Научная статья на тему 'ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 73-ФЗ И ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ'

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 73-ФЗ И ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
128
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / ЗОНЫ ОХРАНЫ / РЕГЛАМЕНТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ / ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Митягин Сергей Дмитриевич, Шевченко Элеонора Арсеновна, Семенцов Сергей Владимирович

Охрана объектов культурного наследия как явление и как процесс характеризует уровень цивилизационного развития конкретной общественной формации в данном административно-государственном образовании. В структуре объектов культурного наследия, с точки зрения организации их охраны, наибольшую сложность занимают экстерьерные объекты материально-пространственной среды в виде функционирующих и руинированных комплексов. Охрана этих объектов требует установления разного рода ограничений хозяйственной деятельности как, собственно, и в их пространстве, так и на окружающих территориях. Определению типологических характеристик и общих подходов к охране рукотворных и природных объектов культурного наследия, а также выделению зон охраны и регламентных ограничений на окружающих эти объекты территориях посвящена настоящая статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Митягин Сергей Дмитриевич, Шевченко Элеонора Арсеновна, Семенцов Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEDERAL LAW NO. 73-FZ AND ISSUES OF ORGANIZING A SYSTEM FOR THE PROTECTION OF CULTURAL HERITAGE OBJECTS

In the structure of cuLturaL heritage objects, from the point of view of the organization of their protection, the exterior objects of the materiaL and spatiaL environment in the form of functioning and ruined compLexes occupy the greatest compLexity. The protection of these objects requires the estabLishment of various kinds of restrictions on economic activity both, in fact, in their space and in the surrounding territories. This articLe is devoted to the definition of typoLogicaL characteristics and generaL approaches to the protection of man-made and naturaL cuLturaL heritage objects, as weLL as the aLLocation of protection zones and reguLatory restrictions on the territories surrounding these objects.

Текст научной работы на тему «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 73-ФЗ И ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ»

Academia. Архитектура и строительство, № 1, стр. 45-51. Academia. Architecture and Construction, no. 1, pp. 45-51.

Исследования и теория Научная статья УДК 725.945:711

doi: 10.22337/2077-9038-2023-1-45-51

Федеральный закон № 73-ФЭ и вопросы организации системы охраны

объектов культурного наследия

Митягин Сергей Дмитриевич (Санкт-Петербург). Доктор архитектуры, академик РААСН. Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (Россия, 190005, Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская ул., 4. СПбГАСУ); Научно-исследовательский институт перспективного градостроительства (Россия, 197342, Санкт-Петербург, наб. Черной речки, 41, к. 2, литер Б, пом. 3. НИИ ПГ). Эл.почта: msd710@maiL.ru.

Шевченко Элеонора Арсеновна (Москва). Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса, кандидат архитектуры, советник РААСН, главный редактор издательства «Зодчий». Эл.почта: shegaL1948@maiL.ru.

Семенцов Сергей Владимирович (Санкт-Петербург). Доктор архитектуры. Советник РААСН. Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (Россия, 190005, Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская ул., 4. СПбГАСУ). Эл.почта: s.sementsov@maiL.ru.

Аннотация. Охрана объектов культурного наследия как явление и как процесс характеризует уровень цивилизацион-ного развития конкретной общественной формации в данном административно-государственном образовании. В структуре объектов культурного наследия, с точки зрения организации их охраны, наибольшую сложность занимают экстерьерные объекты материально-пространственной среды в виде функционирующих и руинированных комплексов. Охрана этих объектов требует установления разного рода ограничений хозяйственной деятельности как, собственно, и в их пространстве, так и на окружающих территориях. Определению типологических характеристик и общих подходов к охране рукотворных и природных объектов культурного наследия, а также выделению зон охраны и регламентных ограничений на окружающих эти объекты территориях посвящена настоящая статья.

Ключевые слова: объекты культурного наследия, зоны охраны, регламентные ограничения, градостроительство

Federal Law No. 73-FZ and Issues of Organizing a System for the Protection of Cultural

Heritage Objects

Mityagin Sergei D. (Saint Petersburg).Doctor of Sciences in Architecture, Academician of RAACS. State University of Architecture and Civil Engineering (4, 2 Krasnoarmeiskaya St, Saint Petersburg, 190005, Russia. SPbGASU); Scientific Research Institute of Perspective Urban Development (41/2B, Chernoy rechki emb., St. Petersburg, 197342. NII PG). E-maiL: msd710@maiL.ru.

