Научная статья на тему 'ФАСИЛИТАЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ С ОПОРОЙ НА ДУХОВНЫЕ ТРАДИЦИИ РОССИИ'

ФАСИЛИТАЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ С ОПОРОЙ НА ДУХОВНЫЕ ТРАДИЦИИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
30
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ САМОРАЗВИТИЕ ПОДРОСТКОВ / СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ФАСИЛИТАТИВНЫЙ ПОДХОД / ДУХОВНЫЕ ТРАДИЦИИ НАРОДОВ РОССИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Семянников С.Н.

Приводятся результаты экспериментальных исследований по фасилитации духовно-нравственного саморазвития подростков - воспитанников социально-реабилитационных центров (СРЦ) несовершеннолетних с опорой на духовные традиции России, апелляцией к их духовному Я, налаживанием внутреннего диалога с совестью посредством диалога с педагогом-миссионером на платформе доверия. Целью реабилитации таких подростков является восстановление их доминантной субъектной позиции. Педагог-миссионер фасилитирует воспитанника СРЦ в его богообщении, активном целеполагании и творчестве в команде сверстников, защите проектов, направленных на развитие страны, ее молодежной политики. Номинация «Инклюзивный проект “Мир вокруг нас”» межрегионального фестиваля-конкурса «Алтарь Отечества» предоставляет возможность достижения результатов праксеологического уровня, успешной социализации подростков в СРЦ, превращения их в активных субъектов социальной жизни России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Семянников С.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACILITATION OF CHARITIES INMATES’ PERSONAL SELF DEVELOPMENT BASED ON SPIRITUAL TRADITIONS OF RUSSIA

The article presents the results of experimental studies on facilitating the spiritual and moral self-development of adolescents - inmates of charities, based on the spiritual traditions of Russia, appealing to their spiritual «Me», establishing an internal dialogue with conscience through a dialogue with a teacher-missionary on a platform of trust. The purpose of such adolescents’ rehabilitation is to restore their dominant position of a subject. The missionary teacher facilitates the teenager in his communication with God, active goal-setting and creativity in a team of peers, presentation of projects aimed at the development of the country, its youth policy. The nomination Inclusive project “The World around Us” of the interregional festival-competition “Altar of the Fatherland” provides an opportunity to achieve praxeological results, successful socialization of the adolescents, turning them into active subjects of social life in Russia

Текст научной работы на тему «ФАСИЛИТАЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ С ОПОРОЙ НА ДУХОВНЫЕ ТРАДИЦИИ РОССИИ»

УДК 37.013

С.Н. СЕМЯННИКОВ

ФАСИЛИТАЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ

ВОСПИТАННИКОВ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ С ОПОРОЙ НА ДУХОВНЫЕ ТРАДИЦИИ РОССИИ

Приводятся результаты экспериментальных исследований по фасилитации духовно-нравственного саморазвития подростков - воспитанников социально-реабилитационных центров (СРЦ) несовершеннолетних с опорой на духовные традиции России, апелляцией к их духовному Я, налаживанием внутреннего диалога с совестью посредством диалога с педагогом-миссионером на платформе доверия. Целью реабилитации таких подростков является восстановление их доминантной субъектной позиции. Педагог-миссионер фасилитирует воспитанника СРЦ в его богообщении, активном целепола-гании и творчестве в команде сверстников, защите проектов, направленных на развитие страны, ее молодежной политики. Номинация «Инклюзивный проект "Мир вокруг нас"» межрегионального фестиваля-конкурса «Алтарь Отечества» предоставляет возможность достижения результатов праксеологического уровня, успешной социализации подростков в СРЦ, превращения их в активных субъектов социальной жизни России.

Ключевые слова: духовно-нравственное саморазвитие подростков, социально-реабилитационные центры несовершеннолетних, фасилитативный подход, духовные традиции народов России.

