Научная статья на тему 'Федеральное Собрание: историко-правовое развитие порядка формирования, анализ современной проблематики'

Федеральное Собрание: историко-правовое развитие порядка формирования, анализ современной проблематики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
179
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Федеральное Собрание / Государственная Дума / Совет Федерации / парламентарии / депутат / член Совета Федерации / сенатор Российской Федерации / коллизии / Federal Assembly / State Duma / Federation Council / parliamentarians / deputy / member of the Federation Council / senator of the Russian Federation / conflicts

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андрей Витальевич Мелентьев, Роман Валерьевич Федоров

В статье был проведен историко-правовой анализ формирования Федерального Собрания в различные периоды развития правовой системы Российской Федерации, проведен анализ функций Федерального Собрания как самостоятельного органа государственной власти и его соотношение с Верховным Советом РСФСР. Особое внимание уделено анализу Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» в части введения института пожизненного сенаторства и введения термина «сенатор Российской Федерации». Вынесены авторские предложения по совершенствованию современной законодательной базы, связанные с устранением коллизий при толковании конституционных норм главы 9 ст. 134 и ч. 2 ст. 135, вызванных последними поправками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Federal Assembly: historical and legal development of the order of formation, analysis of modern issues

The article provides a historical and legal analysis of the formation of the Federal Assembly in various periods of the development of the legal system of the Russian Federation, an analysis of the functions of the Federal Assembly as an independent body of state power and its relationship with the Supreme Soviet of the RSFSR. Special attention is paid to the analysis of the Law of the Russian Federation on the amendment to the Constitution of the Russian Federation dated March 14, 2020 № 1-FKZ «On improving the regulation of certain issues of the organization and functioning of public power» regarding the introduction of the institution of lifelong senatorship and the introduction of the term «senator of the Russian Federation». The author’s proposals have been made to improve the modern legislative framework related to the elimination of conflicts in the interpretation of the constitutional norms of Chapter 9 of Article 134 and Part 2 of Article 135 caused by the latest amendments.

Текст научной работы на тему «Федеральное Собрание: историко-правовое развитие порядка формирования, анализ современной проблематики»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья ■УДК 342.53

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-l-136-141 EDN: https://elibrary.ru/usltjx NIION: 2015-0066-1/24-918 MOSURED: 77/27-011-2024-01-117

Андрей Витальевич Мелентьев1, Роман Валерьевич Федоров2

1,2 Российский технологический университет - МИРЭА, Москва, Россия

1 melentev@mirea.ru

2 fedorov@mirea.ru

Аннотация. В статье был проведен историко-правовой анализ формирования Федерального Собрания в различные периоды развития правовой системы Российской Федерации, проведен анализ функций Федерального Собрания как самостоятельного органа государственной власти и его соотношение с Верховным Советом РСФСР. Особое внимание уделено анализу Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» в части введения института пожизненного сенаторства и введения термина «сенатор Российской Федерации». Вынесены авторские предложения по совершенствованию современной законодательной базы, связанные с устранением коллизий при толковании конституционных норм главы 9 ст. 134 ич.2 ст. 135, вызванных последними поправками.

Ключевые слова: Федеральное Собрание, Государственная Дума, Совет Федерации, парламентарии, депутат, член Совета Федерации, сенатор Российской Федерации, коллизии

Для цитирования: Мелентьев А. В., Федоров Р. В. Федеральное Собрание: историко-правовое развитие порядка формирования, анализ современной проблематики II Вестник экономической безопасности. 2024. № 1. С. 136— 141. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-l-136-141. ЕБ№ ШЕИХ.

Andrey V. Melentev1, Roman V. Fedorov2

12 Russian Technological University - MIREA, Moscow, Russia

1 melentev@mirea.ru

2 fedorov@mirea.ru

Abstract. The article provides a historical and legal analysis of the formation of the Federal Assembly in various periods of the development of the legal system of the Russian Federation, an analysis of the functions of the Federal Assembly as an independent body of state power and its relationship with the Supreme Soviet of the RSFSR. Special attention is paid to the analysis of the Law of the Russian Federation on the amendment to the Constitution of the Russian Federation dated March 14, 2020 № 1-FKZ «On improving the regulation of certain issues of the organization and functioning of public power» regarding the introduction of the institution of lifelong senatorship and the introduction of the term «senator of the Russian Federation». The author's proposals have been made to improve the modern legislative framework related to the elimination of conflicts in the interpretation of the constitutional norms of Chapter 9 of Article 134 and Part 2 of Article 135 caused by the latest amendments.