Shevchenko Eleonora A. (Moscow). State CounseLor of the Russian Federation, 3rd cLass; Candidate of Sciences in Architecture; Adviser of RAACS. JournaL "BuLLetin. "Zodchy. 21 century". E-maiL: shegaL1948@maiL.ru.

Sementsov Sergei V. (Saint Petersburg). Doctor of Sciences in Architecture, Adviser of RAACS. State University of Architecture and CiviL Engineering (4, 2 Krasnoarmeiskaya St, Saint Petersburg, 190005, Russia. SPbGASU); Scientific Research Institute of Perspective Urban DeveLopment (41/2B, Chernoy rechki emb., St. Petersburg, 197342. NII PG). E-maiL: s.sementsov@maiL.ru.

© Митягин С.Д., Шевченко Э.А., Семенцо вС.В., 2023.

Abstract. In the structure of cultural heritage objects, from the point of view of the organization of their protection, the exterior objects of the material and spatial environment in the form of functioning and ruined complexes occupy the greatest complexity. The protection of these objects requires the establishment of various kinds of restrictions on economic activity both, in fact, in their space and in the surrounding territories. This article is devoted to the definition of typological characteristics and general approaches to the protection of man-made and natural cultural heritage objects, as well as the allocation of protection zones and regulatory restrictions on the territories surrounding these objects.

Keywords: cultural heritage sites, protection zones, regulatory restrictions, urban planning

Градостроительство как социальный институт и как средство целенаправленного преобразования окружающей среды путём строительной и хозяйственной деятельности в виде трансформации ландшафта, пространственного размещения различных объектов капитального строительства, благоустройства и переустройства территорий, обладает фундаментальными противоречивыми свойствами преемственности сложившейся застройки и среды, их преобразования с ликвидацией (частичной или полной) и сохранением. Перечисленные свойства градостроительства раскрываются как виды использования пространственных форм рукотворных, природных и смешанных экстерьерных материальных (физических) объектов экстерьерного ииинтерьерного характера в различной по длительности перспективе.

К экстерьерным материальным (физическим) объектам авторы относят все объекты недвижимого имущества (в том числе те, которые обладают признаками объектов культурного наследия ОКН). Это могут быть как отдельно стоящие, так и формирующие «интерьерные пространства» поселения объекты («интерьер» улицы или площади).

Собственно интерьерные объекты ОКН - это объекты, которые для их сохранения нуждаются в изоляции от изначально окружающей их среды и помещении в специально созданные интерьерные условия хранения, демонстрации, изучения - музеи, склепы и иные объекты капитального строительства. К этой группе ОКН нужно отнести памятники археологии, иные предметы и вещи, образцы письменности, изобразительного искусства, памятники литературы, музыки, кинематографии и прочие предметы бытовых укладов и декоративного искусства.

Таким образом рукотворные, природные и смешанные (пространственные) объекты градостроительной деятельности образуют всю линейку экстерьерных и интерьерных форм предметно-вещной среды жизнедеятельности Общества на всем цивилизационном историческом пути его развития (рис. 1). Следует уточнить, что под смешанными ОКН авторы статьи понимают природно-рукотворные - изначально природные объекты, преобразованные в результате человеческой деятельности. Это может быть природный ландшафт с отдельными объектами капитального строительства, не имеющими признаков памятников, транспортными и инженерными сооружениями.

Экстерьерные объекты материально-пространственной среды в виде целых и руинированных объектов, а также в виде

преобразованных и искусственно созданных ландшафтов, составляют на каждом временном этапе общественного развития его предметный фон, в котором протекают абсолютно все социальные процессы в доступных для жизни временных интервалах, условиях и средах (рис. 2).

Термин «градостроительные объекты культурного наследия» (ГОКН) требует раскрытия. ГОКН - это пространственные объекты, образованные в результате человеческой деятельности, состоящие из разных объектов капитального и ландшафтного строительства и создающие в человеческом восприятии образы улиц, площадей, дворов, набережных, в формировании которых используются объекты капитального строительства и благоустройства. Эти образы могут принимать пространственные формы городских интерьеров.

