Научная статья на тему 'Федеральные выборы в Тамбовской области в 2007-2008 гг. Принципы, организация, итоги'

Федеральные выборы в Тамбовской области в 2007-2008 гг. Принципы, организация, итоги Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
82
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / POLITICAL SYSTEMS / POLITICAL REGIMES / CIVIL SOCIETY / POLITICAL PROCESS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Пучнин А. С.

Статья посвящена актуальным вопросам политической науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEDERAL ELECTIONS IN THE TAMBOV REGION IN 2007-2008. PRINCIPLES, ORGANIZATION, RESULTS

The article is devoted to current issues of political science.

Текст научной работы на тему «Федеральные выборы в Тамбовской области в 2007-2008 гг. Принципы, организация, итоги»

4. Электоральное законодательство и специалисты, его формирующие, должны отдавать себе ясный отчет в том, что переходный период в нашей стране еще не завершен. С учетом этого процессы, происходящие в партийном строительстве, могут либо ускоряться в зависимости от среды, в которой эти процессы развиваются, в том числе законодательной, либо, наоборот, затормаживаться. Судя по неоднозначной реакции экспертов, позитивное воздействие новых электоральных правил на партийное строительство представляется достаточно спорным. В том числе потому, что успешное развитие процесса партийного строительства зависит не только от типа избирательной системы, но еще от разного рода других обстоятельств: достаточно четкой социальной стратификации; зрелости гражданского и особенно политических интересов; политической системы; исторических традиций; отношения населения и уровня его доверия к партиям и власти и пр.

А. С. Пучнин

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ В ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2007-2008 гг.

ПРИНЦИПЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ, ИТОГИ

Кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва 2 декабря 2007 г., а также выборы Президента России 2 марта 2008 г., безусловно, самые заметные и значимые события государственной жизни нашей страны не только этого избирательного сезона. Эти события имеют совершенно четко просматриваемое политическое значение на ближайшие четыре года.

Но для начала несколько слов об электоральной ситуации в Тамбовской области в преддверии этих избирательных кампаний.

Об электоральной ситуации в Тамбовской области перед федеральными кампаниями

Указом Президента Российской Федерации от 2 сентября 2007 г. назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на 2 декабря. Указ опубликован в «Российской газете» 5 сентября, и именно эту дату мы считаем официальным стартом первой избирательной кампании.

В Российской Федерации по состоянию на вышеуказанную дату согласно базе данных Государственной автоматизированной системы «Выборы» зарегистрировано чуть более 107 млн. избирателей, т. е. физических лиц достигших 18-летнего возраста и не лишенных дееспособности (ст. 32 Конституции РФ). На территории Тамбовской области согласно региональному фрагменту той же базы данных было зарегистрировано 855 392 избирателя. Избирательная комиссия области предполагала, что ко дню голосования это число не должно было кардинально измениться, так как совместно с Управлением Федеральной миграционной службы РФ, судами, военкоматами и главами местных администраций до 1 февраля этого года был завершен процесс выверки базы данных избирателей и повлиять на изменение численности избирателей могли только какие-то глобальные миграционные процессы в области. Вместе с тем это предположение не полностью оправдалось, о чем позже придется более подробно сказать.

К выборам были готовы 32 территориальные избирательные комиссии, организующие выборы в 29 муниципальных образованиях (в Тамбове действуют три территориальные комиссии). Все комиссии сформированы в декабре 2006 - январе 2007 гг. с учетом принципа преемственности.

Незначительно изменилось число участковых избирательных комиссий - 1024 вместо 1040 (7 декабря 2003 г.).

Учитывая увеличившуюся роль политических партий в процессе формирования главного представительного органа страны, - речь идет о переходе на пропорциональную систему

выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, т. е. только по партийным спискам - региональные отделения политических партий заметно активизировались в канун избирательных кампаний.

Всего 15 партий зарегистрированы Федеральной регистрационной службой на день объявления выборов, и именно они имели возможность участия в выборах путем выдвижения федеральных списков. Однако на территории области по данным Управления Федеральной регистрационной службы зарегистрировано только 1 1 региональных отделений политических партий, поэтому только они были готовы для участия в избирательной гонке на территории области.

Список

региональных отделений политических партий, зарегистрированных на территории Тамбовской области по состоянию на 19.09.2007г.