Keywords: Federal Assembly, State Duma, Federation Council, parliamentarians, deputy, member of the Federation Council, senator of the Russian Federation, conflicts

For citation: Melentev A. V., Fedorov R. V Federal Assembly: historical and legal development of the order of formation, analysis of modern issues. Bulletin of economic security. 2024;(1):136-41. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-1-136-141. EDN: USLTJX.

Федеральное Собрание: историко-правовое развитие порядка формирования, анализ современной проблематики

Original article

Federal Assembly: historical and legal development ofthe order offormation, analysis ofmodern issues

© Мелентьев А. В., Федоров P. В., 2024

JURISPRUDENCE

При рассмотрении данной темы сразу же возникает вопрос: являются ли Государственная Дума (далее по тексту - Госдума) и Совет Федерации (далее по тексту - Совфед) самостоятельными государственными органами или таким органом является лишь Федеральное Собрание, а палаты Федерального Собрания - это его структурные элементы? В 1995 году перед Конституционным Судом Российской Федерации (далее по тексту -РФ) был поставлен этот вопрос [1]. В статье 94 Конституции РФ прописано, что органом государственной власти, представительным и законодательным, является Федеральное Собрание (Госдума и Совет Федерации), далее же, в статьях 95-109 Конституции прописывается отдельное регулирование статуса Госдумы и Совфеда; Федеральное Собрание же, как общая категория, законодателем упускается. То есть, проблема заключается в том, что у Федерального Собрания, как у коллегиального органа, нет ни своих полномочий, ни своего какого-то иного статуса, нежели, чем полномочия и статус отдельных палат Федерального Собрания. В этой связи можно предположить, что Федеральное Собрание - это некое собирательное понятие, а органами государственной власти являются Госдума и Совфед. Поскольку в реальных конституционно-правовых отношениях участвует непосредственно либо Госдума, либо Совфед, само Федеральное Собрание, также как и РФ реализует все свои полномочия через органы государственной власти Российской Федерации.

То есть, можно предположить, что Федеральное Собрание - это собирательный термин, идентичный термину «парламент», который используется в западных странах для обозначения высшего законодательного органа в стране. Подтверждение этому находится в ст. 94 Конституции РФ: «Федеральное собрание - парламент РФ ...».

Однако, если обратиться к истории, то прежний орган высшей государственной и в то же время законодательной власти - Верховный Совет РСФСР, не обозначался «парламентом» в законодательных актах, тем самым законодатель подчеркивал его существенное различие в сравнении с западными парламентами, поскольку Верховный Совет был не только законотворческим органом, но и занимал главенствующее место в государственном механизме управления страной. Федеральное Собрание такой функцией, как верховное управление государством, не обладает.

Поэтому для лучшего понимания разберем по отдельности каждую палату Федерального Собрания:

В Конституции РФ прописано, что Госдума формируется путем прямых выборов и выборщиками являются граждане, которые голосуют непосредственно за кандидатов; в самой же Конституции РФ определено количество депутатов - 450 человек [2]. Но в Конституции РФ не определяется избирательная система, по которой избираются депутаты. История регулирования этого вопроса, то есть принятия Федерального закона (далее по тексту - ФЗ) о выборах депутатов, имела разные модели.

Первая модель была самой простой. Когда был принят первый закон, он предусмотрел смешанную модель - 225 депутатов избирались по одномандатным округам, на которые была поделена вся территория страны. Вторая половина депутатов избиралась по единому федеральному избирательному округу, которым выступала РФ; голосование происходило за списки кандидатов, выдвинутых политическими партиями [3, с. 30]. Соответственно, каждый избиратель голосовал сразу по двум бюллетеням: в одном бюллетене он избирал депутата одномандатника, в другом - голосовал за список политической партии.

Во второй модели ФЗ законодатель установил полностью пропорциональную систему, когда 450 депутатов избирались по списку политической партии [4].

На данный момент по ФЗ «О выборах депутатов Госдумы Федерального Собрания РФ» вновь действует первая рассматриваемая модель избрания Государственной Думы, т. е. используют смешанную избирательную и пропорциональную.

Что касаемо Совфеда, законодатель также предусматривал несколько вариантов, но в отличие от Государственной Думы, где по закону использовались разные избирательные системы, в данном случае были кардинальные варианты и использовались совсем разные модели.

