PHARMACEUTICAL MARKETS IN A NEW PARADIGM OF GLOBAL INSTITUTIANALIZA TION
tc
I
UJ
s ^
о ш
X
О X
о
rt
#
■X ■X
144
Adamanova Zeineb Osmanovna, DSc of Economics, Professor, Department of International Economics and the Theory of Economics, Crimean Engineering and Pedagogical University, Simferopol, Republic Of Crimea
New regularities and trends of the global pharmaceutical markets development were examined together with the analysis of the role of transnational companies in transformational processes of their product and geographical structure; the potential of the further monopolization and strategic concentration on the production of simplified product Une for the leadership, high-competitive positions in a global scale achievement was investigated too.
Keywords: globalization; pharmaceutical market; transnational corporation; concentration; innovations; biotechnologies; brending; generic.
УДК 338.3 ВАК РФ 08.00.14
© Адаманова З.О., 2018
АДАМАНОВА Зейнеб Османовна, доктор экономических наук, профессор, кафедра Мировой экономики и экономической теории, Крымский инженерно-педагогический университет, Симферополь, Республика Крым azo2005edielS)mail. ги
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ РЫНКИ В НОВОЙ ПАРАДИГМЕ ГЛОБАЛЬНОЙ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ
Рассматриваются закономерности и тенденции развития глобальных фармацевтических рынков с анализом роли транснациональных корпораций в процессах трансформаций их видовой и географической структуры, констатируется потенциал дальнейшей монополизации и стратегической концентрации на производстве упрощенной товарной номенклатуры для обеспечения лидерских высококонкурентных позиций в глобальном масштабе. Ключевые слова: глобализация; фармацевтический рынок; ТНК; концентрация; инновации; биотехнологии; брендирование; генерик.
I
Многие глобальные рынки в реалиях высококонкурентной борьбы и противоречивого динамизма представляют собой интерес не только, благодаря своим масштабам, специфике институционали-зации и проблемам развития, а благодаря социальной направленности и значению для обеспечения не только национальной, но и мировой безопасности, не говоря уже о их роли в формировании геополитических конфигураций и будущих разломов на глобальной карте производства и потребления. К таким рынкам, без сомнения, принадлежат фармацевтические, которые не только характеризуются высоким уровнем рентабельности и прибыльности, но и потенциалом образования и поддержки кластерных образований на стыке национальных границ, интересов и амбиций. Если перейти к непосредственному анализу этих образований, то очевидным станет концепт ряда качественных тенденций их развития, к приоритетнейшим из которых следует отнести следующие:
- глобальная стандартизация производства и дистибьюции (GMP, GLP, GDP);
- преимущественный переход от ориентации на производство оригинальных препаратов к максимизации доли генериков;
- минимизация затрат на государственную поддержку медицины, что осуществляется активным реформированием отрасли во многих странах;
- возрастание роли межгосударственного регулирования рынка медицинских препаратов с делегированием полномочий FDA, KFDA, ANVISA, WHO и другим;
- увеличение затрат на создание, производство и внедрение лекарственных препаратов на рынок (с 300 млн дол. до 1,5 млрд дол. США);
- дефицит инноваций в фармацевтической промышленности и инвестирование в биотехнологические разработки (биосимиляры);
- переход к медицинскому страхованию;
- увеличение ассортимента продукции и диверсификация продуктовых портфелей компаний;
- переориентация рынка продавца на рынок покупателя;
- неэластичность спроса к цене;
- декларируемая высокая корпоративная социальная ответственность (КСО);
- длительность бизнес-циклов;
- гетерогенность источников финансирования;
- ужесточение контроля со стороны регу-ляторных органов;
- использование 1п1егпе1:-технологий и тНеаМ программ для смартфонов;
- активизация процессов слияний и поглощений мировых ТНК с национальными производителями и дистрибьюторами.
Этот ряд тенденций, безусловно, определяет контуры развития всего рынка фармацевтических препаратов, который также включает рынок биотехнологий, инструментов и услуг для биопромышленности и т.д. Его объем растет с каждым годом.
