Научная статья на тему 'Семейное право в системе подготовки юристов'

Семейное право в системе подготовки юристов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
949
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНОЕ ПРАВО / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ЮРИСТОВ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / БАКАЛАВРИАТ / СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ "СЕМЕЙНОЕ ПРАВО" / ОБЩАЯ ЧАСТЬ СЕМЕЙНОГО ПРАВА / СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО СЕМЕЙНОГО ПРАВА / МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ "СЕМЕЙНОЕ ПРАВО" / FAMILY LAW / SYSTEM OF TRAINING LAWYERS / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / BACHELOR''S DEGREE / CONTENT OF THE DISCIPLINE "FAMILY LAW / " GENERAL PART OF FAMILY LAW / FAMILY AND FAMILY VALUES / HISTORY OF DOMESTIC FAMILY LAW / METHODOLOGICAL SUPPORT OF THE DISCIPLINE "FAMILY LAW."

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Булаевский Б. А., Елисеева А. А.

В статье обосновывается позитивный характер изменений, внесенных в федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (уровень бакалавриата) в части отнесения дисциплины «Семейное право» к базовой части. На основе анализа существующих подходов к преподаванию дисциплины «Семейное право» в ведущих образовательных организациях страны формулируются отдельные выводы о ее структуре, содержании и об особенностях реализации в системе подготовки юристов. Обращается внимание на высокую значимость общей части в структуре программы дисциплины. Делается акцент на необходимости исследования вопросов истории семейного права, теории осуществления и защиты семейных прав, а также вопросов семейно-правовой ответственности. Существенное значение в современных условиях придается также вопросам трансграничного существования семейных правоотношений. Предлагаются конкретные рекомендации по организации и содержанию аудиторных занятий и самостоятельной работы обучающихся. Оценивается влияние изучения вопросов семейного права на формирование знаний, умений и навыков будущего юриста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Булаевский Б. А., Елисеева А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Family Law in the Legal Training System

The article substantiates the positive nature of amendments made to the Federal State Educational Standard of Higher Education in the field of training 40.03.01 "Jurisprudence" (bachelor's level) in terms of referring "Family Law" to the subjects of the base part. Based on the analysis of existing approaches to the teaching of the discipline "Family Law" in the leading educational institutions of the country, certain conclusions about its structure, content and features of implementation in the system of training of lawyers are formulated. Attention is drawn to the high importance of the General Part in the structure of the curriculum. Emphasis is placed on the need to study the history of Family Law, the theory of implementation and protection of family rights, as well as issues of family legal responsibility. In modern conditions importance is also attached to the issues of cross-border existence of family relations. Specific recommendations concerning the organization and content of classroom training and independent work of students are offered. The influence of the study of Family Law on the formation of knowledge, skills and abilities of the future lawyer is estimated.

Текст научной работы на тему «Семейное право в системе подготовки юристов»

Б. А. Булаевский*, А. А.Елисеева**

Семейное право в системе подготовки юристов1

Аннотация. В статье обосновывается позитивный характер изменений, внесенных в федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (уровень бакалавриата) в части отнесения дисциплины «Семейное право» к базовой части.

На основе анализа существующих подходов к преподаванию дисциплины «Семейное право» в ведущих образовательных организациях страны формулируются отдельные выводы о ее структуре, содержании и об особенностях реализации в системе подготовки юристов. Обращается внимание на высокую значимость общей части в структуре программы дисциплины. Делается акцент на необходимости исследования вопросов истории семейного права, теории осуществления и защиты семейных прав, а также вопросов семейно-правовой ответственности. Существенное значение в современных условиях придается также вопросам трансграничного существования семейных правоотношений.

Предлагаются конкретные рекомендации по организации и содержанию аудиторных занятий и самостоятельной работы обучающихся.

Оценивается влияние изучения вопросов семейного права на формирование знаний, умений и навыков будущего юриста.

Ключевые слова: семейное право; система подготовки юристов; федеральный государственный образовательный стандарт; бакалавриат; содержание дисциплины «Семейное право»; общая часть семейного права; семья и семейные ценности; история отечественного семейного права; методическое обеспечение дисциплины «Семейное право».

001: 10.17803/1994-1471.2018.97.12.225-231

1 Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Министерства образования и науки РФ 29.12669.2018/12.1 «Разработка теоретико-методологических основ содержания и реализации дисциплин (модулей) "Криминология", "Семейное право" с целью трансформации содержания структуры программы бакалавриата федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 40.03.01 "Юриспруденция"».

