия будущего через призму гипермедиа формирует концеп-тообразующие понятия, направленные на формирование фелицитарной картины мира (способствующей светлому восприятию будущего) и дистимной картины мира (способствующей мрачному восприятию будущего) у адресатов гипермедиа.
Фелицитарность (лат Felicita - счастье) как понятие психического здоровья индивида выступает для измерения показателей благополучия и качества жизни . Феномен счастья в аксиологической системе ценностей находит отражение в антропоцентрическом познании культурной среды, в которой существует индивид. (Гаврилова 2003) ■
Термин «дистимный», заимствованный из сферы психологии, где он применяется к акцентуированным личностям (Leonhard, 1968) и означает сосредоточен-
ность на темной, мрачной стороне жизни, а также склонность к депрессии (Большой психологический словарь, URL:(http:// www. psychologist .ru/dictionary_of_terms/ index?id=2790), в данной работе используется как характеристика мрачного будущего, несущего утрату идеалов, физическое разрушение и ожидания конца света.
Суггестивное восприятие будущего, представленное дуальными противоположностями установившихся в религиозном сознании и перенесенных в другие виды дискурса понятий рая и ада, прелом-
Для цитирования: Темнова Е.В. Фелицитарная vs дистимная картина мира в современном англоязычном меди-адискурсе // Национальный психологический журнал. - 2019. - № 1(33). - С. 109-121. doi: 10.11621/npj.2019.0110
Table 1. Philosophical, religious, scientific and futuristic worldview on basic concepts of human knowledge
Concepts of human knowledge Worldview
Philosophical Religious Scientific Futuristic
Universe Origin of the Universe, atom, materialistic issues The Universe and the surrounding world were created by God Scientific theories of the origin of the Universe (e.g. Big Bang) cosmogony, physical bases of the material world (mechanics, physical, chemical, biological living of things) Man is a founder of the technological advance
Origin of Things Material issues (space and time) vs ideal issues (consciousness, thinking, unconsciousness) Man was created in the "image and likeness of God" Technical advance; biological body living is regulated by the principles of physics, chemistry, etc. "+" The world flooded with artificial intelligence is the creation of man; leaving jobs for automated labour to avoid monotonous work or hazardous production; "-" artificial intelligence evolves and begins to control a person, the enslavement of man by machines is quite probable
Cognition Cognition as a dialectic combination of the material and spiritual issues; Self-perception (nosce te ipsum) God works in mysterious ways, but these works are beyond doubting; knowledge descend from God if he wishes cognitive structures and some aspects of the human psyche are involved "+" Expansion of human cognitive potential due to melding the human brain with a computer; human is merged with a machine (singularity); "-" chiping, total control of over the human individual, zombies; unwillingness and impossibility to make changes, feeling of emptiness and apathy, frustration
Human Behaviour and Social Living fate is determined by the person's behaviour (karma as salvation ) man is sinful in nature, punishment follows act committed people are free to control their lives using knowledge of modern the world that are available "+" Technical inventions (3D printing of organs, etc.) will relieve people from suffering; immersive and augmented reality will help avoid psychological problems in immersive reality; transition to inorganic life forms; technologically enhanced humans (body implants, microchips, nanobots); "-" being a cyborg is costly; aggravation of social and property inequality; social, legal, human rights and freedoms of cyborgs are not identified, cyborgs are marginal citizens
Notions of the End of Living soul relocation is optional (metempsychosis as a kind of prolonging life) the future is seen as deliverance from sinful existence and victory over evil adjustment using own strength and using technology and scientific advances (e.g. using achievements in medicine) "+"Eternal living of humans (trans-humanism); relocating to other planets; transition to inorganic life forms; "-" human finding themselves within the information flow of quantum technologies will not save humanity from suffering; elimination of human self-identity; social anxiety and depression; low motivation; spiritual development will be blocked
ляется в парадигме перехода состояния человека от земного существования за его пределы. Таким образом, религиозная концепция Рая/Царства Божьего представлена в медийной картине мира фелицитарным понятием сингулярности (англ. Singularity -объединение человека и машины с позитивным мироощущением, преломленном
лярностью, но с негативным оттенком, т.е. превращением человека в киборга без человеческих свобод и сомнительными юридическими правами
Трансгуманизм понимается как качественно улучшенное в технологическом понимании человеческое тело (англ technologically enhanced human), что не-
изменно послужит развитием нового витка эволюции человечества. Использование принципов квантовой физики сделает возможным долгожданное появ-
ление и массовое использование квантовых компьютеров, посредством которых человек сможет находиться в пространстве квантовых информационных технологий (Квантовые информационные технологии, 2018 URL: https://education. nsu.ru/quantum_informatics/), что знаменует собой вступление в информационно-квантовую эпоху существования человека. Трансгуманизм - это то самое состояние, которое сможет избавить человека от страданий и поможет преодолеть смерть . Одной из целей и важнейших черт трансгуманизма является «научный иммортализм» (то есть стремление максимально отсрочить смерть при помощи достижений науки) (Трансгуманизм: светлое будущее . . ., URL: https://robo-sapiens.ru/ stati/transgumanizm-svetloe-budushhee-ili-mrachnaya-antiutopiya/) .
