Научная статья на тему 'Федеральная палата адвокатов как субъект уголовной политики'

Федеральная палата адвокатов как субъект уголовной политики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
565
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ATTORNEYS' CHAMBER / УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА / АДВОКАТ / ПАЛАТА АДВОКАТОВ / CRIMINAL POLICY / ATTORNEY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юмадилов Булат Гумерович

Статья посвящена роли адвокатских палат в формировании уголовной политики государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Юмадилов Булат Гумерович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The issue is devoted to the role of attorneys' chambers in forming governmental criminal policy.

Текст научной работы на тему «Федеральная палата адвокатов как субъект уголовной политики»

Б.Г. Юмадилов,

президент Адвокатской палаты Республики Башкортостан

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАЛАТА АДВОКАТОВ КАК СУБЪЕКТ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ FEDERAL ATTORNEYS’ CHAMBER AS A SUBJECT OF CRIMINAL POLICY

Статья посвящена роли адвокатских палат в формировании уголовной политики государства. The issue is devoted to the role of attorneys ’ chambers in forming governmental criminal policy.

Под субъектами уголовной политики, как правило, понимают участников уголовно -политической деятельности, которые в той или иной форме и рамках, установленных законом, осуществляют функции предупреждения и у го -ловно-правовой борьбы с преступностью. Как основополагающий системообразующий элемент уголовной политики, они в интегрированном виде являются источником, носителем, движу -щей и решающей силой уголовной политики, главным элементом ее механизма, синтезом дея -тельно-практической (материальной) и идейно -теоретической (доктринальной) сторон. Их инте -ресы и цели определяют сущность и все составляющие уголовной политики, её эффективность и результаты.

В ряду субъектов уголовной политики, как представляется, следует рассматривать и Феде -ральную палату адвокатов России. В соответствии со ст. 35. ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», Феде -ральная палата адвокатов Российской Федерации является общероссийской негосударственной некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве адвокатских палат субъектов Российской Федерации. Как орган адво -катс кого самоуправления она в Российской Федерации создается в целях:

- представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления;

- координации деятельности адвокатских па -

лат;

- обеспечения высокого уровня оказываемой адвокатами юридической помощи.

Отсутствие ранее общероссийского органа адвокатского самоуправления отрицательно ска -зывалось на престиже и функционировании института адвокатуры. Так, далеко не всегда могли получить авторитетную корпоративную защиту члены периферийных коллегий, подвергавшиеся незаконным преследованиям со стороны местных властей. В значительной степени из-за от-

сутствия органа, уполномоченного представлять всю адвокатуру России, не была реализована плодотворная идея о заключении генерального тарифного соглашения между государством и адвокатурой об оплате юридической помощи, оказываемой адвокатами по назначению.

Учреждение Федеральной палаты адвокатов в 2002 году означало, что впервые в истории страны создается единое общероссийское профессиональное сообщество адвокатов. Попытка объединить региональную присяжную адвокату -ру предпринималась еще в царской России, однако она не увенчалась успехом. В 1989 г. был создан Союз адвокатов СССР, но в него вошли не все коллегии как РСФСР, так и других союз -ных республик. Сейчас существует несколько общественных адвокатских объединений - Феде -ральный союз адвокатов, Ассоциация адвокатов России, Гильдия российских адвокатов, — в ка -ждое из которых входит часть коллегий адвока-тов. В отличие от них Федеральная палата адво -катов образуется по принципу публичного права

— на основе обязательного членства палат субъектов Российской Федерации.

Федеральная палата адвокатов образована Всероссийским съездом адвокатов и действует на основании принятого им Устава. Образование других организаций и органов с функциями и полномочиями, аналогичными функциям и полномочиям Федеральной палаты адвокатов, не допускается. Решения Федеральной палаты адвокатов и ее органов, принятые в пределах их компетенции, обязательны для всех адвокатских палат и адвокатов.

В связи с необходимостью активизации за -конопроектной и научной работы в целях обеспечения деятельности адвокатуры Совет ФПА в 2005 году принял решение о создании при Феде -ральной палате адвокатов общественного кон -сультативного органа — Научно-консульта -тивно го совета (НКС). В него вошли известные в России ученые-юристы, зарекомендовавшие себя в научной деятельности, в работе органов зако -

нодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, а также в органах юстиции и правоохранительных органах, ученые из числа руководи -телей и профессорско-преподавательского состава юридических вузов, заслуженные адвокаты, имеющие ученые степени и звания. Председате -лем НКС утвержден президент Федеральной па -латы адвокатов, принято Положение о Научноконсультативном совете [1]. В связи с созданием НКС принято решение преобразовать научнометодический центр ФПА РФ в экспертно -методический центр, наделив его полномочиями по участию в проведении экспертиз проектов федеральных законов по вопросам, относящимся к адвокатской деятельности.

