Научная статья на тему 'ФАСЕТНЫЕ УЧЕБНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОМПЛЕКСЫ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН'

ФАСЕТНЫЕ УЧЕБНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОМПЛЕКСЫ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕРЕПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ / АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ УЧЕБНЫЕ КОМПЛЕКСЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНСТРУИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ / ФАСЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ / ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грушевский Сергей Павлович, Добровольская Наталья Юрьевна, Харченко Анна Владимировна

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Современное образование предполагает интеграцию инновационных дидактических методик и новых информационно-коммуникационных технологий, одним из результатов которой являются автоматизированные учебно-информационные комплексы. Проблема исследования состоит в обосновании использования фасетных учебно-информационных комплексов, решающих задачу конструирования разноуровневых заданий, на основе фасетной классификации и облачных сервисов. Цель исследования состоит в описании и изучении процесса создания фасетных учебно-информационных комплексов, определения эффективности их применения и использования в системе переподготовки и повышения квалификации педагогических работников. Методология (материалы и методы). В ходе исследования применялись методы анализа педагогической и методической литературы по компьютерной дидактике, обобщение педагогического опыта конструирования учебных комплексов. Результаты. В статье предложена модель конструирования фасетного учебно-информационного комплекса. Обозначены и аргументированы варианты использования фасетной классификации в конструктивной деятельности педагога. Определено место автоматизированных учебно-информационных комплексов в профессиональной подготовке педагогов, в системе повышения их квалификации. Приведен пример построения набора фасетных формул и генерации соответствующих задач. Выявлены дидактические свойства облачных технологий и сервисов, осуществляющие в фасетном комплексе функцию автоматизации построения, хранения и трансформации фасетных формул. Проведено анкетирование слушателей курсов повышения квалификации, выявившее их отношение к технологии фасетного конструирования задач и возможности использования фасетных комплексов в собственной педагогической практике. Во время эксперимента учителями спроектированы наборы фасетных формул по математике и информатике, разработаны фасетные учебно-информационные комплексы, которые можно использовать в учебном процессе. Делается вывод о том, что включение фасетных комплексов в систему повышения квалификации и переподготовки педагогов позволяет развивать творческий потенциал учителя, реализовывать принципы дифференциации и индивидуализации обучения за счет автоматизированной генерации разноуровневых задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грушевский Сергей Павлович, Добровольская Наталья Юрьевна, Харченко Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACETED EDUCATIONAL AND INFORMATION SYSTEMS IN THE SYSTEM OF ADVANCED TRAINING FOR TEACHERS OF NATURAL SCIENCE DISCIPLINES

The research problem and the rationale for its relevance. Modern education involves the integration of innovative didactic techniques and new information and communication technologies, one of the results of which are automated educational and information systems. The research problem is to substantiate the use of faceted educational and information systems that solve the problem of constructing multi-level tasks, based on faceted classification and cloud services. The goal of the research is to describe and study the process of creating faceted educational and information complexes, determining the effectiveness of their application and use in the system of retraining and advanced training of teachers. Methodology (materials and methods). In the course of the research, the methods of analysis of pedagogical and methodological literature on computer didactics, generalization of the pedagogical experience of designing educational complexes. Results. The article proposes a model for designing a faceted educational information complex. Variants of using the facet classification in the constructive activity of a teacher are indicated and reasoned. The place of automated educational and information systems in the professional training of teachers, in the system of improving their qualifications has been determined. An example of constructing a set of facet formulas and generating the corresponding problems is given. The didactic properties of cloud technologies and services are revealed, which perform the function of automating the construction, storage and transformation of faceted formulas in the faceted complex. A survey of students of advanced training courses was carried out, which revealed their attitude to the technology of facet design of tasks and the possibility of using facet complexes in their own pedagogical practice. During the experiment, teachers designed sets of faceted formulas in mathematics and computer science, developed faceted educational information complexes that can be used in the educational process. It is concluded that the inclusion of faceted complexes in the system of advanced training and retraining of teachers allows developing the creative potential of the teacher, implementing the principles of differentiation and individualization of teaching through the automated generation of multilevel tasks.

Текст научной работы на тему «ФАСЕТНЫЕ УЧЕБНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОМПЛЕКСЫ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН»

УДК 378.091.398

Фасетные учебно-информационные комплексы в системе повышения квалификации учителей естественно-научных дисциплин

С. П. Грушевский

https://orcid.org/0000-0001-5312-2552 spg@mail.ru

Н. Ю. Добровольская

https://orcid.org/0000-0002-8480-1643 dnu10@mail.ru

А. В. Харченко

https://orcid.org/0000-0003-1351-8290 fz@mail.ru

Faceted educational and information systems in the system of advanced training for teachers of natural science disciplines

S. P. Grushevsky N. Y. Dobrovolskaya A. V. Kharchenko

Аннотация

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Современное образование предполагает интеграцию инновационных дидактических методик и новых информационно-коммуникационных технологий, одним из результатов которой являются автоматизированные учебно-информационные комплексы. Проблема исследования состоит в обосновании использования фасетных учебно-информационных комплексов, решающих задачу конструирования разноуровневых заданий, на основе фасетной классификации и облачных сервисов. Цель исследования состоит в описании и изучении процесса создания фасетных учебно-информационных комплексов, определения эффективности их применения и использования в системе переподготовки и повышения квалификации педагогических работников. Методология (материалы и методы). В ходе исследования применялись методы анализа педагогической и методической литературы по компьютерной дидактике, обобщение педагогического опыта конструирования учебных

