Научная статья на тему 'Федеральный закон «о несостоятельности (банкротстве)» о саморегулируемых организациях арбитражных управляющих'

Федеральный закон «о несостоятельности (банкротстве)» о саморегулируемых организациях арбитражных управляющих Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
528
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Федеральный закон «о несостоятельности (банкротстве)» о саморегулируемых организациях арбитражных управляющих»

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» о саморегулируемых организациях арбитражных управляющих

О.В. Ткаченко

адвокат юридической конторы «Традиция», кандидат юридических наук

Одной из заметных новелл Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - закон, закон о банкротстве) являются нормы, предусматривающие создание и деятельность саморегулируемых организаций (СРО) арбитражных управляющих. Нельзя сказать, что институт саморегулирования был совершенно неизвестен отечественному праву, но впервые членство в СРО стало обязательным для лиц одной профессии. Вопрос об обязательном членстве в саморегу-лируемой организации был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации1, в результате которого был сделан следующий вывод: «В силу того, что на саморегулируемые организации арбитражных управляющих возложены публично-правовые функции, в их деятельности неприемлем вытекающий из статьи 30 Конституции Российской Федерации принцип добровольности, характерный для объединений, которые создаются гражданами исключительно на основе общности интересов».

Саморегулируемые организации имеют особую двойственную природу: с одной стороны, это некоммерческие организации, с другой стороны, с даты включения в единый государственный реестр саморегули-руемых организаций арбитражных управляющих они приобретают особый публичноправовой статус (п. 3.3. указанного постановления). Было также указано, что эта

правовая позиция коррелирует с выводами Европейского суда по правам человека: исполнительно-регулятивные органы профессиональных структур, создаваемых лицами так называемых свободных профессий, нельзя признавать в качестве ассоциаций (объединений) в смысле статьи 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Согласно статье 2 закона саморегулируе-мая организация арбитражных управляющих - это некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами Российской Федерации, включена в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих. Условно все признаки, характеризующие са-морегулируемую организацию арбитражных управляющих, можно разделить на две неравные группы. Подавляющее большинство признаков позволяет установить особенности организационно-правового статуса саморегулируемой организации как юридического лица, а один признак указывает на то, что такого рода юридическое лицо должно быть дополнительно включено в специальный реестр (единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих).

Как следует из содержащегося в законе определения, саморегулируемая организа-

1 См. постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19.12.2005 «По делу о проверке конституционности абзаца восьмого пункта 1 статьи 20 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с жалобой гражданина А.Г. Меженцева»).

ция арбитражных управляющих не является самостоятельной организационно-правовой формой юридического лица, а должна быть облечена в одну из известных организационно-правовых форм, отвечающих определенным признакам. Это должна быть некоммерческая организация, которая, во-первых, основана на членстве, во-вторых, создана гражданами, в-третьих, целью деятельности имеет регулирование и обеспечение деятельности своих членов.

К основанным на членстве некоммерческим организациям относятся общественные и религиозные организации (объединения), потребительские кооперативы, некоммерческие партнерства, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). В виде ассоциации и союза саморегулируемая организация арбитражных управляющих существовать не может, так как это формы объединения юридических лиц. Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) в отношении некоммерческих организаций принцип специальной правоспособности применяется безоговорочно, при определении допустимой формы существования са-морегулируемой организации большое значение имеют цели ее деятельности, установленные законом. По этому критерию ряд форм некоммерческих организаций, которые основаны на членстве и могут быть созданы гражданами, явно не подходят для саморегулируемой организации арбитражных управляющих. Например, согласно пункту 1 статьи 116 ГК РФ потребительский кооператив создается с целью удовлетворения потребностей участников. Такая запись исключает возможность регулировать профессиональную деятельность участников юридического лица в рамках этой организационной формы.