В соответствии с п. 2.3 Положения о Научноконсультационном совете при Федеральной палате адвокатов Российской Федерации, утвержденным Советом ФПА РФ 6 сентября 2005 г. (протокол № 3), Научно-консультационный Совет, содействуя адвокатскому сообществу в выполнении задач, возложенных Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», осуществляет следующие функции в сфере реализации уголовной политики:

- вырабатывает научно обоснованные рекомендации по проблемным вопросам адвокатской деятельности, обеспечения защиты прав, свобод и интересов граждан, их доступа к правосудию;

- осуществляет прогнозирование перспективных и текущих потребностей адвокатуры в нормативном правовом обеспечении;

- рассматривает актуальные проблемы развития российского законодательства и анализирует практику его применения;

- осуществляет научную проработку программ , инициатив, проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам адвокатской деятельности и адвокатуры;

- рассматривает и готовит предложения о принятии, изменении, дополнении или отмене законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам адвокатской деятельности и адвокатуры;

- участвует в проведении экспертиз проектов федеральных законов по вопросам, относящимся к адвокатской деятельности;

- вырабатывает рекомендации по вопросам применения законодательных и иных норматив -ных правовых актов;

- устанавливает и развивает связи с отечественными и зарубежными исследовательскими организациями.

Вместе с тем отсутствие законодательного закрепления за адвокатурой права разработки нормативных правовых актов и неопределенность некоторых вопросов, связанных со статусом адвоката, по нашему мнению, является существенным упущением законодателя и не позволяет данному институ ту гражданского об-

щества, состоящему из профессиональных юристов, реализовывать свой потенциал по защите прав и интересов граждан в полном объеме.

На состоявшемся 20 ноября 2008 г. заседа-нии научно-консультативного совета Федераль -ной палаты адвокатов РФ, на которое были при -глашены представители государственных органов, правозащитники, авторитетные ученые-юристы, участники обсуждения были едины во мнении, что на основе проведенных теоретиками и практиками исследований различных аспектов уголовно-правовой политики необходимо разработать конкретные меры ее совершенствования.

Федеральная палата адвокатов еще в феврале 2008 г. выступила с такой инициативой, обратившись к федеральным органам государственной власти, общественности и средствам массовой информации с докладом «Об обеспечении общественных интересов при применении к по -дозреваемым и обвиняемым меры пресечения в виде заключения под стражу». Это первый в России документ, в котором на основе изучения законодательства и правоприменительной практи -ки проанализированы все проблемы, возникаю -щие в связи с применением меры пресечения в виде заключения под стражу, и предложены способы их решения.

Но применение меры пресечения в виде заключения под стражу — только один из вопросов, требующих решения. Уголовно-правовая политика охватывает проблемы, связанные как с уголовным процессом, так и с уголовным и уголовно-исполнительным правом. По мнению членов адвокатских образований, следует усовершенствовать уголовное законодательство (в частности, порядок назначения наказаний и инсти -тут условно -досрочного освобождения), систему прокурорского надзора, предусмотреть в уголов -но-исполнительном законодательстве комплекс мер, направленных на подготовку заключенных к жизни на свободе, принять закон о социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы.

Поскольку уголовно-правовая политика

включает в себя очень широкий спектр вопросов, особенно важно развивать системный подход к ее формированию, исключив практику, когда каждая кампания по борьбе с теми или иными видами преступлений придает решению указанных проблем новую направленность. В этой свя -зи необходимо подготовить обобщающий доку -мент, который содержал бы предложения по совершенствованию уголовно-правовой политики, в частности путем внесения изменений в Уго-ловный и Уголовно-процессуальный кодексы. По мнению Научно-консультативного совета, выполнение этой задачи могла бы принять на себя Федеральная палата адвокатов РФ.

В последние годы (а особенно в 2009 году) Федеральная палата адвокатов стала достаточно ак-

тивно вести работу по исследованию правовых проблем в сфере уголовно-правовой политики и правоприменительной практики в Российской Федерации. Неся свою долю ответственности перед обществом за ситуацию в уголовно-правовой сфере в целом, адвокатура не может примириться с положением , сложившимся в этой области, а требует совершения реальных действий по защите прав участников уголовных правоотношений как со стороны защиты, так и обвинения. А потому, как субъект реализации уголовной политики, ФПА выступила с докладами:

• по проблемам избрания меры пресечения в качестве содержания под стражей, где ста -вился вопрос о необоснованности расширения этой практики (был использован законодателем при работе по подготовке известных изме -нений в уголовно -процессуальное законода -тельство, принятых в 2009 г.);

• «Обеспечение прав и интересов граждан при осуществлении уголовно -правовой полити -ки в Российской Федерации» (доведен до сведе -ния всех ветвей государственной власти);

• «Обеспечение эффективного осуществления права на квалифицированную юридическую помощь» (предложен обзор национального регулирования рынка юридических услуг в 25 ев -ропейских госу дарствах);

• о значении квалификационных требований к лицам, оказывающим юридические услуги на территории России, с точки зрения внутренней политики, международных задач и геополити-ческого положения России — общий обзор, подготовленный экспертами ФПА РФ в рамках проекта ТАСИС «Совершенствование доступа к правосудию в Российской Федерации» (представлен в Государственно-правовое управление Президента РФ (бенефициар проекта) [2].

