Научная статья на тему 'Фармбизнес - обществу: ИНВЕСТИЦИИ В ОБРАЗОВАНИЕ'

Фармбизнес - обществу: ИНВЕСТИЦИИ В ОБРАЗОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
116
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМБИЗНЕС / ИНВЕСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Широкова Ирина

Более четверти века социальная ответственность является нормой ведения бизнеса на Западе. За это время были выработаны определенные стандарты, появились рейтинги социальной ответственности. В нынешнем тысячелетии социальный аспект стал непременным атрибутом деятельности большинства фармкомпаний, работающих в России. Новые задачи, поставленные перед страной, установили новые стандарты для бизнеса, который начал делать все более весомые вклады в развитие гражданского общества. Один из аспектов такой деятельности организация и проведение научно-практических и образовательных программ для медицинских работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фармбизнес - обществу: ИНВЕСТИЦИИ В ОБРАЗОВАНИЕ»

Ирина ШИРОКОВА, «Ремедиум»

Фармбизнес - обществу:

ИНВЕСТИЦИИ В ОБРАЗОВАНИЕ

Более четверти века социальная ответственность является нормой ведения бизнеса на Западе. За это время были выработаны определенные стандарты, появились рейтинги социальной ответственности. В нынешнем тысячелетии социальный аспект стал непременным атрибутом деятельности большинства фармкомпаний, работающих в России. Новые задачи, поставленные перед страной, установили новые стандарты для бизнеса, который начал делать все более весомые вклады в развитие гражданского общества. Один из аспектов такой деятельности — организация и проведение научно-практических и образовательных программ для медицинских работников.

Крупный, средний и малый бизнес сегодня берет на себя не свойственную ему социально-образовательную функцию, помогая врачам повысить квалификацию и получить дополнительные знания, а студентам медицинских вузов — быстрее овладеть профессией. Однако многие компании весьма узко понимают свою образовательную функцию, ограничиваясь разовыми акциями, как правило, связанными с продвижением собственных брэндов, нежели инвестируя в долгосрочные проекты, направленные на развитие здравоохранения. В то же время крупные фармкомпании имеют собственную стратегию социальной ответственности и занимаются спонсорством, которое носит системный характер и включает реализацию образовательных проектов для врачей и студентов-медиков. Компании инвестируют в российскую медицину, вкладывая значительные средства в издание медицинских пособий, проведение «круглых столов», конференций и школ, в гранты перспективным молодым ученым.

Среди тех, кто давно зарекомендовал себя на российском рынке как социально-ответственная компания, уделяющая большое внимание повышению квалификации врачей, — компания Sanofi-Aventis. Только в период

с 2004 по 2006 г. компания провела 16 школ по лечению ИБС, более 30 школ — по лечению и профилактике атеротромбоза, 18 образовательных циклов по детской эпилептологии, более 10 — по урологии и андроло-гии, а также образовательные программы по ранней диагностике рака молочной железы. В феврале 2007 г. состоялся широкомасштабный проект — телемост с участием 15 городов России, предоставивших врачам возможность узнать о современных подходах к лечению рака молочной железы.

Кроме того, при поддержке Sanofi-Aventis на территории РФ — в 34 городах было открыто 63 эпилептологических центра.

Другой, не менее важный аспект социальной деятельности компании — сотрудничество с научными организациями. В 2004 г. при непосредственной поддержке Sanofi-Aventis и под эгидой трех научных обществ: Всероссийского научного общества кардиологов (ВНОК), Российского общества ангиологов и сосудистых хирургов и Национальной ассоциации по борьбе с инсультом (НАБИ) было создано Национальное общество по атеротромбозу (НОАТ), направленное на борьбу с атеросклерозом, повышение качества медицинской и социальной помощи больным, внед-

Socially oriented policy has become a norm for pharmaceutical businesses in Russia. Companies have been developing and implementing various humanitarian programs including educational projects that help physicians to enhance their knowledge and medical students — to acquire professional skills in a shorter period.

