Научная статья на тему 'Федеральная государственная политика в сфере предупреждения суицидов'

Федеральная государственная политика в сфере предупреждения суицидов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
935
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SUICIDE / SUICIDAL BEHAVIOR / SUICIDE PREVENTION / ANTI-SUICIDAL MEASURES / SUICIDE PREVENTION LEVELS / САМОУБИЙСТВО / СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ СУИЦИДА / АНТИСУИЦИДАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА / УРОВНИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СУИЦИДА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сидорова Екатерина Закариевна

Под антисуицидальной государственной политикой понимается целенаправленная деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, ориентированная на борьбу с самоубийствами. Одним из уровней государственной политики в сфере предупреждения суицидов является федеральный уровень. Государственная политика проявляется в принимаемых и реализуемых нормативно-правовых актах. Анализ ряда федеральных документов, направленных на борьбу с суицидами, показал, что многие вопросы на общегосударственном уровне в данной сфере по-прежнему не урегулированы.Anti-suicidal state policy refers to the purposeful activities of state and local self-government bodies aimed at combating suicide. One of the levels of state policy in the field of suicide prevention is the Federal level. State policy is manifested in the adopted and implemented legal acts. Analysis of a number of Federal documents aimed at combating suicides showed that many issues at the national level in this area are still not resolved.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Федеральная государственная политика в сфере предупреждения суицидов»

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО

УДК 343.9 ББК 67.51

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СУИЦИДОВ

Екатерина Закариевна Сидорова кандидат юридических наук лейтенант полиции

преподаватель кафедры уголовного права и криминологии,

Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел России

Иркутск, Россия ketrik6@mail.ru

Под антисуицидальной государственной политикой понимается целенаправленная деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, ориентированная на борьбу с самоубийствами. Одним из уровней государственной политики в сфере предупреждения суицидов является федеральный уровень. Государственная политика проявляется в принимаемых и реализуемых нормативно-правовых актах. Анализ ряда федеральных документов, направленных на борьбу с суицидами, показал, что многие вопросы на общегосударственном уровне в данной сфере по-прежнему не урегулированы.

Ключевые слова: самоубийство; суицидальное поведение; предупреждение суицида; антисуицидальная профилактика; уровни предупреждения суицида.

FEDERAL GOVERNMENT POLICY IN THE FIELD OF PREVENTION OF SUICIDES

Sidorova Ekaterina Zakarievna Candidate of law Lieutenant of police

lecturer of the Department of criminal law and criminology, Federal state educational institution of higher education «East-Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia»

Irkutsk, Russia ketrik6@mail.ru

Anti-suicidal state policy refers to the purposeful activities of state and local self-government bodies aimed at combating suicide. One of the levels of state policy in the field of suicide prevention is the Federal level. State policy is manifested in the adopted and implemented legal acts. Analysis of a number of Federal documents aimed at combating suicides showed that many issues at the national level in this area are still not resolved.

Key words: suicide; suicidal behavior; suicide prevention; anti-suicidal measures; suicide prevention levels.

Такие философские категории, как жизнь и смерть, всегда занимали умы человечества. В различные исторические периоды, в различных культурах и верованиях к данным явлениям относились по-разному, однако к суициду общество, как правило, относится негативно, видя в такой модели поведения крайнюю меру. В настоящий период Россия, как и большинство стран мира, предпринимает ряд мер, направленных на противодействие данному явлению [Сидорова, 2019, с. 357]. Осуществляется определенная государственная политика в сфере предупреждения суицидального поведения граждан, под которой следует понимать целенаправленную

деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, ориентированную на борьбу с таким негативным общественным явлением, как самоубийства различных категорий граждан. Основная цель такой деятельности - снижение количества случаев совершения суицидов среди представителей населения страны.

Можно выделить несколько уровней государственной политики в сфере предупреждения суицидального поведения граждан, начиная с политики, реализуемой на международном уровне, и заканчивая политикой органов местного самоуправления.

В настоящей статье обратимся к анализу государственной антисуицидальной политики, реализуемой на федеральном уровне.

В первую очередь обратимся к Конституции Российской Федерации. Согласно статье 20 «каждый человек имеет право на жизнь». Обратим также внимание на статью 41, согласно которой «каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно». Кроме того, «в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию систем здравоохранения и поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека» [Конституция Российской Федерации, 1993].