Использование принципов квантовой физики сделает возможным долгожданное появление и массовое использование квантовых компьютеров, посредством которых человек сможет находиться в пространстве квантовых информационных технологий, что знаменует собой вступление в информационно-квантовую эпоху существования человека
в парадигме трансгуманизма (вечного существования человека) (Kurzweil, 2017) . При этом концепция Ада/инфернального существования также представлена сингу-
Для ¡цитирования: Темнова Е.В. Фелицитарная vs дистимная картина мира в современном англоязычном меди-адискурсе // Национальный психологический журнал. - 2019. - № 1(33). - С. 109-121. doi: 10.11621/npj.2019.0110
Перед лицом трансчеловеческих преобразований ученые современной эпохи вынуждены принимать дуальное функционирование аксиологических ценностей, т.е. прогнозировать оборотную сторону жизни в будущем, несущую разрушительное воздействие духовной составляющей человеческой жизни, что может быть выражено в дистимной картине мира
Анализ медиа показывает, что одним из активных сторонников данной позиции выступает Илон Маск, инженер, предприниматель, изобретатель, новатор, прославившийся своей инвесторской деятельностью в области искусственного интеллекта Медиа все чаще цитируют отрывки из интервью с ним (Elon Musk and ..., URL: https://www.pbs.org/thinktank/ transcript1292.htm), в котором Маск делится своими сомнениями относительно выдающейся роли искусственного интеллекта в системе антропософских ценностей будущего, что выражаются в дискурсивном значении мрачности/ди-стимности его высказываний относительно будущего (grim predictions, grim warning, wild predictions - индекс дискурсивных элементов мрачности достаточно высок - см. таблицу 2) . При этом указание на то, что робототехника представляет собой нечто зловещее и опасное для человечества, прослеживается в заявлениях других медийных личностей, журналистов, ученых и т.д. Демонизация образа искусственного интеллекта (ИИ) и всего, что с ним связано, прослеживается в поп-культуре, в рамках которой негативный сценарий развития ИИ является почти нормой, по сравнению с предсказаниями фелицитарности и всеобщего счастья трансгуманизма
В данной работе проанализированы источники англоязычных медиа, которые включают текстовые материалы и видеосюжеты онлайн-изданий современной качественной прессы, а также мемы (The Daily Telegraph, The Independent, The Economist, The Times, The Financial Times, The New York Times, The Wall Street Journal, The Washington Post, The Times, The New Yorker и других), сетевых новостных порталов (Reuters, BBC, Euronews, CNN, Bloomberg), новостных сайтов и блогов (Huffington Post), видеохостинговых сайтов (YouTube), кабельных и спутниковых теле- и радиоканалов (CNBC, Fortune и др .) .
В фокусе исследования оказались рубрики "World" (Мир), "Lifestyle" (Образ жизни), "Science and Technology" (Наука и технологии), "Culture" (Культура), "Sport" (Спорт), "Medicine and Health" (Медицина и здоровый образ жизни), "Business and Finance" (Бизнес и финансы) .
Методом сплошной выборки выделено 866 лексических единиц, характеризующих филицитарное/дистимное восприятие картины мира. Проведен анализ лексических единиц материала вышеперечисленных рубрик, включающих текстовые статьи (в том числе заголовки), бло-ги, видеоматериалы, мемы Отобранный лексический материал позволил выделить следующие концептоообразующие категории: потеря рабочих мест из-за автоматизации труда (leaving jobs for automated labour), технология «Облако» в сфере образования (Cloud technology and E-learning), сингулярность как переход к трансгуманизму (singularity and transhumanism), урбанистический дизайн (forward-thinking urban design), искусственный интеллект и робототехника (AI and robots), 3D-rn-чать человеческих органов и оружия (3D printing of human organs and weapons), иммерсивная и дополненная реальность (immersive and augmented reality), функционирование криптовалют становится нормой жизни (cryptocurrencies go mainstream) .
На основе вышеобозначенных кон-цептообразующих категорий выделены следующие концептосферы (КС): автома-
тизиация труда (Automated Labour), технология Облако (the Cloud), киборгизация (Cyborgs), умный город (Smart City), искусственный интеллект (Artificial Intelligence), 3D-печать (3D Printing), иммерсивная и дополненная реальность (Immersive and Augmented reality), криптовалютная финансовая система (Cryptocurrency Finance) Концептосферы медиадискурса в лингвистическом выражении имеют определенное количественное выражение .
Отобранные примеры лексического выражения концептосфер иллюстрируют определенное отношение к модели мира будущего, что позволяет разделить их на две категории . Первая категория содержит лексические единицы, отражающие позитивные или «светлые» ассоциации с теми технологическими достижениями, которые могут иметь место в человеческом обществе будущего . Лексические выражения второй категории формируют у реципиента материалов медиадискурса негативное отношение к реальности будущего Таблица 2 иллюстрирует количественные характеристики выделенных концептос-фер и то, как они преломляются в количественных характеристиках фелицитарной и дистимной картин мира.
Из таблицы следует, что самые высокие фелицитарные ожидания в концептосфе-рах «ДО-печать» (89,4%), «Автоматизации труда» (87,3%) , «"Умный" город» (82,8%), за ними по мере снижения следуют «Ки-боргизация» (79,6%) «Технология "Обла-
Табл. 2. Лингвистическое выражение фелицитарной и дистимной картин мира (КМ) в выделенных
№ пп Концептосфера Лингвистическое выражение Футуристическая КМ, % от количества ссылок по данной концептосфере
N % от общего количества лингвистических выражений Фелицитарная Дистимная
1 Автоматизация труда 98 11,3 87,3 15,4
2 Технология «Облако» 91 10,5 64,7 22,4
3 Киборгизация 173 20,0 79,6 31,8
4 «Умный» город 101 11,7 82,8 12,6
5 Искусственный интеллект 83 9,6 58,8 16,8
6 3D-печать 146 16,8 89,4 10,7
7 Иммерсивная и дополненная реальность 59 6,8 38,1 36,8
8 Криптовалютная финансовая система 115 13.3 18,8 14,7
866
Для цитирования: Темнова Е.В. Фелицитарная vs дистимная картина мира в современном англоязычном меди-адискурсе // Национальный психологический журнал. - 2019. - № 1(33). - С. 109-121. doi: 10.11621/npj.2019.0110
Национальный психологический журнал № 1(33) 2019 [Медиапсихология ]
National Psychological Journal 2019, 12(1)
http://npsyj.ru
Table 2. Linguistic units that manifest the felicitous worldview and the dismal worldview within the
conce ptual spheres of the media discourse.
