Научная статья на тему 'Федеральное нормативное правовое регулирование участия граждан в охране общественного порядка'

Федеральное нормативное правовое регулирование участия граждан в охране общественного порядка Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
663
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНЕ В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА / ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / CITIZENS IN THE PROTECTION OF PUBLIC ORDER / FEDERAL LAWS / CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION / PUBLIC ASSOCIATIONS / NORMATIVE LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Саенко Александр Валентинович

В статье рассмотрены нормативные правовые акты федерального уровня, регламентирующие участие граждан в охране общественного порядка: Конституция РФ, федеральные законы, указы президента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Саенко Александр Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEDERAL NORMATIVE LEGAL REGULATION OF CITIZENS'' PARTICIPATION IN THE PROTECTION OF PUBLIC ORDER

The article discusses the federal normative legal acts regulating participation of citizens in the protection of public order: the Constitution of the Russian Federation, Federal laws, Presidential decrees.

Текст научной работы на тему «Федеральное нормативное правовое регулирование участия граждан в охране общественного порядка»

УДК 341.945

Саенко Александр Валентинович адъюнкт Академии управления МВД России

ФЕДЕРАЛЬНОЕ НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

Saenko Alexander Valentinovich

Postgraduate student, Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia

THE FEDERAL NORMATIVE LEGAL REGULATION OF CITIZENS' PARTICIPATION IN THE PROTECTION OF PUBLIC ORDER

Аннотация:

В статье рассмотрены нормативные правовые акты федерального уровня, регламентирующие участие граждан в охране общественного порядка: Конституция РФ, федеральные законы, указы президента.

Ключевые слова:

граждане в охране общественного порядка, федеральное законодательство, Конституция Российской Федерации, общественные объединения, нормативно-правовое регулирование.

Summary:

The article discusses the federal normative legal acts regulating participation of citizens in the protection of public order: the Constitution of the Russian Federation, Federal laws, Presidential decrees.

Keywords:

citizens in the protection of public order, Federal laws, the Constitution of the Russian Federation, public associations, normative legal regulation.

Совокупность нормативных правовых актов, регламентирующих участие граждан в охране общественного порядка, представляет собой довольно сложную систему. Она имеет определенное иерархическое строение в зависимости от юридической силы составляющих ее элементов. Как справедливо указывает С.С. Алексеев, в России практически единственным источником права является нормативный правовой акт (небольшое исключение составляют лишь правовые обычаи, например обычаи делового оборота, морского порта и т. д.) [1, с. 13]. Он выделяет три уровня нормативно-правовых актов Российской Федерации:

- федеральное законодательство - Конституция РФ, основы законодательства, федеральные законы, указы президента, постановления правительства РФ и иные нормативные акты Российской Федерации;

- законодательство субъектов Российской Федерации - республик в составе РФ (конституции, законы и иные нормативные акты республик), краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга (уставы, законы, постановления глав администраций и иные нормативные акты);

- законодательство органов местного самоуправления - решения, постановления.

В рамках данной статьи рассматриваются нормативные правовые акты федерального уровня, регламентирующие участие граждан в охране общественного порядка.

Главенствующее место в правовой системе России занимает Конституция Российской Федерации. Она представляет собой акт, обладающий высшей юридической силой, и является базой всего законодательства государства. Согласно ч. 1 ст. 15 Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции.

Конституция Российской Федерации содержит множество положений, важных для правового обеспечения участия граждан в охране общественного порядка. Так, статья 32 гласит, что граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Данное право развивает содержащееся в ст. 3 Конституции положение о народовластии, провозглашающем народ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации.

Суверенитет народа означает, что он выступает субъектом публичной власти, как государственной, так и негосударственной, а объектом этой суверенной власти народа могут быть все те общественные отношения, которые представляют социальный интерес в масштабе всей страны [2, с. 616].

Право на участие в управлении делами государства адресовано каждому гражданину и реализуется в конкретных формах через отдельные конституционные права: избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления; участвовать

в референдуме; иметь равный доступ к государственной службе, участвовать в отправлении правосудия и т. д. И хотя Конституция не содержит прямого указания на участие граждан в охране общественного порядка, однако, на наш взгляд, оно является одной из форм непосредственного выражения народом своей власти, а следовательно, важнейшим его правом, которое в соответствии со ст. 2 Конституции государство обязано признавать, соблюдать и защищать.

Еще одним важным положением, закрепленным в ст. 32, является указание на то, что право участвовать в управлении делами государства принадлежит только гражданам России. Хотя часть 3 ст. 62 Конституции РФ наделяет иностранных граждан и лиц без гражданства равными с гражданами Российской Федерации правами и обязанностями, но указывает на исключения из этого правила - случаи, установленные федеральным законом или международным договором РФ. В федеральном законе от 02.04.2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»

[3] постоянно подчеркивается, что речь идет именно о гражданах Российской Федерации.