Тамбовское региональное отделение политической партии «Демократическая партия России»

Тамбовское региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия»

Тамбовское региональное отделение Российской политической партии Мира и Единства

Тамбовское региональное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации»

Региональное отделение Тамбовской области политической партии «СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ»

Тамбовское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России»

Тамбовское региональное отделение политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» Тамбовское региональное отделение политической партии Политическая партия «ПАТРИОТЫ РОССИИ»

Тамбовское региональное отделение политической партии «Российская экологическая партия «Зеленые»»

Тамбовское областное отделение политической партии «Аграрная партия России»

Региональное отделение Политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ: РОДИНА/ПЕНСИОНЕРЫ/ЖИЗНЬ» в Тамбовской области

Региональное отделение Политической партии «Гражданская сила» - зарегистрирована уже в канун выборов Президента РФ.

Съезды политических партий - единственные органы, уполномоченные на выдвижение федеральных списков. Они должны были состояться согласно Календарному плану, утвержденному ЦИК России до 5 октября. Однако уже 2-го октября прошел съезд последней партии, принявшей решение об участии в выборах, и федеральные списки партий были представлены в ЦИК России. С момента принятия решения на съезде, буквально с момента голосования за выдвижение списка для партии начался агитационный период, и возникли все ограничения, предусмотренные законом на распространение информации о себе, т. е. все правила агитации.

Финансирование выборов осуществлялось из федерального бюджета, общий объем финансирования Думской кампании составлял 4,2 млрд. рублей. В Тамбовскую область поступило порядка 33 миллиона рублей, которые были распределены по территориальным избирательным комиссиям и направлены в основном на оплату труда участковых комиссионеров, которых было задействовано больше 10 000 человек, на подготовку специальной полиграфической продукции - бюллетеней, приглашений, информационных плакатов и закупку нового технологического оборудования.

После больших федеральных кампаний по выборам депутатов Государственной Думы и Президента Российской Федерации в Тамбовской области в 2007 г. предстояло провести несколько локальных выборов:

7 октября 2007 г. - выборы главы Кирсановского района; 14 октября 2007 г. - выборы главы Сампурского района; 2 декабря 2007 г. - выборы главы Знаменского района;

- выборы главы Екатерининского сельсовета Никифоров-ского района;

- выборы Хоботовского сельсовета Первомайского района;

- повторные выборы депутатов Котовского городского Совета народных депутатов (два мандата).

Несколько слов об электоральных параметрах президентской кампании, день голосования которой состоялся 2 марта 2008 г. Одновременно с этой кампанией в Тамбовской области состоялось 539 муниципальных избирательных кампаний.

28 ноября 2007 г. было опубликовано Постановление о назначении выборов Президента Российской Федерации. Общий объем кампании финансирования составил 35 млн. 400 тыс. рублей из федерального бюджета.

В соответствии с календарным планом организации, подготовки и проведения выборов Президента РФ на территории Тамбовской области образованы 1026 избирательных участков, сформировано такое же количество участковых избирательных комиссий. Общее число комиссионеров составляет 9207 человек. При формировании комиссий соблюден принцип преференций для избирательных объединений, имеющих мандаты в Государственной Думе пятого созыва при назначении членов УИК с правом решающего голоса. При этом не все партии воспользовались своим правом: от «Единой России» назначено -949 человек, от КПРФ - 844 человек, от ЛДПР - 435 человек, от «Справедливой России» - 702 человека, от иных партий -47 человек. При этом соблюдался и принцип преемственности комиссионеров, 76 % из них имеют опыт работы в участковых комиссиях.

В организационно-техническом плане избирательные участки были полностью оснащены технологическим оборудованием, большая их часть телефонизированы, обеспечена пешеходная и автомобильная доступность, на информационных стендах размещены плакаты и листовки о порядке голосования, заполнения бюллетеня, сведения о кандидатах.

Таковы основные параметры электорального поля Тамбовской области.

Особенности организации выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва

На наш взгляд, важно рассмотреть основные принципы прошедших и, прежде всего, думских выборов.

Можно говорить о 12 принципиальных моментах, отличающих выборы - 2007 от выборов - 2003.

1. Совершен переход от смешанной системы формирования Государственной Думы к пропорциональной системе, в условиях которой все 450 мандатов депутатов Государственной Думы будут распределяться между кандидатами от политических партий, выдвинувших и зарегистрировавших свои списки. В соответствии со ст. 3 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации» распределение мандатов будет осуществляться пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов.

Таким образом, завершается партизация политической системы, предполагающая формирование главного представительного органа страны только по партийному принципу.

2. В РФ формировался только один федеральный избирательный округ, поэтому ввиду отсутствия кандидатов-мажоритариев (то есть кандидатов-одиночек) одномандатные округа не образовывались.