# Conceptual Sphere Linguistic Expressions Futuristic Worldview
Felicitous Worldview, % Dismal Worldview, % Дистимная
N % of the total N
1 Automated Labour 98 11,3 87.3 15.4
2 Cloud Technology 91 10,5 64.7 22.4
3 Cyborgisation 173 20,0 79.6 31.8
4 "Smart" City 101 11,7 82.8 12.6
5 Artificial Intelligence 83 9,6 58.8 16.8
6 3D Printing 146 16,8 89.4 10.7
7 Immersive and Augmented Reality 59 6,8 38.1 36.8
8 Cryptocurrencies 115 13.3 18.8 14.7
866
ко"» (64,7%), «Искусственный интеллект» (58,8%), «Иммерсивная и дополненная реальность» (38,1%) . Соответственно, можно сделать вывод, что основные чаяния журналистов, экспертов и профессионалов в этой области могут быть связаны с тран-
века. Концептосфера «Криптовалютная финансовая система» (менее 20%) занимает аутсайдерскую позицию, что может говорить о недостаточной изученности и понимании данной темы англоязычными реципиентами дискурса гипермедиа
Можно сделать вывод, что основные чаяния журналистов, экспертов и профессионалов в этой области могут быть связаны с трансчеловеческими характеристиками печати органов для замещения травмированных или утраченных органов, тканей, костей, частей человеческого тела
счеловеческими характеристиками 3D печати органов для замещения травмированных или утраченных органов, тканей, костей, частей человеческого тела. Также с 3D печатью может ассоциироваться устранение психологических проблем в межличностных отношениях в семье, когда печать самого человека может спасти от одиночества и помочь обрести се-
С другой стороны, функционирование данной системы на настоящем уровне развития компьютерных технологий (компьютерные майнинговые фермы требуют огромных затрат энергии) может отрицательно сказываться на том, что понимание данной области еще на весьма низком уровне . Возможно, с приходом квантовых компьютеров крипто-
Дистимная картина мира выражена достаточно низким процентным соотношением в вышеперечисленных концептосферах англоязычных гипермедиа, что может свидетельствовать об игнорировании «темной» стороны событий в будущем, вытеснении негативных потоков в бессознательные структуры человеческой психики (Freud, 1915), что требует дальнейших многоуровневых исследований.
мью. Например, в будущем станет возможным с помощью 3D принтера распечатать новые органы и даже человека, который заменит погибшего ребенка или супруга
Концепты «Автоматизации труда» и «"Умный" город» имеют схожую природу и могут трактоваться как поиск лучшей жизни в лоне автоматизированного благоустроенного локуса (Seager, 2016), где лень одно из основных свойств чело-
валютные операции и майнинг крипто-валют станут привычными ежедневными процессами
Удивительно, что «Иммерсивная и дополненная реальность» имеет менее всего ссылок и упоминаний в современных медиа и, соответственно, самую низкую процентную выраженность как филици-тарных (38,1%), так и дистимных оценок (36,8%) - почти поровну. Однако, по
сравнению с другими концептосфера-ми, дистимная характеристика (36,8%) концептосферы «Иммерсивная и дополненная реальность» самая высокая среди остальных, что говорит о том, что данная сфера очень волнует авторов медийных произведений . По своим дистим-ным оценкам с отставанием на 6 десятых следует область «Киборгизация» (31,8%), что также позволяет сделать выводы о наличии у авторов определенных опасений в этой предметной области, свидетельствующих о неприятии данного явления .
В целом, дистимная картина мира выражена достаточно низким процентным соотношением в вышеперечисленных концептосферах англоязычных гипермедиа, что может свидетельствовать об игнорировании «темной» стороны событий в будущем, вытеснении негативных потоков в бессознательные структуры человеческой психики (Freud, 1915), что требует дальнейших многоуровневых исследований
Заключение
Моделирование реальности потенциальных миров будущего в гипермедиа является произведением с открытым финалом, которое ставит реципиента перед дуальным выбором добра и зла, что не является чем-то новым. Однако нельзя отрицать, что футуристическая картина мира ставит под сомнение сложившиеся понятия антропоцентрического знания и антиципаций будущего. Так, техногенный эсхатологизм научных фантастов вполне может замещаться фелицитар-ными представлениями философии трансгуманизма - понятие уязвимости и изнашиваемости биологического тела вымещается ожиданиями лучшего существования в сингулярном единстве машины и человека (Chan, 2017). Согласно Емелину В А, «освоение любой новой технологиче-ской формы так или иначе приводит к ее интериоризации и, как следствие, к ви-доизменению восприятия человеком ре-альности сквозь призму новых возмож-ностей». (Емелин, 2013, С . 64) Однако, есть опасения, что человечество может из инвариантной сущности превратиться в вариантный набор популяций (MacLeod, URL: https://
Для цитирования: Темнова Е.В. Фелицитарная vs дистимная картина мира в современном англоязычном меди-адискурсе // Национальный психологический журнал. - 2019. - № 1(33). - С. 109-121. doi: 10.11621/npj.2019.0110
aeon . co/essays/communism-failed-what-about-the-ideal-of-global-humanity) .
Как утверждалось ранее, футуристический медиадискурс определенным образом воздействуют на адресата и принимают активное участие в формировании картины мира человека (Темнова, 2018) . Сегодня гипермедиа в триединстве медиаресурсов, компьютерных технологий и телекоммуникаций оказывают неизбежное влияние на ментальные процессы критической массы населения земного шара, имеющих доступ к сети Интернет «Интернет всегда будет отражением человека», — считает герой Тома Хэнкса в фильме «Сфера» (Смысл фильма «Сфера», URL: https://mnogo-smysla. ru/smysl-filma/sfera/) . При этом смысл интернета совсем не в том, что он является эсхатологическим злом, а в том, как будет изменен топос субъекта и как технологии послужат добру и злу.