Таким образом, в каждый временной период общественного бытия предметное капитальное искусственносоздан-ное и естественное природное, ландшафтное окружение социально-экономических и физиологических процессов

Рис. 1 Классификация физических объектов культурного наследия. Схема авторов статьи

Рис. 2. Состав экстерьерных объектов культурного наследия. Схема авторов статьи

представляет собой пространственную комбинацию строительных и природных элементов, тем или иным образом вовлечённых в процессы жизнедеятельности Человечества. Поэтому предметный мир,окружающий Социум, представляет собой материально-вещную среду, состоящую из природных и искусственных объектов, находящихся на разных стадиях своего жизненного цикла и играющих разные функциональные (утилитарные, хозяйственно-экономические и социально-культурные) роли в процессе жизнедеятельности административно-территориальных образований.

Социально, экономически и экологически связанная комбинация административно-территориальных образований муниципального уровня формирует территорию исторически объединённой градостроительной деятельности, для обеспечения условий устойчивого развития которой в настоящее время может быть использован инструмент территориального планирования одного или нескольких муниципальных образований. В границах выделяемых таким образом территориальных объектов градостроительной деятельности оказывается совокупность земельных участков различного назначения как основного функционального, так и вспомогательного видов использования, а также участков с ограниченями градостроительной деятельности разного статуса (водоохранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия и др.).

При выделении таких территорий в проектной деятельности существенное значение приобретает не только фиксация земельных участков различного назначения, но также установление характера взаимодействия этих участков с соседними, части которых при этом могут рассматриваться как охранные зоны, обеспечивающие нормальное протекание социальных, экономических, экологических и иных градостроительных процессов на данных территориях.

Поскольку всю территорию объединённой градостроительной деятельности можно уверенно отнести к региональному или муниципальному культурному пространству, то все объекты капитального строительства и природные комплексы в его составе могут восприниматься как объекты и территории культурного статуса прошлого и современности, выполняющие собственные ролевые функции. Они определяют оценочные отношения Общества к элементам окружающего материального мира, среди которых выделяется группа сохраняемых объектов культурного наследия. Эта группа объектов состоит из охраняемых физических экстерьерных и интерьерных объектов, в том числе природных комплексов, отдельных ландшафтов и видов растений, мест обитания редких представителей животного мира, уникальных форм и элементов рельефа, проявлений процессов геодинамической и гидрографической природы, а также из памятных мест (нематериальных объектов), объектов и процессов культурно-исторического генезиза, архитектурно-строительного и инженерно-технического происхождения, музеефицированных и руинированных объектов, объектов археологии, локализации

мест размещения предметов изобразительного, монументального и декоративного искусства, пространственных условий сохранения традиций и развития музыкальной, певческой и религиозной культуры, иных объектов творческого наследия (объектов нематериального наследия).

Основной чертой, которая позволяет выделить экстерьер-ную группу охраняемых объектов культурного наследия среди всего многообразия исторически накопленного предметно-вещного окружения Человечества, является их эстетическая и историческая (научная, культурная) ценность, обуславливающая поддержание преемственности, углубления степени изученности закономерностей и особенностей эволюции национальных бытовых укладов, сохранения культурного многообразия на Планете и, главное, для сохранения самобытных очагов культуры.

В Российской Федерации в настоящее время государственные и общественные интересы в сфере охраны исторически и эстетически ценного предметно-вещного окружения отражены в принятом в 2002 году Федеральном законе № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»1, заменившим аналогичный закон 1976 года. Этим законом государство регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Закон направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и реализацию конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, о сбережении памятников истории и культуры. Также закон направлен на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры2.

Закон не только выделяет экстерьерные объекты культурного наследия, (ЭОКН), но и делит их на памятники, ансамбли и достопримечательные места3. К отдельной позиции закон относит исторические поселения и историко-культурные заповедники. В составе этой категории сегодня на практике существует такой специальный вид памятников истории и культуры как памятники градостроительства и архитектуры. Именно памятники градостроительного искусства объединяют архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населённых пунктов, сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой

1 Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (http://www.kremlin.ru/acts/bank/18230).