Наряду с закреплением права граждан на участие в охране общественного порядка Конституция Российской Федерации, кроме прочего, устанавливает и важнейшие его принципы, сформулированные в ст. 4 федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка». Так, часть 2 ст. 4 Конституции гласит, что Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории государства. Согласно ст. 15 законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. На этих положениях основывается принцип законности как важнейший принцип участия граждан в охране общественного порядка.

В соответствии со ст. 2 человек, его права и свободы являются высшей ценностью и государство обязано их защищать. В то же время осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17). Здесь, на наш взгляд, содержится указание на еще один важнейший принцип участия граждан в охране общественного порядка - принцип приоритетности защиты прав и свобод человека и гражданина.

Наряду с установлением обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина Конституция в ч. 2 ст. 45 закрепляет право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Данное положение прямо указывает на право каждого на самозащиту от противоправных посягательств всеми способами, не запрещенными законом, как принцип участия граждан в охране общественного порядка.

Конституция Российской Федерации дает гражданам право на объединение (ст. 30) и гарантирует свободу деятельности общественных объединений. На основании этого положения создаются и действуют общественные объединения правоохранительной направленности и народные дружины как коллективные субъекты деятельности по оказанию содействия органам внутренних дел в сфере охраны общественного порядка. Согласно ч. 2 ст. 30 никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Любые действия, направленные на принуждение к участию в объединении, равно как и препятствование такому участию, являются противоправными. Это установление лежит в основе принципа добровольности участия граждан в охране общественного порядка.

Дальнейшее развитие конституционные положения, затрагивающие сферу участия граждан в охране общественного порядка, получают в федеральных законах и подзаконных нормативных правовых актах. Так, реализация гражданами права на объединение, создание, деятельность, реорганизацию и (или) ликвидацию общественных объединений является предметом регулирования федерального закона от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»

[4]. До вступления в действие закона «Об участии граждан в охране общественного порядка» данный акт был единственным, закрепляющим на федеральном уровне правовое положение объединений граждан, в том числе оказывающих содействие органам внутренних дел в сфере охраны общественного порядка. При этом он не содержит прямых указаний на их полномочия, права и обязанности, допуская регулирование этих вопросов другими законами об отдельных видах общественных объединений (ст. 4), которые впоследствии включены в закон «Об участии граждан в охране общественного порядка».

Сфера действия данного закона распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан (за исключением религиозных организаций). Он раскрывает содержание конституционного права граждан на объединение, устанавливая, что оно включает в себя право на добровольной основе создавать общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из объединений.

Граждане имеют право организовывать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие объединения на условиях соблюдения норм их уставов (ст. 3).

Закон дает определение понятия «общественное объединение». Это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ст. 5). Таким образом, закон «Об общественных объединениях» содержит важные положения, лежащие в основе существования коллективной формы содействия граждан органам внутренних дел в охране общественного порядка.

Федеральный закон от 02.04.2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», вступивший в силу с 04.07.2014 г., является основным правовым актом в рассматриваемой сфере. Он устанавливает принципы и формы участия граждан в охране общественного порядка, в поиске лиц, пропавших без вести, особенности создания и деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, целью которых представляется участие в охране общественного порядка, порядок и особенности создания и деятельности народных дружин, а также правовой статус дружинников.

Формами участия граждан в охране общественного порядка указанный закон называет содействие полиции и другим правоохранительным органам путем информирования органов внутренних дел и иных правоохранительных органов о правонарушениях и угрозах общественному порядку, участия в мероприятиях по охране порядка по приглашению органов внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органов, участия в охране порядка при проведении спортивных, культурно-зрелищных и иных массовых мероприятий по приглашению их организаторов, участия в работе координационных, консультативных, экспертных и совещательных органов (советов, комиссий) по вопросам охраны общественного порядка, создаваемых в органах внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органах, по их приглашению. Отдельными статьями выделены участие граждан в поиске лиц, пропавших без вести, внештатное сотрудничество с полицией, участие граждан в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности. Целая глава посвящена порядку создания и деятельности народных дружин.

Федеральный закон «Об участии граждан в охране общественного порядка» - основной, но далеко не единственный правовой акт, действующий в данной сфере. Вообще указание на возможность участия граждан в охране общественного порядка содержит довольно широкий круг нормативных правовых актов федерального уровня, причем большинство из них действовали задолго до принятия рассматриваемого закона, а другие были изменены в соответствии с ним.

