Федеральная программа «Дальневосточный гектар» в разрезе Налогового кодекса Российской Федерации
К.Ю. Татаров главный бухгалтер ООО «Группа компаний «ДЕКАРТ», кандидат экономических наук (г. Москва)
Константин Юрьевич Татаров, [email protected]
Со 2 мая 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 119-ФЗ). В соответствии с этим законодательным актом любой гражданин России может получить один гектар земли, расположенной в Дальневосточном федеральном округе (далее - ДВО), для ведения фермерского хозяйства, осуществления предпринимательской деятельности, лесного и охотничьего хозяйства и иных, не запрещенных законом видов деятельности.
Для жителей ДВО подобная возможность предоставлена с 1 июня 2016 года. Начиная с этого дня любой житель региона может получить земельный надел сроком на пять лет с последующим получением его в собственность либо долгосрочную аренду. Для жителей остальной части Российской Федерации срок исчисляется с 1 февраля 2017 года. Подобная дифференциация представляется вполне логичной, (преференции даются местным жителям -уроженцам ДВО).
В современных экономических исследованиях описываются процессы вступления
в программу и оформления документов на заветный гектар, рассматриваются положительные и отрицательные стороны этого проекта, перспективы его реализации, строятся прогнозы. Мы же проанализируем экономическую оставляющую этой программы и представим рекомендации по организации бухгалтерского учета и налогообложения с учетом специфики ведения хозяйственной деятельности на территории ДВО.
В период обсуждения и принятия правоустанавливающих актов были обозначены основные цели программы «Дальневосточный гектар». В первую очередь это привлечение населения к освоению отдаленных территорий и планируемый за этим инвестиционный подъем. Актуальности этой теме добавило заявление Президента Российской Федерации на Восточном экономическом форуме-2017 о необходимости поддержки участников проекта и о распространении его на соотечественников, ныне проживающих за рубежом, планирующих переезд в Россию.
На ранних стадиях реализации проекта субъекты Российской Федерации, входящие в ДВО, определились с земельными наделами, которые выделялись всем гражданам - участникам проекта. Следует заметить, что к началу реализации второй стадии проекта, то есть к моменту предоставления участков любому россиянину, список территорий был значительно рас-
Таблица 1
Муниципальные образования, участвующие в проекте «<Дальневосточный гектар» на начальном этапе [2]
Муниципальный район Субъект Российской Федерации Удаленность от центра субъекта, км Численность населения на начало реализации проекта, чел.
Ханкайский район Приморский край 204 22 992
Амурский район Хабаровский край 431 61 338
Октябрьский район Еврейская автономная область 215 10 068
Архаринский район Амурская область 269 15 496
Намский улус Республика Саха (Якутия) 84 23 887
Ольский район Магаданская область 36 9 992
Усть-Большерец-кий район Камчатский край 216 7 944
Тымовский район Сахалинская область 494 14 956
Анадырский район Чукотский автономный округ 0 8 788
ширен. Сравнительные характеристики регионов - участников проекта, приведены в таблице 1.
Как видно из данных таблицы 1, только Республика Саха (Якутия) и Магаданская область выделили земельные участки для реализации проекта в радиусе менее 100 километров от центра.
Отдельно следует рассмотреть Чукотский автономный округ. Выделение участков непосредственно на территории столичного Анадырского района объясняется концентрацией в нем основной части населения, а также наличием основных коммуникаций и инфраструктуры. Во всех остальных субъектах Российской Федерации угодья выделены на большом расстоянии, что может вызывать дополнительные трудности у участников проекта на всех этапах его реализации, поскольку все вопросы, касающиеся оказания государственных услуг,
могут решаться в столице субъекта, а не в центре муниципального образования. Также обращает на себя внимание небольшая численность центральных районных поселений. В трех муниципальных образованиях численность населения не превышает 10 тысяч человек, что будет отрицательно сказываться на экономических показателях участника проекта, например, на сбыте продукции из-за низкого потребительского спроса в регионе.
По данным сайта «На Дальний Восток» [2], по состоянию на сентябрь 2017 года передано в пользование 28 575 участков. На рассмотрении находятся 72 393 заявки (например Майхинская винодельня в Приморском крае, сбор меда в Архаринском районе Амурской области) 1. Уже начат сбор статистики выпущенной продукции, проведенных работ и оказанных услуг в рамках проекта. Надеемся, что после обработки
1 Стоит отметить и победы: собраны первый урожай картофеля в Тымовском районе Сахалинской области, первые 500 килограммов клубники в Амурской области, проведен первый опыт промышленного кролиководства в Магаданской области.
статистических данных по окончании 2017 года мы получим очень интересные цифры, характеризующие размер добавленной стоимости, созданной участниками в процессе реализации рассматриваемого проекта.
