Научная статья на тему 'Features of accounting and reporting in the countries applying Islamic model'

Features of accounting and reporting in the countries applying Islamic model Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
154
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ACCOUNTING / REPORTING / ISLAMIC MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Kruzhkova I.I., Al-Obaid Ahmed Dawood Hudayr

Russia as a country which today is home to more than 20 million Muslims is interested in increasing the direction and intensity of cooperation with the Islamic countries. The Islamic world has a very rapid development, the volume of Islamic economics are growing every year, which affects the intensive development and accounting. The article reveals the principles and features of accounting and reporting in the countries applying Islamic accounting model.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Features of accounting and reporting in the countries applying Islamic model»

DOI http://dx.doi.org/10.18551/rjoas.2016-06.01

ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ФОРМИРОВАНИЯ ОТЧЕТНОСТИ В СТРАНАХ ПРИМЕНЯЮЩИХ ИСЛАМСКУЮ МОДЕЛЬ

FEATURES OF ACCOUNTING AND REPORTING IN THE COUNTRIES APPLYING

ISLAMIC MODEL

Кружкова И.И., кандидат экономических наук Kruzhkova I.I., Candidate of Economic Sciences Аль-Обайди Ахмед Давуд Худаир, аспирант Al - Obaid Ahmed Dawood Hudayr, Post-graduate student ФГБОУ ВО Орловский ГАУ, Орел, Орловская область, Россия Orel State Agrarian University, Orel City, Russia E-mail: audit.agac.orel@mail.ru, obaede@mail.ru

АННОТАЦИЯ

Россия как страна, в которой сегодня проживает более 20 млн. мусульман, заинтересована в увеличении направлений и интенсивности сотрудничества с исламскими странами. Исламский мир отличается очень быстрым развитием, объемы исламской экономики растут с каждым годом, что сказывается на интенсивном развитии и бухгалтерского учета. Статья раскрывает принципы и особенности ведения учета и формирования отчетности в странах применяющих исламскую модель бухгалтерского учета.

ABSTRACT

Russia as a country which today is home to more than 20 million Muslims is interested in increasing the direction and intensity of cooperation with the Islamic countries. The Islamic world has a very rapid development, the volume of Islamic economics are growing every year, which affects the intensive development and accounting. The article reveals the principles and features of accounting and reporting in the countries applying Islamic accounting model.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Бухгалтерский учет, отчетность, исламская модель. KEY WORDS

Accounting, reporting, Islamic model.

Идея гармонизации систем бухгалтерского учета реализуется в рамках Европейского сообщества, а в каждой стране может существовать собственная модель организации учета и система стандартов, ее регулирующих. Главное, чтобы эти стандарты не противоречили аналогичным стандартам в других странах - членов сообщества, т.е. находились в «гармонии» друг с другом. Работа в этом направлении ведется с 1961 г., когда в рамках Европейского сообщества была сформирована Исследовательская группа по проблемам бухгалтерского учета (Groupe d'Etudes), цель которой состояла в формировании концепции развития учета [1].

Оборотной стороной процессов гармонизации и глобализации становится тенденция повышения значения фактора цивилизационной идентичности. Стремление вернуться к своим цивилизационным корням отчетливо прослеживается в событиях на Ближнем Востоке и в Северной Африке, где политическое и социально-экономическое обновление общества зачастую проходит под лозунгом утверждения исламских ценностей. Схожие процессы наблюдаются и в других регионах, что выводит в разряд первоочередных приоритетов мировой политики задачу предотвращения межцивилизационных разломов, наращивания усилий в интересах формирования

партнерства культур, религий и цивилизаций, призванного обеспечить гармоничное развитие человечества [2].

Следование иракской экономической политики в отношении либерализации и открытости к зарубежным рынкам, приводит к переходу к административной децентрализации в управлении экономикой. Это влечет осуществление экономической политики с усилением административного и финансового правительственного и общественного контроля.

Иракская экономика, в настоящее время, способствует росту финансово-административной коррупции в системе государственных и частных учреждений, в том числе правительств и партий [3].

В течение последних 15 лет производство сельскохозяйственной продукции снижалось в среднем на 1,1% в год, что приводило к уменьшению производства аграрной продукции на душу населения на 3,9% в год. Более половины общего потребления продовольствия приходится на импорт [4]. Сложившаяся ситуация вызывает потребность в скорых экономических реформах в Ираке, в том числе и в области бухгалтерского учета. Возможный переход к новой экономической политике в области бухгалтерского учета и использование новых учетно-аналитических инструментов обеспечит такое качество учетной информации, которое будет отвечать инвестиционным интересам, интересам собственников и финансовых структур, а также другим потребностям иракского общества.

