Научная статья на тему 'Федеральный университет и классическое университетское образование'

Федеральный университет и классическое университетское образование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССИЧЕСКОЕ УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ВЫПУСКНИКОВ / ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / СТРУКТУРНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / CLASSICAL UNIVERSITY EDUCATION / CHARACTERISTICS OF GRADUATES / BASIC SCIENTIFIC RESEARCH / FEDERAL UNIVERSITY / STRUCTURAL UNITS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прокопьев Виталий Павлович

Рассматривается вопрос об особенностях и месте классического университетского образования в си стеме российского высшего профессионального образования. Обращается внимание на необходимость его сохранения в процессе создания федеральных университетов для выполнения стратегической миссии этих вузов: формирования и развития конкурентоспособного человеческого капитала. Предлагают ся также некоторые организационные меры для успешного развития классического университет-ского образования в федеральных университетах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прокопьев Виталий Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Federal university and classic university education

The characteristics and location of the classical university education in the Russian system of higher education are discussed. I emphasize the need to maintain classical approach in the process of establishing federal universities. The approach will allow achieving the strategic mission of these institutions: the formation and development of competitive human capital. We also offer some of the arrangements for the successful development of the classical university education in the federal universities

Текст научной работы на тему «Федеральный университет и классическое университетское образование»

В. П. Прокопьев

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ И КЛАССИЧЕСКОЕ УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Рассматривается вопрос об особенностях и месте классического университетского образования в системе российского высшего профессионального образования. Обращается внимание на необходимость его сохранения в процессе создания федеральных университетов для выполнения стратегической миссии этих вузов: формирования и развития конкурентоспособного человеческого капитала. Предлагаются также некоторые организационные меры для успешного развития классического университет-ского образования в федеральных университетах.

Ключевые слова: классическое университетское образование, характерные черты выпускников, фундаментальные научные исследования, федеральный университет, структурные подразделения.

V. P. Prokop'ev Federal university and classic university education

The characteristics and location of the classical university education in the Russian system of higher education are discussed. I emphasize the need to maintain classical approach in the process of establishing federal universities. The approach will allow achieving the strategic mission of these institutions: the formation and development of competitive human capital. We also offer some of the arrangements for the successful development of the classical university education in the federal universities.

Keywords: classical university education, the characteristics of graduates, basic scientific research, Federal University, structural units.

/ аммит «Группы восьми», прошедший в июле ^^ 2006 г. в Санкт-Петербурге, уделил большое внимание вопросам образования, приняв документ «Образование для инновационных обществ в XXI веке», в котором говорится: «Образование составляет основу прогресса человечества. Социально-экономическое процветание в XXI веке зависит от способности стран обеспечивать образование всех членов общества, с тем, чтобы дать возможность каждому человеку преуспеть в стремительно меняющемся мире... Образование, совершенствование профессиональных навыков и генерация новых идей являются залогом развития человеческого капитала и основной движущейся силой экономического роста и рыночной эффективности, а также источником сплоченности всех государств» [2]. Действительно, в настоящее время в развитых странах вузы стали играть все возрастающую роль в жизни общества, уже целиком и полностью зависящего от научных открытий, просвещенности и профессионализма. Так, в США большинство исследователей, изучающих проблемы образования, считают современные университеты центрами развития постиндустриального общества. На

© Прокопьев В. П., 2011

практике часто обнаруживается, что сколько-нибудь серьезных изменений в обществе невозможно достичь без предварительных трансформаций в сфере образования. К тому же из истории известно, что определенным образом ориентированная школа, и прежде всего университет, вместе с церковью сыграли решающую роль в консолидации и становлении существующих сегодня наций и государств. Велика роль образования в формировании ценностей и идеалов, в изменении представлений о стандартах жизни и стереотипах мышления. Именно образование, и только оно одно, может подготовить человека к новым сложным видам деятельности, к восприятию новых ценностей и идей.