комплексов. Результаты. В статье предложена модель конструирования фасетного учебно-информационного комплекса. Обозначены и аргументированы варианты использования фа-сетной классификации в конструктивной деятельности педагога. Определено место автоматизированных учебно-информационных комплексов в профессиональной подготовке педагогов, в системе повышения их квалификации. Приведен пример построения набора фасет-ных формул и генерации соответствующих задач. Выявлены дидактические свойства облачных технологий и сервисов, осуществляющие в фасетном комплексе функцию автоматизации построения, хранения и трансформации фасетных формул. Проведено анкетирование слушателей курсов повышения квалификации, выявившее их отношение к технологии фасетного конструирования задач и возможности использования фасетных комплексов в собственной педагогической практике. Во время эксперимента учителями спроектированы наборы фасетных формул по математике и информатике, разработаны фасетные учебно-

информационные комплексы, которые можно использовать в учебном процессе. Делается вывод о том, что включение фасетных комплексов в систему повышения квалификации и переподготовки педагогов позволяет развивать творческий потенциал учителя, реализо-вывать принципы дифференциации и индивидуализации обучения за счет автоматизированной генерации разноуровневых задач.

Abstract

The research problem and the rationale for its relevance. Modern education involves the integration of innovative didactic techniques and new information and communication technologies, one of the results of which are automated educational and information systems. The research problem is to substantiate the use of faceted educational and information systems that solve the problem of constructing multi-level tasks, based on faceted classification and cloud services. The goal of the research is to describe and study the process of creating faceted educational and information complexes, determining the effectiveness of their application and use in the system of retraining and advanced training of teachers. Methodology (materials and methods). In the course of the research, the methods of analysis of pedagogical and methodological literature on computer didactics, generalization of the pedagogical experience of designing educational complexes. Results. The article proposes a model for designing a faceted educational information complex. Variants of using the facet classification in the constructive activity of a teacher are indicated and reasoned. The place of automated educational and information systems in the professional training of teachers, in the system of improving their qualifications has been determined. An example of constructing a set offacet formulas and generating the corresponding problems is given. The didactic properties of cloud technologies and services are revealed, which perform the function of automating the construction, storage and transformation of faceted formulas in the faceted complex. A survey of students of advanced training courses was carried out, which revealed their attitude to the technology of facet design of tasks and the possibility of using facet complexes in their own pedagogical practice. During the experiment, teachers designed sets of faceted formulas in mathematics and computer science, developed faceted educational information com-

plexes that can be used in the educational process. It is concluded that the inclusion of faceted complexes in the system of advanced training and retraining of teachers allows developing the creative potential of the teacher, implementing the principles of differentiation and individualization of teaching through the automated generation of multilevel tasks.

Ключевые слова: цифровизация образования, переподготовка и повышение квалификации учителя информатики, автоматизированные учебные комплексы, образовательная программа, непрерывное профессиональное образование, конструирование учебных задач, фа-сетная классификация, облачные технологии.

Keywords: digitalization of education, retraining and advanced training of informatics teachers, automated educational complexes, educational program, continuing professional education, design of educational tasks, facet classification, cloud technologies.

Введение

Российское образование ежегодно усовершенствуется, повышаются требования к качеству профессиональных педагогических навыков, в учебный процесс внедряются инновационные методики преподавания. Учитель должен овладевать новыми знаниями и умениями на протяжении всей жизни, быть органично включен в процесс непрерывного образования. Учителя математики, физики и химии получают в распоряжение учебные комплексы, основанные на компьютерном моделировании, средства визуализации экспериментов и математических расчетов. А специфика учебного предмета «Информатика и ИКТ» такова, что обновлению подвержены не только методы и средства обучения, но и содержание дисциплины: появляются новые языки программирования, прикладные пакеты программ, новые версии операционных систем.

Целью внедрения в профессиональную деятельность инновационных IT-технологий является, прежде всего, развитие интеллектуальных процессов педагога, его научного мышления, позитивных личностных качеств, творческих способностей и мотивации к усвоению нового. В свою очередь в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», проекте «Подготовка высококвалифици-

рованных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» закреплены результаты, для достижения которых необходимо сформировать условия, обеспечивающие возможности для учителя овладевать новыми навыками, становиться членом открытого творческого профессионального сообщества. Реализация подобных условий возможна в системе профессиональной педагогической подготовки как в период обучения будущих учителей в вузе, так и в период послевузовской деятельности, в системе профессиональной переподготовки и повышении квалификации педагогических работников. Учителя информатики в силу своей профессиональной направленности имеют гораздо более высокий уровень владения информационно-коммуникационными технологиями, а следовательно, для реализации их повседневных педагогических задач им можно предлагать к использованию более сложные технологии. С другой стороны, навыки работы с такими технологиями будут способствовать передачи этого опыта и соответствующих знаний учащимся. Одним из основных видов педагогической деятельности является деятельность по конструированию учебных материалов проверки знаний. Следование индивидуальному подходу в обучении приводит к тому, что количества задач, имеющихся в учебниках, недостаточно, иногда требуются более укрупненные задачи или, наоборот, множество однотипных заданий для проведения рубежного контроля. В этом случае необходима автоматизированная технология, позволяющая генерировать множество варьируемых по уровню сложности и тематике задач.