2 Там же, ст. 3.

3 Там же.

архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства, природные ландшафты.

В настоящее время все перечисленные объекты не имеют чётко мотивированных признаков памятников градостроительства (то есть памятников градостроительного искусства) и оцениваются, таким образом, каждый раз с большой степенью субъективно. В целях создания реальных условий охраны качественных характеристик и физических параметров каждого из объектов перечисленных видов предметно-вещной среды необходимо учитывать их особенности с точки зрения встроенное™ в пространственную систему распределения материальных объектов окружающей среды, места, которое они занимают в данной системе, и роли, которую они в ней играют, а также с точки зрения состава необходимых мероприятий и способов обеспечения их сохранности. Это значит, что всё множество недвижимых экстерьерных объектов историко-культурного наследия можно в зависимости от предмета охраны отнести либо к классу градостроительных объектов культурного наследия (ГОКН), либо к классу ландшафтных объектов культурного наследия (ЛОКН).

Введённый Федеральным законом № 73-Ф3 перечень видов объектов культурного наследия неравнозначен (табл.).

Так, вид объектов культурного наследия «памятники» включает «отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями... мемо-

риальные квартиры, мавзолеи, отдельные захоронения, произведения монументального искусства, объекты науки и техники, включая военные, объекты археологического наследия»4 [2]. Памятниками, как правило, являются отдельно стоящие ОКН, хотя в перечисленных законом ОКН указаны не только экстерьерные, так как «произведения монументального искусства, объекты науки и техники» могут быть интерьерными объектами. Они не рассматриваются в настоящей статье, потому что не требуют фиксации в кадастровых документах.

Для памятников культурного наследия (кроме мемориальных квартир, интерьерных произведений монументального искусства, объектов науки и техники- станков, оборудования, устройств, приборов и др., не относящихся к недвижимым объектам и являющихся экспонатами музеев) устанавливаются территории, непосредственно занимаемые этими объектами и являющиеся их неотъемлемыми частями, связанными с ними исторически, функционально и конструктивно5.

Закон позволяет включать в территории объектов культурного наследия «земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда, водные объекты или их части» независимо от вида собственности6. Все виды физических (материальных) экстерьерных объектов культурного наследия отличаются уникальным пространственным расположением и возможностью их кадастрового учёта в регистрационных документах недвижимого имущества. При этом «границы

Виды ОКН Градостроительные объекты культурного наследия (ГОКН) Ландшафтные объекты культурного наследия (ЛОКН)

Единичные Здания, сооружения (мосты, плотины), монументы (памятники), скульптурные композиции, памятные знаки, объекты археологии, курганы, фортификационные сооружения, памятники архитектуры Памятники природы, сады в структуре застройки, скверы, набережные, бульвары, мемориалы, уникальные формы рельефа, водопады, элементы водных систем, пещеры, памятные места, знаки, культовые (сакральные) места

Групповые - объединённые, пространственные Ансамбли, городские усадьбы, улицы в исторической застройке, площади, компактные элементы планировочной структуры городских и сельских образований, протяжённые фортификационные и инженерные сооружения; Историко-культурные заповедники, исторические кварталы, исторические центры поселений Достопримечательные места, внутримуниципальные (городские) особо охраняемые природные территории, заказники; Дворцово-парковые ансамбли, парки, усадьбы, природные и искусственные водные системы, каналы, природные и религиозные комплексы, монастыри, исторические музейные комплексы

Территориальные Исторические поселения, населённые пункты, исторические города, сёла, исторические районы - достопримечательные места, места бытования народных промыслов, традиций (местного, регионального и федерального значения), историко-архитектурные музеи под открытым небом Природные заповедники, охотхозяйства, региональные особо охраняемые природные территории, локальные или региональные экосистемы, ледники, горные массивы (страны), крупные водноболотные системы (угодья), национальные парки

4 Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Ст. 3 (http://www.kremlin.ru/acts/bank/18230).

5 Там же. Ст. 3.1.1.

6 Там же. Ст. 3.1.2.

