Научная статья на тему 'Повышение эффективности строительной отрасли в Приморском крае как результат налогового стимулирования'

Повышение эффективности строительной отрасли в Приморском крае как результат налогового стимулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
367
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ / REGIONAL TAXES / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / TAX BENEFITS / НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / PROFITABILITY / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / REGIONAL INVESTMENT PROJECT / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / IMPORT SUBSTITUTION / TAX STIMULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Немцов Александр Геннадьевич, Тимченко Алексей Павлович

Рассматриваются проблемы развития строительной отрасли Приморского края и возможности реализации мер стимулирующего характера в региональной налоговой политике для повышения эффективности отрасли. Предлагается возможность реализации дифференцированного регионального инвестиционного проекта и предоставления региональных налоговых льгот участникам данного проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Increasing Efficiency of Building Construction in Primorskiy Krai as the Result of Tax Stimulation

The paper dwells on development challenges in building construction sector of Primorskiy Krai and possibilities for stimulation policies in regional taxation to increase sector efficiency. The authors propose implementation of differentiated regional investment project and regional tax benefits for project participants.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности строительной отрасли в Приморском крае как результат налогового стимулирования»

ЭКОНОМИКА

УДК 336.2 ББК 65.261.4

А. Г. НЕМЦОВ, А. П. ТИМЧЕНКО

Повышение эффективности строительной отрасли в Приморском крае как результат налогового стимулирования

Рассматриваются проблемы развития строительной отрасли Приморского края и возможности реализации мер стимулирующего характера в региональной налоговой политике для повышения эффективности отрасли. Предлагается возможность реализации дифференцированного регионального инвестиционного проекта и предоставления региональных налоговых льгот участникам данного проекта.

Ключевые слова: региональные налоги, налоговые льготы, налоговое стимулирование, рентабельность, региональный инвестиционный проект, импортозамещение.

A. G. Nemtsov, A.P. Timchenko

Increasing Efficiency of Building Construction in Primorskiy Krai

as the Result of Tax Stimulation

The paper dwells on development challenges in building construction sector of Primorskiy Krai and possibilities for stimulation policies in regional taxation to increase sector efficiency. The authors propose implementation of differentiated regional investment project and regional tax benefits for project participants.

Keywords: regional taxes, tax benefits, tax stimulation, profitability, regional investment project, import substitution.

Налоговые поступления в бюджетную систему - основа доходной части бюджетов всех уровней. Очевидно, чем больше предприятий осуществляют свою деятельность на территории Приморского края, в том числе из реального сектора экономики, тем больше налоговые поступления. В строительной отрасли создаются, реконструируются и модернизируются

НЕМЦОВ Александр Геннадьевич — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории Владивостокского филиала Российской таможенной академии, г. Владивосток.

ТИМЧЕНКО Алексей Павлович — сопредседатель Приморского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», руководитель рабочей группы «Честная и эффективная экономика» регионального штаба Общероссийского народного фронта в Приморском крае, руководитель группы компаний «Тим-групп», г. Владивосток.

ЭКОНОМИКА

37

объекты основных средств (недвижимости) производственного и непроизводственного назначения для любых секторов экономики, тем самым формируя предпосылки для роста и развития экономики, реализации инвестиций, повышения качества жизни и роста благосостояния жителей России и края [8]. Для стимулирования увеличения количества строительных предприятий, объемов работ, выполняемых ими, и, следовательно, увеличения объема налоговых поступлений от них необходимо и возможно использовать, на наш взгляд, законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, а именно - регулирующую функцию налогов и его подфункцию - стимулирующую.