Исходя из данной нормы следует заключить, что государство заинтересовано в здоровом населении, в связи с чем готово выделять из общего бюджета страны денежные средства на лечение больных членов нашего общества, в том числе готово оказывать психолого-медицинскую и психиатрическую помощь лицам, в поведении которых появились признаки суицидальных наклонностей.

В соответствии с Прогнозом долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, разработанным Министерством экономического развития Российской Федерации, развитие

отечественной системы здравоохранения должно ориентироваться, в частности, на обеспечение населения своевременными профилактическими мероприятиями. В Прогнозе отмечается, что в настоящее время в нашей стране наблюдается неблагоприятная демографическая ситуация, то есть увеличивается доля населения старше трудоспособного возраста. Прямо указывается, что необходимо увеличивать расходы на здравоохранение, чтобы значительным образом улучшить демографические показатели и снизить общий коэффициент смертности. Для этого, согласно Прогнозу, необходимо повышать роль именно профилактического компонента медицины путем постоянного наблюдения за группами риска, в которые, как известно, входят, в частности, лица, состоящие на учете в связи с попыткой совершения самоубийства.

В Прогнозе обозначается ряд значимых целевых показателей, на которые необходимо ориентироваться. Такими показателями являются, в частности, снижение смертности от болезней системы кровообращения, новообразований, дорожно-транспортных происшествий, туберкулеза и иное [Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, 2013]. Однако, несмотря на значимость такой проблемы, как высокая смертность от суицидального поведения, снижение смертности от самоубийств не обозначается в качестве целевого показателя развития отечественной системы здравоохранения. Отсутствие такого показателя связано не с тем, что государство не знает о существовании данной проблемы, а с тем, что, во-первых, в системе здравоохранения существует ряд иных очень значимых проблем, разрешить которые необходимо в первоочередном порядке, и именно на них ориентированы сейчас действующие федеральные целевые программы, а во-вторых, возможно, государственные органы еще не способны предложить действенные методы борьбы с суицидами в стране, в связи с чем разрешению суицидальной проблемы более пристальное государственное внимание будет уделено позже.

В государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденной постановлением Правительства России от 26 декабря 2017 года № 1640, также подобный целевой показатель отсутствует, что свидетельствует о целенаправленном неиспользовании государственными органами суицидального критерия для оценки развития отечественной системы здравоохранения [Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», 2017].

Вместе с тем, говорить о том, что государство вовсе не уделяет внимание проблеме суицидов среди населения нашей страны, нельзя. Так, согласно Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351, решение задачи по сокращению уровня смертности трудоспособного населения включает в себя, в частности, сокращение уровня смертности от самоубийств за счет повышения эффективности профилактической работы с гражданами из групп риска, направленной на предупреждение суицидов [Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, 2007].

Большое значение имеет установление на федеральном уровне мер уголовной ответственности за те или иные деяния, в результате которых человек совершил самоубийство. К таким деяниям в зависимости от ситуации можно отнести составы преступлений, закрепленные, в частности, в таких статьях УК РФ как:

- статьи 110-110.2 (доведение до самоубийства; склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства; организация деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства);

- статьи 115-118 (умышленное причинение легкого вреда здоровью; побои; нанесение побоев лицом, подвергнутым административному

наказанию; истязание; причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности);

- статья 125 (оставление в опасности);

- статья 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего) [Уголовный кодекс Российской Федерации, 1996].

Особое внимание следует уделить постановлению Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 года № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» [О единой автоматизированной информационной системе, 2012]. Как справедливо отмечается в литературе, широкое использование информационных технологий стало одним из ведущих направлений государственной политики [Гиниятуллина, Стремилова, 2016, с. 134]. Согласно обозначенному нормативно-правовому акту на основе установленных критериев оценки информации с определенной периодичностью проводится экспертиза интернет-ссылок. При наличии запрещенной информации о способах совершения самоубийства либо призывов к их совершению такие интернет-ссылки блокируются.