Разграничение фелицитарной и ди-стимной картин мира помогает обществу наилучшим образом осознать свою сущность в потоке потенциальных технологических и культурных изменений, чтобы устранить общественную психопатию, связанную с возникновением новых технологий. Например, криптовалютные финансовые трансакции едва ли вызывают понимание у обывателя, что формирует иррациональное неприятие нововведений, которые могут еще более усугубить общественную депрессию, будут способствовать опустошенности и апатии, социальному расслоению среди людей .
Согласно З. Фрейду, эпистемологическая сущность построения общества с фелицитарными антиципациями отходит на второй план: «человек стал, так сказать, богом на протезах, величественным, когда употребляет все свои вспомогательные органы, но они с ним не срослись и доставляют ему порой еще
немало хлопот Грядущие времена принесут новые, непредставимые сегодня плоды прогресса в этой области культуры, они сделают еще большим его богопо-добие . Однако . . . мы не должны забывать,
что при всем своем богоподобии современный человек не чувствует себя счастливым» (Фрейд, 1992) .
Сдвиг парадигмы мышления критической массы населения от религиозной к научно-футуристической отнюдь не отменяет ее совсем, меняется лишь отношение людей к новым преобразованиям
в социально-общественной жизни. Архетип Эдема как вечного процветания и вечной жизни не отменяли, он предстает в новом альтернативно-терапевтическом ключе ожиданий квантового будущего, трансгуманизма и безбрежной жизни в Облаке. Архетипический образ всепожирающего пламени Инферно, ранее ассоциировавшийся с эсхатологическим концом и завершением существования жизни человека, преломляется в плеяде метафор пунитивных (лат рипю - наказывать, карать) образов: апокалиптическом влиянии искусственного интеллекта и влиянии его на все сферы жизни в такой степени, что свобода людей будет ограничена, проявление эмоций будет под запре-
том, в распространении техноген-ного тоталитаризма (Ланир, 2011, С . 45) как тотального контроля машин над людьми, при котором человек будет лишь мелкой пешкой без прав и свобод. Так, согласно
Д . Ланиру, «скоро компьютеры станут такими большими и быстрыми, а сама Сеть -настолько информационно насыщенной, что люди превратятся в нечто устаревшее, либо в оставленных, как в апокалиптических романах, либо будут поглощены ки-берсверхчеловеческим нечто» (Ланир, 2011, С 50) .
Что касается фелицитарных признаков будущего, то они позволят лучше осознать влияние техногенного оптимизма и направить антиципации людей в русло конструктивного построения общества
Семиотико-ментальные структуры с подчеркнутой национально-культурной спецификой в потоке гипермедиа, возникающие во взаимодействии реального мира и футуристических переживаний будущего, служат построению новых путей исследования сущности и разума человека, что является неоценимым вкладом в развитие науки и потенциала дальнейших исследований по заявленной тематике
Разграничение фелицитарной и дистимной картин мира помогает обществу наилучшим образом осознать свою сущность в потоке потенциальных технологических и культурных изменений, чтобы устранить общественную психопатию, связанную с возникновением новых технологий
Семиотико-ментальные структуры с подчеркнутой национально-культурной спецификой в потоке гипермедиа, возникающие во взаимодействии реального мира и футуристических переживаний будущего, служат построению новых путей исследования сущности и разума человека, что является неоценимым вкладом в развитие науки и потенциала дальнейших исследований по заявленной тематике
Литература:
Арутюнова Н.Д. Аномалии и язык (К проблеме языковой «картины мира») // «Вопросы языкознания». - 1987. - № 3. - С. 3-19.
Барбрук Р., Камерон Э. Калифорнийская идеология [Электронный ресурс] // programming-lang.com : [сайт]. URL: http://programming-lang.com/
ru/computers/ ladlou/0/j51.html
Барлоу Дж.П. Декларация независимости Киберпространства. [Электронный ресурс] // Net Sago. : [сайт]. URL: http://www. telecomlaw.ru/ articles/declaration.html - (дата обращения 7.04.2019).
Болдырев Н.Н. Концептуальной пространство когнитивной лингвистики // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2004. - № 1. - С. 18-36. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - Москва, 2003. - 672 с.
Большой психологический словарь онлайн. [Электронный ресурс] // Психологический центр «Мир вашего Я» : [сайт] URL: http://www. psychologist.ru/dictionary_of_terms/ index?id=2790 - (дата обращения 7.04.2019). Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. Москва, 1996.
Для цитирования: Темнова Е.В. Фелицитарная vs дистимная картина мира в современном англоязычном меди-адискурсе // Национальный психологический журнал. - 2019. - № 1(33). - С. 109-121. doi: 10.11621/npj.2019.0110
Виноградов В.В. О языке художественной прозы // В.В. Виноградов Избранные труды. Т. 5. - Москва : Наука, 1980. - 360 с. : ил. Гаврилова И.С. Аксиологический смысл концепта «счастье» в лингвокультуре : дис. ... канд. филос. наук. - Волгоград, 2003. - 132 с. Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры. - Москва, 1985.
Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика. Системный подход к изучению языка СМИ: современная английская медиаречь : учебное пособие. -Москва : Флинта; Наука, 2008.- 264 с.
Емелин В.А. Киборгизация и инвалидизация технологически расширенного человека // Национальный психологический журнал. - 2013. -№1(9). - C . 62-70.
Квантовые информационные технологии [Электронный ресурс] // Новосибирский государственный университет : [сайт]. URL: https:// education.nsu.ru/quantum_informatics/ - (дата обращения 24.10.2018).
Королева М.Н. Счастье как социокультурный феномен : дис. ... канд. социолог. наук. - Москва, 2012. - 164 с. Красных В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? - Москва : Гнозис, 2003. - 375 с. Ланир Д. Вы не гаджет. Манифест. - Москва, 2011.
Леонтьев А.Н. Образ мира // А.Н. Леонтьев Избранные психологические произведения. - Москва, 1983. - С. 251-261.
Любимова Н.А., Бузальская Е.В. «Картина мира»: содержание, терминологический статус и общая иерархия ее составляющих // Мир русского языка. - №4. - 2011. - С. 3-20.
Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. - Москва, 2003.
Маслова В.А. Когнитивная лингвистика : учебное пособие. — Минск : ТетраСистемс, 2008 - 272 с.
Менджерицкая Е.О. Дискурсосфера печатных СМИ. Игра на выживание: монография. - Москва : МАКС Пресс, 2017. - 310 с.
Миронова Н.Н. Политический дискурс vs. оценочный дискурс // Политический дискурс в России. Материалы рабочего совещения, 30 марта
1997 г. : сборник - Москва : Ин-т языкознания, 1997. - С. 41-50.
Смысл фильма «Сфера». [Электронный ресурс] // Много смысла : [сайт]. URL: https://mnogo-smysla.ru/smysl-filma/sfera/ - (дата обращения 24.10.2018)
Степанов Ю.С. Концепты. Тонкая пленка цивилизации. - Москва : Языки славянских культур, 2007. - 601 с.
Темнова Е.В. Функционально-прагматическая роль метафоры в публицистическом дискурсе: на материале английского языка: дис. ... канд. филол. наук. - Москва, 2004а.
Темнова Е.В. Современные подходы к изучению дискурса // Язык, сознание, коммуникация: сб. статей / отв. ред. В.В. Красных, А.И. Изотов. Вып. 26. - Москва : МАКС Пресс, 2004б. - 168 с.
Темнова Е.В. The Guardian и футуризм: медиадискурс как средство формирования футуристической картины мира// Cognitive studies of language. Vol XXXIV. Cognitio and communication in today's globalized world. Papers of the 8th International Congress on Cognitive Linguistics, October 10-12, 2018. Moscow, Tambov, 2-18. - 322-324.
Тойнби А.Дж. Постижение истории. - Москва : Прогресс. - 1991. - 736 с.
Трансгуманизм: светлое будущее или мрачная антиутопия? [Электронный ресурс] // robo-sapiens : [сайт]. URL: https://robo-sapiens.ru/stati/ transgumanizm-svetloe-budushhee-ili-mrachnaya-antiutopiya/ - (дата обращения 24.10.2018)
Фрейд З. Недовольство культурой // Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. - Москва : Ренессанс, 1992. - С. 65-134.
Футуризм [Электронный ресурс] // Энциклопедия кругосвет : [сайт]. URL: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/
FUTURIZM.html - (дата обращения 24.10.2018).
Baudrillard J. La simulaciyn en el arte. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.analitica.com (дата обращения 24.10.2018)
Baudrillard J. Simulacra and Simulations. Stanford: Stanford University Press, 1988.-184 pp.
BBC 2016-2018. Электронный ресурс. Режим доступа: www.bbc.com/ (дата обращения 24.10.2018)
Bloomberg 2016-2018. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.bloomberg.com/ (дата обращения 24.10.2018)
CNBC 2016-2018. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.cnbc.com/ (дата обращения 24.10.2018)
Chan L. Elon Musk Wants To Link Brain And Computers: How This Can Give Humans Superpowers. 2017. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.techtimes.com/articles/210238/20170618/elon-musk-wants-to-link-brain-and-computers-how-this-can-give-humans-superpowers.htm (дата обращения 28.10.2018)
CNN 2016-2018. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.cnn.com/ (дата обращения 24.10.2018)
The Daily Telegraph 2016-2018. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.telegraph.co.uk/ (дата обращения 24.10.2018)
Dijk T.A. van. Studies in the Pragmatics of Discourse. - The Hague, 1981. — 271. doi: 10.1515/9783110826142
Dijk T.A. van. Editor's Introduction: The Study of Discourse: An Introduction. Discourse Studies. 5 vols. Sage Benchmarks in Discourse Studies. London: Sage, 2007. — P. 19-42.
Dawkins R. The Selfish Gene. Chapter 11. Memes: the new replicators. First published 1976; 1989 edition: Oxford University Press. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rubinghscience.org/memetics/dawkinsmemes.html (дата обращения 24.10.2018)
Dutta S., & Mia I. (2011).The Global Information Technology Report 2010-2011 Transformations 2.0. World Economic Forum. URL: Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ictliteracy.info/rf.pdf/Global-ITReport-2010-2011.pdf (дата обращения 24.10.2018)
The Economist 2016-2018. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.economist.com/ (дата обращения 24.10.2018) (дата обращения 24.10.2018)
Elon Musk and the frontier of Technology - interview. 2018. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.pbs.org/thinktank/transcript1292.htm (дата обращения 24.10.2018)
Для цитирования: Темнова Е.В. Фелицитарная vs дистимная картина мира в современном англоязычном меди-адискурсе // Национальный психологический журнал. - 2019. - № 1(33). - С. 109-121. doi: 10,11621/npj,2019,0110
Elon Musk interview transcript - How to Build the Future. 2018. Электронный ресурс. Режим доступа: https://ru.scribd.com/document/324130713/ Elon-Musk-interview-transcript-How-to-Build-the-Future (дата обращения 24.10.2018)
Euronews 2016-2018. Электронный ресурс. Режим доступа: https://ru.euronews.com/ (дата обращения 24.10.2018)
The Financial Times 2016-2018. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.ft.com/ (дата обращения 24.10.2018). doi: 10.1016/j.ptdy.2018.09.006 Fodor, Jerry A., and W. Pylyshyn, Zenon «Connectionism and cognitive architecture: A critical analysis.» Cognition 28.1-2, 1988), 3-71. doi: 10.1016/0010-0277(88)90031-5
Foucault M. The Archaeology of Knowledge. London & N.Y.: Routledge Classics, 1972.-239 p. Freud, Sigmund (1915d): Die Verdrängung. GW X, 248-261.