В странах, где господствуют исламские фундаменталистские позиции (Иран, Пакистан, Афганистан, ЙАР, Ливия, Судан), мусульманское право имеет большее влияние. Нормы мусульманского права регулируют многие вопросы гражданского, семейного, государственного, уголовного и других отраслей жизни общества. Здесь наблюдается своеобразный ренессанс мусульманско-правовой культуры, возврат к традиционным исламским ценностям [5].

Страны мира объединились в Организацию исламского сотрудничества, которую создали в 1969 г. по решению короля Саудовской Аравии и короля Марокко (до 2011 г. называлась «Организация «Исламская конференция»). Таким образом, исламская экономика получила возможность развивать свою систему бухгалтерского учета, которая в настоящее время выделена в отдельный сегмент.

Экономические связи России и республики Ирак заключаются в торговой сфере, экономическом и научно-техническом сотрудничестве, об учреждении российско-иракской комиссии по торговле, экономическому и научно-техническому сотрудничеству, о сотрудничестве в сооружении объектов в области нефтяной и газовой промышленности [6].

Россия всегда была заинтересована в увеличении направлений и интенсивности сотрудничества с исламскими странами, в том числе и Ираком [7]. В условиях санкций движение России и исламского мира навстречу друг другу ускорилось. Объем торговли России со странами - членами ОИС в 2014 г. превысил 80 млрд долл. [8]

Важно отметить двустороннее сотрудничество России и ближневосточных стран. Так для внедрения принципов исламского учета и их применения в России формируется нормативная основа. Она была создана после достижения договоренностей о переводе шариатских стандартов ААОИФИ на русский язык. В России этим занимается РАЭИФ - Российская ассоциация экспертов по исламскому финансированию. Благодаря усилиям организации опубликовано 11 стандартов [7].

Начиная со второй половины XX века, зарубежными учеными было разработано несколько классификаций национальных систем бухгалтерского учета на базе различных критериев [9]. Все они носят условный характер.

Указанные модели учета решают определенные тактические и стратегические задачи развития экономики отдельной страны путем издания нормативных и законодательных актов, регулирующих учетную систему. Исламская модель бухгалтерского учета строится на принципе партнерства (мушарака), принципе благотворительности (садака и аукафа), принципе запрета определенных видов бизнеса (харам). Кроме того исламское общество дипломированных бухгалтеров при

подготовке документов, стандартизирующих практику исламского учета, учитывает как общие исламские морально-этические нормы, так и прямые указания, содержащиеся в Коране [10].

В настоящее время Ирак, представляет собой развивающуюся страну, заинтересованную в привлечении иностранных инвестиций и испытывающую недостаток учетных кадров высокой квалификации. В настоящее время в стране возникла серьезная проблема выбора стратегии развития национального бухгалтерского учета, которая бы создавала предпосылки экономического развития и обеспечивала бы применение в системе бухгалтерского учета решений, традиционных как для восточной, так и для западной учетной практики.

Ирак является мусульманским государством и находится под влияниями двух моделей бухгалтерского учета: англо-американской, что вытекает из исторических реалий сложившихся в развитии экономических отношений, и активно развивающейся исламской модели бухгалтерского учета. В качестве одного из средств построения учетной системы в Ираке, адекватной современным экономическим реалиям, предлагается обновление существующей национальной системы бухгалтерского учета без нарушения целостности этой системы.

Коран оказывает превалирующее воздействие на достижение справедливости в распределении национального богатства и всю экономическую жизнь общества исламского государства. В Ираке считается, что все функционирующие предписания в обществе должны иметь свое отражение в бухгалтерском учете, иначе учетная информация потеряет смысл.

Экономика Ирака неразрывно вплетена в ткань мусульманского общества, и на нее оказывают огромное воздействие, как общие исламские морально-этические нормы, так и прямые указания, содержащиеся в Коране и сунне и касающиеся этой сферы жизни мусульман. Религиозная мораль вместе с конкретными экономическими предписаниями представляет собой базис экономики Ирака. В иракской хозяйственной системе выделяются три основополагающих принципа:

- особая налоговая система (в частности, «закат» для сунитов (от дохода платят 2,5 части, «хомус» - для шиитов платят 20 часть);

- особый порядок наследования собственности (ирс);

- запрещение ростовщичества (запрет «риба»).

