УДК 37.013
С.Н. СЕМЯННИКОВ
ФАСИЛИТАЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ
ВОСПИТАННИКОВ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ С ОПОРОЙ НА ДУХОВНЫЕ ТРАДИЦИИ РОССИИ
Приводятся результаты экспериментальных исследований по фасилитации духовно-нравственного саморазвития подростков - воспитанников социально-реабилитационных центров (СРЦ) несовершеннолетних с опорой на духовные традиции России, апелляцией к их духовному Я, налаживанием внутреннего диалога с совестью посредством диалога с педагогом-миссионером на платформе доверия. Целью реабилитации таких подростков является восстановление их доминантной субъектной позиции. Педагог-миссионер фасилитирует воспитанника СРЦ в его богообщении, активном целепола-гании и творчестве в команде сверстников, защите проектов, направленных на развитие страны, ее молодежной политики. Номинация «Инклюзивный проект "Мир вокруг нас"» межрегионального фестиваля-конкурса «Алтарь Отечества» предоставляет возможность достижения результатов праксеологического уровня, успешной социализации подростков в СРЦ, превращения их в активных субъектов социальной жизни России.
Ключевые слова: духовно-нравственное саморазвитие подростков, социально-реабилитационные центры несовершеннолетних, фасилитативный подход, духовные традиции народов России.
The article presents the results of experimental studies on facilitating the spiritual and moral self-development of adolescents - inmates of charities, based on the spiritual traditions of Russia, appealing to their spiritual «Me», establishing an internal dialogue with conscience through a dialogue with a teacher-missionary on a platform of trust. The purpose of .such adolescents' rehabilitation is to restore their dominant position of a subject. The missionary teacher facilitates the teenager in his communication with God, active goal-setting and creativity in a team ofpeers, presentation ofprojects aimed at the development of the country, its youth policy. The nomination Inclusive project "The World around Us" of the interregional festival-competition "Altar of the Fatherland" provides an opportunity to achieve praxeological results, successful socialization of the adolescents, turning them into active subjects of social life in Russia. Keywords: spiritual and moral self-development of adolescents, charities, facilitative approach, spiritual traditions of the peoples of Russia.
Введение
Актуальность исследования: в связи с новой реальностью - дистанционным общим образованием - роль социально-реабилитационных центров
© Семянников С.Н., 2021
(далее - СРЦ) в процессе социализации детей и подростков из неблагополучных семей становится определяющей.
Особенностями подростков - воспитанников СРЦ, по сравнению с подростками семьи, являются:
• высокая степень риска стойких нарушений, в том числе психических;
• искажение отношения к институту семьи как одному из важнейших звеньев духовно-нравственной иерархии личности, которое в отсутствие коррекции накапливается и может передаваться из поколения в поколение во всех областях жизни человека - духовно-нравственной, психолого-педагогической и социально-бытовой;
• отсутствие устойчиво положительного отношения к собственному здоровью, труду, Родине, культуре, низкий уровень заинтересованности в обучении и низкая степень креативности;
• менее ярко выраженные эгоистические наклонности, обусловленные в основном стремлением к сохранению жизни, а не ее качеству, дефицит опыта любви при постоянном ее поиске;
• поиск опоры в Боге в сочетании с кризисом доверия к ближним;
• глубокая апатия, связанная с негативным социальным опытом, отражающаяся в пассивности выражения своей позиции (и, как следствие, требующая существенно более чувствительных методик исследования в сравнении с известными) и в агрессивности свободных ответов.
Методы
Очевидно, что целью реабилитации таких подростков является восстановление доминантной субъектной позиции, т.е. не социальная адаптация (приспособление), а полная со-
циализация, превращение виктим-ной личности в активного субъекта социальной жизни России. Рассмотрим возможности фасилитации этого процесса с опорой на духовные традиции народов России [2, 7]. Для схематического отображения аспектов процесса фасилитации [5] введем следующие латинские обозначения: субъект - S, подросток (отрок, юноша, puer) - p, педагог-миссионер (missionis) - m, Бог (Deus) - D. Под фасилитацией в данном случае подразумеваются стимулирование, мотивация, поддержка духовно-нравственного самосовершенствования подростков СРЦ. Необходимо отметить, что воспитанниками СРЦ становятся подростки разных национальностей и вероисповеданий, в том числе атеисты, поэтому участие в программах фасилитации может быть исключительно добровольным, диалогичным [4-6].
