Научная статья на тему 'Федеральный образовательный стандарт и учебный план как нормативная база подготовки юристов-бакалавров'

Федеральный образовательный стандарт и учебный план как нормативная база подготовки юристов-бакалавров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6271
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС / УЧЕБНЫЙ ПЛАН / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЮРИСТБАКАЛАВР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пшеничникова Вера Игоревна

В статье рассматривается ФГОС ВО по направлению подготовки «Юриспруденция», а также учебные планы юридических факультетов московских и челябинских вузов. В этих документах выявляется доля, занимаемая предметами филологического цикла. Согласно ФГОС ВО по направлению подготовки «Юриспруденция», четыре из пяти видов профессиональной деятельности, к которым готовится бакалавр, непосредственно связаны с речевой деятельностью (письменной или устной). Однако базовая часть ФГОС не предполагает изучение филологических дисциплин студентами-юристами. Предметы данного цикла появляются в вариативной части стандарта, которая получает конкретизацию в учебных планах. Однако учебные планы демонстрируют недостаточное количество выделяемых часов для подробного и обстоятельного изучения речеведческих дисциплин. Следовательно, встает вопрос о том, что невозможно в полной мере сформировать необходимую для юриста коммуникативную компетентность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Федеральный образовательный стандарт и учебный план как нормативная база подготовки юристов-бакалавров»

УДК 372.881.161.1

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ И УЧЕБНЫЙ ПЛАН

КАК НОРМАТИВНАЯ БАЗА ПОДГОТОВКИ ЮРИСТОВ-БАКАЛАВРОВ

В. И. Пшеничникова

Челябинскийгосударственныйуниверситет, г. Челябинск

В статье рассматривается ФГОС ВО по направлению подготовки «Юриспруденция», а также учебные планы юридических факультетов московских и челябинских вузов. В этих документах выявляется доля, занимаемая предметами филологического цикла. Согласно ФГОС ВО по направлению подготовки «Юриспруденция», четыре из пяти видов профессиональной деятельности, к которым готовится бакалавр, непосредственно связаны с речевой деятельностью (письменной или устной). Однако базовая часть ФГОС не предполагает изучение филологических дисциплин студентами-юристами. Предметы данного цикла появляются в вариативной части стандарта, которая получает конкретизацию в учебных планах. Однако учебные планы демонстрируют недостаточное количество выделяемых часов для подробного и обстоятельного изученияре-чеведческих дисциплин. Следовательно, встает вопрос о том, что невозможно в полной мере сформировать необходимую для юриста коммуникативную компетентность.

Ключевые слова: ФГОС, учебный план, коммуникативная компетентность, юрист-бакалавр.

Современное общество нуждается в грамотных специалистах, способных оказать квалифицированную юридическую помощь. Несмотря на то, что на рынке юридических услуг представлен огромный выбор специалистов, далеко не каждый из них умеет владеть словом, а следовательно, не способен в полной мере реализовать свои профессиональные обязанности. Практикующие специалисты указывают на то, что возрастающие требования общества к профессионализму правоведов, потребности юридической практики не в полной мере на сегодняшний день реализуются высшими учебными заведениями [3]. Поэтому остро встаёт вопрос о коммуникативной подготовке юристов в вузах.

Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года [1], с 1 сентября 2013 года, в учебных заведениях (в том числе и высшего образования), должны утверждаться стандарты третьего поколения, основанные на компетентностном подходе.

Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования [1. Ст. 2].

Кроме того, в ряде документов [4; 5] предлагается методика совершенствования образовательных стандартов на основе профессиональных стандартов, то есть характеристики квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности [2]. А это значит, что усиливается связь между работодателями, нуждающимися в квалифицированных специалистах, и представителями образовательного сообщества.

Востребованность на рынке труда специалиста юридического профиля напрямую зависит от его языковых и речевых навыков, следовательно, обучение по данной специаль-

ности, помимо всего прочего, должно быть направлено и на формирование коммуникативной компетенции.

Согласно ФГОС ВО по направлению подготовки Юриспруденция [11], четыре из пяти видов профессиональной деятельности, к которым готовится бакалавр, непосредственно связаны с речевой деятельностью (письменной или устной), а именно: нормотворческая (участие в подготовке нормативно-правовых актов), правоприменительная (составление юридических документов), экспертно-консультационная (консультирование по вопросам права, осуществление правовой экспертизы документов), педагогическая (преподавание правовых дисциплин). Пятый вид профессиональной деятельности - правоохранительная, включает в себя, помимо прочего, выявление, расследование и раскрытие преступлений, а следовательно, предполагает многочисленные речевые контакты. Более того, абсолютно любой вид деятельности юриста связан со знанием, а главное, пониманием текста закона и других правовых документов, а это значит, что в процессе подготовки специалистов необходимо преподавание целого спектра языковых дисциплин. Обратимся к федеральному государственному образовательному стандарту и посмотрим, какие филологические дисциплины он рекомендует к изучению студентами-юристами.