© Булаевский Б. А., Елисеева А. А., 2018

* Булаевский Борис Александрович, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected]

125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

** Елисеева Анна Александровна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected]

125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

Реформирование системы высшего образования продолжается уже не первый год и его промежуточные результаты нельзя не заметить.

Среди таких результатов обращает на себя внимание изменение, внесенное в федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (уровень бакалавриата)2 в части дополнения перечня дисциплин, относящихся к базовой части (п. 6.4), дисциплиной «Семейное право»3.

Прежнее положение в условиях «конъюнктурного» преподавания права едва не породило ситуацию, когда семейное право могло либо превратиться в факультативную дисциплину, либо вовсе исчезнуть из программ подготовки юристов.

Но время уже который раз все расставило по местам.

Несмотря на достаточно долгое позиционирование дисциплины «Семейное право» в лоне вариативной части (что, впрочем, не препятствовало образовательным организациям решать его судьбу иначе)4, отношение образовательных организаций к нему проявилось весьма характерно.

К чести юридических вузов и факультетов данная дисциплина преподавалась практически по всем направлениям (профилям) программы бакалавриата. А ведь дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы бакалавриата и практики, определяют направленность (профиль) программы бакалавриата (п. 6.6 федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (уровень бакалавриата)).

Тем самым дисциплина «Семейное право» практически безоговорочно признана столь же

необходимым элементом подготовки будущего юриста (вне зависимости от профиля его подготовки), как и «Теория государства и права», «Гражданское право» и все иные дисциплины, отнесенные к базовой части.

Объяснить это в некоторой мере можно тем, что преподавание учебной дисциплины «Семейное право» является со времен социалистического прошлого нашей страны традиционным для высших учебных заведений, осуществляющих подготовку обучающихся по направлению «Юриспруденция».

Вместе с тем подходы к преподаванию данной дисциплины существенно разнятся между собой, что подтверждается анализом рабочих программ учебной дисциплины «Семейное право», рабочими учебными планами и иными подобными документами, находящимися в открытом доступе (в том числе в сети Интернет). Именно эти подходы и составили непосредственный объект исследования, послужив поводом для написания данной статьи.

Относящаяся к дисциплинам так называемого частноправового цикла, учебная дисциплина «Семейное право», как правило, преподается на кафедрах гражданского права либо на кафедрах, где дисциплины «частноправового цикла» занимают существенное место, например: кафедры гражданского и предпринимательского права, гражданско-правовых дисциплин, гражданского права и процесса, частного права и даже трудового права и права социального обеспечения. В качестве примера редкого профильного исключения можно указать кафедру семейного и ювенального права, существовавшую некоторое время назад в Российском государственном социальном университете на факультете юриспруденции и ювенальной юстиции.

Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 1 декабря 2016 г. № 1511 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. 29 декабря 2016 г. Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 января 2018 г. № 28 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. 2 февраля 2018 г.

В качестве примера можно указать Воронежский государственный университет, где учебная дисциплина «Семейное право» относилась к базовой части и до упоминавшихся изменений образовательного стандарта (см.: URL: http://www.law.vsu.ru/structure/civillaw/programs/b1.v.od.10.pdf (дата обращения: 31 августа 2018 г.)).

2

3

4

Особое внимание обращает на себя аспект целеполагания при выборе подходов к преподаванию дисциплины «Семейное право», в том числе при определении ее структуры и содержания.

Так, например, в качестве цели освоения учебной дисциплины «Семейное право» можно встретить упоминание следующих положений: овладение студентами правовыми знаниями в области семейных правоотношений, позволяющее аргументированно принимать правомерные решения при осуществлении профессиональной деятельности, формирование у них правосознания (Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина)5; подготовка бакалавра к решению соответствующих профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»)6; обучение студентов правильному пониманию норм семейного права; привитие студентам навыков толкования норм семейного права; выработка у студентов навыков применения норм семейного права применительно к решению конкретных практических ситуаций (Воронежский государственный университет); формирование у бакалавров общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, необходимых и достаточных для осуществления правоприменительной и правоохранительной профессиональной деятельности в органах государственной власти (Иркутский государственный университет)7; формирование у студентов основных теоретических понятий по семейному праву, получение знаний об основных положениях семейного законодательства, об основах и о принципах семейной политики в Российской

Федерации в рамках освоения профессиональной компетенции (Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Балашовский институт (филиал))8. Имеются примеры и отсутствия упоминания о цели освоения дисциплины в рабочей программе, при одновременном указании на планируемые результаты в контексте приобретаемых обучающимися компетенций (в частности, в Казанском (Приволжском) федеральном университете)9.

