RAR
УДК 304.4 ББК 79.0
10.34685/HI.2020.30.3.002
К ПРОБЛЕМЕ ОФИЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ИСТОРИЧЕСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ И КУЛЬТУРНЫХ
ЛАНДШАФТОВ1
Бондарь Виталий Вячеславович,
кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник, Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия
(Институт Наследия), Южный филиал, ул. Красная, 28, г. Краснодар, Россия, 350063 e-mail: [email protected]
Маркова Оксана Николаевна,
старший научный сотрудник, Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия (Институт Наследия), Южный филиал,
ул. Красная, 28, г. Краснодар, Россия, 350063 e-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассматривается проблема официального статуса исторических поселений и культурных ландшафтов, составляющих особую категорию недвижимого культурного наследия, анализируются законодательно установленное понятие исторического поселения и состав его предмета охраны, в значительной мере соотносящиеся как с устоявшимися представлениями о культурном ландшафте, так и с установленными законом определениями видов объектов культурного наследия - ансамбля и достопримечательного места.
Ключевые слова
Объекты культурного наследия, историческое поселение, культурный ландшафт, архитектурно-градостроительное наследие, исторический город, достопримечательное место, правовой статус.
1 ¡Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Южного филиала ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева» по теме: «Энциклопедическое издание «Культурное наследие Юга России»: подготовка текстов статей. Регионы Краснодарский край, Республика Адыгея. Республика Крым», номер государственной регистрации: АААА-А19-119050790069-5.
В отечественной градостроительной и архитектурно-реставрационной практике понятие «исторический город» впервые официально обозначилось в послевоенные годы. В июне 1946 г. Комитетом по делам архитектуры при Совете Министров СССР был издан приказ «Об охране исторических городов и составлении их опорных планов», к которому прилагался список исторических городов, предлагавшихся для постановки под охрану1. В. Р. Крогиус полагает, что это был первый в мировой практике опыт составления реестра исторических поселений2. Перечень из 20 городов получил официальный статус как приложение к утвержденной в 1949 г. «Инструкции о порядке учета, регистрации, содержания и реставрации памятников архитектуры, состоящих под государственной охраной», в которой, в ряду разновидностей подлежащих сохранению памятников архитектуры, были названы «города, населенные пункты или часть их (район, площадь, улица), сохранившие историческую планировку или значительное количество историко-художественных зданий и сооружений»3.
По различным причинам политического и административно-хозяйственного характера намеченная т.н. «сталинским постановлением» Совета Министров СССР от 14 октября 1948 г. № 3898 «О мерах улучшения охраны памятников культуры» деятельность по разработке истори-ко-архитектурных опорных планов исторических городов, которые на тот момент, как и исторические поселения вообще, не осмысливались как феномен культурного наследия или культурный ландшафт4, не была реализована.
Следующая попытка актуализации роли культурного и, в частности, архитектурно-градостроительного, наследия в жизни страны, вызванная значительными сдвигами в общественно-политической и профессиональной сфере, относится ко второй половине 1960-х годов: была начата большая работа по инвентаризации па-
1 Косенкова Ю.Л. Реконструкция исторических городов в послевоенный период // Вестник «Зодчий. 21 век». 2005. № 3-4 (19-20). С. 8-11.
2 Крогиус В.Р. Исторические города России как феномен ее культурного наследия. М., 2009. С. 6..
3 Там же. С. 30-31.
4 Там же. С. 23, 32-38.
мятников истории и культуры, положено начало созданию сети историко-архитектурных, исто-рико-археологических и архитектурно-ландшафтных музеев-заповедников. 24 мая 1966 г. было издано постановление Совета Министров РСФСР, в соответствии с которым в городах республики предусматривалась возможность придания статуса «заповедных мест» районам, имеющим особую историческую или художественную ценность5.
31 июля 1970 г. Постановлением коллегии Министерства культуры РСФСР и Государственного комитета РСФСР по архитектуре и строительству был утвержден «Список городов и других населенных мест РСФСР, имеющих архитектурные памятники, градостроительные ансамбли и комплексы, являющиеся памятниками национальной культуры, а также сохранившиеся природные ландшафты и древний культурный слой земли, представляющий археологическую и историческую ценность», включавший 115 позиций. Примечательно, что каких-либо нормативных документов, определявших критерии отнесения поселений к категории исторических, на тот момент не было. Более того, сами понятия «историческое поселение» и «исторический город», не получили законодательного определения ни в общесоюзном (от 29 октября 1976 г.) ни в республиканском (от 15 декабря 1978 г.) законах «Об охране и использовании памятников истории и культуры».
