Научная статья на тему 'ФЕДЕРАЛИЗМ КАК ВЕКТОР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ'

ФЕДЕРАЛИЗМ КАК ВЕКТОР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
федерализм / федерация / централизация / унитаризм / самобытность. / federalism / federation / centralization / unitarism / identity.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Макартычан Э.А.

Проблематика федерализма является одной из основополагающих в истории современных государств. Актуальность темы в том, что создание «империй» и чрезмерная концентрация власти в «центре» часто приводили к их распаду как и заигрывание в «автономии» и «парады суверенитетов». Федерализм во многих странах базовая модель организации государства и, как следствие, исследования в областях федерализма и федеративных отношений всегда будут востребованы в теории и практике государственного строительства и слаженной работы всех ветвей и институтов власти. К тому же, вопрос о сегодняшнем состоянии федерализма это есть вопрос и о государстве. Цель исследования состоит в политико-правовом анализе российского федерализма с учетом его исторических составляющих, выявлении особенностей его развития в России. Методология включила в себя совокупность общенаучных и специально-научных методов. В общенаучном плане применены исторический и неоинституциональный подходы. На уровне специального научного метода применен сравнительный правовой анализ. По результатам исследования авторы приходят к выводам, как минимум, об «уточнении» исторического контекста и реалий современного состояния российского федерализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEDERALISM AS A VECTOR FOR THE DEVELOPMENT OF A SOCIAL STATE: STATEMENT OF THE RESEARCH PROBLEM

The issue of federalism is one of the fundamental ones in the history of modern states. The relevance of the topic is that the creation of “empires” and excessive concentration of power in the “center” often led to their collapse as did flirting with “autonomy” and “parades of sovereignties.” Federalism in many countries is the basic model of state organization and, as a result, research in the areas of federalism and federal relations will always be in demand in the theory and practice of state building and the coordinated work of all branches and institutions of government. In addition, the question about the current state of federalism is also a question about the state. The purpose of the study is to provide a political and legal analysis of Russian federalism, taking into account its historical components, and to identify the features of its development in Russia. The methodology included a set of general scientific and special scientific methods. In general scientific terms, historical and neo-institutional approaches are used. At the level of a special scientific method, comparative legal analysis is applied. Based on the results of the study, the authors come to conclusions, at a minimum, about «clarification» of the historical context and realities of the current state of Russian Federalism.

Текст научной работы на тему «ФЕДЕРАЛИЗМ КАК ВЕКТОР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

Научная статья

https://doi.org/10.24412/2658-7335-2024-2-11 УДК 340

ФЕДЕРАЛИЗМ КАК ВЕКТОР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Макартычан Э.А.

Таганрогский институт управления и экономики

Аннотация. Проблематика федерализма является одной из основополагающих в истории современных государств. Актуальность темы в том, что создание «империй» и чрезмерная концентрация власти в «центре» часто приводили к их распаду - как и заигрывание в «автономии» и «парады суверенитетов». Федерализм во многих странах - базовая модель организации государства и, как следствие, исследования в областях федерализма и федеративных отношений всегда будут востребованы в теории и практике государственного строительства и слаженной работы всех ветвей и институтов власти. К тому же, вопрос о сегодняшнем состоянии федерализма - это есть вопрос и о государстве. Цель исследования состоит в политико-правовом анализе российского федерализма с учетом его исторических составляющих, выявлении особенностей его развития в России. Методология включила в себя совокупность общенаучных и специально-научных методов. В общенаучном плане, применены исторический и не институциональный подходы. На уровне специального научного метода, применен сравнительный правовой анализ. По результатам исследования авторы приходят к выводам, как минимум, об «уточнении» исторического контекста и реалий современного состояния российского федерализма.

Ключевые слова: федерализм, федерация, централизация, унитаризм, самобытность.

FEDERALISM AS A VECTOR FOR THE DEVELOPMENT OF A SOCIAL STATE: STATEMENT OF THE RESEARCH PROBLEM

Eduard A. Makartychan

Taganrog Institute of Management and Economics

Abstract. The issue of federalism is one of the fundamental ones in the history of modern states. The relevance of the topic is that the creation of «empires» and excessive concentration of power in the «center» often led to their collapse - as did flirting with «autonomy» and «parades of sovereignties». Federalism in many countries is the basic model of state organization and, as a result, research in the areas of federalism and federal relations will always be in demand in the theory and practice of state building and the coordinated work of all branches and institutions of government. In addition, the question about the current state of federalism is also a question about the state. The purpose of the study is to provide a political and legal analysis of Russian federalism, taking into account its historical components, and to identify the features of its development in Russia. The methodology included a set of general scientific and special scientific methods. In general scientific terms, historical and neo-institutional approaches are used. At the level of a special scientific method, comparative legal analysis is applied. Based on the results of the study, the authors come to conclusions, at a minimum, about «clarification» of the historical context and realities of the current state of Russian Federalism.