Мушарака (партнерство) - постулат исламской экономики, обусловленным совместным долевым предприятием, в котором инвесторы осуществляют вложения в складчину и делят между собой полученные прибыли или убытки в соответствии с размером пая каждого участника. Прежде всего необходимо понимать, что построение отношений между участниками той или иной сделки должно следовать принципу партнерства - «мушарака».

В экономических взаимоотношениях также используется термин - «модарабах», «аль-мудараба» и «модараба». Термин также известен как кирад и мукарада. Он раскрывает принцип взаимоотношений с инвестором, когда последний, вносящий капитал в предпринимательскую деятельность, не вмешивается в бизнес или предприятие. Доход делится согласно предварительно договоренной схеме, в то время как убытки несет только инвестор. Отметим еще ряд понятий: «мудариб» -предприниматель, который ведет бизнес, основанный на чужом капитале. Также применяется как понятие «амиль» и «рабб аль-маль»; мурабаха - увеличение стоимости или повышение издержки плюс фиксированная прибыль, термин также используется как аль-мурабаха. Один из принципов шариата, используемый в исламской банковской системе [11]. Иначе, термин «мурабаха» означает торговое соглашение, при котором продавец прямо указывает затраты, понесенные им на продаваемые товары и продает их другому лицу (покупателю) с наценкой к первоначальной стоимости, которая заранее известна покупателю.

Институт заката базируется на специфическом понятии исламской собственности, которое основывается на признании того, что богатство в руках людей — это богатство Бога, а люди являются лишь его управителями. «Закат» -

первоначально имел благотворительный характер, а позднее превратился в религиозную обязанность. «Закат» является обратным значением понятия запрета -«риба». Так одним из ключевых законов финансовой деятельности в исламе является запрет на взимание процента - риба, что существенно влияет на денежно-кредитную систему исламских стран и не соответствует основным принципам кредита, принятым во всем мире.

Еще ряд дополняющих принципы исламской экономики понятий, таких как «закат аль-фетр» - платится в течении месяца рамадана и приравнивается к 3 кг фиников, ким-миш, муки, либо определенной сумме аналогичной стоимости этих продуктов; «закат эль-маль» - это денежные суммы, которые уплачивают очень богатые люди, исповедующие одно из течений ислама (суниат), сумма выплат составляет ориентировочно 2,5% от суммы дохода; «хомус» - платят богатые люди, исповедующие одно из течений ислама (шиит) в сумме приблезительно 20 % своего дохода. В интернете на исламских сайтах появились даже закат-калькуляторы, которые позволяют за очень короткий промежуток времени подсчитать сумму, причитающуюся обложению закатом, а на факультетах бухгалтерского учета мусульманских высших учебных заведений начали изучать как подраздел исламского бухгалтерского учета - закатный учет. Во многих странах, где распространен ислам, возрождаются правительственные институты, ведающие сбором и распределением заката.

В целом этика исламского бизнеса подразумевает доход, пропорциональный умственным и физическим затратам в производстве, выраженный в заранее согласованной части прибыли, полученной от их использования заемщиком. Тем самым заимодатель несет ответственность за реальное производство [12].

В исламской учетной модели так же выделяют следующие термины /13/: «иджара» - вид инвестиционной деятельности; «гарар» - элемент неопределенности в предмете договора или в отношении цены товара, спекулятивный риск; «мейсир» -запрет чистой спекуляции или азартных игр, т.е. получения прибыли без усилий.

Отметим, что в то же время исламская модель бухгалтерского учета формируется под влиянием разнообразных факторов, а не только воззрений исламской идеологии.

Исламская экономическая доктрина обусловила ориентацию бухгалтерского учета на государство, управление и общество, что в корне отличается от западноевропейских учетных концепций, которые нацелены на инвесторов и кредиторов. Кроме того, урегулирование на экономическом уровне имущественных интересов каждого из участников на основе указанных экономических категорий обусловливает эффективность бухгалтерского учета в мусульманских странах в развитии инвестиционных процессов и развитии финансового рынка в целом. Это свидетельствует об отсутствии асимметричности информации в направлении других пользователей [14].

В Иракской республике назрела необходимость в реформировании национальных бухгалтерских и аудиторских стандартов, отражающих реально сложившиеся экономические отношения. Главное препятствие для роста исламской экономической системы и формирования информационного обеспечения управления является отсутствие стандартизации учетно-аналитического обеспечения на всех уровнях экономики.

