Научная статья на тему 'Фасилитаторская поддержка учащихся в конкурсном движении'

Фасилитаторская поддержка учащихся в конкурсном движении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фасилитаторская поддержка учащихся в конкурсном движении»

участники демонстрировали свое профессиональное мастерство: в написании эссе; в создании и публичном представлении творческого проекта; в проведении открытого урока на базе другого учебного заведения с незнакомой ученической аудиторией; в самоанализе проведенного открытого урока; в проведении мастер-класса, в выступлении на финале с визитной карточкой.

И на первом этапе я столкнулся с трудностями. Как побороть волнение и страх, чувство неуверенности в себе? Как убедить незнакомых тебе людей в правильности и необходимости своих суждений и своей деятельности?

В решении этих и многих других вопросов мне помогли курсы для участников конкурса, организованные в ГОУ «КРИРПО». Сотрудники института развития профессионального образования создавали все условия для подготовки нас к успешному прохождению всех этапов конкурса.

Невозможно пройти столь трудные испытания, если рядом нет хорошей команды помощников. В этом смысле мне повезло. Откликнулось много педагогов, готовых оказать мне помощь.

Директор О. А. Белинский и администрация нашего профессионального лицея обеспечивала меня всем необходимым в период участия в конкурсе. На всех этапах конкурса Клагиш Н. В., заместитель директора по УМР, и Павлова Л. Н., методист, оказывали мне методическую помощь. А также мне помогали мои коллеги: Немкин В. Л., Жогина Г. А., Молодик Т. А., Малинина А. А, Селезнева И. А., Цыков Д. В., Пасько К. А. Благодарен всем за оказанную поддержку и помощь.

Участие в конкурсе - это вторая ступенька к обретению уверенности в себе через осоз-

нание удовольствия сотрудничества с давно знакомыми или незнакомыми людьми.

В жизни каждого человека есть ситуации, в которых необходима поддержка родных и близких людей. И для меня самым трудным было найти время для своей семьи, не оставить без внимания никого. И эта возможность еще раз убедиться в том, что семья и дом - это главные приоритеты в моей жизни.

Конкурсные испытания - это третья ступенька к осознанию ценности семейного очага.

И вот финальный конкурсный день позади. Но результаты неизвестны.

Как было трудно прожить в ожидании это время. Опять напряжение. Ах, если бы можно было объявлять победителей в день окончания конкурса. Предлагаю подводить итоги и знакомить финалистов с результатами на финальном концерте.

Считаю, что конкурс педагогического мастерства способствует пропаганде педагогических идей и достижений, расширяет пространство активного педагогического общения. А также играет существенную роль в стимулировании педагогического творчества. Кроме того, он несет в себе неограниченную возможность удовлетворения разнообразных потребностей человека. Это не только соревнование, но и возможность общения с другими преподавателями, организаторами, членами жюри на профессиональном уровне.

А будущим участникам хотелось бы пожелать: будьте смелее, не бойтесь презентовать свой педагогический опыт, сотрудничайте с коллегами, единомышленниками. И тогда у вас все обязательно получится. Я желаю вам удачи, творческих успехов, новых открытий в себе и в других!

ФАСИЛИТАТОРСКАЯ ПОДДЕРЖКА УЧАЩИХСЯ В КОНКУРСНОМ ДВИЖЕНИИ

О. И. Друговская, преподаватель спецдисциплин ГОУ НПО «Профессиональное училище № 55», г. Юрга

Цель образования сегодня заключается в том, чтобы подготовить конкурентоспособную личность, востребованную на рынке труда, развить у обучающихся потребность в постоянном совершенствовании и изменении, заинтересованность в знаниях,

которые позволят обрести позитивное эмоционально-нравственное отношение к жизни.

Важнейшее место в образовательном процессе занимает познавательная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся, которая развивается и проявляется при участии в конкурсах, ученических конференциях, олимпиадах, творческих выставках и фестивалях. Такого рода деятельность расширяет кругозор, предполагает получение новых знаний, дает возможность обучающимся выделиться среди других и реализовать свой творческий потенциал. Стано-

вится интереснее учиться, возникает больше стимулов к учебе и, конечно же, появляется больше возможностей при трудоустройстве.