Реализация стимулирующей функции налогов зависит от целого ряда обстоятельств и проявляется в конкретных экономических условиях:

- использование налоговых льгот;

- освобождение об исполнения обязанности налогоплательщика НДС (что не всегда выгодно, если хозяйствующий субъект вычитает входной НДС из налоговой базы);

- применение специальных налоговых режимов (рассчитаны в основном на малое и микро предпринимательство);

- использование амортизационных премий (возможности единовременного списания части стоимости приобретенного (сооруженного) основного средства на расходы в объеме до 30%, что обеспечивает более быстрый возврат денежных средств, инвестированных в основное средство, по сравнению с обычным механизмом амортизации);

- применение механизма ускоренной амортизации (например, при использовании оборудования полученного по договору лизинга);

- использования пониженных ставок налогов и страховых взносов во внебюджетные фонды на обязательное государственное социальное, пенсионное и медицинское страхование;

- применение налоговых каникул (в России планируется скорое возвращение к этому инструменту налогового стимулирования после более чем 15-летнего перерыва); и др.

Строительная отрасль Приморского края характеризуется незначительным ростом количества хозяйствующих субъектов (коммерческих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) (таблицы 1, 2).

Федеральная служба государственной статистики в методиках сбора статистических данных относит к строительным организациям все общестроительные и специализированные организации, включая ремонтно-строительные организации, управления механизации и домостроительные комбинаты, буровые и другие организации, зарегистрированные кодом ОКВЭД 45 (строительство).

Анализ данных, указанных в таблицах 1 и 2 показал, что за период с 2010 по 2014 г. количество строительных организаций в Приморском крае возросло на 9%, а количество индивидуальных предпринимателей, работающих в строительной отрасли - только на 3%.

38

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 2(71)/2015

Таблица 1

Динамика количества предприятий, работающих в строительной отрасли Приморского края в 2010-2014 гг.

Год Количество Темп роста Темп роста

предприятий, ед. к предыдущему году, % к 2010 г., %

2010 5 348 - -

2011 5 357 100,2 100,2

2012 5 508 102,8 103,0

2013 5 648 102,5 105,6

2014 5 831 103,2 109,0

Источник: [8].

Таблица 2

Динамика количества индивидуальных предпринимателей, работающих в строительной отрасли Приморского края в 2010-2014 гг.

Год Количество предприятий, ед. Темп роста к предыдущему году, % Темп роста к 2010 г., %

2010 2 021 - -

2011 2 103 104,1 104,10

2012 2 196 104,4 108,70

2013 2 020 92,0 99,95

2014 2 081 103,0 102,97

Источник: [8].

Незначительный рост количества хозяйствующих субъектов, работающих в строительной отрасли, усугубляется значительными темпами падения объемов работ, выполненных строителями (табл. 3). В 2014 г. по отношению к 2013 г. объем выполненных работ, по предварительным данным, сократился на 18,5%, а в начале 2015 г. - еще сократился почти в 2 раза по отношению к предыдущему году. Причиной стагнации строительной отрасли можно назвать системный кризис в экономике России, связанный с девальвацией рубля по отношению к основным иностранным валютам, как следствие - удорожание импортных строительных и отделочных материалов; инфляция и падение покупательной способности заказчиков, покупателей жилья; удорожание привлекаемых кредитных ресурсов. Отсутствие реальных оборотных средств, возможностей их привлечения, отсутствие действующих государственных программ поддержки строительной отрасли ставит строительные организации на грань выживания, временного приостановления деятельности и ведет к снижению объемов строительства.

ЭКОНОМИКА

39

Таблица 3

Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство»

Период Стоимость работ, млн р. Доля роста, %

К соответствующему периоду предыдущего года К предыдущему периоду

2014 г.

I квартал 6 163,2 86,6 27,0

II квартал 11 022,7 85,4 1,8 раза

I полугодие 17 185,9 86,1 -

III квартал 15 697,1 79,9 140,4

9 месяцев 32 883,0 83,2 -

IV квартал 18 348,6 78,6 119,4

Год (предварительные данные) 51 231,6 81,5 -

2015 г.