Irina SHIROKOVA, «Remedium». Social projects in the pharmaceutical busi-

рение в медицинскую практику новейших достижений науки, а также осуществление просветительской работы среди населения. На сегодняшний день под эгидой НОАТ было проведено 35 школ в крупнейших городах России, в которых приняли участие более 10 000 врачей районных, областных и краевых лечебных учреждений и других организаций здравоохранения.

НОАТ (совместно с Sanofi-Aventis) также участвует в создании Национального регистра пациентов с высоким риском атеротромбоза. В рамках этой программы в течение 4 лет (2004 — 2008 гг) в 39 российских центрах будут обследованы около 3000 пациентов.

На оказание реальной помощи врачам делает упор и фармкомпания Novartis. При ее участии разработаны и реализуются образовательные программы в таких областях медицины, как миелоидная лейкемия, рак груди, остеопороз и т.д. На сайте компании размещаются статьи о заболеваниях и подходах к их лечению.

В июле нынешнего года компания Novartis совместно с Всероссийским

общественным движением «Жизнь без остеопороза» и Российской ассоциацией по остеопорозу объявили о запуске программы по созданию Всероссийского реестра больных остеопорозом. Эта программа является ответом на инициативу практикующих врачей, предложивших ввести единый формат регистрации пациентов с этим тяжелым диагнозом. На первом этапе реализации программы такая унификация будет проведена в 8-ми российских городах.

Единый формат регистрации создаст необходимую базу, которая позволит усовершенствовать систему учета больных. Это дает надежду, что со временем большинство случаев ос-теопороза будет зафиксировано в общероссийском реестре, благодаря чему появится возможность для оказания социальной и медицинской помощи всем, кто в этом нуждается. Проведение научно-практических мероприятий для врачей — давняя традиция компании Solvay Pharma. Первый подобный проект y компании появился 7 лет назад. Он был специально создан для акушеров и гинекологов. Задача проекта — проинформировать о современных научных достижениях, внедрить новые технологии и методы обучения, повысить врачебную квалификацию с помощью уникального УЗИ-тренажера.

С тех пор при поддержке Solvay Pharma успешно развивается целый ряд социально-образовательных проектов. Так, например, при участии Solvay Pharma и ведущих специалистов по лечению головокружения в России была создана программа для практикующих врачей — неврологов и оториноларингологов. Она включает проведение интерактивных междисциплинарных семинаров для врачей, поддержку специализированных центров в регионах, издание обучающих материалов. Более тысячи специалистов в 10 городах России уже приняли участие в этом проекте. Некоторые из них смогли усовершенствовать свои знания в отоневро-логической клинике в Маастрихте

(Нидерланды). При поддержке компании Solvay Pharma также осуществляется проект «Солярис» для детских и подростковых психиатров, проводятся «Школы церебропротекции», призванные помочь специалистам в решении проблемы защиты головного мозга и борьбы с артериальной гипертензией. Повысить профессиональный уровень терапевтов и гастроэнтерологов из всех регионов РФ позволяет информационный сервис по всем вопросам гастроэнтерологии — «Гастролайн». Российские врачи получают квалифицированную помощь специалистов-гастроэнтеро-логов, связанную с постановкой диагноза и поиском оптимального лечения. Врачи всех специальностей также могут ознакомиться с актуальной медицинской информацией и получить квалифицированные ответы на интересующие их вопросы, зайдя на корпоративный сайт компании или на один из тематических сайтов. Помимо образования врачей, компания прикладывает усилия для повышения концептуальной компетентности работников аптечного звена. С 2004 г. активно развивается и совершенствуется «Аптечная программа» Solvay Pharma, в рамках которой происходит обучение первостольников и врачей-консультантов навыкам общения с покупателями.

