Федоскино: прошлое и настоящее
(Юбилейная выставка в Фонде народных художественных промыслов Российской Федерации)
Томан И. Б.
С 16 сентября по 23 октября 2010 года в Фонде народных художественных промыслов Российской Федерации проходила юбилейная выставка, посвященная истории и современности лакового промысла села Федоскино. Называлась она «Лаковый кусочек» русской живописи». Впервые в одном месте была представлена уникальная выставка, посвященная 215-летию основания Федоскинского промысла лаковой миниатюры (1795), 100-летию образования Фе-
доскинской артели живописцев (1910) и 50-летию организации Федоскинской фабрики миниатюрной живописи (1960).
Подмосковное село Федоскино — родина русских лаков. Здесь, на живописных берегах реки Учи, находится старейший в России центр искусства лаковой миниатюрной живописи. Появление искусства лаковой миниатюры в России было неслучайным. В XVIII веке в Западной Европе получают распространение небольшие изделия из папье-маше — пудреницы, шкатулки, табакерки и т. п. с миниатюрной лаковой росписью, изображающей цветы, пейзажи, идиллические и мифологические сцены. Особым спросом и в Европе, и в России пользовались лаковые табакерки, производившиеся, главным образом, в Германии.
Русский купец П. И. Коробов, владелец фабрики по изготовлению чернолаковых козырьков, решил организовать собственное производство по изготовлению лаковых табакерок.
Федоскино — музей лаковой миниатюры [4]
Российский сувенир
49
РОССИЙСКИЙ СУВЕНИР
В 1795 году он вывез из Брауншвейга, с фабрики Иоганна Генриха Штобвассера, нескольких мастеров и в подмосковном селе Данилково, которое позже слилось с соседним Федоскино, открыл новое производство. Материалом для изготовления шкатулок стало папье-маше, что в переводе с французского означает «жеваная бумага». Несколько слоев проклеенного картона, проваренного в льняном масле и просушенного в несколько приемов в горячей печи, образуют материал, прочный, как дерево, легкий и водостойкий, который можно пилить, шлифовать, покрывать различными грунтами и лаками.
В 1819 году фабрика Коробова переходит к его зятю П. В. Лукутину, который значительно расширил производство, открыл художественную школу, занимался подбором оригиналов для живописи. При нем появилось первое клеймо «Ф. П. Л.» на внутренней стороне крышки. За высокое качество изделий Лукутин Указом его Императорского величества получил право ставить клеймо с изображением двуглавого орла.
Его дело продолжили сын Александр Лукутин, при котором фабрика достигла наивысшего расцвета, и внук Николай. После смерти последнего в 1902 году фабрику возглавляла его вдова, а в 1904 году она была закрыта. Однако в 1910 году десять мастеров, получив под залог имущества ссуду, открыли в соседней деревне Семенищево «Федоскинскую артель живописцев бывших мастеров фабрики Лукутина». Знаменитый меценат С. Т. Морозов, основавший Кустарный музей Московского губернского земства, поддерживал артель. На выставке представлен заказанный им к свадьбе дочери ларец «Гусляр».
В начале ХХ века получают распространение силуэтные композиции — черное лаковое изображение по желтому фону — бытовые сценки, архитектурные пейзажи. На Всероссийской выставке в Киеве артель получила золотую медаль. Ее изображение штамповалось на оборотной стороне изделий рядом с гербами и названием артели.
После революции артель была переименована в «Федоскинскую трудовую артель художественной росписи на папье-маше». Годы гражданской войны были очень тяжелым периодом для мастеров, однако они сохранили свое дело, и в 1923 году на Всесоюзной выставке в Москве федоскинским изделиям был присужден диплом I степени. Изделия артели стали экспортироваться за границу, участвовать в международных выставках. В 1925 году артель получает диплом Парижской выставки, в 1927 — золотую медаль Миланской. В 1931 году открывается Федоскинская профтехшкола Мособлкульт-прома — ныне Федоскинское художественное училище, которому в будущем году исполнится 80 лет. В годы Великой отечественной войны шедевры федоскинских мастеров продавались за границу, что позволяло фабрике держаться, хотя враг был совсем рядом. Многие работы того периода можно было увидеть на выставке.
Боярышня
Особо следует отметить шкатулку «Московский Кремль» (1943), выполненную художником С. А. Кругликовым, которая получила золотую медаль на Всесоюзной выставке в Москве
50
№ 4/2010
Современные проблемы сервиса и туризма
Федоскино: прошлое и настоящее
Письменный прибор И. В. Сталина
«В помощь фронту и тылу». В 1960 году артель была переименована в Федоскинскую фабрику миниатюрной живописи. Несмотря на трудности, начавшиеся в 1990-е годы, вследствие которых многие мастера были вынуждены работать самостоятельно, фабрика действует и продолжает выпускать чудесные, радующие сердце изделия, пользующиеся немалым спросом и в России, и за границей.
На выставке было представлено более трехсот экспонатов. В ней участвовали Федоскинская фабрика миниатюрной живописи, Федоскинское художественно-промышленное училище, Московский областной музей народных художественных промыслов, частные коллекционеры. Старейшее представленное на выставке изделие — табакерка с изображением мужского портрета начала XIX века.
Большое место в экспозиции занимают работы, выполненные по заказам царствующих особ, партийных и государственных деятелей,
правительств разных стран. Среди них — «Боярский пир» Н. В. Иванова по картине К. Маковского, выполненный по заказу короля Голландии для свадебного подарка принцу; письменный прибор «Миру мир» (С. Н. Тарасов, 1953) в подарок Сталину на день его рождения; шкатулка «В. И. Ленин» (Н. М. Солонинкин), сделанная по заказу Коммунистической партии США; «Зимний пейзаж», написанный С. И. Козловым по заказу Нэнси Рейган, и многие другие. В Советское время существовала традиция вручать главам государств и дипломатам во время визитов в СССР памятные подарки — федоскинские шкатулки с их портретами. На выставке представлены уникальные работы, предназначенные в подарок И. Ганди (П. И. Со-лонинкин), Ф. Кастро (М. Г. Пашинин), Д. Бушу (Н. М. Солонинкин). На шкатулках нередко изображали портреты выдающихся артистов, музыкантов, писателей. Исключительной красотой отличается шкатулка с портретом великой балерины Галины Улановой (1955), заказанная королевой Швеции Сильвией.
Современность диктует не только поиск новых сюжетов, но и возврат к исконным духовным ценностям. В конце ХХ — начале XXI веков федоскинские мастера вновь обращаются к иконописи. Особую ценность представляет «Богоматерь Казанская», выполненная в соответствии со старинными традициями.
Хочется надеяться, что выставка будет способствовать развитию этого прекрасного промысла, и изделия федоскинских мастеров навсегда войдут в повседневную жизнь россиян.
Литература:
1. Денисов Ю. Н. Федоскино. М.: Картолитография, 2003.
2. Крестовская Н. О. Мастера Федоскино. М.: Интербук-бизнес, 2003.
3. Супрун Л. Я. Лаковая миниатюра Федоскино. М.: Ленпромбытиздат, 1987.
4. www.pstour.ru/catalog /1252411093/1252583731. (дата обращения: 03.11.2010.)
Российский сувенир
51