Участник городских краеведческих чтений среди учащихся и студентов НПО и СПО г. Юрги «Есть такая профессия - Родине служить», посвященных 65-летию Кемеровской области, Гоигорий Ярош

Значительную помощь в развитии конкурсного движения играет фасилитатор - человек, облегчающий проявление инициативы и личностное взаимодействие конкурсанта с другими конкурсантами и окружающими его людьми. Фаси-литатор помогает конкурсанту преодолеть затруднения, облег-чить процесс подготовки к конкурсу, поверить в свои силы.

Фасилитаторская поддержка проявляется в том, чтобы вовремя прийти на помощь, методически грамотно устранить недостатки, затруднения, предоставить обоснованные ответы на возникающие вопросы, связанные с подготовкой конкурсной работы. Фасилитатор не отгораживается от участника конкурса маской наставника, он общается с ним как живой человек, открыто выражая свои чувства в процессе наблюдения за процессом выполнения конкурсной работы. Главное в действиях фасилитатора - вселить в конкурсанта доверие к себе как заинтересованному помощнику и сформировать у него уверенность в его профессиональных возможностях, нацелить на успех.

В своей практической работе по подготовке учащихся к конкурсам, ученическим конференциям я использую элементы технологии «Кейс-метод и технология портфолио в профессиональном образовании» и методы интерактивного обучения. Идея использования портфолио в системе образования в последние годы получает широкое распространение. Одним из способов индивидуальной оценки обучающегося специалисты считают «портфолио достижений». Благодаря такому досье можно будет судить об учебных, творческих и коммуникативных способ-

ностях выпускников. Портфолио - система «накопительная», которая включает в себя дипломы, грамоты и другие официальные подтверждения успешности обучающегося. В папке работ и проектов фиксируется участие в проектной деятельности и успешность прохождения производственной практики; в портфолио отзывов и рекомендаций - оценки прохождения практики, рекомендации преподавателей и самоанализ развития обучающегося.

Подготовка обучающегося к любому конкурсу требует педагогического сопровождения. Что же дает педагогу подготовка обучающихся к конкурсным мероприятиям?

1. Осмысление, систематизация и обобщение собственного опыта.

2. Трансляция своего опыта на педагогическую общественность.

3. Формирование и совершенствование коммуникативных умений обучающихся.

4. Возможность презентовать себя и свои педагогические находки, идеи, способы и приемы педагогического воздействия.

5. Развитие и активизация познавательной деятельности обучающихся.

6. Осознание того, что твой опыт, твои находки, нетрадиционные методы и формы обучения будут замечены и отмечены.

7. Получение возможности материального стимулирования собственного труда.

Участники IV городской научно-практической ученической конференции образовательных учреждений начального профессионального образования «Карьера наших выпускников»

Как и многие мои коллеги, я сама принимаю участие в конкурсном движении. Участие в научно-практических конференциях и педагогических конкурсах помогает изучению проблем развития моделей отечественного образования и их соответствия мировым тенденциям подготовки профессиональных кадров в условиях требований современного рынка труда. Делюсь своим

опытом работы и изучаю аспекты специфики реализации профессионального обучения, инновационные образовательные технологии и их использование в управлении учебно-познавательной деятельностью моих коллег.

И подготовка учащихся, и личное участие в конкурсном движении дает возможность приобретения новых знаний в области педагогической деятельности, изучения практического применения передовых педагогических технологий. Поиск и использование нового в работе педагога - залог успеха в достижении конечного результата

С 2006 года я занимаюсь пропагандой конкурсного движения среди учащихся и подготовкой их к участию в таких мероприятиях. Помогаю подобрать интересный материал, структурировать его, выбрать основное, составить доклад, презентацию и устную речь для выступления. Всегда присутствую на мероприятиях, где выступают мои учащиеся, чтобы обсудить выступление, сделать поправки, замечания, высказать одобрение.

Участники V городской ученической научно-практической конференции: «Жизнь, посвященная спорту»

Проработав более двадцати пяти лет в училище и накопив значительный арсенал возможностей педагогического воздействия на учащихся, я с удовольствием делюсь своим опытом на семинарах и конференциях, конкурсах и фестивалях,

в методических разработках и публикациях в педагогических изданиях и приобщаю к этому своих учащихся. Результатом является не только участие, но и многочисленные победы, и как следствие такой работы - дипломы с отличием, поступление более 30 % выпускников в высшие и средние учебные заведения, более перспективное трудоустройство и карьерный рост. За данный период учащиеся моей группы принимали участие в городских, региональных, всероссийских научно-практических конференциях, областных творческих конкурсах, областных предметных олимпиадах, фестивале «Арт-Профи-Форум», краеведческих чтениях, в поисково-исследовательских конкурсах.