Таблица 1 - Объем глобального фармацевтического рынка за 2014 г. [б]
В сегодняшний реалиях фармацевтический рынок имеет очень неплохие перспективы дальнейшей структуризации и развития. Это обуславливается совокупностью целого ряда прогнозов. К основным из них можно отнести:
1. Высокие темпы роста. В 2015 г. объем мирового фармацевтического рынка составил более 1 трлн дол. США. В 2016 г. он вырос до 1,2 трлн дол. США. Ожидаемый рост в основном мотивируется расширением рынка за счет ведущих стран, которые развиваются и препара-тов-генериков. Кроме того, на рост продаж лекарственных препаратов также влияют:
- общий рост заболеваемости, обусловленный усилением влияния техногенных факторов и ухудшения экологической обстановки;
- тенденция старения населения в развитых странах;
- рост уровня доходов населения в Китае, Индии, Российской Федерации, странах Восточной Европы, что содействует использованию более дорогих и качественных препаратов.
2. Структурные трансформации рынка. К четверке стран-крупнейших производителей можно отнести Швейцарию, Бельгию, США и Францию. При этом в импорте фармацевтичес-
кой продукции на душу населения лидирует Ирландия (6515 дол. США), как и за долей экспорта данной продукции в совокупном экспорте страны (23%). Лидерами по доле экспорта фармацевтической продукции в совокупном экспорте страны являются Швейцария (15,7%), Бельгия (13,8%), Израиль (11,0%), Словения (9,0%). К странам-лидерам по импорту фармац-вевтической продукции относятся США, Германия, Бельгия, Франция, Великобритания.
Компаниями-лидерами мирового фармацевтического рынка по объемам производства и продаж являются крупнейшие ТНК, к числу которых принадлежат Novartis, Pfizer, Merck&Co, Johnson&Johnson, Roche и другие.
2. Сокращение доли развитых стран в производстве и потреблении фармацевтической продукции. Ведущими игроками на рынке становятся развивающиеся страны. На их долю в 2013 г. приходилось 66% (631 млрд дол. США),
3. Длительный цикл разработки и высокая наукоемкость лекарственных препаратов. На сегодня затраты на разработку одного лекарственного препарата превышают 1,38 млрд дол. США сравнительно с 138 млн дол. США в 1975 г. При этом на
разработку и клинические испытания лекарственного препарата или вакцины приходится 10-15 лет. Возрастание затрат вызвано потребностью в наличии более безопасных лекарств, повышенного качества терапии и уменьшении побочных действий для пациентов. (см. табл. 2). По сравнению с другими отраслями на исследования и разработки в фармацевтической отрасли приходилась большая часть инвестиционных вливаний даже во время экономического и финансового кризиса. Так, например, годовые отчисления на R&D в фармацевтической отрасли составляли 120 млрд дол. США, что в пять раз превышает аналогичные инвестиции в аэрокосмической и оборонной промышленности, в 3,75 раза - в химической промышленности и в 2,5 раза - в компьютерной отрасли.
4. Сокращение доли патентованных лекарственных препаратов.
Брендированные инновационные лекарственные препараты (оригинальные препараты) в 2011 г. составили более 2/3 общего потребления фармацевтической продукции (63%, или 596 млрд дол. США). Однако, по мере завершения сроков действия патентов на развитых рынках, их доля значительно уменьшит-
Фармацевтические компании Объем продаж глобального фармацевтического рынка в стоимостном выражении (млрд дол.) Объем продаж глобального фармацевтического рынка (относительная доля рынка, %)
Фармацевтические 797,7 72,1
препараты (ЛС)
Биотехнологии 289,1 26,1
Биопромышленность 20,3 1,8
Всего 1107,1 100
I
UJ
S ^
О ш
Z
О X
о ^
■X ■X ■X
146
ся. В 2016 г. доля данных препаратов составит 53%, но в стоимостном выражении вырастет до 615-645 млрд дол. США. При этом на рынках развитых стран доля запатентованных лекарств сохранится на уровне 70% от всех потребленных препаратов. По оценкам исследователей фармацевтических рынков и производителей в США, средний срок действия патентов в США составляет 11,5 лет. Как показывает практика, лечение, в ходе которого врач выписывает только патентованные медикаменты, обходится пациенту в три раза дороже, чем аналогичный курс, составленных из непатентирован-ных лекарств.
