Научная статья на тему 'ФАРМРЫНКИ СНГ. Итоги фармацевтического рынка Украины 2010: РОЗНИЧНЫЙ И ГОСПИТАЛЬНЫЙ СЕГМЕНТЫ'

ФАРМРЫНКИ СНГ. Итоги фармацевтического рынка Украины 2010: РОЗНИЧНЫЙ И ГОСПИТАЛЬНЫЙ СЕГМЕНТЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМРЫНОК УКРАИНЫ / РОЗНИЧНЫЙ СЕГМЕНТ / ГОСПИТАЛЬНЫЙ СЕГМЕНТ / ОБЪЕМ ПРОДАЖ / ТЕМПЫ ПРИРОСТА / КОМПАНИИ-ЛИДЕРЫ / UKRANIAN PHARMACEUTICAL MARKET / RETAIL SEGMENT / HOSPITAL SEGMENT / SALES VALUE / GROWTH RATES / LEADING COMPANIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Деревянко Ирина

В статье анализируются суммарные продажи (sales-out) ЛС и БАД в розничном и госпитальном сегментах. Объемы продаж рассчитаны в ценах потребителя. В качестве источника информации о продажах использованы собственные данные компании «Бизнес-Кредит» из «Аудита розничного и госпитального рынка Украины». Аудиты построены на основании статистически репрезентативной стратифицированной выборки 20% аптек и 15% больничного коечного фонда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE UKRANIAN PHARMACEUTICAL MARKET IN 2010: RETAIL AND HOSPITAL SEGMENTS

The article tells about the total salesout of medicines and food supplements in the retail and hospital segments of the Ukranian pharmaceutical market, in consumer prices. The data is sourced from the Audit of retail and hospital markets by Business-Credit based on statistically representative stratified sample of 20% of pharmacies and 15% of hospital beds.

Текст научной работы на тему «ФАРМРЫНКИ СНГ. Итоги фармацевтического рынка Украины 2010: РОЗНИЧНЫЙ И ГОСПИТАЛЬНЫЙ СЕГМЕНТЫ»

PfMtffUUM 21

Ирина ДЕРЕВЯНКО, к.м.н., маркетинг-директор, Фармацевтическая маркетинговая группа «Бизнес-Кредит», Киев

Итоги фармацевтического

рынка Украины 2010:

розничный и госпитальныи сегменты

В статье анализируются суммарные продажи (sales-out) ЛС и БАД в розничном и госпитальном сегментах. Объемы продаж рассчитаны в ценах потребителя. В качестве источника информации о продажах использованы собственные данные компании «Бизнес-Кредит» из «Аудита розничного и госпитального рынка Украины». Аудиты построены на основании статистически репрезентативной стратифицированной выборки 20% аптек и 15% больничного коечного фонда.

Ключевые слова: фармрынок Украины, розничный сегмент, госпитальный сегмент, объем продаж, темпы прироста, компании-лидеры

В целом 2010 г. для украинского фармрынка характеризовался позитивной коррекцией. После того как на фоне макроэкономического кризиса и резкого снижения обменного курса гривны в конце 2008 и в 2009 гг. произошло достаточно глубокое снижение продаж, 2010 г. порадовал нас существенным ростом.

Ведущими факторами роста мы считаем: восстановление маркетинговой активности фармацевтических компаний и ценовой структуры потребления лекарств, подорожание отечественных препаратов, а также инфляционные процессы.

Несмотря на ожидания быстрых реформ, особых изменений в принципах организации медицинской помощи и обеспечения медикаментами не произошло. Хотя доля государственных закупок имела тенденцию к увеличению, объем и структура рынка по-прежнему зависели от возможностей предпочтений потребителей. В 2010 г. из ~64 долл. затрат на душу населения, 47 долл. (73%) пришлось на прямые затраты потребителей (рис. 1). Суммарный годовой объем розничного и госпитального фармрынка Украины в 2010 г. составил 23 млрд. грн., или 1,2 млрд. упаковок. Темпы прироста продаж к предыдущему году составили 14% в

Key words: Ukranian pharmaceutical market, retail segment, hospital segment, sales value, growth rates, leading companies

The article tells about the total sales-out of medicines and food supplements in the retail and hospital segments of the Ukranian pharmaceutical market, in consumer prices. The data is sourced from the Audit of retail and hospital markets by Business-Credit based on statistically representative stratified sample of 20% of pharmacies and 15% of hospital beds.