В нашей стране, как и во всем мире, университеты, ныне называемые классическими, в течение многих десятилетий играли особую роль. До второй половины 80-х г. XX в. в Советском Союзе их было около семидесяти, но с конца 80-х гг. количество вузов, носящих наименование «университет», стало стремительно расти, появились сначала технические университеты, а затем и профильные. В Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном

В. П. Прокопьев. Федеральный университет и классическое образование

образовании» дается такое определение: «Университет — высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей), осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук; является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности». Но эти признаки не позволяют выделить классические университеты из множества ныне существующих. Тем не менее классический университет — это вуз, обладающий определенными специфическими чертами.

По мнению экспертной группы Евразийской ассоциации университетов [1], можно говорить о следующих признаках классических вузов. Во-первых, наличие у классических университетов трех тесно взаимосвязанных функций: производство, передача и распространение знаний. И только глубокое взаимное проникновение этих функций способно обеспечить необходимый уровень каждой из них. Во-вторых, указанные функции должны персонифицироваться в одном лице — преподавателе университета, в работе которого значительное место должно занимать производство знания — собственная научная работа. В-третьих, важнейшей чертой университета является преобладание в научной работе фундаментальных исследований, т. е. исследований, предпринимаемых с целью углубления и расширения знаний о структуре, свойствах, закономерностях существования и развития объектов и систем; исследований, предпринимаемых вне связи с непосредственным применением полученных знаний для решения конкретной практической задачи; исследований, вызванных логикой развития самой науки. Целенаправленные исследования для решения каких-либо практических задач, а также прикладные исследования и опытно-конструкторские разработки, должны быть представлены в классических университетах в меньшей степени. В-четвертых, высокий уровень подготовки специалистов возможен при наличии в университете признанных в мире научных школ. В-пятых, отличительным признаком классического университета является возможность получения студентом базовых знаний в различных областях науки при оптимальном сочетании естественно-научных и гуманитарных дис-

циплин. Только разносторонне подготовленный, обладающий широким кругозором специалист будет востребован обществом и имеет наилучшие возможности для постоянного профессионального развития. Необходимым условием такого уровня образования является проведение в вузе исследований во многих областях науки и наличие широкого спектра междисциплинарных исследований. Таким образом, классическое университетское образование рассчитано на подготовку кадров, занимающихся преимущественно творческой деятельностью, и направлено на формирование у обучаемого широкого кругозора, развитие способности к критическому осмыслению явлений и творческому подходу к решению проблем. Классические университеты обладают способностью к формированию и распространению нравственных и культурных ценностей, и поэтому они несут особую ответственность перед обществом.

В то же время в условиях существования рыночных отношений классическое университетское образование должно обеспечить конкурентоспособность выпускников. Это может быть достигнуто только в том случае, если наряду с общеобразовательной и фундаментальной подготовками университетское образование будет давать соответствующую специальную подготовку в конкретных областях научно-исследовательской или производственной деятельности, обеспечивая комплексную подготовку специалистов, обладающих наряду с узкоспециальными знаниями знанием смежных областей науки, в том числе новых перспективных направлений.

Эти черты классического университетского образования, эти качества выпускников и позволяют говорить об особом месте классических университетов в системе высшего профессионального образования. Действительно, в настоящее время решение технических и технологических проблем происходит, как правило, на стыке наук, на основе глубоких фундаментальных исследований. Это относится к разработкам в области техники и технологии в гражданском секторе экономики, к созданию вооружений и военной техники новых поколений, к решению проблем обеспечения жизнедеятельности населения в техногенно безопасном и экологически чистом мире. Решение подобных проблем, очевидно, невозможно без специалистов с университетскими дипломами.

Большую часть выпускников классического университета составляют специалисты в области гуманитарных и социально-экономических

наук. Именно эти науки отвечают в значительной степени за развитие культурной традиции нации, формируют представления людей о путях общественного развития, предлагают способы решения сложных социальных проблем. Когда представители социогуманитарных наук бывают не востребованы государством и обществом, место науки занимают интеллектуальные суррогаты: националистические идеологии, религиозный фанатизм и оккультизм. В нынешних условиях такая подмена особенно опасна. У каждого народа, страны, социальной группы свои представления о справедливости и способах достижения жизненно важных целей. Именно это несовпадение представлений — одна из главных, а может быть, и главная причина дезинтеграции, вражды и насилия, источник противоборства различных идеологий и общественных систем, национально-этнической нетерпимости и межнациональных конфликтов, противостояния религий и цивилизаций. Нужно преодолевать эти разрушительные тенденции. Преодолеть их можно двумя способами — подавить или понять и сгладить. Первый способ неприемлем. Второй предполагает у партнеров наличие терпимости и ума, сочувствия и доброжелательности и, конечно, знаний о менталитете как своего народа, так и других народов. Сформировать такие качества может только сфера образования, и в первую очередь университетского. Образование должно стать мостом между прошлым и будущим, между прошлым, закрепленным в устойчивых ментальных ценностях, инерционных, противодействующих революционно-реформистским преобразованиям, и будущим, опирающимся на признание приоритета общечеловеческих ценностей, на признание управляемой эволюции как единственной формы модели устойчивого развития.