Цель исследования. Актуальность исследования определяется необходимостью создания и внедрения учебных комплексов, использующих инновационные педагогические и ГГ-технологии, обеспечивающих условия для включения учителей естественно-научных дисциплин в творческий процесс, результатом которого будет самостоятельное создание новых учебных материалов проверки знаний.

Обзор литературы

Проблема внедрения ГГ-технологий в педагогическую деятельность широко обсуждается в литературе. Так, исследователи А. И. Архипова, Т. Г. Везиров, Е. А. Пичкуренко, Ю. С. Тюн-

ников, Т. Л. Шапошникова [1-7] говорят о необходимости использования в профессиональной деятельности автоматизированных учебных комплексов.

Анализ научной литературы показывает, что повсеместное внедрение ГГ-технологий в учебный процесс уже не определяется компьютерной поддержкой педагогической деятельности, выражавшейся в виде автоматизации рутинного труда, цифровизации документов и учебных материалов. Сейчас выходит на первый план сформировавшееся направление инновационной компьютерной дидактики, связанное с разработкой новых средств обучения, объединяющих традиционный теоретический материал и практическое изложение с использованием обучающего потенциала компьютерных технологий.

А. И. Архипова [8] формулирует основные принципы компьютерной дидактики, необходимость интеграции инновационных педагогических методик и современных возможностей в области информационно-коммуникационных технологий. Инновационная компьютерная дидактика позволяет не только разрабатывать новые электронно-образовательные ресурсы, цифровые учебники, виртуальные лаборатории (А. И. Архипова, Т. Г. Везиров, Р. И. Золотарев, Т. Л. Шапошникова), но и использовать отдельные ее элементы в системе дистанционного обучения, организации внеурочной и самостоятельной работы. Технологии разработки автоматизированных учебных комплексов являются внепредметными, отвечают принципам системности, дифференциации и индивидуализации обучения.

Исследования Р. И. Золотарева [9; 10] и Д. В. Иуса [11] показывают, что в основном педагогическая деятельность с использованием 1Т-технологий связана с применением имеющихся электронно-образовательных ресурсов, образовательных web-сайтов, виртуальных лабораторий, цифровых учебников, тестовых систем, презентаций и других интернет-ресурсов. Готовые образовательные ресурсы не могут адаптироваться под индивидуальные особенности как педагога, так и учащегося. Использование подобных продуктов с одной стороны сужает возможности реализации индивидуализированного подхода к обучению, с другой стороны нивелирует творческий потенциал учите-

ля. Ознакомление педагогов в рамках системы повышения квалификации с новыми информационно-коммуникационными технологиями должно вестись в разрезе раскрытия их дидактических возможностей и функций.

Исследованию деятельности педагога по конструированию наборов задач, требующей безусловной автоматизации, посвящены работы А.В. Буслаева [12], В. П. Радченко [13], Г. К. Муравина [14] и др. Ими раскрыты принципы конструирования наборов задач: индивидуализация и дифференциация обучения, однотипность и разнообразие, определены цели и критерии отбора задач. Авторы исследований дают различные определения умения конструировать наборы задач, которые можно обобщить, учитывая современные реалии и сформулировать как профессиональную деятельность педагога, преобразующую методические умения в компьютерное педагогическое средство формирования новых задач, отвечающих заданным требованиям.

Методология (материалы и методы). Внедрение информационно-коммуникационных технологий в деятельность учителя естественнонаучных дисциплин должно выполняться на всех этапах, начиная от конструирования и подготовки учебных материалов и заканчивая автоматизированным анализом результатов проверки знаний. Помочь учителю в решении различных педагогических задач могут учеб-

ные комплексы. Подобные комплексы позволяют накапливать результаты деятельности, модифицировать и повышать качество существующих учебных материалов. В нашем исследовании предлагается технология конструирования учебно-информационного комплекса, направленного на автоматизированную разработку учебных материалов проверки знаний по ряду естественно-научных дисциплин. Эффективность использования комплекса определяется дидактическими и 1Т-технологиями, лежащими в его основе.

В настоящее время во многих сферах деятельности получили распространение облачные технологии и сервисы, применение которых не требует дополнительных затрат. Нами выявлены следующие дидактические свойства облачных технологий и сервисов: хранение и передача учебных материалов различных форматов; преобразование информации в облаке; длительное хранение в облачном хранилище; доступ к материалам большого числа пользователей; изменение формата занятия на удаленную форму; построение индивидуальной траектории обучения. Перечисленные свойства могут быть использованы в учебно-информационном комплексе для создания и хранения учебных материалов. Взаимодействие с учебно-информационным комплексом является составляющей конструктивной деятельности педагога.

Рис. 1. Модель организации обучения применению фасетных учебно-информационных комплексов

Определим место автоматизированных учебных комплексов в системе профессиональной подготовки и повышения квалификации (рис. 1).

Этапы повышения квалификации учителей СОШ и СПО, преподавателей вузов предполагают конструирование собственных учебных материалов на основе накопленного опыта. Применение технологии разработки учебно-информационных комплексов на этом этапе не только целесообразно, но и востребовано.

Педагоги имеют опыт работы с различными задачниками, ими создаются наборы собственных учебных материалов, поэтому включение в конструктивную деятельность нового средства -автоматизированного учебно-информационного комплекса - позволит раскрыть творческий потенциал педагога, качественно повысить его профессиональный уровень.