Результаты исследования
В диалогическом подходе Т.А. Флоренской [9, 10] в человеке выделяются два начала - духовное Я и наличное Я, последнее из которых рассматривается как совокупность психических характеристик и состояний души человека на данный момент. Несовершенное и ограниченное наличное Я зачастую закрывает, заслоняет собой духовное Я человека - его духовную индивидуальность, сокровенную глубину его души, творческое начало и перспективу становления. Оно проявляется в голосе совести, нравственной интуиции, творчестве. Поэтому первым этапом фасилита-ции является поддержка налажива-
ния внутреннего диалога подростка с гогом-миссионером на платформе до-совестью посредством диалога с педа- верия (рис. 1).
Рис. 1. Духовно-ориентированный диалог с подростком РЦ
Педагог-миссионер должен стать сионер не заслоняет собой Бога, а фа-
«значимым другим», к которому под- силитирует богообщение подростка
росток обращается за поддержкой СРЦ в той мере, в которой такая под-
[6, 9, 10]. Таким образом, педагог-мис- держка необходима (рис. 2).
Рис. 2. Фасилитация личностного общения подростков СРЦ с Творцом
Существует полемика по поводу возможности прямого общения личности подростка СРЦ с личностью Бога. На примере православия подтвердим такую возможность Священным Писанием. Иисус сказал: «...пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Мф. 19:14); «Придите все труждающиеся и об-ремененые, и Я успокою вас.» (Мф. 11:28). Нет личности более виктим-ной, чем подросток, изъятый из неблагополучной семьи и помещенный в непривычную для него обстановку СРЦ, и Бог, являющийся любовью,
не нуждается в посредничестве для его поддержки.
Подросток в своем личностном развитии не может довольствоваться когнитивным уровнем, ему необходимо достичь аксиологического, а лучше праксеологического уровня. Совместная деятельность, в том числе по решению проблем социума, создает условия для возникновения доверия в результате открытости и взаимоуважения (табл. 1). Опора на богообщение создает предпосылки для становления активной жизненной позиции воспитанника в социуме.
Таблица 1
Фасилитация личностного развития подростка РЦ в диалоге с педагогом-миссионером
Воспитанник Диалог Педагог-миссионер
Наблюдение Диалог с миссионером, совместный диалог с Богом Создание условий для формирования полноценной картины мира, сотериологичности воспитательного процесса. Соработничество в благодарении Творца. Молитва за воспитанника
Осмысление Диалог с миссионером, совместный диалог с Богом Наблюдение, диагностика. Ассистирование в формировании ценностных отношений с опорой на святоотеческие традиции. Соработничество в благодарении Творца. Молитва за воспитанника
Покаяние Диалог с миссионером, переход к богообщению, совместный диалог с Богом Создание условий для диалога с совестью, для подготовки и осуществления исповеди, для личной молитвы, молитва с воспитанником. Сора-ботничество в благодарении Творца
Самосовершенствование Богообщение с поддержкой миссионера, совместный диалог с Богом Создание условий для подготовки и осуществления исповеди, для проявления ценностных отношений, евхаристичности воспитательного процесса. Соработничество в благодарении Творца. Молитва за воспитанника
Преображение Богообщение Создание предпосылок для активной жизненной позиции воспитанника в социуме, сотериологич-ности и экклезиологичности жизни воспитанника. Благодарение Творца. Молитва за воспитанника
Обсуждение результатов исследования
Программы духовно-нравственного развития и воспитания должны предусматривать добровольное и посильное включение воспитанников СРЦ в решение реальных социальных, экологических, культурных, экономических и иных проблем семьи, школы, села, района, города, области, республики, России.
Площадкой, дающей подросткам СРЦ такую возможность, стал межрегиональный фестиваль-конкурс «Ал-
тарь Отечества», являющийся частью значимого проекта «Знание. Вера. Нравственность». В нем создана номинация «Инклюзивный проект "Мир вокруг нас"». Основной идеей данного проекта является творческая деятельность подростков СРЦ как детей с особыми образовательными потребностями в командах с обычными учащимися общеобразовательных школ над проектом или исследованием по интересующей их тематике. Рекомендуемая тематика во многом совпадает с дисциплиной «Окружающий мир», большое
внимание уделяется нравственным отстаивать свои взгляды на будущее,
аспектам жизни подростков, семейной Родину и ее историю, защищать проек-
жизни, краеведческим аспектам, мо- ты, направленные на развитие страны, лодежи предоставляется возможность ее молодежной политики и т.д. [1].