Международная система регулирования бухгалтерского учета в ближневосточных странах связана с развитием идеи панисламизма в целях создания единственной мусульманской уммы. Данное развитие является противопоставлением идеям глобализации в мире. Результатом является создание в арабских странах и эффективное функционирование «Организации исламской конференции», которой принят ряд документов и деклараций международного уровня, в которых размещены положения о социально-экономическом развитии в мусульманском мире [15].

Потребность любой организации в полном раскрытии учетной информации обусловливает необходимость дальнейшего совершенствования состава и структуры

международных стандартов ведения бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с исламской моделью учета. Состав и структура исламского учета и финансовой отчетности не отличаются от учета и отчетности, публикуемой западными компаниями, единственно включает специфические требования к раскрытию учетной информации продиктованные учетной системой Ирака. Система западного и исламского учета, зачастую применяет одинаковые методы оценки пассивов и активов имущества и обязательств, однако разниться в порядке представления отчетной информации.

Выделяют следующие особенности исламской учетной модели:

• монотеизм;

• общность;

• религиозность;

• взаимопомощь;

• ориентация на окружающую среду;

• приемлемая прибыль;

• основана на этических законах, имеющих своим источником коран.

Исламская экономика, направлена на обеспечение основных потребностей

человека, используя гармонические средства, тогда как обычная экономика ориентируется в своей основе на материальное начало и пренебрегает законностью и запретами. Исламская экономика строится на признании частной собственности, как ее трактует шариат. В равной степени она направлена на распространение представлений социальной солидарности путем обеспечения условий для единения и сотрудничества между капиталом и трудом при полном отрицании монополизма, а также на достижение социальной справедливости за счет обоснованной оплаты труда и искоренение безработицы. Исходя из этого, исламская экономика преуспевает в разрешении самых сложных задач современности, установлении равновесия между потребностями индивида и прогрессом общества [16].

Исламская модель бухгалтерского учета является одним из альтернативных направлений развития бухгалтерского учета в условиях глобализации, поскольку призвана решить ряд назревших социально-экономических проблем, таких как повышение социальной защищенности общества, преодоление безработицы и бедности, внедрение в экономические отношения принципов социальной справедливости и других [17].

Несмотря на то, что в 2011 году было заявлено о корректировке единой учетной системы и стандартов Ирака в сторону сближения с МСФО, учетная система Ирака в настоящее время все еще во многом отлична от МСФО. Не предусмотрено стандартом единой учетной системы Ирака в виде деления внеоборотных активов на материальные и нематериальные долгосрочные активы, отсутствует норма, регулирующая переоценку основных средств, что не в полной мере соответствует требованиям МСФО. В единой учетной системе Ирака используется термин «проекты в стадии реализации», который не раскрывается МСФО и имеет особый порядок учета. В системе учета республики Ирак не предусмотрена оценка по справедливой стоимости финансовых или других активов, предлагается только один вариант оценки материально-производственных запасов - только лишь по фактической себестоимости [18].

Закон о бухгалтерском учете в республике Ирак - «Система единого учета» -документ описывающий общие требования ведения учета, раскрывающий сущность элементов метода ведения бухгалтерского учета, описывающий ведение учета по всем участкам деятельности [19]. Совет стандартов бухгалтерского учета и контроля в Ираке с 1988 г. разрабатывает свои национальные стандарты. За последующие года, принято 14 иракских стандартов ведения бухгалтерского учета (№1 «Измерение результатов деятельности по строительным договорам», №2 «Нематериальные активы», №3 «Капитализация затрат по займам», №4 «Учет влияния изменений валютных курсов», № 5 «Запасы», №6 «Раскрытие информации, относящейся к финансовой отчетности и учетной политике», №7 «Отчет о движении денежных

средств» и др.), количество которых не достаточно, для обоснованного ведения учета. [20].

В последнее время внимание исследователей и профессионалов привлекают положения международного налогового регулирования в целях обеспечения налоговой безопасности государства. Изучая международные нормативно-правовые документы и их значение в обеспечении налоговой безопасности, выделяют, на ровне с другими, договора (соглашения, конвенции) по устранению двойного налогообложения в сфере международных перевозок. Такое соглашение заключено Россией с республикой Ирак в сентябре 1974 г. [21]

В результате более тесного сотрудничества стран появляется реальная возможность использования мирового капитала, обеспечив приток финансовых ресурсов.

Развитие международных связей, усиление процессов глобализации и развития международного бухгалтерского учета, экономики в целом требует гармонизации бухгалтерского учета как международного языка бизнеса, но и преследуется цель стандартизации и унификации международных административных процедур в отношении резидентов и нерезидентов различных государств.