Концентрация на препаратах-генериках выступает ключевым ориентиром деятельности компаний на развивающихся рынках. Выручка от реализации генериков в 2015 г. составила 426 млрд дол.
Таблица 2 - Затраты фармацевтического рынка [5]
Таблица 3 - Географическая структура глобального фармацевтического рынка [5]
Регион/страна Удельный вес, %
Северная Америка 49
США 45
Канада 3
Европа: топ-5 22
Германия 7
Франция 6
Великобритания 3
Италия 3
Испания 3
Япония 16
Китайская Народная Республика 5
Латинская Америка: топ-3 5
Бразилия 3
Мексика 1
Аргентина 1
Венесуэла 1
Австралия/Новая Зеландия 2
Всего 100
Компания Количество препа- Общие R&D Средние R&D
ратов, получивших возможность марке- затраты в 1997-2015 гг., затраты в 1997-2015 гг.,
тирования в 19972015 гг. млрд дол. млрд дол.
AstraZeneca 5 58,86 11,79
GlaxoSmithKline 10 81,71 8,17
Sanofi 8 63,27 7.91
Roche Holding AG 11 85,84 7,8
Pfizer Inc. 14 108,18 7,73
Johnson&Johnson 15 88,29 5,89
Eli Lilly&Co. 11 50,35 4,58
Abbott Laboratories 8 35,97 4,5
Merck&Co.Inc. 16 67,36 4,21
Bristol-Myers Squibb Co. 11 45,675 4,15
Novartis AG 21 83,646 3,98
Amgen Inc. 9 33,229 3,69
5. Расширение спектра медицинской продукции особенного спроса и предложения, ориентированной на определенные потребительские ниши. Прогнозируется, что к классам лекарственных препаратов, на которые будет приходится наибольшая доля затрат в 2018 г. будут принадлежать лекарства от рака, диабета, астмы, аутоимунных заболеваний и препараты, которые регулируют липидный обмен. Перспективным представляется и направление ветеринарии.
Географическая структура глобального фармацевтического рынка имеет свои особенности (см. табл. 3) на три фармацевтические региона (США, Европа, Япония) приходится примерно 84% всего рынка лекарственных препаратов. Доля США составляет45%, вто время, как пять лет назад она была 54%.
В Европе же намечается некоторая стагнация развития фармацевтического рынка (при этом Франция, Германия, Великобритания, Италия и Испания обеспечивают более 70% объемов продаж фармацевтической продукции).
Локомотивом роста рынка фармацевтической продукции является группа из 21 стран, которая входит в так называемую категорию "Pharmerging Markets", увеличив свою долю с 24% в 2013 г. до 32% в 2017 г.
Самым динамичным фармацевтическим рынком является рынок Китайской Народной Республики, который только в 2014 г. вырос на 13,5%. Планируется, что до 2018 г. рост китайского сегмента немного затормозится и остановится на уровне 10-12 %, чтобы в этом году достичь уровня 170 млрд дол. США.
Таблица 3 - Рейтинг ведущих фармацевтических компаний по объему продаж и чистой прибыли в 2014 г. [6]
Компания Объем продаж, млрд дол. США Чистая прибыль, млрд дол. США
2013 2014 Отклонение% 2013 2014 Отклонение%
Novartis 57,920 57,996 0,1 11,952 10,736 -10,2
Roche 48,530 49,860 2,7 17,346 17,016 -1,9
Pfizer 51,584 49,605 -3,8 22,003 9,135 -58,5
Sanofi 43,080 43,070 2,4 6,687 7,393 10,6
Maerck- 44,033 42,237 -4,1 4,404 11,920 170,7
SharpDohme
GlaxoSmithKline 41,613 37,960 -8,8 10,640 10,883 2,3
Все же рынки стран, которые развиваются, по темпам роста, можно поделить на три группы. Первую представляет Китай с годовым приростом 15-18 %, вторую - Бразилия, Российская Федерация и Индия с темпом роста 9-14 %, а третью - 17 стран (в том числе Польша, Аргентина, Турция, Мексика, Венесуэла, Вьетнам,
Румыния, Саудовская Аравия, Колумбия), ежегодный темп прироста фармацевтических рынков которых составляет 7-10 %.