Январь 1 160,3 53,7 16,7

Февраль 1 098,0 50,9 94,9

Март 1 694,0 58,3 1,6 раза

I квартал 3 952,3 54,6 21,9

Апрель 1 680,0 53,0 98,2

Январь-апрель 5 632,3 54,1 -

Источник: [8].

Данные статистики показывают, что строительная отрасль нуждается в финансовой поддержке, которую государство в связи с сокращением государственных расходов реализовать, скорее всего, в ближайшее время не сможет. Один из вариантов выхода строительной отрасли из системного кризиса, как нам представляется, можно искать в налоговой сфере. Анализ регионального законодательства по налогам и сборам выявил, что реальных льгот и стимулирующих региональных инструментов в налогообложении строительных предприятий в Приморском крае не было и нет. Это касается не только общеустановленной системы налогообложения, но и упрощенной. Реальные налоговые стимулы в Российской Федерации для развития есть только у сельхозпроизводителей при переходе на единый сельскохозяйственный налог. У них, например, при применении специального налогового режима - единого сельскохозяйственного налога, налоговая ставка составляет 6%, и это при том, что налоговая база формируется как доходы, уменьшенные на величину

40

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 2(71)/2015

расходов. При упрощенной системе налогообложения, с таким же объектом -доходы минус расходы - ставка налога равна 15%.

Так, региональные власти имеют право снизить ставку налога до 5%, дифференцировав налогоплательщиков. Субъекты Российской Федерации, соседи Приморского края по Дальневосточному федеральному округу, активно используют пониженные ставки как инструмент стимулирования производителей. Например, в Сахалинской области промышленность строительных материалов и строительная деятельность облагаются по ставке 10%, в Хабаровском крае производство готовых металлических изделий облагается по ставке 8%. В Хабаровском крае региональная ставка налога на прибыль снижена с 18 до 13,5%. Для индивидуальных предпринимателей Хабаровского края, впервые зарегистрированных после 18 марта 2015 г., ставка упрощенного налога составляет 0%. В Магаданской, Амурской областях действующие налоговые льготы по упрощенной системе налогообложения с 2015 г. отменены, одна из причин - их неэффективность.

Но в Приморском крае ситуация иная. У нас действует постановление администрации Приморского края от 28.11.2011 № 306-па «О порядке и методике оценки эффективности в Приморском крае налоговых льгот по региональным налогам и в части пониженной ставки по налогам в пределах полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации», согласно которому государственные структуры участвуют в оценке экономической, социальной и бюджетной эффективности налоговых льгот [6]. По данным, опубликованным администрацией Приморского края, все налоговые льготы в 2014 г. по региональным налогам признаны эффективными по всем параметрам (экономическим, бюджетным, социальным), аналогичная ситуация была и по итогам 2013 г. [1; 2]. Это означает, что бюджетные потери от региональных налоговых льгот в краткосрочном периоде незначительны или отсутствуют совсем, а экономическая эффективность хозяйствующих субъектов, которым эти льготы предоставлены, - увеличивается. Поэтому считаем, что практика обоснованного налогового стимулирования может иметь место. Ведь государство при осуществлении налогового администрирования должно думать не только о наполнении бюджета, но и о сохранении бизнеса, его развитии и, как следствие, увеличении налогового потенциала.

Необходимо отметить тот факт, что в настоящий момент налоговый контроль сопровождается усилением мер налогового администрирования, по результатам которых хозяйствующим субъектам могут отказать в налоговых вычетах по НДС, отказать в признании расходов, приостановить операции по банковским счетам, обвинить в связях с компаниями-однодневками в целях возмещения (уменьшения) НДС (а предприятия строительной отрасли в наибольшей степени подвержены этому риску, так как в процессе осуществления свой деятельности взаимодействуют с множеством контрагентов). Налоговое

ЭКОНОМИКА

41

администрирование также усилилось через тотальное информирование налогоплательщиками налоговых органов обо всех полученных и выданных счетах-фактурах в налоговой декларации по НДС, исчисление и уплату имущественных налогов исходя из кадастровой оценки земельных участков и объектов основных средств.