3. Для получения права участвовать в распределении депутатских мандатов партия, выдвинувшая и зарегистрировавшая свой партийный список, должна преодолеть семипроцентный барьер, т. е. набрать не менее семи процентов голосов избирателей, принявших участие в выборах.

4. Партия вправе выдвинуть федеральный список только в том случае, если сможет сформировать не меньше 80 региональных групп (в отличие от требования семи групп, бывшего в

2003 г.). Поэтому мы можем говорить, что созданы условия для регионализации Государственной Думы.

5. Партия на съезде может принять решение о создании общефедеральной части списка в составе не более трех кандидатов. Тогда в бюллетене, представленном для голосования в колонке той или другой партии, будут представлены и кандидаты федеральной и региональной частей федерального списка. Это тоже отличие: в 2003 г. во главе партийного списка могла стоять группа из 18 кандидатов.

6. Партия вправе включить в выдвинутый список 600 кандидатов, включая и общефедеральную, и региональные части списка.

7. В список, выдвинутый на съезде, не допускаются представители других партий. Таким образом, закон препятствует созданию временных союзов и нежизнеспособных блоков, настаивал на формировании мощных партий.

8. В список могут быть включены беспартийные, подавшие в региональные отделения политических партий заявление в течение трех дней с момента опубликования указа о назначении выборов. После обобщения информации, поступившей из всех 11 региональных отделений политических партий, оказалось, что беспартийные граждане с просьбой о включении в список не обращались.

9. В списке остаются отказники, т. е. те кандидаты, которые по результатам выборов получили право на мандат, но отказавшиеся от него. Они сохраняют право на мандат и смогут получить его позже в случае прекращения досрочно полномочий кого-либо из депутатов от той же партии. Теперь партии самостоятельно определяют, кто из списка займет место выбывшего.

10. Выборы прошли в отсутствие протестного голосования, т. е. в избирательных бюллетенях, которые были предложены избирателям, не была включена графа «против всех».

11. Выборы прошли без так называемого порога явки, ранее необходимой для признания их состоявшимися.

12. Выборы состоялись при совершенно новых условиях осуществления предвыборной агитации.

Некоторые итоги выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва

Во-первых, впервые свыше 91 % голосов всех избирателей, пришедших на избирательные участки, отдано за партии, прошедшие в Государственную Думу. По сравнению с 2003 г. этот показатель вырос вдвое. В Тамбовской области этот показатель составляет 92,53 %. Это означает, что в Государственной Думе работают представители подавляющего большинства избирателей.

Во-вторых, впервые параллельные опросы, т. е. результаты exit pool, совпали с основным опросом населения о власти, голосованием. На территории области организацией опросов занимались четыре общественные организации. Самая мощная -фонд «Общественное мнение», работавший на основании Соглашения с ЦИК России.

В-третьих, стала заметна тенденция укрепления доверия населения России к самой процедуре выборов. Вот несколько цифр в доказательство этого тезиса. В 1999 г. результатам выборов не доверяло 38 % россиян, в 2003 г. - 18 %, в этом году, по итогам голосования, - только 11 %.

В-четвертых, впервые профессиональные действия организаторов выборов привели практически к абсолютной судебной бесконфликтности. Ни одна жалоба на действия избирательных комиссий не поступила в суды или прокуратуру. Ни одной обоснованной жалобы на действия организаторов выборов не поступило и в избирательную комиссию области.

В-пятых, впервые была реализована система двойных приглашений. Первое приглашение для уточнения персональных данных в списках, второе - собственно приглашение на выборы. Где списки были подготовлены на основании аутентичных баз данных глав местных администраций, там не возникло проблем и с пригласительной работой, и с явкой. Где же пригласительные доставлялись по ошибке, лицам, уже выписанным с мест жительства или умершим, а действительно многие проживающие не получили приглашений, там ничего, кроме обоснованно-

го раздражения, это не вызывало. Имела место и безответственность. Современный избиратель требует внимания.

В-шестых, на территории области впервые выделены в отдельные избирательные страты и соответственно отдельно строилась работа по привлечению на избирательные участки такой важной и сложной категории избирателей, как молодежь. Можем говорить об определенных успехах в работе с молодежью. Поскольку впервые голосующим вручались подарки возникла система косвенного, но точного учета всех 18-19-летних, пришедших на выборы. Из 25 тыс. впервые голосующих, учтенных в списках, 21 тыс. (84 %) приняли участие в голосовании. Этот опыт был использован в марте следующего года. Кроме того, фактические данные о голосовании молодежи разрушили миф об индифферентном отношении молодежи к выборам.