На федеральном уровне большое значение уделяется профилактике суицидов среди такой категории граждан, как несовершеннолетние, особенно являющиеся обучающимися (школьниками и студентами вузов, техникумов и училищ). Уделение внимания именно данной категории граждан связано с тем, что, во-первых, дети и подростки являются нашим будущим, именно они в дальнейшем займут социальную нишу основного трудоспособного населения страны и будут приносить доход экономике государства, а во-вторых, раннюю профилактику среди целого школьного коллектива проводить проще, чем индивидуально с каждым подростком. Кроме того,

необходимость предупреждения суицидального поведения среди обучающегося контингента обостряется такой распространившейся в современный период проблемой, как скулшутинг (применение школьниками оружия, в первую очередь огнестрельного, в отношении своих одноклассников и учителей; массовые убийства в школах, влекущие за собой значительные жертвы и, как правило, последующее самоубийство малолетних преступников).

В этой связи можно говорить о том, что государственная политика федерального уровня в сфере предупреждения суицидального поведения подростков базируется на следующих правовых актах и официальных документах:

- в случае жестокого обращения с детьми, физического, психического, сексуального насилия, оскорблений, эксплуатации, а также в случае отсутствия заботы или пренебрежения основными потребностями ребенка (то есть в зависимости от ситуации, от тяжести совершенного деяния) родители могут быть привлечены не только к уголовной, но и административной ответственности. Так, статья 5.35 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации устанавливает ответственность в виде штрафа до 5 тысяч рублей либо в виде административного ареста на срок до 5 суток за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних [Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, 2001];

- гражданско-правовая ответственность для родителей установлена в Семейном кодексе Российской Федерации за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей по отношению к своим детям. Недобросовестные родители в силу действия статьи 69 могут быть лишены родительских прав, в силу действия статьи 73 - ограничены в родительских правах, а в силу действия статьи 77 - у них может быть отобран ребенок, если присутствует

непосредственная угроза его жизни или здоровью [Семейный кодекс Российской Федерации, 1996];

- исходя из норм Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» можно заключить, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, участвуют в профилактике суицидального поведения обучающихся. Согласно статье 14 названного федерального закона организации, осуществляющие образовательную деятельность (школы, техникумы, училища, колледжи, ВУЗы и иные), оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с отклонениями в поведении; выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования; выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении (то есть семьи, в которых не занимаются воспитанием ребенка, либо семьи, в которых воспитывается несовершеннолетний с девиантным поведением), и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей [Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, 1999]. Кроме этого, в силу действия статьи 9 данного нормативно-правового акта образовательные организации обязаны незамедлительно сообщать в прокуратуру, в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, в органы внутренних дел и другие соответствующие властные структуры обо всех ставших им известными фактах семейного неблагополучия и ненадлежащего исполнения родителями своих обязанностей;

- при обращении к Федеральному закону от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» можно заключить, что законодатель определил правила, по которым следует распространять информационную продукцию, в том числе установлены те виды информации, которые недопустимы для несовершеннолетней аудитории. Кроме этого, закрепляется порядок

осуществления экспертизы информационной продукции [О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, 2010]. В настоящее время, век технологий и технического прогресса данный вопрос особенно актуален, поскольку большое количество угроз для несформировавшейся личности подростка исходит именно из информационной среды, в связи с чем принятие мер по ограничению доступа той или иной информации для детей и подростков необходимо, и государство предпринимает в данном направлении определенные шаги;

- нельзя не сказать о Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Так, статья 41 определяет основы охраны здоровья обучающихся, включающей в себя профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. На образовательные организации возлагается обязанность создавать условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе проводить профилактические и оздоровительные мероприятия и осуществлять обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации [Об образовании в Российской Федерации, 2012];

- в мае 2017 года Президентом России был подписан указ «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» [Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства, 2017]. Он пришел на смену указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», утратившего в настоящее время юридическую силу [О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, 2012]. На основании действующего нормативно-правового акта Правительство Российской Федерации разработало план основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства [Об утверждении плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства, 2018]. В указанном распоряжении одним из видов мероприятий