Несколько сложнее ответить на вопрос, является ли организационно-правовая форма общественной организации (объединения) приемлемой для саморегулируемой организации. Пунктом 1 статьи 117 ГК РФ определено, что в общественные организации (объединения) граждане объединяются для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей, то есть в этой

формулировке также не отражены все цели деятельности саморегулируемой организации. Федеральный закон «Об общественных объединениях» исходит из более широкой трактовки целей, для удовлетворения которых создается общественное объединение: «для защиты общих интересов и достижения уставных целей» (ст. 8). С позиции пункта 2 статьи 3 ГК РФ приоритетом пользоваться должно определение, данное этим кодексом.

Таким образом, единственной бесспорно допустимой формой для создания саморе-гулируемой организации арбитражных управляющих является некоммерческое партнерство. Этот вывод подтверждается практикой. Большинство организаций, внесенных в реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, - некоммерческие партнерства (помимо этого, есть одна ассоциация и одна общественная организация).

Основным нормативным правовым актом, регулирующим положение некоммерческого партнерства, является Федеральный закон «О некоммерческих организациях». Принятие общего закона о саморегулируемых организациях сталкивается с препятствием - рассмотрение законопроекта во втором чтении в очередной раз перенесено, теперь на осеннюю сессию (в первом чтении законопроект был принят еще в конце 2003 года).

Однако и в законе о банкротстве содержатся нормы, которые должны учитываться при создании некоммерческого партнерства, претендующего на статус саморегули-руемой организации арбитражных управляющих. Так, в пункте 3 статьи 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» лишь предусмотрена возможность создания постоянно действующего коллегиального органа управления, в то время как в соответствии с пунктом 4 статьи 21 закона о банкротстве для саморегулируе-мой организации создание такого органа обязательно. Более того, в законе содержатся определенные требования к его составу и компетенции. Численность коллегиального органа управления саморегулируе-мой организации не может быть менее се-

ми человек. Не более 25 процентов членов этого органа должны составлять лица, не являющиеся членами саморегулируемой организации.

В составе органов управления саморегулируемой организации арбитражных управляющих не могут быть государственные и муниципальные служащие. Особо оговаривается, что в компетенцию коллегиального органа управления входит утверждение правил деятельности и деловой этики членов саморегулируемой организации в качестве арбитражных управляющих. Однако компетенция этого органа не исчерпывается только перечисленными позициями. Например, в соответствии с пунктом 3 статьи 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в некоммерческом партнерстве к ведению постоянно действующего коллегиального органа управления может быть отнесено решение некоторых вопросов, относящихся к компетенции высшего органа управления. Основываясь на правилах, закрепленных в пункте 3 статьи 29 и пункте 2 статьи 30 Федерального закона «О некоммерческих организациях», можно сказать, что к ведению постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации может относиться любой вопрос, который согласно учредительным документам составляет исключительную компетенцию этого органа, кроме вопросов, относящихся к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческого партнерства.

На содержание компетенции постоянно действующего коллегиального органа фактически могут оказывать влияние и подзаконные акты. Например, пункт 6 Временного положения о размещении и расходовании средств компенсационных фондов саморе-гулируемых организаций арбитражных управляющих, утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 9 июля 2004 года № 344 (далее - Временное положение), установлено, что порядок, условия и основания возврата средств, внесенных арбитражным управляющим в качестве взноса в компенсационный фонд, в случае его добровольного выхода из само-регулируемой организации арбитражных

управляющих или в иных случаях прекращения его членства определяются коллегиальным органом управления. Высшим органом управления некоммерческого партнерства является общее собрание членов (п. 1 ст. 290 Федерального закона «О некоммерческих организациях»). В силу прямого указания закона к его исключительной компетенции относится решение следующих вопросов:

• изменение устава некоммерческой организации;

• определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;

• образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;

• реорганизация и ликвидация некоммерческой организации (п. 3 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

По смыслу пункта 4 статьи 8 Федерального закона «О некоммерческих организациях» исключение из некоммерческого партнерства его члена также следует отнести к исключительной компетенции высшего органа управления. Нужно оговориться, что при рассмотрении конкретных споров арбитражные суды считают допустимым исключение из состава членов партнерства по решению постоянно действующего коллегиального органа управления.

Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» учредительными документами некоммерческого партнерства являются устав, а также учредительный договор, если учредители (участники) партнерства такой договор заключили.

Исполнительный орган некоммерческого партнерства может быть коллегиальным и (или) единоличным, он обладает «остаточной» компетенцией (решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления некоммерческой организации), определенной законом и учредительными документами (ст. 30 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

Особенностью некоммерческого партнерства, являющегося саморегулируемой организацией арбитражных управляющих, нужно считать и то, что по прямому указанию закона (п. 4 ст. 21) в нем должны быть сформированы:

1) структурное подразделение, осуществляющее контроль деятельности своих членов в качестве арбитражных управляющих;

2) орган по рассмотрению дел о наложении на членов саморегулируемой организации мер ответственности;

3) орган по отбору кандидатур своих членов для их представления арбитражным судам для утверждения в деле о банкротстве.

Обращает на себя внимание терминологическое различие: в одном случае говорится о структурном подразделении, а в двух других - об органах. Однако уже в Правилах проведения саморегулируемой организацией арбитражных управляющих проверки деятельности своих членов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2003 года № 366 (далее - Правила), это различие нивелируется, например, в подпункте «в» пункта 9 Правил по отношению к структурному подразделению слово «орган» употреблено как синоним.

При формировании органов допустимо привлекать к их работе не только, а, может быть, даже не столько штатных сотрудников, но и членов саморегулируемой организации и даже не членов, например, входящих в состав постоянно действующего коллегиального органа управления. Статья 45 закона содержит определенные требования к процедуре отбора. Он должен происходить на коллегиальной основе с обеспечением доступа заинтересованных лиц.

Аналогичных принципов целесообразно придерживаться и при рассмотрении дел о наложении на членов саморегулируемой организации мер ответственности. К мерам дисциплинарной ответственности относится и исключение из саморегулируемой организации (п. 1 ст. 23 закона). Согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона «О некоммерческих организациях» член некоммерческого партнерства может быть

исключен из него по решению остающихся членов. По сути, решение этого вопроса отнесено к компетенции высшего органа управления. Органы, особо оговоренные в пункте 4 статьи 21 закона, не являются органами управления в смысле Федерального закона «О некоммерческих организациях». Соответственно, до законодательных изменений орган саморегулируемой организации по рассмотрению дел о наложении на ее членов мер ответственности будет не вправе принимать решения об исключении из состава организации, что учитывается в пункте 14 Правил. При этом согласно пункту 15 Правил при обращении с требованием о рассмотрении вопроса об исключении допустившего нарушения арбитражного управляющего из членов СРО орган, уполномоченный на рассмотрение дел о наложении на членов этой организации мер ответственности, вправе ограничить деятельность арбитражного управляющего в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом СРО до рассмотрения вопроса об исключении арбитражного управляющего.

Статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих приобретается некоммерческой организацией с даты включения указанной организации в единый государственный реестр саморегули-руемых организаций арбитражных управляющих (п. 1 ст. 21 закона). Это является одним из признаков саморегулируемой организации согласно определению, данному в статье 2 закона. Основанием для включения некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируе-мых организаций арбитражных управляющих является выполнение ею следующих трех условий.

1. Не менее чем сто членов некоммерческой организации должны соответствовать следующим требованиям.

1.1. Должны быть зарегистрированы в качестве индивидуального предпринимателя.

1.2. Должны иметь высшее образование.

1.3. Должны иметь стаж руководящей работы не менее чем два года в совокупности. В смысле закона о банкротстве руководящей работой признается работа в качест-

ве руководителя юридического лица или его заместителя, а также деятельность в качестве арбитражного управляющего при условии исполнения обязанностей руководителя должника, за исключением случаев проведения процедур банкротства по отношению к отсутствующему должнику (п. 4 ст. 20 закона). При толковании термина «в совокупности» можно ориентироваться на руководящее разъяснение абзаца 3 пункта 4 статьи 231 закона, данное Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации (ВАС РФ)2. Раскрывая смысл сходной нормы, ВАС РФ установил, что «срок стажа может и не представлять собой непрерывный срок деятельности в качестве соответствующего арбитражного управляющего, а складываться из отдельных менее продолжительных сроков». При этом «в случае исполнения обязанностей арбитражного управляющего одновременно в отношении двух или нескольких должников срок деятельности в качестве арбитражного управляющего не может складываться из соответствующих одновременных периодов деятельности такого арбитражного управляющего».