Очевидно, что законодательство того времени не отражало достижений теории и намечавшихся изменений в отечественной и международной практике градостроительной и реставрационной деятельности.
Еще в 1972 г. была опубликована работа Н. Ф. Гуляницкого, в которой прозвучала получившая позже широкий отклик идея: «объектом охраны становятся существенные элементы города как системы и, собственно, сам исторический город уже понимается как единый в своей композиционной законченности памятник архитектуры»6. В опубликованных четырьмя
5 Охрана памятников истории и культуры. Сборник документов. М., 1973. С. 152.
6 Гуляницкий Н.Ф. О современном значении понятия «памятник архитектуры» // Теория и практика реставрационных работ. М., 1972. С. 13..
годами позже документах Генеральной конференции ЮНЕСКО в Найроби «исторические города, ...деревни и небольшие селения», понимавшиеся как разновидности ансамблей, обосновывалась необходимость рассматривать их «в совокупности как единое целое, равновесие и особый характер которого зависят от синтеза составляющих его элементов и которое включает деятельность людей, а также здания, структуру пространства и окружающие зоны»; при этом под охраной исторических населенных мест подразумевалось их «выявление, защита, сохранение, реставрация, восстановление, содержание в порядке и возрождение к жизни» (примечательно, что термин «культурный ландшафт» на тот момент не употреблялся)7. Эти идеи получили развитие на V Генеральной ассамблее ИКОМОС 1978 г. в Москве, проводившейся по теме «Защита исторических городов и кварталов в процессе городского развития».
Участники московской ассамблеи В. А. Лавров и К. Ф. Князев, обобщив обширный эмпирический материал, включая опыт реставрации исторических центров городов и результаты историко-архитектурных исследований, разработали к концу 1979 г. «Руководство по планировке и застройке городов с памятниками истории и культуры». В этом документе впервые была предложена классификация исторических городов по ценности их архитектурно-планировочного наследия и обоснованы критерии, определяющие эту ценность8, однако определение исторического города или исторического поселения, как и культурного ландшафта, отсутствовало.
Пробел был отчасти восполнен в вышедшем в 1983 г. учебном пособии «Основы исследования и реконструкции исторического города» профессора МАрхИ Л.В. Андреева, где, наряду с обоснованием принципов изучения исторического города, в частности, понимания его как комплексного памятника истории и культуры, предложе-
7 ¡Рекомендация о сохранении и современной роли исторических ансамблей. Принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО. Найроби. 26 ноября 1976 г.// Историко-культурное и природное наследие. Хрестоматия / Сост. Маркдорф Н.М., Сенкус В.В., Рещикова И.П. Новокузнецк. 2006. С. 133-134.
8 ¡Руководство по планировке и застройке городов с памятниками истории и культуры / ЦНИИП градостроительства Госгражданстроя. М., 1980. С. 73-78.
но, с оговоркой об условности понятия, определение исторического города, который представляет собой «...поселение городского типа, прошедшее значительный во времени путь развития, имеющее ценные в историческом, художественном и градостроительном отношении памятники, ансамбли и комплексы городской застройки, природные ландшафты, интересные образцы древней планировки, а также культурный слой, представляющий археологическую ценность»9.
На VIII Генеральной ассамблее ИКОМОС, проходившей в октябре 1987 г. в Вашингтоне, была принята Международная хартия по охране исторических городов, в которой также подчеркивалась условность понятия «исторический город», поскольку «все города мира - это материальное выражение разнообразных обществ, существовавших на протяжении всего исторического процесса, и поэтому они все являются историческими», и предлагалось ограничить понятие городами «с их природным или созданным человеком окружением, которые, кроме своих качеств исторического документа, выражают ценности, свойственные традиционным городским цивилизациям10.
Не вдаваясь в историю выработки обобщающего определения понятия «исторический город», исчерпывающе прослеженную В.Р. Крогиу-сом, убедительно поставившем на сегодняшний день точку в этом вопросе11, констатируем: понятие «исторический город» прочно вошедшее в научный оборот и, отчасти, в практику градостроительства и реставрации, не приобрело законодательного статуса; более же широкое понятие «историческое поселение», напротив, не имея достаточной, на наш взгляд, теоретической апробации, закреплено в действующем российском законодательстве.
Понятия «культурный ландшафт» в российском законодательном поле нет. В мировом же
9 Андреев Л.В. Основы исследования и реконструкции исторического города. Учебное пособие / МАрхИ. М., 1983. С. 5.