В-седьмых, большая работа была сделана территориальными комиссиями по поддержке инвалидов: определены группы инвалидов в районах и городах; учтены их количество, и персональный состав. Затем уточнены их списки, и проделана значительная пригласительная работа. Никого не заставляли приходить (в данном случае уместно и выражение - прибывать) на участок, но выясняли желание, и там, где оно было, оборудовали место для голосования и выясняли предположительное время прибытия для оказания возможной физической помощи. И все же основной формой голосования для этих лиц остается голосование на дому.

В-восьмых, основной показатель, вернее цифровой параметр, по которому судят о работе избирательных комиссий, -это явка избирателей на выборы. Мы можем гордиться тем, что такой большой явки на выборы депутатов Государственной Думы в области не было никогда. На предыдущих выборах депутатов Государственной Думы, в 2003 г., приняли участие 53 %, т. е. 492000 избирателя, в 1999 г. - 61,5 %.

Наш показатель сегодня - 61,56 % (544984 избирателя). Но это не предел: есть ресурс и его надо использовать. К выборам Президента Российской Федерации, исходя из анализа предыдущих электоральных циклов, народ испытывает больший интерес. Поэтому избирательная комиссия области сосредоточилась на работе с избирателями и, в частности, на пригласительной работе, чтобы общая явка была близка к 70 %.

Обратим внимание на такой политически значимый момент: чем выше явка, тем выше результаты всех политических партий, принимавших участие в думских выборах. Такая же тенденция сохранилась и на выборах Президента России.

На протяжении всех избирательных кампаний мы не комментировали ход выборов, сохраняя объективность в отношении всех акторов. Ныне это сделать можно. Впервые партия-лидер «оторвалась» от партии-преследователя более чем в три раза. «Единая Россия» набрала 59,79 % голосов, а следующая за ней КПРФ - 19,17 %. Напомним, что результаты предшествующих парламентских выборов 2003 г. были несколько иными: 29,98 % -у «Единой России» и 20,6 % - у КПРФ. Таким образом, прослеживается устойчивая тенденция консолидации политических предпочтений населения области.

Следует сказать и о некоторых недостатках в организации думских выборов на Тамбовщине, исправленных во время президентской кампании.

1. Некоторые участковые избирательные комиссии работали без какого-либо четкого графика и не могли обеспечить 2-3 часа рабочего времени до дня голосования.

2. Были случаи отказа в выдаче открепительных удостоверений, причем безосновательного отказа. Единственным основанием отказа является отсутствие бланков. Интересны мотивировки отказов: «Голосовать надо дома», «Местная администрация запретила выдавать», «Докажите, что есть уважительная причина отъезда» и т. д. Вместе с тем в думскую кампанию в распоряжении избиркомов было 15 тыс. удостоверений, а выдано всего 9 тыс. штук.

3. Нужно исключить любые проявления неблагожелательности или невнимания к избирателю на избирательных участках. Поэтому избиркомы готовили членов участковых комиссий к работе с населением. Бесконфликтность - основная среда участка.

4. Размещение технологического оборудования на избирательных участках не всегда соответствовало правилам, а иногда и просто не обеспечивало тайну голосования избирателей. Поэтому председателям территориальных избирательных комиссий было дано поручение внимательнейшим образом относиться к приему участков до 2 марта 2008 г.

5. Главный недостаток думской кампании - некачественность списков избирателей: более 20 тыс. избирателей, имеющих постоянное место жительства, не смогли найти себя в списках. После 2 декабря 2007 г. была поставлена задача исправить ситуацию и разработать методику уточнения базы данных. С 17 по 24 декабря 2007 г. все списки вскрыты, избирательная комиссия области разрешила это сделать. Во всех муниципальных образованиях системные администраторы избирательных комиссий произвели сверку данных. Затем сведения были направлены главам администраций и от них снова вернулись в избирательные комиссии с необходимыми уточнениями. До 1 января 2008 г. почти все главы муниципальных образований завершили актуализацию базы данных избирателей, и, как того требует закон, передали сведения в территориальные комиссии. Не позднее 9 февраля 2008 г. территориальные комиссии составили списки по каждому избирательному участку и 1 0 февраля передали в участковые комиссии. С этого дня велась основная уточнительная работа органов загс и территориальных органов УФМС. До 22 февраля каждые три дня сведения о голосующих представлялись в комиссии и с 23 февраля до дня голосования включительно - ежедневно. На этой стадии большая роль отводилась главам сельских и поселковых советов.