1.4. Должны сдать теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих (в течение года со дня вступления в силу закона член саморегулируе-мой организации может не соответствовать этому требованию - п. 4 ст. 231 закона).

1.5. Должны пройти стажировку сроком не менее шести месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего (в течение года член саморегулируемой организации может не соответствовать этому требованию - п. 4 ст. 231 закона).

1.6. Не должны иметь судимостей за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления (составы преступлений в сфере экономики определены в разделе 8 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ). Понятия перечисленных категорий преступлений раскрыты в

пунктах З, 4 и 5 статьи 15 УК РФ). Согласно абзацу 2 пункта 4 статьи 2З1 закона в течение года со дня его вступления в силу лицо, не прошедшее стажировку и не сдававшее теоретический экзамен, может быть членом саморегулируемой организации, если имело лицензию арбитражного управляющего, за исключением случаев, когда такая лицензия была отозвана или аннулирована. Указанное лицо также должно иметь договор страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, договор должен быть заключен на срок не менее года со страховой суммой не менее чем три миллиона рублей.

Говоря о членстве в СРО, нельзя не обратить внимание на то, что арбитражным управляющим и членом СРО может быть лишь гражданин Российской Федерации (ст. 2, п. 1 ст. 20, п. 2 ст. 21 закона). Это жесткое и достаточно необычное для нашего законодательства требование. В противоположность этому, например, иностранные граждане и лица без гражданства при соблюдении определенных условий допускаются к осуществлению адвокатской деятельности на территории России (п. 6 ст. 9 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»). В соответствии с пунктом 2 статьи 24 закона арбитражный управляющий вправе быть членом только одной са-морегулируемой организации.

Могут ли быть членами саморегулируе-мой организации арбитражных управляющих иные лица? По смыслу пункта 5 статьи 21 закона - не могут.

2. Для включения в единый государственный реестр сам о регулируемых организаций арбитражных управляющих необходимо участие членов некоммерческой организации не менее чем в ста (в совокупности) процедурах банкротства, в том числе не завершенных на дату включения в реестр, за исключением процедур банкротства по отношению к отсутствующим должникам.

2 Пункт 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.04.2003 № 4 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

3. У некоммерческой организации должен быть компенсационный фонд, либо у общества взаимного страхования должно быть имущество, которые формируются исключительно в денежной форме за счет взносов членов в размере не менее чем пятьдесят тысяч рублей на каждого члена.

Ведет единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих регулирующий орган, определяемый Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 21, п. 4 ст. 29 закона). В настоящее время согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2005 года № 52 регулирующим органом является Федеральная регистрационная служба. Раннее на основании постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2003 года № 100 регулирующим органом было Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России). До этого постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2002 года № 855 исполнение функций регулирующего органа было временно возложено на Федеральную службу России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО). Процедура включения в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих в самом общем виде урегулирована пунктом 5 статьи 21 закона.

Некоммерческая организация, которая намерена приобрести статус саморегулиру-емой организации арбитражных управляющих, должна представить в регулирующий орган следующие документы:

1) заявление о включении в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;

2) надлежащим образом заверенные копии учредительных документов;

3) надлежащим образом заверенную копию свидетельства о государственной регистрации;

4) заверенные некоммерческой организацией копии свидетельств о государственной регистрации всех ее членов в качестве индивидуальных предпринимателей;

5) заверенные некоммерческой организацией копии дипломов о высшем образовании всех ее членов;

6) заверенные некоммерческой организацией копии документов, подтверждающих сдачу теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих (на основании пункта 4 статьи 231 закона могут не представляться в течение года со дня вступления закона в силу);

7) заверенные некоммерческой организацией копии трудовых книжек или иных документов, подтверждающих наличие установленного стажа руководящей работы всех ее членов;

8) заверенные некоммерческой организацией копии свидетельств или иных документов, подтверждающих прохождение каждым ее членом стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего (на основании пункта 4 статьи 231 закона могут не представляться в течение года со дня вступления закона в силу);

9) заверенные некоммерческой организацией копии справок об отсутствии судимости у всех ее членов.