Федеральной службой государственной статистики утверждено достаточное количество отчетных форм, которые способны дать объективную картину состояния дел. Форма статистического наблюдения будет выбираться в зависимости от вида деятельности хозяйствующего субъекта. Например, форма № 2 (фермер) «Сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур» (годовая по состоянию на 1 декабря) представляется органу государственной статистики по месту территориального расположения юридическими лицами, основным видом деятельности которых является сельскохозяйственное производство, имеющими среднюю численность работников до 60 человек, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, имеющими посевы, многолетние насаждения. Если участник программы занимается животноводством, то ему надлежит представлять форму № 3 (фермер) «Сведения о производстве продукции животноводства и численности скота» - годовая, представляется к 6 января органу государственной статистики по территориальному месторасположению субъектами малого предпринимательства, основным видом деятельности которых является сельскохозяйственное производство, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, имеющими поголовье скота (птицы).
В соответствии с законодательными актами в течение первого года необходимо определиться с вариантом использования земли. Другими словами, необходимо решить, как вы собираетесь использовать полученный гектар.
Необходимо помнить, что через 3 года арендатор обязан отчитаться о целевом использовании надела. Это требование вытекает из целей всего проекта - вдохнуть жизнь в дальневосточные регионы. В соответствии с нормой Закона № 119-ФЗ в ка-
честве отчета будет представляться соответствующая Декларация, которая может быть подана на бумажном носителе, лично или через представителя, а также в электронной форме по телекоммуникационным каналам. Проект декларации уже размещен в интернете.
По нашему мнению, порядок заполнения такого документа не должен вызвать сложность у участников проекта. Помимо общих разделов, необходимо будет описать действия и меры, принятые гражданином для использования по целевому назначению предоставленного ему земельного участка. Если выделенный участок не осваивается или участник программы не инвестирует средства в развитие региона, то с участком придется расстаться.
Как мы уже отмечали, выделение участка происходит при обязательном требовании его освоения, то есть земля должна быть вовлечена в хозяйственный оборот и начать приносить прибыль. Тот факт, что на участке должна начать осуществляться коммерческая деятельность, подводит нас к выводу о необходимости регистрации юридического лица по месту нахождения участка. В рассматриваемой ситуации наиболее распространенными формами собственности будут являться общество с ограниченной ответственностью (далее -ООО), индивидуальное предпринимательство (далее - ИП) и крестьянские фермерские хозяйства (далее - КФХ). При решении участника программы заниматься сельскохозяйственным производством наиболее предпочтительной является форма КФХ.
Регистрация ООО и КФХ должна осуществляться в налоговых органах по месту нахождения земельного участка, то есть в муниципальном образовании (см. табл. 1).
Немного иной порядок регистрации у ИП. Они регистрируются по месту постоянного проживания. Мы вполне допускаем, что на выделенных землях по мере осуществления застройки будут открываться возможности для оказания государственных услуг, тогда ИП можно будет регистрировать уже
на местах. С юридической точки зрения статус ООО и ИП наделяет участников программы определенными правами. В частности, на всех сотрудников и участников КФХ, ООО и ИП распространяются нормы трудового права в части подсчета трудового стажа, право получения социальных пособий и пенсионного обеспечения, а также территориальных выплат и компенсаций. Как юридические лица участники программы могут получать государственные услуги в части сертификации продукции, оформления иных документов, использовать право на судебную защиту интересов.
В соответствии с кодами ОКВЭД, вступившим в силу с 2017 года, все интересующие нас виды деятельности относятся к разделу «А», в котором указаны следующие классы:
01 - растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях;
02 - лесоводство и лесозаготовки;
03 - рыболовство и рыбоводство.
Таким образом, при подготовке регистрационных документов необходимо в обязательном порядке предусмотреть наличие перечисленных кодов видов деятельности как прерогативных. Во избежание многих проблем рекомендуется какой-то из этих видов деятельности первоначально заявить как основной. Все остальные виды деятельности указываются по желанию.
В момент регистрации необходимо сразу определиться с системой налогообложения. В рассматриваемой ситуации возможны три системы налогообложения:
• общая система налогообложения (далее - ОСН);
• упрощенная система налогообложения (далее - УСН);
• единый сельскохозяйственный налог (далее - ЕСХН).
Принимая во внимание все нюансы и учитывая собственный опыт, рекомендуем использовать последние две системы. Если принимается решение о производстве и переработке собственной сельскохозяйствен-
ной продукции, то наиболее подходящим режимом будет ЕСХН. Если на выделенных землях планируется оказание услуг или выполнение работ, то более подойдет режим УСН. Применяя предложенные режимы, можно избежать необходимости подключения к системе передачи налоговой отчетности по телекоммуникационным каналам, так как не будет обязанности представления деклараций по НДС, которые представляются исключительно в электронной форме.