В результате проделанной работы меньше 2000 человек (и эпитет «только» здесь уместен) не обнаружены в списках избирателей. Следовательно, качество списков по этому параметру возросло более чем в 1 0 раз.

Еще один недостаток существующего нормативного регулирования отразился на думской кампании. Речь идет об инструкции ЦИК России об организации учета избирателей и, в частности, обязывании избирателя, не включенного в список, писать заявление о включении. Это вызывало немыслимый негатив. Избирательная комиссия области вышла с представлением в ЦИК России об устранении, в принципе, ненужной бюрократии, поскольку переложение на избирателей недостатков системы учета избирателей или работы чиновников не представляется обоснованным.

Некоторые итоги выборов Президента Российской Федерации

После оценки думской избирательной кампании, ее достоинств и недостатков логично перейти к оценкам кампании президентской.

В выборах Президента Российской Федерации на Тамбов-щине приняли участие 666827 человек из 849705 избирателей, внесенных в списки по состоянию на 20 часов 2 марта 2008 г. Это означает, что цифра избирателей составила 78,48 %. Это рекордная явка для Тамбовской области. Для корректного сравнения возможно привести показатели явки на президентских выборах 2004 г. - 72,59 % (625065 избирателей) и на думских выборах 2007 г. - 61,56 % (544 984 избирателей).

Хочется отметить, что отработка комиссией дополнительных списков, а также работа по учету избирателей на территории области, предпринятая главами муниципальных образований, позволила с 2 декабря до 2 марта посчитать реальное количество избирателей, справиться с проблемой двойного учета, удалить из списков «мертвые души», т. е. регистрация которых по месту жительства давно закончилась, а сведения о них не были представлены. Считаем, что эту работу следует продолжить, чтобы к следующим федеральным выборам подойти подготовленными. Закон требует ежемесячного участия глав местных администраций в работе по учету избирателей.

В итоге, если 2 декабря 2007 г. списки избирателей увеличились дополнительно на 2,5 % - 23432 неучтенных избирателей, то 2 марта такое колебание в списочном составе избирателей ограничилось 0,24 % - 1992 неучтенных избирателя. ЦИК России ставил задачу по недопущению более 0,5 % колебания списков. С этой задачей в области справились.

Другой существенной характеристикой уходящей кампании было обильное голосование по открепительным удостоверениям. Комиссиями было выдано 13630 открепительных удостоверений. 9055 избирателей воспользовались правом проголосовать на территории области. По предварительным данным, структура голосования по открепительным удостоверениям такова: треть -

студенты, две трети - находящиеся в этот день в командировке, причем существенная часть из них - организаторы выборов или обеспечивающие их специалисты.

Большой процент населения, ранее неголосовавшего из-за занятости на работе, теперь получили возможность делать выбор. Они проголосовали на участках рядом с предприятиями или даже посредством выездного голосования. В Тамбове было организовано голосование в супермаркетах по реестрам предварительных заявок.

Помещения для голосования были оборудованы в соответствии с нормативами. Вместе с тем часть избирательных участков в районах, где одновременно с президентскими выборами проводились выборы в органы местного самоуправления, были не в состоянии одновременно принять многих желающих проголосовать. И это создавало искусственное торможение явки. Итоги голосования в Тамбовской области: кандидат А. В. Богданов набрал 0,77 % (5104); кандидат В. В. Жириновский набрал 5,38 % (35877); кандидат Г. А. Зюганов набрал 19,33 % (128765); кандидат Д. А. Медведев набрал 72,51 % (483117). Кампания прошла на фоне достаточно спокойной правоприменительной деятельности. До дня голосования в избирательную комиссию поступило два десятка жалоб от партий на политические партии и на СМИ, нарушающие, по мнению заявителей, нормы закона об агитации. КПРФ, по результатам рассмотрения, было вынесено официальное предупреждение; в отношении областной телерадиокомпании составлен административный протокол; в удовлетворении других жалоб отказано.

Несколько слов о жалобах на организацию голосования и подсчеты голосов. До настоящего момента в избирательную комиссию Тамбовской области поступила только одна жалоба: от уполномоченных представителей кандидата Зюганова и КПРФ на 35 протоколов участковых комиссий. Жалоба была признана необоснованной и носящей характер акции, поэтому в удовлетворении требования о признании итогов голосования по этим участкам было отказано.