Таблица. Примерное распределение экстерьерных объектов культурного наследия (ЭОКН) по видам

их пространственной организации

территорий объектов культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков»7. Они отражаются на кадастровых планах этих участков и устанавливаются «на основании архивных документов, в том числе исторических поземельных планов и научных исследований, с учётом особенностей каждого объекта культурного наследия, включая степень его сохранности и этапы развития»8.

Процедура установления границ территорий объектов культурного наследия связана с проведением специальных научно-исследовательских и проектных работ, целью которых является комплексное обоснование предлагаемых к установлению границ земельных участков этих объектов и связанных с ними иных территорий. При этом следует иметь в виду, что любой «современный» объект, во-первых, является материальным проявлением конкретно локализованной исторической культуры землеустройства и строительства и, во-вторых, может со временем приобрести статус объекта культурного наследия.

В случае объективно «прочитываемого» единства архитектурно-планировочного и объёмно-пространственного замысла формирования группы памятников на исторически организованной и локализованной территории (земельном участке) Закон № 73-Ф3 даёт возможность выделить такую совокупность памятников как «ансамбли»9.

Главным признаком, позволяющим идентифицировать сконцентрированную исторически сложившуюся на чётко локализованном земельном участке группу объектов культурного наследия в качестве ансамбля (градостроительного ансамбля), следует признать композиционное единство и целостность застройки этого участка, даже при её стилистическом разнообразии вне зависимости от гражданского, производственного, специального и рекреационного назначения. Также в категорию ансамбля может попасть множество сопряжённых земельных участков, составляющих фрагмент исторической части целостной планировочной структуры поселения и отличающихся характерным рисунком организации улично-дорожной сети.

К произведениям ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства, попадающим в группу культурных объектов в качестве ансамбля, относятся «преобразованные человеком фрагменты природного ландшафта, содержащие комплекс элементов благоустройства, планировки, озеленения, архитектуры малых форм, инженерных гидротехнических и иных сооружений и являющиеся единовременно или эво-люционно сложившимся образованием»10.

Ансамбли, как правило, отличаются единством архитектурно-планировочного замысла застройки, ландшафтной организации, озеленения и благоустройства территории.

К объектам культурного наследия, нуждающимся в охране и возможно в восстановлении качественных характеристик, Закон № 73-Ф3 относит особый вид объектов - «достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места; культурные и природные ландшафты; связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические места»11.

Закон «Об объектах культурного наследия» здесь же указывает, что «в границах территории достопримечательного места могут находится памятники и (или) ансамбли». Это свидетельствует о том, что достопримечательное место является исторически сложившейся территорией, социально-экономическое и градостроительное развитие которой нуждается в специальных регламентах хозяйственной деятельности и организации застройки. Они предназначены для обеспечения сохранности не только таких памятников и (или) ансамблей, но и окружающей исторической среды, в пределах которой они сформировались.

К предметам охраны достопримечательного места относятся «его градостроительные, геологические, ландшафтные, объёмно-пространственные, планировочные, архитектурно-стилистические характеристики, ценные элементы застройки и благоустройства, совместные творения человека и природа, объекты, представляющие интерес с точки зрения архитектуры, археологии, этнологии и экологии, функциональное назначение и мемориальное значение указанного достопримечательного места»12.

Понятно, что предметы охраны достопримечательного места относятся к соответствующим объектам культурного наследия, находящимся на данной территории, а хозяйственные и градостроительные регламенты в свою очередь должны обеспечивать правовую базу архитектурно-строительной деятельности в пространстве, окружающем эти объекты. Ин-

7 Там же.

8 Там же. Ст. 3.1.3.

9 Ансамбли - чётко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединённых памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения, в том числе фрагменты историческихпланировок и застроек поселений, произведения ландшафтной архитектуры исадово-паркового искусства (сады, парки, бульвары), некрополи, объекты археологического наследия.

10 Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Ст. 56.3.1 (http://www.kremlin.ru/acts/bank/18230).

11 Там же. Ст. 3.

12 Там же. Ст. 56.4.4.

теграция территорий, на которые должны распространяться такие регламенты с учётом их положения в проектном поле, сформирует общие границы достопримечательного места.