Слушатели курсов учатся конструировать собственные учебные материалы, всесторонне используя информационно-коммуникационные, в том числе и облачные, технологии. Педагоги приобретают навыки классификации задач различной тематики, группируют и укрупняют задания, определяют структуру задачи, ее основные элементы, соотносят тип задачи со схемой ее решения.

Предлагаемая в статье модель учебно-информационного комплекса в рамках исследования изучалась учителями информатики, проходящими повышение квалификации в Институте развития образования Краснодарского края, преподавателями вузов, повышающими квалификацию в Институте переподготовки и повышения квалификации специалистов Кубанского государственного университета по программе «Использование средств информационно-коммуникационных технологий в электронной информационно-образовательной среде вуза».

Результаты и их описание

Специфика задачи естественно-научной дисциплины такова, что в условии задачи можно выделить два типа элементов: базовые, которые не изменяются для данного типа задач, и варьируемые, изменение которых приводит к построению другой задачи. Например, в курсе информатики рассматриваются две задачи: «Дан массив. Найти сумму отрицательных элементов» и «Дан файл. Найти произведение четных элементов». В этих

задачах базовыми элементами являются слова: дан, найти, элементов, а варьируемыми элементами - массив, файл; сумму, произведение; отрицательных, четных.

Таким образом, можно говорить о структуре задачи, состоящей из двух типов элементов и отражающих содержание некоторого раздела дисциплины. Применим к структуре задачи фа-сетную классификацию.

Вообще фасетная классификация, предложенная Ш. Р. Ранганатаном [15; 16], позволяет выделить основу задачи, в нашем случае базовые элементы, и построить наборы значений фасетных признаков, в нашем случае значения варьируемых элементов. Совмещение основы задачи и некоторых значений фасетных признаков позволят сгенерировать конкретное условие задачи.

Например, в вышеприведенных примерах задач варьируемые элементы преобразуются в следующие фасетные признаки: массив, файл (фасетный признак структуры данных), сумму, произведение (фасетный признак результата), отрицательных, четных (фасетный признак характеристики элементов). Основа задачи трансформируется в соответствующую фасет-ную формулу: Дан <фасетный признак структуры данных>. Найти <фасетный признак результата> <фасетный признак характеристики элементов> элементов.

Включение технологии фасетной классификации в систему повышения квалификации педагогических работников позволяет не только предоставить новый дидактический инструмент. Технология способна мотивировать развитие творческих способностей слушателей.

Педагоги - учителя и преподаватели вузов -участники системы повышения квалификации в большинстве своем имеют достаточный сформированный годами методический опыт. Поэтому целесообразно не навязывать им жесткую последовательность действий по формированию новых учебных задач, а предоставить возможность проявить индивидуальные способности, сформированные навыки конструирования авторских заданий. Немаловажным аспектом курсов повышения квалификации является обмен опытом. Для реализации этого направления работы подготовки в группах слушателей проводятся круглые столы. В этом формате каждый участник выполняет роль

наставника, с одной стороны демонстрируя полученные новые знания, с другой стороны делясь собственным опытом и имеющимися методическими наработками.

Вообще в системе повышения квалификации, на наш взгляд, необходимо равновесно использовать формы лекционных занятий и круглые столы, слушатели курсов должны не только приобретать новые знания и умения, но и интегрировать их с имеющимся собственным опытом и методическими наработками.

Фасетные формулы и соответствующие им фасетные признаки составляют основу контента, предлагаемого нами фасетного учебно-информационного комплекса. Рассмотрим модель конструирования подобных комплексов (рис. 2).

Целеполагающий компонент модели включает нормативные документы: ФГОСы, рабочие учебные программы, поурочные планы и т. д. Сюда же относятся общедидактические принципы обучения: принцип научности, системности, наглядности, познавательной активности и самостоятельности.

Ядром любого учебно-информационного комплекса является содержательный компо-

нент, опирающийся на разделы учебной дисциплины.

Для конструирования учебных заданий в фасетном комплексе необходимо определять базовые конструкции учебных заданий, выявлять структуру заданий по выбранной дисциплине, выделять и классифицировать типовые характеристики элементов учебных заданий, устанавливать взаимосвязи между элементами. Все это составляет контент содержательного компонента.

Составляющей, призванной решить проблему автоматизации генерирования наборов учебных задач, является технологический компонент. Его состав предполагает различный уровень владения IT-технологиями. Создание и эксплуатация фасетного учебного комплекса по программированию может выполняться с помощью возможностей электронных таблиц (Microsoft Excel) или при поддержке облачных сервисов. В любом случае электронные таблицы позволяют легко автоматизировать процесс генерации новых задач по имеющимся фасет-ным формулам, а размещение формул и готовых задач удобно осуществлять в облачных хранилищах.

Рис. 2. Модель конструирования фасетного учебно-информационного комплекса

Кроме того, облачные сервисы предлагают бесплатные версии соответствующего программного обеспечения, например, Яндекс. Таблицы, Яндекс.Диск.

Построение и дальнейшее использование фасетного учебного комплекса позволяет создавать и наращивать базу фасетных формул. Каждая формула позволяет генерировать наборы задач разного уровня сложности. Для автоматизации проверки учебных заданий фасетной формуле ставится в соответствие схема решения. Результаты деятельности комплекса эффективно располагать в облачных хранилищах. Кроме того, учителя и учащиеся могут получать санкционированный доступ к этому хранилищу и либо извлекать необходимые задания для решения, либо пополнять общую методическую копилку новыми формулами и шаблонами.