В 2014 г. федеральный законодатель решил пойти на меры, способствующие серьезному усилению мер налогового администрирования и контроля, и с 1 января 2015 г. определил значительное расширение прав налоговых органов при осуществлении налогового контроля, информированности налоговых органов о налогоплательщиках и их контрагентах. Своевременность данных мер достаточно спорна, ведь в 2009 г., в пик мирового финансового кризиса, была снижена ставка налога на прибыль организаций, разрешена уплата НДС в «рассрочку» по сравнению с действовавшим порядком, установлена возможность вступления актов законодательства о налогах и сборах, улучшающих положение налогоплательщика, с момента официального опубликования, не дожидаясь иных сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации [3]. Сейчас, в период еще более серьезного кризиса, сопровождающегося беспрецедентной девальвацией национальной валюты, снижением доходов, потерей рынков и их сегментов предпринимателями [7], меры все более ужесточаются, в полном объеме реализуя фискальную функцию налоговой системы без применения стимулирующих инструментов для добросовестных предпринимателей и инвесторов.

Повышение экономической эффективности бизнеса сейчас реализуется хозяйствующими субъектами в основном через инструменты налоговой оптимизации, которые превратили налоговые правоотношения в некие экономические и юридические «соревнования» между государством и налогоплательщиками с большим уровнем налогового риска для обеих сторон. В Приморском крае основные споры налоговых органов с налогоплательщиками могут условно классифицироваться в следующие группы: правомерность применения специальных налоговых режимов; наличие деловой цели в сделках и иных действиях налогоплательщиков; обоснованность разделения бизнеса на более мелкие хозяйственные структуры (дробление бизнеса); правомерность заявления налоговых вычетов по налогам; и др.

Стремление сэкономить и иметь в наличии ликвидные оборотные средства приводят к тому, что бизнесом зачастую игнорируются такие законные способы налоговой оптимизации, как рассрочка и отсрочка налоговых платежей, получение инвестиционного налогового кредита (гл. 9 Налогового кодекса РФ) по цене ниже или равной ставке рефинансирования Центрального банка РФ (8,25%). Это намного ниже ключевой ставки Центрального банка РФ (11,5%) и реальных ставок коммерческого кредитования (от 10,72 до, в среднем, 50% годовых).

Однако эти инструменты возможно применять не всем хозяйствующим субъектам: требуется залоговое имущество. Процедура их получения имеет

42

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 2(71)/2015

не уведомительный, а разрешительный характер и применяется при наличии финансовых трудностей у компании. Поэтому многие налогоплательщики, указывая в налоговой отчетности достоверную и правильную информацию, вынужденно или целенаправленно задерживают уплату налогов в бюджетную систему (это не образует состава налогового правонарушения, за исключением выполнения функции налогового агента), предпочитая уплатить пеню по ставке рефинансирования Центрального банка РФ (8,25%), что делает способ краткосрочного финансирования бизнеса экономически привлекательным. Однако применение данного способа грозит блокированием счетов компаний и, возможно, взысканием налогов и некоторых авансовых платежей за счет прочего имущества хозяйствующего субъекта.

В начале 2015 г. Министерство промышленности и торговли России предложило меры налогового стимулирования, направленные на поддержку предприятий, осуществляющих инвестиции в развитие и модернизацию существующего производства, а также на поддержку проектов по созданию новых производств, но они настолько глобальны, что, скорее всего, не получат запланированного эффекта. На наш взгляд, стимулирование должно быть точечным, постепенным и должно реализовываться в конкретных регионах и муниципальных образованиях.