Irina DEREVYANKO, Ph.D., Marketing Director, Business-Credit LC Co., Kiev, Ukraine. THE UKRANIAN PHARMACEUTICAL MARKET IN 2010: RETAIL AND HOSPITAL SEGMENTS.

долларах и 2% в упаковках (табл. 1). В т.ч. продажи украинских препаратов составили 7 млрд. грн., или 847 млн. упаковок. Это соответствует трети рынка в стоимостном и 2/3 в натуральном выражении (рис. 2).

Темпы прироста их продаж в денежном выражении (+21%) были существенно вы-

рисуно^Г 1 Затраты на медикаменты на душу населения в год, 2008—2010 долл. США

рисунок Продажи импортных/отечественных

препаратов, 2010/2009

В упаковках

В деньгах, грн. 2 1

1 — Domestic, 31% Ч/ А

2 — Import, 69% Л +3% \

+1% +1%

2 Pv- \

Л +8% +22%

/ 1 — Domestic, 65%

2 — Import, 35%

28 2м0а;1 ршщццм

ТРЕНДЫ. ФАРМРЫНКИ СНГ

рисунокГз Доли отечественных препаратов в денежном и натуральном выражении, 2008—2010, %

рисунокГ4 Структура продаж в стоимостном

выражении по АТС-1, 2010, %

10

9 "Д ---- 1 1 — A, 21%

8 /\\ \ 2 — R, 12%

\ 3 — J, 11%

7 4 — C, 11% „-—-"''^ 2 5_N 11%

1 6 — B, 7%

\ ^у 7 — M, 7%

\ W 8 — G, 6%

\ 3 9 — L,6%

5 / \ 10 — Прочие, 8%

ше, чем в натуральном (+1%). Это обусловлено не только подорожанием, но и изменением структуры их продаж. В частности, среди украинских препаратов увеличивается доля более современных и дорогостоящих. Темпы прироста продаж импортных препаратов составили 8% в денежном выражении и 3% в натуральном. Таким образом, в 2010 г. продолжился тренд на увеличение рыночной доли

таблица Объем и динамика фармацевтического рынка Украины 2010 г.

Объем продаж, млрд. Темпы прироста 20010/2009, %

В долларах 2,87 +14%

В евро 2,16 +19%

В гривнах 22,8 +12%

В упаковках 1,2 +2%

таблиц^? Рыночные индексы Т0П-20 компаний (розничный+госпитальный сегмент, ЛС+БАД), 2009—2010 г.

Продажи Прирост Доля Продажи, Прирост в уп. Доля в уп.

Корпорация 2010, продаж 2010 тыс. уп. 2010/ 2010

тыс. долл. 2010/2009 (%) (%) 2009 (%) (%)