Поскольку на начальных стадиях реализации проекта из-за территориальной отдаленности подключение и бесперебойная работа интернета могут оказаться проблематичными, на первых порах представление всех отчетных форм возможно на бумажном носителе, может быть передано по почте или лично.
В некоторых регионах используется пониженная ставка налога, исчисляемого при УСН (соответствующие законодательные акты указаны в таблице 2).
Как видно из таблицы 2, большинство регионов ДВО приняли местные законы, которыми предусмотрены понижающие ставки налогов при УСН. Исключение составляет только Приморский край, где пониженные ставки налога не установлены. Обращаем внимание на то, что во многих случаях устанавливаются дифференцированные ставки налогов. Как правило, основанием для подобного подхода является основной вид деятельности. При изучении указанных законодательных актов мы пришли к выводу о том, что к большинству видов деятельности, которые теоретически могут получить развитие на дальневосточном гектаре, указанные ставки налога могут быть применены. Законодательными актами Чукотского автономного округа предусмотрено понижение ставок для всех участников программы без исключения по сравнению с федеральным законодательством. Считаем уместным использовать подобный подход в хозяйственной деятельности.
С большой вероятностью можно утверждать, что все юридические лица, созданные
Таблица 2
Пониженные ставки налогов в регионах - участниках проекта *
Субъект Российской федерации Объект обложения Региональный законодательный акт
доходы, % доходы минус расходы, %
Амурская область 1 и 3 - для отдельных видов деятельности 5 - для отдельных видов деятельности Закон Амурской области от 08.10.2015 № 592-ОЗ
Еврейская автономная область 6 5, 8 и 10 - для отдельных видов деятельности Закон Еврейской автономной области от 24.12.2008 № 501-ОЗ
Камчатский край 1, 2, 3, 4 и 5 - для отдельных видов деятельности 10 Закон Камчатского края от 19.03.2009 № 245
Магаданская область 3 - для отдельных видов деятельности 7,5 - для отдельных видов деятельности Законы Магаданской области от 27.11.2015 № 1950-ОЗ и 29.07.2009 № 1178-ОЗ
Республика Саха (Якутия) 2 и 4 - для отдельных видов деятельности 5 - для отдельных видов деятельности Закон Республики Саха (Якутия) от 07.11.2013 1231-3 № 17-У
Сахалинская область 3 - для отдельных видов деятельности 5 - для отдельных видов деятельности Закон Сахалинской области от 10.02.2009 № 4-ЗО
Хабаровский край 6 8 - для отдельных видов деятельности, указанных в законе Закон Хабаровского края от 10.11.2005 № 308
Чукотский Автономный округ 2 - для отдельных видов деятельности, указанных в законе 5 - для отдельных видов деятельности, указанных в законе Закон Чукотского автономного округа от 18.05.2015 № 47-ОЗ Статья 346.20 Налогового кодекса Российской Федерации
4 - для всех остальных видов деятельности 10 - для всех остальных видов деятельности
Пониженный тариф не предусматривается для видов деятельности, прямо не указанных в законе.
для реализации проекта «Дальневосточный гектар», будут малыми или микропредприятиями. Рекомендуется в Приказ об утверждении учетной политики для целей бухгалтерского учета (приказ директора предприятия) внести пункт о применении упрощенной системы бухгалтерского учета и отчетности. Это позволит применять несколько иные методики учета, чем обозначенные в приказе Министерства финансов Российской Федерации от 16 мая 2016 года № 64н «О внесении изменений в норма-
тивные правовые акты по бухгалтерскому учету». Таким образом, в частности, все материалы, корма, семена, топливо и иные материальные ценности, приобретаемые участниками программы, можно будет списывать непосредственно в момент приобретения. С точки зрения налогообложения подобные затраты будут признаваться расходами в тот же момент. Совмещение бухгалтерского и налогового учетов значительно облегчит жизнь и упростит документооборот.
Вне зависимости от выбранной организационно-правовой формы все участники проекта «Дальневосточный гектар», являющиеся работодателями, обязаны начислять наемным работникам заработную плату и удерживать из нее налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), а также осуществлять иные удержания, установленные в законодательном порядке. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ) НДФЛ, исчисленный с заработной платы сотрудников, в полном объеме остается в бюджете субъекта федерации, на территории которого осуществляется хозяйственная деятельность работодателя. Распределение сумм НДФЛ между бюджетом субъекта и местными бюджетами муниципальных образований происходит в соответствии с нормами БК РФ.
