Научная статья на тему 'Фасилитация в педагогической деятельности'

Фасилитация в педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
833
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАСИЛИТАЦИЯ / ФАСИЛИТАЦИЯ ПЕДАГОГА / ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА К ФАСИЛИТАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филь Т. А.

В статье рассмотрены имеющиеся в научной литературе данные относительно проблемы фасилитации в педагогической деятельности. Представлены определения понятия «фасилитация», обозначены основные аспекты его изучения в современной отечественной психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фасилитация в педагогической деятельности»

Аутичные состояния

Люди, проявляющие три или более симптомов, но не имеющие полного набора критериев аутизма, синдрома Аспергера, детского дезинтегративного расстройства или другого, похожего на аутизм расстройства, могут диагностироваться как имеющие аутичное состояние.

Многие дети с расстройством внимания и тяжелой моторной неуклюжестью имеют аутичные состояния.

В данной статье отражены основные положения, которые необходимо знать педагогам массовых школ и родителям, видящим в детях особенности, присущие расстройствам аутистического спектра для того, чтобы обратиться за консультацией к специалистам: психиатру или специальному психологу.

Список литературы:

1. Гилберг К. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты / К. Гил-берг, Т. Питерс. - СПб.: ИСПиП, 1998. - 312 с.

2. Официальный сайт МКБ-10 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mkb 10.com/b/62.

3. Официальный сайт Association for Science in Autism Treatment (Американской ассоциации о научном подходе к лечению аутизма) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.asatonline.org.

4. Darold Treffert Extraordinary People: Understanding Savant Syndrome [Электронный ресурс]. - 2000. - Режим доступа: http://www.iUniverse.com.

ФАСИЛИТАЦИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Филь Т.А.*

Новосибирский гуманитарный институт, г. Новосибирск

В статье рассмотрены имеющиеся в научной литературе данные относительно проблемы фасилитации в педагогической деятельности. Представлены определения понятия «фасилитация», обозначены основные аспекты его изучения в современной отечественной психологии.

Ключевые слова фасилитация, фасилитация педагога, готовность педагога к фасилитации.

В современных условиях модернизации образования все большее внимание уделяется личности педагога, способного и готового организовать процесс обучения таким образом, когда создается атмосфера поддержания и об-

* Доцент кафедры Педагогики и психологии.

легчения проявления инициативы, самостоятельности учеников, содействия процессу их психического развития. Несмотря на потребность образовательной среды в педагогах-фасилитаторах, сам феномен фасилитации педагога остается малоизученным, а также отсутствуют программы по формированию готовности к фасилитации педагога на разных ступенях образования.

В западной психологической науке проблема фасилитации педагога наиболее полно рассматривалась К. Роджерсом. Ученый исследовал особенности личности педагога-фасилитатора, его деятельности, общения и творчества, указывая на то, что именно такой учитель готов отвечать современным запросам общества. Скорость изменений знаний в науках, происходящих сегодня, неизбежно приводит к выводам о том, что целью обучения является не просто усвоение знаний и навыков, а приобретение умения учиться, важно не само знание, а умение его добывать. Согласно К. Роджерсу преподавание в том смысле, в котором существовало до середины XX века, сегодня не имеет смысла. Подобные изменения вынуждают переходить от традиционного образования к образованию личностно-ориентированному, в котором важным становится для педагога, прежде всего, быть фасилитатором.

Феномен фасилитации в XX веке был определен как эффект, возникающий в результате групповой деятельности, повышающий активность индивида в условиях группы и оказывающий влияние на результативность решения тех или иных задач [1]. С английского языка фасилитация (facilitate) переводится как облегчать, содействовать, способствовать, помогать, продвигать [2].

Анализируя основные идеи К. Роджерса [3, 4, 5] по проблеме фасилита-ции можно сказать, что проявляет себя данный феномен в педагогической деятельности в умении педагога организовать образовательный процесс таким образом, при котором создается атмосфера психологической поддержки, способствующая повышению мотивации учения (в том числе самообучения), развитию ответственности, творчества, а также личностному росту учеников. Благодаря такой организации достигаются большие академические успехи, что ведет к повышению качества образования. Учитель, готовый к реализации фасилитативного процесса, интересуется потребностями и запросами учеников, стремится к пониманию их внутреннего мира, создает атмосферу, в которой ученики самостоятельно хотят знать, при этом такой учитель открыт своим собственным переживаниям и способен открыто их выражать.

Проблема фасилитации в педагогической деятельности разрабатывалась также в трудах гуманистически ориентированных ученых - Ф. Робака, Р. Тау-ша, Д. Эспи, Р. Мэй, В. Франкла, Д. Бюдженталь, Д. Холта, Ч. Силбермана, Т. Грегори. Работы западных ученых были посвящены исследованиям фаси-литирующих условий, особенностей личности, деятельности, общения и творчества учителя-фасилитатора, путям и методам его профессиональной подготовки. Главная идея, объединяющая взгляды всех перечисленных ав-

торов, заключается в том, что обучение должно выступать средством личностного роста учеников и педагогов. Педагог должен быть готов к осуществлению фасилитации, т.е. облегчению проявления инициативы, способствованию личностному взаимодействию учеников и содействию процессу их психического развития. При этом, ученые, описывая особенности взаимодействия учителя с учениками, не всегда использовали сам термин «фасилита-ция». Так, например, Д. Холт, анализируя деятельность учителя, выделял собственно учителя, который занимается образованием учеников, приведением знаний к определенному уровню, и педагога, который помогает ученикам в их собственной учебной активности. Такой педагог умеет видеть и слышать, помогает ученику только в том случае, когда его помощь действительно необходима, а не проявляет инициативу [6].