The article presents the results of experimental studies on facilitating the spiritual and moral self-development of adolescents - inmates of charities, based on the spiritual traditions of Russia, appealing to their spiritual «Me», establishing an internal dialogue with conscience through a dialogue with a teacher-missionary on a platform of trust. The purpose of .such adolescents' rehabilitation is to restore their dominant position of a subject. The missionary teacher facilitates the teenager in his communication with God, active goal-setting and creativity in a team ofpeers, presentation ofprojects aimed at the development of the country, its youth policy. The nomination Inclusive project "The World around Us" of the interregional festival-competition "Altar of the Fatherland" provides an opportunity to achieve praxeological results, successful socialization of the adolescents, turning them into active subjects of social life in Russia. Keywords: spiritual and moral self-development of adolescents, charities, facilitative approach, spiritual traditions of the peoples of Russia.

Введение

Актуальность исследования: в связи с новой реальностью - дистанционным общим образованием - роль социально-реабилитационных центров

© Семянников С.Н., 2021

(далее - СРЦ) в процессе социализации детей и подростков из неблагополучных семей становится определяющей.

Особенностями подростков - воспитанников СРЦ, по сравнению с подростками семьи, являются:

• высокая степень риска стойких нарушений, в том числе психических;

• искажение отношения к институту семьи как одному из важнейших звеньев духовно-нравственной иерархии личности, которое в отсутствие коррекции накапливается и может передаваться из поколения в поколение во всех областях жизни человека - духовно-нравственной, психолого-педагогической и социально-бытовой;

• отсутствие устойчиво положительного отношения к собственному здоровью, труду, Родине, культуре, низкий уровень заинтересованности в обучении и низкая степень креативности;

• менее ярко выраженные эгоистические наклонности, обусловленные в основном стремлением к сохранению жизни, а не ее качеству, дефицит опыта любви при постоянном ее поиске;

• поиск опоры в Боге в сочетании с кризисом доверия к ближним;

• глубокая апатия, связанная с негативным социальным опытом, отражающаяся в пассивности выражения своей позиции (и, как следствие, требующая существенно более чувствительных методик исследования в сравнении с известными) и в агрессивности свободных ответов.

Методы

Очевидно, что целью реабилитации таких подростков является восстановление доминантной субъектной позиции, т.е. не социальная адаптация (приспособление), а полная со-

циализация, превращение виктим-ной личности в активного субъекта социальной жизни России. Рассмотрим возможности фасилитации этого процесса с опорой на духовные традиции народов России [2, 7]. Для схематического отображения аспектов процесса фасилитации [5] введем следующие латинские обозначения: субъект - S, подросток (отрок, юноша, puer) - p, педагог-миссионер (missionis) - m, Бог (Deus) - D. Под фасилитацией в данном случае подразумеваются стимулирование, мотивация, поддержка духовно-нравственного самосовершенствования подростков СРЦ. Необходимо отметить, что воспитанниками СРЦ становятся подростки разных национальностей и вероисповеданий, в том числе атеисты, поэтому участие в программах фасилитации может быть исключительно добровольным, диалогичным [4-6].

Результаты исследования

В диалогическом подходе Т.А. Флоренской [9, 10] в человеке выделяются два начала - духовное Я и наличное Я, последнее из которых рассматривается как совокупность психических характеристик и состояний души человека на данный момент. Несовершенное и ограниченное наличное Я зачастую закрывает, заслоняет собой духовное Я человека - его духовную индивидуальность, сокровенную глубину его души, творческое начало и перспективу становления. Оно проявляется в голосе совести, нравственной интуиции, творчестве. Поэтому первым этапом фасилита-ции является поддержка налажива-

ния внутреннего диалога подростка с гогом-миссионером на платформе до-совестью посредством диалога с педа- верия (рис. 1).

Рис. 1. Духовно-ориентированный диалог с подростком РЦ

Педагог-миссионер должен стать сионер не заслоняет собой Бога, а фа-

«значимым другим», к которому под- силитирует богообщение подростка

росток обращается за поддержкой СРЦ в той мере, в которой такая под-

[6, 9, 10]. Таким образом, педагог-мис- держка необходима (рис. 2).