Автоматизация построения фасетных формул и дальнейшая генерация учебных задач организуется в предлагаемом комплексе за счет использования дидактических свойств облачных технологий и сервисов.

Остановимся подробнее на включении технологии конструирования фасетных учебно-информационных комплексов в систему переподготовки учителей Краснодарского края.

В течение 2018-2020 гг. в Институте развития образования Краснодарского края проводились курсы «Совершенствование педагогического профессионализма учителей информатики и ИКТ в соответствии с требованиями ФГОС ООО», в рамках которых учителям Краснодарского края предлагалась к изучению модель конструирования фасетных учебных комплексов. На курсах обучалось 102 человека. После лекционных занятий, включающих принципы построения фасетных классификаций, примеры построения фасетных формул, элементы облачных технологий, рекомендуемые для использования в учебных комплексах, возможности электронных таблиц, позволяющие выполнить автоматизацию конструирования формул и задач, слушателям предлагались задания. На первом этапе следовало выбрать дисциплину (математику, физику, информатику) и некоторый ее раздел. Затем отбирался набор типичных задач, определялись значимые элементы учебных заданий, выявлялись взаимосвязи между ними. На основе выполненного

анализа строилась фасетная классификация: выделение базовых слов и фасетных признаков, а затем создание фасетных формул заданий и генерирования новых задач.

Каждая группа слушателей в течение обучения разрабатывала несколько фасетных комплексов, используя те или иные технические средства.

Однако контент комплексов составил единую базу данных, которая посредством облачных технологий располагалась в облачном хранилище и имела многопользовательский доступ. В дальнейшем участники курсов смогут расширять и модифицировать сконструированные фасетные формулы, адаптируя их к своим непосредственным задачам.

По итогам обучения с целью выявления необходимости использования в собственной педагогической деятельности фасетных учебных комплексов проводилось анкетирование.

Вопросы анкеты разбиты на три тематических блока: отношение к фасетной классификации и алгоритмам построения фасетных формул, определение эффективности использования облачных сервисов в педагогической практике, отношение к использованию фасетного учебно-информационного комплекса для конструирования новых задач. Приведем основные вопросы анкеты.

1. Определите по пятибалльной шкале, был ли понятен Вам алгоритм составления фасет-ных формул задач? (1 - полностью непонятно, 2 - частично непонятно, 3 - затрудняюсь ответить, 4 - частично понятно, 5 - полностью понятно)

2. Как Вы считаете, отражают ли фасетные формулы структуру задачи? (да, нет, затрудняюсь ответить)

3. Помогают ли, по Вашему мнению, фасет-ные формулы в понимании структуры задач? (да, нет, затрудняюсь ответить)

4. Позволяют ли сконструированные фасет-ные формулы определить схему решения задачи? (да, нет, затрудняюсь ответить)

5. На Ваш взгляд, позволит ли фасетная технология сократить затраты на построение новых задач? (да, нет, затрудняюсь ответить)

6. Как Вы считаете, позволит ли ознакомление учащихся с технологией построения фасет-ных формул лучше понять структуру задач? (да, нет, затрудняюсь ответить)

7. В ходе обучения на курсах переподготовки получили ли свое развитие приобретенные Вами ранее навыки использования облачных сервисов? (да, нет, затрудняюсь ответить)

8. Как Вы считаете, использование облачных сервисов в учебном процессе повышает его эффективность? (да, нет, затрудняюсь ответить)

9. Как Вы считаете, повысит ли использование на уроках облачных сервисов мотивацию школьников к изучению нового? (да, нет, затрудняюсь ответить)

10. Был ли понятен предложенный на занятиях алгоритм использования облачных сервисов? (1 - полностью непонятно, 2 - частично непонятно, 3 - затрудняюсь ответить, 4 - частично понятно, 5 - полностью понятно)

11. Насколько, по Вашему мнению, необходимо использование облачных сервисов в Вашей педагогической деятельности? (постоянное использование, время от времени, можно не использовать совсем)

12. Считаете ли Вы полезным использование в работе контента фасетного учебно-информационного комплекса (фасетных формул и сгенерированных задач)? (да, нет, затрудняюсь ответить)

13. Определите по пятибалльной шкале доступность понимания технологии конструирования фасетных учебно-информационных комплексов. (1 - полностью непонятно, 2 - частично непонятно, 3 - затрудняюсь ответить, 4 -частично понятно, 5 - полностью понятно)

14. Будете ли Вы использовать разработанный на занятиях курсов собственный учебный комплекс? (да, нет, затрудняюсь ответить)

Анкета дополнена вопросами общего характера, уточняющими пол, стаж работы, перечень преподаваемых дисциплин, тип учебного заведения.

Результаты анкетирования статистически обработаны по тематическим блокам.

Слушатели курсов проявили достаточный интерес к изучению новой для них технологии конструирования фасетных формул. 52% определили технологию как достаточно понятную и 5% - как частично непонятную (вопрос 1). Более половины слушателей согласились с тем, что фасетные формулы позволяют глубже понять структуру задачи и определить ход будущего решения (вопросы 2, 3 и 4). 85% опрошенных определили фасетную технологию как способ генерирования новых задач (вопрос 5).