В базовой (обязательной) части цикла «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» предусматривается изучение философии, иностранного языка, экономики, профессиональной этики и безопасности жизнедеятельности. Таким образом, стандарт не предполагает изучение филологических дисциплин студентами-юристами. Однако во ФГОС имеется и вариативная часть, которая устанавливается каждым вузом самостоятельно, и получает конкретизацию в учебном плане. Следовательно, необходимо рассмотреть учебные планы различных высших учебных заведений и выявить, какую долю в них занимают предметы филологического цикла.

В основе процесса обучения лежит учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся [1. Ст. 2].

Именно учебный план логически связывает отдельные дисциплины образовательной программы и направляет деятельность обучаемых на достижение конечных целей учебного процесса: получение знаний, умение и демонстрацию навыков и опыта в конкретной области профессиональной деятельности [6]. План разрабатывается в соответствии с требованиями ФГОС для определенного направления подготовки и с учетом примерных основных профессиональных образовательных программ. Результаты освоения программы бакалавриата во многом зависят от качественно составленного учебного плана.

Рассмотрим учебные планы подготовки бакалавров по направлению «Юриспруденция» в разных учебных заведениях.

Учебный план Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова [7] на изучение дисциплины «Русский язык и культура речи» отводит 144 часа, из которых лишь 36 часов выделяется на аудиторные занятия, а остальные 108 - на самостоятельную работу студентов. Кроме того, в плане отсутствует дисциплина «Риторика». Уже на данном этапе можно прогнозировать недостаточность знаний о языке у студентов-юристов, так как за такое количество часов невозможно изучить все особенности функционирования языка в сфере права, что может повлечь за собой трудности в понимании и создании текстов закона, а это отразится на дальнейшей профессиональной деятельности. Кроме того, не стоит забывать, что ошибки в юридических текстах влияют не только на репутацию их составителя, но и на граждан, которые обязаны соблюдать то, что изложено в данных документах.

Рассмотрим, как решается данный вопрос в высших учебных заведениях города Челябинска. Подготовка юристов-бакалавров в Челябинске осуществляется несколькими ВУ-

Зами, в числе которых ЧелГУ, ЮУрГУ, РАНХиГС. Нужно заметить, что учебные планы собственно челябинских вузов (ЧелГУ [9], ЮУрГУ [10]), в отличие от филиала российской академии государственной службы [8], предполагают освоение студентами дисциплины «Юридическая риторика». На её изучение в ЮУрГУ отводится 108, а в ЧелГУ 72 часа, но при этом и в том и в другом вузе на аудиторную работу выделено лишь 36 часов.

Что же касается преподавания собственно русского языка, то в том или ином виде он представлен в планах всех образовательных учреждений, чаще всего в курсе «Русский язык и культура речи». Так, в ЮУрГУ на данную дисциплину выделяется 108 часов (54 аудиторных занятия), в РАНХиГС - 72 часа (36 часов аудиторной работы). Студентам ЧелГУ предлагается курс «Русский язык в деловой документации», на освоение которого предлагается 108 часов (54 аудиторных занятия).

Таким образом, в общей сложности на предметы филологического цикла в челябинских вузах отводится от 190 до 216 часов, а в московских вузах и их филиалах от 72 до 144. Если же говорить об аудиторной работе, а многие студенты ограничиваются информацией, получаемой исключительно в рамках данного вида занятий, то, согласно планам некоторых образовательных учреждений, достаточно 36 часов аудиторных занятий для того, чтобы получить исчерпывающую информацию обо всех особенностях языка.

Несколько иначе решает проблему недостаточности часов учебный план ЧелГУ, предлагая студентам предмет «Русский язык в деловой документации». Наименование дисциплины позволяет сузить круг проблем, рассматриваемых в рамках курса, а также изучить узкую сферу функционирования языка, получить те знания, которые пригодятся в дальнейшей профессиональной деятельности.

Подводя итог, необходимо отметить, что четыре из пяти видов профессиональной деятельности, к которым готовится бакалавр, непосредственно связаны с речевой деятельностью (письменной или устной). Пятый вид профессиональной деятельности включает в себя выявление, расследование и раскрытие преступлений, а следовательно, предполагает многочисленные речевые контакты. Однако базовая часть ФГОС не предполагает изучение филологических дисциплин студентами-юристами. Предметы данного цикла могут появляться в вариативной части стандарта, которая вводится каждым вузом самостоятельно и получает конкретизацию в учебных планах.