The Guardian, 2016-2018. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.theguardian.com (дата обращения 24.10.2018)
Gett, E. DeepMind's new research plan to make sure AI is safe. Октябрь 2018. Электронный ресурс. Режим доступа: https://singularityhub. com/2018/10/15/deepminds-new-research-plan-to-make-sure-ai-is-safe/#sm.0000cjnzeu9wpefqtl01tlieuhswd (дата обращения 24.10.2018)
Habermas J. Hannah Arendt's Communications Concept of Power // Power / ed. by Steven Lukes. Oxford: Blackwell, 1986.
Huffington Post 2016-2018. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.huffingtonpost.com/ (дата обращения 24.10.2018)
Hymes D. The Ethnography of Speaking // Anthropology and Human Behavior. Washington D.C.: Anthropological Society of Washington, 1962. doi: 10.1037/e596342011-002.
The Independent 2016-2018. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.independent.co.uk/ (дата обращения 24.10.2018)
Is the mind modular? Tag: Architecture of the human mind. Электронный ресурс. Режим доступа: https://inside-the-brain.com/tag/architecture-of-
the-human-mind/ (дата обращения 24.10.2018)
Katz I. J., Fodor J.A. The structure of a semantic theory. Language. Baltimore, 1963. doi: 10.2307/411200
Kurzweil R. The Singularity Is Near: When Humans Transcend Biology. - Penguin, 2006.
Leonhard K. Akzentuierte Persönlichkeiten. Berlin: Volk und Gesundheit. - 1968.
Manifesto du Futurisme, Le Figaro 1909/02/20 (Numéro 51). Gallica, Bibliothèque nationale de France.
Matyszczyk, Chris. Elon Musk: I'm afraid of the Terminator. June 18, 2014. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.cnet.com/news/elon-musk-im-afraid-of-the-terminator/ (дата обращения 24.10.2018)
MacLeod K. (2015). The ends of humanity. «Aeon Magazine», Great Britain. Электронный ресурс. Режим доступа: https://aeon.co/essays/communism-failed-what-about-the-ideal-of-global-humanity (дата обращения 24.10.2018)
Mendzheritskaya E.O., Temnova E.V. Metaphors We Read by // Язык и коммуникация - Вып. 9. - Орел, 2002 - C. 31-35. The Newyorker 2016-2018. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.newyorker.com/ (дата обращения 24.10.2018) The New York Times 2016-2018. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.nytimes.com/ (дата обращения 24.10.2018) Reinventing Film Studies / Ed.by C.Gledhill and L.Williams. L.: Oxford Univ.Press, 2000.
Reuters 2016-2018. Электронный ресурс. Режим доступа: https://ru.reuters.com/ (дата обращения 24.10.2018)
Robot automation will 'take 800 million jobs by 2030' - report. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.bbc.com/news/world-us-canada-42170100 (дата обращения 24.10.2018)
Seager, Ch. Will jobs exist in 2050? Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.theguardian.com/careers/2016/oct/13/will-jobs-exist-in-2050 (дата обращения 24.10.2018)
The Times 2016 - 2018. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.thetimes.co.uk/ (дата обращения 24.10.2018)
Tsukayama, H. Dreams of Ray Bradbury: predictions that came true // Washington Post. June 6, 2012. Электронный ресурс. Режим доступа: https:// www.washingtonpost.com/business/technology/dreams-of-ray-bradbury-ten-predictions-that-came-true/2012/06/06/gJQAqbs9IV_story.html?utm_ term=.f907e0cde9d7 (дата обращения 24.10.2018)
Urban Dictionary. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.urbandictionary.com/ (дата обращения 24.10.2018)
The Wall Street Journal 2016-2018. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.wsj.com/europe (Дата обращения 24.10.2018г.)
17 ways technology will change our lives by 2050. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.businessinsider.com/ian-pearson-predictions-
about-the-world-in-2050-2016-7/ (дата обращения 24.10.2018)
What will technology look like in 2050? - 2017. Электронный ресурс. Режим доступа:
https://medium.economist.com/what-will-technology-look-like-in-2050-75b4fee196f2 (дата обращения 24.10.2018)
Видео материалы:
Ray Kurzweil: Our Brain Is a Blueprint for the Master Algorithm. Jun 30, 2017. Электронный ресурс. Режим доступа https://singularityhub. com/2017/06/30/ray-kurzweil-our-brain-is-a-blueprint-for-the-master-algorithm/#sm.0000cjnzeu9wpefqtl01tlieuhswd (дата обращения 24.10.2018)
Ray Kurzweil. Cloud. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=KUkoGCRmCd4&app=desktop (дата обращения 24.10.2018)
References:
Arutyunova N.D. (1987). Anomalies and language (On the problem of the linguistic picture of the world). [Voprosy yazykoznaniya], 3, 3-19. Barbrook R., & Cameron E. (1999). California Ideology. Retrieved from: http://programming-lang.com/en/computers/ladlou/0/j51.html (accessed 24.10. 2018) Barlow J.P. (2008). Declaration of Cyberspace Independence. Retrieved from: http://www.telecomlaw.ru/articles/declaration.html (accessed 17.04.2019)
Для цитирования: Темнова Е.В. Фелицитарная vs дистимная картина мира в современном англоязычном меди- ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online
адискурсе // Национальный психологический журнал. - 2019. - № 1(33). - С. 109-121. doi: 10.11621/npj.2019.0110 © Lomonosov Moscow State University, 2019
For citation: Temnova E.V. (2019). Felicitous vs dismal worldview in modern English media discourse. National© Russian Psychological Soc'ely 2019 Psychological Journal, [Natsional'nyypsikhologicheskiyzhurnal], 12(1), 109-121. doi: 10.11621/npj.2019.0110
Baudrillard J. La simulaciyn en el arte. Retrieved from: http://www.analitica.com (accessed 24.10.2018) Baudrillard J. (1988). Simulacra and Simulations. Stanford: Stanford University Press, 184. BBC 2016-2018. Retrieved from: www.bbc.com/ (accessed 24.10.2018)
Big psychological dictionary online. Retrieved from: http://www.psychologist.ru/dictionary_of_terms/index?id=2790 (accessed 28.10.2018) 8. Bloomberg 2016-2018. Retrieved from:
Boldyrev N.N. (2004). Conceptual space of cognitive linguistics. [Voprosy kognitivnoy lingvistiki], 1, 18-36.