Содержание дисциплины в своей основной части нередко сводится к дублированию структуры Семейного кодекса РФ. В отдельных программах присутствуют разделы, посвященные истории семейного права либо истории развития законодательства о браке и семье; регистрации актов гражданского состояния; предлагается незначительное расширение общих положений семейного права путем обращения к вопросам осуществления и защиты семейных прав, а также семейно-правовой ответственности. Вопросы, относящиеся к регулированию отношений с участием иностранного элемента, за редким исключением (например, Иркутский государственный университет, Казанский (Приволжский) федеральный университет), остаются за рамками содержания учебной дисциплины.

Реализация учебной дисциплины «Семейное право» в рамках программы бакалавриата по очной форме обучения, как правило, осуществляется в объеме 108 академических часов (3 зачетные единицы). Вместе с тем в отдельных образовательных организациях дисциплина «Семейное право» реализуется в объеме 144 академических часов (4 зачетные единицы): Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина10, Иркутский государственный уни-

5 URL: http://lengu.ru/sveden/educationProgramm/33 (дата обращения: 31 августа 2018 г.).

6 URL: https://pravo.hse.ru/grpravo/courses/219880481.html (дата обращения: 31 августа 2018 г.).

7 URL: https://isu.ru/filearchive/edu_files/04.10.2017_10:49:07_B1.V.0D.7Semejnoepravo_2066.pdf (дата обращения: 31 августа 2018 г.).

8 URL: https://www.sgu.ru/sites/default/files/education/programs/2017/rp_40.03.01_yur_semeynoe_pravo. pdf (дата обращения: 31 августа 2018 г.).

9 URL: https://kpfu.ru/pdf/portal/oop/196363.pdf (дата обращения: 31 августа 2018 г.).

10 URL: https://www.rsu.edu.ru/wp-content/uploads/opop/rpd035/Б1.В.ОД.5_Семейное_право.pdf (дата обращения: 31 августа 2018 г.).

верситет, Алтайский государственный университет11, а в некоторых высших учебных заведениях в объеме 72 академически часов (2 зачетные единицы): Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова12, Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)13, Уральский государственный юридический университет14.

Форма промежуточной аттестации по дисциплине «Семейное право» практически во всех образовательных организациях — экзамен. В отдельных образовательных организациях — зачет (в частности: Кемеровский государственный университет15 и Челябинский государственный университет16).

Такова самая общая картина сложившихся подходов к преподаванию дисциплины «Семейное право». Ее оценка, а также собственный опыт авторов по преподаванию данной дисциплины позволяют сформулировать некоторые выводы.

По нашему мнению, формирование содержания и реализации дисциплины «Семейное право» должно осуществляться в соответствии с заявленными целями освоения дисциплины, а также планируемыми результатами ее освоения. Оптимальным вариантом таких целей видится формирование системного знания об особенностях действия правовых норм и отдельных правовых средств в семейных отношениях; приобретение обучающимися теоретических знаний и формирование у них практических навыков в сфере охраны и защиты интересов участников семейных правоотношений.

Системность восприятия учебного материала, вне всяких сомнений, в значительной мере зависит от логики нормативного отражения системы отношений, составляющих предмет семейно-правового регулирования, и в этой

части решающее значение должно придаваться структуре основного кодифицированного акта — СК РФ.

Вместе с тем необходимым элементом структуры рабочей программы дисциплины должна быть содержательная общая часть. Ее положения, с одной стороны, позволят обеспечить беспрепятственное вхождение обучающихся в новую дисциплину, основываясь на имеющихся у них знаниях о базовых правовых категориях и институтах (источник права, принципы права, юридический факт, правоотношение, ответственность и др.), а с другой — сформируют у обучающихся обновленное, системное представление о механизме правового регулирования общественных отношений.

Знание общих правил применения базовых правовых категорий и институтов в семейном праве упрощает установление особенностей семейных правоотношений и, как следствие, охрану и защиту семейных прав и обязанностей.

Одновременно необходимыми элементами подготовки обучающихся в рамках дисциплины «Семейное право» должны стать:

— история становления и развития семейного права в системе отечественного права;

— основы осуществления и защиты семейных прав;

— теория семейно-правовой ответственности. Обращение к истории семейного права, помимо решения задач по формированию общекультурных компетенций, позволит избежать «размытия» догм семейного права и нивелирования традиционных подходов в регулировании семейных отношений.