Ответы на вопросы 2, 3, 4 сгруппированы и отражены на рисунке 3. Большинство опрошенных считают полезным использование облачных сервисов и технологий как при организации учебного процесса, так и для повышения заинтересованности школьников (вопросы 8 и 9), 64% и 62% соответственно. 67% слушателей готовы использовать облачные сервисы на занятиях, используя алгоритмы, предложенные на курсах (вопросы 10 и 11), 15% подтвердили, что получили развитие имеющихся навыков работы с облачными сервисами (вопрос 7).

Рис. 3. Распределение отношения к преимуществам использования фасетных формул

Рис. 4. Распределение отношения к технологии конструирования фасетного учебно-информационного комплекса

Таблица 1

Пример построения фасетной классификации

Название учебного курса Информатика и ИКТ

Тема и раздел курса Единицы измерения количества информации

Набор задач, соответствующих данному разделу 1. Для хранения текста требуется 10 000 бит. Используется посимвольное кодирование КОИ-8. Сколько страниц займет этот текст, если на странице размещается 20 строк по 40 символов в строке? 2. Для хранения текста требуется 20 Кбайт. Используется посимвольное кодирование Unicode. Сколько страниц займет этот текст, если на странице размещается 25 строк по 50 символов в строке?

Изменяемые элементы задачи (фасетные признаки) в выбранных задачах и их значения Фасетный признак количества единиц измерения информации - 1, 2, 10, 20, 100, 200, 10 000, 20 000 Фасетный признак единицы измерения информации - Гбайт, Мбайт, Кбайт, байт, бит, Фасетный признак кодировки - Unicode, ASCII, КОИ-8 Фасетный признак количества строк - 20, 25, 30, 35, 40, 45 Фасетный признак количества символов - 40, 45, 50, 55, 60, 65

Общие элементы (базовые слова) задач 1) Для хранения текста требуется 2) Используется посимвольное кодирование 3) Сколько страниц займет этот текст, если на странице размещается 4) строк по 5) символов в строке?

Фасетная структура задачи Для хранения текста требуется <фасетный признак количества единицы измерения информации> <фасетный признак единицы измерения информации>. Используется посимвольное кодирование <фасетный признак кодировки> Сколько страниц займет этот текст, если на странице размещается <фасет-ный признак количества строк> строк по <фасетный признак количества символов> символов в строке?

Положительное отношение к технологии конструирования фасетных учебно-информационных комплексов выразили 75% опрошенных (вопрос 13), 69% планируют применять комплексы в своей педагогической деятельности (вопрос 14). Распределение отношения к технологии конструирования фасетного учебно-информационного комплекса приведено на рисунке 4.

На завершающем этапе исследования слушатели курсов выполняли ряд заданий, строили фасетные формулы, определяли наборы фасет-ных признаков, конструировали собственные фасетные учебно-информационные комплексы с привлечением облачных сервисов. Приведем пример одной из работ (табл. 1). На рисунке 5 отражено распределение слушателей курсов

Рис. 5. Диаграмма распределения по педагогическому стажу и числу формул

по величине педагогического стажа и проценту разработанных фасетных формул.

Обсуждение. Результаты теоретической работы и анализ данных констатирующего эксперимента показали, что включение фасетных учебно-информационных комплекса в профессиональную педагогическую практику целесообразно и эффективно, так как позволяет создать условия реализации творческого потенциала педагогов по конструированию собственных учебных материалов контроля знаний. Ознакомление с описанной моделью конструирования учебно-информационных комплексов, базирующейся на фасетной классификации и дидактических свойствах облачных сервисов, делает возможным повысить качество квалификации слушателей из числа работников общеобразовательных организаций. Изучение построения фасетных классификаций, технологии конструирования фасетных комплексов допустимо на всех этапах профессиональной подготовки педагогов, в том числе в системе повышения квалификации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Практическая значимость исследования заключается в использовании готовых фасетных учебно-информационных комплексов в педагогической практике. Фасетные формулы задач имеют открытую структуру, а следовательно, легко адаптируемы под конкретные учебные условия. Комплексы, разрабатываемые на курсах повышения квалификации работников общеобразовательных учреждений, размещаются в облачных хранилищах и имеют доступ к контенту на любой платформе.

Проведенное исследование позволяет на качественно новом уровне решить вопрос контроля знаний с учетом принципов диффе-

ренциации и индивидуализации обучения, автоматически генерируя большие наборы разноуровневых задач. Однако дидактические функции фасетной классификации можно применить и за пределами освещаемой проблемы. Перспективы дальнейшего развития исследования связаны с использованием фа-сетных формул задач при обучении естественно-научным дисциплинам.

Заключение

Таким образом, применение фасетных учебно-информационных комплексов в системе повышения квалификации учителей естественнонаучных дисциплин мы рассматриваем как составляющую процесса переподготовки, позволяющую совместить реализацию творческого потенциала педагогов и конструктивную функцию учителя по разработке новых учебных задач. Кроме того, использование комплексов предполагает привлечение возможностей ГГ-технологий, что в свою очередь развивает информационно-коммуникационные навыки учителя, позволяет автоматизировать некоторые виды его деятельности. Как показало анкетирование, слушатели курсов переподготовки положительно отнеслись к новой для них технологии конструирования задач на основе фасет-ной классификации и планируют использовать фасетные комплексы в своей педагогической практике.