Chan L. Elon Musk Wants To Link Brain And Computers: How This Can Give Humans Superpowers. 2017. Retrieved from: https://www.techtimes.com/ articles/210238/20170618/elon-musk-wants-to-link-brain-and-computers-how-this-can-give-humans-superpowers.htm (accessed 28.10.2018)
CNBC 2016-2018. Retrieved from: https://www.cnbc.com/ (accessed 24.10.2018)
CNN 2016-2018. Retrieved from: https://www.cnn.com/ (accessed 24.10.2018)
The Daily Telegraph 2016-2018. Retrieved from: https://www.telegraph.co.uk/ (accessed 24.10.2018)
Dijk T.A. van. (1981). Studies in the Pragmatics of Discourse. The Hague, 71. doi: 10.1515/9783110826142
Dijk T.A. van. (2007). Editor's Introduction: The Study of Discourse: An Introduction. Discourse Studies. 5 vols. Sage Benchmarks in Discourse Studies. London: Sage, 19-42.
Dawkins R. The Selfish Gene. Chapter 11. Memes: the new replicators. First published 1976; 1989 edition: Oxford University Press. Retrieved from: http:// www.rubinghscience.org/memetics/dawkinsmemes.html (accessed 24.10.2018)
Dobrosklonskaya T.G. (2008). Medialinguistics; A systematic approach to learning the language of the media; modern English media. Tutorial. Moscow, Flint, Nauka, 264.
Dutta, S., & Mia, I. (2011).The Global Information Technology Report 2010-2011. Transformations 2.0. World Economic Forum. Retrieved from: http:// www.ictliteracy.info/rf.pdf/Global-ITReport-2010-2011.pdf (accessed 24.10.2018)
19.The Economist 2016-2018. Retrieved from: https://www.economist.com/ (дата обращения 24.10.2018) (accessed 24.10.2018) Elon Musk and the frontier of Technology - interview. 2018. Retrieved from: https://www.pbs.org/thinktank/transcript1292.htm (accessed 24.10.2018) Elon Musk interview transcript - How to Build the Future. 2018. Retrieved from: https://ru.scribd.com/document/324130713/Elon-Musk-interview-transcript-How-to-Build-the-Future (accessed 24.10.2018)
Emelin V.A. (2013). Cyborgization and disability of a technologically enhanced human. National Psychological Journal. 1 (9), 62-70. Euronews 2016-2018. Retrieved from: https://ru.euronews.com/ (accessed 24.10.2018)
The Financial Times 2016-2018. Retrieved from: https://www.ft.com/ (дата обращения 24.10.2018) (accessed 24.10.2018). doi: 10.1016/j. ptdy.2018.09.006
Fodor, Jerry A., & W. Pylyshyn, Zenon (1988). «Connectionism and cognitive architecture: A critical analysis.» Cognition 28.1-2, 3-71. doi: 10.1016/0010-0277(88)90031-5
Foucault M. (1972). The Archaeology of Knowledge. London & N.Y.: Routledge Classics, 239. Freud, S. (1915d): Die Verdrängung. GW X, 248-261.
Freud S. (1992). Dissatisfaction with culture. Psychoanalysis. Religion. Culture, Moscow.
Futurism. [Entsiklopedia Krugosvet]. Retrieved from:http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/FUTURIZM.html (accessed 24.10. 2018) Gavrilova I.S. (2003). Axiological meaning of «happiness» in linguoculture. Ph.D in Philosophy Thesis. Volgograd, 132. The Guardian, 2016-2018. Retrieved from: https://www.theguardian.com (accessed 24.10.2018)
Gett, E. DeepMind's new research plan to make sure AI is safe. Октябрь 2018 Retrieved from: https://singularityhub.com/2018/10/15/deepminds-new-research-plan-to-make-sure-ai-is-safe/#sm.0000cjnzeu9wpefqtl01tlieuhswd (accessed 24.10.2018) Gledhill C. & Williams L. (Eds.) (2000). Reinventing Film Studies. Oxford Univ.Press.
Habermas J. (1986). Hannah Arendt's Communications Concept of Power // Power / ed. by Steven Lukes. Oxford: Blackwell. Huffington Post 2016-2018. Retrieved from: https://www.huffingtonpost.com/ (accessed 24.10.2018) Humboldt V. von. (1985). Language and philosophy of culture. Moscow.
Hymes D. (1962). The Ethnography of Speaking. Anthropology and Human Behavior. Washington D.C.: Anthropological Society of Washington. doi: 10.1037/e596342011-002
The Independent 2016-2018. Retrieved from: https://www.independent.co.uk/ (accessed 24.10.2018)
Is the mind modular? Tag: Architecture of the human mind. Retrieved from: https://inside-the-brain.com/tag/architecture-of-the-human-mind/ (accessed 24.10.2018)
Katz I. J., & Fodor J.A. (1963). The structure of a semantic theory. Language. Baltimore. doi: 10.2307/411200 Koroleva M.N. (2012). Happiness as a sociocultural phenomenon. Ph.D in Sociology Thesis. Moscow, 164. Krasnykh, V.V. (2003). "Own" among "alien": myth or reality? Moscow, Gnosis, 375. Kurzweil R. (2006).The Singularity Is Near: When Humans Transcend Biology. Penguin. Lanir D. (2011). You are not a Manifesto gadget. Moscow.
Leonhard K. (1968) Akzentuierte Persönlichkeiten. Berlin: Volk und Gesundheit.
Leont'ev A.N. (1983).The Image of the World. [Izbranny psikhologicheskie proizvedeniya]. Moscow, 251-261.