Первая модель была очень простой: избрание на выборах. Когда 12 декабря 1993 года проходило всенародное голосование за принятие Конституции Российской Федерации, тогда же и были проведены выборы депутатов Совета Федерации, которые на тот момент времени именовались именно депутатами, поскольку их избирало население. Но во втором разделе Конституции было прописано, что избрание происходит на два года, после чего произойдет формирование способом, который будет определен Федеральным законом. То есть, сама Конституция не определяет то, как формируется Совет Федерации, указывается лишь «.. .в порядке определенном законом».

Соответственно, формирование Совета Федерации первого созыва в декабре 1993 года, фактически, не было урегулировано ни конституционно, ни законодательно, а жители каждого субъекта федерации непосредственно избрали по два представителя от своего субъекта.

В первом же ФЗ о формировании Совфеда, действующем с 1995 по 2000 гг., было указано, что в Совет Федерации по должности входит губернатор и руководитель регионального парламента, следовательно, никаких выборов и назначений проводить в соответствии с этим законом не требуется [5].

Эта модель довольно долго просуществовала, и к ней были высказаны некоторые претензии, с точки зрения того, что этот орган не является постоянно действующим, поскольку как у губернаторов, так и у руководителей региональных парламентов достаточно своей работы в субъектах, вследствие чего им неудобно прилетать в Москву на заседание Совфеда и решать во-

просы там, что выступило первым замечанием. Второе замечание касалось того, что законодательный орган должен быть независим от исполнительной власти в соответствии с концепцией разделения властей, указанной в ст. 10 Конституции РФ, а в случае, когда половина Совета Федерации - это руководители исполнительной власти субъекта федерации, возникает некий дисбаланс.

Поэтому в 2000 году, в связи с указанными выше обстоятельствами, Совфед в очередной раз необходимо было реформировать. 5 августа 2000 года был принят новый ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» [6], в нем также было несколько разных моделей и версий, но рассматривать будем только финальную, поскольку принципиальных различий не было. Новый закон установил принципиально иную систему формирования, смысл закона заключался в следующем: в Совет Федерации входит по два представителя от законодательной и исполнительной ветви власти в субъекте, которых избирает региональный парламент, либо назначает губернатор.

В 2014 году была внесена четвертая поправка к Конституции, которая касалась порядка формирования Совфеда; в поправке было прописано, что в Совфед входят не только два представителя от каждого субъекта федерации, но и так называемые представители РФ, которых назначает Президент своим решением и число которых не может быть более 10 % от членов Совфеда, представителей от субъекта Федерации [7, с. 164].

В 2020 году всенародным голосованием принята пятая поправка к Конституции, вносящая изменения в данную модель. Два представителя от каждого субъекта остаются, но статья дополняется тем, что по закону появляется другой элемент - представители Российской Федерации в количестве до 30-ти человек, которых тоже назначает Президент. При этом в составе этих 30-ти человек по закону имеется градация, до 7-и человек из названных 30-ти могут назначаться пожизненно.

Безусловно в условиях демократического государства введение «пожизненного сенаторства» не может не вызывать опасений. Конечно, в тексте Конституции РФ сменяемость власти не упоминается как один из основополагающих принципов государства. Да и в целом, известны лишь две Конституции, авторы которых обеспокоились установлением сменяемости власти, как одним из основополагающих принципов конституционного построения государства, такие положения есть в Конституциях Португалии и Гондураса.

Тем не менее, Конституционный Суд в Постановлении от 9 июля 2002 года № 12-П [8] признал принцип сменяемости власти как производный от принципов демократического государства с республиканской формой правления (исходя из положений ст. 1 Конституции РФ).

Однако нужно отдать должное Президенту, поскольку в период с 2014 по 2022 год ни разу такое полномочие по назначению сенаторов, в том числе пожизненных, им не реализовывалось. И все же такая возмож-

ность присутствует, что, безусловно, не вяжется с сутью демократического государства исходя из Постановления Конституционного суда, упомянутого ранее.

В самой же поправке указывается, что эти 30-ть сенаторов назначаются из числа граждан, имеющих выдающиеся заслуги перед государством или перед обществом. Также в законе был прописан и еще один субъект, четвертый. Им стал Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий. В соответствии с последними поправками в Конституцию всем экс-президентам дали право стать членами Совета Федерации пожизненно, но в Конституции также прописали, что Президент, прекративший свои полномочия, может отказаться от этой роли и не входить в Совет Федерации [9]. Для всех остальных членов Совета Федерации, назначаемых Президентом РФ, Конституция продлила срок полномочий до 6-ти лет.