Этот перечень документов является исчерпывающим. Следует обратить внимание на то, что он не включает документы, которые подтверждали бы соответствие организации второму и третьему условиям, являющимся основаниями для включения в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Отсутствуют также какие-либо переходные положения, касающиеся обязательности представления в определенных случаях копий лицензий арбитражных управляющих и договоров страхования ответственности.

Некоммерческая организация, соответствующая условиям, указанным в пункте 2 статьи 21 закона, подлежит включению в единый государственный реестр само-регулируемых организаций арбитражных управляющих в течение семи дней с даты представления указанных документов. Регулирующий орган обязан в течение трех дней с даты включения организации в реестр уведомить ее в письменной форме о таком включении или представить

мотивированный отказ во включении в реестр. Отказ возможен лишь по двум основаниям:

1) некоммерческая организация не выполняет хотя бы одно условие из условий, предусмотренных в пункте 2 статьи 21 закона;

2) представлены не все перечисленные документы.

Закон прямо не предусматривает обязанность регулирующего орган принимать какие-либо акты, определяющие порядок ведения единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Соответствующие нормы закона могут и должны применяться непосредственно. Тем не менее это не исключает возможности разработки регулирующим органом нормативного правового акта, детализирующего порядок ведения реестра. Приказом Минюста России от 30 декабря 2005 года № 202 утверждено Положение о порядке ведения единого государственного реестра саморегулируе-мых организаций арбитражных управляющих.

На формировании компенсационного фонда (имущества общества взаимного страхования) следует остановиться отдельно. Согласно пункту 2 статьи 21 закона условия и порядок размещения средств компенсационных фондов и обществ взаимного страхования, порядок расходования указанных средств, рекомендации о ликвидности включаемых в такие фонды активов, об их составе и о структуре устанавливаются Правительством Российской Федерации. Пунктом 2 статьи 21 закона исчерпывающим образом определены условия формирования компенсационного фонда (имущества общества взаимного страхования). Таких условий три:

1) формирование возможно исключительно в денежной форме;

2) в формировании принимают участие только члены организации;

3) размер взноса должен быть не менее чем 50 000 рублей на каждого члена.

Согласно пункту 1 Временного положения средства компенсационного фонда подлежат зачислению на отдельный расчетный

счет, открываемый СРО арбитражных управляющих в кредитной организации. Размещение средств фонда в иные активы (имущество) не допускается.

Регулирующий орган наделен правом обращения в арбитражный суд с заявлением об исключении саморегулируемой организации из единого государственного реестра в случаях, предусмотренных законом (п. 4 ст. 29 закона). Законом (абз. 1 п. 6 ст. 21) предусмотрено два таких случая:

1) нарушение требований, установленных пунктом 2 статьи 21 закона;

2) неоднократные нарушения закона о банкротстве.

В первом случае затруднения могут возникнуть при оценке соблюдения второго условия, предусмотренного пунктом 2 статьи 21 закона. Должны ли приниматься в расчет все процедуры, в которых когда-либо участвовали члены саморегулируемой организации, или только те процедуры, которые не были завершены на момент включения организации в реестр либо начаты после этого? По нашему мнению, формулировка «в том числе незавершенных на дату включения в единый государственный реестр» (п. 2 ст. 21 закона) позволяет утверждать, что учитываться должны все процедуры, в которых когда-либо участвовали члены организации.

Во втором случае формально можно иметь в виду всякое нарушения закона, включая несоответствие организационноправовой формы организации, несоблюдение требований, предъявляемых законом к внутренней структуре саморегулируемой организации, и тому подобное.