10 Международная хартия по охране исторических городов (Вашингтонская хартия). Октябрь 1987 г. // Историко-культурное и природное наследие. Хрестоматия / Сост. Маркдорф Н.М., Сенкус В.В., Рещикова И.П. Новокузнецк. 2006. С. 127.
11 Крогиус В.Р. Исторические города России как феномен ее культурного наследия. М., 2009. С. 30-78.
масштабе оно было закреплено в 1992 году решением 16 сессии Комитета по Всемирному наследию в Руководящих указаниях ЮНЕСКО по применению Конвенции о Всемирном наследии.
На момент вступления в силу Закона Российской Федерации «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ в стране числилось 478 исторических поселений, большая часть которых получила этот статус на основании совместного постановления коллегии Министерства культуры РСФСР № 12 от 19 февраля 1990 г., коллегии Госстроя РСФСР № 3 от 28 февраля 1990 г. и президиума Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) № 12 (162) от 16 февраля 1990 г. «Об утверждении нового списка исторических населенных мест РСФСР». Статьей 59 названного Закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ (в действующей редакции) определено: «Историческим поселением... являются включенные в перечень исторических поселений федерального значения или в перечень исторических поселений регионального значения населенный пункт или его часть, в границах которых расположены объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия и объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения».
Наряду с этим, «предмет охраны исторического поселения включает в себя: 1) исторически ценные градоформирующие объекты - здания и сооружения, формирующие историческую застройку и объединенные в том числе масштабом, объемом, структурой, стилем, конструктивными материалами, цветовым решением и декоративными элементами; 2) планировочную структуру, включая ее элементы; 3) объемно-пространственную структуру; 4) композицию и силуэт застройки - соотношение вертикальных и горизонтальных доминант и акцентов; 5) соотношение между различными городскими пространствами (свободными, застроенными, озелененными); 6) композиционно-видовые связи (панорамы), соотношение природного и созданного человеком окружения».
Как видно, обозначение статуса исторического поселения как категории культурного наследия в Законе отсутствует, хотя к предмету
охраны отнесены практически все возможные ценностные характеристики историко-градо-строительной среды поселения и косвенно - его качества как культурного ландшафта.
В статье 3 Закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», определяющей содержание понятия объектов культурного наследия и устанавливающего их виды - «памятник», «ансамбль», «достопримечательное место», - историческое поселение также не фигурирует. При этом очевидно, что законодательные определения ансамбля и достопримечательного места во многом соотносятся с устоявшимся в среде учёных и специалистов-практиков смысловым наполнением понятия «культурный ландшафт». Это «природно-культурный территориальный комплекс, сформировавшийся в результате эволюционного взаимодействия природы и человека, его социокультурной и хозяйственной деятельности и состоящий из характерных сочетаний природных и культурных компонентов, находящихся в устойчивой взаимосвязи и взаимообусловленности». Такая формулировка была предложена в изданном Российским НИИ культурного и природного наследия фундаментальном коллективном труде с характерным наименованием «Культурный ландшафт как объект наследия»12.
Более того, рекомендованными Министерством культуры Российской Федерации в 2017 году «Методическими рекомендациями по отнесению историко-культурных территорий к объектам культурного наследия в виде достопримечательного места» определены три типа достопримечательных мест: «Достопримечательные места, относящиеся к центрам исторических поселений и фрагментам градостроительной планировки и застройки», «Достопримечательные места, относящиеся к памятным местам, культурным и природным ландшафтам, связанным с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей» и «Достопримечательные места, относящиеся
12 Культурный ландшафт как объект наследия. / Под ред. Ю.А. Веденина, М.Е. Кулешовой. М.: Институт Наследия; СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. С. 16.
к религиозно-историческим местам»13. Очевидны множественные смысловые пересечения понятий и вытекающая из них необходимость установления чётких взаимосвязей и иерархии понятий. Помимо научного значения - совершенствования понятийно-терминологического аппарата, - это может иметь большую практическую пользу в случае законодательного закрепления понятий.
Законодательная неопределённость понятия «историческое поселение» и отсутствие в законодательстве понятия «культурный ландшафт» привели в последние полтора-два десятилетия к значительным утратам в материальном и нематериальном наследии в общероссийском масштабе.
