ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
УДК 94(470) «1941/1945»
С. А. Тимошина, В. О. Шпаковский ФЕЛЬЕТОНЫ, ПАМФЛЕТЫ И ОЧЕРКИ
КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО СОВЕТСКОЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ В ПРОЦЕССЕ ИНФОРМИРОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ О ЖИЗНИ ЗА РУБЕЖОМ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945 гг.)
Аннотация. В статье проанализировано содержание сатирических материалов, а также художественной публицистики в период Великой Отечественной войны. Дан обзор содержательного компонента публикаций на примере конкретных текстов. В заключение сделан вывод о действенности централизованного контроля системы советских СМИ и эффективности выбора средств построения стратегии информирования о событиях за рубежом.
Ключевые слова: события за рубежом, информирование, сатира, периодическая печать, Великая Отечественная война.
Сегодня в контексте современной международной обстановки, а точнее событий на Украине, тема борьбы с фашизмом приобретает особую актуальность. По наблюдениям современных отечественных исследователей, в международной практике все чаще проявляется тенденция к пересмотру роли СССР в победе над фашистской Германией во время Второй мировой войны. Все чаще звучат обвинения от западных стран в «колонизации государств Восточной Европы». Информационное наступление со стороны Запада в свою очередь может и должна исправить продуманная, грамотная и четко спланированная стратегия информирования населения о жизни за рубежом. Как отмечает В. Крестовский, европейские страны и США требуют от России покаяния «за вторжение в Восточную Европу и насильственное утверждение там марионеточных режимов, просуществовавших до рубежа 80-х - 90-х годов» [1, с. 156]. Отвечая на эти обвинения, в частности, в интервью газете «Бильд» от 7 мая 2005 г. В. В. Путин заявил, что именно Россия «внесла главный вклад в победу над гитлеризмом», потеряв почти 30 миллионов жизней и треть национального богатства. И совершенно недопустимо ставить знак равенства между двумя разными режимами - гитлеризмом и сталинизмом, агрессором и жертвой. «...Не могу согласиться с приравниванием Сталина к Гитлеру, - заявил он. - Да, Сталин, безусловно, был тираном. Но он ведь не был нацистом! И не советские войска 22 июня 1941 года перешли границу Германии, а совсем наоборот» [2].
В годы Великой Отечественной войны вся экономика СССР была трансформирована в соответствии с требованиями военного времени. Развитие советской экономической
системы в довоенный период вызывает интерес у современных исследователей [3]. Система прессы в СССР была быстро перестроена на военный лад. Региональные СМИ также изменились в связи с нуждами военного времени. Например, в 1941 г. с начала войны областная газета «Сталинское знамя» стала выходить на двух полосах, и лишь воскресные выпуски печатались на четырех полосах, поэтому такие материалы, как фельетоны, памфлеты и очерки, появлялись в большинстве случаев именно в воскресных выпусках газеты.
Говоря о специфике роли советских СМИ в 1941-1945-х гг., следует сказать, что значение советской прессы в то время нельзя недооценивать, так как материалы, печатавшиеся в газетах, использовались в выступлениях членов правительства страны. В частности, В. М. Молотов в ноте «О повсеместных грабежах, разорении населения и чудовищных зверствах германских властей на захваченных ими советских территориях» [4] приводил факты, уже опубликованные ранее центральными газетами [5]. Сатирические произведения, печатавшиеся в центральных периодических изданиях, также играли далеко не последнюю роль. Проекты фельетонов газеты «Правда» о зарубежной жизни посылались главным редактором П. Н. Поспеловым на утверждение лично Молотову и Сталину [6, л. 134, л. 135, л. 152]. Причем необходимо отметить, что резкий и циничный тон фельетонов о Гитлере задавался самим Сталиным, который просматривал их тексты. Примером может служить проект фельетона корреспондента «Правды» Д. Заславского «Гитлер в трех актах», начинавшийся со слов «Гитлера снова пронесло речью...» [6, л. 152]. Главной задачей фельетонов и памфлетов в силу их критичности и обличительного тона было создание яркого образа врага, вызывавшего одновременно и ненависть, и отвращение.
Итак, не только фельетоны и памфлеты, но и остальные материалы газет были посвящены одной цели - повышению морального духа советских людей, воспитанию патриотизма и чувства любви к Родине и презрения к оккупантам. Основным ядром, вокруг которого формировался отчетливый образ врага, стали публикации об актах насилия фашистов над гражданским населением на территории СССР. На страницах «Правды» появлялись очерки о чудовищных зверствах фашистов над женщинами и детьми, написанные крайне выразительно. Например, в очерке Елены Кононенко под мирным названием «Девочка в беседке.» [4] приводятся ужасающие подробности о пытках и издевательствах над ребенком: «Немцы захватили городок. Замучили много советских людей. Они растерзали и девочку Люду. Немцы стали спрашивать девочку, в какой части Красной Армии ее мать, где соседи-коммунисты рафинадного завода. Девочка молчала. Молчала так упорно, словно была немая. Мерзавцы собрали на дворе школьников и на их глазах растерзали, изнасиловали Люду. Потом они жгли ее тело. Она молчала. Задушили. Полупьяные гитлеровские разбойники повесили труп девочки в той беседке, где Люда решала задачки, учила географию, читала Пушкина и Шевченко. И эти подлецы, негодяи, погубившие ребенка, тупо хохотали, глядя, как ветер надувает пузырем ее школьное платье. Насладившись вдосталь "зрелищем", немцы ушли».
