Научная статья на тему 'FEATURES OF CREATIVE ACTIVITIES OF SPECIALISTS IN THE FIELD OF INFOCOMMUNICATION TECHNOLOGIES'

FEATURES OF CREATIVE ACTIVITIES OF SPECIALISTS IN THE FIELD OF INFOCOMMUNICATION TECHNOLOGIES Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пудалева Ольга Олеговна, Пудалев Тимофей Олегович, Феоктистов Денис Сергеевич

Несмотря на широкое распространение технологий развития творческих способностей при подготовке специалистов в различных сферах, использование конкретных методов не всегда четко обосновано. В связи с развитием систем инфокоммуникаций растет и потребность в профессионалах, способных их создавать, обслуживать и улучшать. В статье обосновывается необходимость развития творческого мышления у специалистов в данной области. Рассмотрены плюсы и минусы возможного применения творческих технологий в практической деятельности. Кратко описаны особенности творческой деятельности в исследуемой области. Приведены различные методы решения творческих задач и даны рекомендации по выбору конкретных методов при подготовке специалистов в области инфокоммуникаций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пудалева Ольга Олеговна, Пудалев Тимофей Олегович, Феоктистов Денис Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «FEATURES OF CREATIVE ACTIVITIES OF SPECIALISTS IN THE FIELD OF INFOCOMMUNICATION TECHNOLOGIES»

фактора при конструировании систем управления / Проблемы инженерной психологии. Вып. 1. М., Изд-во АПН РСФСР, 1968, с. 172-182 5. Небылицын В. Д. Надежность работы оператора в сложной системе управления. — В кн.: Инженерная психология. М., 1964, с. 358—367.

6. Нерсесян Л.С. Железнодорожная психология. М., 2005.

7. Нерсесян Л.С., Конопкин О.А. Инженерная психология и проблема надежности машиниста. М., 1978, с. 239.

8. Пушкин В. Н., Нерсесян Л.С. Железнодорожная психология. М.,1973.

ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ

ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Пудалева Ольга Олеговна

студентка факультета иностранных языков, Красноярский Государственный Педагогический

Университет им. В. П. Астафьева, г. Красноярск Пудалев Тимофей Олегович Феоктистов Денис Сергеевич

студенты кафедры «Инфокоммуникации», Сибирский Федеральный Университет, г. Красноярск

FEATURES OF CREATIVE ACTIVITIES OF SPECIALISTS IN THE FIELD OF INFOCOMMUNICATION TECHNOLOGIES Pudaleva Olga, student of foreign languages department of Krasnoyarsk State Pedagogical University named of V. P. Astafiyev, Krasnoyarsk

Pudalev Timofey, student of chair of infocommunication of Siberian Federal University, Krasnoyarsk Feoktistov Denis, student of chair of infocommunication of Siberian Federal University, Krasnoyarsk АННОТАЦИЯ

Несмотря на широкое распространение технологий развития творческих способностей при подготовке специалистов в различных сферах, использование конкретных методов не всегда четко обосновано. В связи с развитием систем инфокоммуникаций растет и потребность в профессионалах, способных их создавать, обслуживать и улучшать.

В статье обосновывается необходимость развития творческого мышления у специалистов в данной области. Рассмотрены плюсы и минусы возможного применения творческих технологий в практической деятельности. Кратко описаны особенности творческой деятельности в исследуемой области. Приведены различные методы решения творческих задач и даны рекомендации по выбору конкретных методов при подготовке специалистов в области инфокоммуникаций. ABSTRACT

Despite a wide circulation of technologies of development of creative abilities in specialists' training in various spheres, use of concrete methods is not always accurately proved. In connection with the development of systems of infocommunication, the need for the professionals, who are capable to create, serve and improve it, grows.

Necessity for development of creative thinking in experts in the field locates in the article. Advantages and disadvantages of possible application of creative technologies in practical activities are considered. Features of creative activity in the studied area are briefly described. There are various methods of the solution of creative tasks and recommendations about a choice of concrete methods in specialists' training in the field of infocommunication.

Ключевые слова: творческое мышление, инфокоммуникационные технологии, компетентность. Keywords: creative intellection, infocommunication technologies, competence.

Инфокоммуникации, сети связи - сфера, которая во всем мире подвержена непрерывным и стремительным изменениям. Отрасль инфокоммуникаций и новых технологий связи, проникая во все сферы повседневной деятельности человека, является одной из самых значимых по степени влияния на нашу частную и рабочую жизнь, социальную сферу.

Быстрый темп роста и развития всех областей связи требует соответствующей подготовки специалиста, способного работать в изменившихся условиях. Специалисту сегодня необходимо не только обладать высоким уровнем знаний, быть профессионально компетентным, но и нетрадиционно подходить к решению различных задач,

организовывать свою деятельность на творческой основе [3].