Кроме того, подобный подход будет способствовать изменению профессионального

11 URL: http://www.asu.ru/sveden/education/programs/subject/107394/ (дата обращения: 31 августа 2018 г.).

12 Рабочий учебный план специальности (юридический факультет, бакалавриат, 40.03.01 Юриспруденция, 4 курс, группа 421, 401,..., 7 семестр) // URL: http://cacs.law.msu.ru/workPlan/speciality (дата обращения: 31 августа 2018 г.).

13 URL: https://msal.ru/content/obrazovanie/bakalavriat/ (дата обращения: 31 августа 2018 г.).

14 URL: http://www.usla.ru/metodika/umkbase.php (дата обращения: 31 августа 2018 г.).

15 URL: http://umu.kemsu.ru/Content/userfiles/files/Юридический%20институт/2017/400301-Urist-GrPravo/ Disc_semeynoe_pravo_400301_Jurisprudence_grajd_2017_08022017.pdf (дата обращения: 15 августа 2018 г.).

16 URL: http://www.csu.ru/faculties/Documents/Семейное%20право.pdf (дата обращения: 31 августа 2018 г.).

восприятия ценности семейного права, восстановлению семейного права в его подлинном социальном значении, ориентированном на укрепление семьи и охрану семейных ценностей, где личные неимущественные отношения в семье доминируют, предопределяют построение любых иных семейных отношений17.

Понимание семьи и ее назначения в современном обществе должно служить главным ориентиром правового регулирования семейных отношений. И прежде всего в вопросах приоритетной охраны и защиты отдельных прав и интересов, при «восполнении» семьи для детей, лишившихся родительского попечения. Не менее значимы они и при установлении баланса в имущественных отношениях между членами семьи. Получение семейными отношениями приоритетной охраны в рамках публичного порядка должно служить индикатором выстраивания прочих отношений с участием членов семьи (в рамках их предпринимательской деятельности и отношений собственности, при решении вопросов банкротства граждан, в связи с участием в наследственных правоотношениях и т.п.).

Анализ современной правоприменительной практики все явственнее указывает на необходимость глубоких знаний в сфере правовой охраны семейных отношений, что предполагает понимание не только специфики таких отношений, но и возможностей иных правовых инструментов в их урегулировании. Без этого невозможно изжить ни системные просчеты в правовой охране семейных отношений (имеющие место, например, при применении в семейном праве отдельных принципов гражданского права и некоторых гражданско-правовых средств), ни искусственно создаваемые затруднения (например, надуманные мутации семейного права в виде так называемых «правообязанностей»).

Методологически значимым следует признать обращение и к вопросам разграничения мер за-

щиты и мер ответственности в семейном праве (проблеме, обнаруживаемой в равной мере и в иных сферах отечественного права). В данном случае акцент должен быть сделан на разнона-правленности векторов воздействия указанных мер (одни — на потерпевшего, а другие — на правонарушителя), на различиях в условиях их применения и последствиях, вызываемых ими. Кроме того, особого внимания заслуживает сфера семейных правонарушений, служащих «инструментом тонкой настройки» в вопросе допустимого вмешательства в дела семьи18.

В современных условиях все более значимыми оказываются вопросы трансграничного существования семейных правоотношений19. В этой связи обязательным элементом образовательной подготовки обучающихся должны быть положения о применении семейного законодательства к отношениям с участием иностранных граждан. В то же время правила установления содержания норм иностранного семейного права и пределы их применения в рамках публичного порядка Российской Федерации, по возможности, должны быть знакомы обучающимся к моменту изучения семейных правоотношений из содержания соответствующих профильных дисциплин (например, «Международное частное право»).

Реализация дисциплины «Семейное право» должна предполагать использование как аудиторных, так и внеаудиторных форм обучения.

В рамках лекционных занятий необходимыми параметрами успешного освоения обучающимися учебного материала представляются: информативность излагаемого материала — отражающая базовые категории и институты рассматриваемой темы, основные источники регулирования и существующие подходы правоприменения, а также проблемность — акцентирующая внимание на неоднозначных и противоречивых подходах к пониманию и примене-

17 См. об этом, в частности: Рясенцев В. А. Семейное право. М. : Юрид. лит., 1971 ; Яковлев В. Ф. Гражданское право в системе права // Избранные труды : в 3 т. М. : Статут, 2012. Т. 2 : Гражданское право : История и современность. Кн. 1.

18 См.: Нечаева А. М. Правонарушения в сфере личных семейных отношений. М. : Наука, 1991.

19 См. об этом, например: Федосеева Г. Ю. Правовое регулирование трансграничных брачно-семейных отношений в России : сборник научных трудов / отв. ред. О. Е. Савенко. М. : Проспект, 2017.