В настоящее время во многих мусульманских странах наблюдается определенная схожесть исламской и англо-американской учетных моделей. Данный подход отражает двойственность исламского учета: с одной стороны, противопоставляемая западному бухгалтерскому учету и значительно от него отличающаяся система исламского учета, и в то же время, с другой — нынешняя учетная исламская практика, незначительно отличающаяся от ведения бухгалтерского учета в промышленно развитых странах.

Анализируемая исламская учетная модель еще не достигла того уровня развития, который присущ британо-американской и континентальной системам учета, однако уже находится на этапе своего становления, поэтому многие выявленные ее особенности на наш взгляд найдут свое применение в современной практике исламского учета.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Саркисянц А. «Первых нет и отстающих...». Международная практика использования унифицированных стандартов финансовой отчетности // Бухгалтерия и банки. 2014. N 5. С. 46 - 54.

2. «Концепция внешней политики Российской Федерации» (утв. Президентом РФ 12.02.2013)

3. Экономика Ирака. Экономическая характеристика Ирака. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.world-globe.ru/countries/iraq/economy/ Дата обращения: 24.02.2016 г.

4. Экономика Ирака. Особенности экономического развития Ирака. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gecont.ru/articles/econ/iraq.htm. - Дата обращения: 24.02.2016 г.

5. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. М.: Магистр-Пресс, 2004. 410 с.

6. О возможностях освоения рынка Ирака российскими компаниями [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://navoine.info/iraq-rus-comp.html. Дата посещения: 24.02.2016 г.

7. Умаров Х.С. Формирование методики адаптации исламского бухгалтерского учета к РСБУ // Аудитор. 2015. N 4. С. 58 - 63.

8. У России и стран ОИС большой потенциал сотрудничества по созданию совместных высокотехнологичных производств [Электронный ресурс] Режим доступа: http://mobile.council.gov.ru/press-center/news/43754/.

9. Мюллер Г., Гернон Х., Миик Г. Учет: международная перспектива / Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1999. -136 с

10. Кувалдина Т.Б. Национальная культура и традиции: влияние на модели бухгалтерского учета // Аудиторские ведомости. 2014. N 8. С. 64 - 71

11. Зарипов И.А. Исламский рынок капитала и ипотечный рынок на примере Малайзии // Управление собственностью: теория и практика. 2014. N 4. С. 2 - 31.

12. Чениб Р.Ш., Чениб Б.Р. Финансовые инструменты исламской экономики в казначейской системе исполнения бюджета // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2015. N 10. С. 46 - 54.

13. Евдокимов В.В., Грицишен Д.А. Развитие теоретико-методологических основ исламской модели бухгалтерского учета // Международный бухгалтерский учет. 2012. N 20. С. 53 - 64

14. Евдокимов В.В., Грицишен Д.А. Конфликт интересов пользователей бухгалтерской информации: исламский опыт урегулирования // Международный бухгалтерский учет. 2010. N 2. С. 32-43

15. Грицишен Д.А. Регулирование бухгалтерского учета в мусульманских странах: общая характеристика // Международный бухгалтерский учет. 2011. N 15. С. 56 - 68

16. Евдокимов В.В., Грицишен Д.А. Исламская экономическая доктрина как среда формирования и развития исламской модели бухгалтерского учета // Международный бухгалтерский учет. 2012. N 29. С. 57 - 64

17. Евдокимов В.В., Грицишен Д.А. Исламская модель бухгалтерского учета в преодолении социально-экономических последствий глобализации // Международный бухгалтерский учет. 2012. N 41. С. 60 - 68

18. Мохаммад Билал Амджад Концептуальные основы гармонизации бухгалтерского учета в республике Ирак. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dslib.net/bux-uchet/konceptualnye-osnovy-garmonizacii-buhgalterskogo-ucheta-v-respublike-irak.html Дата обращения: 23.02.2016 г.

19. Сафонова И.В. Международная стандартизация бухгалтерского учета, как фактор повышения инвестиционной привлекательности России // Экономика. Налоги. Право. - 2013. - № 3. - с.110-116

20. Мохаммад Билал Амджад, Зылёва Наталья Владимировна. Сравнительный анализ иракских и российских стандартов бухгалтерского учета [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/artide/n/sravnitelnyy-analiz-irakskih-i-rossiyskih-standartov-buhgalterskogo-ucheta. Дата посещения: 25.02.2016 г

21. Тимофеева И.Ю. Международный бухгалтерский учет и его роль в развитии международной налоговой безопасности // Международный бухгалтерский учет. 2010. N 5. С. 28 - 32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.