За последние годы показатели налоговой нагрузки строительной отрасли находятся в категории средних и варьируются в диапазоне от 12 до 13% (табл. 4). Налоговая нагрузка рассчитывается Федеральной налоговой службой как соотношение суммы уплаченных налогов, по данным отчетности налоговых органов, и оборота (выручки) организаций, по данным Росстата.

Таблица 4

Динамика показателей налоговой нагрузки в строительной отрасли России за период 2011-2014 гг.

Годы 2011 2012 2013 2014

Налоговая нагрузка, % 12,2 13,0 12,0 12,3

Источник: Приложение № 3 к приказу ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333 «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nalog.ru/ по состоянию на 08.05.2015.

Относительная стабильность показателей налоговой нагрузки на предприятия строительной отрасли сопровождается динамичным снижением и до того достаточно низких показателей рентабельности строительной отрасли: рентабельность продаж снизилась за четыре года с 6,8 до 5,1%, а рентабельность активов снизилась до 1,6 % (см. рисунок). Низкая рентабельность не позволяет хозяйствующим субъектам развиваться за счет самофинансирования и требует источников внешнего финансирования, высокая стоимость которых априори не даст компаниям стимулов и возможностей к развитию

ЭКОНОМИКА

43

(если процентная ставка по заемным средствам превышает норму рентабельности, генерируемую самим инвестиционным проектом, то это является одним из критериев, характеризующих инвестиционный проект как убыточный и требующий отклонения).

■ Рентабельность продаж, % ■ Рентабельность активов, %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Динамика показателей рентабельности в строительной отрасли России за период 2011-2014 гг.

Источник: Приложение № 4 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333

«Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nalog.ru/

Таким образом, очевидно, что строительная отрасль Приморского края нуждается в поддержке через создание и реализацию Программы развития на среднесрочный и долгосрочный период. В рамках первоочередных мер необходима попытка применения мер налогового стимулирования для повышения эффективности строительной отрасли, в том числе через реализацию регионального инвестиционного проекта в Приморском крае. Налоговая льгота, которая уменьшает налоговые платежи по налогу на прибыль, иным налогам, уплачиваемым с доходов, повлияет на увеличение показателей рентабельности при условии, что сэкономленные средства будут реинвестированы в это же предприятие.

Снижение ставки налога на прибыль организации в рамках региональных инвестиционных проектов регулируется законодательством о налогах

44

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 2(71)/2015

и сборах с 2014 г. в рамках гл. 3.3 «Особенности налогообложения при реализации региональных инвестиционных проектов» Налогового кодекса РФ и потенциальных налоговых льгот, предусмотренных гл. 25 «Налога на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ и закона Приморского края от 03.06.2014 № 429-КЗ «О порядке принятия решений о включении организаций в реестр участников региональных инвестиционных проектов и об условиях и порядке внесения изменений в такой реестр в Приморском крае»[4].

Полагаем, что для строительной отрасли Приморского края требуется иной подход налогового стимулирования, так как строительство отдельных объектов трудно увязать в конкретный инвестиционный проект в соответствии с требованиями регионального закона № 429-КЗ, поэтому предлагаем следующую дифференциацию строительной концепции в Приморском крае:

1. Разработать региональный инвестиционный проект «Промышленность строительных материалов», чтобы в рамках стратегии развития производства для импортозамещения добиться увеличения доли приморских строительных и отделочных материалов при производстве строительных работ на территории Приморского края до 80%. Налоговые льготы по налогу на прибыль предоставлять участникам регионального инвестиционного проекта в соответствии законом Приморского края от 19.12.2013 № 330-КЗ (ред. от 26.12.2014) «Об установлении пониженной ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в краевой бюджет, для отдельных категорий организаций» [5], при которых ставка налога снижается до 0%. Себестоимость и, соответственно, цена продукции в рамках реализации проекта значительно снижается. Важно отметить, что льгот для малых и микро предприятий, применяющих специальные налоговые режимы, в Приморском крае пока не предусмотрены.