Lyubimova, N.A., & Buzalskaya, E.V. (2011). "The Worldview": content, terminological status and general hierarchy of components. [Mir russkogo
Для цитирования: Темнова Е.В. Фелицитарная vs дистимная картина мира в современном англоязычном меди-адискурсе // Национальный психологический журнал. - 2019. - № 1(33). - С. 109-121. doi: 10.11621/npj.2019.0110
yazyka], 4, 3-20.
MacLeod K. (2015). The ends of humanity. «Aeon Magazine», Great Britain. Retrieved from: https://aeon.co/essays/communism-failed-what-about-the-ideal-of-global-humanity (дата обращения 24.10.2018)
Manifesto du Futurisme, Le Figaro 1909/02/20 (Numéro 51). Gallica, Bibliothèque nationale de France. Maslova V.A. (2008). Cognitive linguistics: Textbook. Minsk: TetraSystems, 272.
Matyszczyk, Chris (2014). Elon Musk: I'm afraid of the Terminator. June 18, 2014. Retrieved from: https://www.cnet.com/news/elon-musk-im-afraid-of-the-terminator/ (accessed 24.10.2018)
McLuhan, M. (2003). Understanding Media: External Human Extensions. Moscow.
Mendzheritskaya E.O. (2017). Discourse sphere of print media. A survival game, monograph. Moscow, MAX Press, 310.
Mendzheritskaya E.O., & Temnova E.V. (2002). Metaphors We Read by. [Yazyk i kommunikatsiya], 9. Oryol, 31-35.
Meshcheryakova B.G., & Zinchenko V.P. (Eds.) (2003). Big psychological dictionary. Moscow, 672.
Mironova N.N. (1997). Political discourse vs. evaluative discourse. [Politicheskiy diskurs v Rossii], Moscow, 41-50.
The Newyorker 2016-2018. Retrieved from: https://www.newyorker.com/ (accessed 24.10.2018)
The New York Times 2016-2018. Retrieved from: https://www.nytimes.com/ (accessed 24.10.2018)
Reuters 2016-2018. Retrieved from: https://ru.reuters.com/ (accessed 24.10.2018)
Robot automation will 'take 800 million jobs by 2030' - report. Retrieved from: http://www.bbc.com/news/world-us-canada-42170100 (accessed 24.10.2018)
Quantum information - wave information. Retrieved from: http://monada-edinenie.ru/110-kvantovaya-informaciya-volnovaya-informaciya (accessed 24.10. 2018).
Quantum information technology. Novosibirsk State University. Retrieved from: https://education.nsu.ru/quantum_informatics/ (accessed Oct 24, 2018) Seager, Ch. (2016). Will jobs exist in 2050? Retrieved from: https://www.theguardian.com/careers/2016/oct/13/will-jobs-exist-in-2050 (accessed 24.10.2018)
Stepanov, Yu.S. (2007). Concepts. Thin film of civilization. Moscow, Languages of Slavic cultures, 601.
Temnova E.V. (2004a). The functional and pragmatic role of metaphor in journalistic discourse: Ph.D. in Linguistics Moscow.
Temnova E.V. (2004b). Modern approaches to the study of discourse. [Yazyk. Soznanie. Kommunikatsiya]. Moscow, MAKS Press, Vol. 26, 168.
Temnova E.V. (2018). The Guardian and Futurism: Media Discourse as a Means of shaping the Futuristic Worldview. Cognitive studies of language. Vol
XXXIV. Globalized world. Papers of the 8th International Congress on Cognitive Linguistics, October 10-12, 2018. Moscow, Tambov, 2-18, 322-324.
The meaning of the film «The Circle» (2018). Retrieved from: https://mnogo-smysla.ru/smysl-filma/sfera/ (accessed 24.10.2018)
Toynbee A.J. (1991). «Comprehension of history.» Moscow, Progress, 36.
Transhumanism: a bright future or a grim dystopia? 2018. Retrieved from: https://robo-sapiens.ru/stati/transgumanizm-svetloe-budushhee-ili-mrachnaya-antiutopiya/ (accessed 24.10.2018).
The Times 2016 - 2018. Retrieved from: https://www.thetimes.co.uk/ (accessed 24.10.2018).
Tsukayama, H. (2012). Dreams of Ray Bradbury: predictions that came true // Washington Post. June 6, 2012. Retrieved from: https://www. washingtonpost.com/business/technology/dreams-of-ray-bradbury-ten-predictions-that-came-true/2012/06/06/gJQAqbs9IV_story.html?utm_term=. f907e0cde9d7 (accessed 24.10.2018)
Urban Dictionary. Retrieved from: http://www.urbandictionary.com/ (accessed 24.10.2018). Vinogradov, V.V. (1980). On the language of artistic prose. [Izbrannye trudy]. Moscow. Wierzbicka A. (1996). Language. Culture. Cognition Moscow.
The Wall Street Journal 2016-2018. Retrieved from: https://www.wsj.com/europe (accessed 24.10.2018г.)
17 ways technology will change our lives by 2050. 2016. Retrieved from: http://www.businessinsider.com/ian-pearson-predictions-about-the-world-in-2050-2016-7/ (accessed 24.10.2018)
What will technology look like in 2050? 2017. Retrieved from: https://medium.economist.com/what-will-technology-look-like-in-2050-75b4fee196f2 (accessed 24.10.2018)
Videos:
Ray Kurzweil (2017). Our Brain Is a Blueprint for the Master Algorithm. Jun 30, 2017. Retrieved from: https://singularityhub.com/2017/06/30/ray-kurzweil-our-brain-is-a-blueprint-for-the-master-algorithm/#sm.0000cjnzeu9wpefqtl01tlieuhswd (accessed 24.10.2018)
Ray Kurzweil (2017). Connecting our brains to the cloud.
Retrieved from: https://www.youtube.com/watch?v=KUkoGCRmCd4&app=desktop (accessed 24.10.2018)
Для цитирования: Темнова Е.В. Фелицитарная vs дистимная картина мира в современном англоязычном меди-адискурсе // Национальный психологический журнал. - 2019. - № 1(33). - С. 109-121. doi: 10.11621/npj.2019.0110