Помимо этого, затрагивая статус членов Совета Федерации, нельзя не обратиться к изменениям в ст. 95 Конституции. До вступления в силу поправок, статус Совета Федерации, который мы уже ранее рассмотрели, в соответствии с данной статьей Конституции РФ устанавливали именно статус «членов Совета Федерации».

Теперь же, беря во внимание Закон РФ о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» [10], в ст. 95 определяется уже не правовой статус членов Совета Федерации, а правовой статус сенаторов.

Тем самым, ч. 2 ст. 59 Конституции РФ звучит следующим образом, с последними поправками: «Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации» [11, с. 4].

В Законе о поправках четко прописано, что предлагается внести изменение в названия «член Совета Федерации» и заменить его на «сенатор Российской Федерации», такие изменения затронули ч. 2 ст. 82, ч. 2 ст. 93, ч. 2, 3, 4, 5, 6 ст. 95, ч. 2 ст. 97, ч. 1 ст. 98, ч. 3 ст. 102, ч. 1 ст. 104, ч. 3 ст. 107, ч. 2 ст. 108, ч. 2 ст. 125 Конституции РФ, с последними поправками. Тем не менее, в ст. 134, в части 2 и ст. 135 Конституции РФ до сих пор используется категория «член Совета Федерации», что приводит к явному расхождению и коллизии.

Поэтому, если трактовать Конституцию РФ буквально, то мы можем прийти к противоречию в том, что «сенатор Российской Федерации» не имеет права поддерживать предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции, исходя из положений ч. 2 ст. 135 Конституции, также и с тем, что группа «сенаторов Российской Федерации» численностью не менее 1/5 от общей численности не имеет права вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ, в соответствии со ст. 134 Конституции РФ.

Очевидно, что на данный момент ситуация обстоит таким образом, поскольку данные статьи относятся к главе 9 Конституции РФ и вместе с главами 1-ой и

JURISPRUDENCE

2-ой внесение изменений в них является крайне затруднительным. Однако, если исходить из этого, то сложно проследить логику законодателя, так как в ч. 4 ст. 105 сказано:

«ФЗ считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации».

Здесь мы видим, что фактически сохранено понятие «члена Совета Федерации», хотя эта статья и относится главе 5, изменения в которую все-таки были внесены.

Справедливости ради, стоит отметить, что в п. 2 ст. 44 Федерального закона от 8 мая 1994 г. № З-ФЗ «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [12] указывается:

«2. Действие положений настоящего Федерального закона, устанавливающих гарантии социальной защиты сенатора Российской Федерации, распространяется также на ... членов Совета Федерации, осуществлявших или продолжающих осуществлять свои полномочия с января 1996 года ...».

То есть, исходя из положения этой статьи, фактически понятия «член Совета Федерации» и «сенатор Российской Федерации» тождественны. Однако это не решает вопрос, поскольку ни Госдума, ни Совет Федерации с 2020 года так и не позаботились о приведении всей терминологии в наименование «члена Совета Федерации» в соответствии с поправками Конституции.

Сегодняшнее состояние законодательства по данному вопросу не только не способствует соблюдению принципа единообразия в понимании содержания юридических норм, но может в дальнейшем значительно отразиться на соблюдении законности, а также устойчивости правопорядка во многих сферах общественной жизни.

Таким образом, можно прийти к следующим выводам:

1. Федеральное Собрание - парламент РФ на протяжении многих лет носил разные названия, а в советский период, западного понятия «парламент» старались избегать в текстах законодательных актов, поскольку советский парламент принципиально отличался от западных, так как наряду с высшим законодательным органом являлся, в том числе, и высшим органом государственной власти.

Как уже было сказано в статье, Федеральное Собрание является собирательным понятием и, по сути, тождественно парламенту, исходя из ст. 94 Конституции РФ. Однако, поскольку парламент РФ формируется из представителей власти всех субъектов РФ и на основании всеобщего голосования всех граждан РФ, мы делаем вывод, что он именуется именно Федеральным Собранием, символизируя, что данный орган государственной власти представляет интересы всего народа и всех территорий России.

2. Введение института пожизненного сенаторства, безусловно, является довольно спорным вопросом в условиях демократического государства с республиканской формой правления (п. 1 ст. 1 Конституции РФ); хоть Президент РФ на момент написания данной научной статьи ни разу не реализовывал такого полномочия, все же возможность имеется. Поскольку Конституционный суд не давал комментариев и разъяснений по вопросу соотношения института пожизненного сенаторства с самим понятием демократического государства с республиканской формой правления, каковым является Россия, моим предложением будет поручить Конституционному суду дать разъяснение по поводу института пожизненных сенаторов.