определена разработка и реализация комплекса мер по совершенствованию системы профилактики суицида среди несовершеннолетних. Ожидаемым результатом является, во-первых, снижение количества суицидов среди несовершеннолетних; во-вторых, снижение количества суицидальных попыток среди несовершеннолетних; и в-третьих, обеспеченность углубленным психодиагностическим обследованием осужденных несовершеннолетних с целью выявления острых кризисных состояний, признаков психических отклонений, прогноза риска деструктивных форм поведения, в том числе склонности к суицидальному поведению в условиях изоляции. К сожалению, конкретные виды мероприятий, которые необходимо предпринять для того, чтобы подростки прекратили совершать самоубийства, законодатель не приводит, отдавая это на откуп ответственным исполнителям;

- имеет место также ряд документов, носящих рекомендательный характер. В частности:

1) информационное письмо Минобрнауки России от 26 января 2000 года № 22-06-86 «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков» [О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков, 2000];

2) информационное письмо Минобрнауки России от 29 мая 2003 года № 03-51-102ин/22-03 «О мерах по усилению профилактики суицида среди детей и подростков» [О мерах по усилению профилактики суицида среди детей и подростков, 2003];

3) совместное письмо Минобрнауки России и Рособрнадзора от 20 сентября 2004 года № 01-130/07-01 «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков» [О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков, 2004];

4) письмо Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей от 18 января 2016 года № 07-149 «О направлении методических

рекомендаций по профилактике суицида» [О направлении методических рекомендаций по профилактике суицида, 2016];

5) методические рекомендации по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования, утвержденные Министерством просвещения Российской Федерации, Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России, Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 16 мая 2019 года [Методические рекомендации по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, 2019].

Несмотря на кажущееся большое количество нормативно-правовых актов и иной документации, затрагивающей вопрос профилактики суицидального поведения граждан нашей страны, многие вопросы на общегосударственном уровне в данной сфере по-прежнему не урегулированы. Многие акты носят отсылочный или рекомендательный характер, четких инструкций того, что именно необходимо предпринять для снижения случаев суицида в стране, по-прежнему нет. Несмотря на свою значимость, проблема суицидов остается по-прежнему нерешенной.

Библиографический список

1. Гиниятуллина Е. З. К вопросу о правовом регулировании общественных отношений в сфере информационных технологий / Е. З. Гиниятуллина, А. В. Стремилова // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2016. № 1. С. 133-139.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ: в ред. федеральных законов от 2 авг. 2019 г. № 317-ФЗ и № 314-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1 (Ч. 1). Ст. 1.

3. Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12 дек. 1993 г.: с учетом поправок, внесенных Законом Рос. Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 21 июля 2014 г. №11-ФКЗ // Рос.газ. 1993. № 237.

4. Методические рекомендации по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования [Электронный ресурс]: утв. Министерством просвещения Российской Федерации, Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 16 мая 2019 г.: Гарант.ру - информационно-правовой портал. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72145832/ (дата обращения: 07.03.2020).

5. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ: в ред. федерального закона от 26 июля 2019 г. № 232-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 53 (Ч.1). Ст. 7598.

6. Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства: указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2017. № 23. Ст. 3309.

7. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ: в ред. федерального закона от 26 июля 2019 г. № 232-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. №26. Ст. 3177.

8. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»: постановление Правительства Российской Федерации от 26 дек. 2017 г. №1640: в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 380 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2018. № 1 (Часть II). Ст. 373.

9. Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года: указ Президента Российской Федерации от 9 окт. 2007 г. № 1351: в ред. указа Президента Российской Федерации от 1 июля 2014 г. № 483 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 42. Ст. 5009.

10. Об утверждении плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства: распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 июля 2018 г. № 1375-р: в ред. распоряжения Правительства Российской Федерации от 9 авг. 2019 г. № 1789-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2018. № 29. Ст. 4475.

11. О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено: постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 года № 1101: в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2019 г. № 295 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 44. Ст. 6044.

12. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: федеральный закон от 29 дек. 2010 г. № 436-Ф3: в ред. федерального закона от 1 мая 2019 г. № 93-Ф3 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. №1. Ст. 48.

13. О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков [Электронный ресурс]: письмо Министерства образования Российской Федерации от 26 января 2000 года №22-06-86: Ассоциация лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья. URL: http://www.alppp.ru/law/socialnoe-obespechenie-i-socialnoe-strahovanie/87/pismo-minobrazovanija-rf-ot-26-01-2000--22-06-86.html (дата обращения: 07.03.2020).