Учебные планы собственно челябинских вузов (ЧелГУ, ЮУрГУ), в отличие от московских вузов и их филиалов, предполагают освоение студентами дисциплины «Юридическая риторика». Что же касается преподавания собственно русского языка, то в том или ином виде он представлен в планах всех образовательных учреждений, чаще всего в курсе «Русский язык и культура речи». Следовательно, абсолютно все вузы признают необходимость изучения русского языка студентами-юристами и вводят языковые дисциплины в учебный план. Но выделяемого количества часов явно недостаточно для подробного и обстоятельного изучения тем этого курса.

Список литературы

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 дек. 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (датаобращения: 18.04.2017).

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (датаобращения: 18.04.2017).

3. Климова, О. В Специфика формирования коммуникативной компетенции будущих юристов [Электронный ресурс] / О. В. Климова II Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2009. - № 2. - URL: http://cyberleninka.rU/article/n/

spetsifika-formirovaniya-kommunikativnoy-kompetentsii-buduschih-yuristov (дата обращения: 28.04.2017).

4. Методические рекомендации по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов, утвержденные Министром образования РФ Ливановым Д. В. от 22.01.2015 № ДЛ-02/05 вн. [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ metod/DL2_05_2015.pdf (дата обращения: 21.02.2017)

5. Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов, утвержденные Министром образования Ливановым Д. В. от 22.01.2015 № ДЛ-1/05вн. [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd. ru/document/420264612 (дата обращения: 21.02.2017)

6. Онищенко, Л. А. Учебный план как основа организации учебного процесса [Электронный ресурс] / Л. А. Онищенко, И. Ю. Матушкина II Вестник Пермского национального исследовательского университета Машиностроение, материаловедение. —2015 — № 3. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/uchebnyy-plan-kak-osnova-organizatsii-uchebnogo-protsessa (дата обращения: 19.04.2017).

7. Учебный план подготовки бакалавра по направлению «Юриспруденция» (очная форма обучения) Московского государственного университета [Электронный ресурс]. - URL: http://audit.msu.ru/wp-content/uploads/2014/08/Upljur.pdf (дата обращения: 12.05.2017).

8. Учебный план подготовки бакалавра по направлению «Юриспруденция» (очная форма обучения) Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ranepa.ru/images/docs/ uchebnye_plany_2016/Ucheb_plan_40.03.01_Jurisprudence_2016_01.pdf (дата обращения: 13.05.2017).

9. Учебный план подготовки бакалавра по направлению «Юриспруденция» (очная форма обучения) Челябинского государственного университета [Электронный ресурс]. - URL: http://www.csu.ru/Shared%20Documents/yOn/y4e6Hbie%20nnaHbi%202014%20 rofl%20Ha6opa/Hn/40.03.01_rnn_0_2017.pdf (дата обращения: 12.05.2017).

10. Учебный план подготовки по уровню высшего образования - бакалавр по направлению «Юриспруденция» (очная форма обучения) Южно-Уральского государственного университета [Электронный ресурс]. - URL: http://jurfak.susu.ru/UMO/plan/bak-sred-och/ gp.pdf (дата обращения: 13.05.2017).

11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (уровень бакалавриата) [Электрон-ныйресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/news/3/2138 (датаобращения: 17.09.2017).

FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD AND CURRICULUM AS A REGULATORY FRAMEWORK FOR THE TRAINING OF BACHELOR'S LAWYERS

V. I. Pshenichnicova

ChelyabinskState University, Chelyabinsk, pshen555@mail.ru

The article reviews the federal state educational standard of higher education in the field of training «Jurisprudence», as well as the curricula of the law faculties of Moscow and Chelyabinsk universities. These documents revealed the proportion occupied by the philological cycle.According tofederal state educational standard in the direction of training

«Jurisprudence»,four of thefive types of professional activity to which a bachelor is preparing are directly related to speech activity (written or oral). However, the basic part of the does not imply the study of philological disciplines by law students. The subjects of this cycle appear in the variable part of the standard, which gets specificized in the curriculum. However, the curricula demonstrate insufficient number of hours allocatedfor a detailed and thorough study of the speech disciplines. Therefore, the question arises that it is impossible to fully form the communicative competence necessaryfor a lawyer.

Keywords: Federal state educational standard, Curriculum, Communicative competence, Lawyer - bachelor.

References

1. Federalnyj zakon Rossijskoj Federacii (29.12.2012) [=Federal Law of the Russian Federation of 29 December. 2012 № 273-03 "On Education in the Russian Federation"], available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/, accessed 18.04. 2017. (InRuss.).

2. Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii (30.12.2001) [=The Labor Code of the Russian Federation of December 30, 2001N 197-FZ], available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_34683/, accessed 18.04. 2017. (InRuss.).

3. Klimova, O. V. (2009) Specifika formirovanija kommunikativnoj kompetencii budush-hih juristov [=Specificity of the formation of the communicative competence of future lawyers], in: Vestnik cheljabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [=Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University], no. 2, available at: http://cyberleninka.ru/ article/n/spetsifika-formirovaniya-kommunikativnoy-kompetentsii-buduschih-yuristov, accessed 28.04.2017. (In Russ.).

4. Metodicheskie rekomendaciipo aktualizacii dejstvujushhihfederal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov vysshego obrazovanija s uchetom prinimaemyh professional'nyh standartov, utverzhdennye Ministrom obrazovanija RF Livanovym D. V (22.01.2015) ^Methodological recommendations on actualization of the current federal state educational standards for higher education, taking into account the accepted professional standards, approved by the Minister of Education of the Russian Federation Livanov D. V.], available at: http://fgosvo.ru/ uploadfiles/metod/DL2_05_2015.pdf, accessed21.02.2017. (InRuss.).

5. Metodicheskie rekomendacii po razrabotke osnovnyh professional'nyh obrazovatel'nyh programm i dopolnitel'nyh professional'nyh programm s uchetom sootvetstvujush-hih professional'nyh standartov, utverzhdennye Ministrom obrazovanija Livanovym D. V. (22.01.2015) [=Methodological recommendations for the development of basic professional educational programs and additional professional programs, taking into account the relevant professional standards, approved by the Minister of Education Livanov D. V.], available at: http://docs.cntd.ru/document/420264612, accessed 21.02.2017. (In Russ.).

6. Onishhenko, L. A. and Matushkina, I. Ju. (2015) Uchebnyj plan kak osnova organizacii uchebnogo processa [=A curriculum as the basis for the organization of the educational process], in: Vestnikpermskogo nacional'nogo issledovatel'skogopolitehnicheskogo universiteta. Mashinostroenie, materialovedenie [=Bulletin of Perm National Research University. Mechanical Engineering, Materials Science], no. 3, available at: http://cyberleninka.ru/article/n/ucheb-nyy-plan-kak-osnova-organizatsii-uchebnogo-protsessa, accessed 19.04.2017. (InRuss.).

7. Uchebnyj plan podgotovki bakalavra po napravleniju «Jurisprudencia» (ochnajaforma obuchenija) Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta [=Curriculum for the preparation of a bachelor's degree in "Jurisprudence" (full-time form of training) of the Moscow State University], available at: http://audit.msu.ru/wp-content/uploads/2014/08/Upljur.pdf, accessed 12.05.2017. (InRuss.).

8. Uchebnyj plan podgotovki bakalavra po napravleniju «Jurisprudencija» (ochnajaforma obuchenija) Rossijskoj akademii narodnogo hozjajstva i gosudarstvennoj sluzhby pri prezi-dente RF [=Curriculum for the preparation of a bachelor's degree in "Jurisprudence" (full-time form of training) of the Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the Russian Federation], available at: http://www.ranepa.ru/images/docs/ucheb-nye_plany_2016/Ucheb_plan_40.03.01_Jurisprudence_2016_01.pdf, accessed 13.05.2017. (In Russ.).

9. Uchebnyj plan podgotovki bakalavra po napravleniju «Jurisprudencija» (ochnaja forma obuchenija) Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta [=Curriculum for the preparation of a bachelor's degree in "Jurisprudence" (full-time form of training) of Chelyabinsk State University], available at: http://www.csu.ru/Shared%20Documents/yOn/y4e6Hbie%20 планы%202014%20год%20набора/ИП/40.03.01_ГПП_0_2017^, accessed 12.05.2017. (In Russ.).

10. Uchebnyj plan podgotovki po urovnju vysshego obrazovanija - bakalavr po napravleniju «Jurisprudencija» (ochnaja forma obuchenija) Juzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta [=Curriculum of training on the level of higher education - Bachelor's degree in "Jurisprudence" (full-time form of training) of South Ural State University], available at: http:// jurfak.susu.ru/UMO/plan/bak-sred-och/gp.pdf, accessed 13.05.2017. (InRuss.).

11. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovanija po napravleniju podgotovki 40.03.01 «Jurisprudencija» (uroven' bakalavriata) [=Federal state educational standard of higher education in the field of preparation 40.03.01 "Jurisprudence" (bachelor's degree)], available at: http://fgosvo.ru/news/3/2138, accessed 17.09.2017. (InRuss.).

Пшеничникова Вера Игоревна - студент, Челябинский государственный университет. pshen555@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.