Sanofi-aventis—Zentiva 127210 4,4 5 20097 1,7 8

«Фармак» 120805 4,2 39 76711 6,4 3

Berlin-Chemie 110948 3,9 5 24183 2,0 3

«Артериум» 94254 3,3 17 84345 7,0 -3

«Дарница» 90900 3,2 12 140500 11,7 -10

Nycomed 81183 2,8 13 7867 0,7 29

Bayer Healthcare 72196 2,5 9 8717 0,7 -6

Teva Ratiopharm 66400 2,3 3 10892 0,9 -4

«Здоровье» ФФ 61600 2,2 53 54643 4,5 0

Servier 56917 2,0 19 5428 0,5 16

Sandoz 53695 1,9 5 13313 1,1 1

Glaxo SmithKline 53092 1,9 19 7809 0,7 7

«Юрия-Фарм» 52817 1,8 24 38452 3,2 14

KRKA 52333 1,8 3 11685 1,0 13

Richter Gedeon 52173 1,8 -8 10907 0,9 -2

Heel 42754 1,5 38 4712 0,4 14

Борщаговский ХФЗ 38377 1,3 5 36200 3,0 -9

Boehringer Ingelheim 35107 1,2 9 3894 0,3 3

Solvay Pharma 34282 1,2 0 2781 0,2 1

Actavis 34007 1,2 20 14708 1,2 -3

ИТОГИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА УКРАИНЫ 2010

РЕМШииМ 29

рисуно^5 Структура продаж в натуральном

выражении по АТС-1, 2010, %

9

8 — 1 1 — A, 18%

7 /\\ \ 2 — N, 17%

3 — R, 14% 4 — B, 10%

^^ 2 5 — J, 10%

6 — C, 9%

7 — D, 9%

_5у/\/ * 8 — M, 6%

\3_ 9 — Прочие, 7%

4 /

рисунок Доли регионов в денежном и натуральном выражении, 2010

отечественных компаний, который мы наблюдаем с конца 2008 г. (рис. 3). На рынке Украины в 2010 г. работали более 800 производителей лекарств и БАД, однако на долю первой десятки компаний приходится 1/3 рынка, а на долю первой двадцатки — почти половина рынка.

Большинство компаний-лидеров продемонстрировали позитивные темпы прироста продаж в денежном выражении (табл. 2).

По-прежнему лидировала Sanofi-aventis— Zentiva. Однако «Фармак», доля которого в 2010 г. достигла 14% по данным продаж конечным потребителям (sales-out), практически сравнялся с корпорацией Sanofi-aventis—Zentiva. Разрыв объемов продаж между компаниями сопоставим со статистической погрешностью, а темпы прироста продаж «Фармака» на порядок выше, чем у Sanofi-aventis. А с учетом данных отгрузок препаратов в рознич-

ный и госпитальный сектор, которые были зафиксированы в конце года, «Фармак» опередил Sanofl-aventis—Zentiva и стал лидером рынка по данным sales-in. По терапевтическим категориям в стоимостном выражении наиболее активно представлены препараты для лечения нарушений желудочно-кишечного тракта и метаболизма, респираторных заболеваний и антибиотики (рис. 4). На долю этих трех классов приходится почти половина рынка.

В натуральном выражении по терапевтическим категориям лидируют препараты для лечения нарушений желудочно-кишечного тракта и метаболизма, нервной и дыхательной систем и гематологические препараты (рис. 5). Несмотря на общеэкономическую ситуацию, производители активно расширяют свои продуктовые линейки, главным образом за счет увеличения разнообразных форм выпуска и дози-

ровок препаратов. Эта тенденция особенно выражена в сегменте БАД. По итогам 2010 г. на рынке было представлено более 13 000 препаратов (уникальных товарных форм). Топ-50 рецептурных и безрецептурных украинских препаратов приведены в таблице 4.

В региональном аспекте наиболее привлекательными являются рынки Киева, Донецкой и Днепропетровской областей (рис. 6).

Более половины продаж в рознице приходится на ценовой диапазон менее 50 грн. (~6,5 долл.).

Несмотря на некоторое ослабление ре-гуляторного прессинга государства, ценовая ситуация на рынке характеризовалась стабильностью. Суммарный рост цен на ЛС в 2010 г. был втрое ниже показателя инфляции, а на отечественные препараты — сопоставим с ним (рис. 8).

рисуно^у Ценовой диапазон в розничной продаже

5

1

4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лч 1 — До 10,00 грн., 13%

\ 2 — 10—49,99 грн., 43%

3 — 50—99,99 грн., 22%

/ 4 — 100—299,99 грн., 17%

5 — от 300 грн., 5%

\2_

рисуно^8 Индекс цен для 7 000 лекарственных препаратов, (USD,UAH), 1—2 m 2011/1—2 m 2010 ,%

30 Р€мшиим

ТРЕНДЫ. ФАРМРЫНКИ СНГ

таблиц^з Топ-10 АТС-групп 2-го уровня на рынке Украины

Продажи Прирост Доля Продажи, Прирост Доля в уп.