14. О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков [Электронный ресурс]: письмо Минобрнауки России и Рособрнадзора от 20 сент. 2004 г. № 01-130/07-01: Кодекс - Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/901916758 (дата обращения: 07.03.2020).

15. О мерах по усилению профилактики суицида среди детей и подростков [Электронный ресурс]: письмо Министерства образования Российской Федерации от 29 мая 2003 года № 03-51-102ин/22-03: Законодательство России в сфере образования -Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. URL: http://pravoeducation.ru/obrazovanie1/obrazovanie_4679.htm (дата обращения: 07.03.2020).

16. О направлении методических рекомендаций по профилактике суицида [Электронный ресурс]: письмо Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей от 18 янв. 2016 г. № 07-149: Гарант.ру - информационно-правовой портал. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72145832/ (дата обращения: 07.03.2020).

17. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы: указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 (утратил силу) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 23. Ст. 2994.

18. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года: разработан Минэкономразвития России от 30 апр.

2013 г.: офиц. интернет-портал правовой информации. URL: http://www.economy.gov.ru (дата обращения: 07.03.2020).

19. Семейный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 29 дек. 1995 г. № 223-Ф3: в ред. федерального закона от 29 мая 2019 г. № 115-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 1. Ст. 16.

20. Сидорова Е.З. О проблеме учета и регистрации суицидов в России // В сборнике: Проблемы современного законодательства России и зарубежных стран. Материалы VIII Международной научно-практической конференции. 2019. С. 357-361.

21. Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ: в ред. федерального закона от 27 декабря 2019 года № 500-ФЗ // Собр.законодательства Рос. Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.

References

1. Code of administrative offences of the Russian Federation: Federal law of December 30, 2001 № 195-FZ: as amended by Federal laws of August 2, 2019 № 317-FZ and № 314-FZ // Legislation Bulletin of the Russian Federation. 2002. № 1 (Ch. 1). Article 1. (in Russian)

2. Criminal Code of the Russian Federation: Federal law of June 13, 1996 № 63-FZ: as amended by Federal law of December 27, 2019 № 500-FZ // Collection of legislative acts of the Russian Federation. 1996. № 25. Article 2954. (in Russian)

3. Family Code of the Russian Federation: Federal law of December 29, 1995 № 223-FZ: as amended by Federal law of May 29, 2019 № 115-FZ // Legislation Bulletin of the Russian Federation. 1996. № 1. Article 16. (in Russian)

4. Giniyatullina E. Z. (2016) To the question of legal regulation in the sphere of information technologies / E.Z. Giniyatullina, A.V. Stremilova // Crede Experto: transport, society, education, language. - 2016. № 1. P. 133-139. (in Russian)

5. Long-term social and economic development forecast of the Russian Federation for the period up to 2030: developed by the Ministry of economic development of Russia of April 30, 2013: official Internet legal information portal. URL: http://www.economy.gov.ru (Access Date: 07.03.2020). (in Russian)

6. Methodological recommendations for restricting access of students in educational establishments to information distributed via the Internet, which is harmful for health and development of children and does not meet educational goals and objectives [Electronic resource]: approved by Ministry of Education of the Russian Federation, Ministry of Digital Development, Communications and Mass Media of the Russian Federation, Federal Service for

Supervision in the Sphere of Telecom, Information Technologies and Mass Communications of May 16, 2019: Garant.ru - legal informational portal. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72145832/ (Access Date: 07.03.2020). (in Russian)

7. On approval of the Concept of demographic policy of the Russian Federation for the period up to 2025: the Decree of the President of the Russian Federation of October 9, 2007. № 1351: as amended by the Decree of the President of the Russian Federation of July 1, 2014 № 483 // Legislation Bulletin of the Russian Federation. 2007. № 42. Article 5009. (in Russian)

8. On Approval of the main plan of actions as part of the Decade of Childhood for the period up to 2020: the Decree of the Government of the Russian Federation of July 6, 2018 № 1375-r: as amended by the Decree of the Government of the Russian Federation of August 9, 2019 № 1789-r // Legislation Bulletin of the Russian Federation. 2018. № 29. Article 4475. (in Russian)