Среди последних социальных образовательных проектов, которые осуществляются при участии Solvay Pharma, — программа «Здоровая школа», разработанная в 2006 г. Российским благотворительным общественным фондом «Качество жизни». Недавно завершился первый этап программы: cреди школьников проведено социологическое исследование, позволившее представить картину отношения учащихся к своему здоровью и определить причины возникновения хронических заболеваний, в частности желудочно-кишечного тракта (ЖКТ). Следующим этапом Программы станет разработка методических рекомендаций по профилактике и лечению заболеваний ЖКТ у школьников. Для оценки и анализа данных медико-эпидемио-

логического исследования создана Комиссия медицинских экспертов. Компания также сделала вклад и в изучение метаболического синдрома, открыв в марте 2007 г. российский филиал Института метаболического синдрома (РФ ИМС) — некоммерческую общественную научную организацию.

Не осталась в стороне от участия в крупных социальных проектах и компания F.Hoffmann-La Roche.

Один из них — взявшая старт в

2006 г. Всероссийская онкологическая социальная программа «Равное право на жизнь», призванная обеспечить доступное и качественное лечение пациентов с онкологическими заболеваниями. Этот проект был инициирован ведущими российскими онкологами, в частности М.И. Давыдовым, президентом РАМН, академиком РАН и РАМН, директором РОНЦ им. Н.Н.Блохина РАМН, и поддержан многими российскими политиками.

Программа «Равное право на жизнь» способствует внедрению в региональных медицинских учреждениях современных технологий диагностики и лечения онкологических заболеваний. Одно из ее важнейших направлений — обеспечение непрерывного последипломного образования региональных врачей. Это обучение осуществляется в виде мастер-классов, проводимых в регионах ведущими онкологами страны, а также в виде стажировок на базе Российского онкологического научного центра им. Н.Н.Блохина РАМН. Одиннадцать российских регионов — Астраханская, Свердловская, Иркутская, Ивановская, Рязанская, Ростовская, Тамбовская, Тульская области, Хабаровский край, С.-Петербург и республика Татарстан — были выбраны в качестве «пилотных» для реализации программы. Еще почти 40 российских регионов выразили пожелание принять участие в программе «Равное право на жизнь.

Содействуя повышению уровня квалификации российских онкологов, с начала 2006 г. в рамках Программы «Равное право на жизнь» в регионах

42

ФАРМБИЗНЕС - ОБЩЕСТВУ: ИНВЕСТИЦИИ В ОБРАЗОВАНИЕ

состоялось свыше 100 мастер-классов по внедрению передовых методик лечения. Эти образовательные мероприятия позволили обучить более 1500 врачей региональных клиник. В рамках программы на базе ГУ РОНЦ им. Н.Н.Блохина РАМН более 100 региональных онкологов прошли стажировки по курсу «Современные методы диагностики и лечения злокачественных новообразований». До конца 2007 г. в рамках Программы в РОНЦ им. Н.Н.Блохина РАМН планируются стажировки еще для 400 региональных онкологов.

Примерно в то же время при участии F.Hoffmann-La Roche получил развитие социальный проект, направленный на борьбу с остеопорозом, — программа «Остеопорозу — нет!». Инициаторами проекта выступили ведущие специалисты страны в области лечения, диагностики и профилактики остеопороза. В рамках программы запущен сайт www.osteoporo-su.net.

Повысить свой профессиональный уровень российские врачи могут, приняв участие и в долгосрочных образовательных проектах компании Nycomed. В сотрудничестве с Российской ассоциацией по остеопоро-зу и Центром профилактики остеопо-роза МЗ и СР РФ Nycomed ведет борьбу с остеопорозом, включающую в т.ч. и проведение семинаров для врачей. Совместно с НИИ неврологии РАМН осуществляется национальная программа «Академия неврологии и инсульта», которая предусматривает проведение «школ» по проблеме сосудистой патологии мозга, издание общероссийского научно-практического журнала, создание специализированного центра телемедицины.

В своей просветительской деятельности компания широко использует ресурсы Интернет. Так, в помощь врачам запущен проект «Мультимедиа Библиотека Нико-мед» (http://www.medlibrary.ru), где собраны различные материалы (статьи, лекции и т.д.) по основным терапевтическим областям, в которых специализируется компания. Образовательную функцию также несут от-

дельные сайты по заболеваниям, например сайт по проблеме остеопо-роза (http://www.osteoporosis.ru) или сайт по проблеме боли (http:// www.painclinic.ru). Сайт по проблеме аллергологии (http://www.allergology.ru) трансформировался в отдельный проект — «Аллергопрогноз».