В отечественной науке разработкой проблемы фасилитации в образовании занимаются Э.Ф. Зеер [7], И.В. Жижина [6], С.О. Борисюк [8], О.И. Ди-мова [9], Е.Г. Врублевская [10], Е.А. Маслова [11], О.Н. Шахматова [12] и др. Понятие «фасилитация» рассматривается по-разному (рис. 1).

Из приведенных определений на рис. 1 видно, что каждый ученый изучает различные ее аспекты, такие как фасилитирующее общение, взаимодействие, направленность и т.д.

Сопоставляя различные подходы к пониманию данного феномена можно выделить общее для всех основание, указывающее на результат фасили-тации, заключающийся в личностном росте обучающихся, продуктивности образования за счет определенным образом организованного взаимодействия педагога и учеников. Т.е. каждое определение, так или иначе, отражает процедурную сторону фасилитации, содержащую в себе действия педагога по поддержанию и облегчению проявления инициативы, самостоятельности учеников, содействию процессу их психического развития и обеспечению положительного межличностного взаимодействия, что ведет к самореализации учеников. Поддержка, оказываемая ученикам педагогом, выполняет функцию защиты их от неуверенности и страха того, что они могут не выполнить учебные задания, а также помогает в утверждении их психологического статуса, т.е. представлении о месте их в системе межличностных отношений в группе. Таким образом, фасилитация педагога представляет собой процесс создания на занятиях такой атмосферы, которая оптимальна для решения образовательных задач на основе сотрудничества педагога с учениками, их полного принятия и постоянной поддержки, обязательной веры в их способности, взаимоуважения и доверия.

Теоретический анализ по представленной проблеме показывает, что понятие фасилитация является психолого-педагогической категорией и тесно связано с понятием взаимодействия. Процесс фасилитации в педагогической деятельности, по сути, представляет собой стимулирующее, развивающее и поддерживающее взаимодействие. Изучение индивидуально-психологических

характеристик педагога, обуславливающих формирование его готовности к фасилитации, представляется крайне важным в современных условиях модернизации образования, направленной на повышение его качества.

Рис. 1. Подходы к пониманию фасилитации в отечественной науке

Список литературы:

1. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. - 672 с.

2. Англо-русский словарь общей лексики [Электронный ресурс]. -ABBYY, 2011. - Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/facilitate.

3. Роджерс К., Фрейберг Дж. Свобода учиться / Пер. с англ. А.Б. Орлова, С.С. Степанова, Е.Ю. Патяевой; под ред. А.Б. Орлова. - М., 2002. - 527 с.

4. Роджерс К.Р. Личные размышления относительно преподавания и учения // Открытое образование. - 1993. - № 5-6. - С. 8-12.

5. Роджерс К.Р. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем // Семья и школа. - 1987. - № 10. - С. 22-24.

6. Жижина И.В. Психологические особенности развития фасилитации педагога: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / И.В. Жижина. - Екатеринбург: Уральский гос. проф.-пед. ун-т, 2000. - 153 с.

7. Зеер Э.Ф. Личностно-развиваюшие технологии начального профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.Ф. Зеер. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 176 с.

8. Борисюк С.О. Розвиток здатносп до фасилггативно! взаемоди у майбутшх соцальних педагопв засобами сощально-педагопчного третнгу / С.О. Борисюк // Науковi записки НДУ iм. М.Гоголя. Психолого-педагопчш науки. - 2011. - № 5. - С. 180-182.

9. Димова О.И. Педагогические условия развития способности к фасили-тирующему взаимодействию у будущих учителей: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / О.И. Димова. - Хабаровск: Хабар, гос. пед. ун-т, 2002. - 199 с.

10. Врублевская Е.Г. Развитие способности педагогов к фасилитирую-щему общению: Учебное пособие / Е.Г. Врублевская. - Хабаровск, Изд-во «Колорит», 2001. - 182 с.

11. Маслова Е.А. Сущность и структура фасилитативной направленности личности будущего педагога / Е.А. Маслова // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. - 2011. -№ 3. - С. 109-117.

12. Шахматова О.Н. Педагогическая фасилитация: особенности формирования и развития / О.Н. Шахматова // Научные исследования в образовании. - 2006. - № 3. - С. 118-125.

СОВРЕМЕННАЯ ТРАКТОВКА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ В РАМКАХ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Шевырева Е.Г.*

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

В статье рассмотрены некоторые подходы к подготовке психологов и педагогов, работающих в сфере специального образования, пред-

* Доцент кафедры Специальной и практической психологии, кандидат психологических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.