В случае самостоятельного и добровольного объявления саморегулируемой организацией арбитражных управляющих о возникшем несоответствии какому-либо из предусмотренных пунктом 2 статьи 21 закона признаков в соответствии с пунктом 6 статьи 21 закона организация не может быть исключена из реестра в течение двух месяцев с момента возникновения такого несоответствия. Поскольку в течение двух месяцев технически, в силу продолжительности судебной процедуры, организация и без этого запрета не может быть

исключена из реестра, то указанное положение закона нужно понимать в смысле, исключающем возможность обращения в суд в двухмесячный срок. Практика арбитражных судов по рассмотрению заявлений регулирующего органа показывает, что арбитражные суды склонны оценивать характер допущенных нарушений, так как не все нарушения, даже в совокупности, могут служить основанием для исключения саморегулируемой организации из реестра. В случае устранения нарушений арбитражные суды также отказывают в удовлетворении заявления об исключении из реестра. Наконец, по мнению некоторых арбитражных судов кассационной инстанции (федеральные арбитражные суды Уральского, Дальневосточного округов), подаче заявления об исключении из реестра должны предшествовать проверка деятельности саморегулируемой организации и направление предписания об устранении выявленных нарушений в соответствии с Положением о проведении проверки деятельности саморегулируемой организации арбитражных управляющих регулирующим органом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2003 года № 365. Закон определяет функции, права и обязанности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (п. 3 ст. 21, ст. 22). Основными функциями саморегулируемой организации арбитражных управляющих являются:

• обеспечение соблюдения своими членами законодательства Российской Федерации, правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего;

• защита прав и законных интересов своих членов;

• обеспечение информационной открытости деятельности своих членов, процедур банкротства;

• содействие повышению уровня профессиональной подготовки своих членов.

При раскрытии содержания функций нужно иметь в виду, что, помимо правил профессиональной деятельности, закон упоминает правила деловой этики (п. 4 ст. 21, п. З ст. 22) и стандарты деятельности (п. З ст. 22) арбитражных управляющих. Однако никаких императивных норм, связанных с их введением и соблюдением, не существует, соответственно, этот вопрос каждая саморегулируемая организация решает самостоятельно. Согласно пункту З статьи 21 закона СРО вправе осуществлять по отношению к своим членам и иные предусмотренные уставом и не противоречащие законодательству функции.

Правила профессиональной деятельности арбитражного управляющего подразделяются на установленные Правительством Российской Федерации и утвержденные са-морегулируемой организацией. Пунктом 2 статьи 29 закона определено, что Правительство Российской Федерации утверждает следующие правила профессиональной деятельности арбитражного управляющего и деятельности саморегулируемой организации:

1) общие правила деятельности арбитражного управляющего, касающиеся содержания и порядка ведения реестра требований кредиторов, подготовки, организации и проведения собраний кредиторов и комитетов кредиторов, подготовки отчетов арбитражного управляющего15;

2) правила проведения финансового ана-лиза4;

3 Общие правила подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 № 299;

Общие правила подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитета кредиторов утверждены постановлением Правительств Российской Федерации от

06.02.2004 № 56;

Общие правила ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2004 № 345.

4 Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2003 № 367.

3) правила проверки наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкрот-ства5;

4) правила проведения и сдачи теоретического экзамена6;

5) правила проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управля-ющего7;

6) правила проведения проверки саморе-гулируемой организацией деятельности своих членов - арбитражных управляю-

щих8.

К правилам профессиональной деятельности арбитражных управляющих непосредственно относятся правила № 1-З и в известном смысле правила № 4. Саморегули-руемая организация обязана разрабатывать и устанавливать обязательные для выполнения всеми членами правила профессиональной деятельности арбитражного управляющего (п. 2 ст. 22 закона). Очевидно, что они должны соответствовать, при наличии, правилам, установленным Правительством Российской Федерации. Утвержденные саморегулируемой организацией правила, а также стандарты деятельности, деловой этики арбитражных управляющих в обязательном порядке представляются в регулирующий орган для последующего опубликования (п. З ст. 22 закона). Саморе-гулируемая организация обязана контролировать профессиональную деятельность своих членов в части соблюдения требований закона и установленных саморегулируемой организацией правил профессиональной деятельности (п. 2 ст. 22 закона).