2. Создать экономический кластер компаний, использующих при производстве строительных работ, продукцию участников регионального инвестиционного проекта «Промышленность строительных материалов». Компании из этого кластера должны быть освобождены от требований п. 2 ст. 1 закона Приморского края № 330-КЗ в части инвестирования в проект от 50 до 500 млн р., а основным требованием для применения налоговой льготы по налогу на прибыль должна быть доля материалов от участников регионального инвестиционного проекта в общем стоимостном объеме строительства не менее 80%.

Таким образом, для повышения эффективности мер стимулирования строительной отрасли в Приморье исполнительным органам, ответственным за реализацию экономической и инвестиционной политики в Приморском крае, необходимо начать реализацию регионального инвестиционного проекта «Промышленность строительных материалов» на территории края и выйти с законодательной инициативой о предоставлении региональных налоговых льгот по федеральному налогу (налогу на прибыль организаций)

ЭКОНОМИКА

45

в рамках, предусмотренных Налоговым кодексом РФ региональных компетенций, в которой предусмотреть:

а) снижение ставки по налогу на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет Приморского края, налогоплательщикам - организациям, осуществляющим деятельность в качестве застройщика (подрядчика) на территории Приморского края из строительных материалов, произведенных на территории Приморского края (предприятиями, включенными в региональный инвестиционный проект «Промышленность строительных материалов»), доля которых в общем стоимостном объеме строительства составляет не менее 80%, -до 0% на период реализации проекта;

б) снижение ставки налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (объект налогообложения: доходы, уменьшенные на величину расходов), до 6% организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в качестве застройщика (подрядчика) на территории Приморского края из строительных материалов, произведенных на территории Приморского края (предприятиями, включенными в региональный инвестиционный проект «Промышленность строительных материалов»), доля которых в общем стоимостном объеме строительства составляет не менее 80%.

Полагаем, что предложенные налоговые льготы будут реализованы с экономической и бюджетной эффективностью, а предложенные меры налогового стимулирования строительной отрасли приведут к повышению ее эффективности и экономики Приморского края в целом.

Список литературы

1. Информация о результатах ежегодной оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по региональным налогам и в части пониженной ставки по налогам в пределах полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации для открытого доступа (2014 год) // Официальный сайт администрации Приморского края [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://primorsky.ru/authorities/executive-agencies/departments/economics/smb-and-competition

2. Информация о результатах ежегодной оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот и ставок налогов, установленных законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации в соответствии с порядком (2013 год) // Официальный сайт администрации Приморского края [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://primorsky.ru/authorities/executive-agencies/departments/ economics/

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 1) [Электронный ресурс]: федер. закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 02.05.2015).

46

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 2(71)/2015

4. О порядке принятия решений о включении организаций в реестр участников региональных инвестиционных проектов и об условиях и порядке внесения изменений в такой реестр в Приморском крае [Электронный ресурс]: закон Приморского края от 03.06.2014 № 429-КЗ. Режим доступа: http://base.garant.ru/30181506/

5. Об установлении пониженной ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в краевой бюджет, для отдельных категорий организаций [Электронный ресурс]: закон Приморского края от 19.12.2013 № 330-КЗ. Режим доступа: http://base.garant.ru/30176576/#ixzz3dN6JBuVe

6. О порядке и методике оценки эффективности в Приморском крае налоговых льгот по региональным налогам и в части пониженной ставки по налогам в пределах полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс]: постановление администрации Приморского края от 28.11.2011 № 306-па. Режим доступа: http://www.regionz.ru/index.php?ds= 1400622

7. Самойленко П.Ю. Проблемы стратегического развития международного сотрудничества региона ДФО со странами АТР в условиях финансового кризиса // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2014. № 4. С.42-47.

8. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://primstat.gks.ru/

9. Шевченко Д. К. Принципы формирования организационно-экономического механизма управления факторами инновационной деятельности // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2009. № 3. С. 61-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.