Классические университеты воздействуют на все процессы, протекающие в государстве и обществе, не только через своих выпускников, но и через результаты своих фундаментальных научных исследований, являющихся основой для разнообразных прикладных и опытно-конструкторских разработок во всех областях социально-экономической сферы. В университетах по сравнению с другими типами вузов, как правило, работают более высококвалифицированные преподаватели, имеющие самый широкий спектр специальностей. Это дает возможность именно в первую очередь университетам открывать обучение по новым специальностям и направлениям, вводить новые специализации (профили), создавать

условия, позволяющие студентам получать вторую, дополнительную («рыночную») квалификацию. Имея большое количество ученых в области фундаментальных наук, классическим университетам легче начинать подготовку специалистов для наукоемкого производства. Этому способствует и то, что именно классические университеты дальше других вузов продвинулись в реализации принципов интеграции высшего профессионального образования и фундаментальной науки.

Интеллектуальный потенциал классических университетов позволяет рассматривать их как полигон для отработки разнообразных изменений в содержании и технологии образования, особенно таких, как усиление фундаментальной подготовки, реализация междисциплинарной подготовки, активное использование в учебном процессе результатов технологий научного поиска. Перейдя в числе первых на многоуровневую систему обучения, классические университеты могут оказать значительную помощь в освоении этой системы другим вузам, особенно по введению дисциплин гуманитарного и естественно-научного циклов, т. е. классические университеты могут играть роль региональных научно-методических центров.

Среди других характерных черт классических университетов можно отметить такие, как широкомасштабная подготовка кадров в аспирантуре и докторантуре, выпуск магистров-специалистов совершенно нового для российской системы образования уровня, развитая система переподготовки и повышения квалификации, тесные связи со школой. Все это свидетельствует, что именно классические университеты способны реализовывать идеи непрерывного образования, образования в течение всей жизни.

Отличительной чертой классических университетов является и то, что их выпускники работают во всех без исключения сферах: экономике, науке, образовании, управлении, культуре. Это дает сотрудникам университетов возможность быть в курсе проблем подготовки специалистов для различных областей деятельности, стать лидерами в реализации образовательной функции высшей школы. Необходимо также учитывать, что именно классические университеты призваны готовить преподавателей для системы высшего образования, особенно в области гуманитарных, естественных и точных наук. Очевидно, что в классических университетах возможна реализация опережающей подготовки кадров для обеспечения приоритетных направлений развития

В. П. Прокопьев. Федеральный университет и классическое образование

отечественного образования, науки, техники и производства наукоемкой продукции на основе интеграции образовательного процесса с фундаментальными и прикладными научными исследованиями. Таким образом, классическое университетское образование в настоящее время необходимо обществу и государству, и систему классических университетов необходимо всемерно поддерживать и развивать.

Как известно, в октябре 2009 г. Президент России подписал указ «О создании федеральных университетов в Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах». Ранее были созданы федеральные университеты в Южном и Сибирском федеральных округах. В Концепции создания и государственной поддержки развития федеральных университетов, одобренной на заседании межведомственной рабочей группы по приоритетному национальному проекту «Образование» при Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 22 сентября 2009 г., подчеркивается, что «создание и развитие федеральных университетов... рассматривается как инструмент социально-экономического развития федеральных округов». Далее говорится, что «федеральный университет должен быть интегрированным инновационным научно-образовательным комплексом, профиль которого определяется совокупностью структурных подразделений, осуществляющих подготовку кадров и проведение исследований для важнейших кластеров в рамках программ социально-экономического развития территорий, регионов в федеральных округах». Федеральный университет должен организовывать и координировать в федеральном округе «работы по сбалансированному обеспечению крупных программ социально-экономического развития территорий и регионов в его составе квалифицированными кадрами, а также научными, техническими и технологическими решениями, в том числе путем доведения результатов интеллектуальной деятельности до практического применения». Программы развития федерального университета должны быть интегрированы в программы социально-экономического развития территорий в составе федерального округа, а эффективность деятельности федерального университета оценивается результативностью вклада в кадровое обеспечение и результативностью вклада исследовательских и технологических работ в обеспечение социально-экономического развития территорий и реги-