Не забывает Nycomed и о молодежи. В сентябре 2006 г. стартовала долгосрочная стипендиальная программа «Nycomed — Золотые кадры медицины», призванная поддержать молодых людей, намеренных развиваться в области медицины. В рамках этой программы запланированы мероприятия, участвовать в которых могут все студенты, заинтересованные в профессиональном росте и получении новых знаний. Такие мероприятия (конференции, форумы, семинары, мастер-классы, научные кружки) будут проводиться регулярно в течение всего срока действия программы. Поддержать талантливую молодежь всегда готова и компания Bayer Schering Pharma.

Она выделяет гранты Фонда Шерин-га на стажировку молодых специали-стов-гинекологов, онкологов, онкогематологов в ведущих клиниках Европы. Международные гранты также получают специалисты, занимающиеся проблемой гемофилии.

Заметим, что в России компания осуществляет несколько социальных проектов, связанных с конкретными нозологиями или областями медицины. В частности, с осени 2004 г. совместно с Научным центром акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН реализуется образовательная программа, которая ориентирована на врачей из Москвы и регионов и посвящена современным проблемам гинекологии и здоровья женщин. Лекции читают ведущие специалисты Центра акушерства и гинекологии. Задача лекционных курсов — подробно осветить основные вопросы диагностики и профилактики и рассмотреть возможности современных методов лечения в области гинекологии.

Кроме того, компания проводит образовательные программы (школы)

для специалистов-радиологов в Москве и С.-Петербурге.

Компания «Нижфарм» использует различные формы донесения до врачей и их пациентов необходимой и востребованной информации о профилактике, лечении заболеваний, о новых достижениях медицинской науки. Так, например, уже выпущено несколько дисков, посвященных заболеваниям суставов и их лечению. Летом 2006 г. «Нижфарм» и Институт ревматологии РАМН (Москва) в рамках совместного проекта разработали информационный CD-диск для практикующих врачей ревматологического и терапевтического профилей — «Клинический разбор. Диагноз: остеоартроз».

На диске была собрана актуальная информация, подготовленная ведущими специалистами Института ревматологии по проблеме остеоартроза — новые данные о современных методиках диагностики, эффективных терапевтических подходах, опыте клинического применения различных лекарственных препаратов. Диск также содержит библиографический материал, включающий научные публикации по проблеме лечения остеоартроза за последние годы.

Весной 2007 г. компания «Нижфарм» выпустила CD-диск «Спондилоартроз позвоночника: диагностика и лечение» для практикующих врачей неврологического, ревматологического и терапевтического профилей. Тем самым компания предоставила дополнительную возможность врачам получить обширный объем полезной информации: на CD-диске содержатся видеолекция заслуженного деятеля науки РФ, проф. кафедры нервных болезней ММА им. И.М.Сеченова Ф.Е.Горбачевой, представлены научные статьи по проблемам заболеваний позвоночника и суставов, сообщается о применении препаратов в терапии данных заболеваний.

Особое внимание «Нижфарм» уделяет организации телемостов и видеоконференций для врачей. Эти мероприятия проводятся регулярно и способствуют оперативному обмену опытом между врачами разных горо-

дов, позволяют им делиться со своими коллегами результатами последних исследований и аналитическими данными, экономят время и средства на поездки в другие города. Последним из проведенных телемостов стало мероприятие в апреле

2007 г. В трех городах России — Москве, Ульяновске и Пензе — состоялся телемост по актуальным вопросам лечения метаболических заболеваний печени, организованный компанией «Нижфарм» для врачей гастроэнтерологических и терапевтических специальностей.

У компании имеются предложения и для специалистов — урологов и проктологов. Для них разработаны и поддерживаются сайты www.gemor-roya.net и www.vitamen.ru, где предоставляется максимально полная информация о заболеваниях в сфере проктологии и урологии. В разделе для специалистов врачи смогут найти подробную информацию о профилактике и диагностике, а также медикаментозных и немедикаментозных методах лечения проктоло-гических и урологических заболеваний. Здесь же они могут получить актуальную информацию о новостях, исследованиях и последних достижениях в сфере диагностики и лечения заболеваний проктологиче-ской группы.