К написанию очерков, содержащих критику действий гитлеровской Германии, привлекались не только журналисты, но и офицеры Красной армии [4, 7]. Цель данных материалов заключалась в том, чтобы убедить советских граждан в неизбежной победе над врагом, повысить моральный дух гражданского населения. Сообщалось, что «"непобедимость" германской армии - миф», подчеркивалось превосходство Красной армии над силами противника даже в первые дни войны: «германская армия привыкла к легким победам над слабо вооруженными армиями своих противников, к тому же предаваемыми изнутри изменами», «.моральное состояние германской армии уже далеко не то, как в начале войны» [7].
С первых дней Великой Отечественной войны на страницах газет, как центральных, так и региональных, стали печататься политические фельетоны и памфлеты о Гитлере [7]
и фашисткой Германии. Это были произведения, разоблачавшие кровожадную сущность фашизма, причем в центральных изданиях они печатались почти в каждом номере [4, 7]. Рассказывая о зверствах фашистов, газеты не смягчали тон: «Каннибалы XX века, захватившие власть в Германии, превратили страну, ее города и селения в один сплошной концентрационный лагерь» [7].
В подобных материалах приводились отзывы советских граждан, побывавших в Германии: «Недавно в Москву из Германии возвратилась группа советских инженеров, пробывших там несколько месяцев. Руководитель группы инженер Н. А. Ярхо поделился с сотрудниками ТАСС своими впечатлениями о порядках в "третьей империи": "Советским гражданам трудно себе представить то бесправие народа и фашистский произвол, которые царят с современной Германии, - рассказывает тов. Ярхо. - Неоднократно приходилось быть очевидцами беспримерного поругания человеческой личности"» [7].
Главным героем памфлетов военного времени являлся, как уже было сказано, Адольф Гитлер. Тон данных публикаций был резкий. Памфлеты о Гитлере и руководстве фашисткой Германии и стран-союзников написаны весьма острым языком: «Всматриваясь в страшные, мутные гляделки этого подобия человека, трудно поверить, что у него было когда-то обыкновенное человеческое детство и родители нежно называли его уменьшительным именем "Дольфи"» [4]. Советские журналисты создавали в памфлетах отталкивающий образ немецкого офицера, ничего общего не имеющего с человеком: «Дневники фашистских офицеров - это образец скудоумия. Никаких общих интересов! -политических, культурных, литературных. Интересует только жратва. Увлекает только грабеж. Самые глубокие впечатления - от скотской похоти, от изнасилования женщин, от встреч с проститутками. Схваченный на поле боя, приведенный в лагерь для военнопленных, этот бравый жеребец в офицерском мундире сразу теряет свое высокое дворянское достоинство и превращается в жалкого сутенера с берлинской ночной улицы, в дрянного мещанина с низкой и дряблой душонкой» [4].
Здесь необходимо сказать о том, что если в публикациях о жизни в Германии все немецкое население рисовалось как звероподобное племя, то в странах-союзниках фашисткой Германии рядовые граждане отделялись от правительства, присягнувшего на верность Адольфу Гитлеру: «В советской семье народов бьются за родину и азиатские народы. Эти свободные, культурные, талантливые и благородные народы - не чета забитому, порабощенному, отсталому румынскому народу, которого его бесчестные властите-ли-мясоторговцы запродали оптом по живому весу на убой гитлеровским мерзавцам» [4].
В фельетонах военных лет создавалась также гротескная картина жизни в Германии: «Есть старый анекдот о царском городовом, который схватил за шиворот и поволок в участок обывателя, сказавшего вслух одно только слово: "Дурак!" Несчастного обвинили в "оскорблении величества": если человек кричит "дурак", - рассудили власти предержащие, - то он, конечно, никого другого не может иметь в виду, как. Николая II. Этот анекдот стал на днях былью, смешной и отвратительной, в гитлеровской Германии. В Штеттине поляк-рабочий вывесил в своем окне - то ли для просушки после дождя, то ли для проветривания - свои старые штаны. По несчастному стечению обстоятельств как раз праздновался день рождения "фюрера", город был разукрашен флагами со свастикой. Возможно, соседи при виде пары старых брюк, красующихся в окне, посмеивались: вот, дескать, подходящее украшение в честь фюрера! Но в Гитлерии от смешного до кровавого один шаг. Рабочего-поляка схватили, поволокли в штеттинский трибунал. Он был предан суду за "тяжелое преступление против личности фюрера". Волею суда пара старых штанов оказалась в неразрывной связи с "личностью фюрера", как слово "дурак" -с личностью Николая. Судьи вынесли, по сообщению газеты "Поммерше цейтунг", смертный приговор. Дело о старых штанах - это не только дело поляка-рабочего, казненного ради спасения "чести фюрера". Это дело самого фюрера. Прескверное дело, если
"честь фюрера" может пострадать от пары старых штанов. Но когда "фюрер" предстанет пред грозным судом, то в многотомном его деле найдется слово и о людях, казненных во имя спасения его людоедской "чести"» [4].