онов федерального округа. Таким образом, главная задача для федеральных университетов — кадровое и научное обеспечение социально-экономического развития российских регионов и создание дополнительных предпосылок для их дальнейшего развития.

Федеральные университеты создаются на базе классических университетов или эти вузы входят в их структуру, т. е. классические университеты теряют свой статус. Если сравнить признаки классического университета, изложенные в работе «Концептуальные вопросы развития университетского образования» [1], и признаки федерального университета, то видно, что федеральный университет должен готовить кадры и вести исследования по программам социально-экономического развития территорий федерального округа, в то время как классическое университетское образование рассчитано на подготовку кадров, занимающихся преимущественно творческой деятельностью, и в научной работе должны преобладать фундаментальные исследования, а прикладные исследования и опытно-конструкторские разработки должны быть представлены в значительно меньшей степени. Поэтому возникает вопрос: не исчезнет ли в регионе при создании федерального университета классическое университетское образование и нужно ли его сохранять?

Очевидно, что в классических университетах, ставших федеральными или вошедшими в их структуру, будут меняться какие-то элементы классического университетского образования. Даже формально, если не будет каких-то специальных решений, эти вузы уже не могут быть членами Ассоциации классических университетов (АКУР), Евразийской ассоциации университетов, Учебно-методического объединения (УМО) по классическому университетскому образованию. В Концепции создания и государственной поддержки развития федеральных университетов указывается, что «стратегическая миссия федерального университета — формирование и развитие конкурентоспособного человеческого капитала». Формировать человеческий капитал, отвечающий этим требованиям, нужно опираясь на классическое университетское образование, которое нельзя потерять в процессе создания федерального университета. Конечно, часть фундаментальных исследований, предпринимаемых для расширения знаний о свойствах и закономерностях существования и развития природных, искусственных и социальных объектов и систем, не могут немедленно быть использованы

для решения конкретных практических задач, но тем не менее они должны быть продолжены в федеральном университете, так же как и подготовка специалистов, способных проводить такие исследования.

В целях сохранения и развития классического университетского образования можно предложить следующее. Во-первых, организовать в федеральном университете совет по классическому университетскому образованию, в который войдут представители преподавательских коллективов, ведущих обучение по специальностям, курируемым УМО по классическому университетскому образованию. Функции совета — информационно-консультативные и координационные, но ни в коем случае не управляющие. Совет поддерживает связи с УМО, АКУР, классическими университетами и т. д. Желательно сохранение участия представителей университета в работе секций УМО, т. е. в разработке учебно-методических и нормативных документов, принципов их реализации и обсуждении всех вопросов организации учебного процесса. Во-вторых, возможно создание в федеральном университете отдельного структурного подразделения. Им

может быть институт классического университетского образования (наименование условное), являющийся преемником классического университета с сохранением членства во всех объединениях классических университетов, хотя бы без права решающего голоса. Может, следует организовать два структурных подразделения: институт социально-гуманитарных наук и институт естественных и точных наук. При создании таких структурных подразделений, ведущих обучение по университетским специальностям, преподаватели, работающие в них, не оставались бы в стороне от процессов развития классического университетского образования, сохранение которого необходимо для выполнения федеральными университетами возложенной на них миссии.

1. Концептуальные вопросы развития университетского образования. М. : Изд-во МГУ, 1993.

2. Образование для инновационных обществ в XXI веке. Саммит «Группы восьми» (Санкт-Петербург, 16 июля 2006 г.) // Бюл. Мин-ва образования и науки РФ. 2006. № 9. С. 3-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.