Keywords: federalism, federation, centralization, unitarism, identity.

Введение.

Федерация, будучи особенной формой государственного устройства, содержит в себе государственные образования, обладающие политической, территориальной и административной обособленностью. Федеративное устройство имеет сложную структуру, сложившуюся исторически и обладающую разнообразными характеристиками и признаками, исследования становятся целью которых.

Сложность определения понятия «федерация» заключается в том, что в юридической литературе существуют неоднозначные его толкования, содержащие дискуссионные положения, и так далее, что требует своего определения. Термин «федерализм» (от лат. <4оеСиэ» - договор, союз) был известен в качестве одного из институтов римского права, как партнерство, союз, добровольное соглашение [1, с. 127-137]. С федеративной формой государственного устройства связывают политико-правовые явления и закономерности, определяющие ее модель и влия-

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

ющие на все сферы жизни человека, общества и государства. В определенных случаях категорию федерация можно рассматривать, как составную часть понятия федерализм, его идеи, теории, определяющие сущностное содержание указанного понятия.

Обсуждение.

Понятие «федерализм» представляет собой совокупность плюралистических идей о самоуправлении социума, его способности быть альтернативой централизации власти, в контексте политической культуры его можно представить, как совокупность стереотипов мировоззрения, как идеологию, синтезирующую различные доктрины, теории и убеждения. Так, например, в основе социальных программ государств Евросоюза лежат принципы, направленные на создание необходимых условий для формирования и развития человеческого капитала. Ряд государств, в первую очередь, это страны Северной Европы, входящие в число мировых лидеров по качеству человеческой жизни, обеспечивают свое лидерство за счет научно-технического прогресса. Поэтому они более приспособлены к рыночной экономике.

Как писал Штейн, «социальное государство не просто должно поддерживать равенство права всех классов общества, но и отдельной личности. Оно обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу в отношении всего населения» [2, с. 3004]. Однако такой подход со временем трансформировался в понятие социальное государство, как и его обязательства по отношению к населению в сфере повышения качества жизни, уровня благополучия и защиты в условиях отсутствия возможности решить свои проблемы самостоятельно. В последнее время в большей мере, чем раньше, социальную функцию государства разделяют частные организации, берущие на себя обязанность предоставлять социальные услуги населению.

В юридической науке сложилось несколько теоретических моделей социального государства в соответствии с государственно-правовыми концепциями их развития, так:

- социальная политика направляет гарантированно устойчивое развитие общества. Поэтому необходимо прогнозировать возможные риски, которые связанные с отношениями солидарности;

- во-вторых, необходимо, чтобы государство гарантировало минимальный уровень доходов, пенсионное и медицинское страхование и т.д.;

Согласно принципу государства и экономики, он является в большей своей степени основополагающим для обеспечения благосостояния и индивидуальной защиты. А также из него следует, что он представляет прямую обязанность властей по обеспечению социальной справедливости и поддержки граждан [4, с. 3].

В настоящее время в России существуют принципы которые отражаются в социальной защите граждан проявляя при этом социальное государство. Так, к указанным принципам можно отнести нуждающиеся слови населения и индивидуальных индивидов, которые нуждаются в поддержка со стороны государственной власти. Как следует из образовавшихся тенденций развития- принципы социального государства помогают укрепить стабильность в нем, а также повысить уровень благополучия и благосостояния социума.

В 1945 году в Англии был разработан «План Бе-вериджа», который предусматривал расширение социального страхования с целью увеличения продолжительности жизни населения, гарантирование среднего дохода, обеспечивающего минимальные потребности населения, и создание рабочих мест государством [5, с. 245].

Главной целью перехода общества от традиционных к либеральным цивилизациям должно быть смягчение социальных противоречий, обеспечение качества жизни граждан и осуществление принципа социальной справедливости путем оказания помощи наиболее нуждающимся членам общества [6, с. 852].

Результаты.