Рис. 2. Фасилитация личностного общения подростков СРЦ с Творцом

Существует полемика по поводу возможности прямого общения личности подростка СРЦ с личностью Бога. На примере православия подтвердим такую возможность Священным Писанием. Иисус сказал: «...пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Мф. 19:14); «Придите все труждающиеся и об-ремененые, и Я успокою вас.» (Мф. 11:28). Нет личности более виктим-ной, чем подросток, изъятый из неблагополучной семьи и помещенный в непривычную для него обстановку СРЦ, и Бог, являющийся любовью,

не нуждается в посредничестве для его поддержки.

Подросток в своем личностном развитии не может довольствоваться когнитивным уровнем, ему необходимо достичь аксиологического, а лучше праксеологического уровня. Совместная деятельность, в том числе по решению проблем социума, создает условия для возникновения доверия в результате открытости и взаимоуважения (табл. 1). Опора на богообщение создает предпосылки для становления активной жизненной позиции воспитанника в социуме.

Таблица 1

Фасилитация личностного развития подростка РЦ в диалоге с педагогом-миссионером

Воспитанник Диалог Педагог-миссионер

Наблюдение Диалог с миссионером, совместный диалог с Богом Создание условий для формирования полноценной картины мира, сотериологичности воспитательного процесса. Соработничество в благодарении Творца. Молитва за воспитанника

Осмысление Диалог с миссионером, совместный диалог с Богом Наблюдение, диагностика. Ассистирование в формировании ценностных отношений с опорой на святоотеческие традиции. Соработничество в благодарении Творца. Молитва за воспитанника

Покаяние Диалог с миссионером, переход к богообщению, совместный диалог с Богом Создание условий для диалога с совестью, для подготовки и осуществления исповеди, для личной молитвы, молитва с воспитанником. Сора-ботничество в благодарении Творца

Самосовершенствование Богообщение с поддержкой миссионера, совместный диалог с Богом Создание условий для подготовки и осуществления исповеди, для проявления ценностных отношений, евхаристичности воспитательного процесса. Соработничество в благодарении Творца. Молитва за воспитанника

Преображение Богообщение Создание предпосылок для активной жизненной позиции воспитанника в социуме, сотериологич-ности и экклезиологичности жизни воспитанника. Благодарение Творца. Молитва за воспитанника

Обсуждение результатов исследования

Программы духовно-нравственного развития и воспитания должны предусматривать добровольное и посильное включение воспитанников СРЦ в решение реальных социальных, экологических, культурных, экономических и иных проблем семьи, школы, села, района, города, области, республики, России.

Площадкой, дающей подросткам СРЦ такую возможность, стал межрегиональный фестиваль-конкурс «Ал-

тарь Отечества», являющийся частью значимого проекта «Знание. Вера. Нравственность». В нем создана номинация «Инклюзивный проект "Мир вокруг нас"». Основной идеей данного проекта является творческая деятельность подростков СРЦ как детей с особыми образовательными потребностями в командах с обычными учащимися общеобразовательных школ над проектом или исследованием по интересующей их тематике. Рекомендуемая тематика во многом совпадает с дисциплиной «Окружающий мир», большое

внимание уделяется нравственным отстаивать свои взгляды на будущее,

аспектам жизни подростков, семейной Родину и ее историю, защищать проек-

жизни, краеведческим аспектам, мо- ты, направленные на развитие страны, лодежи предоставляется возможность ее молодежной политики и т.д. [1].

Рис. 3. Фасилитация активного целеполагания

В организованном социально-реабилитационными центрами виртуальном пространстве даже в условиях изоляции можно выводить творческие команды на высокий уровень целенаправленного межличностного общения и взаимоответственности за счет духовно-нравственной направленности этой творческой деятельности (рис. 3). Это становится возможным вне зависимости от места жительства или учебы членов команды - достаточно того, чтобы их объединяла интересующая всех тема. Работая в команде, «особые» подростки превосходят сверстников во внимании к деталям, успешно справляются с заданиями, требующими мелкой моторики, учатся у других членов команды волевой саморегуляции, целе-полаганию и планированию, а другие члены команды имеют возможность практически демонстрировать лю-

бовь к ближнему, дав ему ощущение равного [11-14].