Выборы в России: преодолимые трудности

Теперь еще о некоторых проблемах, которые должны быть разрешены всеми доступными и законными способами. Они гораздо философичнее, чем проблемы организации выборов, показанные выше, но от этого и более значимые.

Что вредит выборам? Как конкретным, так и вообще этому институту. Почему авторитет выборов как единственного легитимного и невоенного способа формирования власти самим народом постоянно страдает? Есть много причин, но несколько, приобретших форму социального зла, - основные:

1) привнесение насыщение экстримизма;

2) неправовое администрирование;

3) маргинализация сознания избирателя.

О недопущении экстремизма в выборные кампании не раз говорилось. Выборы как феномен общественной истории существуют для того, чтобы укреплять государственность легальным способом, имея конечной целью благо человека. Но считаем нетерпимым использование этой живой и правильной конкуренции политических сил, чтобы расшатать государственность, внести раздрай в умы избирателей. «Оранжевизация» избирательных кампаний недопустима. Законодатель определился с этим в достаточной, в чем-то даже исчерпывающей, степени.

Федеральный закон от 5 декабря 2006 г. № 225-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации в части уточнения ограничительных требований к кандидатам на выборные должности. Упразднено пассивное избирательное право, т. е. возможность быть избранным:

1) осужденных к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений, а также осужденных за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации;

2) подвергнутых административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного

ст. 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, граждан («Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской символики»);

3) в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных п. 1 ст. 56 и пп «ж» ст. 76 ФЗ (речь идет о нарушении запрета на агитацию, возбуждающую социальную, национальную, религиозную или расовую рознь).

Закон устанавливает также возможность отказа в регистрации, аннулировании избирательной комиссией регистрации кандидата, отмену судом его регистрации на основании установленного в отношении кандидата факта, свидетельствующего о том что, этот гражданин в своих выступлениях на публичных мероприятиях, в СМИ или в распространяемых им материалах призывал к совершению деяний экстремистской направленности либо совершал действия, направленные на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, либо пропагандировал и публично демонстрировал нацистскую атрибутику или символику.

Юристу очень трудно согласовать этот закон со ст. 32 и 52 Конституции Российской Федерации, исчерпывающим образом назвавшей лиц, лишенных права быть избранными. Ими являются только признанные судом недееспособными и находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Однако оценка данного закона - исключительная компетенция Конституционного суда РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С точки зрения укрепления и самозащиты государства, а принятие таких решений вполне логично, государство пытается компенсационными способами защититься от угроз дестаблиза-ции, а значит - и защитить интересы своих граждан, их право формировать власть демократическими методами. Но вместе с тем важно, чтобы и свобода выбора не ограждалась административными методами, не направлялась воля избирателя.

Неправовое администрирование, по наблюдениям, как правило, выражается в излишнем старании чиновников в поддержку того или иного кандидата, либо, напротив, против кандидата.

Но как показывает практика, степень вмешательства чиновников в выбор человеком кандидата обратно пропорционально электоральному эффекту. По крайней мере, это точно отражается на результатах местных и региональных выборов. При этом административный ресурс может вредить «своему» кандидату и работать на других.

Сейчас существуют два исхода у такой формы администрирования - ухудшение результата мажоритария-«фаворита», даже у объективного фаворита, и создание протестной массы для оппозиции. При наличии графы «против всех» - исхода было три. К двум, перечисленным выше, добавлялся еще один: голосовали против всех, выражая, по сути, недоверие самим выборам.

Как ни странно, применение пропорциональной системы несколько нивелирует этот порок, поскольку региональный список, конечно, ассоциируется с теми или другими фамилиями, но в большей степени с партией и программой. Поэтому неправовое администрирование не будет сводиться к стараниям ради той или другой личности: «старающийся» чиновник должен будет отстаивать дело, за которое предлагается голосовать людям. Это намного сложнее, поскольку это дело придется еще и делать.

Еще одно социальное зло, вредящее делу выборов, - их маргинализация, т. е. использование и искусственное изменение сознания избирателей: создание рынка голосов за колку дров, килограммы сахара и муки, за деньги. Этот рынок существовать не может. В пределах гражданского общества ему нет места. Как известно, спрос рождает предложение, поэтому надо обеспечить общественными и государственными и, прежде всего, правоохранительными органами защиту выборов от этих действий.

Продажа голоса должна быть стыдной! И включение этого в сознание может быть только путем укрепления уважения к себе и выборам. Разумное сочетание правоприменительных мер с гражданскими акциями в поддержку честных выборов - это залог качества электорального прогресса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.