Контрольная функция саморегулируемой организации осуществляется и через иные ее права и обязанности. СРО обязана рассматривать жалобы на действия своих членов, исполняющих обязанности арбитраж-

ного управляющего в деле о банкротстве, и вправе применять в отношении своих членов предусмотренные учредительными и иными документами меры дисциплинарной ответственности, в том числе исключение из членов организации. Саморегулируемая организация вправе заявлять в арбитражный суд ходатайство об отстранении от участия в деле о банкротстве своих членов, в действиях (бездействии) которых установлены нарушения законодательства о несостоятельности (банкротстве).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К обязанностям саморегулируемой организации также относится осуществление сбора, обработки и хранения информации о деятельности своих членов, раскрываемой ими для саморегулируемой организации в форме отчетов в порядке и с периодичностью, установленными уставом и иными документами СРО. К осуществлению контрольной функции примыкают также обязанности по осуществлению организации и проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего и по разработке и установлению требований, предъявляемых к желающим вступить в са-морегулируемую организацию. Правительство Российской Федерации утверждает правила проведения проверки саморегули-руемой организацией деятельности своих членов.

Для осуществления функции по защите прав и законных интересов своих членов СРО наделена правами представлять законные интересы своих членов в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и обжаловать в судебном порядке акты и действия указанных органов, нарушающие права и

5 Временные правила проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от

27.12.2004 № 855.

6 Правила проведения и сдачи теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.200З № З08.

7 Правила проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.200З № 414.

8 Правила проведения саморегулируемой организацией арбитражных управляющих проверки деятельности своих членов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.200З № З66.

законные интересы любого из членов СРО или группы членов. К реализации указанной функции примыкает и право саморегулиру-емой организации подавать иски о защите прав и законных интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве (имеются в виду иски в пользу третьих лиц). Возможность осуществления этого права существенно ограничена процессуальным законодательством. Согласно части 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, организации вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе. На основании частей 1 и 2 статьи 5З Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральным законом, не только государственные, местные, но и иные органы вправе обратиться с исками в арбитражный суд в защиту публичных интересов (в обращении должно быть указано, в чем заключается нарушение публичных интересов).

Информационная открытость деятельности членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих, процедур банкротства обеспечивается следующим образом. СРО вправе уведомлять арбитражные суды Российской Федерации о приобретении статуса саморегулируемой. На саморегулируе-мой организации лежит обязанность уведомлять арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, об исключении своего члена, исполняющего обязанности арбитражного управляющего в таком деле, в срок не позднее чем три дня с даты его исключения. СРО обязана осуществлять ведение реестра арбитражных управляющих, являющихся ее членами, и обеспечивать свободный доступ к включаемым в такой реестр сведениям заинтересованным в их получении лицам. Помимо уже упомянутой обязанности представлять в регулирующий орган правила и стандарты деятельности, деловой этики в целях последующего опубликования, в регулирующий орган должны представляться:

• изменения, внесенные в учредительные документы;

• сведения о внесении изменений в реестр арбитражных управляющих;

• сведения о состоявшихся утверждениях арбитражных управляющих по делам о банкротстве;

• сведения об исключении из членов са-морегулируемой организации;

• сведения об отстранении арбитражных управляющих от исполнения своих обязанностей;

• сведения о правилах приема в члены саморегулируемой организации;

• сведения о правилах прохождения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего (эти правила должны соответствовать правилам, утверждаемым Правительством Российской Федерации);

• сведения о размере компенсационного фонда (имущества общества взаимного страхования);

• сведения о поступивших жалобах на действия членов саморегулируемой организации и результатах рассмотрения таких жалоб;

• сведения о перечне страховых организаций, аккредитованных саморегулируемой организацией;

• сведения о перечне организаций, осуществляющих деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, аккредитованных саморегулируемой организацией.

По запросу регулирующего органа са-морегулируемая организация обязана представлять отчеты о процедурах банкротства, проведенных арбитражными управляющими.