Овладение творчеством как основным компонентом современной деятельности позволяет специалисту моделировать возможные изменения в организации, структуре и содержании сетей связи, целенаправленно вносить своевременные коррективы при использовании новых технологий и инноваций.

Между тем, вопросы, связанные с использованием творческих технологий в развитии компетенций специалиста в области инфокоммуникаций в отечественной науке, не имеют достаточного освещения, что и определяет необходимость их дальнейшей разработки и актуальность выбранной нами темы исследования.

Прежде всего, нам необходимо определиться с самим понятием творчества. Приведем один из примеров такого определения. Творчество - способность человека из доставляемого действительностью материала созидать новую реальность, удовлетворяющую многообразным потребностям человеческой жизнедеятельности [4]. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) - уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придает продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Далее следует поподробнее остановиться на специфике творчества инженера связи. Областью профессиональной деятельности специалиста по инфокоммуника-ционным технологиям и системам связи является исследование, разработка и эксплуатация систем и устройств передачи, приёма и обработки информации, создание и обеспечение функционирования этих устройств и систем в различных условиях окружающей среды [1].

Для выявления интересующих нас особенностей творческой деятельности специалистов данной области, необходимо рассмотреть виды их профессиональной деятельности. Перечислим основные из них: проектно-кон-структорская, проектно-технологическая, научно-исследовательская, организационно-управленческая и научно-педагогическая деятельности [1]. Для нас особый интерес имеют первые три, так как последние два вида деятельности не относятся конкретно к области инфокоммуника-ций, а являются практически универсальными для различных видов деятельности.

Конечным результатом творчества специалиста в рассматриваемой области является создание какого-либо объекта - будь то материальный объект или нематериальный. Такой результат, разумеется, достигается не сразу. Ему предшествует длительный творческий процесс. Этот процесс включает ряд последовательных этапов: определение цели (формулировка технической задачи), рождение и вынашивание новой идеи, разработку структурной и функциональной схемы будущего технического/программного объекта, конструирование, создание и доработку экспериментального образца, организацию производства созданного устройства и его внедрение [8]. Перечисленные стадии как раз и содержат в себе все три вида деятельности инженера связи.

Особого внимания заслуживает вопрос постановки задачи. Первым делом вы ставите перед собой задачу, а затем начинаете ее решать. Если решение может быть получено стандартным способом, в этом случае проблема отсутствует. Если задача не поддается стандартному решению, значит, вы действительно имеете дело с новой проблемой, и для ее решения вам может потребоваться творческое мышление [5].

Прежде чем разбираться в особенностях творчества в области инфокоммуникационных технологий и систем связи необходимо определиться со следующим: а так ли необходимо творчество в данной области? Для того

чтобы ответить на этот вопрос, в первую очередь рассмотрим преимущества и недостатки творчества в деятельности специалиста связи. Так, единственным, но фундаментальным и очень важным преимуществом творческого подхода, по сравнению с традиционным, является то, что только творческий подход всегда гарантирует решение возникающих проблем.

Если стандартный подход не дает результата, возникает потребность в нестандартных решениях. Даже тогда, когда решение может быть получено обычным способом, полезно взглянуть на проблему, с другой стороны. Возможно, нестандартный подход даст другое, гораздо более простое и верное решение. Идея, которая первой приходит в голову, далеко не всегда самая лучшая [5].

Однако существует и ряд недостатков в применении творческого подхода.

Во-первых, работа инженеров регулируется огромным количеством нормативных актов, регламентирующих вопросы безопасности людей и окружающей среды, вопросы бесперебойного функционирования стратегических объектов связи, вопросы, связанные с обеспечением информационной безопасности. Данное обстоятельство оставляет очень ограниченное пространство для творчества. Во-вторых, большинство существующих объектов, технологий и процедур строго стандартизированы. Форматы данных и интерфейсы взаимодействия также описаны в спецификациях и не подлежат каким-либо модификациям. Отход от принятых правил сделает систему неработоспособной либо несовместимой с другими технологиями, что недопустимо. И наконец, деятельность любого инженера по определению является более рациональной, чем творческой. Творчество в области связи стоит на втором месте, по сравнению с логикой, так как специалист в первую очередь должен руководствоваться именно ей. В противном случае это ведет к выходу из строя эксплуатируемой или неработоспособности проектируемой системы. В особенности это относится к про-ектно-конструкторской и проектно-технологической деятельности.

Таким образом, все выше перечисленные обстоятельства не оставляют инженеру места для свободного творчества, лишают это какого-либо смысла и даже негативным образом влияют на деятельность специалиста связи.

Также необходимо отметить наличие некоторых противоречий между психологическими качествами, а, точнее, между различными видами склада ума среднестатистического представителя отрасли связи и человека, представляющего какую-либо типичную творческую профессию.