Кроме того, Федеральной палатой адвокатов подготовлены рекомендации в проект Кон -цепции развития гражданского законода -

тельства, разработанный Исследовательским центром частного права при Президенте РФ, которые приняты по результатам обсуждения на заседании Научно-консультативного совета при ФПА РФ в мае 2009 года.

Осуществляя свои функции по реализации уголовной политики, экспертная комиссия Сове -та ФПА только в течение 2009 года подготовила 15 экспертных заключений и отзывов на законо -проекты и проекты нормативных правовых актов по вопросам, касающимся адвокатуры и адвокатской деятельности, поступившим в Феде -ральную палату адвокатов из органов государственной власти.

В целях повышения уровня взаимодействия с Министерством юстиции РФ:

• представители ФПА включены в число разработчиков законопроекта «О системе бес -платной юридической помощи в Российской

Федерации», что позволило Федеральной пала -те адвокатов принять активное участие в зако -нотворческой деятельности. В последнем варианте этого законопроекта (январь 2010 г.) учте -ны многие принципиальные предложения ФПА РФ: о расширении субъектного состава получа -телей этой помощи и случаев её оказания, о разграничении бюджетных обязательств Россий-ской Федерации и субъектов РФ в этой сфере, об оплате труда адвокатов и взаимодействии органов адвокатского самоуправления и органов юстиции;

• созданы рабочие группы из представи-телей ФПА РФ, общественных адвокатских объ -единений и Департамента по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой для решения проблемных вопросов адвокатской деятельности (обеспечение служебными помещениями, оплата труда адвокатов, возмещение командировочных расходов и др.);

• достигнуто взаимопонимание о необходимости совершенствования государственного управления и правового регулирования в сфере судебного представительства и в сфере оказания квалифицированной юридической помощи.

Кроме того, Совет Федеральной палаты адвокатов неоднократно выступал в защиту корпоративных интересов в связи с проведением проверок адвокатских образований и адвокатских палат как некоммерческих организаций, принимал меры по обеспечению гарантий сохранения адвокатской тайны, в том числе во взаимоотношениях с органами Федеральной службы по финансовому мониторингу и следственными органами. Совет ФПА утвердил новые Рекомендации по обеспечению адвокатской тайны и гарантий независимости адвоката при осуществлении профессиональной деятельности.

Таким образом, являясь профессиональным сообществом квалифицированных юристов и имея целью оказание гражданам и юридическим лицам профессиональной юридической помощи, адвокатура обладает огромными потенциаль-ными возможностями по формированию и реализации уголовной политики в современном российском обществе. В этой связи полагаем, что роль адвокатуры среди негосударственных правозащитных организации в российском обществе наиболее весома и значима.

Учеными-юристами неоднократно выдвигались предложения о законодательном закрепле -нии права адвокатских палат субъектов Россий -ской Федерации на законодательную инициативу в субъектах РФ, внесения проектов нормативных правовых актов в муниципальных образованиях, право осуществлять адвокатский контроль за законностью на территории муниципального образования соответствующего субъекта Россий -ской Федерации, где функционирует адвокатская палата [3, 4]. Мы полагаем, что привлечение ад-

вокатуры к разработке нормативных правовых актов, в том числе использование ими такой формы участия, как проведение криминологиче -ской экспертизы нормативных правовых актов, является необходимым целесообразным шагом. Представляется, что это, в свою очередь, повлекло бы принятие более реальных безупречных и действенных законов, так как адвокатское сообщество непосредственно ежедневно сталкивается не только с проблемами и нуждами граждан, но и с пробелами в содержании самих законов.

Организованное и регулярное взаимодействие ФПА РФ с федеральными и региональ -ными законодателями не только повысит эффективность законодательного процесса, но и позволит институту адвокатуры совместно с федеральными и региональными органами решать социально-экономические, политико-правовые и иные задачи. Однако следует согласиться с тем, что непосредственное участие представителей адвокатских образований в федеральном законодательном процессе оправдывает себя лишь в том случае, если их конструктивные предложе-ния учитываются. Потому логично возложить на Правовое управление Государственной Думы координацию анализа и учета поступающих в комитеты заключений, связанных с деятельно -стью такого института гражданского общества как адвокатура, что позволит реально учитывать позицию представителей адвокатских образований в рассматриваемых вопросах. Реализация указанного предложения бу дет способствовать как оптимизации законотворческого процесса в России, так и повышению качества и консолидации российского законодательства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Иванова Ю. О текущих задачах адвокатского сообщества // Адвокат. — 2005. — № 10.

— С. 17.

2. Отчет Совета Федеральной палаты адвока-

тов Российской Федерации за период с апреля 2007 года по апрель 2009 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http//

www.Fparf.ru/otchet_07_09_1.htm (дата обращения: 01.10.2010).

3. Лазарева-Пацкая Н. В. Правовой статус адвокатских палат субъектов Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2005. — С. 11.

4. Игнатов С.Д., Хазипова Х.М. Роль адвокатуры России среди негосударственных правозащитных организаций общества // Адвокатская практика. — 2008. — № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.