3. В последнем, но не менее важном пункте, хотелось бы сделать вывод о замене понятия «член Совета Федерации» на «сенатор Российской Федерации». В связи с переименованием «членов Совета Федерации» в «сенаторов Российской Федерации» считаю целесообразным в ч. 2 ст. 135 главы 9 Конституции РФ указать то, что «понятия сенатор Российской Федерации и член Совета Федерации тождественны» во избежание коллизии при толковании данных норм. Однако, это лишь один из путей решения, устраняющий коллизии в толковании норм Конституции.

Список источников

1. Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. № 2-П «По делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1995. № 2-3.

2. Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 8. Ст. 740.

3. Грудинин Н. С. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации как орган народного представительства: вопросы теории и практики : специальность 12.00.02 «Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Грудинин Никита Сергеевич. М., 2016. 30 с.

4. Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № З-ФЗ «О выборах Депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (в ред. 09.02.2009 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 26. Ст. 3178.

5. Федеральный закон от 5 декабря 1995 г. № 192-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (утратил силу) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 50. Ст. 4869.

6. Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Россий-

ской Федерации» от 5 августа 2000 г. № 113-Ф3 (ред. от 25.07.2006) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 32. Ст. 3336.

7. Безруков А. В. Парламентское право и парламентские процедуры в России. Москва : Юстицинформ, 2015. 164 с. ISBN 978-5-7205-1265. https://znanium.com/ catalog/product/600399 (датаобращения: 11.06.2023).

8. Постановление Конституционного Суда РФ от 9 июля 2002 г. № 12-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 18 и статьи 30.1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьи 108 Конституции Республики Татарстан, статьи 67 Конституции (Основного Закона) Республики Саха (Якутия) и части третьей статьи 3 Закона Республики Саха (Якутия) «О выборах Президента Республики Саха (Якутия)» II Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2002. № 6.

9. Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. (в ред. от 1 июля 2020 г.) II Рос. Газета. 2020. 14 марта.

10. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» II Собрание законодательства Российской Федерации. 2020 г.№ 11. Ст. 1416.

11. Мадаев Е. О. Теоретико-правовые проблемы введения термина «Сенатор» в Конституцию Российской Федерации II Пролог : журнал о праве. 2020. № 3 (27). https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-pravovye-problemy-vvedeniya-termina-senator-v-konstitutsiyu-rossiyskoy-federatsii (датаобращения: 11.06.2023).

12. Федеральный закон от 8 мая 1994 г. № З-ФЗ «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 14 июля 2022 г. № 339-ф3) II Собрание законодательства Российской Федерации. 1994 г. № 2. Ст. 74.

References

1. Constitutional Court of the Russian Federation Ruling dated April 12, 1995 № 2-P «On the Case of the Interpretation of Articles 103 (Part 3), 105 (Parts 2 and 5), 107 (Part 3), 108 (Part 2), 117 (Part 3), and 135 (Part 2) of the Constitution of the Russian Federation» II Bulletin of the Constitutional Court of the Russian Federation. 1995. № 2-3.

2. Federal Law dated February 22, 2014 № 20-FZ «On the Election of Deputies of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation» II Collection of Legislation of the Russian Federation. 2014. № 8. Art. 740.

3. Grudinin N. S. The State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation as a Body of People's Representation : Issues of Theory and Practice: specialty

12.00.02 «Constitutional Law; Constitutional Judicial Process; Municipal Law» : dissertation abstract for the degree of Candidate of Legal Sciences / Grudinin Nikita Sergeevich. M., 2016. 30 p.

4. Federal Law dated February 9, 2009 № 3-FZ «On the Election of Deputies of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation» (as amended on February 9,2009) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 1999. № 26. Art. 3178.

5. Federal Law dated December 5, 1995 № 192-®3 «On the Procedure for Forming the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation» (no longer in force) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 1995. № 50. Art. 4869.

6. Federal Law «On the Procedure for Forming the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation» dated August 5, 2000 No. 113-®3 (as amended on July 25, 2006) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2000. № 32. Art. 3336.

7. Bezyrukov A. V. Parliamentary Law and Parliamentary Procedures in Russia. M. : Yustitsinform, 2015. 164 p. ISBN 978-5-7205-1265. https://znanium.com/ catalog/product/600399 (accessed: 11.06.2023).