В соответствии со ст. 57 и 58 федерального закона № 73-ФЗ и на основании государственной историко-культурной экспертизы13 в отношении достопримечательного места (или его части), представляющего «собой выдающийся целостный историко-культурный и природный комплекс, нуждающийся в особом режиме содержания»14 может быть принято решение об отнесении его к историко-культурному заповеднику. При этом «историко-культурные заповедники могут быть федерального, регионального и местного значения», а «граница историко-культурного заповедника может не совпадать с границей достопримечательного места»15. Поэтому историко-культурный заповедник можно рассматривать как часть достопримечательного места. Вообще достопримечательное место представляет собой сложно организованный с административно-юридической точки зрения объект градостроительной деятельности, в границах которого переплетаются разные формы собственности и полномочия субъектов имущественных отношений.

К категории достопримечательных мест Закон № 73-Ф3 позволяет относить части исторических поселений (их центры) или фрагменты планировки и застройки поселений, «в границах которых расположены объекты культурного наследия, включённые в реестр, выявленные объекты культурного наследия и объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения»16.

Предмет охраны исторического поселения включает в себя:

«1) исторически ценные градоформирующие объекты -здания и сооружения, формирующие историческую застройку и объединённые в том числе масштабом, объёмом, структурой, стилем, конструктивными материалами, цветовым решением и декоративными элементами;

2) планировочную структуру, включая её элементы;

3) объёмно-пространственную структуру;

4) композицию и силуэт застройки - соотношение вертикальных и горизонтальных доминант и акцентов;

5) соотношение между различными городскими пространствами (свободными, застроенными, озеленёнными);

6) композиционно-видовые связи (панорамы), соотношение природного и созданного человеком окружения»17.

Из анализа признаков объектов культурного наследия, отличающихся жёсткой пространственной привязанностью к месту независимо от их генезиса и времени формирования, следует, что в целях выделения границ территорий объектов культурного наследия всех категорий и границ зон регламент-

13 Там же. Ст. 28.

14 Там же. Ст. 57.1.

15 Там же. Ст. 58.2.

16 Там же. Ст. 59.1.

17 Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Ст. 59.2 (http://www.kremlin.ru/acts/bank/18230).

ных ограничений, обеспечивающих сохранение качественных характеристик этих объектов, необходимо проводить комплексные научно-исследовательские и проектные работы, по содержанию сравнимые с документацией по планировке территорий. Эти работы не всегда локализуются в административных и кадастровых границах муниципальных образований, так как учитывают требования проведения историко-архивных, археологических и инженерных изысканий, предполагают организацию комплексных согласований и общественных обсуждений как предметов охраны для каждого объекта культурного наследия, так и регламентов градостроительной деятельности в зонах влияния таких объектов. Они предполагают установление таким способом зон разных видов ограничений возможных негативных внешних воздействий.

Однако, ожидать, что вопросы охраны культурных объектов и территорий, попадая в сферу стандартной проектно-пла-нировочной деятельности, получат объективное содержание и проектное обеспечение можно только в случае, если они полностью становятся частью документов территориального планирования.

Поэтому в составе исходных данных и материалов обоснований в документах территориального планирования регионального и муниципального уровней должны присутствовать результаты утверждённых уполномоченными органами публичной власти специальных историко-культурных и инженерных исследований, определяющих границы зон, внутри которых градостроительная и хозяйственная деятельность должна быть ограничена (зоны охраны) и которые обеспечивают статус территорий охраняемых экстерьерных объектов культурного наследия для каждого из способов их пространственной организации (рис. 3).

Охранные зоны экстерьерных объектов культурного наследия градостроительного и ландшафтного характера устанавливаются в целях обеспечения пространственного, технического и культурного покоя вокруг этих объектов. С помощью известного инструментария градостроительной деятельности в границах охранных зон (ОЗ) обосновываются режимы использования и регламенты деятельности в границах локализованных территорий и устанавливаются правовые отношения в области градостроительства. Эти принимаемые меры дают возможность поддерживать требуемое состояние окружающего пространства, позволяют избежать нарушений визуально-образного характера восприятия экстерьерных объектов культурного наследия, их прочностных, устойчивых во времени физических параметров и целостных условий эстетического взаимодействия в исторически сложившемся пространстве организованной материально-вещной среды. Реализация таких мероприятий в пределах установленных границ территории необходима, так как позволит сохранить ценностные свойства этих объектов. Таким образом, охранные зоны ЭОКН устанавливаются в проектной документации для каждого вида охраняемых объектов исходя из содержания предметов охраны [1].