Так, практически каждому инженеру присуще наличие аналитического склада ума: он рассуждает от общего к частному, способен сравнивать, выделять необходимое, руководствуется "сухими" фактами. В противоположность этому, у творческих людей, как правило, интуитивный склад ума - мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира [10].

Эффективное использование логики и интуиции появляется с опытом. Опыт - не подтверждающая, но критическая инстанция, с помощью опыта выявляются недо-

статки теоретических знаний. Он не обосновывает, а опровергает наше знание, основываясь на реальных событиях, тем самым продвигает теорию.

Основными причинами неэффективности развития разработок являются: системы воспитания и образования, ненаправленные на развитие творчества, условия деятельности и взаимоотношения в социуме, живучесть стереотипов, особенно приобретенных в той группе людей, к которой мы принадлежим.

Помимо вышеперечисленных, существует ещё ряд проблем, обусловленных спецификой деятельности, на которых необходимо остановиться отдельно.

Как было отмечено, для полноценной и качественной реализации производственного цикла необходимо, чтобы инженер связи обладал всем необходимым набором знаний. Некоторые считают, что чем более узким специалистом является инженер, тем он глубже способен освоить свою область знаний и достичь более высокого уровня творчества. Такие взгляды - отчасти заблуждение. При современном уровне развития технологий и техники необходимы интеграция знаний и целостный подход к решению сложных проблем на основе познания естественных законов. На нынешнем этапе развития техники даже творчество, направленное на решение каких-то узких проблем, преследующих только функциональные цели, тем не менее, иногда является безуспешным и даже может нести негативный эффект [3]. Поэтому очень важно в техническом творчестве, особенно при разработке и создании крупных коммуникационных объектов, учитывать, по возможности, все последствия, которые могут возникнуть в связи с решением той или иной сугубо технической программы. А для этого нужны разносторонние знания.

Однако в современном мире объем знаний, необходимых специалисту в области инфокоммуникаций, настолько велик, что порой человек просто не способен их освоить даже за всю жизнь. Это обстоятельство не позволяет в полной мере реализовать весь творческий потенциал инженера инфокоммуникаций и вынуждает идти на компромисс между полнотой знаний и временем обучения, что, конечно, негативным образом сказывается на результате творческого процесса.

К тому же важно отметить, что существующее предметное обучение и узкоспециальная подготовка специалистов недостаточно ориентируют на необходимость подготовки к нестандартным, сложным ситуациям в ра-боте[6].

Таким образом, у творческого подхода к проблемам в области инфокоммуникаций существуют свои преимущества, недостатки и особенности. Все это, несомненно, накладывает свой отпечаток на деятельность специалистов связи, однако практически все рассмотренные аспекты творчества лишь подтверждают его востребованность в том или ином объеме и виде.

Литература

1. Об утверждении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 210700 инфокоммуникационные технологии и системы связи (квалификация (степень) «Магистр»): приказ Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2010 г. №238 // Российская газета. - 2010. - 28 апр.

2. Андреев, С.П. Методика подготовки современного инженера к профессионально-творческой деятельности в условиях конкурентной среды: дис. канд. пед. наук: 13.00.08/ Андреев С.П. - Тамбов, 2003. -203 с.

3. Бердяев, Н.А. Смысл творчества. / Н.А. Бердяев - М.: Москва: 1916. - 358 с.

4. Боно, Э. Серьёзное творческое мышление/ Э. Боно.

- М.: Минск, 2003. - 496 с.

5. Горохов, В. Г. Концепции современного естествознания и техники: учеб. пособие. Разд. 2, гл. 2, разд. 3, гл. 1, 2 / В. Г. Горохов. - М.: ИНФРА-М, 2000.

6. Конюченко, Е.А. Творчество в инженерной деятельности / Е.А. Конюченко, Т.П. Линчук. - Иркутск: Национальный исследовательский Иркутский гос. техн. ун-т, 2010. - 5 с.

7. Ломов, Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии / Б.Ф. Ломов. - М.: Педагогика, 1991. - 256с.

8. Моляко, В.А. Психология конструкторской деятельности / В.А. Моляко. - М.: Машиностроение, 1983.

- 134 с.

9. Нехаев, В. И. Философия инженерного творчества: метод. указ. / В. И. Нехаев. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2005. - 38 с.

10. Чугунова, Э.С. Комплексная социально-психологическая методика изучения личности инженера / Э.С.Чугуновой. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. - 184 с.

ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ: СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Сабирова Райхан Шайхышевна

кандидат психологических наук, профессор кафедры психологии, Карагандинский государственный

университет им. акад. Е.А. Букетова, город Караганда

STUDY OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF HIGH SCHOOL GRADUATES: COMPARATIVE ASPECT

Sabirova Raikhan, Ph.D., Professor of the Department of Psychology, the Karaganda State University of name of academician EA. Buketov, Karaganda

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.