Закон не предусматривает каких-либо специальных прав и обязанностей саморе-гулируемой организации по реализации функции содействия повышению уровня профессиональной подготовки своих членов. В соответствии с пунктом 4 статьи 29 закона к полномочиям регулирующего органа относятся участие в организации подготовки арбитражных управляющих и принятии теоретического экзамена, утверждение единой программы подготовки арбитражных управляющих.

В законе особо оговаривается обязанность саморегулируемой организации обеспечивать формирование компенсационного фонда (имущества общества взаимного страхования) для финансового обеспе-

чения ответственности по возмещению убытков, причиненных ее членами при исполнении обязанностей арбитражного управляющего. Это представляется самоочевидным, поскольку указанное условие является необходимым для включения само-регулируемой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций.

ИНФОРМАЦИЯ. СОБЫТИЯ

Контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих осуществляет регулирующий орган. Согласно статье 2 закона это - его основная задача. Регулирующий орган в числе прочего обладает полномочием проводить проверки деятельности саморегулируемых организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Рынок недвижимости: ситуация, тенденции, прогноз

Конференция Московской ассоциации риелторов

24 августа 2006 года, Москва

24 августа 2006 года в Москве состоялась конференция по аналитике, организованная Московской ассоциацией риелторов (МАР), в работе которой приняли участие представители девелоперских, инвестиционных, риелторских и страховых компаний, банков. Мероприятие освещали ведущие средства массовой информации: более 30 представителей печатных изданий, телевидение и интернет-порталы.

В ходе работы конференции ведущие аналитики рынка недвижимости представили свои прогнозы, прокомментировали ситуацию, сложившуюся на этом рынке, ответили на вопрос, что ждет участников рынка во второй половине 2006 года.

На конференции выступили:

• научный руководитель аналитического консалтингового центра «МИЭЛЬ-Недвижимость», профессор кафедры экономики и управления городским строительством Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова Стер-никГеннадий Моисеевич с докладом «Новый взгляд на прогнозирование тенденций развития рынка недвижимости»;

• заместитель председателя экспертного совета Комиссии Совета Федерации по законодательному обеспечению развития рынка доступного жилья, первый вице-президент Международной ассоциации фондов жилищного строительства и ипотечного кредитования Казейкин Валерий Семенович с докладом «Развитие жилищного строительства и ипотечного кредитования в регионах России. Тенденции и прогноз»;

• руководитель аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU» Репченко Олег Николаевич с докладом «Текущее состояние и перспективы рынка жилья Московского региона»;

• генеральный директор агентства недвижимости «САВВА», вице-президент Российской гильдии риелторов Ап-релев Константин Николаевич с докладом «Прогноз ликвидности жилья на основе мониторинга цен на жилье в Москве»;

• руководитель департамента инвестиционного консалтинга и оценки корпорации «Рескор» Рощин Дмитрий Алексеевич с докладом «Рынок офисной недвижимости Московского региона: основные тенденции по итогам первого полугодия 2006 года»;

• генеральный директор информационно-аналитического агентства «RWAY» Крапин Александр Викторович с докладом «Причины сложившейся ситуации на рынке и возможные варианты развития событий»;

• директор департамента маркетингового анализа управляющей компании «МАСШТАБ» Чукаева Наталья Вячеславовна с докладом «Развитие загородного рынка жилья как заменителя московским квартирам».

На вопросы участников конференции о темпах роста цен на недвижимость специалисты ответили следующее:

Г.Н. Стерник: «В ближайшее время темпы роста цен на недвижимость снизятся, нас ждет примерно годичная пауза в росте».

О.Н. Репченко: «Рынок застыл в точке неустойчивого состояния, ярких признаков стабилизации пока нет».

Д.А. Рощин: «Мы находимся в начале длительного цикла экономического роста в стране протяженностью примерно в 25 лет. Следовательно, цены в сегменте коммерческой недвижимости будут расти, но темпами, не превышающими уровень инфляции, помноженной на коэффициент 1,5».

Окончание см. на стр. 94.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.