Изучение слушателями новых дидактических технологий, ознакомление с образовательными возможностями компьютерных технологий способствует формированию положительной мотивации к дальнейшему профессиональному росту. На основании сказанного можно сделать вывод о том, что применение

фасетных учебно-информационных комплексов обладает потенциалом повышения качества педагогической деятельности.

Библиографический список:

1. Архипова, А. И. Технологический учебник с интернет-поддержкой как инструмент подготовки к работе в среде инновационной компьютерной дидактики / А. И. Архипова, Р. И. Золотарев, Е. А. Пичкуренко. - Текст : непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56-2. -С. 7-16.

2. Архипова, А. И. Технологический учебник как главный инновационный продукт виртуального образовательного кластера / А. И. Архипова, А. В. Аракелов. - Текст : непосредственный // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 4: Естественно-математические и технические науки. - 2016. -№ 4 (191). - С. 196-202.

3. Везиров, Т. Г. Подготовка магистров педагогического образования с использованием интернета и сервисов Web 2.0 в обучении иностранным языкам / Т. Г. Везиров. - Текст : непосредственный // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков. - 2020. - Т. 14. - С. 134-137.

4. Везиров, Т. Г. Электронное обучение с применением дистанционных образовательных технологий в подготовке бакалавров / Т. Г. Ве-зиров, М. Э. Эльмурзаева. - Текст : непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-1. -С.55-58.

5. Пичкуренко, Е. А. Герменевтический подход к созданию учебных материалов на основе моделей и технологий инновационной компьютерной дидактики / Е. А. Пичкуренко, А. И. Архипова. - Краснодар : НЧОУ ВПО «Кубанский социально-экономический институт», 2016. - 129 с. - Текст : непосредственный.

6. Тюнников, Ю. С. Проблемы построения эффективной системы подготовки будущих педагогов к инновационной деятельности / Ю. С. Тюнников. - Текст : непосредственный // Инновационная деятельность в образовании : сборник научных статей IX Международной научно-практической конференции, Москва-Пушкино, 14 апреля 2015 года / под общ. ред.

Г. П. Новиковой. - Москва ; Пушкино : ООО «СОЮЗ-ПРЕСС», 2015. - С. 643-648.

7. Шапошникова, Т. Л. Виртуальный лабораторный практикум в структуре информационных образовательных технологий / Т. Л. Шапошникова, Е. В. Рыкова. - Текст : непосредственный // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2014. - № 12 (118). -С.218-222.

8. Архипова, А. И. Электронные образовательные ресурсы инновационной компьютерной дидактики/ А. И. Архипова, Р. И. Золотарев. - Текст : непосредственный // Сфера услуг: инновации и качество. - 2013. - № 11. -С. 9.

9. Золотарёв, Р. И. Матрица знаний - учебная интернет-технология систематизации и обобщения изученного материала / Р. И. Золотарёв, А. И. Архипова. - Текст : непосредственный // Школьные годы : научно-методический журнал с электронным приложением. - Краснодар. - 2012. - № 36.

10. Золотарёв, Р. И. Использование алгоритмических приемов в процессе экспресс обучения созданию компьютерных технологий самоподготовки / Р. И. Золотарёв, С. Г. Мартынович. - Текст : непосредственный // Школьные годы. - 2014. - № 53. - С. 16-23.

11. Иус, Д. В. Применение технологий дистанционного обучения в довузовской подготовке абитуриентов / Д. В. Иус, Б. Е. Левицкий. - Текст : непосредственный // Новые образовательные технологии в вузе : сборник тезисов докладов участников конференции, Екатеринбург, 18-20 февраля 2014 года / редактор А. В. Поротникова. - Екатеринбург : ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина», 2014.- С. 631-637.

12. Буслаев, А. В. О понятии математической задачи / А. В. Буслаев. - Текст : непосредственный // Проблемы совершенствования математической подготовки в школе и вузе : сборник материалов по методике преподавания математики. - Москва : МПГУ, 2000. - С. 34-36.

13. Радченко, В. П. Понимание текста задачи и развитие учащихся / В. П. Радченко. - Текст : непосредственный // Формирование духовной культуры личности в процессе обучения математике в школе и вузе : тезисы докладов XX Всероссийского семинара преподавателей

математики университетов и педагогических вузов, Вологда, 02-04 октября 2001 года. - Вологда : Легия, 2001.- С. 81-82.

14. Муравин, Г. К. Финансовые задачи как средство повышения мотивации изучения математики в школе / Г. К. Муравин, О. В. Мура-вина. - Текст : непосредственный // Математика и математическое образование : сборник трудов IX Международной научной конференции «Математика. Образование. Культура», Тольятти, 24-26 апреля 2019 года. - Тольятти : Тольяттинский государственный университет, 2019. - С. 34-40.

15. Ранганатан, Ш. Р. Классификация двоеточием. Основная классификация / Ш. Р. Ранганатан. - Москва : ГПНТБ СССР, 1970. -422 с. - Текст : непосредственный.

16. Сукиасян, Э. Р. Человек, опередивший компьютерную эпоху: к 120-летию со дня рождения Ш. Р. Ранганатана / Э. Р. Сукиасян. -Текст : непосредственный // Научные и технические библиотеки. - 2012. - № 7. - С. 74-82.