нию отдельных правил современного семейного права.

В рамках семинарских занятий основное внимание представляется необходимым уделять изучению теоретических конструкций семейного права, механизму и пределам их применения.

В рамках практических занятий основное внимание необходимо сосредоточить на формировании у обучающихся навыков правовой квалификации семейных правоотношений и корректного применения правовых норм, подготовки и анализа правовых документов, а также выбора оптимальных форм и правильных способов защиты нарушенных семейных прав.

В рамках самостоятельной работы обучающихся приоритетное внимание необходимо уделять изучению ими судебной и иной правоприменительной практики (прежде всего нота-

риальной), ознакомлению с правовыми актами субъектов Российской Федерации, изучению научных и иных дополнительных источников, проведению исследовательских работ с целью подготовки докладов, сообщений, письменных заданий.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины, по возможности, должно предлагать вариативную по содержанию информацию, способствуя, помимо прочего, активной исследовательской позиции обучающегося, его творческому подходу к изучению новой для него дисциплины.

В завершение важно отметить, что семейное право являет собой образец во многом нетипичного для современного права воздействия на общественные отношения, тем ценнее его изучение в рамках профессиональной подготовки юриста, познающего потаенные грани права.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Нечаева А. М. Правонарушения в сфере личных семейных отношений. — М. : Наука, 1991. — 238 с.

2. Рясенцев В. А. Семейное право. — М. : Юрид. лит., 1971. — 236 с.

3. Федосеева Г. Ю. Правовое регулирование трансграничных брачно-семейных отношений в России : сборник научных трудов / отв. ред. О. Е. Савенко. — М. : Проспект, 2017. — 128 с.

4. Яковлев В. Ф. Гражданское право в системе права // Избранные труды : в 3 т. — М. : Статут, 2012. — Т. 2 : Гражданское право : История и современность. Кн. 1. — 976 с.

Материал поступил в редакцию 31 августа 2018 г.

FAMILY LAW IN THE LEGAL TRAINING SYSTEM20

BULAEVSKIY Boris Aleksandrovich, PhD in Law, Associate Professor of the Department of Civil Law

of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

[email protected]

125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9

ELISEEVA Anna Aleksandrovna, PhD in Law, Associate Professor of the Department of Civil Law of

the Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

[email protected]

125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9

Abstract. The article substantiates the positive nature of amendments made to the Federal State Educational Standard of Higher Education in the field of training 40.03.01 "Jurisprudence" (bachelor's level) in terms of referring "Family Law" to the subjects of the base part.

Based on the analysis of existing approaches to the teaching of the discipline "Family Law" in the leading educational institutions of the country, certain conclusions about its structure, content and features of implementation in the system of training of lawyers are formulated.

Attention is drawn to the high importance of the General Part in the structure of the curriculum. Emphasis is placed on the need to study the history of Family Law, the theory of implementation and protection of family rights, as well as issues of family legal responsibility. In modern conditions importance is also attached to the issues of cross-border existence of family relations. Specific recommendations concerning the organization and content of classroom training and independent work of students are offered. The influence of the study of Family Law on the formation of knowledge, skills and abilities of the future lawyer is estimated.

Keywords: Family Law, system of training lawyers, Federal State Educational Standard, bachelor's degree, content of the discipline "Family law," General Part of Family Law, family and family values, history of domestic family law, methodological support of the discipline "Family Law."

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Nechaeva A. M. Pravonarusheniya v sfere lichnykh semeynykh otnosheniy. — M. : Nauka, 1991. — 238 s.

2. Ryasentsev V. A. Semeynoe pravo. — M. : Yuridicheskaya literatura, 1971. — 236 s.

3. Fedoseeva G. Yu. Pravovoe regulirovanie transgranichnykh brachno-semeynykh otnosheniy v Rossii : sbornik nauchnykh trudov / otv. red. O. E. Savenko. — M. : Prospekt, 2017. — 128 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Yakovlev V. F. Grazhdanskoe pravo v sisteme prava // Izbrannye trudy : v 3 t. — M. : Statut, 2012. — T. 2 : Grazhdanskoe pravo : Istoriya i sovremennost'. Kn. 1. — 976 s.

20 The article is prepared within the framework of the state task of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation 29.12669.2018/12.1 "Development of theoretical and methodological foundations of the content and implementation of disciplines (modules) "Criminology," "Family Law" in order to transform the content of the structure of the bachelor program of the Federal State Educational Standard in the direction of training 40.03.01 "Jurisprudence."

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.