Особенностью фармацевтической отрасли выступает не только ее географическая кон-центрированность, но и решающая роль транснациональный образований, на долю которых приходится 95% мирового производства лекарственных препаратов.
Анализ ключевых тенденций развития фармацевтического рынка в глобальном разрезе дают все основания утверждать об образовании, если можно так выразиться, самостоятельного глобального бизнес-анклава со своими внутренними (интернальными) особенностями и закономерностями развития, который хотя пока и подпадает под международные регуля-торные нормы, но вполне может их обходить, владея хорошо отлаженной сетевой организацией и культурой, собственными армиями про-моутеров, посредников, полуофициальных структур, инновационными центрами и лабораториями, но главным преимуществом этого рынка является его инновационный потенциал и способность не только генерировать нововведения, но и управлять ими, способствуя возрастанию зависимости, манипулируемости и уязвимости отдельных национальных рынков. Ведь некоторые страны по объему производства ВВП вполне сопоставимы с крупнейшими фармацевтическими компаниями, которые,
при желании, могут обрушить всю существующую систему социальных гарантий и координат в нестойких и незрелых обществах и цивилизациях. В этих условиях резко возрастает роль государства, как гаранта стабильности и предсказуемости развития внутренней системы, как регулятора и арбитра при наступлении конфликтных ситуаций, что в условиях монопольного диктата крупнейших фарм-произво-дителей сделать будет все более сложно и проблематично. Однако обеспечение национальной фармацевтической безопасности -это императив развития самодостаточного и высококонкурентного общества и государственного образования.
Литература:
1. Адаманова 3.0. Инновационные стратегии экономического развития в условиях глобализации : монография / 3.0. Адаманова. - Симферополь : Крымучпедгиз, 2005. - 504 с.
2. Кальченко Т.В. Глобальна економка : навчаль-ний поабник / Т.В. Кальченко. - К. : КНЕУ, 2009. -364 с.
3. Гончарова Н. Инновационность конкурентных факторов экономического развития / Н. Гончарова // Актуальш проблеми економ1ки. - 2007. -№3.-С. 43-51.
4. GE Global Innovation Barometer. - 2012. - 32 p. -Режим доступу: http://www.files.gereports.com/wp-content/uploads/2012/01/GIB-results.pdf
5. http://pharma.net.ua/ - первый независимый фармацевтический бизнес-портал
6. http://fas.gov.ru/ - анализ состояния мирового фармацевтического рынка и рынка России.
ECONOMIC SECURITY: SIGNIFICANCE AND ITS SUSTA IN A BILITY
Alpysbayev Kaisar Serikuly, Postgraduate student, Department Accounting and Audit, National Research Nuclear University "MEPhi", Moscow, Almaty, Republic of Kazakhstan
The article discusses actual issues of the role and necessity of ensuring economic security of the country in the context of globalization and integration, important is the strengthening of the state's position and the formation of a policy of economic security aimed at reducing negative factors, strengthening economic independence and sustainable development of the state.
Keywords: economic security; sustainable economic development; indicators of economic security; external and interna/ threats.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПА СНОСТЬ: ЗНА ЧЕНИЕ И ЕЕ УСТОЙЧИВОСТЬ
В статье рассматриваются актуальные вопросы роли и необходимости обеспечения экономической безопасности страны в условиях глобализации и интеграции. Важным становится усиление позиций государства и формирование политики экономической безопасности, направленной на снижение негативных факторов, усиление экономической независимости и устойчивого развития государства.
Ключевые слова: экономическая безопасность; устойчивое экономическое развитие; показатели экономической безопасности; внешние и внутренние угрозы.
УДК 338.2 ВАК РФ 08.00.05
©Алпысбаев К.С., 2018
АЛПЫСБА ЕВ Кайсар Серикулы, аспирант, кафедра Бухгалтерского учета и аудита, Национальный исследова тельский ядерный университет "МИФИ", Москва, Алматы, Республика Казахстан ка'15аг2003@таИ. г и