Рис. 3. Фасилитация активного целеполагания
В организованном социально-реабилитационными центрами виртуальном пространстве даже в условиях изоляции можно выводить творческие команды на высокий уровень целенаправленного межличностного общения и взаимоответственности за счет духовно-нравственной направленности этой творческой деятельности (рис. 3). Это становится возможным вне зависимости от места жительства или учебы членов команды - достаточно того, чтобы их объединяла интересующая всех тема. Работая в команде, «особые» подростки превосходят сверстников во внимании к деталям, успешно справляются с заданиями, требующими мелкой моторики, учатся у других членов команды волевой саморегуляции, целе-полаганию и планированию, а другие члены команды имеют возможность практически демонстрировать лю-
бовь к ближнему, дав ему ощущение равного [11-14].
Результаты работы инклюзивного проекта, публикуемые ежегодно на портале «Вера и время» (http://www. verav.ru/), обладают уникальностью не менее 75% и свидетельствуют об успешности воспитанников СРЦ, регулярно становящихся победителями и призерами. Совместная работа в творческом коллективе, совместная защита проектов и исследований являются наилучшим положительным подкреплением в становлении духовно-нравственной личности подростков СРЦ, обеспечивают личностные результаты на аксиологическом и практическом уровне (рис. 4). Достижение результата вдохновляет подростков СРЦ на дальнейшее личностное развитие, поступление в колледжи, высшие учебные заведения, их последующую успешную социализацию [2, 4, 6, 8].
Рис. 4. Фасилитация активной жизненной позиции
Выводы
В заключение можно сказать, что опора на религиозно-культурные традиции народов России в процессе фа-силитации духовно-нравственного самосовершенствования подростка в
социально-реабилитационном центре позволяет сформировать доминантные нравственные ценности, активную жизненную позицию подростков, позволяющую им успешно социализироваться по окончании реабилитации.
■
ЛИТЕРАТУРА
■
1. Андронова Р.Е., Рабаданова Р.С., Яркова Т.А. «Алтарь Отечества» - личностное развитие студента в изучении русского языка // Русский язык и русская культура в мировом культурном пространстве: сб. науч. ст. по мат-лам Междунар. научно-практ. конф. «Русский язык и русская культура в мировом культурном пространстве» (26-26 ноября 2020 г.) / под ред. Н.Д. Котовчихиной. М.: Ваш формат, 2021. С. 270-274.
2. Бикбулатова В.П., Рабаданова Р.С. Деятельностное содержание образования как необходимое условие профессиональной направленности личности // Вестник РМАТ. 2018. № 4. С. 73-80.
3. Патриотизм как основа формирования духовно-нравственной культуры личности в системе образовательных организаций: сб. науч. ст. по мат-лам Междунар. научно-практ. конф. (18-19 марта 2020 г.). М.: Ваш формат, 2020. 492 с.
4. Ромашина С.Я. Подготовка педагога к фасилитирующему взаимодействию с обучающимися //Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2014. № 1 (6). С. 9-15. doi: 10.12737/2864.
5. Ромашина С.Я., Майер А.А. Педагогическая фасилитация: сущность и пути реализации в образовании. М.: Вита-Пресс, 2010. 159 с.
6. Ромашина С.Я., Майер А.А., Субботина И.И. Фасилитация самостоятельной работы студентов // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2015. № 1 (10). С. 3-10. doi: 10.12737/10316.
7. Система измерителей конфликтологической компетенции студентов вуза специальности «Социальнаяработа»/М.Б. Алпысбаева, Г.Н. Манашова, С.Е. Шишов и др. //Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2019. № 3 (28). С. 32-38.
8. Теоретические и прагматические аспекты становления человека в образовательном пространстве // Сб. науч. мат-лов Междунар. научно-практ. конф. (5-6 декабря 2019 г.). М.: Ваш формат, 2020.332 с.
9. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. М.: Владос, 1991.208 с.
10. Флоренская Т.А. Мир дома твоего. Человек в решении жизненных проблем. М.: Русский хронографъ, 2009. 466 с.
11. Шафажинская Н.Е. Духовно-государственное служение преподобного Сергия Радонежского и его школы в истории русской культуры // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2014. № 2 (7). С. 8-19. doi: 10.12737/4650.
12. Шафажинская Н.Е. Духовно-религиозная культура в контексте современного образования // Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2013. № 2 (3). С. 47-51. doi: 10.12737/628.
13. Шишов С.Е. Человек расширяет Путь, а не Путь расширяет человека // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2016. № 1 (14). С. 85-87.
14. Шишов С.Е., Кальней В.А. К вопросу об основных направлениях развития педагогического образования в России // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2016. № 3 (16). С. 3-9.