В частности, «номинальность» статуса исторического поселения породила почти повсеместную практику игнорирования ограничений хозяйственной и градостроительной деятельности, вытекавших из необходимости сохранения предмета охраны исторического поселения. В большинстве случаев ограничивались разработкой историко-архитектурных (историко-культурных) опорных планов поселений и соответствующих разделов в генеральных планах и правилах застройки и землепользования. Лишь ужесточение законодательства последних лет заставило региональные и муниципальные власти обратить внимание на необходимость официального установления границ территорий исторических поселений и их предметов охраны - качеств, послуживших ранее основаниями для отнесения поселений к числу исторических.
На многочисленных примерах разработки научно-проектной документации мы имели возможность в полной мере убедиться в «неполноценности» существующего правового положения исторических поселений. На исторические поселения не распространяются ограничения хозяйственной и градостроительной деятельности, которые применяются к территориям объектов культурного наследия, а статья 60 Закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» устанавливает лишь общие
13 Методические рекомендации по отнесению историко-культурных территорий к объектам культурного наследия в виде достопримечательного места. Б/м, 2017. С. 17, 31, 48.
принципы такой деятельности в исторических поселений, допускающие широкое толкование.
В результате попытки зафиксировать исторические поселения не как простую совокупность объектов культурного наследия, сконцентрированных на определённой территории, а как целостный культурный ландшафт - с природной основой, подлинной градостроительной средой - исторически сложившимися планировочной композицией, архитектурным наполнением, силуэтом, панорамами, перспективами и т.п. встречают непонимание и противодействие строительного бизнеса и, к сожалению, отдельных представителей власти разных уровней.
Выходом из этой ситуации нам представляется отнесение культурных ландшафтов и их частного проявления - исторических поселений - к виду объектов культурного наследия «достопримечательное место» и их исчерпывающее и точное законодательное определение.
Список литературы
1. Андреев Л.В. Основы исследования и реконструкции исторического города. Учебное пособие / МАрхИ. М., 1983.
2. Гуляницкий Н.Ф. О современном значении понятия «памятник архитектуры» // Теория и практика реставрационных работ. М., 1972.
3. Косенкова Ю.Л. Реконструкция исторических городов в послевоенный период // Вестник «Зодчий. 21 век». 2005. № 3-4 (19-20).
4. Крогиус В.Р. Актуальные проблемы сохранения и развития исторических городов России // Аналитический вестник. № 18 (536). Исторические поселения: пути возрождения и развития. М., 2014.
5. Крогиус В.Р. Исторические города России как феномен ее культурного наследия. М., 2009.
6. Культурный ландшафт как объект наследия. / Под ред. Ю.А. Веденина, М.Е. Кулешовой. М.: Институт Наследия; СПб.: Дмитрий Була-нин, 2004.
7. Международная хартия по охране исторических городов (Вашингтонская хартия). Октябрь 1987 г. // Историко-культурное и природное наследие. Хрестоматия / Сост. Маркдорф Н.М., Сенкус В.В., Рещикова И.П. Новокузнецк. 2006.
8. Методические рекомендации по отнесению историко-культурных территорий к объек-
там культурного наследия в виде достопримечательного места. Б/м, 2017.
9. Охрана памятников истории и культуры. Сборник документов. М., 1973.
10. Рекомендация о сохранении и современной роли исторических ансамблей. Принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО. Найроби. 26 ноября
1976 г.// Историко-культурное и природное наследие. Хрестоматия / Сост. Маркдорф Н.М., Сенкус В.В., Рещикова И.П. Новокузнецк. 2006.
11. Руководство по планировке и застройке городов с памятниками истории и культуры / ЦНИИП градостроительства Госгражданстроя. М., 1980.
TO THE PROBLEM OF THE OFFICIAL STATUS OF HISTORICAL SETTLEMENTS AND CULTURAL LANDSCAPES
Bondar Vitaly Viacheslavovich,
PhD, Leading researcher, Russian Research Institute for Cultural and Natural Heritage, Southern Branch, Krasnaya Str. 28, 350063, Krasnodar, Russia, e-mail: [email protected]
Markova Oksana Nikolaevna,
Senior Researcher, Russian Research Institute for Cultural and Natural Heritage, Southern Branch, Krasnaya Str. 28, 350063, Krasnodar, Russia, e-mail: [email protected]
Abstract
The article states the problem of the official status of historical settlements and cultural landscapes, which constitute a special category of immovable cultural heritage. The authors analyze the legally established concept of a historical settlement and the composition of its subject of protection, which are largely correlated with both settled ideas about the cultural landscape and the legal definitions of types of cultural heritage objects such as an ensemble and a place of interest.
Keywords
Objects of cultural heritage, historical settlement, cultural landscape, architectural and urban heritage, historical city, landmark, legal status.