References:

1. Arkhipova, A. I., Zolotarev, R. I., Pichkuren-

ko, E. A. Technological textbook with Internet support as a tool of preparation for work in the environment of innovative computer didactics [Tekhnologicheskiy uchebnik s internet pod-derzhkoy kak instrument podgotovki k rabote v srede innovatsionnoy komp'yuternoy didaktiki], Problems of modern pedagogical education, 2017, No. 56-2, pp. 7-16.

2. Arkhipova, A. I. Arakelov, A. V. Technological textbook as the main innovative product of the virtual educational cluster [Tekhnolog-icheskiy uchebnik kak glavnyy innovatsionnyy produkt virtual'nogo obrazovatel'nogo klastera], Bulletin of the Adyghe State University, Series 4: Natural-mathematical and technical sciences, 2016, No. 4 (191), pp. 196-202.

3. Vezirov, T. G. Training of masters of pedagogical education using the Internet and Web 2.0 services in teaching foreign languages [Podgotov-ka magistrov pedagogicheskogo obrazovaniya s ispol'zovaniem internet i servisov Web 2.0 v obuchenii inostrannym yazykam], Actual problems of philology and methods of teaching foreign languages, 2020, T. 14, pp. 134-137.

4. Vezirov, T. G., Elmurzaeva, E. M. E-learning with the use of distance educational technologies

in the preparation of bachelors [Elektronnoe obuchenie s primeneniem distantsionnykh obra-zovatel'nykh tekhnologiy v podgotovke ba-kalavrov], Problems of modern pedagogical education, 2019, No. 63-1, pp. 55-58.

5. Pichkurenko, E. A., Arkhipova, A. I. Herme-neutic approach to the creation of educational materials based on models and technologies of innovative computer didactics [Germenevticheskiy podkhod k sozdaniyu uchebnykh materialov na osnove modeley i tekhnologiy innovatsionnoy komp'yuternoy didaktiki], Krasnodar, 2016. 129 p.

6. Tyunnikov, Yu. S. Problems of building an effective system of training future teachers for innovative activities [Problemy postroeniya effek-tivnoy sistemy podgotovki budushchikh peda-gogov k innovatsionnoy deyatel'nosti], Innovative activity in education: Collection of scientific articles of the IX International scientific-practical conference, Moscow; Pushkino, 2015, pp. 643-648.

7. Shaposhnikova, T. L., Rykova, E. V. Virtual laboratory practice in the structure of information educational technologies [Virtual'nyy laboratornyy praktikum v strukture informatsionnykh obra-zovatel'nykh tekhnologiy], Scientific notes of the University. P. F. Lesgaft, 2014, No. 12 (118), pp.218-222.

8. Arkhipova, A. I., Zolotarev, R. I. Electronic educational resources of innovative computer didactics [Elektronnye obrazovatel'nye resursy innovatsionnoy komp'yuternoy didaktiki], Services sector: innovation and quality, 2013, No. 11, p. 9.

9. Zolotarev, R. I., Arkhipova, A. I. Knowledge matrix - educational Internet technology for sys-tematization and generalization of the studied material [Matritsa znaniy - uchebnaya Internet-tekhnologiya sistematizatsii i obobshcheniya izu-chennogo materiala], School years: scientific and methodological journal with an electronic application, 2012, No. 36, pp. 26-32.

10. Zolotarev, R. I., Martynovich, S. G. The use of algorithmic techniques in the process of express learning in the creation of computer self-training technologies [Ispol'zovanie algoritmicheskikh priemov v protsesse ekspress obucheniya sozdani-yu komp'yuternykh tekhnologiy samopodgotovki], School years, 2014, No. 53, pp. 16-23.

11. Ius, D. V., Levitsky, B. E. Application of distance learning technologies in pre-university training of applicants [Primenenie tekhnologiy distantsionnogo obucheniya v dovuzovskoy podgo-

tovke abiturientov], New educational technologies at the university, Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, 2014, pp.631-637.

12. Buslaev, A. V. Methodological foundations for the selection of problems in mathematics for senior grades of various training profiles. Abstract of thesis of Doc. of ped. sci. [Metodicheskie osno-vy otbora zadach po matematike dlya starshikh klassov razlichnogo profilya obucheniya], Mos-kow, 2002. 202 p.

13. Radchenko, V. P. Understanding the text of the problem and the development of students [Ponimanie teksta zadachi i razvitie uchash-chikhsya], Formation of the spiritual culture of the individual in the process of teaching mathematics at school and university: Abstracts of the XX All-Russian seminar for teachers of mathematics at

universities and pedagogical universities, Vologda, 2001,pp.81-82.

14. Muravin, G. K., Muravina, O. V. Financial tasks as a means of increasing the motivation for studying mathematics in school [Finansovye zadachi kak sredstvo povysheniya motivatsii izucheniya matematiki v shkole], Mathematics and Mathematical Education: Proceedings of the IX International Scientific Conference "Mathematics. Education. Culture", Togliatti, 2019, pp. 34-40.

15. Ranganathan, Sh. R. Colon classification. Main classification [Klassifikatsiya dvoetochiem. Osnovnaya klassifikatsiya], State Public Scientific Technical Library of the USSR, 1970. 422 p.

16. Sukiasyan, E. R. A man who has outstripped the computer age: to the 120th anniversary of the birth of Sh. R. Ranganathan [Chelovek, operedivshiy komp'yuternuyu epokhu: k 120-letiyu so dnya rozhdeniya Sh. R. Ranganatana], Scientific and technical libraries, 2012, No. 7, pp. 74-82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.