ATC Уровень 2 2010, продаж 2010 тыс. уп. в уп. 2010

тыс. долл. 2010/ 2009 (%) (%) 2010/ 2009(%) (%)

Лекарственные средства 2804783 14 100 1177724 1 100

й01 [Антибактериальные средства

для системного применения] 218442 1 7,8 103698 -10 8,8

R05 [Средства, применяемые

при кашле и простудных заболеваниях] 165893 15 5,9 74114 4 6,3

М01 [Противовоспалительные

и противоревматические средства] 107853 16 3,9 45050 1 3,8

В05 [Плазмозамещающие средства

и инфузионные среды] 100329 4 3,6 93990 -1 8,0

А05 [Средства, применяемые при заболе-

ваниях печени и желчных путей] 99034 19 3,5 20028 1 1,7

L03 [Иммуномодуляторы] 90835 5 3,2 13147 -18 1,1

А10 [Средства, применяемые

для лечения сахарного диабета] 82211 20 2,9 8115 24 0,7

А11 [Витамины] 80418 12 2,9 43145 3 3,7

С01 [Кардиологические препараты] 78531 11 2,8 41354 5 3,5

N06 [Психоаналептики] 77496 7 2,8 13089 -9 1,1

таблиц^4 Топ-50 рецептурных и ОТС-препаратов на рынке Украины

Рецептурные препараты ОТС препараты

Рейтинг 2010 г. в деньгах Название общее Корпорация Продажи в тыс. долл. Темпы прироста 2010/2009 в долл.(%) Название общее Корпорация Продажи в тыс. долл. Темпы прироста 2010/2009 в долл. (%)

1 Актовегин Nycomed 35022 14 Эссенциале Sanof'-aventis 12970 20

2 Натрия хлорид всех производителей 34805 9 Кодтерпин IC «Интерхим» 12517 45

3 Милдронат Grindex 15920 -0 Амизон «Фармак» 10284 -11

4 Хумодар «Индар» 14473 48 Линекс Sandoz 10013 25

5 Реосорбилакт «Юрия-Фарм» 13923 6 Арбидол все производители 9799 1

6 Глюкоза всех производителей 12715 10 Мезим форте Berlin-Chemie 9726 -17

7 Клексан Sanofi-aventis 11821 19 Витрум Unipharm 9568 7

8 Предуктал Servier 11695 3 Канефрон Bionorica 9184 10

9 Аугментин Glaxo SK 11651 15 Но-шпа Sanof'-aventis 8896 27

10 Церебролизин Ever Neuro Pharma 11606 -8 Фармацитрон «Фармасайнс» 8326 19

11 Фармасулин «Фармак» 11494 36 Анаферон «Материа Медика» 8226 -5

12 Цераксон Nycomed 10897 9 Детралекс Servier 8050 14

13 Тиотриазолин всех производителей 10627 -0 Карсил Sopharma 7546 32

14 Гепарин всех производителей 10110 39 Энтеросгель «Креома-Фарм» 7501 27

15 Этиловый спирт всех производителей 9431 38 Колдрекс GlaxoSmithKline 7442 -7

16 L-лизина эсцинат «Артериум» 8139 7 Стрепсилс Reckitt Benckiser 7289 42

17 Кетанов Ranbaxy 8042 -16 Лазолван Boehringer Ingelheim 7147 -4

18 Гептрал Solvay 7803 36 ТераФлю Novartis 6929 10

19 Сумамед Teva Ratiopharm 7718 9 Фервекс Лаб. УПСА 6847 1

20 Энап МКА 7626 -2 Фестал Sanofi-aventis 6638 2б/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.