Зимой 1942 г. на страницах «Правды» выходят в свет фельетоны о скором крахе планов фашистской Германии [4]. В подобных публикациях сообщалось, что «.у немецкого солдата, приезжающего с фронта, кислая рожа» [4], «Фашистские дурачки пытаются убедить перепуганных немцев, что отступление германской армии - это просто моцион, прогулка задом наперед для удовольствия» [4]. Иными словами, советские газеты использовали сатирические публикации для того, чтобы убедить читателей в трусости врага и в том, что он не обладает умением воевать, тем самым способствуя формированию чувства презрения и ненависти к оккупантам.
В конце войны советские газеты продолжали публиковать материалы, цель которых заключалась в создании отрицательного образа фашистской Германии. После того, как наши войска вступили на территорию этого государства, оказалось, что немецкие граждане обогатились за счет населения оккупированных государств [7]. Их квартиры были забиты «вещами и продуктами, которые немецкая армия грабила во всех городах Европы» [4]. Граждане Германии пили французские вина, ели голландское масло и югославские консервы, скупали за бесценок в специальных магазинах чешскую обувь, богемский хрусталь, французские духи и греческие сласти.
Судя по публикациям советских газет, всем немцам без исключения были присущи такие пороки, как скупость и бессердечие. В качестве примера можно привести очерк знаменитых Кукрыниксов «В Германии», где рисовалась яркая картина бездушия и жадности немцев, которые вели себя при дележе брошенного репатриированными имущества как «стая шакалов»: «Благопристойного вида мужчины в котелках с портфелями и тросточками, завитые и одетые по моде фрау жадно накидывались на брошенное тряпье бывших своих рабов и рабынь. Они внимательно разглядывали эти тряпки и, деловито нагружая ими детские коляски, забирали домой. В ясный летний день на фоне аккуратно постриженных зеленых деревьев эти сцены гнусной немецкой алчности выглядели особенно отвратительно» [4]. Из приведенных примеров видно, что очерки, памфлеты и фельетоны служили эффективным средством для того, чтобы сформировать образ фашистской Германии как заклятого врага советского народа.
Итак, проанализировав содержание сатирических материалов и очерков о жизни за рубежом в советской прессе, можно сделать следующие выводы:
- второстепенный на первый взгляд художественно-публицистический материал советских периодических изданий таковым не являлся. В 1941-1945 гг. содержание сатирических заметок контролировалось на самом высоком государственном уровне;
- очерки, памфлеты и фельетоны служили мощным средством создания яркого образа врага в период Великой Отечественной войны;
- для достижения своих целей советские центральные и региональные периодические издания использовали весь арсенал средств, имевшихся у них на тот момент.
Список литературы
1. 60-летие окончания Второй мировой и Великой Отечественной: победители и побежденные в контексте политики, мифологии и памяти : материалы к Междунар. форуму (Москва, сентябрь 2005 г.) / под ред. Ф. Бомсдорфа, Г. Бордюгова. - М. : Фонд Фридриха Науманна, АИРО-ХХ1, 2005. - 248 с. - (Библиотека либерального чтения; вып. 16).
2. Гамов, А. Владимир Путин: Не могу согласиться с приравниванием Сталина к Гитлеру / А. Гамов // Комсомольская правда. - URL: stav.kp.ru/daily/23507/39635/
3. Кондрашин, В. В. К итогам Российско-французского проекта «Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД» / В. В. Кондрашин // Вестник Пензенского государственного университета. - 2013. - № 3. - С. 26-31.
4. Правда : ежедневн. газета. - М., 1941-1945.
5. Известия : ежедневн. газета. - М., 1941.
6. Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 82. Оп. 2. Д. 986. 205 л.
7. Сталинское знамя : ежедневн. газета. - Пенза, 1941-1945.
Тимошина Светлана Анатольевна
доцент,
кафедра перевода и переводоведения, Пензенский государственный университет E-mail: [email protected]
Шпаковский Вячеслав Олегович
кандидат исторических наук, доцент, кафедра коммуникационного менеджмента, Пензенский государственный университет E-mail: [email protected]
Timoshina Svetlana Anatol'evna
associate professor, sub-department of translation and methods of translation Penza State University
Shpakovskiy Vyacheslav Olegovich
candidate of historical sciences, associate professor, sub-department of communication management, Penza State University
УДК 94(470) «1941/1945» Тимошина, С. А.
Фельетоны, памфлеты и очерки как эффективное средство советской центральной и региональной периодической печати в процессе информирования населения о жизни за рубежом в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) / С. А. Тимошина, В. О. Шпаковский // Вестник Пензенского государственного университета. - 2014. - № 3 (7). - С. 3-7.