Результаты работы инклюзивного проекта, публикуемые ежегодно на портале «Вера и время» (http://www. verav.ru/), обладают уникальностью не менее 75% и свидетельствуют об успешности воспитанников СРЦ, регулярно становящихся победителями и призерами. Совместная работа в творческом коллективе, совместная защита проектов и исследований являются наилучшим положительным подкреплением в становлении духовно-нравственной личности подростков СРЦ, обеспечивают личностные результаты на аксиологическом и практическом уровне (рис. 4). Достижение результата вдохновляет подростков СРЦ на дальнейшее личностное развитие, поступление в колледжи, высшие учебные заведения, их последующую успешную социализацию [2, 4, 6, 8].

Рис. 4. Фасилитация активной жизненной позиции

Выводы

В заключение можно сказать, что опора на религиозно-культурные традиции народов России в процессе фа-силитации духовно-нравственного самосовершенствования подростка в

социально-реабилитационном центре позволяет сформировать доминантные нравственные ценности, активную жизненную позицию подростков, позволяющую им успешно социализироваться по окончании реабилитации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андронова Р.Е., Рабаданова Р.С., Яркова Т.А. «Алтарь Отечества» - личностное развитие студента в изучении русского языка // Русский язык и русская культура в мировом культурном пространстве: сб. науч. ст. по мат-лам Междунар. научно-практ. конф. «Русский язык и русская культура в мировом культурном пространстве» (26-26 ноября 2020 г.) / под ред. Н.Д. Котовчихиной. М.: Ваш формат, 2021. С. 270-274.

2. Бикбулатова В.П., Рабаданова Р.С. Деятельностное содержание образования как необходимое условие профессиональной направленности личности // Вестник РМАТ. 2018. № 4. С. 73-80.

3. Патриотизм как основа формирования духовно-нравственной культуры личности в системе образовательных организаций: сб. науч. ст. по мат-лам Междунар. научно-практ. конф. (18-19 марта 2020 г.). М.: Ваш формат, 2020. 492 с.

4. Ромашина С.Я. Подготовка педагога к фасилитирующему взаимодействию с обучающимися //Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2014. № 1 (6). С. 9-15. doi: 10.12737/2864.

5. Ромашина С.Я., Майер А.А. Педагогическая фасилитация: сущность и пути реализации в образовании. М.: Вита-Пресс, 2010. 159 с.

6. Ромашина С.Я., Майер А.А., Субботина И.И. Фасилитация самостоятельной работы студентов // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2015. № 1 (10). С. 3-10. doi: 10.12737/10316.

7. Система измерителей конфликтологической компетенции студентов вуза специальности «Социальнаяработа»/М.Б. Алпысбаева, Г.Н. Манашова, С.Е. Шишов и др. //Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2019. № 3 (28). С. 32-38.

8. Теоретические и прагматические аспекты становления человека в образовательном пространстве // Сб. науч. мат-лов Междунар. научно-практ. конф. (5-6 декабря 2019 г.). М.: Ваш формат, 2020.332 с.

9. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. М.: Владос, 1991.208 с.

10. Флоренская Т.А. Мир дома твоего. Человек в решении жизненных проблем. М.: Русский хронографъ, 2009. 466 с.

11. Шафажинская Н.Е. Духовно-государственное служение преподобного Сергия Радонежского и его школы в истории русской культуры // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2014. № 2 (7). С. 8-19. doi: 10.12737/4650.

12. Шафажинская Н.Е. Духовно-религиозная культура в контексте современного образования // Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2013. № 2 (3). С. 47-51. doi: 10.12737/628.

13. Шишов С.Е. Человек расширяет Путь, а не Путь расширяет человека // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2016. № 1 (14). С. 85-87.

14. Шишов С.Е., Кальней В.А. К вопросу об основных направлениях развития педагогического образования в России // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2016. № 3 (16). С. 3-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.