Так, федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» [5] в ст. 9 «Общественное доверие и поддержка граждан» гласит, что при органах внутренних дел для решения наиболее важных вопросов деятельности полиции образуются общественные советы, которые имеют задачей привлечение граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности. В развитие данного положения был издан Указ Президента Российской Федерации от 23.05.2011 г. № 668 «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах» [6], в котором установлено, что одной из основных задач общественного совета является привлечение граждан, общественных объединений и организаций к реализации государственной политики в области охраны общественного порядка, профилактике правонарушений, обеспечению общественной безопасности, а также содействию реализации государственной политики в сфере противодействия преступности.

Федеральный закон от 05.12.2005 г. № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» [7] в ст. 5 дает право объединениям казачества в установленном порядке принимать участие в охране общественного порядка. Это положение получило дальнейшее закрепление в Стратегии развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 г., где одним из основных направлений реализации названо совершенствование организации государственной и иной службы российского казачества путем его привлечения к участию в охране общественного порядка и обеспечению экологической и пожарной безопасности, к реализации мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, гражданской обороне, природоохранной деятельности.

Концепция общественной безопасности в Российской Федерации [8] одним из основных направлений деятельности по обеспечению безопасности в области противодействия преступным и иным противоправным посягательствам называет привлечение граждан к участию в охране общественного порядка.

Среди изменений ранее действовавших правовых актов мы можем отметить федеральный закон от 02.04.2014 г. № 70-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам участия граждан в охране общественного порядка». Данный акт внес важные дополнения в ряд нормативных документов федерального уровня.

Таким образом, можно сделать вывод, что на федеральном уровне нормативно-правовое регулирование участия граждан в охране общественного порядка находит широкое отражение в Конституции РФ, федеральных законах, указах президента. Федеральное законодательство закрепляет право граждан на участие в охране общественного порядка, на объединение, принципы участия, приобретаемые в связи с этим права и обязанности граждан, гарантии их правовой защиты, ответственность, а также определяет возможность предоставления им гарантий социальной защиты, материального стимулирования их деятельности.

Ссылки:

1. Теория государства и права : учебник. / С.С. Алексеев, С.И. Архипов, Г.В. Игнатенко и др. ; под ред. В.Д. Перевалова. 3-е изд. М., 2005.

2. Конституция Российской Федерации: научно-практический комментарий (постатейный) / Ю.А. Дмитриев, М.П. Авде-енкова, Н.И. Беседкина и др. ; отв. ред. Ю.А. Дмитриев. М., 2007.

3. Об участии граждан в охране общественного порядка : федеральный закон от 02.04.2014 г. № 44-ФЗ // СЗ РФ. 2014. № 14. Ст. 1536.

4. Об общественных объединениях [Электронный ресурс] : федеральный закон от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ в ред. от 08.08.2015 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. О полиции [Электронный ресурс] : федеральный закон от 07.02.2011 г. № З-ФЗ в ред. от 13.07.2015 г., с изм. от 14.12.2015 г. ; с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах [Электронный ресурс] : Указ Президента РФ от 23.05.2011 г. № 668 в ред. от 24.07.2015 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. О государственной службе российского казачества [Электронный ресурс] : федеральный закон от 05.12.2005 г. № 154-ФЗ с изм. от 02.07.2013 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации [Электронный ресурс] : утв. Указом Президента РФ от 14.11.2013 г. № Пр-2685. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

References:

1. Alekseev, SS, Arkhipov, SI & Ignatenko, GV et al. 2005, Theory of State and Law: a textbook, 3rd ed., Moscow.

2. Dmitriev, YA, Avdeenkova, MP & Besedkina, NI et al. 2007, The Constitution of the Russian Federation: scientific and practical commentary (itemized), Moscow.

3. 'The participation of citizens in the protection of public order: Federal Law of 04.02.2014 № 44-FZ' 2014, SZ the Russian Federation, no. 14, art. 1536.

4. On Public Associations: the Federal Law of 05.19.1995, № 82-FZ as amended on 08.08.2015 2015, access of legal system "Consultant".

5. Police: the Federal Law dated 07.02.2011 № 3-FZ as amended on 13.07.2015 2015, access of legal system "Consultant".

6. Public Council under the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and its territorial bodies: Presidential Decree of 23.05.2011, the number 668 in ed. on 07.24.2015 2015, the access of legal system "Consultant".

7. On State Service of Russian Cossacks: the Federal Law of 05.12.2005, № 154-FZ amended on 02.07.2013 2013, access of legal system "Consultant".

8. The concept of social security in the Russian Federation: approved Presidential Decree of 11.14.2013, № Pr-2685 2013, Access from legal system "Consultant".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.