В современном понятии «социальное государство» можно определить несколько его направлений, а именно рыночное и корпоративное. При рассмотрении последнего делается вывод о том, что предприятия и организации будут нести ответственность за благосостояние, финансовое положение сотрудников, работающих на их предприятиях. Также от руководства будут предоставляться социальные гарантии, к которым относится возмещение расходов на лечение и образование, а также пенсионное обеспечение. Следует отметить, что источниками социального обеспечения будут страховые взносы компаний и деятельность работодателей [7, с. 552].

Права человека являются собой традиционными либеральными ценностями. Последние были сформулированы во времена буржуазных революций. К ним можно отнести:

- признание свободы мысли;

- совести, равенства граждан перед законом;

- права на жизнь;

- право на свободу;

- право на безопасность.

Н.М. Коркунов говорил: «Чтобы исторически сложившаяся общественная культура не утратила своей актуальности, чтобы она не застыла в неподвижном застое, необходимо, чтобы цивилизация включала в себя право, определяющее и защищающее индивидуальность» [8, с. 214].

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

Заключение.

Концепция прав человека произошла ввиду сражения населения за улучшение культурного и экономического положения. Указанные права требуют планировочной и организационной форм государственной деятельности. Согласно Конституции СССР от 1936 года, в которой закреплялись положений «второго спектра о пра-

вах человека» - защита социальная была с ограничениями, но при этом были выделены влияние на процессе как в мире, в целом, так и в государстве [9, с. 167-172]. Данное высказывание подтверждает тот факт, что федерация содержит в себе государственные образования, обладающие политической, территориальной и административной обособленностью.

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

Литература:

1. Большаков А.Г. Современный федерализм и кризис федералистских проектов в странах Центральной и Восточной Европы / А.Г. Большаков // Динамика политических систем и международных отношений: Казань, 2016. Т. 1. С. 128-137.

2. См. Штейн фон Лоренц История социального движения Франции с 1789 г. СПб. : Тип. А.М. Котомица, 1872. С. 3004.

3. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М. : Политиздат, 1984. 320 с.

4. Пестель Н.И. Русская правда. СПб. : Книгоиздательство «Культура», 1906. С. 245.

5. Ященко А.С. Теория федерации: опыт синтетической теории права и государства. Юрьев : Тип. К. Мат-тисена, 1912. С. 852

6. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК : в 14 т. 8-е изд., доп. и испр. М. : Политиздат, 1970-1984. Т. 2. С. 552.

7. Абдулатипов Р.А. Федерология. СПб. : Питер, 2014. С. 214.

8. Тлебзу А.Д. Зарубежный опыт региональной политики / А.Д. Тлебзу // Региональная политика в России на современном этапе: Материалы научно-практической конференции. Майкоп, 23-25 сентября 2010 г. Майкоп : Изд-во Магарин О.Г., 2020. С. 167-172.

References:

1. Bolshakov A.G. Modern federalism and the crisis of federalist projects in the countries of Central and Eastern Europe / A.G. Bolshakov // Dynamics of political systems and international relations. Kazan, 2016. Vol. 1. P. 128-137.

2. See Stein von Lorenz History of the social movement in France since 1789. SPb. : Printing House A.M. Koto-mitsa, 1872. P. 3004.

3. Ilyenkov E.V. Dialectical logic. M. : Politizdat, 1984. 320 p.

4. Pestel N.I. Russian truth. SPb. : Book publishing house «Culture», 1906. P. 245.

5. Yashchenko A.S. The theory of federation: experience of a synthetic theory of law and state / A.S. Yashchen-ko. Yuriev : Type. K. Matthiesen, 1912. P. 852.

6. The Communist Party of the Soviet Union in resolutions and decisions of congresses, conferences and plenums of the Central Committee : in 14 vol. 8th ed., add. and corr. M. : Politizdat, 1970-1984. Vol. 2. P. 552.

7. Abdulatipov R.A. Federology. SPb. : Peter, 2014. P. 214.

8. Tlebzu, A.D. Foreign experience of regional policy // Regional policy in Russia at the present stage: materials of the scientific and practical conference. Maykop, September 23-25, 2010. Maykop : Publishing house Maga-rin O.G., 2020. P. 167-172 .

Информация об авторе

Макартычан Эдуард Алексеевич

аспирант кафедры теории и истории государства и права, Таганрогский институт управления и экономики edik200997@mail.ru

Eduard A. Mkrtychan

Postgraduate Student of the Department of Theory and History of State and Law, Taganrog Institute of Management and Economics edik200997@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.