Следовательно, в пределах охранных зон необходимо устанавливать такие регламенты градостроительной деятельности и такой правовой режим, которые обеспечат недопущение нарушений выявленных предметов охраны конкретных экс-терьерных объектов культурного наследия.

Для охранных зон экстерьерных объектов культурного наследия предметно-вещного генезиса градостроительного и ландшафтного характера ограничивается всякая градостроительная и хозяйственная деятельность, связанная с физическим изменением условий их внешнего восприятия, а также внешнего вида этих объектов, нарушением их прочностных параметров устойчивости и внутренней структуры.

Для территориально сближенных объектов культурного наследия, связанных единой коммуникационной сетью, системой видовых точек и направлений восприятия требуется установление объединённых зон охраны (ОЗО), состоящих из участков единичных объектов культурного наследия (территорий ОКН - земельных участков) и зон ограничений градостроительной деятельности, в пределах которых обеспечивается учёт совместного влияния этих объектов на состав и содержание охранных мероприятий.

В объединённых зонах охраны экстерьерных объектов культурного наследия градостроительных ансамблей и достопримечательных мест, которые характеризуются целостным восприятием уникальных природных и искусственных форм этих ландшафтно-градостроительных систем, устанавливаются ограничения, способные сохранить образные качества панорам и отдельных узконаправленных, ориентированных видов.

Естественно, что в границах объединённых охранных зон экстерьерных объектов культурного наследия местного, регионального и федерального значений устанавливаемый правовой режим и регламенты градостроительной деятельности ограничивают любую архитектурно-строительную, инженерно-техническую и функционально-планировочную трансформацию землепользования и землеустройства, связанную с неизбежными негативными последствиями в системах образных характеристик этих охраняемых объектов. В то же время любые мероприятия, направленные

на обеспечение конструктивной устойчивости, улучшение условий для осуществления необходимых технических и социальных мероприятий применительно к экстерьерным объектам культурного наследия должны отражаться в правилах землепользования и застройки объединённых охранных зон

как самостоятельный раздел при подготовке этих документов.

* * *

Таим образом, необходимо отметить, что проекты зон охраны ОКН должны подготавливаться и утверждаться одновременно с документами территориального планирования (генеральными планами) и правилами землепользования и застройки территорий муниципальных образований. Это устранит внутренний организационный межвидовой конфликт в системе проектной градостроительной деятельности и ускорит её осуществление.

Список источников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Шевченко, Э.А. Правовые аспекты охраны объектов культурного наследия (от единичных памятников к градостроительным комплексам) : Монография / Э.А. Шевченко, А.А. Никифоров. - Санкт-Петербург : Зодчий, 2014. - 36 с. - Текст : непосредственный.

2. Быстрова, А.Н. Модель культурного пространства: граница и безграничность / А.Н. Быстрова. - Текст : непосредственный // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2008. - № 1 (75). - С. 95-104

References

1. Shevchenko E.A., Nikiforov A.A. Pravovye aspekty okhrany ob"ektov kul'tumogo naslediya (ot edinichnykh pamyatnikov k gradostroitel'nym kompleksam) [Legal Aspects of the Protection of Cultural Heritage Objects (from single Monuments to urban complexes)]. St. Petersburg, Zodchii Publ., 2014, 36 p. (In Russ.)

2. Bystrova A.N. Model' kul'turnogo prostranstva: granitsa i bezgranichnost' [The Model of Cultural Space: Limit and Infinity]. In: Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Tomsk State Pedagogical University Bulletin], 2008, no. 1 (7), pp. 95-104. (In Russ., abstr. in Engl.)

I i мэм toftttti SW&KH Г£ШШ< ? Е * т Ä 1 9

Г

йШДОИЫЁ ДНШЕЛ

«■шли* | «пжнш^шдамП ЛШжиритгыв НЕГО

"[üftronttlirti йстннншвЁ шлшпшкпюлж ПИ*

ХШЫЬЕ шшлнмшыйь«; вотяки^

Рис. 3. Охранное зонирование экстерьерных объектов культурного наследия.Схема авторов статьи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.