9. On education in the Russian Federation: Federal law of December 29, 2012. № 273-FZ: as amended by Federal law of July 26, 2019. № 232-FZ // Legislation Bulletin of the Russian Federation. 2012. № 53 (Ch. 1). Article 7598. (in Russian)

10. On fundamentals of the system of prevention of neglect and juvenile delinquency: Federal law of June 24, 1999 № 120-FZ: as amended by Federal law of July 26, 2019. № 232-FZ // Legislation Bulletin of the Russian Federation. 1999. № 26. Article 3177. (in Russian)

11. On measures for suicide prevention among children and adolescents [Electronic resource]: letter from the Ministry of education of the Russian Federation of January 26, 2000 № 22-06-86: Association of forest users of Ladoga region, Pomorze and Prionezhye. URL: http://www.alppp.ru/law/socialnoe-obespechenie-i-socialnoe-strahovanie/87/pismo-minobrazovanija-rf-ot-26-01-2000--22-06-86.html (Access Date: 07.03.2020). (in Russian)

12. On measures for suicide prevention among children and adolescents [Electronic resource]: letter from the Ministry of education and science of Russia and Rosobrnadzor of September 20, 2004 № 01-130/07-01: Code - Electronic fund oflegal and regulatory and technical documentation. URL: http://docs.cntd.ru/document/901916758 (Access Date: 07.03.2020). (in Russian)

13. On protecting children from information which can be harmful for their health and development: Federal law of December 29, 2010 № 436-FZ: as amended by Federal law of May 1, 2019 № 93-FZ // Legislation Bulletin of the Russian Federation. 2011. № 1. Article 48. (in Russian)

14. On sending methodological recommendations about suicide prevention [Electronic resource]: letter from the Department of state policy for the protection of children's rights of

January 18, 2016 № 07-149: Garant.ru - legal information portal. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72145832/ (Access Date: 07.03.2020). (in Russian)

15. On strengthening the measures for suicide prevention among children and adolescents [Electronic resource]: letter of Ministry of education of the Russian Federation of May 29, 2003 № 03-51-102in/22-03: Legislation of the Russian Federation in the sphere of education - Non-profit project about education to help teachers, students, school children and their parents. URL: http://pravoeducation.ru/obrazovanie1/obrazovanie_4679.htm (Access Date: 07.03.2020). (in Russian)

16. On the announcement of the Decade of Childhood in the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation of May 29, 2017 № 240 // Legislation Bulletin of the Russian Federation. 2017. № 23. Article 3309. (in Russian)

17. On the approval of the state program of the Russian Federation "Development of Health Care": Decree of the Government of the Russian Federation of December 26, 2017 № 1640: as amended by the Decree of the Government of the Russian Federation of March 29, 2019 № 380 // Legislation Bulletin of the Russian Federation. 2018. № 1 (Ch. II). Article 373. (in Russian)

18. On the national strategy of actions in interests of children for the period of 20121017: the Decree of the President of the Russian Federation of June 1, 2012 № 761 (no longer valid) // Legislation Bulletin of the Russian Federation. 2012. № 23. Article 2994. (in Russian)

19. On unified automated information system "Unified register of domain names and site page indexes in the information and telecommunications network "Internet" and network addresses that allow to identify sites in the information and telecommunications network "Internet" which contain the information, dissemination of which is prohibited on the territory of the Russian Federation: the Order of the Government of the Russian Federation of October 26, 2012 № 1101: as amended by the Order of the Government of the Russian Federation of March 21, 2019. № 295 // Legislation Bulletin of the Russian Federation. 2012. № 44. Article 6044. (in Russian)

20. Sidorova E. Z. (2019) On the problem of accounting for and registration of suicides in Russia // Collection of papers: Problems of modern legislation in Russia and foreign countries. Proceedings of VIII international scientific and practical conference. 2019. P. 357361. (in Russian)

21. The Constitution of the Russian Federation: was adopted at national voting on December 12, 1993: with the amendments in compliance with the Law of the Russian Federation on the Amendments to the Constitution of July 21, 2014 № 11-FKZ // Ros.Gaz. 1993. № 237. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.