Таблица 1

Мониторинг участия учащихся, подготовленных к городским, областным и Всероссийским мероприятиям в 2009-2012 гг.

№ п/п Дата, год Наименование мероприятия Участники

1. 2009 XIII региональная научно-практическая конференция студентов и учащейся молодежи «Прогрессивные технологии и экономика в машиностроении», ГОУ ВПО ТПУ, г. Томск Литвинчук Таня, сертификат

2. 2009 Областной конкурс творческих работ: «Я горжусь своей профессией», посвященный году молодежи в Кемеровской области, г. Кемерово Перышкин Саша, диплом лауреата

3. 2009 Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ патриотической направленности среди учащихся и студенческой молодёжи «Юность. Наука. Культура». Номинация «Гуманитарные науки (искусствоведение)», г Москва Шергей Вадим, сертификат

4. 2009 Всероссийский конкурс «Фотоформула Года молодежи». Номинации: «Молодежь не тратит время зря», «Мы выбираем спорт» и «Молодежь и труд», г. Москва Шергей Вадим, диплом

Окончание таблицы 1

5. 2009 Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы реализации современной модели профессионального образования», г. Кемерово Перышкин Саша, диплом

6. 2010 V городская ученическая научно-практическая конференция учреждений НПО «Жизнь, посвященная спорту», ГОУ НПО ПУ № 55, г Юрга Латникова Мария, грамота

7. 2010 Областной конкурс фотографий «Великой победе - 65 славных лет!», г. Кемерово. Ильиных Семена, грамота

8. 2010 Областной фестиваль «Арт-Профи-Форум», номинация «фотоработы» Соловьев Саша

9. 2010 Региональная студенческая научно-практическая конференция «Развитие творческой деятельности студентов в условиях непрерывного многоуровневого и многопрофильного образования», ГОУ СПО ЮТК, г. Юрга Шергей Вадим, грамота за лучшую работу

10. 2010 I ученическая открытая конференция, посвященная 65-летию Победы, работа «Друзьям далеких годов военных», ГОУ НПО ПУ № 55, г Юрга. Солдатова Аня, грамота

11. 2010 I ученическая открытая конференция, посвященная 65-летию Победы, работа «Война в стихах поэта М. Небогатова», ГОУ НПО ПУ № 55, г. Юрга. Семенов Артем, грамота

12. 2010 Областной фестиваль творческих работ «Если учитель - это учитель...», КРИРПО, г. Кемерово. Павлов Артем I место в интернет-голосовании

13. 2010 Областной конкурс творческих работ «Чудеса родного края», работа «Природа музея заповедника», г Кемерово. Косинеева Соня диплом, ценный подарок газеты «Телесемь»

14. 2010 Областной конкурс творческих работ «Чудеса родного края», работа «Хранилище детских сокровищ», г. Кемерово. Бараник Аня, диплом

15. 2011 Областной конкурс творческих работ «Чудеса родного края», работа «Поем мы песню во славу погибшим», г Кемерово Икров Кирилл, диплом

16. 2012 IV открытый фестиваль-конкурс молодежного творчества «Юрга молодая», г. Юрга Пахомов Сергей, диплом

17. 2012 Областной фестиваль «Арт-Профи-Форум», номинация «Фотоработы» Нет итогов

18. 2012 Областной конкурс профессионального мастерства по профессии «сварщик» (теоретическая часть), г Кемерово Рудик Евгений, II место

Литература

1. Кейс - метод и технология портфолио в профессиональном образовании / авт.-сост. Н. В.Павельева.- Кемерово: КРИРПО, 2007. - 80 с.

2. Панина Т.С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации.- М.: Академия, 2006. - 176 с.

3. Руднева Е. Л. Педагог и обучающийся: жизненные и профессиональные ценности в условиях интеграции начального и профессионального образования: монография / Е. Л.Руднева, Н. В. Костюк, И. Ю. Кузнецова.- Кемерово: КРИРПО, 2009. - 132с.

4. Технология модульного и интегративного обучения / авт.-сост. О.С. Рапоцевич.- Кемерово: КРИРПО, 2007.-104 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.