8. Constitutional Court of the Russian Federation Ruling dated July 9, 2002 № 12-P «On the Verification of the Constitutionality of the Provisions of Clause 5 of Article 18 and Article 30.1 of the Federal Law «On the General Principles of Organization of Legislative (Representative) and Executive Bodies of State Power of the Subjects of the Russian Federation», Article 108 of the Constitution of the Republic of Tatarstan, Article 67 of the Constitution (Basic Law) of the Republic of Sakha (Yakutia), and Part Three of Article 3 of the Law of the Republic of Sakha (Yakutia) «On the Election of the President of the Republic of Sakha (Yakutia)» // Bulletin of the Constitutional Court of the RussianFederation. 2002. № 6.

9. Constitution of the Russian Federation: adopted by popular vote on December 12, 1993 (as amended on July 1, 2020) // Rossiyskaya Gazeta. 2020. March 14.

10. Law of the Russian Federation on the Amendment to the Constitution of the Russian Federation dated March 14, 2020 № 1-FKZ «Onthe Improvement ofthe Regulation of Certain Issues of the Organization and Functioning of Public Authority» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2020. № 11. Art. 1416.

11. Madaev E. O. Theoretical and Legal Problems of Introducing the Term «Senator» into the Constitution of the Russian Federation // Prolog : Journal of Law. 2020. № 3 (27). https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-pravovye-problemy-vvedeniya-termina-senator-v-konstitutsiyu-rossiyskoy-federatsii (accessed: 11.06.2023).

12. Federal Law dated May 8, 1994 № 3-FZ «On the Status of Senator of the Russian Federation and the Status of Deputy of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation» (with amendments and additions as of July 14, 2022 № 339-®3) // Collection ofLegislation ofthe RussianFederation. 1994. № 2. Art. 74.

JURISPRUDENCE

Библиографический список

1. Федоров, Р. В. Юридические гарантии в системе мер конституционно-правового обеспечения депутатской деятельности / Р. В. Федоров, А. Т. Карасев ; Р. В. Федоров, А. Т. Карасев ; Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Уральский юридический ин-т М-ва внутренних дел Российской Федерации». Екатеринбург : УрЮИ МВД России, 2008. 147 с. ISBN 978-5-88437-165-1. EDN: QRJCMN.

2. Мелентьев, А. В. Проблемные аспекты исполнения гражданами своих конституционных обязанностей / А. В. Мелентьев, А. М. Омарова, В. И. Елинский // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 2. С. 138-141. DOI 10.24412/2073-0454-2023-2-138141. EDN: LKLMMP.

3. Плоцкая, О. А. К вопросу о структуре семьи социалистического права / О. А. Плоцкая, А. В. Мелентьев // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2023. Т. 45, № 1. С. 15-20. DOI 10.21779/2224-0241-2023-45-1-15-20. EDN: HOVQUP.

Bibliographic list

1. Fedorov, R. V., Karasev, A. T. Legal Guarantees in the System of Measures for Constitutional-Legal Support of Deputy Activities / R. V Fedorov, A. T. Karasev; R. V Fedorov, A. T. Karasev; State Educational Institution of Higher Professional Education «Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation». Yekaterinburg: UrYUI MVD Rossii, 2008. 147 p. ISBN 978-5-88437-165-1. EDN: QRJCMN.

2. Melentyev A. V., Omarova A. M., Elinskiy V. I. Problematic issues of citizens' fulfillment of their constitutional duties. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(2):138-141. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-2-138-141.

3. Plotskaya O. A., Melentev A. V On the Issue of the Structure of the Family in Socialist Law / O. A. Plotskaya, A. V. Melentev II Legal Bulletin of Dagestan State University. 2023. Vol. 45. № 1. P. 15-20. DOI 10.21779/2224-02412023-45-1-15-20. (InRuss.).

Информация об авторах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А. В. Мелентьев - преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Российского технологического университета - МИРЭА;

Р. В. Федоров - доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Российского технологического университета - МИРЭА, кандидат юридических наук, доцент.

Information about the authors

A. V. Melentev - Lecturer of the Department of State and Legal Disciplines of the Russian Technological University -MIREA;

R. V. Fedorov - Associate Professor of the Department of State and Legal Disciplines Department of the Russian Technological University - MIREA, Candidate ofLegal Sciences, Associate Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 23.10.2023; одобрена после рецензирования 19.12.2023; принята к публикации 30.01.2024.

The article was submitted 23.10.2023; approved afterreviewing 19.12.2023; acceptedforpublication 30.01.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.