Широкой известностью в России пользуются социальные программы с участием компании AstraZeneca, направленные на улучшение физического и психического здоровья людей. Компания принимает активное участие в разработке и проведении образовательных программ в области кардиологии, гастроэнтерологии, пульмонологии, онкологии, анестезиологии, антибиотикотерапии и неврологии.

Среди наиболее известных проектов компании — благотворительная программа «Скажем вместе «НЕТ» астме!», за которую на Втором международном форуме «Фармсодружество» — единое пространство для профессионалов» (состоялся в конце апреля в г. Алматы (Казахстан) AstraZeneca получила премию в номинации «За реали-

зацию наиболее значимого социального проекта».

В рамках проекта «Скажем вместе «НЕТ» астме!» компания запустила специальный сайт www.astmе-net.ru, на котором представлена информация об астме, ее профилактике и способах лечения. AstraZeneca также проводит регулярные респираторные школы для практикующих врачей. Одна из таких школ — «Бронхиальная астма и бронхообструктивный синдром. Новые технологии в педиатрической практике» — была организована в ноябре прошлого года в Воронеже. На этом мероприятии выступали известные медики и профессора из ММА им. И.М.Сече-нова. В работе школы приняли участие врачи, работающие в больницах и поликлиниках Воронежа и области. Подобные респираторные школы также состоялись в дни открытия детских комнат в Новосибирске и Перми.

На борьбу с астмой направлены и усилия компании по проведению Международного дня астмы в Москве и регионах. Главной задачей этих мероприятий является повышение информированности общества о бронхиальной астме и возможностях ее лечения.

Не менее известен вклад AstraZeneca в борьбу с психическими заболеваниями: компания является главным спонсором Дня психического здоровья в России и во всем мире. «AstraZeneca стремится быть полноценным членом мирового сообщества и добропорядочным гражданином в каждой стране, — подчеркивает Серж Cкотто, глава московского представительства компании

AstraZeneca. — Социальная ответственность компании и социальные программы обеспечивают укрепление данного имиджа. Поэтому политика социальной ответственности компании AstraZeneca является одним из приоритетов в деятельности всех ее представительств по всему миру. AstraZeneca отличают постоянные и планомерные вложения в науку XXI столетия (в частности, в геномику, протеомику и биоинформатику)

для создания глобальной технологической платформы».

Как известно, в Великобритании движением Business in the Community в течение уже 4-х лет ежегодно составляется Индекс корпоративной ответственности (Corporate Responsibility Index) на основе добровольного участия и при поддержке 150 компаний, больше половины которых входит в индекс FTSE 100. Членами движения Business in the Community являются 700 компаний, еще 1600 участвуют в его программах. Движение определило своей целью «способствовать привлечению компаний к постоянному совершенствованию влияния на общество и созданию соответствующих стимулов».

По словам Сержа Скотто, согласно объявленному в мае 2006 г. Индексу корпоративной ответственности, AstraZeneca заняла 39 место среди всех компаний, принимавших участие, и 1 место в фармсекторе.

Конечно, организация и проведение образовательных программ — лишь один из аспектов социальной активности фармбизнеса в России. Один — но исключительно важный как для тех, на кого он направлен, так и для самих компаний. Реализуя социальные научно-образовательные программы для медицинской аудитории, компания, с одной стороны, делает вклад в развитие нации и государства, а с другой стороны — повышает собственную эффективность и капитализацию. Организация и спонсирование образовательных проектов приносят бизнесу: известность; улучшение деловой репутации на местном и национальном уровне; рекламу товара, услуг; освещение своей деятельности в средствах массовой информации; улучшение взаимоотношений с инвесторами; доступ к определенным рынкам; обращение к целевым группам и т.д. Не случайно социальная ответственность бизнеса сегодня рассматривается как один из основных элементов PR-стратегии компаний.

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.