На первом этапе реализации программы подразумевается льготный период налогообложения. Однако по прошествии времени у субъектов программы возникнет необходимость уплаты имущественных налогов. Участники программы должны будут уплачивать земельный налог и налог на имущество. Объектом налогообложения будет выступать земельный участок, оформленный в собственность субъектом программы, а также недвижимое имущество, возведенное на этом участке. Это требование будет распространяться как на юридических, так и на физических лиц. Принимая во внимание, что все имущественные налоги аккумулируются на местах, законодательным властям субъектов федерации, участвующим в программе, предоставлено право введения налоговых льгот и преференций на подведомственных территориях.
Таким образом, реализация программы «Дальневосточный гектар» подразумевает не только создание рабочих мест на осваиваемых территориях, но и поиск дополнительных доходов в местные бюджеты.
С точки зрения начисления и уплаты страховых взносов все ИП и ООО, являющиеся работодателями, обязаны ве-
сти соответствующий документооборот и представлять необходимую отчетность. В соответствии со статьей 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -НК РФ) почти все участники рассматриваемого проекта попадают под действие пониженного тарифа для начисления страховых взносов как производители пищевых продуктов, а именно:
• в Пенсионный фонд Российской Федерации на финансирование страховой части трудовой пенсии - 20 процентов;
• в Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации - 0 процентов.
Однако есть необходимое условие - выручка от основного вида деятельности, определенная по видам ОКВЭД, должна быть не менее 70 процентов. Учитывая специфику реализации проекта, по нашему мнению, выдержать этот критерий не представляется большой проблемой.
При принятии организацией или ИП решения об использовании ОСН мы рекомендуем изучить перечень льготной продукции, облагаемой по пониженной ставке НДС. В частности, по ставке 10 процентов облагается реализация животных, птицы, мясных продуктов, яйцо, молоко и все молочные продукты, овощи, рыба. Иными словами, налогом по пониженной ставке облагается большинство сельскохозяйственной продукции и результатов ее переработки.
Необходимо обратить внимание и на промышленное выращивание грибов - с 1 января 2017 года эта продукция включена в перечень товаров, облагаемых НДС по ставке 10 процентов (код 01.13.80.000).
Если участник программы принимает решение о самостоятельном освоении выделенной земли и получении на ней сельскохозяйственной продукции для себя с реализацией излишков, то можно рекомендовать оформить личное подсобное хозяйство (далее - ЛПХ). Особенность этой организационной формы в том, что ЛПХ
оформляется как некоммерческое образование. Другими словами, участник проекта заранее объявляет, что целью использования земли является не получение прибыли, а выращивание сельскохозяйственной продукции для собственного потребления. Подобный вариант вполне подходит многодетным семьям. Если же появляется возможность продажи излишков выращенной продукции (как в сыром, так и в переработанном виде), то согласно статье 217 НК РФ доход, полученный от продажи, не облагается НДФЛ. В соответствии с законодательством ЛПХ можно регистрировать на земельном участке площадью не более 0,5 гектара, однако субъект федерации может увеличить этот предел, но не более чем в пять раз.
ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ИСТОЧНИКИ*
1. Об особенностях предоставления
гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ.
2. На Дальний Восток : [сайт]. URL: www. надальнийвосток.рф
3. О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету : приказ Министерства финансов Российской Федерации от 16 мая 2016 года № 64н.
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) : Федеральный закон от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ.
МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ОЦЕНКИ И КОНСАЛТИНГА
предлагает квалифицированные услуги по оценке следующих объектов:
• предприятий, бизнеса;
• пакетов акций, облигаций;
• активов предприятий, созданных на основе франчайзинга;
• инвестиционных проектов;
• дебиторской задолженности;
• недвижимого имущества (незавершенных строительных объектов, земельных участков и т.д.);
• машин, оборудования и транспортных средств;
• интеллектуальной собственности (патентов, товарных знаков и т.д.);
• ювелирных изделий и драгоценных камней, антиквариата
Звоните сегодня - (499) 230-01-31, -02-06 Мы ждем Вас - 115184, г. Москва, переулок Климентовский, дом 1, стр. 1 e-mail [email protected] наш сайт www.maok.ru
* При подготовке статьи также использованы следующие материалы:
• Гладкий Ю. Н. «Дальневосточный гектар»: благая идея при завышенных ожиданиях // Социально-экономическая география. Вестник Ассоциации российских географов-обществоведов. 2017. № 1 (7).
• Руднева А. О. Анализ перспектив реализации законопроекта «Дальневосточный гектар» // Политика, экономика и социальная сфера: проблемы взаимодействия. 2016. № 4.
• Гоибков А. М. К вопросу о «Дальневосточном гектаре» // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 2: Юридические науки. 2017. № 2 (11).